Татьяна пономарева рассказы про бабушку она посочувствовала только что появившемуся на свет

Урок литературного чтения «Т.Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике»». 3-й класс

Класс: 3

Оборудование: учебные книги, компьютер, карточки – опоры

I. Организация класса

II. Повторение изученного материала

1. Предлагаю прослушать музыкальное произведение.

Вспомнить название, автора Приложение

Сергей Прокофьев пьеса “Мимолётности № 1”

— При работе, над каким разделом мы слушали эту пьесу?

Пытаемся понять, почему люди фантазируют название на доску

— Что узнали, когда пытались узнать, почему люди фантазируют?

/ Люди начинают фантазировать, когда пристально всматриваются в окружающий мир. (с.102)

/ Фантазерам все вокруг кажется одушевленным и живым. (с.102)

— Как называется такой прием в искусстве? (олицетворение)

/ При наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными. (Тим Собакин “Игра в птиц”)

/ Каждый по собственной воле способен переступить тот порог, за которым кончается реальность и начинается особый, сказочный мир. Чтобы переступить этот порог, нужна фантазия и определенная смелость (К.Бальмонт “Гномы”, Б.Житков “Как я ловил человечков”)

/ Фантазия и настоящая жизнь часто переплетаются в творчестве (с.140 картина Василия Кандинского “Двое на лошади”)

В своем творчестве соединить настоящую жизнь и фантазию могут только люди, которые любят, любят мир, в котором они живут, любят людей, с которыми они встречаются, любят всё вокруг.

III. Работа по теме урока

1. Следующая глава в учебнике нас этому будет учить.

Смотрим в содержание учебника. (с.6) Как называется новая глава?

Учимся любить название на доску

— Какая цель будет стоять перед нами при работе над материалом этой главы?

/ Что значит любить? Можно ли научиться любить? Если можно, то как этому научиться?

— Посмотрите на содержание этой главы, какие виды работ там содержатся? (Поход в “Музейный Дом”, Слушаем музыку)

— Есть ли произведения знакомых авторов?

Читайте также:  Больше умом чем силою сказка

2. С какого произведения начнем? (с.142)

Татьяна Пономарева “Прогноз погоды” название на доску

— Что уже знаете о писательнице? Портрет

Пономарева Татьяна Дмитриевна, родилась в Москве 9 октября 1947 года. В детстве мечтала быть балериной. Окончила Литературный институт Публиковалась в журналах, в том числе и детских “Костер”, “Трамвай”, “Мурзилка”, “Наша школа”, “Веселые картинки”. Автор коллективных сборников “Сказки без подсказки”, “Круглый год” и многих других. В издательстве “Детская литература” вышла книга прозы для старшего школьного возраста “Трудное время для попугаев”, в издательстве “Дрофа” – сборник сказок “Укротитель макарон” (2001). По нескольким сказкам (“Случай на болоте”, “Дверь” и другим) созданы мультфильмы. Издательство АСТ – редакция научно-популярной литературы (серия “Я познаю мир”) – выпустило энциклопедии “Мир загадочного” (1999), “История ремесел” (2000), “Великие ученые” (2002), которые затем неоднократно переиздавались. Для издательства “Белый город” написаны биографии таких известных художников, как А.И. Мещерский, И.Е. Репин, Рафаэль, а также пересказаны книги “Сказки народов мира” и “Библия для детей”. Являлась членом жюри нескольких литературных конкурсов. Член Союза писателей России с 1993 года.

3. Продолжим знакомство с творчеством писательницы.

— Просмотрите текст произведения. (с.142-143) Словарная работа.

Можно посмотреть значения до прочтения, но если не найдут все сразу, то посмотрят после прочтения.

4. Посмотрите на иллюстрацию к произведению, на название.

— Предположите, о чем или о ком речь пойдет.

— Сейчас я прочитаю, а вы послушайте и ответите, правильно ли догадались.

— Оправдались ли наши предположения?

5. Прочитаем “буксиром” за мной.

— Подумать что это по жанру: небылица, сказка, рассказ. название на доску

/ Это рассказ. Вспоминаем содержание плаката Летучей мыши на с.116.

Цель рассказа – “рассказать” случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.

6. Поднимите руку, кому понравился рассказ?

Читайте также:  Как правильно пишется палисадник или полесадник

— Какие рассказы Татьяны Пономаревой уже читали? (“Автобус”, “В шкафу”)

— Кто главная героиня этих рассказов?

Выскажи свое мнение.

Сумеете подтвердить, что именно это именно та бабушка?

/ Бабушка обладает такими качествами, как фантазия и развитое воображение (она не удивляется, когда с ней заговаривает автобус или когда обнаруживает оркестр у себя в шкафу), сочувствие и внимательное отношение к ближним (она способна посочувствовать автобусу, ей неловко побеспокоить оркестр в собственном шкафу)

7. Выборочное чтение

— Чем на этот раз отличилась бабушка?

— Ее внуки верят в то, что она способна изменить погоду? Прочитайте (- Это ты постаралась? – спросили мы бабушку.)

— Как же это возможно? Каким волшебным средством она пользуется? (с.143)

— Какая черта характера превращает бабушку в волшебницу? (последнее предложение)

/ Бабушка жалеет снеговика и переживает за него. Сила ее доброты, сопереживания и ответственности такова, что даже способна изменить погоду.

Способность сопереживать, и есть способность любить.

Молодцы, хорошо работали, предлагаю отдохнуть.

Слушаем песню, представляем, о ком поется.

8. Посмотрите, как называется следующий рассказ Т.Пономаревой

Лето в чайнике название на доску

— Сейчас прочитаем этот рассказ, ответить, почему перед рассказом предложила послушать песню о божьей коровке.

— Чтение детьми вслух абзацами.

Ответить на вопрос.

9. Кто из героев появился в рассказе еще? (дедушка)

Маша Иванова в селе Мирном после прочтения этого рассказа сказала, что в этой семье не только ТАКАЯ бабушка, но и ТАКОЙ дедушка!

10. “Жужжащим” чтением читаем

Вы понимаете, что Маша имела в виду? Найти и отметить строчки, подтверждающие ваши высказывания

/ У дедушки такой же характер, как и у чудесной бабушки. Он наблюдательный, внимательный к окружающему, добрый. Дедушка решает поставить чайник с божьей коровкой на полку: “Не будем тревожить”, т.е. он относится к маленькому насекомому как к равному себе

Читайте также:  Как пишется не свойственно слитно или раздельно

— Дедушка мог бы приютить потерявшийся автобус, услышать оркестр в шкафу, изменить для снеговика погоду? Почему так думаете?

— Из каких строк видно, что доброта – это семейная черта, а не только особенность бабушки и дедушки? (“Всю зиму простоял он (чайник) там. Возле него мы и говорить стали тише…”)

/ Каждому члену семьи дано увидеть даже в маленьком живом существе нечто значительное, целый мир, к которому они относятся уважительно.

— Какие предположения были высказаны о том, почему божья коровка решила перезимовать в чайнике? Прочитайте

— А какая версия у вас есть?

— “Мы заговорили все разом…”

/ Внуки, внучки (те самые, которые не спали всю ночь, беспокоясь об автобусе, и которые сразу догадались, почему не наступило обещанное прогнозом погоды потепление), а может быть и мама с папой, или тетя с дядей.

11. Костя Погодин нашел в рассказе “переломную” строчку: “На дне сидела божья коровка”.

— Почему он считает, что это “переломный момент” в рассказе?

/Начиная с этого момента, события могла бы развиваться иначе, если бы героями рассказа были обычные люди, а не замечательная бабушка и ее родственники.

12.Прочтите еще раз название рассказа. Почему он так называется?

/ Божья коровка – это знак лета, летом она живет, а зимой впадает в спячку. Поэтому спящая в чайнике божья коровка напоминает всем о лете. Можно предположить, что когда она проснется и улетит, это будет значить, что наступает лето.

— Почему этот рассказ помещен в главе о любви? В главу “Учимся любить”, а не в главу “Учимся наблюдать”, например?

/Можно прочитать высказывания Михаила Потаповича и Анишит Йокоповны на с.146

Любить природу – быть внимательным к окружающему – уметь видеть огромный мир в самых незначительных предметах и существах.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Детский развивающий портал