Татьяна кудрявцева принц и нищий рассказ

Т. Кудрявцева «Принц и нищий»

Вопросы для обсуждения:

• Читали ли вы повесть Марка Твена «Принц и нищий»? Если читали, то расскажите, в чем сходство сюжетов рассказа Татьяны Кудрявцевой и повести Марка Твена? Если не читали, то я вам расскажу кратко его сюжет.

• Что, по-вашему, имела в виду писательница, озаглавив рассказ «Принц и нищий»? Кого из героев рассказа – Алису или Лизу – можно назвать принцем, а кого нищим, и почему?

• На чем была основана дружба богатой Алисы и бедной Лизы? Как понимали дружбу та и другая одноклассницы? В чем разница?

• Можно ли назвать эту дружбу настоящей? Почему?

• Чем покорила телевизионщиков Лиза? Почему именно ее они стали снимать, а не Алису? Что значит выражение: «У девочки явно есть лицо»? Было ли такое лицо у Алисы?

• Почему Алиса, считая Лизу убогой, раньше звала ее Бедная Лиза по имени героини повести Карамзина? А после посещения «Шоколадницы», где встретились с телевизионщиками, даже в мыслях не смогла ее назвать бедной?

• Зачем Алисе была нужна Лиза, а Лизе – Алиса? Было ли равенство в их дружбе?

• Согласны ли вы с утверждением Алисы «У кого деньги есть, те и принцы»? Подтвердил ли это мнение прочитанный вами рассказ? Как попасть снова в принцы, Алиса не знала, что вы могли бы ей подсказать?

• Как, по-вашему, сложатся дальнейшие отношения между Алисой и Лизой?

• Какое у вас оставил впечатление этот рассказ? Какое вызвал настроение? На какие мысли о дружбе вас навел?

Т. Кудрявцева «Размышляй, Фроликов!» Вопросы для обсуждения:

• Как вы поняли название рассказа? Соответствует ли оно содержанию рассказа? Заставило ли оно вас самих размышлять? Если «да», то о чем?

• Фроликов считал себя «нормальным» школьником. Что он вкладывал в это слово? Согласны ли вы с его мнением, что ему есть чем гордиться?

• Интересный ли человек Фроликов? Хотелось ли вам быть таким, как он?

• Раньше тройки по школьным предметам Фроликова вполне удовлетворяли. Почему, получив тройку по географии на этот раз, он был недоволен? Почему ему сразу вспомнилась Катя – питерская гостья? Что в Кате было такого, что отличало ее от других девчонок?

• Почему отсутствие книг в комнате Фроликова заставило его покраснеть и придумать благовидную причину?

• В какой момент встречи с Катей Фроликов понял, что в сравнении с ней он очень мало знает? И почему это затронуло его самолюбие?

• Он сам считал, что зашел в музей старомосковского быта ради смеха. А как вы считаете, что подтолкнуло его туда зайти?

• Как объяснить, что никому об этом кроме Кати он сообщать не собирался? Почему ему было важно, чтобы она об этом узнала?

• Можно ли считать отношения Фроликова и Кати дружбой?

Дополнительная литература по теме:

• Нагибин Ю. «Нас было четверо»

• Воронкова Л. «Гуси-лебеди»

• Погодин Р. «Книжка про Гришку»

• Арро В. «Мой старый дом»

• Журавлева З. «Ожидание»

• Мурашова Е. «Полоса отчуждения»

• Иванов С. «Тринадцатый год»

• Железников В. «Чучело»

• Крапивин В. «Мушкетер и фея»

• Тендряков В. «Весенние перевертыши»

Чтение как души движение

В. Драгунский. «Тиха украинская ночь» Вопросы к обсуждению:

• Чем не понравилось преподавателю географии понимание Дениской стихотворения Пушкина? Почему она считает, что его понимание неправильное? Согласные ли вы с ее оценкой его реакции на стихотворение?

• Какие качества чтения Дениски вы заметили? Чем оно отличается от прочтения стихотворения учительницей? Чей подход к стихотворению Пушкина вам ближе?

• Как в прочтении Дениской стихотворения Пушкина проявился его собственный характер? Какой он?

• Разделяете ли вы смех Дениски и Мишки, смоделировавших ход рассуждений учительницы о стихотворении Лермонтова «Сосна»?

• Как вы считаете, правомерен ли научный подход к прочтению художественного произведения? В чем своеобразие чтения литературного произведения?

• А что вы сами видите, чувствуете, переживаете в ответ на стихотворение «Тиха украинская ночь»? Расскажите.

Ф. Искандер. «Чик и Пушкин»

Вопросы для обсуждения:

• Что пробудило у Чика интерес к чтению произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?

• Какое место в стихотворении особенно обострило его внимание? Какая мысль «пронзила» его? Совпадает ли она с вашей мыслью?

• Что открылось Чику в жизни, когда он читал стихотворение Пушкина? О чем догадался он, дойдя до смерти князя Олега?

• Как вы понимает фразу: «Слова сияли, словно переводные картинки, промытые слезами Чика»?

• Как вы объясните, что первоначальная задача – отыскать буквы на рисунке, показалась Чику ничтожной по сравнению с той великой историей, которая отражена в стихотворении Пушкина. Согласны ли вы с его мнением? Поясните свою мысль.

• Какой момент показался Чику самым печальным в стихотворении? Что представилось его мысленному взору в ответ на строчки Пушкина: «Ковши круговые, запенясь, шипят на тризне плачевной Олега». Как вы сами представляете себе эту сцену?

Читайте также:  Моя любимая сноха оксана рассказ

• Почему Чик считает, что пир дружины приятен мертвому Олегу?

• Какая картина видится Чику, где пирует дружина Олега? О чем свидетельствует описание этой картины, которой в тексте Пушкина нет? Какое творческое качество проявилось у Чика как читателя? А с вами, когда вы читаете, такое бывает?

В. Драгунского «Тиха украинская ночь» Вопросы к обсуждению:

• Чем не понравилось преподавателю географии понимание Дениской стихотворения Пушкина? Почему она считает, что его понимание неправильное? Согласные ли вы с ее оценкой его реакции на стихотворение?

• Какие качества чтения Дениски вы заметили? Чем оно отличается от прочтения стихотворения учительницей? Чей подход к стихотворению Пушкина вам ближе?

• Как в прочтении Дениской стихотворения Пушкина проявился его собственный характер? Какой он?

• Разделяете ли вы смех Дениски и Мишки, смоделировавших ход рассуждений учительницы о стихотворении Лермонтова «Сосна»?

• Как вы считаете, правомерен ли научный подход к прочтению художественного произведения? В чем своеобразие чтения литературного произведения?

• А что вы сами видите, чувствуете, переживаете в ответ на стихотворение «Тиха украинская ночь»? Расскажите.

А. Масс. «Дик Сэнд»

Вопросы к обсуждению:

• Читали ли вы роман Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан»? А может быть, смотрели одноименный фильм? Давайте вспомним, о чем там идет речь.

• На какие особенности чтения школьницы Вали вы обратили внимание? Она испытывала от чтения большое удовольствие, знакомо ли вам это чувство при чтении книги?

• Бывало ли с вами такое, что, читая, вы забывали окружающий мир? Или вам казалось, что вы читаете о самом себе? Если бывало, то расскажите.

• Как реагировала девочка на злодея Нэгоро? Кого и почему она считала идеальным человеком, изображенным в романе? Какими чертами характера он обладал?

• Как вы понимаете, что девочка Валя, читая роман Жюля Верна, для самой себя стала юношей Дик Сендом?

• Почему читательнице было так важно спасти книгу

«Пятнадцатилетний капитан»? Что она для нее значила?

• Есть ли в вашей читательской биографии книга, с которой вам не хотелось расставаться? Что в этой книге вас больше всего поразило?

Е. Перехвальской «Сострадание к Швабрину» Вопросы к обсуждению:

• Читали ли вы повесть Пушкина «Капитанская дочка»? Если читали, то каким вы представляете себе Швабрина? Охарактеризуйте его. Каково ваше к нему отношение?

• Как вы понимаете слово «сострадание»? Что это за чувство?

• Как вы думаете, чью позицию разделяет сама писательница: тех, кто считает, что предатель и «гнусный злодей» Швабрин достоин сострадания, или тех, кто сострадание по отношению к нему считает недопустимым?

• Согласны ли вы с мнением Крыгиной, что сами участники спора похожи на Швабрина? Если «да», то в чем это проявилось? Как, на ваш

взгляд, следует относиться к людям в реальной жизни, подобным Швабрину?

• Какая нравственная проблема поставлена в этом рассказе? Достойна ли она обсуждения? Имеет ли она связь со взаимоотношениями одноклассниц?

• Как вы объясните последнюю фразу рассказа: «Я смотрела на лестницу

и молча кусала губы»?

Ю. Сотник. «Ищу Троекурова»

Вопросы для обсуждения:

• Чем увлекла Лешу Тучкова повесть Пушкина «Дубровский»? С какого эпизода повесть так захватила читателя, что он не мог от нее оторваться?

• Как и кого он копировал? Какое отношение к происходящему имела книжная этажерка?

• Какой благородный разбойничий подвиг он решил совершить? Как он представлял себе спасение красавицы?

• Почему в качестве негодяя он выбрал Троекурова? Каким он представлял себе образ Троекурова? Кого на место Троекурова он подставлял в реальной жизни?

• Как развертывались события? Почему именно толстого мальчишку с мячиком Леша выбрал в качестве Троекурова? Почему, подумав, он отказался от мысли «убивать» этого Троекурова? Какую черту характера он при этом продемонстрировал?

• Как вы думаете, кто оказался более подходящим для роли Троекурова, с которым Леша легко справился? Чем, по-вашему, закончилась эта игра в благородного разбойника?

• Справился ли Леша с ролью Дубровского? Каких личных качеств ему для этого не хватило?

• Приходилось ли вам играть в литературных героев? Расскажите об этой игре.

• Случалось ли вам с таким же увлечением что-либо читать, как читал Леша Тучков повесть «Дубровский»?

Дополнительная литература по теме:

• Берестов В. «Как хорошо уметь читать»

• Тахистова М. «Уроки внеклассного чтения»

• Пастернак Б. «Детство Люверс»

• Кудрявцева Т. «Пора, мой друг, пора!»

• Шукшин В. «Забуксовал»

• Мошковский А. «Книга»

• Толстой А. «Детство Никиты»

• Твардовский А. «Заветная книга»

• Махотин С. «Шестиклассник Серафим»

• Тарловский М. «Вперед, мушкетеры!»

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также:  Опера сказка садко краткое содержание

Источник

специалист в области арт-терапии

Конспект урока внеклассного чтения.

Тема: «Человеком остаться…» по рассказу Т. Кудрявцевой «Принц и нищий»

Цель: Выявление идеи произведения, воспитание определённых нравственных категорий через отношение к понятию «дружба» и к понятию «самообразование»

детально изучить содержание текста (через слово, художественные средства, способы организации речи);

— объяснить обучающимся, что само название произведения несёт огромную смысловую нагрузку;

— выявить авторскую позицию и идею произведения, объяснить значение нового литературоведческого термина “квипрокво»;

— сформулировать понятие настоящей дружбы;

— подвести обучающихся к правильному пониманию значения учения и самообразования.

Задачи формирования УУД:

— умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного;

— работать с текстом и литературоведческими терминами.

— развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ;

— осуществлять совместную познавательную деятельность;

— оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

— развивать умение высказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

— воспитывать духовно – нравственные чувства и готовность совершать позитивные поступки.

определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

— подводить итоги своей деятельности на уроке;

— оценивать свои учебные действия.

Используемые технологии: элементы ИКТ, элементы технологии критического мышления, технология продуктивного чтения (СТРАТЕГИЯ «АНТИЦИПАЦИЯ» Антиципация (лат. aticipatio, от aticipo – предвосхищаю) – предвосхищение, заранее составленное представление о чем-либо).Возможно использование технологии «Мозговой штурм», «Глоссарий!», «Рассечение вопроса» и др.

Оборудование : видеоролик, презентация, рабочие материалы для учеников, текст рассказа Т. Кудрявцевой «Принц и нищий»

Стадия «вызов» по технологии критического мышления

(Побуждение интереса к получению новой информации)

2 слайд – Марк Твен

Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не должны их стесняться. Я им предложила такие же рабочие материалы, что и вам. Они тоже весь урок будут работать.

А начать урок я хотела бы с такого видеоролика посмотрите, послушайте и подумайте, на какое произведение он будет указывать?

ИЛИ иллюстрация к книге «Принц и нищий»

Итак, какое произведение вы узнали в мюзикле? (приложение №1)

Одним из самых знаменитых произведений американского писателя Марка Твена является роман «Принц и нищий» (1880).

Формулировка темы и целей урока.

(3 слайд – Т. Кудрявцева)

Представляете, мы сегодня будем читать рассказ «Принц и Нищий» Татьяны Кудрявцевой, вышедший в печать в 2013году.

(На слайде запись Рассказ Т Кудрявцевой «Принц и нищий»___________________)

«Мозговой штурм» Как вы думаете о чем пойдет речь? Кто может быть главными героями произведения?

Прочитайте заглавие и разделите его на смысловые группы

«Глоссарий» Запишите слова с которыми связано понимание данных слов.

У нас сформулирована часть темы урока, назовёте вы его позднее).

А сейчас поставьте задачи на урок для себя лично и запишите их в тетрадь.

1.Изучить содержание рассказа.

2. Составить первичное возможное представление о героях рассказа.

Выяснить значение слов «Принц» и «Нищий», записать слова с которыми связаны ассоциации по понятиям «Принц» и «Нищий».

Понятие «социальное неравенство». (должны сами прийти к открытию этого понятия)

3. Выявить художественную идею произведения?

(Учитель пишет на доске по мере озвучивания)

СТРАТЕГИЯ «АНТИЦИПАЦИЯ» (ПРЕДВОСХИщЕНИЕ)

У вас на столах листы, переверните. Заполните самостоятельно графу слева и приготовьтесь к беседе. 5 минут на работу.

Ребята будет лучше, если вы ответ будете строить в виде связного текста.

У кого-то есть иное мнение?

Работа с приложением №3

Будьте добры: заполните графу после чтения текста, если точка зрения не изменилась, то повторно можно не писать. Вам 5 минут на работу. Повторяю ответ давать, опираясь на текст, цитаты в тексте можно выделить карандашом.

Отвечают на вопросы после текста.

когда одного персонажа принимают за другого, когда герои меняются местами (чаще всего случайно)

Смотрят на слайд, записывают в тетрадь определение.

Знакомство с произведением

«Чтение в кружок» Учитель – ученик. С вопросами.

Давайте познакомимся с рассказом?

Изменилась ли ваша точка зрения после прочтения рассказа? Почему? Коллективное обсуждение ответов.

Вступают в дискуссию.

Углубление понимания текста с опорой на ответы учителя.

Почему Алиса стала звать Лизу «Бедной»? Найдите в тексте и прочитайте.

Это произведение будем изучать на следующий год, если хотите можете прочитать уже сейчас.

Какие темы явные и скрытые поднимает автор в рассказе?

-Какие вопросы у вас возникли по мере прочтения текста?

Зачитывают цитату из текста

Возможные ответы учеников:

-социальное расслоение в обществе

-дружба истинная и ложная

-проблема поверхностного обучения вшколе

-отношение членов семьи к качеству знания ребенка и «плата ха качество знаний в РЭ Запись в тетради возможных синквейнов по концепту «дружба истинная» и «дружба ложная»

А что ещё можно сказать про Лизу, о чём она пыталась рассказывать в кафе Алисе?

Сядьте удобнее, насладитесь этими пейзажами под музыку: Джеймс Ласт «Одинокий пастух»

Знает полотна Поленова и Левитана.

Читайте также:  Ведьма в сказках гримм

Я надеюсь, что многие из вас знакомы с творчеством Поленова и Левитана, а вот что подтверждает, что Лиза серьёзно интересовалась живописью?

И пошло-поехало. Да кто автор «Шоколадницы»? (Картину такую выкопали). Да почему художник её рисовал? Да художников с такой фамилией, оказывается, было два! Да у кого пастель, у кого кавара-карава-джизм какой-то?

Возвращение к заглавию

Скажите, а зачем Лиза решила вступить в диалог с телевизионщиками?

Давайте вернёмся к началу урока, вспомним видеоролик на роман Марка Твена. Роман основан на историческом сюжете о юном короле Эдуарде VI. События в книге происходят в XVI в. А главная мысль романа проста и очевидна для людей любого общества: только справедливость и доброта делают человека человеком.

А что ещё кроме доброты и справедливости?

Решила помочь Алисе, так как считала себя её подругой.

Милосердие, отзывчивость, умение любить и дружить.

Умение и желание быть развитой личностью.

Тогда как можно назвать наш урок?

Главное что, в любой ситуации?

Или «Дружба бывает истинная и ложная».

Давайте вернёмся к целям, которые вы перед собой поставили? На какие вопросы мы ответили?

Какова идея произведения.

Только ли об этом говорит Татьяна Кудрявцева?

(Почему не Алису, а Лизу приметили телевизионщики?)

А знала много потому, что много трудилась.

Стремление к саморазвитию, учению, самосовершенствованию

На этом этапе урока можно использовать стихотворение А.Деменьева

Друг познается в беде

Если он душу не прячет,

Чувства не держит в узде…

Друг познается в удаче.

Друга не радует- значит

Друг твой лукав, как змея.

Или же горькая зависть

И, на успех твой позарясь,

Он не простит ничего.

Скажет об этом тебе.

Друг познается в удаче

Больше порой, чем в беде.

-Есть ли общая тема в рассказе и стихотворении?

Каие или какая это тема?

Можно включить ролик с пеней о дружбе.

Можно вспомнить пословицы и поговорки Составить синквейн.

Умение дружить и делает человека человеком.

А знала много потому, что много трудилась.

Стремление к саморазвитию, учению, самосовершенствованию,

Обсудите в группе, какова позиция автора

(Если не будем успевать – домой)

Что из поставленных задач мы ещё не успели сделать?

Авторскую позицию. (Обязательно с опорой на текст)

Вам было сложно выявить авторскую позицию. Автор не дает прямой оценки персонажам и их поступкам (доминирующая точка зрения в рассказе принадлежит Алисе), оставляет финал открытым. Что на это указывает?

Многоточие в конце текста.

Посмотрите, а по отношению героев, не может автор высказывать своё мнение словами телевизионщиков:

-« Алиса поначалу промямлила нечто, но эти зубастые акулы эфира не смех подняли её познания»

— «Ну, это что-то! Посмотри, какой взгляд! Прямо «Незнакомка» из Блока. У девчонки явно есть лицо»

-Ребята, Актуальна ли данная тема на сегодняшний день?

Интересен ли был урок?

Что нового вы узнали о дружбе?

Хотите ли вы имееть таких друзей как Лиза? А таких как Алиса?

Ребята ищут цитаты

Определяются с выбором

Напишите продолжение рассказа

Сочинение «Дружба – это дар или труд?»

Сочинение – рассуждение «Дружба бывает истинная и ложная» с продолжением (ответ на вопросы : Захочет ли Алиса стать настоящей «Принцессой» во всем? Будет ли учиться усердно? Будет ли дружить искренне? Хотите ли вы иметь такого «ДРУГА» как Алиса?) При написании сочинения –рассуждения аргументы привести из текста ( можно указать № предложения (ий) и пример из личного опыта (случай из жизни).

Асмолов А.Г. Чтение в составе универсальный учебных действий / Формированиие универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение,2010.

Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя /Н.Н. Сметанникова. — М. : Баласс, 2012. — 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Данный урок разработан по технологии продуктивного чтения и может применяться на уроках внеклассного чтения.

Структура урока по технологии продуктивного чтения

I этап. Работа с текстом до чтения.

Работа в классе начинается с вопросов учителя:

какими были ваши ожидания?

Какие вопросы до чтения у вас возникали?

На что обратили внимание перед чтением и почему?

II этап. Работа с текстом во время чтения:

Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации

1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, чтение с остановками. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы.

2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем

ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская

Ш. Работа с текстом после чтения.

Цель этапа: достигнуть понимания текста на уровне смысла,

корректировка читательской интерпретации, доведение

читательских впечатлений до уровня законченной мысли

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Детский развивающий портал