Творческая работа по сказке 12 месяцев маршака

«Изучаем сказку С.Я.Маршака «12 месяцев,» используя вопросы и задания поисково-смыслового характера»

Задания поисково-смыслового характера позволяют ученикам в продуктивно анализировать текст, формируют положительную мотивацию к изучению произведения.

Просмотр содержимого документа
«»Изучаем сказку С.Я.Маршака «12 месяцев,» используя вопросы и задания поисково-смыслового характера»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№12

Методическая разработка по литературе из опыта работы

«Изучаем сказку С.Я.Маршака «12 месяцев,» используя вопросы и задания поисково-смыслового характера».

Работа учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Рузили Мунавировны.

Тема. Изучаем сказку С.Я.Маршака «12 месяцев». Внеклассное чтение.

Вопросы и задания по сказке С.Я.Маршака «12 месяцев»поисково-смыслового характера.

1) Почему в сказке «12 месяцев» даны образы двух девочек? Только для сравнения?

2)Почему падчерицу знали все месяцы, а дочку мачехи никто не знал?

3) Почему месяцы полюбили падчерицу, а дочку мачехи нет? Справедливо

ли они поступили с дочкой мачехи?

2. Работа с текстовыми фрагментами. Работа по данному фрагменту предполагает несколько вариантов:

1) Работа в группах (устное обсуждение).

2) Индивидуальная работа (письменная).

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь.

1) Определите тему текста.

2) Определите основную мысль текста.

3) Почему мачеха охарактеризована как «злая и скупая женщина»?

4) Содержит ли данный фрагмент ответ на вопрос «Почему падчерицу хорошо знали все месяцы-братья»?

5) Объясните смысл фразеологизма » присесть некогда было».

Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.

1) Что такое помощь?

2)Почему Февраль решил уступить своё место Марту?

3)Почему всем месяцам падчерица «своя»?

А там уже ни костра, ни братьев нет. Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошел над лесом.

Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой. А месяц за нею поплыл.

1) Определите тему текста.

2) Определите основную мысль текста.

3) Какие черты характера девочки раскрываются в данном фрагменте?

5) Что такое благодарность?

3. Работа по таблице «Ты внимательный читатель?»

2. Злая и скупая женщина.

3. Самый высокий, бородатый, бровастый.

4. И пропадешь, так плакать о тебе никто не станет.

5. Девочка закуталась в рваный платок.

6. Лохматый, с растрепанной бородой.

7. Самый молодой, веселый, в шубке на одном плече.

4. Объедините эти картинки по смысловой направленности. Объясните свой выбор. Озаглавьте эти картинки.

1

2

3

4

5

6

5. Литературный диктант.

1) Где жила мачеха с дочерью и падчерицей?

2) Назовите причину недоумения падчерицы: шутит мачеха или вправду посылает ее в лес?

3) Кому предназначались подснежники?

4) Смогла ли падчерица принести подснежники?

5) Почему сестра назвала падчерицу «дурой»?

6)Кто из месяцев сидит у самого костра, а кто и поодаль?

7) Смотрит девочка, а это уже не посох. А что?

1) В маленькой деревушке.

2) Мачеха посылает падчерицу в лес зимой за подснежниками.

3) Сестре, дочери мачехи.

5) Падчерица не попросила никаких гостинцев.

6) Молодые сидят у костра, а старые поодаль.

7) Это большая ветка, вся покрытая почками.

6. В мире вопросов «Мой выбор».

Вопросы на 3 балла

Вопросы на 4 балла

Вопросы на 5 баллов

1. Любит ли сестра падчерицу?

1. Почему сестра падчерицы не понравилась Январю?

1. «Нахмурился Январь-месяц». Почему?

2. Кто из месяцев в зелёном бархате?

2. Почему у старых месяцев в руках посох?

2. Почему падчерица послушная?

3. Вам жалко мачеху и её дочь?

3. Почему дочка мачехи не поклонилась, приветливого слова не сказала месяцам?

3. Почему месяцы кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате.

4. Почему падчерица часто плачет?

4. Почему не сразу же принялась падчерица собирать подснежники?

5. Можно ли падчерицу назвать трудолюбивой?

5. Почему падчерица говорит месяцам о том, что она без подснежников домой не вернётся?

5. Заслужила ли падчерица своё счастье?

Какова роль природы? Почему не люди, а природа помогает падчерице и спасает её?

«У природы нет плохой погоды». Объясните смысл этой фразы.

8. Чему учит вас эта замечательная сказка? Что бы вы сказали друг другу?

О чём эта сказка? Определить роль последнего абзаца?

А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила.

9. Д/З. Сказку «12 месяцев» Самуил Яковлевич Маршак написал в 1942 году. Сюжет сказки автор взял из чешской сказки и переложил на русский язык. Так появился первый вариант сказки, который Вы прочитали. Чуть позже была написана пьеса «12 месяцев», на основе которой и был поставлен мультфильм. Название сказки и мультфильма одно, а сколько различий?

1) Почему в сказке «12 месяцев» даны образы двух девочек? Только для сравнения?

ли они поступили с дочкой мачехи?

2)Почему падчерицу знали все месяцы, а дочку мачехи никто не знал?

Читайте также:  Как пишется слово горчичники

3) Почему месяцы полюбили падчерицу, а дочку мачехи нет? Не жестоко

2. Работа с текстовыми фрагментами. Работа по данному фрагменту предполагает несколько вариантов:

1) Работа в группах (устное обсуждение).

2) Индивидуальная работа (письменная).

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь.

1) Определите тему текста.

2) Определите основную мысль текста.

3) Почему мачеха охарактеризована как «злая и скупая женщина»?

4) Содержит ли данный фрагмент ответ на вопрос «Почему падчерицу хорошо знали все месяцы-братья»?

5) Объясните смысл фразеологизма » присесть некогда было».

Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.

1) Что такое помощь?

2)Почему Февраль решил уступить своё место Марту?

3)Почему всем месяцам падчерица «своя»?

А там уже ни костра, ни братьев нет. Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошел над лесом.

Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой. А месяц за нею поплыл.

1) Определите тему текста.

2) Определите основную мысль текста.

3) Какие черты характера девочки раскрываются в данном фрагменте?

5) Что такое благодарность?

3. Работа по таблице «Ты внимательный читатель?»

2. Злая и скупая женщина.

3. Самый высокий, бородатый, бровастый

4. И пропадешь, так плакать о тебе никто не станет.

5. Девочка, закуталась в рваный платок.

6. Лохматый, с растрепанной бородой.

7. Самый молодой, веселый, в шубке на одном плече.

В мире вопросов «Мой выбор».

Вопросы на 3 балла

Вопросы на 4 балла

Вопросы на 5 баллов

1. Любит ли сестра падчерицу?

1. Почему сестра падчерицы не понравилась Январю?

1. «Нахмурился Январь-месяц». Почему?

2. Кто из месяцев в зелёном бархате?

2. Почему у старых месяцев в руках посох?

2. Почему падчерица послушная?

3. Вам жалко мачеху и её дочь?

3. Почему дочка мачехи не поклонилась, приветливого слова не сказала месяцам?

3. Почему месяцы кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате.

4. Почему падчерица часто плачет?

4. Почему не сразу же принялась падчерица собирать подснежники?

5. Можно ли падчерицу назвать трудолюбивой?

5. Почему падчерица говорит месяцам о том, что она без подснежников домой не вернётся?

5. Заслужила ли падчерица своё счастье?

Сказка С. Я. Маршака «12 месяцев»

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

Как же это случилось? А вот как.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь и поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице:

— Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает ее в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадешь в лесу, увязнешь в сугробах.

А сестра говорит ей:

— Если и пропадешь, так плакать о тебе никто не станет. Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

Ветер снегом ей глаза порошит, платок с нее рвет. Идет она, еле ноги из сугробов вытягивает.

Все темнее становится кругом. Небо черное, ни одной звездочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.

Испугалась она, хотела убежать, да поздно.

Спрашивает ее старик громко:

— Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?

Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:

— Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников.

— Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!

Тут все двенадцать поглядели на нее и стали между собой переговариваться.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

Читайте также:  Лекарственные растения небольшой рассказ

А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

— Что же ты делать будешь, если не найдешь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.

Сказала это и заплакала.

И вдруг один из двенадцати, самый молодой, веселый, в шубке на одном плече, встал и подошел к старику:

— Братец Январь, уступи мне на час свое место!

Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

— Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил:

Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.

Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землею.

Пусть бежит в полях поземка

Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.

А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:

— Теперь твой черед, братец Март.

Взял младший брат посох и ударил о землю.

Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками.

Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:

После зимней стужи!

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке!

А там уже ни костра, ни братьев нет. Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошел над лесом.

Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой. А месяц за нею поплыл.

Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и поставила рядом корзинку.

Мачеха и сестра так и ахнули:

— Да где же ты их взяла?

Переглянулись мачеха с дочкой и спрашивают:

— А больше тебе ничего месяцы не дали?

— Да я больше ничего и не просила.

Мать ей вслед кричит:

— Рукавички надень, шубку застегни!

А дочка уже за дверью. Убежала в лес!

Лес все гуще, все темней. Сугробы все выше, бурелом стеной стоит.

Пошла она на огонек. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костер горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют.

Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться.

Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.

Испугалась мачехина дочка.

Кружит ее метель, глаза ей слепит, дух перехватывает. Свалилась она в сугроб, и замело ее снегом.

Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замерзла.

Так и остались они обе в лесу лета ждать.

А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила.

Источник

Технологическая карта проекта «Я выбираю роль…» По пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

специалист в области арт-терапии

Технологическая карта проекта.

Тема: «Я выбираю роль…» По пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

Краткое описание проекта:

Приблизительная продолжительность проекта : 1 неделя.

— приобретение навыков самостоятельной работы;

— развитие навыков характеристики персонажа;

— формирование навыков публичного выступления;

— развитие коммуникативных и презентационных умений и навыков;

— развитие творческих способностей.

Ожидаемые результаты обучения:

После завершения проекта учащиеся:

— приобретут навыки написания характеристики персонажа;

— смогут определять положительные и отрицательные качества действующих персонажей пьесы-сказки,

— смогут вести поиск и выделять нужную информацию, делать обобщение.

1. Почему я выбираю эту роль?

2. Какое место занимает в пьесе персонаж, роль которого я исполняю?

3. Какими я представляю его внешность, походку, манеру говорить и держаться?

4. В каких важных сценах участвует персонаж?

5. Как я себе представляю его прошлую жизнь?

6. Каковы его отношения с другими персонажами?

7. Как следует передать особенности характера персонажа в речи, мимике, походке?

Алгоритм деятельности обучающихся

Алгоритм деятельности учителя

1. Определение темы, мотивация ее выбора, вычленение отдельных проблем, составление плана работы.

2. Практическая реализация проекта.

3. Оформление результатов.

( Публичное выступление + творческая работа)

Распределение вида проектной деятельности

Самостоятельный отбор иллюстративного материала.

смысловой наполняемостью, оформление творческой работы.

Формулирую цели и задачи. Формирую идею проекта, исходя из потребностей и реально доступных ресурсов.

Руковожу деятельностью учащихся.

Помогаю систематизировать материал, сделать выводы.

Консультирую, направляю, стимулирую активность обучающихся.

Помогаю оценить работы.

Номер материала: ДБ-1522106

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация по литературе «Сказка С.Маршака «12 месяцев)

специалист в области арт-терапии

Читайте также:  Как по английски пишется магнитофон

Описание презентации по отдельным слайдам:

Самуил Маршак
(1887- 1974)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: получение новых знаний о сказке С.Я.Маршака, активизация познавательного интереса к искусству
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текстом, используя слова и выражения сценического искусства.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: формирование умения слушать и понимать других в рамках учебного диалога; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Самуил Маршак родился в 1887 году в Воронеже. Семья несколько раз переезжала, в 1900 году они надолго поселились в Острогожске. Здесь Маршак поступил в гимназию, здесь же начал писать свои первые произведения. «Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать», — вспоминал поэт. Увлеченный древнеримской и древнегреческой поэзией, Маршак уже в младших классах гимназии перевел поэму Горация

Фамилия Маршак происходит от аббревиатуры «МаГаРШаК» — «Морейну а-Рав Раби Шмуэль Койдановер» — «наш учитель раввин Шмуэль Койдановер».

Когда отец будущего поэта, Яков Маршак, нашел работу в Петербурге, вся семья переехала в столицу. В Острогожске остались лишь Самуил Маршак и его младший брат.
Во время одного из приездов он случайно познакомился с Владимиром Стасовым — известным критиком и искусствоведом. Стасов помог будущему поэту перевестись в петербургскую гимназию — одну из немногих, где после реформы образования преподавали древние языки.

В 1911 году Самуил Маршак путешествовал по Турции, Греции, Сирии, Палестине. До 1914 года учился в Англии, вместе с ним была его супруга, Софья Михайловна Мильвидская

В 1950-х годах Самуил Маршак путешествовал по Англии, он переводил сонеты Уильяма Шекспира, стихи Редьярда Киплинга, Джорджа Байрона, Перси Биши Шелли, произведения Алана Милна и Джанни Родари. За перевод шотландского поэта Роберта Бернса Самуил Маршак получил звание почетного гражданина Шотландии.
Шотландское правительство после смерти поэта прислало на его похороны вересковый венок.

Сказка «Двенадцать месяцев»
К какому виду сказок относится это произведение?

…Если ты только захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе…

Год написания – зима 1942 – 1943 гг.

История создания – Сказка была написана в период войны, после того, как Маршак получил письмо от мальчика. Ребенок спрашивал, почему детский писатель перестал сочинять сказки для детей. В ответ на письмо ребенка и появилась эта замечательная сказка.

Основная идея – невозможно поменять цикл и последовательность природы, но дружба человека и природы иногда творит чудеса.

Тема – Человек и природа умеют понимать друг друга и дружить.

Проблема – силы природы помогают не всем, а лишь тем, кто живет в гармонии с ней. Важно быть добрым и благодарным, а злые люди находятся в конфликте с природой.

Композиция – последовательная, здесь идет последовательный сюжет, где события идут одни за другими.

Как вы объясняете, что в годы тяжелейших испытаний драматург взялся за светлую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым?
Дети и во время войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости
К какому виду сказок относится это произведение?

По какому принципу строится сказка?
Сказки строится на противопоставлении сил Добра и Зла. Одни персонажи объединяются вокруг сил Добра, а другие представляют собой силы зла.

Какие роды литературы вы знаете?
К какому роду отнесем сказку «12 месяцев»?
Что такое пьеса?
Словарь
Действие, акт – части пьесы.
Ремарки – замечания автора ( помещаются в скобках)
Декорации – оформление сцены
Реплика – речь героя (монолог, диалог)

Почему падчерица беспрекословно выполняет приказ мачехи и оправляется в лес?
Кого встречает падчерица в лесу?
Как ведет себя она с незнакомыми людьми, как её это характеризует?
Почему братья – месяцы помогают девочке?
Какой подарок вместе с корзиной подснежников получает падчерица?

Как ведет себя королева, когда видит подснежники?
Почему падчерица не выдают тайну?
Каким образом братья помогают падчерице во второй раз?
Какой жизненный урок преподносят всем братья – месяцы?
Братья-месяцы преподносят всем жизненные уроки: превращают Мачеху и её родную Дочь в собак. Королеву заставляют задуматься и начать меняться. Она первый раз в жизни просит о помощи. Старый солдат объясняет, как следует общаться. Она переборола себя и впервые в жизни не потребовала, а попросила. Это вселяет уверенность, что всё в жизни поправимо, стоит только захотеть. Каждый получает по заслугам: все в шубах, в тепле, едут из лесу домой, только Королева в санях, запряжённых собаками.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Детский развивающий портал