Тургенев рассказ о писателе муму как повесть о крепостном праве

Презентация по литературе на тему «Крепостное право в произведении И. С. Тургенева «Муму».

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №5 г. Санкт-Петербурга Презентация по литературе. На тему: «Крепостное право в произведении И.С. Тургенева «Муму». Автор: учитель русского языка и литературы, Спиридонова Н.В.

Крепостное право – совокупность юридических норм государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму зависимости крестьянина от помещика.

Труд крепостных использовался не только в сельском хозяйстве. Были крепостные, делавшие всю черную тяжелую работу по двору. Подневольные мастера: кузнецы, плотники, каретники и т.д. Прислуга: повара, кухарки, лакеи и т.д.

1764 г. – крестьянам было запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков. При этом тех, кто осмелился написать жалобу, били кнутом и ссылали на каторгу.

Указы об ужесточении крепостного права: 1747 г. – помещику предоставляется право продавать своих крестьян в солдаты любому лицу; 1760 г. – помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь без следствия, суда и проверки. Как правило, помещик старался сбыть старых, увечных, негодных к работе людей. Почти все они погибали в пути.

Вывод. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим.

Крепостное право в произведении И.С. Тургенева «Муму»

Иван Сергеевич Тургенев

Тургенев глубоко проникся сознанием пагубности крепостного права, несправедливости его, жестокости и постыдности. Он не мог примириться с его существованием, сознавал необходимость отменить его и, побуждаемый этим сознанием, нанес ему чувствительные удары.

Клятва Тургенева самому себе. Употребить все силы на то, чтобы свалить крепостничество, которое для него являлось, по собственному его выражению, личным его врагом.

«Муму́» — рассказ русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанный в 1852 году. В основе произведения лежат реальные события, происходившие в московском доме матери писателя, Лутовиновой Варвары Петровны.

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны, матери писателя. Это был красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, как у Герасима, он поднимал 10 пудов.

Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохранил рабскую покорность ей даже после уничтожения собаки.

Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости.

Рассуждаем. Почему Герасим утопил Муму?

Итоги обсуждения. Герасим был крепостным и вынужден выполнять все приказы и капризы свой госпожи. Я задаю себе вопрос: “Почему же Герасим не ушел в деревню с Муму? ”. Он не посмел ослушаться барыни, но и не захотел жить в доме, где распоряжаются жестокие и бесчеловечные люди.

Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений.

В городе Онфлёр, Франция, установлен памятник Муму

25 марта 2004 года в Санкт-Петербурге на площади Тургенева состоялось открытие памятника Муму, приуроченное к 150-летию со дня первой публикации рассказа. Отлитая из чугуна скульптурная композиция представляет собой пса, свернувшегося у огромных сапог.

Интернет-ресурсы: https://i.7fon.org/thumb/370052.jpg https://ru.depositphotos.com/9840143/stock-photo-old-books.html https://jooinn.com/images/grunge-background-265.jpg

Данная презентация поможет систематизировать знания учащихся о крепостном праве и осознанно проанализировать произведение И.С. Тургенева «Муму».

учащиеся сжато излагают содержание прочитанного, выполняют поиск необходимой информации, анализируя текст.

учащиеся формулируют и высказывают свою точку зрения на события и поступки героев.

учащиеся планируют алгоритм речевого высказывания.

Межпредметные связи-важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повешение его результативности.

Номер материала: ДБ-304887

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе

Урок 34. Русская литература 5 класс ФГОС

Конспект урока «История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе»

· Начнём знакомство с рассказом Тургенева «Муму».

· Поговорим об истории создания этого рассказа.

· Выясним, как в рассказе изображаются реалии крепостной России.

Но сначала мы присоединимся к ребятам, которые решили выяснить – что им больше всего нравится в литературных произведениях.

– Мне нравятся книги-приключения, – признался Миша. – В таких книгах самое главное – захватывающий сюжет. Неважно, какой у них жанр. Главное для меня – чтобы читать книгу было увлекательно!

– А меня вот привлекают книги с проработанным миром и отношениями героев, – возразила Алина. – Так интересно наблюдать, как раскрываются характеры людей!

– Но что же ты можешь извлечь из этого рассказа? – удивилась Алина.

– Я, например, извлёк ту нехитрую мысль, что топить своих питомцев – ужасно, –мрачно признался Миша. – Мне просто было жаль Муму.

— Её жаль нам всем, – отозвался Артём. – Но если посмотреть как следует – рассказ ведь не только об одной собачке…

Вся трагедия, весь конфликт в рассказе случается из-за такого ужасного явления, как крепостничество.

Вспомним, что Тургенев всю жизнь был яростным противником крепостного права. И неудивительно! Ведь крестьянин попросту был собственностью помещика –собственностью, с которой можно было делать что угодно. Крестьян секли, над ними издевались, их продавали как коров или лошадей. Жизнь крепостного крестьянина полностью зависела от воли его хозяина. У самих крестьян не было никаких прав.

Конечно, если помещик был человеком добрым, и жизнь крестьян была не такой уж тяжёлой. Ну, а если нет?

Чего стоит хотя бы история о безжалостной помещице Дарье Салтыковой – так называемой Салтычихе. Она долгое время мучила и убивала своих крестьян безнаказанно, потому что у неё были покровители среди чиновников.

В конце концов даже эти покровители не спасти Салтыкову, которая замучила более ста своих крестьян. Её осудили, и она закончила жизнь в заточении. Но о скольких жестоких помещиках власти так и не узнали?

Читайте также:  Мастер класс про сказки

К чему здесь эта история? К тому, что Тургенев называл свою мать «второй Салтычихой». Конечно, Варвара Тургенева никогда не была сумасшедшей мучительницей, как Дарья Салтыкова.

Но всё-таки она была своевольной и жестокой помещицей.

Литературовед Юрий Лебедев пишет о ней так: «Поступки Варвары Петровны чем далее, тем более становились непредсказуемыми: по малейшему капризу любой крестьянин или дворовый человек мог быть облагодетельствован ею или низведён до ничтожества, все зависело от её настроения».

У Варвары Петровны служил глухонемой Андрей. Могучего мужчину, хорошего работника, его просто как-то посадили на телегу и увезли из родной деревни, потому что барыне показалось, что он идеально подойдёт для работ в её дворе.

Он был у барыни и дворником, и скороходом, и выполнял самые разные поручения.

Нужно сказать, что с одной стороны – барыня своего работника ценила, награждала и даже наряжала в красные рубахи.

Но при этом она могла отправить Андрея за 70 вёрст пешком – всего только за горшочком каши, потому что ей не нравилась каша, которую готовил ее повар.

Как-то у дворника Андрея завелась собачка, которая чем-то не угодила Варваре Тургеневой. И та приказала от собачки избавиться.

Андрей утопил свою питомицу, но остался верно служить барыне до самой ее смерти, и больше никого не хотел признавать своей хозяйкой.

Именно на основе этого случая Тургенев выстроил свой рассказ – получается, что в основу легли реальные события, которым он был свидетелем в детстве.

Сам рассказ был написан в 1852 году, в нелёгкие для писателя времена. Он как раз тогда готовился к отправке в ссылку в родное имение.

Судьба рассказа тоже была непростой – его долго не хотели печатать, и он распространялся в копиях, перепечатанных и переписанных от руки.

И даже после того, как рассказ прошёл цензуру, чиновник, допустивший эту публикацию, получил выговор от начальства.

Но чем же рассказ так не понравился властям?

Тем, что в нём слишком правдиво изображены крепостные нравы.

Посмотрим хотя бы на образ барыни.

Какие черты мы можем в нём отметить? Эгоизм, капризность, переменчивость – как минимум.

По сути, это всего лишь причудливая, капризная, скучающая старуха.

Но мы видим, как слуги и приживалки боятся свою госпожу, как они бросаются исполнять каждое её распоряжение.

Её слово – закон, и ей угождают изо всех сил.

А ведь характер изнывающей от скуки барыни очень изменчив – ещё попробуй, угоди!

Она то придирается к каждой мелочи и горячится, то прикидывается, как пишет автор, загнанной и сиротливой страдалицей, плачется на свою горькую судьбину и требует сочувствия.

О переменчивости характера барыни говорит хотя бы такой отрывок.

«…в доме не очень‑то любили, когда на барыню находил весёлый час, потому что, во‑первых, она тогда требовала от всех немедленного и полного сочувствия и сердилась, если у кого‑нибудь лицо не сияло удовольствием, а во‑вторых, эти вспышки у неё продолжались недолго и обыкновенно заменялись мрачным и кислым расположением духа. ».

И при этом барыня равнодушно решает судьбы своих дворовых, не задумываясь об их чувствах. Это кажется ей само собой разумеющимся.

А ведь именно из-за неё и оказываются сломаны судьбы Герасима и Татьяны. Из-за неё погибает и Муму.

При этом барыню нельзя назвать в полной мере злым человеком – скорее уж, она просто эгоистка, которая привыкла, что ей всегда и во всем потакают.

Она даже неспособна принять на себя ответственность: когда после утопления Муму Герасим уходит из деревни, барыня уверяет, что она никогда не приказывала уничтожить собаку, даёт Гавриле нагоняй… и это после того, как ей несколько раз передавали, что собаку непременно убьют!

Проблема именно в том, что система наградила капризную, эгоистичную старуху неограниченной властью над людьми.

Пример того, как эта власть действует на людей, можно увидеть в образе Гаврилы.

Дворецкий – олицетворение исполнительности, угодливости и одновременно хитрости.

Гаврила с необычайным усердием выполняет приказы своей госпожи – его повиновение граничит с раболепием, его угодливость не имеет границ.

При этом он госпожу обкрадывает – не зря его комната почти полностью загромождена сундуками.

Но возможность хоть немного отступить от приказа даже не забредает ему в голову. Ведь проще всего сказать, что Герасим влюблён в Татьяну – и кто знает, может быть, барыня передумает отдавать прачку за пьяницу Капитона!

Но поднять голос перед госпожой дворецкий не способен. Ему легче обмануть, легче сделать несчастными нескольких человек, чем просто выразить перед барыней своё мнение.

При этом сам Гаврила – отнюдь не жестокий человек. По приказу барыни он сначала просто старается убрать Муму с глаз долой.

Да и когда собачка возвращается – Гаврила ничего не предпринимает, надеясь, что барыня ничего не узнает, и все обойдётся.

Однако после возвращения Муму помещица ставит на весы против собачки себя – помните эту фразу: «…неужели для него какая-нибудь собачонка дороже спокойствия, самой жизни его барыни? Я бы не желала этому верить».

Конечно же, у Гаврилы не остаётся выбора: приказ должен быть выполнен любой ценой, Муму никогда не должна больше вернуться и вызвать гнев барыни.

Ещё большей жертвой системы можно посчитать Татьяну.

В её характере основными чертами, пожалуй, можно назвать робость, покорность, безответность.

Смолоду работающая в чёрном теле, не знающая ни любви, ни ласки, Татьяна со смирением переносит и тяжкий труд, и маленькое жалование.

Вот что пишет о ней Тургенев:

«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та её почти в глаза не знала».

Татьяна настолько боится всех, что не может выносить сначала даже вида Герасима, хотя дворник ничего плохого ей не делает, наоборот, берет под своё покровительство.

Но и покровительство это пугает Татьяну настолько, что она не знает, как избавиться от неожиданного поклонника.

Из страха она соглашается обмануть Герасима – и всё так же покорно выходит замуж за Гаврилу. Из-за безответности Татьяну ждёт жизнь с пьяницей и пустословом.

Только когда её отправляют в деревню с окончательно спившимся мужем, Татьяна перестаёт бояться и выказывает сожаление о своей судьбе. Она даже целуется на прощание с Герасимом.

Ну и наконец, что же можно сказать про Капитона? Этот башмачник труслив, красноречив и легкомысленен.

Нельзя сказать, что он слишком сильно страдает из-за того, что он крепостной – скорее уж, он сам разрушает свою жизнь пьянством. Однако крепостное право не делает его жизнь и особенно счастливым. Например, Капитон как-то жалуется на своё горемычное прошлое и упоминает, что с малых лет его били – пока что он жил у немца-хозяина, потом в юности его опять били – и вот теперь он дожил до очередного горя. А до какого?

Да, Капитона женят, не спрашивая о его желании. Но он не против женитьбы. Зато его пугает поклонник Татьяны – Герасим.

Ведь, если подумать – если бы не хитрость Гаврилы, то сватовство Капитона к Татьяне могло и впрямь обернуться трагедией!

Читайте также:  Сказка про божью коровку для детей 3 4 лет

– И ведь это только основные персонажи, – пробормотала Алина.

– Я как будто окунулся в то время! – поддержал Миша.

– А ведь в тексте есть и много других образов, – заметил Артем. – И даже эпизодические персонажи выписаны мастерски!

Чего стоят образы приживалок или буфетчик, который может урезонить дворецкого простым «Ну-у!»

Иногда эти образы описываются иронично. Но они абсолютно живые и правдивые.

Что же мы должны сегодня запомнить?

· В рассказе Тургенева «Муму» реалистично показываются быт и обычаи крепостной России.

· Автор в рассказе создает ряд живых и правдивых образов той эпохи.

· В рассказе показывается, как крепостное право ломает судьбы людей.

Источник

«Тема крепостничества в произведении И.С. Тургенева «Муму»

специалист в области арт-терапии

Тема: Тема крепостничества в творчестве Тургенева (по повести «Муму»)

— показать непримиримое отношение писателя к деспотизму в любой форме;

— помочь детям определять социальное зло, бороться с ним;

— пробудить добрые чувства, сформировать личность гуманного и доброжелательного человека.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки.

I Организационный момент

II Проверка домашнего задания

Краткая биография И.С. Тургенева.

С) эпизод о дворовой девушке Луше, как предпосылки к написанию повести «Муму»

2. Знакомство с 1 главой

3. Беседа о 1 главе

V Домашнее задание

I Объявление темы и целей урока.

Чтение эпиграфа на слайде.

его образы не только живые

и выхваченные из жизни,

но это типы, которым подражала

молодежь и которые

сами создавали жизнь.

III Сегодня мы приступаем к изучению произведения И.С. Тургенева повести «Муму».

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Тут, ребята, я хочу обратить ваше внимание на новые и непонятные вам слова ( на слайде).

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО – право или разрешение крепостнику владеть крепостными и их имуществом.

КРЕПОСТНИК – помещик, владеющий крепостными.

КРЕПОСТНОЙ – подневольный крестьянин или раб.

Запишите эти слова в тетрадь.

Эти слова помогут вам понять суть произведения.

Иван Сергеевич не мог этого допустить. Он спрятал Лушу.

Вернемся к эпиграфу нашего урока.

Это произведение пронизано ненавистью к крепостному праву, к несправедливости, которое олицетворяла Барыня; пронизано желанием вызвать сочувствие к русскому народу, восхищением его силой и душевной красотой. Примером тому служит главный герой- Герасим.

Закрепление ключевых слов на слайде.

Барыня – крепостница

Повесть « Муму» была написана Тургеневым в 1852 году, когда остро стоял вопрос об отмене крепостного права через указ царя. Люди ожидали, что право отменят после войны с Наполеоном (1812 г), п.ч. считалось, что войну выиграл русский народ. Но официально крепостное право отменили толькл в 1861 году. Т.е. прошло около 50 лет прежде, чем крестьяне обрели свободу.

Своим произведением «Муму» Тургенев выразил акт протеста крепостных против беззакония жестоких господ.

А теперь, откройте учебник на стр.133.

Я почитаю 1 главу повести, а вы внимательно слушайте и следите за текстом.

Беседа по прочитанному:.

Давайте дадим название этой главе.(Переезд Герасима, Славный мужик Герасим.)

О ком идет речь в этой главе? (о барыне и Герасиме)

Найдите в тексте описание Герасима. (стр.133)

Как работал Герасим в городе и в деревне? Где ему тяжелее было работать?

Как чувствовал себя Герасим? В городе сначала? Как автор описывает тоску и одиночество героя, с кем он его сравнивает?

Еще одна особенность писателя в том, что он сразу знакомит нас со всеми действующими лицами в начале повести.

Источник

Разработка урока по творчеству И.С. Тургенева. «Муму»

специалист в области арт-терапии

по русской литературе

Изображение быта и нравов крепостнической России.

Сострадание и жестокость.

Рассказ «Муму» учащиеся прочитают дома. Трогательное повествование о судьбе немого дворника Герасима при самостоятельном домашнем чтении затронет такие чувства учеников, которые, возможно, не разбудит чтение в классе. Это, конечно же, не исключает чтения фрагментов рассказа в классе учителем или прослушивания отрывков произведения в исполнении мастеров художественного чтения.

— дать представление о детских годах И.С.Тургенева;

— развить интерес к личности писателя и его творчеству;

— познакомить с историей создания рассказа «Муму».

— формировать умение анализировать текст художественного произведения;

— развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;

— формировать представление о герое произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;

— развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.

— воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;

— умение работать в микрогруппе: уважать мнение высказывающегося, взаимопомощи, поддержки.

Предметные: познакомить с биографией И.С.Тургенева; привить читательский интерес к его произведениям.

— формировать логические умения;

— осуществлять межпредметные связи.

2) регулятивные УУД:

— выделять и формулировать то, что уже усвоено или нужно усвоить;

— планировать свою деятельность, ставить цели, добиваться их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения.

3) коммуникативные УУД:

— соблюдать правила речевого поведения;

— уметь высказывать свою точку зрения.

— формировать эмоциональный настрой на уроке;

— формировать нравственно-эстетические ценности;

— формировать моральные ценности;

— развивать чувства эмоционального сопереживания;

— воспитать положительное отношение к знаниям.

1. Аннибалова клятва знаменитый в древности карфагенский полководец Ганнибал поклялся до конца своей жизни бороться с Римом, врагом его родного города. Отсюда и произошло выражение «Ганнибалова (или Аннибалова) клятва.

4. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.

6. Важный — горделиво-величественный, надменный.

7. Надменный — высокомерный, кичливый.

8. Кичливый — выражающий самомнение, заносчивый.

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя, враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться… Это была моя «аннибалова клятва».

1. Тема, цель урока. Вступительное слово учителя. (СЛАЙД 1)

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ.
ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ.

Сегодня мы начинаем разговор об удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении великого русского писателя второй половины 19 века Ивана Сергеевича Тургенева «Муму».

Вместе с тем рассказ этот не так уж прост и для взрослого читателя. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. Это и является целями нашего сегодняшнего урока.

Вы говорили, что рассказ вам понравился, а это значит, что вы будете активно работать на уроке. Но в ходе уроке, наверняка, встретится много нового и не знакомые вам, в частности, слова. И чтобы вам было понятно, о чем идет речь, я составила словарик. Обращайтесь к нему.

2. Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново. (СЛАЙД 2)

Учитель читает начало романа Б.Зайцева «Жизнь Тургенева»

«Орловская губерния не весьма живописна: поля ровные, то взбегающие изволоками, то пересеченные оврагами; лесочки, ленты берез по большакам, уходящие в опаловую даль, ведущие Бог весть куда. Нехитрые деревушки по косогорам, с прудиками, сажалками, где в жару под ракитами укрывается заленившееся стадо – а вокруг вся трава вытоптана. Кое-где пятна густой зелени среди полей – помещичьи усадьбы. Все однообразно, неказисто. Поля к июлю залиты ржами поспевающими, по ржам ветер идет ровно, без конца, без начала, и они кланяются, расступаются, тоже без конца-начала. Васильки, жаворонки… благодать.

Читайте также:  Музей мармеладная сказка официальный сайт

Это предчерноземье. Место встречи северно-средней Руси с южной. Москвы со степью. К западу, заходя в Калужскую, к северу – в Московскую, области Тулы и Орла являются как бы Тосканою русской. Богатство земли, тучность и многообразие самого языка давали людей искусства. Святые появились в лесах севера. Тургеневы, Толстые, Достоевские порождены этими щедрыми краями».

— А сейчас мы с вами познакомимся с теми местами, где родился и провел свое детство великий писатель. (СЛАЙД 3)

Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска, уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в березовой роще, с усадьбой в виде подковы, с церковью насупротив, с домом в сорок комнат, бесконечными службами, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, со знаменитым парком и фруктовым садом. В начале прошлого века это как бы столица маленького государства, с правительством, чиновниками, подданными.даже колонии были: разные имения и села, всякие Любовши, Тапки, Холодовы.

Спасское принадлежало Лутовиновым. Варвара Петровна, унаследовавшая его от дяди Ивана Ивановича. Ей было уже под тридцать, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев – для закупки лошадей с завода, классический «ремонтер». Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой. Она пригласила его бывать запросто без дела и оставила у себя его портупею: чтобы крепче выходило. Сергей Николаевич стал появляться в Спасском. В 1816г. Она вышла за него замуж. Через год у них родился сын Николай, а затем Иван. (СЛАЙД 4)

из богатой помещичьей семьи Лутовиновых

Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер,

происходил из старинного дворянского рода

-Откройте свои учебники на странице 19, прочитайте и найдите тот материал о матери И.С.Тургенева, о котором мы не говорили на нашем уроке.

( Главным лицом в доме была Варвара Петровна – мать Ивана Сергеевича. Несмотря на свой ум и образованность, она была жестокой помещицей-крепостницей. Ей ничего не стоило оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню на скотный двор горничную только за то, что она не успела стереть пыль с ее столика, или приказать высечь на конюшне всех садовников, если случайно оказалось, что кто-то сорвал ее любимый цветок).

3. Из истории создания «Муму».

Аннибалова клятва – знаменитый в древности карфагенский полководец Ганнибал поклялся до конца своей жизни бороться с Римом, врагом его родного города. Отсюда и произошло выражение «Ганнибалова (или Аннибалова) клятва.

Тургенев сдержал свою клятву. Ненавистью к крепостному праву, к несправедливости, желанием вызвать сочувствие к русскому народу, восхищением его силой и душевной красотой проникнут и рассказ «Муму», который мы уже прочитали и к отдельным эпизодам которого сегодня обратимся.

Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»

Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажет (имя ученика).

4. Индивидуальное задание.

(Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика.)

Ученик: В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!

Учитель: Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.

И так, обратимся к рассказу. Для начала нам необходимо вспомнить атмосферу барского дома и его хозяйку – барыню.

— Как выглядит дом барыни?

( В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившемся балконом).

— Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа?

(Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненасытный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи).

— Если обобщить наши наблюдения, какой вывод можно сделать? Кто же такая барыня и какова атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события?

(Барский дом запущен, неухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать). (СЛАЙД 5)

-Тургенев показывает нам властную и капризную старуху. Но она не является главной героиней рассказа. А кто же является главным героем?

— А теперь послушайте одну историю.

( Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!

Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь).

Ребята, не напоминают ли вам кого-то герои этой истории?

( Да, напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил).

Вы правы, действительно, это герои рассказа Тургенева «Муму»: Герасим и старая барыня. Получается, что история, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле.

— Как вы думаете, кто является прототипами героев рассказа «Муму»?

Что такое прототип — смотрите словарик.

(Мать Тургенева и дворник Андрей).

— Скажите, что обозначает имя Герасим?

( В переводе с греческого означает «почтенный, внушающий почтение, глубокое уважение»).

1 ряд ищет в тексте отношение Герасима к работе.

Источник

Поделиться с друзьями
Наши дети