Творческий пересказ сказка про храброго зайца

Урок литературы в III классе. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца, Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

Галина Чертоляс
Урок литературы в III классе. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца, Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

Цель урока.

Познакомить детей с творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Задачи урока:

1. Формировать навыки выразительного чтения, учить находить слова, описывающие эмоциональное состояние героя, пополнять словарный запас.

2. Развивать умение работать с текстом, сравнивать, выделять главное, высказывать и отстаивать своё мнение.

3. Воспитывать доброе отношение ко всему живому, положительные черты характера.

Презентация, компьютер, проектор, книги Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Ход урока.

I. Постановка цели урока.

— Сегодня нас ждёт встреча с замечательным писателем – Д. Н. Маминым-Сибиряком. Слайд №2.

— Дмитрий Наркисович уделял большое внимание жизни родной природы. Всем своим творчеством он стремился не только прививать читателям любовь к родному краю, но и добиться, чтобы каждый стал его защитником. Вот только некоторые из его книг. Слайд №3, выставка книг.

— Самым маленьким читателям адресованы «Алёнушкины сказки». Слайд №4.

Сказки писатель сочинял для своей дочки, которую он растил и воспитывал сам. Начинает сборник «Алёнушкины сказки» поэтическая присказка. Слайд №5.

II. Изучение нового материала.

1. Чтение учителем присказки. Слайд №5.

2. Определение главного героя сказки. Слайд №6.

-Уберите лишнюю букву.

–В сказке есть ещё одно важное лицо. Кто он подскажет буква, которую вы убрали из шифровки. Слайд №7.

3. Чтение сказки учителем и учащимися. Слайд №8.

4. Проверка восприятия.

– Понравилась ли вам сказка?

– Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится?

– Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы?

– Почему волк решил съесть именно этого зайца?

– Что случилось с зайцем, когда он увидел волка?

– Что показалось волку?

– Где нашли трусишку другие зайцы?

– Что они ему сказали?

– Во что стал верить заяц после этого происшествия?

– Было ли вам жалко зайца? В какой момент?

5. Повторное чтение.

– Постарайтесь читать так, чтобы интонация соответствовала словам текста.

III. Физкультминутка. Слайд №9.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем!

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем!

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем!

И ножками потопаем, потопаем, потопаем!

IV. Выборочное чтение. Слайд №10.

– Найдите и прочитайте отрывок к иллюстрации.

V. Подготовка к пересказу. Слайд №11.

– Найдите в сказке слова, которыми можно заменить данные выражения.

– Найдите слова, которые отражают эмоциональное состояние

главного героя. Слайд №12.

– Найдите слова, которые описывают действия зайца, действия других зайцев, действия волка. Слайд№12.

-Используйте, найденные нами слова при пересказе.

VI. Домашнее задание.

Пересказ «Сказки про храброго Зайца, Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

Читайте также:  Аудиокнига рассказа чехова злоумышленник

VII. Подведение итога урока.

– С какой сказкой мы познакомились сегодня на уроке? Слайд №8.

– Каково ваше отношение к зайцу?

— А как автор к нему относится?

– Объясните пословицу. Слайд №13.

Урок окончен. Слайд №14.

Источник

Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про храброго зайца: Сказка

Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, – у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

– Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост, – слушают и своим собственным ушам не верят. Не было еще, чтобы заяц не боялся никого.

– Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

– И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

– Да что тут долго говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц.– Ежели мне попадется волк, так я его сам съем…

– Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый.
Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются. Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут. Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

Совсем близко подошел Волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше – хвастун Заяц – косые глаза, длинные уши, короткий хвост.

«Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!» – подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего. Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенек, уселся на задние лапки и заговорил:

– Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…

Тут язык у хвастуна точно примерз.

Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.

Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.

Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

Читайте также:  Медуза беспозвоночное животное рассказ

Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.

Наконец, совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный…

Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенек, кто завалился в ямку.

Наконец, надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать, кто похрабрее.

– А ловко напугал Волка наш Заяц! – решили все. – Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц?

Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк?

Наконец-таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.

– Молодец, косой! – закричали все зайцы в один голос. – Ай да косой. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.

Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:

– А вы как бы думали? Эх вы, трусы…

С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится.

Источник

Конспект урока литературного чтения по теме «Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»». 4-й класс

Класс: 4

Цели:

Задачи:

Оборудование:

Ход урока

I. Организация начала урока

– Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

–Я вижу, что сегодня вы готовы работать в полную силу.

II. Динамическое чтение

Артикуляционная подготовка речевого аппарата.

1) Упражнения для дыхания:

б) вдох небольшими порциями через нос, полный выдох через рот;

в) вдыхаем аромат цветов;

г) дуем на одуванчик;

2) Звуковая гимнастика:

о а у – плавно на одном выдохе,

ух ох ах – произносим отрывисто,

гху гха гхо – выдыхая порциями,

с ш з – чередование произнесения звуков.

3) Прочитать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку.

– Про какие про покупки?

– Про покупки, про покупки про покупочки свои.

III. Проверка домашнего задания

– Дома вы читали сказку.

– Как называется эта сказка?

– Кто автор этой сказки?

1. – Вспомните, как жилось лягушке до встречи с утками?

2. – Прочитайте отрывок разговора во время встречи лягушек с утками.

– Как надо читать за лягушку? За уток?

– Читайте, опуская слова автора.

3. – Что придумала лягушка, чтобы отправиться на юг с утками? Зачитайте.

4. – Передайте эмоциональное состояние лягушки во время полёта.

5. – Чем была вызвана просьба лягушки «лететь не так высоко»?

7. – Что случилось с лягушкой, почему она оказалась в пруду?

Читайте также:  Как правильно пишется что вы думаете обо мне

Какие недостатки человеческого характера высмеивает автор?

Физминутка

В небе солнышко сияет,
В речке рыбок веселит.
Ветер листьями играет,
А сова спокойно спит.
Ей приснился сладкий сон
Вот бы не кончался он.

IV. Изучение новой темы

1. Жизнь и творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка.

– В сказках не только лягушки умеют хвастаться, но есть и зайчишки-хвастунишки. Про такого нам рассказал писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк.

– Какие произведения этого автора вам известны?

– Самую широкую известность получил сборник с поэтическим названием «Алёнушкины сказки»,который писатель сочинял для своей дочери. Она сильно болела, папа растил её один. Автор признался, что это самая его любимая книга. Сборник начинается присказкой, ею и заканчивается.

2. Прослушивание грамзаписи в исполнении Леонида Бородина.

– Вы обратили внимание, какие нежные, ласковые слова использовал автор?

В предложении: «Все тут, все в сборе, все ждут Алёнушкиной сказки», о ком идёт речь?

3. Словарная работа.

– Известно, что заяц трусишка, а в этой сказке автор называет его храбрым.

– Почему автор назвал зайца храбрым?

4. Подготовка к восприятию сказки.

1) Прочитайте слова, которые встретятся в тексте:

прыгнул глядывать казалось

подпрыгнул выглядывать показалось

2) Читайте шёпотом, по слогам, затем громко,целыми словами:

3) Читайте вполголоса:

4) Объясните смысл пословиц (у учащихся карточки с дифференцированной помощью):

5. Первичное восприятие сказки.

Чтение по ролям подготовленными детьми.

– Вам понравилась сказка? Что особенно?

– Ответьте на вопрос поставленный перед чтением сказки.

Физминутка

Мы слепили снежный ком.
Ушки сделали потом.
И, как раз, вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Зайчик вышел как живой,
С лапками, и с головой.

6. Вторичное восприятие текста. Работа по содержанию.

– Читать сказку будем небольшими частями и работать по содержанию.

– Какое слово в этом отрывке повторилось несколько раз? Как думаете, почему?

– Почему Заяц объявил, что он никого не боится?

Следующий абзац читайте «шёпотом».

Восстановите по тексту пропущенные слова.

Почему именно эти слова употребил автор?

– Какое предложение по смысловому значению главное?

Чтение учителем «Ловушка».

– Каким назван Заяц и почему?

– Послушайте музыкальный эпизод.

– Какому главному герою сказки он может сстветствовать? Какая музыка по характеру? Прочитайте только действия Волка.

– Почему Заяц замолчал?

– Почему Волк не съел Зайца?

– Каким называет автор Зайца в этой части? Почему?

Чтение за диктором.

«Отсканируйте» оставшуюся часть сказки.

– За что благодарили Зайца?

– Каким называют его в этой части?

– Во что стал верить Заяц, зачитайте.

7. Обьясните смысл слова «храбрый» по Толковому словарю.

8. – Могла ли сказка закончится печально?

9. – Соберите пословицу, прочитав выделенные слоги:

Зайца ноги носят, волка зубы кормят.

V. Итог урока

– Почему автор сказки назвал Зайца храбрым?

– Чему учит нас сказка?

VI. Оценивание.

VII. Домашнее задание.

1 уровень – Пересказать понравившуюся часть сказки.

2 уровень – Составить план пересказа сказки, пересказать от лица Зайца.

3 уровень – Подобрать пословицы и поговорки по содержанию сказки.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Детский развивающий портал