Татьяна толстая чистый лист тема рассказа

Презентация к уроку литературы «Текст-язык-жизнь» (По рассказу Т.Толстой «Чистый лист»)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30» г.о. Нальчик Кабардино-Балкарской Республики Мастер-класс «ТЕКСТ- ЯЗЫК –ЖИЗНЬ» по рассказу Т.Н. Толстой «Чистый лист» (Прием концептуализации на уроках литературы) Провела: Ялдынова В.В. учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Концепт – смысловая концентрация. …«расширяет значение слова, оставляя возможности для сотворчества, домысливания, «дофантазирования», и для эмоциональной ауры слова. является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека». Д.С. Лихачев

Чистая душа- Чистая вода- Чистая правда- Чистая совесть- Чистый взгляд- Чистый звук- Чистый язык- Чистый воздух- Чистое небо- Чистое золото- Чистый лист- благородный прозрачный честный справедливый открытый нефальшивый культурный свежий ясный первозданный настоящий

ЧИСТЫЙ ЛИСТ… Белый Чистый Незапятнанный Стандартный Безупречный Совершенный Гармоничный

ЧИСТЫЙ ЛИСТ… Гладкий ровный неиспользованный первозданный

ЧИСТЫЙ ЛИСТ… Неповреждённый Неразрушенный Лишенный раздвоенности Внутренне единый Целостный Цельный

ЧИСТЫЙ ЛИСТ… Сплошной Монолитный Цельный

Т.Н. Толстая «ЧИСТЫЙ ЛИСТ»

ИГНАТЬЕВ… Добрый Честный Справедливый Искренний

Разметался беленький Валерик – хилый, болезненный росточек, жалкий до спазм – сыпь, железки, темные круги под глазами…

Жена…Она святая. Ничто так не выматывает, как больной ребенок. Землистая, усталая, дорогая жена спит под рваным пледом.

Пожалел ее, пожалел хилого, белого, опять вспотевшего Валерика, пожалел себя, ушёл, лёг и лежал без сна, смотрел в потолок. Жалость

ЧИСТЫЙ ЛИСТ… Сплошной Монолитный Цельный

ЧИСТЫЙ ЛИСТ… Неповреждённый Неразрушенный Лишенный раздвоенности Внутренне единый Целостный Цельный

ЧИСТЫЙ ЛИСТ… свободный от скверны, угодный божеству; не греховный (словарь С.И. Ожегова)

Экстрагировать – удалять, вырывать, выделять, извлекать отдельные составляющие из целого. «. Быстро, безболезненно, я доволен. вырывают, экстрагируют».

ЧИСТЫЙ ЛИСТ… «полностью соответствующий кому-либо, чему-либо по своим свойствам»

«Игнатьев-Игнатьев. медленно всплыл со дна, раздвигая головой мягкие темные тряпки, – это было матерчатое озеро».

душа, совесть, сердце – это слова-синонимы контекстные синонимы Живой покойник аксюморон

Недоговоренность– это неполное высказывание, замалчивание чего-нибудь в рассказе.

ЧИСТЫЙ ЛИСТ… Незапятнанный, безупречный, гармоничный, первозданный, целостный, целый, свободный от скверны, не греховный

Можно ли начать жизнь с чистого листа?

Нет, мы не рождаемся с душой: Жизнью вырабатываем душу. Этою поправкой небольшой Вечную иллюзию разрушу, – Страхам старины и новизны – Вымыслу о бренности – не верьте: Смертными на свет мы рождены, Чтобы зарабатывать бессмертье. Аделина Адалис

Номер материала: ДБ-182594

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок на тему «Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина «Дракон» и Т.Толстой «Чистый лист»

специалист в области арт-терапии

Технологическая карта урока

Тема урока: «Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина «Дракон» и Т.Толстой «Чистый лист».

Временные рамки урока: 45 минут.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Прием: сравнительно-сопоставительный анализ текста.

Представление о результатах:

понимание литературы как особого способа познания жизни;

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное;

осознание значимости изучения литературы для саморазвития.

формирование целостного мировоззрения;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем.

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникационной задачей.

осознание учащимися рассказов Е.Замятина и Т.Толстой как произведений-предупреждений о том, к чему может привести безнравственность общества.

Читайте также:  Самая маленькая басня ивана андреевича крылова

— научить учащихся видеть и формулировать центральную проблему художественного текста, видеть авторскую позицию;

— развивать коммуникативные навыки;

— формировать в сознании учащихся понятие о нравственной шкале ценностей;

— воспитывать культуру общения, уважительное отношение к мнению другого человека.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация раздаточный материал.

Включение в деловой ритм.

Учитель сообщает о необычности урока-исследования, о том, что учащимся предстоит самим сформулировать тему и проблему урока, выбрать эпиграф.

Подготовка учащихся к восприятию.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагания; коммуникативные: планирование учебного сотворчества с учителем и сверстниками.

Постановка учебной задачи.

Для определения метода исследования учитель предлагает учащимся решить старинную египетскую задачу:

«Как без помощи мела изменить длину линии нарисованной на доске?»

Учитель озвучивает предмет исследования, но не говорит название рассказа Т.Толстой.

Учащиеся начинают заполнять «Информационную карту урока».

Выдвигают гипотезы по поводу оснований для проведения подобного сопоставления.

Поэтапная работа с текстом.

Учитель зачитывает эпизоды. Задает наводящие вопросы. Корректирует работу учащихся.

Учащиеся по ходу чтения учителя или учеников (эпизоды для таблицы 2 читают по ролям) заполняют таблицы, делают предварительные выводы.

Индивидуальная работа: один из учеников после афиширования наблюдений одноклассников оформляет записи непосредственно в презентации.

умение структурировать знания, классифицировать материал; личностные: самоопределение.

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Создание новой учебной ситуации.

Анализ финалов рассказов.

Учитель предлагает обратить внимание на хронотоп рассказов и обнаружить контраст. Предлагает задуматься над тем, какова цена будущего?

Учащиеся обнаруживают, что в основе хронотопа заложен контраст «Прошлое (известное) – будущее (неизвестное)».

Зачитывают финалы рассказов. Узнают название рассказа Т.Н.Толстой. Предполагают, какое будущее ожидает героев.

Познавательные: логические – умение формулировать проблему; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Самостоятельная работа + рефлексия.

Учитель вместе с учащимися заслушивает 2-3 работы.

Задания для самостоятельной работы

1.Устно ответьте на вопрос: «О чем пророчествует русская литература в переломные моменты истории?»

Учащиеся заполняют «Информационную карту урока», формулируют тему урока, проблему, выбирают эпиграф, ориентируясь на личностную значимость проведенного исследования.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: смыслообразование.

Предпосылка к размышлению.

— Дорогие ребята, вы только начинаете жить, перед вами – чистый лист бумаги. Я хочу вам пожелать, чтобы он не превратился в черновик, который до боли захочется переписать заново.

Эмоциональное восприятие урока.

Познавательные: рефлексия; личностные: самоопределение.

Информационная карта урока

Метод исследования _____________________________________________________

Предмет исследования ___________________________________________________

И дыра в тумане: рот.

Каждую ночь к Игнатьеву приходила Тоска. Тяжелая, смутная, с опушенной головой, садилась на краешек постели, брала за руку – печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами – рука в руке.

Игнатьев плакать не умел и потому курил. Маленькими, игрушечными зарницами вспыхивал огонек. Игнатьев лежал, тосковал, чувствовал табачную горечь и знал, что в ней – правда. Горечь, дым, крошечный оазис света во тьме – это мир.

Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:

После работы Игнатьев не сразу шел домой, а пил с другом в погребке пиво.

— А коли так, отдай себе отчет: больной орган необходимо ампутировать. Как аппендикс.

Игнатьев поднял голову, изумился.

— В каком смысле ампутировать?

— В медицинском. Сейчас это делают.

Друг оглянулся, понизив голос, стал объяснять: есть такой институт, это недалеко от Новослободской, так там это оперируют; конечно, пока полуофициально, частным образом, но можно. Конечно, врачу надо дать на лапу. Люди выходят совершенно обновленные.

— Но ведь это ужасно!

— А чего тут ужасного. Великолепные результаты: необычно обостряются мыслительные способности. Растет сила воли. Гармония тела и… э-э-э…мозга. Ты сразу наметишь цель, бьешь без промаха и хватаешь

Источник

Татьяна толстая чистый лист тема рассказа

Жена как прилегла в детской на диване — так и заснула: ничто так не выматывает, как больной ребенок. И хорошо, пусть там и спит. Игнатьев прикрыл ее пледом, потоптался, посмотрел на разинутый рот, изможденное лицо, отросшую черноту волос — давно уже не притворялась блондинкой, — пожалел ее, пожалел хилого, белого, опять вспотевшего Валерика, пожалел себя, ушел, лег и лежал теперь без сна, смотрел в потолок.

Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска. Тяжелая, смутная, с опущенной головой, садилась на краешек постели, брала за руку — печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами — рука в руке.

Ночной дом шуршал, вздрагивал, жил; в неясном гуле возникали проплешины — там собачий лай, там обрывок музыки, а там постукивал, ходил то вверх, то вниз по ниточке лифт — ночная лодочка. Рука в руке с тоской молчал Игнатьев; запертые в его груди, ворочались сады, моря, города, хозяином их был Игнатьев, с ним они родились, с ним были обречены раствориться в небытии. Бедный мой мир, твой властелин поражен тоской. Жители, окрасьте небо в сумеречный цвет, сядьте на каменные пороги заброшенных домов, уроните руки, опустите головы — ваш добрый король болен. Прокаженные, идите по пустынным переулочкам, звоните в медные колокольчики, несите плохие вести: братья, в города идет тоска. Очаги заброшены, и зола остыла, и трава пробивается между плит там, где шумели базарные площади. Скоро в чернильном небе взойдет низкая красная луна, и, выйдя из развалин, первый волк, подняв морду, завоет, пошлет одинокий клич ввысь, в ледяные просторы, к далеким голубым волкам, сидящим на ветвях в черных чащах чужих вселенных.

Читайте также:  Кто рассказывает сказки убирая

Игнатьев плакать не умел и потому курил. Малень­кими, игрушечными зарницами вспыхивал огонек. Игнатьев лежал, тосковал, чувствовал табачную горечь и знал, что в ней — правда. Горечь, дым, крошечный оазис света во тьме — это мир. За стеной прошумел водопроводный кран. Землистая, усталая, дорогая жена спит под рваным пледом. Разметался беленький Валерик хилый, болезненный росточек, жалкий до спазм — сыпь, желёзки, темные круги под глазами. А где-то в городе, в одном из освещенных окон, пьет красное вино и смеется не с Игнатьевым неверная, зыбкая, уклончивая Анастасия. Погляди на меня. но она усмехается и отводит взгляд.

Игнатьев повернулся на бок. Тоска придвинулась к нему ближе, взмахнула призрачным рукавом — выплыли корабли вереницей. Матросы пьянствуют с туземками по кабакам, капитан засиделся на веранде у губерна­тора (сигары, ликеры, ручной попугай), вахтенный оста­вил свой пост, чтобы поглазеть на петушиный бой, на бородатую женщину в пестром лоскутном балагане; ти­хо отвязались канаты, подул ночной ветерок, и старые парусники, поскрипывая, выходят из гавани неведомо куда. Крепко спят по каютам больные дети, маленькие доверчивые мальчики; посапывают, зажав игрушку в ку­лачке; одеяла сползают, покачиваются пустынные палу­бы, в непроглядную тьму с мягким плеском уплывает стая кораблей, и разглаживаются на теплой черной глади узкие стрельчатые следы.

Тоска взмахнула рукавом — расстелила бескрайнюю каменистую пустыню — иней блестит на холодной ска­листой равнине, равнодушно застыли звезды, равнодуш­но чертит круги белая луна, печально звякает уздечка мерно ступающего верблюда, — приближается всадник, закутанный в полосатую бухарскую промерзшую ткань. Кто ты, всадник? Отчего отпустил поводья? Зачем закутал лицо? Дай отвести твои окоченевшие руки! Что это, всадник, ты мертв. Рот всадника зияет бездонным про­валом, спутаны волосы, и глубокие скорбные борозды прочертили на щеках тысячелетиями льющиеся слезы.

Взмах рукава. Анастасия, блуждающие огни над бо­лотной трясиной. Что это гукнуло в чаще? Не надо огля­дываться. Жаркий цветок манит ступить на пружиня­щие коричневые кочки. Погуливает редкий неспокой­ный туман — то приляжет, то повиснет над добрым ма­нящим мхом; красный цветок плавает, мигает через бе­лые клубы: сюда иди, сюда иди. Один шаг — разве это страшно? Еще один шаг — разве ты боишься? Мохнатые головы стоят во мху, улыбаются, подмигивают всем ли­цом. Гулкий рассвет. Не бойся, солнце не встанет. Не бойся, у нас еще есть туман. Шаг. Шаг. Шаг. Плавает, смеется, вспыхивает цветок. Не оглядываться. Я думаю, дастся в руки. Я так думаю, что все-таки дастся. Дастся, я думаю. Шаг.

— И-и-и-и-и, — застонало в соседней комнате. Толчком прыгнул Игнатьев в дверь, кинулся к зареше­ченной кроватке — что ты, что ты? Вскинулась спутан­ная жена, задергали, мешая друг другу, простыни, одея­ло Валерика — что-то делать, двигаться, суетиться! Бе­ленькая голова заметалась во сне, забредила: ба-да-да, ба-да-да! Быстрое бормотанье, отталкивает руками, успокоился, повернулся, улегся. Ушел в сны один, без ма­мы, без меня, по узенькой тропочке под еловые своды.

Источник

Проблематика рассказов Т.Толстой

Рассказы Т. Толстой оставляют удивительное впечатление от соприкосновения со сказкой. Этот автор приглашает нас погрузиться в сказочный мир фантазии, в котором человек «мановением руки, движением бровей преображает мир до неузнаваемости» («Факир»). Такая проза требует медленного погружения и создает особый поэтический настрой. Одной из проблем ее произведений становится мечта в столкновении с реальностью, проблема истинного и ложного существования («Свидание с птицей», «Огонь и пыль», «Факир», «Петере»).Толстая ставит непростой вопрос об оправданности человеческой жертвы во всех ее проявлениях — в любви, в семье, в работе, в творчестве. Об этом — рассказы «Соня», «Самая любимая», «Поэт и муза». В рас.звучит тема сиротства и одиночества человека в мире непонимания и жестокости («Спи спокойно, сынок», «Ночь», «Пламень небесный»). Герои находятся в поиске своего места в мире («Круг», «Чистый лист»). Писательница исследует и проблему отношения человека ко времени, связи прошлого с настоящим и будущим («Любишь — не любишь», «На золотом крыльце сидели. », «Вышел месяц из тумана», «Милая Шура»). В своих рассказах Толстая предлагает читателю «каталог воспоминаний» о прошлом, из которого возникает цельный образ детства — ностальгический, далекий, призрачный. Этот образ «весь пропитан таинственным, грустным, волшебным, шумящим в ветвях, колеблющимся в темной воде» («Свидание с птицей»). Мы вспоминаем, что в детстве «у нас была зима, зима, зима, свинка и корь, наводнение и бородавки, и горящая мандаринами елка. » («На золотом крыльце сидели. »). Мы видим, как в тарелке рисовой каши «тающий остров масла плавает в липком Саргассовом море» («Свидание с птицей»). При чтении возникают философские вопросы, напр., какую же все-таки жизнь считать настоящей — реальную, но сложную, как у Пипки, или созданную в мечтах, но комфортную, как у Риммы из рассказа «Огонь и пыль»? Что имеет в этой жизни большую ценность — прагматизм и трезвый расчет Нины («Поэт и муза») или слепая жертвенность Сони из одноименного рассказа? Какая любовь является подлинной: «простая и будничная» любовь Женечки («Самая любимая»), опекающая любовь Нины («Поэт и муза») или расчетливая любовь Зои, не желающей «любить без гарантий» («Охота на мамонта»)? В прозе Толстой переосмысляются или подвергаются осмеянию все классические жизненные ценности; не желающей «любить без гарантий» («Охота на мамонта»)? В прозе Толстой переосмысляются или подвергаются осмеянию все классические жизненные ценности. Например, в рассказах «Охота на мамонта», «Поэт и муза» автор иронизирует над традиционными семейными ценностями. Через образы Женечки («Самая любимая») и Сони из одноименного рассказа подвергается сомнению идея человеческой жертвы. «Огонь и пыль» — яркий пример осмеяния естественного человеческого стремления к комфорту и материальному благополучию. Таким образом, творчество Т. Толстой близко традиции постмодернизма с его идеей нового осмысления содержания классической литературы.

Читайте также:  Сказка к 23 февраля для средней группы

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемrshkola2.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Авторская позиция в рассказах Т.Толстой «Чистый лист» и Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы» Элективный курс «Формирование исследовательской позиции.» — Транскрипт:

1 Авторская позиция в рассказах Т.Толстой «Чистый лист» и Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы» Элективный курс «Формирование исследовательской позиции учащихся на материале современной прозы»

2 Татьяна Никитична Толстая 1951 г.р. «Чистый лист» (2004) Елена Олеговна Долгопят 1963 г.р. «Два сюжета в жанре мелодрамы» (2002)

4 Темы-проблемы, поднимаемые в произведениях Тема Семьи Тема Семьи Проблема агрессивности, жестокости Проблема агрессивности, жестокости Проблема бездушия, падения нравственности Проблема бездушия, падения нравственности

5 Гипотеза – позиции авторов данных произведений будут различны (сходны) Объект исследования – рассказы «Чистый лист» Т.Толстой и «Два сюжета мелодрамы» Е.Долгопят Объект исследования – рассказы «Чистый лист» Т.Толстой и «Два сюжета мелодрамы» Е.Долгопят Предмет исследования – Предмет исследования – авторская позиция в тексте авторская позиция в тексте

6 Авторская позиция Название произведения Поднимаемые в произведении темы проблемы Сюжет произведения Композиция произведения Система героев Портрет, поступки, внутренний мир героев Пейзажные зарисовки Особенности художественного языка произведения

7 Алгоритм выявления особенности сюжета произведения Экспозиция Экспозиция Завязка Завязка Развитие событий Развитие событий Кульминация Кульминация Развязка Развязка Сюжетные линии Сюжетные линии

8 Система героев, отношение к ним автора «Чистый лист» «Чистый лист» «Два сюжета в жанре мелодрамы» Игнатьев жена Валерик товарищ Доктор Иванов Коля Наташа муждети Дмитрий Васильевич Доктор Г.В. Татьяна Этя Революцио нер-изверг Миша

9 Алгоритм выявления особенности языка худ. произведения Язык худ. произведения Лексические средства Синтаксические средства гипербола метафора олицетворение овеществление сравнение эпитет фантастика образы цветообразы звукообразы градация многосоюзие повтор Ряды однородных членов Риторический вопрос, восклицание инверсия

10 Какие исследования возможны? Тема семьи в литературе 20 века Тема семьи в литературе 20 века Тема «маленького человека» в произведениях Н.Гоголя «Шинель» и Т.Толстой «Чистый лист» Тема «маленького человека» в произведениях Н.Гоголя «Шинель» и Т.Толстой «Чистый лист» Тема «маленького человека» в современной литературе Тема «маленького человека» в современной литературе тема одиночества человека в повести Ф.Достоевского «Белые ночи» и Т.Толстой «Чистый лист» тема одиночества человека в повести Ф.Достоевского «Белые ночи» и Т.Толстой «Чистый лист» Антигерой в произведениях Н.Гоголя «Мертвые души» и Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы» Антигерой в произведениях Н.Гоголя «Мертвые души» и Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Детский развивающий портал