Творческие рассказы для детей старшего дошкольного возраста

Виды обучения творческому рассказыванию старших дошкольников

Лариса Пятерникова
Виды обучения творческому рассказыванию старших дошкольников

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию статью «Виды обучения творческому рассказыванию старших дошкольников».

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом и выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ.

Термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т. к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.

В соответствии с программными требованиями мы в группе систематически проводим занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин, диафильмов и т. д. Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, в индивидуальных беседах, а также на НОД.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих

рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера, сказки, описание картин: также выделяют варианты творческого рассказывания, в зависимости от использования приема воспитателем. Рассмотрим некоторые:

рассказы реалистического характера

«Как Миша варежку потерял», «Первый день Тани в детском саду», «Приезжайте в наш город» и т. д.

рассказы на темы из личного опыта

«Как мы играли зимой на участке», «Моя любимая игрушка», «Моя семья» и т. д.

Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения. Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, мы заботимся о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для других детей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко; учим пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи; следим за грамматической стороной изложения.

В рассказывание из личного опыта удобно тем, что можно использовать в разные режимные моменты, а не только на занятиях, но и во время индивидуального общения с детьми.

рассказы по аналогии

совместное составление рассказа по предложенной педагогом сюжетной схеме (вопросам 3-4) и подражание писателю-автору полюбившегося рассказа (аналогия по литературному образцу). Заимствуя замысел, ребенок самостоятельно разрабатывает сюжет своего рассказа, делает героями новых лиц. Выделяют сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев).

Изменить сказку «Репка», создать новую ситуацию: как репка спасла деда (использование метода фантограммы, в сказке «Красная Шапочка» изменить действия девочки (пробежала, шла медленно, как черепаха, или в сказке «Колобок» поменять характер героя, колобок был добрым стал злым и т. д.

Придумывание завершение рассказа (начало, продолжение, середину) (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного.

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя

большая самостоятельность в развитии содержания; В выходной день наша семья (папа, мама, я и брат.) отправилась. (на дачу, рыбалку, в лес и т. д.). Папа взял с собой., мама —. А я захватил с собой. Мы ехали на/в. (поезд, машина и др.). Там. (где) очень красиво. Рядом есть. (лес, озеро, река). Мы ходили в на. за. (Что было дальше). Домой мы вернулись. Мне очень поправилось на/в.

Дети заканчивают предложения. Затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказа.

Составление рассказа на предложенную тему (без плана, как усложнение выбор собственной темы

Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т. д.

Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия — зрительные, слуховые, осязательные и др.

Для показа часто используем наборы — комплекты. Дети группируют игрушки и предметы по общим признакам, описывают их на основе сравнения.

Задание рассказать об игрушке побуждает ребенка внимательно рассмотреть ее детали, отметить цвет, величину и т. д. Дети учатся наблюдать и фиксировать в словах, в речи то, что они видят, слышат, осязают. Дети упражняются в выборе точных слов-обозначений, учатся контролировать свою речь, степень ее соответствия описываемому объекту и его признакам. Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной. Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.

Сказки

Описание картины

Важное значение в системе обучения творческому рассказыванию имеют занятия описание картины и наиболее сложные, из всех видов обучения творческому рассказыванию детей.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой

и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные,

но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

Рассказывание по сюжетным картинам (Друзья, Дети севера, Вот так, покатался и т. д.)

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (каждый ребенок сочиняет рассказ по отдельной сюжетной картинке 4 шт., которые постепенно показываются, дополняя друг друга, в конце объединяются все рассказы детей в единый творческий рассказ, придумывается название)

Творческое рассказывание по картине (фантазирование).

Цель: способствовать развитию умения детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.

• фантастическое преобразование содержания (Что было до, что будет после события, Чего не может быть)

• рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой (прием эмпатии: ребенок представляет себя в роли объекта и рассказывает от 1 лица: я мел).

Ребенок может представить себя волшебником.

Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).

Читайте также:  В лес за ягодами рассказ

Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).

Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).

Волшебник Могу Все-Могу Только (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).

Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное).

Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов)

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно.

Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют загадки, небылицы, считалки. Как правило это проходит в виде игры «Сочинить стихотворение на основе знакомого», «Подбери наиболее подходящее слово» и др.

При проведении того или иного занятия в зависимости от тематической недели, мы стараемся подобрать наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов (игры, игровые ситуации, сюжетные картинки, картины, игрушки, зарисовки, штриховки и т. д.) с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

Источник

Обучение старших дошкольников составлению творческих рассказов по серии сюжетных картин

Олеся Долобан
Обучение старших дошкольников составлению творческих рассказов по серии сюжетных картин

Обучение старших дошкольников составлению творческих рассказов по серии сюжетных картин.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах.

В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому в этот период необходимо научить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы.

Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны воспитателей, а также и родителей.

Развитие связной речи формируется через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь – планирование, а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Последний вид речевой деятельности является ступенькой к развитию речи – доказательства, объяснительной речи. Наблюдая за речью моих воспитанников, можно сделать вывод, что очень многие испытывают трудности в составлении рассказов по серии сюжетных картинок, а говорить о сформированности умения использовать речь – доказательство, объяснительную речь не приходится.

Чтобы ребенок начал рассуждать, необходимо научить его грамотно и последовательно излагать мысли, правильно строить высказывание, а этому способствует работа педагога по формированию умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Огромную роль в развитии речи ребенка имеет не только богатая и правильная речь взрослого, но и растущие потребности воспитанника. Следовательно,перед воспитателем стоит сложная задача: так заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось намерение высказаться, рассказать о чем–то, поделиться чем – нибудь, и на этом желании уже строить процесс обучения.

Обучение старших дошкольников составлению творческих рассказов по серии сюжетных картин.

Составление творческих рассказов по картине и серии сюжетных картинок является одним из самых трудных видов речевой деятельности.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).

Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям. Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности,который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» — условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача — точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.

Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни.

Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

Творческий рассказ — продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий — умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Еще одно условие — правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал».

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

Читайте также:  Описание ивана царевича из сказки

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов,но условно можно выделить следующие виды:

рассказы реалистического характера;

Начинать обучение творческому рассказыванию по сюжетным картинам лучше с придумывания рассказов реалистического характера. Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. Посуществу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

А также составление коллективных рассказов по «цепочке».

Более сложным является продолжение рассказа по предложенному началу и индивидуальное рассказывание.

Вспомогательные вопросы являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи. План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета, 3-4 вопроса достаточно, чтобы не мешать ребенку самому придумать сюжет.

Используя различные приемы в обучении дошкольников составлению творческих рассказов, получают немалый положительный опыт, который помогает им в формировании речевых умений и навыков.

Список использованной литературы:

1. Ушакова О. С. Посмотри и расскажи. Рассказы по сюжетным картинам. М., 2002

2. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яншина. – М. : Издательский центр «Академия», 1999.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 1969.

4. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дош. вос. №8, 1998

Составление рассказов по серии сюжетных картин «Семейный ужин» «Составление рассказов по серии сюжетных картин «Семейный ужин» Цель: развитие связной речи детей через обучение детей составлению последовательного.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Школа» Задачи: 1. Активизировать словарь детей по теме «Школа» 2. Закреплять умение детей подбирать слова – антонимы. 3. Закреплять умение детей.

Конспект НОД «Рассматривание сюжетных картин» в группе младшего возраста Конспект НОД в группе младшего возраста № 3 «Капитошка» Приоритетное направление – Речевое развитие Тема: Рассматривание сюжетных картин.

Конспект занятия развитию речи по теме «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Шишка» Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Пчёлки» по теме «составление рассказа по серии.

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе по составлению рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин Конспект открытого занятия в логопедической подготовительной группе. Тема: «Составление рассказа «Собака-санитар»по серии сюжетных картин».

Мастер-класс для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине» Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие.

Особенности и последовательность работы по описанию предметов, картин и серии сюжетных картин в средней группе. Доклад на педсовет воспитателя ГБДОУ детского сада №16 г. Санкт-Петербугра Красносельского р-на средней группы «Теремок» Хренковой Ольги.

Обучение составлению описательных рассказов старших дошкольников посредством речевых игр 1. СЛАЙД Тема моего выступления: «Обучение составлению описательных рассказов старших дошкольников посредством речевых игр». Перед воспитателем.

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин Содержание: 1. Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность 2. Виды рассказов 3. Обучение составлению рассказов 3.1. по серии.

Занятие по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели» с ИКТ Цель : Обучение связному последовательному изложению событий по ССК. Программные задачи : Закреплять навык составления рассказа по ССК.

Источник

Методические основы обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

Александра Золотенина
Методические основы обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

Автор: Сапунова Надежда Викторовна, воспитатель.

г. Новокузнецк МБ ДОУ «Детский сад №43»

Тема: Методические основы обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

Среди творческих проявлений детей дошкольного возраста особое место занимает словесное творчество как наиболее сложный вид творческой деятельности, требующий взаимного действия ряда психических функций. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. По утверждению Л. С. Выготского, литературное (словесное) творчество «позволяет ребенку преодолеть тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.

Словесное творчество О. С. Ушакова рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов (восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы).

В исследованиях А. Г. Абсалямовой словесное творчество ребенка рассматривается как его речевая деятельность, связанная с восприятием известного литературного образа (объекта, внутренней и внешней интерпретацией его свойств (качеств) и создание нового словесного (литературного) образа, который является единицей словесного творчества.

Творческое рассказывание детей рассматривается М. М. Алексеевой, а также В. И. Яшиной как такой вид деятельности,который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Особенности творческого рассказывания, по мнению М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования.

Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте. В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, который может стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформированными.

Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-7 лет у ребенка,развиваются определенные психологические предпосылки: возрастают активность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания; произвольность и образность памяти; логика и понятийность мышления; управляемость воображения и др.

Перечисленные психические процессы не только служат базой для порождения полноценного творческого рассказа, но и в ходе его составления сами заметно совершенствуются. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Организуя работу по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения творческому рассказыванию важно помнить, что в основу обучения, согласно исследованиям О. В. Кондратьевой, Т. В. Поданевой,должны быть положены следующие принципы:

– принцип систематичности и последовательности (строгая логика в изложении материала и переход к изучению нового только после усвоения старого);

– принцип доступности (объяснение материала легким доступным языком);

– принцип сотрудничества и сотворчества (обязательное взаимодействие педагога и детей в процессе организации занятий);

– принцип развивающего обучения (используется для активного развития детей, вызывает определенные творческие усилия, заставляет мыслить) [22].

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно, согласно исследованиям М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной,можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера, сказки, описание картин, описание природы.

Читайте также:  Для детей сказка про ислам

В тоже время О. С. Ушакова предлагает выделять следующие виды творческих рассказов детей старшего дошкольного возраста: придумывание продолжения и завершения рассказа, придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя, придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана, придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Придумывание продолжения и завершения рассказа заключается в том, что воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Воспитатель задает детям вопросы, дает толчок творческому воображению детей. Однако его необходимо направить так, чтобы дети создавали правдоподобные, жизненные ситуации. Если рассказы составляются однообразно, следует поговорить о том, что еще могло произойти, т. е. предложить различные варианты. Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант. Тематика рассказов самая разнообразная: «Что случилось с Юрой», «Как Володя помогал Леночке», «Случай в лесу».Это может быть и сказка: «Приключения зайца», «Что сказал мне ежик по секрету».

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.

Работая над данной проблемой О. С. Ушакова предлагает составлять план в непринужденной форме. Например, в придумывании сказки «Приключения ежика»воспитатель дает следующий план: «Сначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошло». В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает.

Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана, дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут быть объединены одной темой, например, серия рассказов про Лену. «Новое платье Лены», «Какая игрушка понравилась Лене в детском саду» и т. д. Дети учатся наглядно в образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа.

Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных: «День рождения лисы», «Как заяц по лесу гулял», «Приключения волка» и т. д.

Самый сложный вид рассказывания — это придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».

При этом в работе с детьми старшего дошкольного возраста могут быть использованы разные методы и приемы, направленные на активное развитие словотворчества воспитанников: дидактическая игра, беседа, чтение рассказов, рассматривание картин, составление детьми рассказов по серии картин.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа. В старшей группе: рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам; придумывание с детьми продолжение авторского текста.В подготовительной группе: придумывание продолжения и завершение рассказа, вспомогательные вопросы, план в виде вопросов, рассказывание по сюжету, предложенному педагогом, придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему, придумывание сказки, описание природы.

Занимаясь исследованием данной проблемы Н. Миронова предлагает использовать следующие приемы [34].

Наиболее легкий для детей прием — предложение воспитателем нескольких вариантов развития сюжета (предшествует рассказам детей). Вначале дети придерживаются тех вариантов, которые подсказал воспитатель, а затем придумывают свои.

Завершение детьми рассказа, начатого воспитателем (придумывание конца, также хороший прием для развития воображения. Педагог предлагает завязку, которая допускает несколько логических развязок.

Активизируют воображение и речь детей и такие приемы: дифференцировка темы применительно к лицу рассказчика («Как мальчик нашел щенка», «Как девочка нашла щенка», включение в рассказ прямой речи героев.

В развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста через овладение навыками творческого рассказывания выделено три этапа.

На первом этапе – накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего. Обогащение опыта детейвпечатлениями из жизни может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Это побуждает детейк поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.

На третьем этапе появляется новая продукция. – рассказ. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовлетворение. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

Методика обучения дошкольников творческому рассказыванию включает сочинение творческого рассказа, приступая к которому,дети могут ориентироваться:

1) на реальные предметы или картины, например, «Что случится дальше на картинке?» или «Какая история может произойти с игрушечными зверушками?»;

2) на словесную инструкцию, например, сочинить рассказ о том, как щенок помог котенку.

Рассмотрим виды занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию.

В своих исследованиях Э. П.Коробкова выделяет 7 видов занятия:

1. Придумывания продолжения и завершения рассказа, предложенного педагогом.

2. Придумывание рассказа или сказки по плану педагога, составленные детьми.

3. Придумывание рассказа или сказки по теме, предложенной педагогом, без плана.

4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

5. Описательные рассказы о природе, например, «Мое любимое время года», «Зимой и летом в лесу», «Весенняя встреча».

6. Придумывание детьми рассказов,аналогичных прочитанному в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет, или заменить сюжет, заменяя героев.

7. Придумывание небылиц.

В тоже время Л. Ворошнина выделяет три вида занятия для детей этого возраста:

1. Сочинение рассказов или сказок на тему, предложенную педагогом, а как усложнение данного вида – самостоятельный выбор темы.

2. Сочинение по литературному образцу в 2 вариантах.

3. Составление рассказа по пейзажной картине [8].

Таким образом, творческое рассказывание рассматривается как вид деятельности,который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

В старшем дошкольном возрасте детям доступны следующие приемы составления творческих рассказов: придумывание продолжения и завершения рассказа, придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя, придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана, придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему, которые способствуют развитию связной речи воспитанников. Работа по составлению воспитанниками творческих рассказовдолжна выстраиваться в следующей последовательности: накопление опыта, непосредственно процесс словесного творчества, оценка продукта словесного творчества.

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Конспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района «ПОВЕНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (ДОШКОЛЬНЫЕ.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами методическими приемами при распевании детей младшего дошкольного возраста на примере.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста «Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Детский развивающий портал