Творчество крылова басни общая характеристика

Особенности и своеобразие басен Крылова

Иван Андреевич Крылов – самый знаменитый русский баснописец. Неслучайно он останавливает свой выбор на этом жанре. Дело в том, что именно он ближе всего и понятнее народу, а ведь именно для народа трудился писатель. «Мужицкое» отношение к окружающему миру и высмеивание недостатков человека – вот, в чем состоят особенности басен Крылова.

Художественные и жанровые особенности басен Крылова

Обычно Иван Андреевич в качестве образов выбирал животных. Основные его персонажи – Лиса, Волк и другие. За образами животных скрывались конкретные лица, отличавшиеся жадностью, глупостью, злобой и другими пороками, которые больше всего раздражали автора. Именно их он изобличал и высмеивал в своих произведениях.

Основные художественные особенности басен Крылова – приближение произведений к большим жанрам, а именно – к роману и комедии, при этом характерный стиль сохранился – поучение и мораль.

Роль автора в произведение принадлежит рассказчику. Персонажи басни создают историю, и тут же происходит ее развязка. Мораль текста Иван Андреевич преподносит в виде пословиц и поговорок, которые близки и понятны простому народу.

Одна из основных тем произведений автора – труд. Он считает, что только профессионализм и взаимопонимание в коллективе могут дать положительный результат. Особенно четко эта мысль прослеживается в мини-рассказах «Квартет» и «Лебедь, рак и щука».

Еще одна излюбленная тема Ивана Андреевича – слабых и сильных. Обычно в таких произведениях он высмеивает власть. Фраза из одного произведения стала «крылатой» — «у сильного всегда бессильный виноват!».

Еще одна особенность басен Крылова – просто язык изложения, который близок простому народу. По этой причине его произведения легко читаются «на одном дыхании».

Насилие, взяточничество, продажный суд – эти темы также автор активно освещает в своих произведениях. Иван Андреевич с помощью художественных образов изобличает представителей власти, которые «вершат суд» не по справедливости, а по принципу – у кого больше денег, тот и прав.

Художественные особенности басни Крылова можно перечислять бесконечно. Это и неудивительно, ведь автор в своих произведениях всего за несколько строк может обличить все пороки человека. Несмотря на то, что написаны они в 19 веке, басни актуальны и в наши дни.

Источник

Басни Крылова. Иван Андреевич Крылов и его творчество

Из истории басен

Первым баснописцем считается Эзоп, живший в Древней Греции в VI-V ст. до н. э. У римлян знаменитым автором сатирических произведений был Федр (I век н. э.). XVII столетие подарило Франции и всему миру талантливого баснописца Жана де Лафонтена. В России самым известным сочинителем нравоучительных поэтических произведений был Иван Андреевич Крылов (1769-1844). Поэт написал за свою жизнь 236 басен, которые при нём были выпущены в 9 сборниках. В своих сатирических творениях Иван Андреевич затронул всю Россию: от простых мужиков до вельмож и царя. Некоторые басни Крылова по своим сюжетам перекликаются с произведениями Эзопа и Лафонтена. Есть в его творчестве и полностью оригинальные истории, содержание которых не встречалось нигде ранее.

Герои повествований

Каждому русскому человеку с детства знаком Иван Крылов. Басни его написаны доступным языком с использованием фразеологизмов, поговорок и пословиц. Их сюжеты отличаются достоверностью происходящего и затрагивают злободневные темы. Жадность, глупость, тщеславие, лицемерие, умственная ограниченность и прочие человеческие пороки преподносятся в произведениях поэта в самом непривлекательном виде. Хоть герои басен Крылова в большинстве своём животные, но их образы автор всегда ассоциировал с людьми. Его сатира высмеивает бездельников-дворян, судей, чиновников, бюрократов, безнаказанно творящих свои чёрные дела. Досталось от творчества Ивана Андреевича и императору Александру I: он не в самом лучшем виде представлен в образе царя зверей, льва, в баснях «Пёстрые овцы» и «Рыбья пляска». В противовес знати и богатым людям Крылов сочувствует беднякам, страдающим от беззакония и крепостного права.

Особенность творений поэта

Басни Крылова – короткие сатирические литературные творения, отличающиеся увлекательным сюжетом, динамичностью, реалистичными диалогами, психологической достоверностью образов героев. Одни из его сатир описывают бытовые сценки («Купец», «Два мужика»), другие являются аллегориями («Дикие козы»), третьи – памфлетами («Щука», «Пёстрые овцы»). Есть у Крылова и рассказы в стихотворной форме («Мот и Ласточка»). Уникальность басен поэта заключается в том, что, несмотря на свой более чем солидный возраст, они не потеряли актуальности и сегодня. И это неудивительно, ведь человеческие пороки с течением времени не меняются.

Характеристика «Квартета»

Знакома всем басня «Квартет». Крылова подтолкнули на её сознание неучи, которые берутся не за своё дело. Сюжет басни, написанной в 1811 году, довольно прост: мартышка, медведь, осёл и козёл решили организовать музыкальный квартет. Но как они ни старались играть на инструментах, сколько раз ни пересаживались, у них ничего не получалось. Герои басни не учли самого главного: одного желания недостаточно, чтобы стать музыкантами. Для этого нужно ещё как минимум знать нотную грамоту и владеть игрой на инструментах. Во фразе соловья, ставшего случайным свидетелем неудачных попыток квартета сыграть, заключается мораль всей басни: как бы они ни садились, но музыканты из них всё равно не получатся.

Басня «Квартет» Крылова относится не только к горе-музыкантам. Поэт в ней выражал мысли о том, что умение и талант необходимы во всех начинаниях, за которые берётся человек. Нередко люди переоценивают свои способности и хватаются за непосильные дела, будучи уверенными в том, что у них всё получится без знаний и предварительной подготовки. Тщеславие, самоуверенность и хвастливость застилают им глаза пеленой, и они не хотят понять одного: любому занятию нужно обучаться, а для этого необходимо долгое время и талант. В своём произведении автор открыто смеётся над глупцами и болтунами, у которых слова расходятся с делом. Герои басни «Квартет» олицетворяют у автора политических деятелей тех времён, которым не хватало профессионализма для принятия правильных решений.

Несколько слов о «Лебеде, раке и щуке»

Содержание и мораль «Вороны и лисицы»

В современную школьную программу всегда входит Иван Крылов. Басни его отличаются простотой восприятия и поэтому понятны детям всех возрастов. С особым интересом читает подрастающее поколение «Ворону и Лисицу», написанную автором в 1807 году. На создание произведения Крылова вдохновило творчество Эзопа, Федра, Лафонтена и прочих баснописцев, которые уже использовали похожий сюжет с лисой и вороной. Краткое содержание басни следующее: ворона где-то достала кусок сыра и взлетела на дерево, дабы съесть его. Пробегающей мимо лисе лакомство пришлось по душе, и она захотела выманить его у птицы. Сев под дерево, плутовка начала просить ворону спеть, всячески расхваливая её вокальные способности. Птица поддалась на льстивые речи, каркнула и сыр выпал из её клюва. Лиса схватила его и удрала. Мораль басни звучит в первых её строчках: с помощью лести человек всегда добьётся своего.

Читайте также:  Никита кожемяка былина или сказка

Другие известные басни

Мораль басен Крылова понятна каждому. В произведении «Стрекоза и Муравей» её смысл заключается в том, что тот, кто не думает о завтрашнем дне, рискует остаться голодным, холодным и без крыши над головой. Крылов воспевает в своём творении трудолюбие и насмехается над беззаботностью, глупостью и ленью.

Несмотря на то что басни Крылова короткие, в них очень чётко отображено отношение автора ко всевозможным человеческим недостаткам. Как ни странно, но по истечении двух столетий, прошедших со времён написания произведений поэта, в обществе ничего не изменилось, поэтому их можно и сегодня использовать в качестве нравоучительных историй и воспитывать на них подрастающее поколение.

Источник

Исследовательская работа «По стопам Крылова-баснописца «(Художественное своеобразие басен И.А.Крылова)

специалист в области арт-терапии

Городская научно-практическая конференция

По стопам Крылова-баснописца

(Художественное своеобразие басен И.А.Крылова)

Ахметшина Карина Рустемовна, ученица 5А класса

МБОУ «СОШ №114» Приволжского района г. Казани

Руководитель Паскарь Галия Сайлауовна,

учитель русского языка и литературы

Глава 2. Художественные особенности басен И.А.Крылова…………………………………….5

Глава 4. Речевая характеристика героев…..……………………………………………………. 8

Список использованной литературы……………………………………………………………..10

Сегодня в век XXI мы вновь обращаемся к творчеству И.А.Крылова. Более 200 лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные, нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт. На уроках литературы, внеклассного чтения мы познакомились с баснями Ивана Андреевича Крылова. У каждой басни И.А.Крылова своя история, свое художественное своеобразие.

Мы заинтересовались таким необычным литературным жанром, как басня, и решили провести своё исследование, выявить художественные особенности басен И.А.Крылова. Пойти по стопам великого баснописца.

Объектом исследования являются басни И.А.Крылова
Предмет исследования – языковой материал басен И.А. Крылова.
Цель исследования – определить художественное своеобразие басен И.А.Крылова.

Задачи исследовательской работы:

изучить басенное творчество И.А.Крылова;

выявить художественное своеобразие, особенности басен И.А.Крылова;

совершенствовать умение составлять связный текст ;

анализ и систематизация.

осмысленное прочтение басен;

Результаты работы могут быть использованы учащимися и учителями на уроках литературы при изучении тем «Русские басни», «Творчество И.А.Крылова», на уроках развития речи, внеклассного мероприятия.

Данная исследовательская работа поможет учащимся открыть завесу в мир басен И.А.Крылова, вызовет интерес к творчеству баснописца, к изучению предмета «Литература» и побудит стремление проявить свои творческие способности. И сследование может быть продолжено при изучении данного материала в последующих классах. ааааааааааааааа

« Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль…»

1. И.А. Крылов-великий баснописец

Иван Андреевич Крылов вошел в историю русской литературы как великий баснописец. А.С. Пушкин называл его «истинно народным». И это действительно было так, ведь каждый литературный персонаж Ивана Андреевича Крылова до сих пор учит доброму, светлому и вечному. Иван Андреевич Крылов прошел суровую школу жизни, смог отразить свой опыт в прекрасных баснях, ставших неотъемлемой частью классической русской литературы.

Иван Андреевич родился в Москве в 1769 году. Его отец служил в гарнизоне и не поощрял литературные интересы сына. А вот его мама, Мария Алексеевна, напротив, заботилась об образовании маленького Вани, пробуждала в нём интерес к книгам, любовь к чтению. Мальчик из-за отсутствия денег не учился в школе. Но всё это не помешало Крылову стать образованнейшим человеком своего времени. Иван Андреевич самостоятельно изучил русский и иностранные языки, литературу, математику. Он прекрасно рисовал, играл на скрипке.

Оставшись без родителей, работал в Петербурге переписчиком документов и одновременно занимался написанием пьес – трагедий и комедий. Писать басни он начал только в 37 лет. После приобретения известности в литературных кругах, некоторое время работал журналистом. Много путешествовал и жил в провинции, не переставая сочинять. После переезда в Москву вышли в свет его первые басни, которые разошлись на пословицы и крылатые слова. Самого писателя в народе стали звать «дедушкой Крыловым» — это имя надежно закрепилось в его биографии. Умер баснописец 9 ноября 1844 года.

2. Художественное своеобразие басен И.А.Крылова

В чем же художественное своеобразие басен И.А.Крылова? Чтобы найти ответ на данный вопрос, надо пойти по стопам великого баснописца. Басни Крылова охватывают широчайший круг тем, продиктован­ных самой жизнью, современной автору. В языковых средствах, образах Крылов идёт от фольклора.

В своих баснях Крылов искусно соединил книжную, поэтическую речь и разговорную, включая просторечия. Отсюда та необыкновенная лёгкость, простота языка, которыми не переставали восхищаться Жуковский и Гоголь.

Важнейшая черта басен И.А.Крылова— это народный разговорный язык с обильным включением просторечий («горланит вздор», «не впрок», «дыханье сперло»), фразеологизмов, пословиц и поговорок («Дело мастера боится», «Ласточка одна не делает вес­ны»). Недаром Белинский увидел в баснях Крылова черту, вообще свойственную русскому человеку, «способность коротко, ясно и вместе кудряво выражаться». Великий русский баснописец попол­нил русский язык множеством афоризмов и крылатых выражений («Слона-то я и не приметил», «А ларчик просто открывался», «Да воз и ныне там»), прочно вошедших в речь и обогативших совре­менный русский язык. Крылатые выражения помогают понять сюжет басни, мораль и сделать выводы и делают нашу речь более яркой.

Басенный в олк символизирует силу, лидерство, хитрость, злость, семью, охоту, поиск, тайну, свободу, индивидуальность («Волк и козленок», «Волки и волчонок», «Волк на псарне», «Волк и Кукушка», «Волк и кот», «Волк и Журавль», «Волк и Мышонок», «Волк и пастухи»).

Медведь символизирует выносливость, терпение, божественность, защиту, неуязвимость, правду, целительство, интуицию, силу, храбрость («Трудолюбивый Медведь», «Квартет», «Пустынник и медведь», «Медведь в сетях», «Медведь у пчел»).

Муравей — олицетворение трудолюбия, («Стрекоза и муравей», «Муравей»).

Лев символизирует королевские права, спокойствие, семью, силу, смелость («Лев и человек», «Лев и Волк», «Лев и Лисица», «Лев и Мышь»,«Лев и Комар»)

Осёл символизирует жадность, тупость, упрямость, самонадеянность, медлительность, невежество, глупость. («Осел», «Осёл и Соловей», «Осёл и Мужик», «Квартет», «Филин и Осел»).

Ягненок — кротости, слабости, беззащитности, как «Агнец Божий» («Волк и ягненок»)

Человек неотделим от своего социального положения, и через образы животных можно увидеть представителей различных социальных уровней. Цари, вельможи, чиновники, «маленькие люди» также нашли свое метафорическое отражение в образах животных у Крылова. Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой опорой социальной лестницы — государственными институтами. Для этого используются образы животных.

Источник

Поэтическое творчество И. А. Крылова

В ранний период творчества Крылов пробовал свои силы в различных литературных жанрах, но главный его вклад в русскую литературу состоит в том, что он возвёл басню на уровень классического совершенства.

Читайте также:  Бригадир жерар в рассказах конан

Всего им создано более 200 оригинальных басен и переработанных басен Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и др.).

Иван Андреевич Крылов (1769-1844)

Портрет И.А. Крылова. Художник неизвестен

И. Крылов «Отъезд из деревни» (отрывок)

Прости, любезное село,
Столица мира дорогого;
Прости, ключ чистый, как стекло,
И ты, тенистая дуброва,
В которой часто день бывал
Мне так короток, как минута,
Где часто соловей певал
Так чисто, нежно, как Анюта.
Простите вы, мои друзья,—
Из недр спокойства и свободы
Я еду в мрачный гроб природы —
Простите, в город еду я.

Не воздух легкий, ароматный
Мне будет грудь там оживлять:
Я еду в мир пустой, развратный
Седую, знойну пыль глотать.
1847

Стихотворение «К спящему дитяти» наполнено лиризмом, но в конце автор характеризует своё время как «железный век», в котором царят жестокость, ложная дружба, разврат и пороки.

И. Крылов. К спящему дитяти

‎Спи, любезное дитя,
В недрах мира и покою;
Спи, мой друг, поколь стрелою
Время быстрое, летя
В бездну вечности ужасной,
Не промчит зари твоей
Тихих и прекрасных дней;
Спи, доколе взор твой ясный
Не встречал тоски и бед,
И доколь путей к веселью
Ты не ставишь трудной целью:
Сердце с жадностью не ждет
Славы, почестей, побед.
Спи, доколе весь твой свет
Ограничен колыбелью.

‎Спи, дитя, – твой сладкий сон
Вспоминает человека,
Как сыпал спокойно он
В недрах золотого века.
Как твои приятны дни!
Как завидны мне они!
Там мечи раздоров блещут,
Растравляя бунтов яд;
Там пожары, язвы, глад
Смерть в поля и грады мещут;
А тебе, меж грозных туч,
Светит тихий солнца луч.
Всё вокруг тебя спокойно,
Всё приятно, тихо, стройно.
Ты откроешь кроткий взор –
И пробудятся утехи,
Игры, радости и смехи.
Ты заснул – и весь твой двор
Прикорнул вкруг колыбели:
У голов сны милы сели,
Задремал желаний рой,
Резвым утомясь порханьем,
Сам зефир заснул с тобой;
И едва своим дыханьем
Он колеблет полог твой.
Всё с тобою утихает,
Всё как будто в пеленах;
Лишь улыбка на устах
У тебя не засыпает
И вещает ясно мне,
Что ты счастлив и во сне.

‎Спи, дитя, друг милый мой!
Спи, доколь твой век так нежен,
Придет время, что сон твой,
Так не будет безмятежен.
Золотой твой век пройдет:
Век тебя железный ждет;
Ждут тебя сердца жестоки,
Ложна дружба, ложна честь;
Ждут развраты и пороки,
Чтоб тебе погибель сплесть.
Век наступит тот унылый;
Ты в пространный свет войдешь —
Тьмы в нем горестей найдешь;
И тогда уж, друг мой милый,
Так спокойно не заснешь.

И. Крылов. Эпиграмма

Напрасно человек
В науках тратит век:
Сколь в них премудрости сыскати ни желает,
Родится глупым он и глупым умирает.

В 1789 г. Крылов становится издателем и автором журнала «Почта духов», в котором критический материал подаёт в виде переписки духов с неким арабским волшебником. В этих письмах осуждаются недостатки представителей власти, чиновников, вельмож, судей, выражаются некоторые свободолюбивые мысли. Естественно, что через несколько месяцев правительство журнал закрыло.
Через два года Крылов начал издавать новый журнал «Зритель», в котором также помещал остросатирические произведения, в основном прозаические. После организованного правительством обыска в типографии «Зрителя» за Крыловым установили полицейский надзор, журнал также закрылся. Была и третья попытка основания журнала, но его ждала та же судьба. Крылов покинул Петербург. В этот период времени он жил в имении князя С.Ф. Голицына в Киевской губернии, работая секретарём князя и учителем его детей. Вместе с семьёй князя он переезжает в Ригу в 1801 г., а в 1804 г. отправляется в Москву в надежде серьёзно заняться литературным трудом. Возвратившись в 1804 г. в Петербург, Крылов знакомится с литераторами того времени (К. Батюшковым, Н. Гнедичем), пишет комедии, которые идут на столичной сцене: «Модная лавка» (1806), «Урок дочкам» (1807), в них он высмеивает галломанию русского общества (пристрастие ко всему французскому).

Басенный период творчества Крылова

К. Брюллов. Портрет баснописца И.А. Крылова (1839). Не окончен. Холст, масло. 102,3 x 86,2 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

В 1806 г. в журнале «Московский зритель» появились басни Крылова «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста» (переводы басен Лафонтена). Когда в 1805 г. Крылов показал поэту и баснописцу И.И. Дмитриеву свой перевод с французского языка этих двух басен Лафонтена, Дмитриев, прочитав их, сказал ему: «Это истинный ваш род; наконец, вы нашли его». С этого времени Крылов пишет в основном басни, они стали его настоящим призванием. Одна за другой выходят книги его басен, популярность баснописца растёт.
И хотя он формально состоял в обществе «Беседа любителей русского слова», члены которого боролись за русскую национальную культуру, он не разделял их архаических взглядов, тяготея больше к литературному кружку «Арзамас», члены которого боролись за обновление литературных жанров, за приближение русского языка к живой разговорной речи. Здесь он познакомился с В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным.
В 1812 г. в Петербурге открылась Публичная библиотека, Крылов получил сначала должность помощника библиотекаря, а затем почётную должность библиотекаря. Одновременно он создаёт новые басни. Полное собрание басен Крылова, вышедшее в год его смерти, состояло из 9 книг.

Могила Крылова на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Петербург)

В 1848 г. Императорская Академия художеств объявила конкурс на лучший проект монумента баснописцу. Через 1,5 года, после рассмотрения десятков предоставленных вариантов, комиссия выбрала работу скульптора П.К. Клодта. Мастер работал над памятником более 5 лет, образ Крылова получился живым и выразительным. Мемориал в 1855 г. был установлен в Санкт-Петербурге, в Летнем саду.

Особенность басен Крылова

Басни составляют самую ценную часть литературного наследия Крылова. Он создал принципиально новый вид басни: в ней отражалась русская действительность, русская история, русский характер, русские нравы и предрассудки. По словам Белинского, Крылов внёс в басню умение «чисто по-русски смотреть на вещи и схватить их смешную сторону».
Басни Крылова охватывают все проблемы общества его времени. Он высмеивает дворянскую спесь, гордыню при отсутствии собственных заслуг и достоинств («Гуси», «Листы и Корни», «Орёл и Пчела», «Орёл и Крот» и др.).
Крылов видел «повреждение нравов» в обществе, где царят зависть, скупость, лживость, лесть, алчность, невежество («Ворона и Лисица», «Лягушка и Вол», «Синица», «Лжец», «Зеркало и Обезьяна», «Муравей», «Свинья под дубом»).

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой.
‎Тихохонько Медведя толк ногой:
‎«Смотри-ка», говорит: «кум милый мой!
‎Что́ это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
‎Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
‎А, ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».
‎«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» – т
‎Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
—————
‎Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
‎Я даже видел то вчера:
Что Климыч на-руку нечист, все это знают;
‎Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.
1815

Читайте также:  С ума как пишется правильно сумма или

Иносказательный характер басни давал возможность Крылову высказать правду, высмеять нравственные и общественные пороки, злоупотребления. Об этом говорится в баснях «Слон на воеводстве», «Лягушки, просящие Царя», «Воспитание Льва», «Тришкин кафтан», «Две Бочки», «Рыбья пляска», «Волк и Мышонок», «Волки и Овцы», «Вельможа» и др.

И. Крылов «Вельможа»

‎Какой-то, в древности, Вельможа
‎С богато убранного ложа
Отправился в страну, где царствует Плутон.
‎Сказать простее, – умер он;
И так, как встарь велось, в аду на суд явился.
Тотчас допрос ему: «Чем был ты? где родился?»
«Родился в Персии, а чином был сатрап;
Но так как, живучи, я был здоровьем слаб,
‎То сам я областью не правил,
А все дела секретарю оставил».
‎«Что ж делал ты?» – «Пил, ел и спал,
Да всё подписывал, что он ни подавал».
«Скорей же в рай его!» – «Как! где же справедливость?»
Меркурий тут вскричал, забывши всю учтивость.
‎«Эх, братец!» отвечал Эак:
‎«Не знаешь дела ты никак.
Не видишь разве ты? Покойник – был дурак!
‎Что, если бы с такою властью
‎Взялся он за дела, к несчастью?
Ведь погубил бы целый край.
‎И ты б там слез не обобрался!
‎Затем-то и попал он в рай,
‎Что за дела не принимался».

Вчера я был в суде и видел там судью:
Ну, так и кажется, что быть ему в раю!
1834

Это последняя басня Крылова.
Некоторыми своими баснями Крылов откликался на важнейшие события своего времени, в частности, на Отечественную войну 1812 г.: «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Обоз», «Кот и Повар», «Раздел», «Щука и Кот» и др.

И. Крылов «Волк на псарне»

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор –
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня! – кричат, – огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, –
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я. » – «Послушай-ка, сосед, –
Тут ловчий перервал в ответ, –
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
1812

Под ловчим в басне подразумевается великий русский полководец М.И. Кутузов.
Поводом для написания басни «Волк на псарне» послужили события, связанные с желанием Наполеона вступить в мирные переговоры, которые были отклонены М.И. Кутузовым. Вскоре после этих переговоров Кутузов нанес войскам Наполеона поражение при Тарутине.
По свидетельству современника, басню «Волк на псарне» И. А. Крылов собственноручно переписал и отдал жене Кутузова, которая отправила ее мужу в письме. «М.И. Кутузов прочитал басню после сражения под Красным собравшимся вокруг него офицерам и при словах «а я, приятель, сед» снял фуражку и потряс наклоненной головой.» (Михайловский-Данилевский.).

По словам Белинского, басни Крылова – это «не просто басни: это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира – словом, что хотите, только не просто басня».
Ещё при жизни писателя его басни были переведены на основные европейские языки и получили мировую известность.

И. Крылов «Осёл и Соловей»

Осёл увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:
«Изрядно, – говорит, – сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и – полетел за тридевять полей.
______________

Избави, бог, и нас от этаких судей.
1811

Крылов, работая в одно время с Карамзиным и Жуковским, представлял им противовес, говоря о проблемах общества и не предаваясь мечтательной чувствительности. Появление басни «Листы и Корни», возможно, явилось откликом на обсуждение крестьянского вопроса, которым занимался созданный Александром I «негласный комитет».

И. Крылов «Листы и Корни»

‎В прекрасный летний день,
‎Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
‎Раскидисто и величаво?
‎Что́ б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
‎Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
‎Не мы ль красивостью своей
‎Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
‎Насвистывает соловей.
‎Да вы, зефиры, сами
‎Почти не расстаетесь с нами».
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
‎Вы кто такие там,
‎Что дерзко так считаться с нами стали?» –
Листы, по дереву шумя, залепетали.
‎«Мы те»,
‎Им снизу отвечали:
‎«Которые, здесь роясь в темноте,
‎Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
‎Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
‎А если корень иссушится, –
‎Не станет дерева, ни вас».

Памятник И.А. Крылову в Твери. Скульпторы С.Д. Шапошников и Д.В. Горлов, архитектор Н.В. Донских. Открыт 14 августа 1959 г. на улице Крылова

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Детский развивающий портал