Воспитательное значение русских народных сказок

Консультация для родителей «Воспитательное значение русских народных сказок»

Наталия Комина
Консультация для родителей «Воспитательное значение русских народных сказок»

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказкипомогут педагогу показать:

1. Как дружба помогает победить зло («Зимовье»)

2. Как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»)

3. Что зло наказуемо («Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка»)

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высоко-го мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. «В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными-помощниками. Они действуют, как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку» («Иван-царевич и серый волк»)

Существует такая категория сказок,в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет-нарушение-кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или «страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5-6 лет (не раньше) Взрослые иногда отрицательно относятся к страшилкам, но они также традиционны, как и волшебные сказки, или сказки о животных. В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей, т. е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки,в которых почти никогда нет полной семьи: внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец- с тремя сыновьями, девочка – с отцом и мачехой. Поэтому сними случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.

В «страшилках» нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.

Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную вос-питательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Зимние постройки по мотивам русских народных сказок Воспитатель: Алексеева Юлия Ильясовна «Пусть детство будет словно сказка, Пусть чудеса творятся каждый миг, И мир вокруг пусть добрым.

Книга прочитанных русских народных сказок Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать.

Консультация для родителей «ФЭМП в русских народных сказках» Консультация для родителей Как и какие сказки отражают математические понятияМатематика в сказках эта не та обычная математика,.

Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников» Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать.

По развитию речи «В страну русских народных сказок» в младшей группе» Вид занятия: познавательное (итоговое). Цель: 1. Закрепление знаний детей о русских народных сказках. Задачи: 1. Расширить словарный запас.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок» ПРОЕКТ «Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок» Разработала и провела воспитатель: Олифер Надежда Геннадьевна.

Рецензия на квест-игру «По страницам русских народных сказок» Рецензия на организованную образовательную деятельность. Тема: «По страницам русских народных сказок». Направленность: познавательное развитие,.

Сказочная игра-викторина «Путешествие по стране русских народных сказок» Разработала учитель начальных классов Чашкина Мария Владимировна МОУ ООШ №15 города Шуя Ивановской области Сценарий сказочной игры-викторины.

Читайте также:  Детский рисунок сказка снежная королева

Театральная деятельность в средней группе по мотивам русских народных сказок 2019 год в России объявлен годом театра. На занятиях по художественно-творческой деятельности, при знакомстве с произведениями художественной.

Источник

Воспитательное значение сказки

СКАЗКИ

Воспитательное значение.

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.

По мнению Вас. Александр. Сухомлинского, без сказки нельзя представить детства.

Сказки возникли в древнейшие времена. Жанр оказался так жизне­способен потому, что прекрасно подходит для выражения и со­хранения фундаментальных человеческих истин, основ челове­ческого бытия.

Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси. Сказитель живо реагировал на реакции аудитории и тут же вносил поправки в повествова­ние. Поэтому сказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров.

Сказки наилучшим образом отвечают запро­сам детей, органично соответствуя детской психологии.

1. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Она все­гда на стороне обиженных и притесняемых. Сказка указывает правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки. Т. об., в сказках выражена существенная черта мировосприятия народа — твердая вера в справедливость.

2. В сказке ребенку доступно открываются тайны древнего миропонимания. Они находятся самостоятельно, без объяснений, что способствует росту сознания ребенка.

3. Фантастический мир сказки есть отображение реального мира. Сравнивая сказочный мир с реальным, ребеноксамостоятельно развивают мыш­ление (он сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается). Сказка делает ребен­ка активным участни­ком происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу и приучает к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно боль­шой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающий­ся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малы­шей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомля­ется, делается нервным, и именно сказка освобождает его созна­ние от всего неважного, необязательного, концентрируя внима­ние на простых действиях героев и мыслях о том, почему все про­исходит так, а не иначе.

4. Для детей вовсе не важно, кто герой сказки, важно, как он себя ведет, каков он — кра­сив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества герояи никогда не прибегает к пси­хологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает ка­кое-нибудь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен. Персонажи в сказ­ке контрастны, что и определяет сюжет.

Особенности построения сказки.

Сказочный герой – идеальный образец для подражания: добрый, справедливый, краси­вый, сильный; он обязательно добивается успеха, преодолевая всяческие препятствия не только с помощью чудесных помощни­ков, но прежде всего благодаря личным качествам — уму, силе духа, самоотверженности, изобретательности, смекалке. Таким хотел бы стать каждый ребенок.

Воспитательное значение сказки

Сказка представляет большую общественную ценность состоящую в ее познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой.

2. Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом.

3. Эстетическое значениев том,что для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.

В сказочном эпосе различают три жанровые разновидности: сказки о животных, волшебные сказки и сказ­ки на бытовые темы. Все они входят в круг детского чтения.

Источник

«Воспитательное значение сказок «

специалист в области арт-терапии

Воспитательное значение сказок

Воспитательная роль сказок очень значима в процессе развития и становления маленького человека. Сказки – это своего рода «воспитательная система», которая включает в себя нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское воспитание и т.д.

Особо нужно подчеркнуть роль сказки в жизни ребенка. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учится в ней жить. Сказка базируется на народно-эстетической культуре, на фольклорных тонах и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Специфика сказки в том, что она является продуктом творчества определенного народа.

Именно сказки являются столь мощным инструментом для воспитания, обучения детей, поэтому дети мыслят образами. И лучшим способом преподать какие-то истины ребенку с помощью образов является именно сказка. Так, малыш, представляя для себя образы, начинает понимать внутренний мир героев, верить вместе с ними в то, что добро победит, сопереживать им. Помимо того, что сказка является просто приятным времяпрепровождением, она еще способна снять состояние тревоги, волнения у ребенка.

Отмечая роль детских сказок в развитии малыша, стоит сказать о том, что сказки не только способны расширить словарный запас ребенка, но также помогают научиться правильно строить диалог с собеседником, а также помогают развивать логическую связную речь. Помимо всего прочего, во время прочтения сказки у малыша формируется и закрепляется умение задавать вопросы.

Задача воспитания ребенка с помощью сказки является достаточно сложной. Необходимо учитывать, что каждый ребенок индивидуален и, соответственно, под его потребности, особенности, нужно выбирать те или иные сказки.

Тот факт, что в сказках всегда побеждает именно добро, является одним из важнейших факторов в воспитании детей. Зная это, малыш будет больше уверен в своих силах и гораздо легче сможет справляться с жизненными трудностями, воспринимать какие-то неудачи. Разумеется, жизнь обязательно внесет свои коррективы, но подсознание будет бережно хранить первые уроки, которые человек, будучи ребенком, вынес из сказок.

Читайте также:  Валентина осеева рассказ бабушка

Сказки являются отличным инструментом по воспитанию личности. При этом сказки развивают чувства, а не рассудок. Если во время прочтения сказок взрослый будет обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком сказочных персонажей, то возможно на раннем этапе выявить какие-то психологические проблемы малыша и, соответственно, устранить их на самой ранней стадии.

Таким образом, сказка – это жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера. Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка. Задача педагога – донести до сознания ребенка народную мудрость.

Источник

Консультация для родителей «Воспитательное значение русских народных сказок»

Анна Егорова
Консультация для родителей «Воспитательное значение русских народных сказок»

Консультация для родителей

«Воспитательное значение русских народных сказок»

Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой.

Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей.

Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно. Сказочныеперсонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях. Народный фольклор отражает моральные устои и традиционные ценности общества.

В детстве детей необходимо учить слушать сказки, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям произведения. Важно объяснить поступки персонажей и последствия этих поступков, повторить наиболее интересные, выразительные отрывки и дать возможность детям договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

учат дружить, в сказке «Волк и семеро козлят» добрые и миролюбивые побеждают. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка».

Воспитание детей сказками состоит в том, что нередко сами взрослые, по ходу чтения сказки дают свою оценку сказочным героям. Например, говорят, что лиса хитрая, а волк простофиля, верит ей, или, наоборот, лиса умница, обманула глупого волка.

Эти комментарии тоже очень влияют на нравственное воспитание детей и формирование у них системы ценностей.

Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально.

По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев. Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.

Чтение сказки детям – это необходимая нравственная, духовная работа, которая не менее важна, чем питание и сон ребенка. Поэтому неправильно поступают те родители, которые заменяют чтение сказки просмотром мультиков или прослушиванием сказки в аудиозаписи.

Чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка,

а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх

над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Фотоотчет «День России и русских народных сказок» Фотоотчет «День России и русских народных сказок» Сегодня, 13 июня, в младшей и средней группах прошел праздник «День России и русских.

Фотоотчет об изготовление театра картинок «Театр русских народных сказок» Добрый день, уважаемые коллеги! Дети и взрослые очень любят читать и слушать сказки. Особенно любимы нами русские народные сказки. В русских.

Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок» Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны.

Мастер-класс по созданию лэпбука «Знакомство с природным миром Белогорья по средствам русских народных сказок» На протяжении года работы по реализации регионального проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях.

Источник

Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста

Лариса Понкратова
Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста

Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.

В рейтинге лучших подарков для ребенка почетное место после игрушек и сладостей занимают сказки.

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает содержанием, и художественной формой.

Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребенка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую – либо психологическую проблему.

Читайте также:  Злой воин из сказки

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой, развивает музыкальный слух, речь, мышление, фантазию.

Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу.

Детям, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказка помогает ребенку в познании себя и в понимании окружающего мира.

Через сказку легче объяснить ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Ведь сказочныеперсонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя в определенных ситуациях.

В сказках для детей часто встречаются песенки. Песенка органически вплетается в содержании сказки,иногда являясь условным знаком: коза поет козляткам песенку,чтобы открыли ей дверь:

Песенка часто входит в диалог.Колобок в ответ на слова зайца: «Колобок, колобок, я тебя съем!»— поет веселую песню:

Я по коробу скребен…

Песенку в сказке следует спеть, но её мелодия должна быть простой, несложной.

Сказка дает своим героям меткие прозвища,которые так нравятся детям:

Лисичка – сестричка, лягушка – квакушка, мышка – норушка.

Слова –прозвища часто подкрепляются и звукоподражаниеми:

Петух в сказке поёт: «Ку – ка – ре –ку», собачка лает «ав – ав – ав»

Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение.

Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий.

Такими опорами могут быть хорошо иллюстрированные детские книжки.

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности:

1. Она легкая – у малыша должно хватить сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

3. Прочность – обычный или ламинированный картон.

4. В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок её лучше запомнил, нужно помочь ему понять её, пережить вместе с героями.

1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

2. Рассказывайте сказку с удовольствием.

3. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает. решить.

4. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её.

Сказки на пальчиках являются средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов, укрепляются мышцы, суставы и связки кистей рук. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов.

Веселые сказки, которые дети разыгрывают на пальцах, длятся всего несколько секунд, а текст сказок укладывается в маленькое четверостишие. Но для того, чтобы его сыграть,необходимо в своем воображении создать яркий образ: движения пальцев должны четко соответствовать смыслу сказки.

Не забывайте читать детям сказки на ночь.

Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь – это маленькие безопасные уроки жизни, это мамино «люблю», выраженное в каждой строчке.

Чтение «ночных» сказок – удачный вариант, который поможет папе сблизиться с ребенком.

Правильно преподнесенная ребенку сказка всегда будет для родителей помощником в воспитании и обучении.

Самое главное, чтобы каждая сказка, которую вы читаете с ребенком, заканчивалась счастливо! Тогда она будет праздником для детей и запомнится им на долгие годы.

Роль русской народной сказки в нравственном развитии детей «Роль русской народной сказки в нравственном развитии детей» подготовительная группа. 2 слайд Условия возникновения опыта: Я начала углублённо.

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Однажды придя к малышу, сказка останется с ним навсегда как чудо, как радость, как память. Сказку я использую как в воспитательно-образовательном.

Отчёт по инсценированию русской народной сказки «Репка» (для детей первой группы раннего возраста) Отчёт по инсценированию русской народной сказки «Репка» (для детей первой группы раннего возраста) Дети очень любят сказки, готовы слушать.

План-конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по чтению русской народной сказки «Хаврошечка» Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка»,.

Презентация «Роль подвижной русской народной игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 5–6 лет» Тип проекта: Творчески – информационный. По содержанию: обучающий. По числу участников проекта: групповой (15-25 человек, По времени.

Развлечение для детей группы младшего возраста по мотивам русской народной сказки «Колобок» Включить музыкальную заставку «В гостях у сказки» Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами окажемся в сказке. А вы отгадайте в какой? «Дед.

Развлечение для детей второй группы раннего возраста по мотивам русской народной сказки «Колобок» азвлечение для детей второй группы раннего возраста «Капелька» по мотивам русской народной сказки «Колобок» Цель: Учить детей активно.

Источник

Поделиться с друзьями
Наши дети
Adblock
detector