Творческая история рассказа кавказский пленник толстого

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»: история создания рассказа

Рассказ повествует о двух русских офицерах Жилине и Костылине, попавших в плен к горцам. Татары заставили пленников написать родным письма с требованием выкупа. Небогатый Жилин знал, что у старушки-матери нет таких средств, поэтому написал неправильный адрес. У обеспеченного Костылина такой шанс был. После двух попыток сбежать Жилин все же сумел добраться к своим и спастись. Костылина же, едва живым, выкупили за большие деньги долгое время спустя.

Толстой, как и большинство писателей 19 века, поднимает тему войны на Кавказе, жесткой, кровопролитной и беспощадной. Его произведение учит тому, что воевать бессмысленно, так же как и враждовать по национальному признаку, и в любой ситуации оставаться Человеком.

История создания

Лев Толстой попал на Кавказ по убедительной просьбе старшего брата Николая. С 1851 по 1854 г. Лев Николаевич вместе с братом служил в поселении на берегу Терека. Молодой человек, приехавший туда в поиске невероятных событий, поначалу был разочарован, пока ему не открылась глубина истинного Кавказа. Это так глубоко впечатлило писателя, что он перенес свои эмоции на бумагу, выразив их в произведениях «Казаки», «Хаджи Мурат», «Кавказский пленник».

Рассказ был написан Толстым для «Азбуки», которую он создавал для своих подопечных школьников. Основан он был на двух реальных событиях, одно из которых произошло с самим автором.

Именно этот эпизод Лев Николаевич впоследствии изобразил в сцене спасения Жилина.

Другой факт из жизни Лев Толстой прочитал в воспоминаниях полковника Ф.Ф. Торнау в журнале «Русский вестник». Полковник описывал вспыхнувшие чувства между абхазской девушкой Аслан Коз и русским офицером, попавшим в пленв ее ауле

Кроме того, писатель лично встречался с русскими военными, попадавшими в плен, чтобы узнать все нюансы. Толстой резко осуждал как жестокость горцев, так и царских генералов, выступая против национальной вражды и стравливания народов между собой.

Этапы работы

Рассказ «Кавказский пленник» задумывался для «Азбуки», но впервые увидел свет в журнале «Заря» в 1872 г.

Толстой высоко оценивал свое произведение, говоря, что все его художественные произведения из «. области дурного искусства», за исключением «Кавказского пленника» и «Бог правду видит».

Публикация произведения

Вскоре после публикации рассказа в «Заре», по воспоминаниям дочери писателя, автор, оставшийся инкогнито, писал в газете «Всемирная иллюстрация», что произведение уникально в своем роде, написано простым языком, без прикрас, а художественная простота «доведена до апогея».

Самуил Маршак много лет спустя отмечал, что это лучший образец «маленькой повести для детей».

Рассказ Толстого актуален до сих пор: очень важно помнить о том, что все мы люди, и никогда не сдаваться!

Источник

История создания рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»

Дидактический материал к уроку литературы в пятом классе «История создания рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» ставит своей целью помочь учителю познакомить учащихся с историей создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», вспомнить термины «рассказ», «эпизод», «сюжет» и «композиция», помочь учащимся понять гуманистическую направленность рассказа

Просмотр содержимого документа
«История создания рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»»

учитель русского языка и литературы МОУ

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна

История создания рассказа

Льва Николаевича Толстого

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

познакомить учащихся с историей создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»,

вспомнить термины «рассказ», «эпизод», «сюжет» и «композиция»,

помочь учащимся понять гуманистическую направленность рассказа

Лев Николаевич Толстой –

п исатель, общественный деятель, педагог

В 1859 году Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, помог устроить ещё 20 в окрестностях, и это занятие очень его увлекло.

В 1871 г. он начинает составлять «Азбуку» — школьное пособие для обучения детей чтению, письму и арифметике.

Книга открывается алфавитом; каждую из букв иллюстрирует картинка: «А» — арбуз, «Б» — бочка, «Р» — рыба.

Вторая часть «Азбуки» представляет собой серию небольших рассказов нравоучительного характера. Все вы помните «Притчу про лгуна», которая повествует о мальчике, трижды обманывавшем пастухов. Когда на охраняемое им стадо действительно напали волки, крики о помощи оказались бесполезными: юному лжецу никто не поверил.

История создания рассказа

Рассказ Рассказ «Кавказский пленник» написан для «Азбуки», которую писатель выпустил в свет в 1872 году.

Писатель заботился, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, все было «красиво, коротко, просто и, главное, ясно». В основе рассказа реальный случай, произошедший с самим писателем во время его службы на Кавказе.

История создания рассказа

В середине XIX века на Кавказе шла тяжелая кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Русские обозы двигались от одной крепости к другой под усиленной охраной.

Читайте также:  Кебанъельский детский сад сказка

Л.Н. Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск.

История создания рассказа

Однажды, далеко отъехав от своего отряда, Л.Н.Толстой чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Незадолго до этого происшествия Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Л.Н.Толстой похвалил коня, и Садо по кавказскому обычаю подарил ему своего коня. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде.

История создания рассказа

У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. Горцы хотели взять Садо и русского офицера в плен живыми и потому не стреляли.

Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русскими. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозной, погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки. Чеченцы повернули обратно и умчались в горы.

История создания рассказа

Позже Л.Н.Толстой познакомился с напечатанными в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Фёдор Фёдорович Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его местная девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как удалось ему освободиться из плена.

Толстой воспользовался этими воспоминаниями для своего рассказа

История создания рассказа

Прочитав название, предположите, о чём пойдет речь в произведении?

Сюжет рассказа прост:

История создания рассказа

Кто такой кавказский пленник?

человек, находящийся в плену у кавказцев, на Кавказе.

Предположите, почему же Л.Н.Толстой даёт название рассказу «Кавказский пленник», а не «пленники»?

В плен попадают два офицера, но лишь один из них оказался по-настоящему «пленён». Другой офицер сумел освободиться, именно он – герой рассказа Толстого.

Сюжет и композиция рассказа

небольшое повествовательное произведение, повествующее об одном или нескольких эпизодах жизни человека.

изображение одного события, имеющего начало и конец.

цепь событий, происходящих в произведении.

построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности.

Перечислите элементы композиции.

действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями

Заполните таблицу после прочтения произведения.

Источник

История создания произведения «Кавказский пленник»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

История создания рассказа «Кавказский пленник»

Цель: познакомить учащихся с историей создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», вспомнить термины «рассказ», «эпизод», «сюжет» и «композиция», помочь учащимся понять гуманистическую направленность рассказа

Лев Николаевич Толстой – писатель, общественный деятель, педагог В 1859 году Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, помог устроить ещё 20 в окрестностях, и это занятие очень его увлекло. В 1871 г. он начинает составлять «Азбуку» — школьное пособие для обучения детей чтению, письму и арифметике.

Книга открывается алфавитом; каждую из букв иллюстрирует картинка: «А» — арбуз, «Б» — бочка, «Р» — рыба. Вторая часть «Азбуки» представляет собой серию небольших рассказов нравоучительного характера.

История создания рассказа «Кавказский пленник» Рассказ Рассказ «Кавказский пленник» написан для «Азбуки», которую писатель выпустил в свет в 1872 году.

Война при Николае I

Однажды, далеко отъехав от своего отряда, Л.Н.Толстой чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Незадолго до этого происшествия Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Л.Н.Толстой похвалил коня, и Садо по кавказскому обычаю подарил ему своего коня. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде.

У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. Горцы хотели взять Садо и русского офицера в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русскими. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозной, погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки. Чеченцы повернули обратно и умчались в горы.

Позже Л.Н.Толстой познакомился с напечатанными в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Фёдор Фёдорович Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его местная девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как удалось ему освободиться из плена. Толстой воспользовался этими воспоминаниями для своего рассказа

Читайте также:  Вопросы по рассказу неизвестный цветок

Элементы композиции. Экспозиция. Завязка. Развитие действия. Кульминация. Развязка. Эпилог.

Работа с терминами. Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения. Завязка – событие, которое определяет возникновение конфликта литературного произведения.

Работа с терминами Развязка — одна из основных композиционных единиц драматического произведения. Завершение действия с логическим итогом. Эпило́г — заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.

Заполнить таблицу после прочтения произведения Экспозиция: Действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями. Завязка: Развитие действия: Кульминация: Развязка: Эпилог:

Подводим итоги: Что мы узнали о написании рассказа Л.Н. Толстого? С какими терминами мы встретились? Что нужно будет сделать при завершении прочтения произведения?

Номер материала: ДБ-1379469

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Какова история создания рассказа «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого?

Какова история создания рассказа «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого?

История создания «Кавказского пленника» имеет реальные факты. Лев Толстой тоже служил на Кавказе и чуть не попал в плен, когда во время поездки на лошадях с другими офицерами и чеченцем-другом они подверглись нападению чеченцев, но чудом им удалось остаться в живых и не попасть в плен. При этом, как и его герой Жилин, Толстой не оставил своего друга одного, хотя мог ускакать на своей быстрой лошади.

Кавказский пленник. Этот рассказ, Лев Николаевич Толстой написал после знакомства с историей описанной полковником Ф.Ф. Торнау в журнале «Русский вестник». Публикация называлась «Воспоминания кавказского офицера». Льва Николаевича, эта история об отношениях абхазской девушки Аслан Коз и русского офицера, попавшего в плен, сильно впечатлила и на её основе и был написан этот рассказ.

Рассказ «Кавказский пленник» русский писатель Л.Н.Толстой написал, основываясь на реальных событиях своей жизни. Писатель сам в молодости служил на Кавказе, участвовал в войне с горцами, на которой вместе со своим другом чудом ушел от погони и избежал пленения татарами.

Кроме того, Льву Николаевичу приходилось выручать из плена горцев своих товарищей по службе.

Рассказ напечатали в 1872 году.

«Кавказский пленник» изучается в среднем звене по школьной программе, очень ярко описаны характеры главных героев, один из которых готов сдаться под напором первых трудностей, второй борется за свободу. Лев Толстой прочитал воспоминания полковника Торнау в русском журнале под названием «Русский вестник». Рассказ был посвящен любви между кавказской девушкой по имени Аслан Коз и русского офицера, который попалв плен к ее сородичам. Ну а дальше перо мастера состворило шедевр, который интересно прочитать в любом возрасте.

На самом деле этот рассказ очень интересный и он включен в школьную программа. Частично рассказ Толстого основан на реальных событиях, когда Толстой служил на Кавказе в 1850 годы. Там он чуть не попал в плен, но ему удалось избежать плена и он остался жив после нападения чеченцев.

Проблема полного бесправия людей, не принадлежащих к высшему обществу, двуличности человека поднимается в небольшом по объему рассказе под названием «После бала» Толстого. Это острые проблемы нравственного и общефилософского уровня. Типичную для того времени картину показывает читателям знаменитый автор. Между внешним и внутренним миром человека, скрытого от посторонних глаз, глубокое противоречие показано в простом сюжете.

В обычной жизни поведение генерала бесчеловечно. Автор в этим эпизоде затрагивает типичную проблему «маленького человека», совершенно бесчеловечного отношения к другим людям, формирования искаженной нравственности человека под влиянием таких общественных условий, где процветает бесчеловечная жестокость. Толстой выражает протест против насилия и лицемерия. Автор показывает, что судьбу людей решают последствия общественной жизни, а не случай.

В рассказе Л. Н. Толстого «Лев и собачка» произошел удивительный случай: лев не съел брошенную ему на съедение собаку и даже подружился с ней. Лев делил с новым другом и место в клетке, и еду, и досуг. Животные прожили вместе около года, но потом собачка померла от болезни. Лев стал печальным и вскоре тоже умер от тоски по маленькому другу.

Читайте также:  Чтение сказки в ясельной группе с целями

К этому рассказу подойдут такие пословицы:

Лев и собачка были дружны, даже до смерти.

Лев не захотел принять другую собачку, оставшись верным своему другу.

Когда собачка умерла, то и лев страдал и умер.

И еще одна пословица, которая подходит и к концовке рассказа:

Это как раз про льва, потерявшего покой и жизнь после смерти собаки.

История создания описана в самом же рассказе «Чудесный доктор».

Автор написал услышанную им историю, которая произошла много лет назад на самом деле. Если рассказ написан в 1897, то история выходит произошла примерно в 1867 году.

Источник

история создания рассказа «Кавказский пленник» Толстой

История создания рассказа. Рассказ «Кавказский пленник»

История создания рассказа. Рассказ «Кавказский пленник»

История создания рассказа. Рассказ «Кавказский пленник»

История создания рассказа. Рассказ «Кавказский пленник»

История создания рассказа. Рассказ «Кавказский пленник»

«Кавка́зский пле́нник» — рассказ (иногда называется повестью]) Льва Толстого, повествующий о русском офицере в плену у горцев. Написан для «Азбуки», впервые опубликован в 1872 году в журнале «Заря». Одно из наиболее популярных произведений писателя, многократно переиздававшееся и входящее в школьную программу.

Название рассказа является отсылкой к названию поэмы Пушкина «Кавказский пленник».

Завязка рассказа отчасти основана на реальном событии, произошедшем с Толстым во время его службы на Кавказе в 1850-е гг. 23 июня 1853 года он записал в своем дневнике: «Едва не попался в плен, но в этом случае вёл себя хорошо, хотя и слишком чувствительно». По воспоминаниям С. А. Берса, шурина писателя

«
Мирный чеченец Садо, с которым ехал Л. Н-ч, был его большим другом. И незадолго перед тем они поменялись лошадьми. Садо купил молодую лошадь. Испытав её, он предоставил её своему другу Л. Н-чу, а сам пересел на его иноходца, который, как известно, не умеет скакать. В таком виде их и настигли чеченцы. Л. Н-ч, имея возможность ускакать на резвой лошади своего друга, не покинул его. Садо, подобно всем горцам, никогда не расставался с ружьём, но, как на беду, оно не было у него заряжено. Тем не менее он нацелил им на преследователей и, угрожая, покрикивал на них. Судя по дальнейшим действиям преследовавших, они намеревались взять в плен обоих, особенно Садо для мести, а потому не стреляли. Обстоятельство это спасло их. Они успели приблизиться к Грозной, где зоркий часовой издали заметил погоню и сделал тревогу. Выехавшие навстречу казаки принудили чеченцев прекратить преследование.
»
Дочь Толстого рассказывает о данном случае следующим образом

«
Толстой с другом своим Садо провожал обоз в крепость Грозную. Обоз шел медленно, останавливался, Толстому было скучно. Он и еще четверо верховых, сопровождавших обоз, решили его обогнать и уехать вперёд. Дорога шла ущельем, горцы ежеминутно могли напасть сверху, с горы, или неожиданно из-за утесов и уступов скал. Трое поехали по низу ущелья, а двое — Толстой и Садо — по верху хребта. Не успели они выехать на гребень горы, как увидали несущихся навстречу им чеченцев. Толстой крикнул товарищам об опасности, а сам, вместе с Садо, во весь дух помчался вперед к крепости. К счастью, чеченцы не стреляли, они хотели взять Садо в плен живым. Лошади были резвые, и им удалось ускакать. Пострадал молодой офицер, убитая под ним лошадь придавила его и он никак не мог из-под неё высвободиться. Скакавшие мимо чеченцы до полусмерти изрубили его шашками, и, когда русские подобрали его, уже было поздно, он умер в страшных мучениях.
»
Во время активного составления «Азбуки» Толстой написал рассказ о кавказском пленнике. Посылая рассказ Н. Н. Страхову в марте 1872 года, Толстой отметил

«
Все время и силы мои заняты «Азбукой». Для «Зари» я написал совсем новую статью в «Азбуку» — «Кавказский пленник» и пришлю не позже как через неделю. Пожалуйста, напишите, что вы думаете об этой статье. Это образец тех приёмов и языка, которым я пишу и буду писать для больших.
»
Рассказ «Кавказский пленник» был напечатан в журнале «Заря» (1872, № 2). Он вошёл в «Четвёртую русскую книгу для чтения», вышедшую 1 ноября 1872 года.

Сам Толстой высоко оценивал свой рассказ и упоминал его в трактате «Что такое искусство?» в следующем контексте

«
…свои художественные произведения я причисляю к области дурного искусства, за исключением рассказа «Бог правду видит», желающего принадлежать к первому роду, и «Кавказского пленника», принадлежащего ко второму.
»
При этом «второй род» хорошего искусства определяется им там же как «искусство, передающее самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,— искусство всемирно

История создания рассказа. Рассказ «Кавказский пленник»

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Детский развивающий портал