Волшебные места в русских сказках

Волшебные места в русских сказках

Сказочная карта Руси



Сказочная Карта Руси:
1. Сказочные Клубы и Вечерки
2. Сказочные Музеи и Усадьбы героев Русских Народных Сказок
3. Места Природной Силы Руси

1. Сказочные вечерки по всей Руси!

Русь просыпается весёлыми Танцами, красивыми Хороводами и добрыми Сказками! Найди своих!

Присоединяйся — Сказочные Клубы и Вечёрки.

Сказочные вечёрки по всей Руси!
Москва https://vk.com/rawdinner_fest

2. Сказочные Музеи и Усадьбы

Бабу-Ягу поселили в селе Кукобой (2-3 часа езды от Ярославля) в 2004 году и построили там Избушку на курьих ножках. Из давних времен дошла ярославская легенда о таинственной, безымянной старушке-задворенке. Проживала она в глубине глухих дремучих лесов, редко кому удавалось увидеть ее. Кстати, образ темного персонажа местные жители несколько исправили. В процессе «прописки» известной старушки возникли серьезные проблемы: дело в том, что село Кукобой славится множеством храмов и церквей, и священники были категорически против заселения «дьявольщины». Но, несмотря на это, всё разрешилось благополучно, и Баба-Яга исправилась: теперь она помогает нуждающимся, хотя время от времени и продолжает хулиганить. Если Вы решите поехать в резиденцию Бабы-Яги, то не удивляйтесь, что сначала Вас повезут в храм для того, чтобы купить святой воды и свечки. Только при таком вооружении можно смело заходить в Избушку. Также во владениях Бабы Яги вас ждет чай со знаменитыми кукобойскими пирогами, конкурсы и многое другое. В последнюю субботу июля всех приглашают на день рождения Бабы-яги. http://babajaga76.ru/dostoprimachayelnosti/sedmaya-skazochnaya-versta

Кикимора и сказки Васнецова – Кировская область

Золотая рыбка – Большое Болдино

Точным местом «рождения» Золотой рыбки признано село Большое Болдино Нижегородской области, где нет рек, но где Александр Сергеевич Пушкин и написал известную «Сказку о рыбаке и рыбке». Там же им были написаны еще более пятидесяти известных произведений. Для привлечения туристов в Большеболдинском районе собираются построить «Город сказок Пушкина» с комплексом аттракционов по мотивам произведений классика, детским театром и аквапарком «Золотая рыбка».

Колобок – село Новая Беденьга

Сначала Ульяновская область пыталась «застолбить» на сказочной карте имя Чебурашки, приводя в качестве основания упоминание в словаре Даля, однако создатель образа Чебурашки, Эдуард Успенский, выступил решительно против. Тем временем большинство сказочных персонажей разобрали другие города, и Ульяновску остался только Колобок. Благо здесь основания более-менее крепки: краевед Сергей Петров нашел симбирские корни персонажа в связи с колебяткой, симбирским колобком. Согласно словарю Даля, колебяткой в Ульяновской губернии называли хлеб из остатков теста. Это и есть колобок, муку для которого наскребали по сусекам.

Усадьба будет включать ряд объектов: «Домик Колобка», «Колобкодром», детскую площадку, а также производственную линию «Симбирские колобки». «Домик Колобка» будет представлять собой интерактивное пончиковое кафе (с детским и взрослым залами) с сувенирной лавкой и «живым» Колобком, выполнять функции которого, естественно, станет аниматор.

Кощей Бессмертный – Старица

В Курской области есть село Береза, которое наполнено легендами и преданиями. Почему это село является родиной Соловья-разбойника? Существует легенда, что при основании самого поселка крестьянин посадил три березы, о которых Соловей-разбойник много рассуждает в былине. Курскую прописку Соловья в свое время подтвердил даже известный археолог Юрий Липкинг в книге «Далекое прошлое соловьиного края».

Совсем недавно на «Сказочной карте России» появилась псковская Русалочка. То, что именно она стала сказочным символом Псковской области, объясняется просто: в Псковской области находится музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское», а у Пушкина в Лукоморье на ветвях дуба зеленого сидит именно русалка. Кстати, резиденция русалки будет располагаться в центре загородного отдыха «Лукоморье», так что все прекрасно увязывается.

Курочка Ряба – Ермаково

В августе в поселке Ермаково, что в Ярославской области, ежегодно проходит праздник, посвященный волшебной Курочке. Кроме того, здесь существует и музей Курочки Рябы, посетив который Вы не только увидите сказочную несушку в разных обличьях, но и узнаете о ремесле и быте на Руси.

Емеля и Щука – Ростов Великий

13 июня 1999г. граждане города-курорта Зеленоградска Калининградской области собрались на центральной площади города и специальным Актом усыновили «доселе беспризорного, беспаспортного и бесприютного Буратино». Жители города считают, что деревянный мальчик родился именно у них. И приводят аргумент: в Зеленоградске есть Поле чудес – то самое, описанное в “Золотом ключике”. Растут ли там денежные деревья, приезжайте сами и убедитесь.

В начале августа зеленоградцы отмечают День своего города. На этом празднике Буратино для каждого ребёнка найдёт какое-нибудь весёлое и забавное дело. Но если вдруг вам не удастся попасть в Зеленоградск на праздник, не волнуйтесь! Во-первых, море, лес, песок и солнце на родине Буратино работают круглосуточно. А во-вторых, в любую погоду вы попадёте в каморку папы Карло, где находится та самая потайная дверца за старым холстом и коллекция золотых ключиков (кстати, если у вас где-нибудь лежит без надобности интересный ключик – везите в подарок!). Вас проведут к мемориальным местам, связанным с необычайными приключениями Буратино. Вы своими глазами увидите дуб, на котором ночные разбойники подвешивали Буратино вниз головой, мост через Тортилин пруд, сосну, к которой приклеился бородой Карабас Барабас, копию уединённого домика Мальвины. А потом вы сами сыграете в сценке из спектакля про Буратино или в несколько буратинских игр. А потом закажете в Харчевне «Трёх пескарей» три корочки хлеба. А потом посетите Зеленоградский историко-археологический музей, где выставлены уникальные экспонаты о прошлом этой земли. Это же очень интересно!

Аленький Цветочек – Уфа

Еще в декабре 2010 года в одном из парков Уфы «расцвел» большой кованый Аленький цветочек, ставший популярной достопримечательностью среди влюбленных. Основанием для выбора столицы Башкирии родиной Аленького цветочка стал общеизвестный факт о месте рождения автора сказки Сергея Аксакова в родовом имении вблизи Уфы. Там в детстве писатель услышал эту историю от ключницы Пелагеи, рассказывавшей ему сказки, а позднее писатель создал книгу об истории Красавицы и Чудища, которую так и назвал «Аленький цветочек».

Илья Муромец – Муром

В центре Мурома, что во Владимирской области, установлен бронзовый монумент богатырю, а в историко-краеведческом музее есть экспозиция, посвященная богатырю. Во дворе музея растёт дуб, который помнит Илью Муромца, а из родников, которые появились в результате ударов копыт богатырского коня, люди и сегодня набирают святую воду. https://vk.com/ilya_muromets33

Добрыня Никитич – Шилово

Несмотря на то, что у популярного былинного героя есть, по крайней мере, девять вероятных прототипов, жители поселка Шилово в Рязанской области уверены, что больше всего на эту роль подходит добрый молодец Добрыня, который тут недалеко, на острове сидел и на тот берег Илье Муромцу топоры, играючи, кидал. Шиловцы всегда были уверены, что Добрыня — их земляк. Об этом еще в XIX веке рязанская пресса писала как о чем-то само собой разумеющемся. На гербе района изображен меч и пояс. В гимне упоминается «меч священный рязанца Добрыни». В Шиловском краеведческом музее хранится деталь боевого снаряжения богатыря (накладка на пояс), которую еще перед войной нашли при раскопках кургана.

Алеша Попович – Ростов Великий

Из всех достопримечательностей приезжим доступен лишь памятник смекалистому мастеровому.

Дед Мороз – Великий Устюг

Терем Снегурочки находится в Костроме. Вместе с ней в нем проживают Домовой, Домовиха и ученый Кот Баюн. И зимой и летом здесь можно померзнуть в Ледяном зале, посмотреть кукольное шоу, принять участие в игровых программах и пообщаться с самой Снегурочкой. Сайт Терема http://teremsnegurochki.ru

А еще в Костромской области находится деревня Щелыково (120 км от Костромы и 15 км от Кинешмы). Здесь расположено имение А.Н.Островского, который и написал сказку о Снегурочке. Музей-заповедник «Щелыково» предлагает программы «Встреча со Снегурочкой» и «Праздник в Берендеевой слободе». Подробнее http://www.shelykovo.ru/news/20750

Парк Сказов Бажова

Источник

LiveInternetLiveInternet

Видео

Музыка

Рубрики

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

РЕАЛЬНЫЕ ВОЛШЕБНЫЕ МЕСТА ИЗ МИРА СКАЗОК.

Туристические сказки
В детстве, а кое-кто уже и будучи взрослым, читая сказочную или фантастическую книгу, иногда настолько верили в реальность написанного, что очень удивлялись, узнав, что описанной страны не существует. Впрочем, это не всегда так: многие волшебные места из книг имеют свои реальные прототипы и туда вполне можно наведаться.

Читайте также:  Зинкевич евстигнеева сказка про чебурашку

Чудесный лес


Мост Винни Пуха в лесу Эшдаун, Суссекс, Великобритания

Как пишут авторы путеводителя, это идеальное место, чтобы встретиться с собственным «внутренним» ребенком. И тут же предупреждают: лес известен не только своим вкуснейшим медом, но и довольно опасным видом слонопотамов.

Некоторые места, о которых написано в книге, действительно можно найти в лесу, который, благодаря Винни-Пуху, давно обрел туристическую популярность. Увы, но увидеть игрушки, послужившие прототипами героев сказки, в Англии не удастся.

Еще в 1947 году они были вывезены в США на выставку и ныне хранятся в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Правда, вопрос возвращения экспонатов на родину не дает покоя британцам и даже поднимался в 1998 году в Британском парламенте. Зато в Оксфордшире можно принять участие в ежегодном чемпионате по игре в «пустяки», появившейся благодаря книге.

Королевство Нарния, где животные умеют разговаривать и работает магия, появилось благодаря Клайву Льюису, описавшему ее в цикле из семи детских фэнтези-книг.

Однозначного мнения, где же Льюис черпал вдохновение для описания удивительных пейзажей, не существует. Хотя многие склонны верить, что дремучие леса, зубчатые замки и высокие горы, о которых говорится в книге, можно найти в Северной Ирландии в графстве Давн.

Однако создатели фильмов о Нарнии нашли декорации для съемок своих хроник лишь в далекой Австралии. А третья картина цикла снималась в Новой Зеландии, на Белом острове, расположенном в заливе Изобилия.

Мифическая страна золота и драгоценных камней, где сокровища так же обычны, как у нас камни или булыжники, возникла стараниями первых колонизаторов Америки, привозивших из путешествий не только несметные сокровища, но и индейские легенды.


Испанцы искали волшебную страну на протяжении 250 лет, и хотя как-то королем даже был провозглашен «губернатор Эльдорадо», найти ее так и не удалось. Зато, благодаря многочисленным походам, в Южной Америке было сделано множество географических и этнографических открытий, правда, стоивших многим жизней.

И до сих пор немало туристических агентств в разных странах южноамериканского континента предлагают походы по джунглям, обещая в конце пути показать настоящую страну Эльдорадо.


Чем не Эльдорадо? Иерусалим, Израиль

Согласно легенде, на остров могут попасть лишь дети, а взрослым вход сюда запрещен. Хотя, обладая чистыми детскими помыслами, вполне можно проследовать маршрутом Питера Пэна над вершинами деревьев и через пещеры и оказаться в стране, где обитают Капитан Крюк, феи, русалки и пираты.

Однако если вы настроены исключительно на счастливую волну, вам будет проще простого отыскать дорогу к знаменитому дому Питера Пэна, капитана Крюка и феи Динь-Динь. Конечно, множественные солнца и луны создают в Неверлэнде немного сумасшедшую погоду, но шанс полетать над вершинами деревьев или погрузиться в пещеру с Питером и его компанией вполне компенсирует климатические неудобства.

Согласно одной из версий, Джеймс Барри назвал Неверлэнд в честь необжитой части северных территорий Австралии, которые до сих пор известны под названием Земля Никогда-Никогда. Однако надежные источники, близкие к группе потерянных мальчиков, сообщают, что больше всего на Неверлэнд похож Мадагаскар.

Едва ли найдется хотя бы один читатель, который не мечтал о том, чтобы отправиться в путешествие вслед за белым кроликом. Скорее всего, во время подобного путешествия вас будет немного «потряхивать». Впрочем, это вполне сравнимо с привычным полетом на самолете, зато в конце пути «пассажира» ожидает нечто гораздо более изумительное.

Путешествие через кроличью нору в наши времена кажется более фантастическим, чем полеты в космос, хотя в позапрошлом веке последнее казалось менее реальным. Волшебную страну, где обитают Чеширский кот и Мартовский Заяц, вполне можно найти, если как следует прогуляться в окрестностях Оксфорда, где когда-то учился Льюис Кэрролл.

А тем, кто хочет поближе познакомиться с героями книги, стоит отправиться в небольшой городок Рипон в Северном Йоркшире. Именно украшения местного кафедрального собора послужили для Льюиса источником вдохновения при создании образов.

На поиски легендарного замка короля Артура, где собирались рыцари Круглого Стола, можно потратить немало времени, поскольку изучающий эту эпоху ученый Норрис Лаэйси однажды заявил: “Камелот, который в принципе нигде не находится, может находиться где угодно”.

Однако этот факт отнюдь не останавливает историков и туристов, которые совершают массовые паломничества по «настоящим» местам, где король Артур стал обладателем волшебного меча Экскалибур, женился на леди Гиневре и пировал с рыцарями Круглого стола.

Среди направлений, предъявляющих «наследственные» права на славу полулегендарного короля, значатся городок Калиен в Южном Уэльсе и графство Сомерсет. Жители последнего уверены, что Камелот находился на том самом месте, где теперь возвышается замок Кэдбери.


Кедбери — Касл

Это и город Винчестер в графстве Хэмпшир, где в развалинах одноименного замка даже можно найти круглый стол.

Чтобы узнать список мест, действительно связанных с Артуром и его доблестными рыцарями, можно проконсультироваться хотя бы с Википедией.

В любом случае, путешествие по живописным уголкам Уэльса, Шотландии или Англии будет преисполнено неподдельным духом романтики и вы узнаете много нового об истории Объединенного королевства.

Ушедшая под воду страна, которую ищут с тех пор, как Платон упомянул о ней в 360 году до нашей эры, Атлантида остается благодатной темой для острых дискуссий.

В большинстве своем ученые признают: история об Атлантиде – типичный философский миф. Что, тем не менее, не мешает искать древнюю цивилизацию у берегов Испании и Марокко, на Канарских или Балеарских островах, на Крите и Санторини.

Ее искали в Атлантическом океане, Черном, Средиземном и Каспийском морях и даже в Антарктиде. Для туристов же проще всего поискать ее в Ирландии или в Андах, где она тоже, согласно множеству «доказательств», могла бы существовать.

По преданию, эта шотландская деревня появляется из тумана в один и тот же день каждые сто лет, поэтому неудивительно, что думая о призрачном Бригадуне, многие путешественники неизменно представляют Шотландию.

История о деревне, где ни на минуту не прекращается веселье, стала знаменитой благодаря одноименному американскому мюзиклу. Впервые же Бригадун упоминается в немецких сказках о проклятой деревне, обитателям которой разрешено покидать родные края только один раз в столетие.

Между тем, Бриг О’Дун наведет на кое-какие мысли поклонников творчества Роберта Бернса: поэт родился на юго-западе Шотландии в местечке Эллоуэй в графстве Эршир, что на реке Дун.

Бриг О’Дун – мост через эту реку и одновременно достопримечательность, которую должен посетить каждый любитель поэзии XVIII века. Если вы все же больше любите мюзиклы и желаете притвориться, что именно в вас влюбился герой Джина Келли, это место также подойдет.

Страна Оз Франка Баума, со всех сторон окруженная пустыней, разделена на четыре территории, включая земли манчкинов. К Изумрудному городу, столице волшебной страны, ведет дорога из желтого кирпича, которая связывает еще много чего любопытного.

Если туристов не испугают стаи летучих обезьян и комета, в Оз они смогут получить все сразу и вперемешку: летающий дом, убивающие туфли, робота-стимпанка, говорящего льва, мудрое пугало, злую ведьму и порочного волшебника.

Некоторые утверждают, что Фрэнк Баум аллегорически представил в своей книге Соединенные Штаты, но существует мнение, что настоящая страна Оз находится в Китае, а Сиднею, Чикаго и Дубаю прочат лавры Изумрудного города. Но Lonely Planet рекомендует старый добрый Канзас-Сити, где все начиналось.

В любом случае, отправляясь искать страну Оз, будьте осторожны, ведь первый фильм по этому произведению внесен в список «проклятых», из-за множества несчастных случаев на съемочной площадке. Кроме того, многие постановки произведения также были омрачены неприятностями, происходившими с актерами, причем чаще всего доставалось тем, кто играл роль злой волшебницы Гингемы.

Пожалуй, трудно найти несуществующую страну с более подробной картой и более полной задокументированной историей. Написанных Джоном Толкиеном «исторических свидетельств» о Средиземье существует даже больше, чем у некоторых реальных стран.

Благодаря автору фильма-трилогии «Властелин Колец» Питеру Джексону, в умах туристов Средиземье прочно связалось с Новой Зеландией и послужило массовому притоку туристов в эти дальние края.

Если отправляться настолько далеко не хочется, можно найти места и поближе: Аргентина, Шотландия, Румыния и Финляндия также имеют отношение к великому произведению.

Источник

Фольклор русского народа. Сказки волшебные и бытовые (часть 1)

Елена Горбатова
Фольклор русского народа. Сказки волшебные и бытовые (часть 1)

1. Отличительные особенности фольклора русского народа

Фольклор – сложное, синтетическое искусство; нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусства: словесного, музыкального, театрального. Он тесно связан с народным бытом и обрядами, отразил в себе особенности различных периодов истории. Именно поэтому им интересуются и его изучают различные науки.

Читайте также:  Как правильно пишется слово сделался

Фольклор отличается не только идейной глубиной, но и высочайшими художественными качествами. Художественная система русского фольклора своеобразна. В нем выработались особые жанровые формы произведений: былина, сказка, пословица, песня.

Народное поэтическое творчество имеет свои особые приемы и способы композиции: цепочная связь и ступенчатое сужение образов, градация, лейтмотивы, троекратные повторения. Велика роль фантастики, чудесного в сюжетах, особенно в сказках.

Отличия фольклорных произведений состоит также в том, что они создаются не на книжном, литературном языке, а на живом, разговорном, народном языке, имеющем свои лексические и звуковые черты, в том числе ударения, что идет от местных говоров.

В народном поэтическом творчестве выработалась своеобразная система выразительных средств. Это символика образов (Молодец – «сокол ясный», «сизый селезень», «лебедь белая», параллелизмы:

Полно, солнышко, из-за лесу светить,

Полно, красно, в саду яблони сушить;

Языку фольклорных произведений свойственно широкое употребление слов с уменьшительными, ласкательными суффиксами («рученьки», «младешенька», краткие прилагательные («быстра речка», «светел месяц») ; повторения предлогов:

Ай за славной за речкой за Камышинкой,

а также разнообразные типы повторений слов и словосочетаний.

Рифма используется в фольклоре лишь в особых случаях и имеет отличный от литературной формы характер. Это чаще всего рифма глагольная, парная.

Русские писатели и критики высоко оценивая художественные качества русского фольклора, видели в устном поэтическом творчестве проявление огромной талантливости русского народа. В связи с этим Пушкин говорил: «Изучение старинных песен, сказок и т. п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка».

Устное поэтическое творчество народа представляет большую общественную ценность, состоящую в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые непрерывно связаны между собой.

2. Русская народная сказка – сокровищница народной мудрости, свод законов человеческой жизни и общения

Сказка – популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется как песня, а рассказывается. Предметом повествованием в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Это определяет структуру сюжета. Он отличается многоэпизодностью, четкостью и динамичностью. Положительный герой преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточено вокруг основного персонажа и его судьбы.

Сказка отличается строгой формой. В ней почти не дается картин природы и быта, действие как бы обнажено. Сказке присущи почти постоянные композиционные особенности: зачины и концовка, повторение эпизодов, трехступенчатое строение сюжета, введение персонажей, животных и предметов, обычно чудесных, которые помогают герою достигать цели.

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной, что проявляется в установке на увлекательность, которая сочетается с поучительностью. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, ярком изображении «сказочного мира», удивительных существ и предметов, чудесных явлений, романтической окраске событий.

Сказка, несмотря на значительную роль фантастики имеет жизненные основания: в ней в особой форме отражается действительность, чаяния и ожидания народные, мечтания о лучшей жизни. Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, мечтали об ускорении движения по земле.

У сказки особая власть над людьми. Все подвластно силе могучего человеческого воображения. Волшебники действительно приходят к людям. Приходят, чтобы воодушевить, вдохновить, объяснить, посочувствовать, погоревать, утешить, воззвать к делам.

3. История происхождения волшебных сказок, связь с мифологическими и мистическими представлениями.

Волшебные сказки занимают в русском сказочном репертуаре довольно большое место. Они были популярны в народе. В известных сборниках русских сказок помещено значительное число произведений этой жанровой разновидности. Правда, иногда к волшебным сказкам относят произведения другой жанровой разновидности или даже другого жанра, например сказки-легенды, которые выделяют Ю. М. Соколов и В. И. Чичеров. Порой в волшебные сказки не включают произведения, явно относящиеся к этой разновидности. Это расширение или сужение рамок жанровой разновидности происходит потому, что обычно за критерий классификации принимается только так называемая «установка на вымысел». Но сказки нельзя определить как жанр или как жанровые разновидности лишь по одному признаку.

Основные особенности волшебных сказок состоят в значительно более развитом сюжетном действии, нежели в сказках о животных и в социально-бытовых сказках; в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий в достижении цели; в необычайности событий, чудесных происшествиях, совершающиеся благодаря тому, что определенные персонажи способны вызывать чудесные явления, которые могут возникать и в результате использования особых (чудесных) предметов; в особых приемах и способах композиции, повество-вания и стиля.

Сюжеты волшебных сказок построены на цепи чудес. Однако вопрос о фантастике в волшебных сказках требует рассмотрения ее характера, происхождения, жизненных основ и отношения к мифу.

Характер фантастики в волшебных сказках не всегда определялся точно. Обычно говорят о «вымысле». Но вымысел есть во всех жанрах фольклора. Вымысел в волшебных сказках носит характер фантастики, поэтому Н. В. Новиков предложил называть эту разновидность сказок волшебно-фантастическими. В обоснование такого названия он пишет: «Этот термин, несмотря на свою условность, раскрывает два начала в сказке — волшебное и фантастическое, на которых собственно и покоится ее поэтический вымысел. Начало волшебное заключает так называемые пережиточные моменты, и прежде всего религиозно-мифологические воззрения первобытного человека, одухотворение им вещей и явлений природы, приписывание этим вещам и явлениям магических свойств, различные религиозные культы, обычаи, обряды и т. п. Сказка полна мотивов содержащих в себе веру в существование «потустороннего мира» и возможность возвращения оттуда; представление о смерти, заключенной в какой-либо материальный предмет (яйцо, ящик, цветок, о чудесном рождении (от съеденной рыбы, выпитой воды и т. п., о превращении людей в животных, птиц, рыб, насекомых, о возможности браков девушек с животными и т. д.

Фантастическое же начало сказки вырастает на стихийно-мате-риалистической основе, замечательно верно улавливает закономерности развития объективной действительности. Это то, что М. Горький называл «поучительной выдумкой»—изумительной способностью «человеческой мысли заглядывать вперед факта». Происхождение фантастики имеет свои корни в особенностях уклада жизни и в мечте людей о господстве над природой.

В русской науке нередко употребляется термин «сказки мифологические». Он ведет начало от работ фольклористов первой половины XIX в., например от И. П. Сахарова. За ним следовали П. А. Бессонов, О. Ф. Миллер, собиратель сказок Е. Р. Романов и другие, которые называли волшебные сказки мифологическими.

Что же есть мифологического в русских волшебных сказках? Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках по воле персонажей, обладающих волшебными способностями, или по воле чудесных животных, или при помощи волшебных предметов; во-вторых, персонажи фантастического характера, такие, как баба-Яга, кощей, многоглавый змей; в-третьих, олицетворение сил природы, например, в образе морозко, одушевление деревьев (говорящие деревья); в-четвертых, антропоморфизм—наделение животных человеческими качествами — разумом и речью (говорящие конь, серый волк).

Но все это лишь следы мифологических представлений, так как «формирование классической формы волшебной сказки завершилось далеко за историческими пределами первобытнообщинного строя, в обществе, гораздо более развитом», — пишет Е. М. Мелетинский в статье «Миф и сказка».

Спорным остается вопрос о прямом происхождении волшебной сказки из мифа. Е. М. Мелетинский считает, что происходила трансформация мифа в сказку. На такой точке зрения стоят многие фольклористы. Но она требует еще достаточного обоснования. Правильно лишь мнение о том, что мифологическое мировоззрение дало основу поэтической форме сказки, создалась поэтическая мифология сказки. Перечисленные выше элементы мифологии, вошедшие в волшебную сказку, приобрели художественные функции.

Важным моментом является то, что сюжеты волшебных сказок, чудеса, о которых в них говорится, имеют жизненные основания. Это, во-первых, отражение особенностей груда и быта людей родового строя, их отношения к природе, часто их бессилие перед ней; во-вторых, отражение особенностей феодального строя, прежде всего раннего феодализма (царь — противник героя, борьба за наследство, получение царства и руки царевны за победу над злыми силами). Характерно, что капиталистические отношения не нашли отражения в волшебных сказках. Очевидно, ее развитие остановилось до формирования капиталистической формации.

Жизненной основой волшебных сказок была и та мечта о власти над природой, которая, по мнению М. Горького, так характерна для них.

4. Особенности волшебных сказок.

Сюжетный состав русских волшебных сказок исключительно богат. Из 192 сюжетов, включенных А. Аарне в указатель, Н. II. Андреев обнаружил в русских сказках 144, сверх этого 38 сюжетов неизвестны фольклору других народов.

Среди сюжетов русских волшебных сказок есть такие, которые особенно популярны, особенно любимы народом: «Три царства: золотое, серебряное и медное», «Чудесное бегство», «Волшебное кольцо», «Ивашка и ведьма», «Победитель змея», «Конек-Горбунок» «Сивко-Бурко», «Иван-Медвежье ушко», «Безручка», «Мертвая царевна».

В. Я. Пропп в указателе сюжетов, приложенном к изданию сказок Афанасьева (1957, делит русские волшебные сказки на группы соответственно действующим персонажам, что обусловлено его теорией функций действующих лиц.

Читайте также:  Инсценирование сказки зимовье зверей

В особую шестую группу —. «Прочие чудесные сказки»^ В. Я. Пропп выделил сказки, которые не укладывались в рамки первых пяти групп. Сюда вошли очень популярные сказки «Мальчик с пальчик», «Снегурочка», «Безручка», «Волшебное зеркальце».

Среди эпизодов и мотивов, составляющих действие, выделяются те, которые употребляются наиболее часто, обычны для волшебных сказок: причина, заставляющая героя действовать (отлучение от дома, трудное поручение, появление цели действия, выполнение поручения (нередко поиски похищенной девушки, обнаружение предмета поисков, стремление победить или перехитрить врага, бегство от него и. погоня, содействие чудесных помощников и использование чудесных предметов, битва с врагом, победа и наказание врага, торжество героя, который получает невесту и царство. Такова основная сюжетная схема волшебной сказки. Она варьируется в связи с конкретным содержанием произведения.

Сюжетные эпизоды и мотивы следуют в сказке в определенном порядке. Но вместе с тем в волшебных сказках чаще, чем в других разновидностях сказок, наблюдается так называемая контаминация—соединение различных сюжетов или включение в сюжет мотивов другого сюжета. При этом не нарушается целостность произведения, так как включается лишь то, что соответствует основному сюжету. Основой контаминации чаще всего служит тематическое сходство сюжетов.

Волшебные сказки имеют структуру, отличную от структуры сказок о животных и социально- бытовых. Прежде всего, им свойственно наличие особых элементов, которые получили название присказок, зачинов и концовок. Они служат внешнему оформлению произведения и обозначают его начало и конец.

Некоторые сказки начинаются присказками — шутливыми прибаутками, не связанными с сюжетом. Они обычно ритмичны и рифмованы. Цель их —привлечь внимание слушателей к тому, о чем далее пойдет речь. Так, сказка «Иван Сученко и белый Полянин» имеет присказку: «Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит бык печеный, возле него лук толченый; и шли три молодца, зашли да позавтракали, а дальше идут — похваляются, сами собой забавляются; были мы, братцы, у такого-то места, наедались пуще, чем деревенская баба теста! Это присказка, сказка будет впереди».

За присказкой, которая бывает далеко не у всех сказок, следует зачин, начинающий повествование. Его роль состоит в том, чтобы перенести слушателя в сказочный мир. Зачин говорит о времени и месте действия, обстановке, действующих лицах, т. е. представляет собой своеобразную экспозицию. Время и место действия, о которых говорится в зачине, неопределенны, более того — фантастичны. Это сразу показывает слушателям, что события, которые последуют далее, будут необычны. В волшебных сказках существует несколько типов зачинов; они отличаются от присказок тем, что употребляются в очень многих сказках. Лишь в некоторых начинается сразу действие: «Задумал царевич жениться, и невеста есть на примете — прекрасная царевна, да как достать ее?».

Наиболее употребителен зачин «жили-были», «жил-был», при этом указывается, кто жил («старик со старухой») и каковы обстоятельства («у них было три сына»). Другой тип зачина: «в некотором царстве, в некотором государстве.». Два эти зачина могут соединяться.

Сказка иногда имеет и концовку. Она носит шуточный характер, ритмична, рифмована, переключает внимание слушателей от сказочного мира к реальному. Существует несколько типов концовок. Наиболее простая: «А Мартынка и теперь живет, хлеб жует». Концовка может включать в себя заключение, вывод: «Стали они жить благополучно — в радости и спокойствии, и теперь живут, хлеб жуют»; «Иван-царевич простил ее и взял к себе; стали все вместе жить-поживать, лиха избывать».

Кроме концовки может быть конечная присказка, которая иногда соединяется с концовкой: «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мед-вино пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил ложку; кто легок на ножку, тот сбегай по ложку!»

Некоторого типа концовки и конечные присказки, как полагают фольклористы, — след профессиональных рассказчиков или след рассказывания сказок для детей: «Женился Иван крестьянский сын на прекрасной королевне, отпировал свадьбу богатую и стал себе жить, не тужить. Вот вам сказка, а мне бубликов связка».

Присказки, зачины и концовки имеют довольно устойчивый текст и представляют собой своего рода формулы.

В сказках часто употребляются и другого типа устойчивые формулы, которые определяют особенности персонажей, переходы от одной ситуации к другой, содержат в себе замечания по ходу действия. Таковы магические обращения: «Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!», «Сивка- бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой»; определения особенностей персонажей: «Баба-Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает», «Конь хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает»; описания внешности: «Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды», «По локоть в красном золоте, по колени в чистом серебре», наконец: «Ни в сказке сказать, ни пером описать»; замечания по ходу действия: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Повествование в волшебных сказках развивается последовательно, действие динамично, ситуации напряженны, нередко происходят страшные события, многое случается неожиданно, положения, в которые попадают герои, повторяются: три брата три раза ходят ловить Жар-птицу, три раза бьется герой со Змеем, три препятствия встречает он при достижении цели, три волшебных предмета бросает он при бегстве. Структура сказки подчинена созданию драматически напряженных ситуаций, преодоление их героем обнаруживает его удивительные качества. Удивительное — характерная особенность волшебных сказок.

Состав и расстановка действующих лиц в волшебных сказках не случайны. Они мотивируются идейным заданием сказок, состоящим в борьбе добрых и злых сил и в победе добра. Поэтому основой состава и расстановки персонажей служит антитеза. Персонажи волшебных сказок делятся на две группы: к одной относятся положительные, к другой — отрицательные. «Эти персонажи в своей совокупности составляют определенную систему образов, — пишет Н. В. Новиков. — Центральное место в ней занимают положительные герои, наделяемые силой, мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и многими другими идеальными физическими и моральными качествами, представляющими в глазах трудового народа наивысшую ценность в человеке. Это как бы персонажи первого ряда. Они в свою очередь разделяются на две большие группы — герои-богатыри (Покати- горошек, Медвежье Ушко, Иван Сучич и т. п.) и «иронические удачники» (Незнайка, Иванушка-дурачок, Емеля-дурачок). Во втором ряду располагаются помощники героя. Без них не обходится ни одна волшебно-фантастическая сказка. В числе помощников его могут быть люди, животные, фантастические существа, чудесные предметы (волшебный конь. Невидимка, дубинка). Наконец, в третьем ряду находятся противники героя —коварные, завистливые, жестокие и неблагодарные. Ими могут быть люди или фантастические существа (змей, кощей бессмертный, царские зятья и т. п.)».

Персонаж в волшебной сказке всегда носитель определенных моральных качеств. Комплекс основных черт его всегда устойчив. Могут меняться сюжетные ситуации, в которые он попадает, могут меняться второстепенные его черты, но основные сохраняются. Устойчивость особенностей характеров — первая отличительная черта персонажей этого рода сказок. Вторая — постоянство оценки персонажей: положительные действующие лица всегда положительны, отрицательные — отрицательны.

Игра-лото «Жизнь и быт русского народа» Цель игры: Знакомство детей с жизнью и бытом русского народа. Слава нашей стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Традиции русского народа» Интегрированное занятие в подготовительной группе «Традиции русского народа» Цель: Создание условий для расширения представлений о традициях.

Конспект НОД «Культура и традиции русского народа» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Ручеёк» общеразвивающего вида Пограничного муниципального.

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Быт русского народа» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской.

Дидактическое пособие «Лото «Предметы быта русского народа» Задачи: закреплять знания детей о предметах быта русского народа; развивать память, внимание, речь; воспитывать любовь к родному краю..

Мини-музей «Традиции и быт русского народа» Мини – музей в детском саду мне хотелось сделать давно. И вот, наконец, это свершилось. Мой мини музей связан с традициями и бытом русского.

НОД «Традиции и быт русского народа» НОД «Традиции и быт русского народа» Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Ознакомление детей дошкольного возраста с традициями русского народа Реализуя федеральный государственный образовательный стандарт в ДОУ, включая региональный компонент, а также работая над нравственно-патриотическим.

Парад дошколят, посвященный Великой Победе русского народа в ВОВ Парад дошколят, посвященный Великой Победе русского народа в ВОВ Стало доброй традицией в нашем детском саду №6 «Светлячок» организовывать.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал