Творчество к паустовского жанр рассказа золотая роза авторский идеал прекрасного

«Золотая роза», анализ повести Паустовского

История создания

Повесть «Золотая роза» была написана в 1955 г., когда Паустовский жил на Рижском взморье. Паустовский получил писательское признание и решил написать повесть о писательском труде. В неё вошли эпизоды из жизни 63-летнего писателя, в том числе и события последних месяцев (например, образ старика в буфете на Рижском взморье из главы «Старик в станционном буфете»).

Впервые повесть напечатана в журнале «Октябрь» в №№ 9,10 за 1955 г., а отдельным изданием вышла в 1956 г.

Паустовский ещё в 1953 г. упоминал, что задумал повесть до войны, но обстоятельства помешали реализации замысла. Книга, кроме того, представляет собой итог преподавательской деятельности писателя в Литературном институте им. Горького, где он вёл семинар прозы на протяжении 10 лет.

В последней главе «Напутствие самому себе» выражает уверенность, что это первая часть, начало книги о писательском труде. Действительно, были созданы отдельные главы о Чехове, Бунине, но вторая книга не была написана.

Литературное направление и жанр

Сам Паустовский определяет жанр произведения как повесть, но это условное определение. Повесть «Золотая роза» — это отдельные главы, объединённые темой писательского творчества. Наиболее близка «Золотая роза» в жанровом отношении к циклу.

Некоторые истории не связаны с биографией рассказчика, например, первая глава о золотой розе, которую мусорщик Шамет сделал из пыли ювелирных мастерских, главы о писателях. Остальные истории повествуют о разных эпизодах из жизни рассказчика, образ которого совпадает с писательской личностью Паустовского. Они не располагаются в хронологическом порядке, что опровергает жанровое определение повести, у которой фабула должна совпадать с сюжетом, то есть эпизоды должны быть расположены последовательно. Например, вторая глава описывает настоящее Паустовского – его жизнь на Рижском взморье, третья и четвёртая повествуют о юношеских стихах и первом рассказе, две следующие литературоведческие (о замысле произведения и его героях), потом глава о встрече героя с пустыней в детстве и воплощении темы пустыни в творчестве. Отдельные главы повествуют о писателях прошлого или современниках.

Сквозной тип речи в произведении – рассуждение в свободной форме, ограниченное тематикой творчества и сопряжённых с ней тем. Это поток свободно перетекающих друг в друга мыслей, ассоциаций, который иногда похож на модернистский приём потока сознания. Конечно, использование этого приёма не свидетельствует о том, что Паустовский принадлежит к модернистскому направлению, хотя его творчеству присущи определённые черты модернизма, а Википедия даже называет Паустовского романтиком (правильнее было бы говорить о неоромантизме, то есть модернизме). Из примет романтизма в повести стремление к недостижимому идеалу, восхищение дальними странами, необыкновенный поэтизм.

Каждый конкретный эпизод повести представляет собой подобие рассказа или новеллы, и многие эпические элементы автобиографичны. Эти рассказы или новеллы тяготеют к реалистическому направлению, они имеют черты очерков, во многих указано точное время и место действия.

Если говорить о жанре отдельных глав, то такой жанровый сплав в одном произведении совершенно уникален, могут соединяться черты автобиографии и исповеди, мемуаров и портретного очерка, бытовой зарисовки, жанровой картинки и пейзажной зарисовки.

Тема, основная мысль и проблематика

Во вступлении Паустовский определяет тему произведения как повесть «о прекрасной сущности писательского труда», «книгу о том, как пишутся книги».

Задача автора – проследить, «как из этих драгоценных пылинок рождается живой поток литературы».

Писатель видит своё предназначение в том, «чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце».

Таким образом, основная мысль повести: писательский труд – это счастье и тяжесть одновременно, это не ремесло и не занятие, а призвание.

Проблемы, поднимающиеся в повести, тоже связаны с писательским трудом. Прежде всего, это проблема писательской совести, которая вынуждает его совершать чудеса и выносить тяжелейшие испытания.

Близка к этой и проблема вдохновения. Это строго рабочее состояние, а не телячий восторг.

Рассматриваются проблемы, связанные с процессом написания произведения: замысел и его воплощение, жизненность героев, роль деталей и подробностей, проблема выбора материала и языковых средств для воплощения замысла.

Сюжет и композиция

Повесть в 200 страниц состоит из двух десятков глав. У неё нет целостного сюжета, зато все эпизоды скреплены единой темой писательского труда, образом рассказчика, который отбирает определённые эпизоды из собственной жизни и тех событий из жизни других людей, которые могут стать материалом для писателя: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца». Эти эпизоды – золотая пыль, из которой Шамет сделал розу счастья.

К некоторым главам Паустовский подбирает эпиграфы, другие напечатаны без эпиграфов. Некоторые главы начинаются с рассуждения, другие – с эпических эпизодов.

Герои повести

Героями повести стали писатели – современники Паустовского, с которыми он дружил, приятельствовал или был знаком, чью работу он наблюдал: Гайдар, Федин, Блок, Максим Горький, Пришвин, Багрицкий, Александр Грин. Герои также писатели прошлого: Андерсен, Золя, Мопассан, Чехов, Толстой, Гюго… Личность каждого из них переосмысливается писателем, который интерпретирует события по-своему. Так Андерсен, с точки зрения Паустовского, сознательно отказался от любви и семьи ради творчества, Мопассан умирал в муках, якобы искупая вину за разбитую жизнь влюблённой в него поклонницы.

Каждый упомянутый в повести герой – действительно выдающийся человек. Таков Шамет, совершивший невозможное, писатель-мученик Мультатули, добивающийся для яванцев свободы от голландцев, старик из буфета на Рижском заливе, стыдящий голодную собаку за попрошайничество.

Трогательно-величественны Иоська и Христя, которые ради любви пренебрегли общественным мнением и поплатились за это жизнью или рассудком.

Художественное своеобразие

Разнородные сюжеты скрепляются образом автора, который развивает заданную тему согласно собственной писательской логике.

Уникальность повести ещё и в том, что читатель может прочитать о создании уже существующих, изданных произведений. Таково, например, повествование о создании рассказа «Телеграмма» (глава «Зарубки на сердце»). Читатель может проанализировать, каким материалом воспользовался Паустовский для описания одиночества дочери гравёра Пожалостина, порассуждать, например, почему в «Телеграмму» не вошли такие подробности, как бальное платье, в котором хоронили старушку Катерину Ивановну.

Читайте также:  Тема интеллигенции в рассказах чехова

Источник

«Золотая роза» (Паустовский): описание и анализ книги из энциклопедии

Пересказ тезисно

Произведение К. Паустовского «Золотая роза» включает в себя несколько рассказов. Повествование начинается с истории про военнослужащего Жана Шамете. По случаю болезни ему не удается подолгу пребывать в армии, поэтому Жан уезжает домой. Его просят о небольшом одолжении — провести маленькую дочь бывшего начальника. На обратном пути попутчики молчат. Чтобы развеять молчание девочки, Жан рассказывает ей истории из своей жизни.

Его повествование началось с легенды о золотой розе. Согласно поверьям, того, кто обладает такой розой, принято считать большим счастливчиком. Но для действия цветка его необходимо подарить любимой девушке. При попытке продать золотую розу человека ждут несчастья. Жан поведал, что лишь единожды видел этот цветок — в доме у одной бедной рыбачки. Женщина со временем стала счастливой, а ее жизнь кардинально изменилась.

На родине уставший от одиночества Жан решает сделать такую же розу. На эту мысль его натолкнула встреча с Сюзанной — девушкой, в которую он был уже давно влюблен. Та не ответила ему взаимностью и уехала прочь. Мужчина умирает, но все же счастье живет в его душе. Далее автор повествует о своих размышлениях, о писательском труде, встречах с разными людьми и личных наблюдениях.

Писательство как призвание

«Золотая роза» — особенная книга в творчестве Паустовского. Она вышла в 1955 году, на тот момент Константину Георгиевичу исполнилось 63 года. Эта книга может называться «учебником для начинающих писателей» только отдалённо: автор приоткрывает завесу над собственной творческой кухней, рассказывает о себе, источниках творчества и роли писателя для мира. Каждый из 24 разделов несёт в себе частичку мудрости умудрённого опытом писателя, который размышляет о творчестве исходя из своего многолетнего опыта.

В отличие от современных учебников «Золотая роза» (Паустовский), краткое содержание коей мы рассмотрим дальше, имеет свои отличительные черты: здесь больше биографии и размышлений о природе писательства, а упражнения отсутствуют совсем. В отличие от многих современных авторов Константин Георгиевич не поддерживает идею всё записывать, а писатель для него — не ремесло, а призвание (от слова «зов»). Для Паустовского писатель — голос своего поколения, тот, кто должен культивировать самое лучшее, что есть в человеке.

Краткое содержание по главам

Ниже представлено общий пересказ произведения Паустовского «Золотая роза» по главам.


Одно из изданий замечательной книги

Драгоценная пыль Жан Шамет служит во французском взводе. Внезапно он серьезно заболевает, и его отправляют в родные края. Командир поручает солдату проводить его восьмилетнюю дочь. Жан соглашается. В дороге попутчики едут молча, тишина нарушается лишь рассказом солдата о золотой розе, которая является символом счастья и благополучия.

На родине Жан встречает свою бывшую любовь — девушку по имени Сюзанна. Она рассказывает о своей ссоре с молодым человеком и селится в доме у Жана. Через неделю она снова сходится со своим возлюбленным и покидает солдата. Он не хочет так просто расставаться с Сюзанной и решает сделать для нее золотую розу. Однако девушка вскоре уезжает в Америку. Жан окончательно теряет здоровье и лежит в постели, в гости к нему приходит только ювелир, который делал ту самую розу. Спустя некоторое время солдат умирает. После его смерти мастер продает розу, рассказывая покупателю о трогательной истории Жана Шамета.

Надпись на валуне В этой части мы знакомимся с образом самого автора. Он проживает в небольшом доме на берегу моря. Недалеко от этого места находится каменный валун с философской надписью. Писатель видит это послание эпиграфом к своему произведению об авторских возможностях. Писательство — это дар. Авторы пытаются передать в строках все свои мысли и переживания. Они могут стать настоящим героями, вынеся все народные испытания. В качестве примера автор приводит жизнь и творческий путь Эдуарда Деккера и Ван-Гога.

Цветы из стружек Настоящий дар для человека — возможность воспринимать жизнь поэтически. Люди, способные сохранить эту особенность, со временем становятся величайшими писателями. В свои ранние годы сам Паустовский увлекается поэзией, однако со временем понимая — это лишь цветы из раскрашенных стружек. Так он погружается в написание своей первой повести.

Первый рассказ Йоська встречает красивую девушку, которую зовут Христя. Он понимает, что любит ее. Это любовь, на счастье, оказывается взаимной. Окружающих начинает заботить брак еврея и православной женщины, что приводит к сильной ссоре Йоськи со священнослужителем. За нелицеприятные высказывания парня отправляют в тюрьму. Христя не может справиться со сложностями и покидает этот мир. Йоська выходит из мест заключения и сходит с ума.

Паустовский пишет свою повесть, находясь в Киеве. Перечитав ее, он понимает, что не смог до конца передать преданность бедной девушки. Писатель осознает, что его собственный опыт и познания о жизни ничтожно малы. Он оставляет рассказ и путешествует по стране на протяжении долгих лет, чтобы общаться и узнавать разных людей.

Молния Замысел истории — это настоящая молния. Она приходит после осмысления некоторых события, переоценки ценностей. Чтобы замысел появился, необходим настоящий толчок в сознании. Постепенное появление идеи — это ливень.

Вдохновение — это душевный подъем, осознание собственных творческих возможностей.

Бунт героев План повествования имеют практически все творческие личности. Без него могут творить лишь те, кто обладает особенным даром. Однако чаще всего все герои протестуют против установленного плана. Еще Толстой говорил, что его персонажи ведут себя так, как им заблагорассудится, живя собственной жизнью.

История одной повести. Девонский известняк Автор снимает жилье у какой-то семьи, временно пребывая в пределах центральной России. У отца семейства две дочери. Одну из них, Анфису, автор как-то раз видит близ озера с парнем. Оказывается, девушка влюблена в мальчика, который болен туберкулезом. Не выдержав жизненных испытаний, она накладывает на себя руки.

Со временем Паустовский переезжает жить к врачу М. Шацкой, где начинает тесно общаться с ее братом, который сошел с ума, находясь в плену. Писатель находит его интересным собеседником. Именно в доме Шацких у него появляются идеи для произведения.

Читайте также:  Заячья лапка сказка аудио

Изучение географических карт Пребывая в Москве, автор постоянно изучает карту Каспийского моря, представляя, как проплывает вдоль берегов. Однако отец Паустовского надсмехается над его мечтаниями — они кажутся ему провальными. Писатель все же остается непреклонным, ведь именно представления о разных местах помогают ему глубже погрузиться в действительность.

Зарубки на сердце Новый день оставляет в душе Паустовского особые «зарубки». Работая над одним из своих произведений, автор привязывается к нынешнему дому, в котором проживает старая женщина — Катерина Ивановна. Она часто рассказывает автору о своей тоске и одиночестве. Через время старушка начинает сильно болеть и практически не встает с кровати. Писатель вызывает ее дочь из другого города, но слишком поздно. Катерина Ивановна умирает. Автор размышляет о жизни разных людей, тонкостях родного языка.

Алмазный язык. Родник в мелколесье Особые просторы своего языка могут увидеть только те, кто с теплотой и уважением относится к своему народу. Автор размышляет, как много в русском языке бесценных слов и определений, которые помогают описать все вещи и события, происходящие в мире.

Автор считает, что вдохновителем языка является сам русский народ. Он рассуждает о лексике, повествует о родстве некоторых слов.

Груды цветов и травы В один из дней писатель ловит рыбу. Он садится на самый берег водоема, близ густых зарослей. Недалеко от него бегают дети, они срывают различные растения. Одна из пробегавших девочек поражает писателя знанием нескольких десятков названий трав. Немного позже автор узнает, что ее бабушка является лучше в районе травницей.

Словари В этой главе Паустовский делится своей мечтой. Он хочет, чтобы в новых толковых словарях были обозначения различных природных явлений, местных и профессиональных диалектов, канцеляризмов и мусорных слов, которые употреблять в своей речи не стоит. Однако для создания таких словарей потребуется усердная работа многих людей. Ведь Россия богата местечковыми наречиями, профессиональной терминологией, разговорными и просторечными выражениями.

Случай в магазине Альшванга Автор служит секретарем в одной одесской газете. Ранее на этом месте находился магазин «Альшванг и компания». Однажды утром в редакцию приходит А. Соболь, который решает поделиться своим новым творением. После прочтения в нем находят недочеты, но никто не хочет оповестить об этом автора. Корректор поправляет написанное, расставляя недостающие знаки препинания. Мужчина благодарен за проделанную работу.

Как будто пустяки Паустовский вдохновляется творчеством Стендаля. Автор уверяет читателя, что чаще всего именно незначительные факторы влияют на работу писателей. Например, Пушкину легче и интереснее всего было писать в осеннее время. Гайдар сочинял некоторые фразы, фиксируя их в записной книжке, а после доделывая. Ведется рассуждение о трудах великих писателей.

Старик в станционном буфете Автор повествует о нищем старике, у которого не было возможности накормить своего любимого пса. Однажды он посетил местный буфет, где работяги распивали пиво. Собака, увидев колбасу, начала лаять, как бы выпрашивая угощение. Посетители кинули мясо псу, попутно оскорбив его хозяина. На это пожилой мужчина запрещает питомцу подбирать подачку и на последнюю мелочь приобретает для него бутерброд. Продавец не скупится и дает старику два бутерброда.

Паустовский дискутирует на тему отсутствия подробностей в современном творчестве писателей. Он считает, что нельзя опускать главные моменты, необходимо описывать жизнь героев максимально подробно. Это поможет читателям получить правильное представление о персонажах.

Белая ночь В данной главе повествование заходит о Горьком, который думает о том, как напечатать несколько рассказов об истории различных фабрик и заводов. Паустовский посещает старый завод в городе Петрозаводск. Там в его архивах и библиотеках автор находит много полезной информации, однако не может собрать ее воедино. Он решает покинуть Петрозаводск. Но перед отъездом он посещает местное кладбище и ходит могилу французского солдата, который был в плену и работал на петрозаводской фабрике. Картинка восстанавливается. Чуть позже появляется произведение «Судьба Шарля Лонсевиля».

Животворящее начало Автор высказывает мысль о том, что именно воображение помогает создавать людям образы, заполняя внутреннюю пустоту. Оно основывается на памяти человека. А память, в свою очередь, на реальной действительности. Способность постоянно представлять картинки и создавать образы говорит о богатом внутреннем мире человека.

Ночной дилижанс Паустовский желает создать рассказ о силе человеческого воображения. Однако вскоре он повествует об одной любопытной поездке в ночном дилижансе. Писатель Андерсен едет в Верону ночным рейсом. Там он знакомится со своей попутчицей — женщиной в темном одеянии. Во время поездки Андерсен предлагает выключить свет. Он любит темноту, ведь именно она позволяет ему придумывать образы и картинки в своей голове.

Через какое-то время молодой человек окунается в действительность. Он видит, что дилижанс стоит на месте, а рядом с ним торгуются женщины, у которых не хватает денег для проезда. Андерсен доплачивает за них. Девушки интересуются, как же зовут их спасителя. Они подходят к нему и начинают общаться. Молодой человек предсказывает дамам светлое будущее. В знак благодарности те целуют его. По приезде в Верону одна из женщин приглашает Андерсена к себе домой, обещая обрести любовь и счастье.

Давно задуманная книга

Автор решает издавать короткие биографии известных и давно забытых людей. В своем творении он хочет упомянуть директора краеведческого музея, которого считал преданным своему делу человеком. Далее автор рассказывает о некоторых известных писателях.

Чехов Автор называет произведения Чехова поучительными. Он ставит Антона Павловича в пример, ведь в течение всей своей жизни он пытался вытеснить из себя раба. Чувствуется, как Паустовский любит дом Чехова на Аутке, храня его частичку в своем сердце.

Александр Блок Блок — это вечные озарения. В ранних его стихах можно найти одну поучительную строчку: «Весна моей мечты далекой». Она напоминает о туманности юных лет и способствует последующему озарению.

Ги де Мопассан Судьба французского писателя Мопассана стремительна и насыщенна. Всю свою жизнь он олицетворял зло. А к ее концу прославлял любовные и радостные чувства. В последний день своего жизненного пути Мопассану казалось, что его мозг был отравлен ядом. Он искренне сожалел о том, что отвергал светлые чувства в своей бушующей юности.

Читайте также:  Бременские музыканты сказка отзывы

Максим Горький Для автора Горький был олицетворением всей России. Невозможно вообразить российскую реальность без его таланта. Он досконально знал менталитет русских людей, каждый уголок страны. По мнению автора, он определил развитие целой эпохи. От таких людей можно начинать летоисчисление.

Виктор Гюго Автор называет Гюго неистовой и бурной личностью. Он любил свободу и являлся ее рыцарем. Виктор Гюго привил многим литературным деятелям любовь к Парижу. За это ему стоит быть благодарным.

Михаил Пришвин Михаил Пришвин был рожден в старом русском городке Ельце, который был окружен живописной и загадочной природой. Ее красоты и лежат в основе многих произведений этого автора. Он завораживает читателя и покоряет его своим непомерным обаянием.

Александр Грин Паустовский поражается биографией Грина. Полжизни он бродяжничал, но при этом сумел сохранить дар чистого воображения и любви к жизни. Автор называет Грина замечательным человеком.

Эдуард Багрицкий Писатель утверждает, что Багрицкий всю жизнь любил сочинять о себе различные факты. При чтении его биографии сложно догадаться, где правда, а где ложь. Однако это не отменяет того факта, что Эдуард Багрицкий был отменным поэтом, который ушел из жизни непростительно рано.

Искусство видеть мир Знание многих областей искусства делает писателей внутренне обогащенными. Живопись дает возможность увидеть краски мира. Архитектура не дает автору составить тяжелую композицию. Русский язык обогащает именно поэзия.

В кузове грузовой машины В 1941 году писатель скрывается от немецких захватчиков. Он едет в грузовике. Попутчик спрашивает его о мыслях. Автор отвечает, что в самые трудные моменты думает о русской природе. Он считает, что именно она помогает человеку найти себя и обрети любовь.

Напутствие самому себе Писатель заканчивает книгу о своем сложном творческом пути. Однако понимает, что этот рассказ еще не закончен. Паустовский считает, что существует немало тем, которые нужно обсудить со своими читателями.

Искусство видеть мир

Нельзя питать творческую жилу только литературой — главная мысль последних глав книги «Золотая роза» (Паустовский). Краткое содержание сводится к тому, что автор не доверяет писателям, которые не любят другие виды искусства — живопись, поэзию, архитектуру, классическую музыку. Константин Георгиевич высказал на страницах интересную мысль: проза — это также поэзия, только без рифмы. Каждый Писатель с большой буквы читает очень много стихов.

Паустовский советует тренировать глаз, учиться смотреть на мир глазами художника. Он рассказывает свою историю общения с художниками, об их советах и том, как он сам развивал своё эстетическое чутье, наблюдая за природой и архитектурой. Сам писатель когда-то прислушался к нему и достиг таких вершин владения словом, что даже стала перед ним на колени (фото выше).

Герои повести

Героями повести стали писатели – современники Паустовского, с которыми он дружил, приятельствовал или был знаком, чью работу он наблюдал: Гайдар, Федин, Блок, Максим Горький, Пришвин, Багрицкий, Александр Грин. Герои также писатели прошлого: Андерсен, Золя, Мопассан, Чехов, Толстой, Гюго… Личность каждого из них переосмысливается писателем, который интерпретирует события по-своему. Так Андерсен, с точки зрения Паустовского, сознательно отказался от любви и семьи ради творчества, Мопассан умирал в муках, якобы искупая вину за разбитую жизнь влюблённой в него поклонницы.

Каждый упомянутый в повести герой – действительно выдающийся человек. Таков Шамет, совершивший невозможное, писатель-мученик Мультатули, добивающийся для яванцев свободы от голландцев, старик из буфета на Рижском заливе, стыдящий голодную собаку за попрошайничество.

Трогательно-величественны Иоська и Христя, которые ради любви пренебрегли общественным мнением и поплатились за это жизнью или рассудком.

Источник

К. Г. Паустовский. “Золотая роза”

В “Золотой розе” писатель обнародовал мысль, что среди всех творений разума и рук человеческих именно искусство слова бессмертно.
Но оно бессмертно только тогда, когда самоотверженно уходит в жизнь всеми своими корнями, когда жадно вбирает в себя все ее соки, запахи, звуки, краски, ее надежды, страдания, борьбу и любовь.
Сам писатель считал, что своеобразие его художественной манеры заключается, помимо прочего, также и в том, что наряду с грубой, неприкрашенной действительностью, подобно “хотя бы и неяркому свету”, сверкает

И в своем рассказе о Золотой розе писатель особо подчеркивал, что создана она была из мусора и сора жизни, то есть из того, что часто окружает людей в их повседневном бытии.
Слова об искусстве, растущем из сора жизни, очень напоминают знаменитые строки Анны Ахматовой, поэтической эмблемой которой была именно роза:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…
В “Золотой розе” К. Паустовский пишет: “Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, – все это крупинки золотой пыли…”
Обратим внимание: огонь, звезды и ночная лужа у К. Паустовского поэтически уравнены. Так же уравнены “незаметное” движение сердца и легкий пух тополя. Но это не натуралистическое всеядство и не эстетское демонстративное равнодушие к разнице между великим и малым, прекрасным и ничтожным.

Писатель справедливо полагал, что предметом обостренного внимания искусства должен быть обязательно весь мир – как живая, бесконечно разнообразная сложная данность, как диалектически противоречивая целостность, или, как говорят философы, универсум.
Но из этого разного и пестрого перепутанного клубка художник обязан выбрать необходимое – тот золотой материал искусства, который, будучи обработанным, даст в конце концов верное представление о многообразии и о сущности жизни, объяснит ее и явит взору ее истинную красоту.
Реалистическое искусство, по глубокому убеждению писателя, в своем постижении действительности ничем не должно брезговать, ничем не может высокомерно пренебрегать или равнодушно отворачиваться. Блеск далекой звезды не обязательно улавливать лишь на поверхности могучих морских вод, в каких-то случаях необходимой может оказаться и лужа.
Это требование реалистического искусства, относящееся к многомерности и объемности изображения жизни, было чрезвычайно близко самой натуре К. Паустовского. Он от природы был щедро одарен исключительно острой наблюдательностью, феноменальной художнической памятью и прямо-таки ненасытной жаждой все новых и новых впечатлений.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Детский развивающий портал