Сочинение что такое судьба по рассказу герой нашего времени

Тема судьбы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

Тематика произведения «Герой нашего времени», написанного Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, обширна. Она включает в себя и тему любви, и тему дружбы, и тему судьбы. Рассмотрим последнюю из перечисленных.

Вообще в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова часто встречаются философские размышления о роли судьбы в жизни человека, о влиянии судьбы на поступки людей и др. В прозаическом произведении «Герой нашего времени» автор посвятил целую главу «Фаталист» рассуждениям о значимости судьбы.

Печорин попал в необычную для него ситуацию: когда знакомый попросил главного героя выстрелить в его голову, но пуля не вылетела. Однако Печорин заметил на лице просившего печальный отпечаток смерти, который часто бывает у людей накануне гибели. Опытный глаз главного героя неслучайно отметил это: уже вечером тот самый знакомый стал жертвой нетрезвого казака, зарубившего персонажа шашкой.

Тема судьбы, занимающая не последнее место в произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» помогает раскрыть читателю главного героя с новой стороны и заставляет задуматься.

Сочинение Тема судьбы в романе Лермонтова Герой нашего времени

Этими вопросами задаются и герои романа. Но, однозначного ответа на них нет. Сами события произведения то предстают обычным течением жизни, самыми простыми явлениями, в которых нет ничего мистического, то – кажутся в действительности фатальными.

Рассуждения героев о судьбе, так же, неоднозначны. Так, Максим Максимыч, объясняя гибель Вулича, сначала оценивает эти события вполне логично и трезво. Но, заканчивает он их фразой о том, что, видать, так уж на роду этому человеку было написано.

Сам главный герой романа, Печорин, тоже относится к тому, существует ли предопределение, противоречиво. Он будто всю свою жизнь ищет ответ на этот вопрос. С одной стороны, он не верит в существование судьбы. Однако с другой, он довольно часто ссылается на стечение рока. Хотя, зачастую, он оправдывает этим свои отрицательные черты в характере и поступки.

В рассуждениях героя нередко звучат мысли о тесной связи своей с чем-то высшим. Стоит заметить, что в таких раздумьях он, зачастую, ставит себя наравне с самой судьбой. Так, встречу свою с Бэлой, он считает ее подарком, посланным ради спасения его от скуки. Ровно так же относится он и к истории с княжной Мери.

Гибель Грушницкого на дуэли Печорин тоже воспринимает, как роковое свершение. Однако, судьба юноши была тогда полностью в руках Григория. А герой считает, что сам он – всего лишь исполнитель предначертанного. Еще перед дуэлью размышляет он о своем предназначении. Печорин называет себя в своих мыслях топором судьбы, ее палачом, в роли которого выступал он уже не раз. Конечно, это всего лишь оправдания.

Тема судьбы в романе Герой нашего времени

Береги честь смолоду. Так гласит предисловие Пушкина к началу своего романа Капитанская дочка. Ведь эта пословица дана нам не спроста. Мы должны задуматься об этом, честь-она с нами всегда, ходит рядом

Время. Как ты быстротечно. Времена года сменяют друг друга так скоропостижно, что часто мы не успеваем насладиться ими в полной мере. Вот, например, когда наступает осенняя пора, каждый из нас начинает немного грустить и тосковать по лету.

В исторической были «Кавказский пленник», Лев Толстой, величайший прозаик, сам участник этих событий, повествует о военных буднях действующей русской армии 19 века. Главный герой истории, Жилин,

Всем полезна и интересна литература, которая представлена в произведениях связанных с Великой Отечественной Войной. В таких произведениях хорошо раскрыт ряд патриотических черт.

Пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль» выполнена в основных традициях классицизма, и одной из основных черт этого художественного стиля является четкое деление на положительных и отрицательных персонажей. В этой комедии существует цела система,

Источник

Сочинение: Тема судьбы и ее развитие в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Тема судьбы и ее развитие в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Для понимания характера главного персонажа романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» Пе­чорина важное значение имеет тема судьбы. Сначала читатель знакомится с этим персонажем по рассказу Максима Макси­мыча (повесть «Бэла»). Затем мы видим его глазами странству­ющего офицера (повесть «Максим Максимыч».) И наконец, когда в руки этого офицера попадает «Журнал Печорина», чи­татель может получить представление об этом загадочном и незаурядном человеке изнутри, из его собственного рассказа о себе. Но еще прежде чем содержание журнала станет извест­ным читателю, мы узнаем, что автора дневника уже нет в жи­вых. Таким образом, знакомясь с «Журналом Печорина», мы заранее видим его фигуру в трагическом ореоле. Все связанные с ним события воспринимаются по-особому именно из-за его трагической судьбы.

«…Такова была моя участь с самого детства, — признаётся Печорин княжне Мери. — Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не лас­кал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». В этом признании Печорина звучит его убежденность в том, что все дурные качества его характера были предопределены судьбой, что не он сам, а другие сделали его таким, каков он есть. По­хожее признание делает он и Максиму Максимычу: «…у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив». Такие мыс­ли Печорина можно расценить как попытку уйти от ответ­ственности за свои поступки, свалить их на эту самую судьбу.

Читайте также:  Два мальчика басня крылова текст

Особенно остро тема судьбы поставлена в заключительной повести романа — «Фаталист». В ней Печорин заключает пари со своим сослуживцем поручиком Вуличем о том, существует ли предопределение. Для того чтобы доказать свою точку зре­ния, Вулич подвергает себя смертельному риску — и остается жив. Но Печорин, которому привиделся на лице Вулича «ка­кой-то странный отпечаток неизбежной судьбы», предсказы­вает ему, что тот нынче же умрет. И предсказание Печорина сбывается! Еще не зная об этом, он размышляет наедине с со­бой: «…были некогда люди премудрые, думавшие, что свети­ла небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным. А мы, их жалкие по­томки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимаю­щей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою…» В этих словах намечено пони­мание того, что назначение человека в том, чтобы не смирять­ся, а бороться с собственной судьбой, другими словами, само­му создавать ее, а не быть фаталистом. И после гибели поручи­ка от руки пьяного казака Печорин, чтобы проверить себя, вызывается схватить убийцу, рискуя собственной жизнью. «По­добно Вуличу, я вздумал испытать судьбу», — пишет он в сво­ем «Журнале». И отчаянная храбрость Печорина помогает ему победить в схватке. Тем самым он избавил от опасности своих товарищей. И в этом его отличие от Вулича, чей поступок был безрассудным. Печорин же в данном случае вступил в поеди­нок с судьбой ради жизни других людей.

Однако, когда он рассказал о случившемся простодушно­му Максиму Максимычу, «который не любит метафизических прений», тот, предположив совсем не мистическую причину случая с Вуличем («…эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или недовольно крепко прижмешь паль­цем»), заключает расхожим присловьем: «…видно, уж так у него на роду было написано. » И роман заканчивается, застав­ляя читателя вновь и вновь размышлять над глубинами его содержания.

Источник

Судьба в произведении «Герой нашего времени»

сочинение по литературе 9 класса

Человек-загадка

Само название романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» позволяет догадаться, что речь идет о человеке с необычной судьбой. Григорий Александрович Печорин, как и Лермонтов, принадлежит к кругу оппозиционно настроенной гвардейской молодежи. Его биография изложена фрагментарно, с нарушением хронологической последовательности. Читателю неизвестно, каким образом главный герой попал на Кавказ. Остается загадкой и жизнь Печорина в течение пяти лет между отъездом с Кавказа и последней встречей с Максимом Максимычем и автором.

Цикл отдельных повестей приоткрывает завесу лишь над некоторыми эпизодами в биографии Печорина. Но их вполне достаточно, чтобы оценить невероятную судьбу главного героя. Жизнь забрасывает Печорина в самые разнообразные ситуации, из которых он выходит наперекор судьбе. В конце романа главный герой сам высказывает свой основной жизнеутверждающий принцип: «Я люблю сомневаться во всем». Этим убеждением он руководствуется во всех своих «приключениях».

«Тамань»

Из «Дневника Печорина» автор узнает о первом необычном повороте в его судьбе. Из чистого любопытства главный герой становится случайным свидетелем выгрузки товаров контрабандистами. Как офицер, Григорий Александрович был обязан донести об этом коменданту. Если же он испытал жалость к нарушителям закона, то мог попросту забыть обо всем.

Печорин поступил по-своему. Зная о возможной ловушке, он ночью пошел на встречу с загадочной девушкой. Для подстраховки он всего лишь предупредил своего казака, чтобы тот ждал его сигнала — выстрела из пистолета.

«Смешное» приключение («слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила») могло стоить Печорину жизни. Однако, успокоившись, он быстро забыл о нем и продолжил путь.

Два романа

Во время пребывания в Пятигорске и Кисловодске («Княжна Мэри») Печорин вновь оказался на жизненном перепутье. На этот раз от скуки он захотел «влюбить» в себя молодую девушку с целью разозлить своего давнего приятеля Грушницкого. В начале главы Григорий Александрович делает очень важное искреннее признание: «Моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Печорин и сам не может объяснить, зачем он продолжает «волочиться» за княжной. К тому же в это время он встречает свою давнюю возлюбленную Веру, которая вышла замуж. Между ними вновь вспыхивает бурный роман.

Запутанные любовные отношения в сочетании со злостью Грушницкого грозят Печорину неприятностями. Его опять выручает слепая случайность. Григорий Александрович узнает, что Грушницкий с приятелями собираются спровоцировать его на дуэль и выставить на посмешище. Печорин решается наказать заговорщиков.

Накануне дуэли Печорин задумывается о смерти: «Может быть, я завтра умру!». Однако эта мысль приводит его к неожиданному заключению: «Смешно и досадно!».

После убийства Грушницкого и поспешного отъезда Веры Григорий Александрович сам отказывается от «пути, открытого судьбой». Он признается княжне Мэри, что попросту смеялся над ней и уезжает из города.

Жизнь Печорина в крепости

Максим Максимыч относит Печорина к людям, «у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». Короткая история романа с Бэлой — яркий пример этому.

Печорину с большим трудом удалось добиться ответной любви со стороны «хорошенькой княжны». Максим Максимович искренне радовался, глядя на взаимное счастье. Однако «несчастный характер» Григория Александровича обернулся очередным ударом судьбы. Признавая себя «причиной несчастия других», Печорин, конечно, даже не думал, что окажется причиной смерти Бэлы.

Реакция Печорина на гибель девушки поразила Максима Максимовича: «Он поднял голову и засмеялся».

Фаталист

История с Вуличем является самым главным в жизни Печорина вызовом против судьбы. На его глазах поручик непостижимым образом избегает смерти, доказывая, что предопределения не существует. Однако спустя несколько часов Вулич глупо погибает от рук пьяного казака.

Читайте также:  Сентиментальный как пишется и почему

Печорин уже готов поверить в неотвратимость судьбы, но решает пройти через подобное смертельное испытание. С риском для жизни он обезоруживает казака и тем самым опровергает убеждение людей в роковой фатальности.

«Уж так у него на роду было написано…»

Такими словами Максим Максимыч отзывался о Вуличе и о Печорине. Пожилой штабс-капитан был абсолютно прав.

Даже несколько эпизодов из жизни Григория Александровича дают представление о том, что он постоянно подвергает свою жизнь смертельному риску. Складывается ощущение, что этот странный человек «заговорен» от смерти. Печорин хладнокровно разбивает женские сердца, убивает Грушницкого, поражает Максима Максимовича своим равнодушием. «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!», — признается он.

В конце концов судьба настигает Печорина в неожиданный момент, когда он возвращался из Персии. Автор не уточняет обстоятельства его смерти, да это и не важно. «Герой нашего времени» всегда ходил по краю бездны, безгранично веря в собственные силы и презирая окружающих. Рано или поздно он должен был понести наказание за все причиненные людям беды и несчастья.

Источник

Роман «Герой нашего времени»: тема судьбы в произведении

Одним из значимых произведений русской литературы является роман «Герой нашего времени». Тема судьбы в нем фундаментальна. Она рассматривается Михаилом Юрьевичем Лермонтовым с драматической точки зрения и затрагивает все главы произведения. Следует более тщательно разглядеть, какова теория автора относительно темы судьбы в произведении.

Декабрист в душе

Судьба Печорина является одной из самых интересных в романе. Перед читателем встает молодой человек тридцатых годов позапрошлого столетия. Злободневной проблемой того времени являлся вопрос нужности энергии и таланта людей, обладающих недюжинными способностями, но не находящими достойного поприща для их применения.

После события с подавлением восстания декабристов индивидов с собственным мнением и мировоззрением сторонились. Все вокруг стремились уверить, что они угроза временщикам в их стремлении к комфорту и проявлению сытого подобострастия режиму.

Атмосфера подавления инакомыслия выливалась в отсутствие у Печорина и таких, как он, желания бороться с этим пожирающим людские души и судьбы общественным укладом. Несмотря на то что они были представителями дворянской среды, кардинальное изменение страны, устранение пагубных явлений в ее развитии было не в их компетенции и возможностях, что уж говорить о слоях населения, стоявших ниже по социальному положению.

Трагизм такой ситуации заключался в том, что обреченность поколения, ищущего варианты изменения государства на его же благо, заставляло людей чувствовать себя несчастными, невостребованными, хотя они были воспитаны в идеалах самосовершенствования и благородства. Их юношеский пыл не должен быть потерян. Молодые люди во все времена играли важную роль и были призваны:

Однако им не дали повлиять на развитие государства, потому что правящей верхушке это было не надо. Она всеми силами хотела сохранить свои посты, чины, звания и пресечь дорогу реформистским настроениям, которые были в меньшинстве, особенно после устрашающего расстрела на Сенатской площади. В таких условиях жил Печорин, полностью понимая, что происходит и видя равнодушие и безысходность на лицах, таких же как он.

Понимание проблемы судьбы Печориным

Относится он к этой теме с глубоким интересом. В личном дневнике герой сам себя называет «топор в руках судьбы». Это означает, что Печорин таким образом оправдывает все свои бессмысленные поступки, потому что он считает, что тот, кто их совершает, является своего рода палачом или, точнее, дирижёрской палочкой в руках умелого и всемогущего правителя.

Назначая себе такую ​​судьбу, Печорин стремится к успеху в обществе и верит, что, причиняя вред другим, он как бы вершит месть за их злодеяния. Поэтому герой считает себя полубогом, рассчитывающим на что-то большее, чем обычный смертный.

Такое восприятие Печориным своей важности подводит читателя к теме «сверхчеловека», которая будет особенно важной для людей через семьдесят лет после публикации романа М. Ю. Лермонтова. Но писатель, обгоняя время, придумал такой образ «будущего супермена»: героя, не стыдящегося своих плохих мыслей или поступков и пытающегося обмануть судьбу.

Как стало понятно, именно уверование в свою участь и желание испытать себя приводят Печорина к тому, что он поступает аморально, а ведь свершенные им вещи совсем ему даже неинтересны:

При этом случается, что жизнь Печорина преподносит такие сюрпризы, когда герой думает, что побежден злым роком. Вот как он повествует о таких жизненных противоречиях: «Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их — меня ставили ниже».

Бывает и так, что Печорин винит не себя за плохие поступки, а судьбу. Он считает, что именно она причина всех проблем, которые с ним произошли. Все волнения Печорина, связанные с проблемой судьбы заканчиваются в последней части произведения, которая называется «Фаталист». Она до сих пор остается непонятной литературным критикам. Связано это с тем, что эта часть романа характеризует Печорина не только как фаталиста. Она помогает выяснить, в чем заключается проблема жизни человечества.

Повесть «Фаталист»

В этой части книги решен самый важный аспект понимания автором темы судьбы: Бог или Дьявол отвечает за участь человека в этом мире. Чтобы решить эту проблему, Лермонтов выбирает персонажа Вулича, как еще большего фаталиста, чем Печорин.

Печорин посмотрел Вуличу в глаза и сказал, что тот сегодня лишится жизни. Герой, посмеиваясь, выстреливает, и случается осечка, после чего он уходит к себе домой. На следующий день Печорин осознает, что не ошибался. Вулич погибает тем вечером: он становится жертвой пьяного казака с шашкой.

По словам литературоведов, Лермонтов в своем характерном для авторов смысле считает проблему судьбы злой шуткой дьявола над человеком. Есть знаменитая евангельская притча о демонах, которые поселились в стаде свиней и заставили их устремиться в пропасть. В истории о фаталисте бесовская прихоть проверить свою судьбу посещает мысли Вулича. Ему как бы внушают демоны, заставляют сделать роковую ставку. И они же являются причиной того, что Вулич умирает в ту ночь от рук горячего пьяницы и буяна.

Офицер и капитан

Хорошим и показательным примером является судьба Максима Максимыча, имевшего «честь» наблюдать жизнь Григория Печорина, когда тот приехал в небольшую крепость на Кавказе. Служака встретил тоненького офицера дружелюбно, хотел жить с ним по-приятельски, однако с таким, как главный герой, это было невозможно.

Читайте также:  Се ля ви как пишется по французски перевод

Сплошная холодность, официальность в его ответах досадна для старого человека, но он пытается найти офицеру оправдание. Даже когда Максим Максимыч жалеет о гибели Бэлы, в душе знает, что виноват в ее смерти именно Печорин, но для него все равно сумасбродный парнишка — «бедняжка». Он находит тому причины:

Вместо благодарности за теплую встречу и хорошее обращение к нему Печорин «удостаивает» его хоть и непреднамеренным, но жестоким ударом. Вернувшись в эти дикие заброшенные края через пять лет, он не хочет обнять человека, который верой и правдой служит не только Отечеству, но и способен на доброе отношение к нему, приезжему человеку, который в принципе мог быть ему совершенно безразличен.

Что бы делал тогда неопытный, мало знающий об этих местах парень, встретив безучастное к себе отношение? По меньшей мере, ему было бы жутко скучно и одиноко в отдаленной местности, с чужими людьми. Его безрадостное пребывание на службе закончилось бы досрочно, без повышений и уж, конечно, расценивалось бы дезертирством. Поэтому вдвойне обидно и страшно за Максима Максимыча, который рассчитывал совсем на другое отношение к нему со стороны старого знакомого.

Ради встречи с ним капитан первый раз в жизни отрывается от службы, забыв о своем возрасте, спешит к нему и слышит сухое, напыщенное приветствие. Надежды и мечты на дружеское «ты» не оправдались, нечем заменить ожидания Максим Максимыча сердечной встречи, слезы душат его. Подчеркнутая Печориным дистанция между ними могла стать фатальной в его судьбе, но он нашел в себе силы понять этот отвратительный поступок, хоть и не принять его.

Люди противоположных полюсов редко притягиваются, холод и тепло никогда не уживаются вместе. С высоты своих лет и жизненного опыта герой видит, что Печорин мыкается по свету, как неприкаянный, пьет из чаши судьбы горькую отраву, ничего не веселит его души, поэтому пытаться что-то изменить в этой ситуации таким, как Максим Максимыч, просто невозможно. Он может его только пожалеть, так как необъятные силы ума и энергии его несостоявшегося друга растрачиваются впустую, не принося пользы ни ему, ни людям вокруг.

Любимый женский образ

Печорин не родился бездуховным. Даже его очерствевшее сердце способно горячо любить и страстно откликаться на зов влюбленной женщины. Вера стала для него дороже всех на свете, выше жизни, чести, славы. Как безумный, он мчится на взмыленной лошади, чтобы догнать ее. Когда загнанный конь упал на землю, Печорин, никогда ничего не боявшийся, заплакал в бессилии.

Таким образом, судьба оказалась неподвластна главному герою. Он понял, что является «щеглом на цепи», связанным по рукам и ногам определенными социальными условиями, отсутствием в мире бескорыстной любви, осмысленной общественной деятельности, оказывается один на один со злым роком, мешающим осуществлению его мечты на светлое будущее.

Предоставленный материал поспособствует написанию сочинения на тему: «Влияние судьбы на Печорина», а также поможет подготовиться к открытому уроку по литературе.

Источник

Тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Особенности характера Печорина

Чтобы понять и оценить поступки Печорина, нужно знать некоторые особенности его противоречивого характера. Его мыслящая и энергичная натура, склонная к самоанализу, смелость и честность соседствуют с апатией и скептицизмом, враждебным отношением к людям. Печорин давно не верит в дружбу и любовь, однако сам пытается решать жизненные проблемы и давать оценку своему поведению. Молодой человек непонятен для окружающих.

Максим Максимыч называет его «славным малым, но немножко странным». Его небрежная ленивая походка говорила о некоторой скрытности характера, глаза не смеялись, когда он смеялся. Это могло быть признаком «злого нрава или глубокой постоянной грусти». Внутренний мир героя хорошо раскрывает «Журнал Печорина», который состоит из трех повестей, и в каждой из них герой находится в центре происходящего.

Делая ежедневные записи, он говорит о своих впечатлениях, анализирует прожитый день:

В этом самокопании — его сила и слабость одновременно, превосходство над окружающими и полная разочарованность в жизни. Описание природы глазами героя также помогает глубже войти в его внутренний мир и настроение. Описывая дорогу к дуэли с Грушницким, Печорин отмечает какую-то особенную красоту и свежесть утра. Он восторженно смотрит на окружающий его пейзаж, но постепенно мысли переключаются на предстоящее событие: скоро может решиться его судьба.

Судьба в понимании героя

Глубокое внимание к проблеме человеческой судьбы воплощено в произведении Лермонтова в главном герое. Называя себя «топором в руках судьбы», Печорин пытается оправдать свои безнравственные поступки тем, что совершает их по воле судьбы.

Вера Печорина в судьбу дает ему право самоутвердиться. Он полагает, что, обижая людей, он справедливо наказывает их за совершенные в жизни грехи.

Лермонтов, опережая время на несколько десятилетий вперед, подводит читателя к проблеме «сверхчеловека», которая позднее в полную силу отразится в образе Раскольникова у Достоевского. Стремление испытать судьбу склоняет героя к совершению бессмысленных неблаговидных поступков:

После встречи с Максимом Максимычем Печорин, казалось бы, совсем сдался под ударом рока, не в силах ему противостоять: «Такова была моя участь с самого детства. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить все человечество, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть…».

Свой жизненный сценарий он определяет в виде комедии, фарса и мелодрамы: «Я вступил в эту жизнь, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге».

Трагедии же, которые Печорин оставляет после себя, он не видит или не хочет видеть. Признавая собственное бессилие в сражении с провидением, не желая его изменить, главный герой не смиряется, а продолжает совершать безумные и бессмысленные поступки.

Философские проблемы в произведении

В Вулича словно вселяется бес, который заставляет заключить это страшное пари. И он же заставляет его попасть под руку разбушевавшемуся пьянице. Но трагический финал истории можно смягчить высказыванием Максима Максимыча, который говорит, что осечки часто случаются из-за плохой смазки, но не отрицает и фатального исхода: «Видно, уж так у него на роду было написано».

Тема рока и предопределения в романе тесно переплетается с темой поколения, которая прослеживается во всем творчестве поэта. Лермонтов опечален тем, что лучшие представители дворянства, образованные, ищущие смысл жизни («потерянное поколение»), не могут найти применения своим силам.

Источник

Поделиться с друзьями
Наши дети

Сочинение что такое судьба по рассказу герой нашего времени

Тема судьбы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

Тематика произведения «Герой нашего времени», написанного Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, обширна. Она включает в себя и тему любви, и тему дружбы, и тему судьбы. Рассмотрим последнюю из перечисленных.

Вообще в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова часто встречаются философские размышления о роли судьбы в жизни человека, о влиянии судьбы на поступки людей и др. В прозаическом произведении «Герой нашего времени» автор посвятил целую главу «Фаталист» рассуждениям о значимости судьбы.

Печорин попал в необычную для него ситуацию: когда знакомый попросил главного героя выстрелить в его голову, но пуля не вылетела. Однако Печорин заметил на лице просившего печальный отпечаток смерти, который часто бывает у людей накануне гибели. Опытный глаз главного героя неслучайно отметил это: уже вечером тот самый знакомый стал жертвой нетрезвого казака, зарубившего персонажа шашкой.

Тема судьбы, занимающая не последнее место в произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» помогает раскрыть читателю главного героя с новой стороны и заставляет задуматься.

Сочинение Тема судьбы в романе Лермонтова Герой нашего времени

Этими вопросами задаются и герои романа. Но, однозначного ответа на них нет. Сами события произведения то предстают обычным течением жизни, самыми простыми явлениями, в которых нет ничего мистического, то – кажутся в действительности фатальными.

Рассуждения героев о судьбе, так же, неоднозначны. Так, Максим Максимыч, объясняя гибель Вулича, сначала оценивает эти события вполне логично и трезво. Но, заканчивает он их фразой о том, что, видать, так уж на роду этому человеку было написано.

Сам главный герой романа, Печорин, тоже относится к тому, существует ли предопределение, противоречиво. Он будто всю свою жизнь ищет ответ на этот вопрос. С одной стороны, он не верит в существование судьбы. Однако с другой, он довольно часто ссылается на стечение рока. Хотя, зачастую, он оправдывает этим свои отрицательные черты в характере и поступки.

В рассуждениях героя нередко звучат мысли о тесной связи своей с чем-то высшим. Стоит заметить, что в таких раздумьях он, зачастую, ставит себя наравне с самой судьбой. Так, встречу свою с Бэлой, он считает ее подарком, посланным ради спасения его от скуки. Ровно так же относится он и к истории с княжной Мери.

Гибель Грушницкого на дуэли Печорин тоже воспринимает, как роковое свершение. Однако, судьба юноши была тогда полностью в руках Григория. А герой считает, что сам он – всего лишь исполнитель предначертанного. Еще перед дуэлью размышляет он о своем предназначении. Печорин называет себя в своих мыслях топором судьбы, ее палачом, в роли которого выступал он уже не раз. Конечно, это всего лишь оправдания.

Тема судьбы в романе Герой нашего времени

Береги честь смолоду. Так гласит предисловие Пушкина к началу своего романа Капитанская дочка. Ведь эта пословица дана нам не спроста. Мы должны задуматься об этом, честь-она с нами всегда, ходит рядом

Время. Как ты быстротечно. Времена года сменяют друг друга так скоропостижно, что часто мы не успеваем насладиться ими в полной мере. Вот, например, когда наступает осенняя пора, каждый из нас начинает немного грустить и тосковать по лету.

В исторической были «Кавказский пленник», Лев Толстой, величайший прозаик, сам участник этих событий, повествует о военных буднях действующей русской армии 19 века. Главный герой истории, Жилин,

Всем полезна и интересна литература, которая представлена в произведениях связанных с Великой Отечественной Войной. В таких произведениях хорошо раскрыт ряд патриотических черт.

Пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль» выполнена в основных традициях классицизма, и одной из основных черт этого художественного стиля является четкое деление на положительных и отрицательных персонажей. В этой комедии существует цела система,

Источник

Сочинение: Тема судьбы и ее развитие в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Тема судьбы и ее развитие в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Для понимания характера главного персонажа романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» Пе­чорина важное значение имеет тема судьбы. Сначала читатель знакомится с этим персонажем по рассказу Максима Макси­мыча (повесть «Бэла»). Затем мы видим его глазами странству­ющего офицера (повесть «Максим Максимыч».) И наконец, когда в руки этого офицера попадает «Журнал Печорина», чи­татель может получить представление об этом загадочном и незаурядном человеке изнутри, из его собственного рассказа о себе. Но еще прежде чем содержание журнала станет извест­ным читателю, мы узнаем, что автора дневника уже нет в жи­вых. Таким образом, знакомясь с «Журналом Печорина», мы заранее видим его фигуру в трагическом ореоле. Все связанные с ним события воспринимаются по-особому именно из-за его трагической судьбы.

«…Такова была моя участь с самого детства, — признаётся Печорин княжне Мери. — Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не лас­кал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». В этом признании Печорина звучит его убежденность в том, что все дурные качества его характера были предопределены судьбой, что не он сам, а другие сделали его таким, каков он есть. По­хожее признание делает он и Максиму Максимычу: «…у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив». Такие мыс­ли Печорина можно расценить как попытку уйти от ответ­ственности за свои поступки, свалить их на эту самую судьбу.

Читайте также:  Сентиментальный как пишется и почему

Особенно остро тема судьбы поставлена в заключительной повести романа — «Фаталист». В ней Печорин заключает пари со своим сослуживцем поручиком Вуличем о том, существует ли предопределение. Для того чтобы доказать свою точку зре­ния, Вулич подвергает себя смертельному риску — и остается жив. Но Печорин, которому привиделся на лице Вулича «ка­кой-то странный отпечаток неизбежной судьбы», предсказы­вает ему, что тот нынче же умрет. И предсказание Печорина сбывается! Еще не зная об этом, он размышляет наедине с со­бой: «…были некогда люди премудрые, думавшие, что свети­ла небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным. А мы, их жалкие по­томки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимаю­щей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою…» В этих словах намечено пони­мание того, что назначение человека в том, чтобы не смирять­ся, а бороться с собственной судьбой, другими словами, само­му создавать ее, а не быть фаталистом. И после гибели поручи­ка от руки пьяного казака Печорин, чтобы проверить себя, вызывается схватить убийцу, рискуя собственной жизнью. «По­добно Вуличу, я вздумал испытать судьбу», — пишет он в сво­ем «Журнале». И отчаянная храбрость Печорина помогает ему победить в схватке. Тем самым он избавил от опасности своих товарищей. И в этом его отличие от Вулича, чей поступок был безрассудным. Печорин же в данном случае вступил в поеди­нок с судьбой ради жизни других людей.

Однако, когда он рассказал о случившемся простодушно­му Максиму Максимычу, «который не любит метафизических прений», тот, предположив совсем не мистическую причину случая с Вуличем («…эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или недовольно крепко прижмешь паль­цем»), заключает расхожим присловьем: «…видно, уж так у него на роду было написано. » И роман заканчивается, застав­ляя читателя вновь и вновь размышлять над глубинами его содержания.

Источник

Судьба в произведении «Герой нашего времени»

сочинение по литературе 9 класса

Человек-загадка

Само название романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» позволяет догадаться, что речь идет о человеке с необычной судьбой. Григорий Александрович Печорин, как и Лермонтов, принадлежит к кругу оппозиционно настроенной гвардейской молодежи. Его биография изложена фрагментарно, с нарушением хронологической последовательности. Читателю неизвестно, каким образом главный герой попал на Кавказ. Остается загадкой и жизнь Печорина в течение пяти лет между отъездом с Кавказа и последней встречей с Максимом Максимычем и автором.

Цикл отдельных повестей приоткрывает завесу лишь над некоторыми эпизодами в биографии Печорина. Но их вполне достаточно, чтобы оценить невероятную судьбу главного героя. Жизнь забрасывает Печорина в самые разнообразные ситуации, из которых он выходит наперекор судьбе. В конце романа главный герой сам высказывает свой основной жизнеутверждающий принцип: «Я люблю сомневаться во всем». Этим убеждением он руководствуется во всех своих «приключениях».

«Тамань»

Из «Дневника Печорина» автор узнает о первом необычном повороте в его судьбе. Из чистого любопытства главный герой становится случайным свидетелем выгрузки товаров контрабандистами. Как офицер, Григорий Александрович был обязан донести об этом коменданту. Если же он испытал жалость к нарушителям закона, то мог попросту забыть обо всем.

Печорин поступил по-своему. Зная о возможной ловушке, он ночью пошел на встречу с загадочной девушкой. Для подстраховки он всего лишь предупредил своего казака, чтобы тот ждал его сигнала — выстрела из пистолета.

«Смешное» приключение («слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила») могло стоить Печорину жизни. Однако, успокоившись, он быстро забыл о нем и продолжил путь.

Два романа

Во время пребывания в Пятигорске и Кисловодске («Княжна Мэри») Печорин вновь оказался на жизненном перепутье. На этот раз от скуки он захотел «влюбить» в себя молодую девушку с целью разозлить своего давнего приятеля Грушницкого. В начале главы Григорий Александрович делает очень важное искреннее признание: «Моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Печорин и сам не может объяснить, зачем он продолжает «волочиться» за княжной. К тому же в это время он встречает свою давнюю возлюбленную Веру, которая вышла замуж. Между ними вновь вспыхивает бурный роман.

Запутанные любовные отношения в сочетании со злостью Грушницкого грозят Печорину неприятностями. Его опять выручает слепая случайность. Григорий Александрович узнает, что Грушницкий с приятелями собираются спровоцировать его на дуэль и выставить на посмешище. Печорин решается наказать заговорщиков.

Накануне дуэли Печорин задумывается о смерти: «Может быть, я завтра умру!». Однако эта мысль приводит его к неожиданному заключению: «Смешно и досадно!».

После убийства Грушницкого и поспешного отъезда Веры Григорий Александрович сам отказывается от «пути, открытого судьбой». Он признается княжне Мэри, что попросту смеялся над ней и уезжает из города.

Жизнь Печорина в крепости

Максим Максимыч относит Печорина к людям, «у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». Короткая история романа с Бэлой — яркий пример этому.

Печорину с большим трудом удалось добиться ответной любви со стороны «хорошенькой княжны». Максим Максимович искренне радовался, глядя на взаимное счастье. Однако «несчастный характер» Григория Александровича обернулся очередным ударом судьбы. Признавая себя «причиной несчастия других», Печорин, конечно, даже не думал, что окажется причиной смерти Бэлы.

Реакция Печорина на гибель девушки поразила Максима Максимовича: «Он поднял голову и засмеялся».

Фаталист

История с Вуличем является самым главным в жизни Печорина вызовом против судьбы. На его глазах поручик непостижимым образом избегает смерти, доказывая, что предопределения не существует. Однако спустя несколько часов Вулич глупо погибает от рук пьяного казака.

Читайте также:  Се ля ви как пишется по французски перевод

Печорин уже готов поверить в неотвратимость судьбы, но решает пройти через подобное смертельное испытание. С риском для жизни он обезоруживает казака и тем самым опровергает убеждение людей в роковой фатальности.

«Уж так у него на роду было написано…»

Такими словами Максим Максимыч отзывался о Вуличе и о Печорине. Пожилой штабс-капитан был абсолютно прав.

Даже несколько эпизодов из жизни Григория Александровича дают представление о том, что он постоянно подвергает свою жизнь смертельному риску. Складывается ощущение, что этот странный человек «заговорен» от смерти. Печорин хладнокровно разбивает женские сердца, убивает Грушницкого, поражает Максима Максимовича своим равнодушием. «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!», — признается он.

В конце концов судьба настигает Печорина в неожиданный момент, когда он возвращался из Персии. Автор не уточняет обстоятельства его смерти, да это и не важно. «Герой нашего времени» всегда ходил по краю бездны, безгранично веря в собственные силы и презирая окружающих. Рано или поздно он должен был понести наказание за все причиненные людям беды и несчастья.

Источник

Роман «Герой нашего времени»: тема судьбы в произведении

Одним из значимых произведений русской литературы является роман «Герой нашего времени». Тема судьбы в нем фундаментальна. Она рассматривается Михаилом Юрьевичем Лермонтовым с драматической точки зрения и затрагивает все главы произведения. Следует более тщательно разглядеть, какова теория автора относительно темы судьбы в произведении.

Декабрист в душе

Судьба Печорина является одной из самых интересных в романе. Перед читателем встает молодой человек тридцатых годов позапрошлого столетия. Злободневной проблемой того времени являлся вопрос нужности энергии и таланта людей, обладающих недюжинными способностями, но не находящими достойного поприща для их применения.

После события с подавлением восстания декабристов индивидов с собственным мнением и мировоззрением сторонились. Все вокруг стремились уверить, что они угроза временщикам в их стремлении к комфорту и проявлению сытого подобострастия режиму.

Атмосфера подавления инакомыслия выливалась в отсутствие у Печорина и таких, как он, желания бороться с этим пожирающим людские души и судьбы общественным укладом. Несмотря на то что они были представителями дворянской среды, кардинальное изменение страны, устранение пагубных явлений в ее развитии было не в их компетенции и возможностях, что уж говорить о слоях населения, стоявших ниже по социальному положению.

Трагизм такой ситуации заключался в том, что обреченность поколения, ищущего варианты изменения государства на его же благо, заставляло людей чувствовать себя несчастными, невостребованными, хотя они были воспитаны в идеалах самосовершенствования и благородства. Их юношеский пыл не должен быть потерян. Молодые люди во все времена играли важную роль и были призваны:

Однако им не дали повлиять на развитие государства, потому что правящей верхушке это было не надо. Она всеми силами хотела сохранить свои посты, чины, звания и пресечь дорогу реформистским настроениям, которые были в меньшинстве, особенно после устрашающего расстрела на Сенатской площади. В таких условиях жил Печорин, полностью понимая, что происходит и видя равнодушие и безысходность на лицах, таких же как он.

Понимание проблемы судьбы Печориным

Относится он к этой теме с глубоким интересом. В личном дневнике герой сам себя называет «топор в руках судьбы». Это означает, что Печорин таким образом оправдывает все свои бессмысленные поступки, потому что он считает, что тот, кто их совершает, является своего рода палачом или, точнее, дирижёрской палочкой в руках умелого и всемогущего правителя.

Назначая себе такую ​​судьбу, Печорин стремится к успеху в обществе и верит, что, причиняя вред другим, он как бы вершит месть за их злодеяния. Поэтому герой считает себя полубогом, рассчитывающим на что-то большее, чем обычный смертный.

Такое восприятие Печориным своей важности подводит читателя к теме «сверхчеловека», которая будет особенно важной для людей через семьдесят лет после публикации романа М. Ю. Лермонтова. Но писатель, обгоняя время, придумал такой образ «будущего супермена»: героя, не стыдящегося своих плохих мыслей или поступков и пытающегося обмануть судьбу.

Как стало понятно, именно уверование в свою участь и желание испытать себя приводят Печорина к тому, что он поступает аморально, а ведь свершенные им вещи совсем ему даже неинтересны:

При этом случается, что жизнь Печорина преподносит такие сюрпризы, когда герой думает, что побежден злым роком. Вот как он повествует о таких жизненных противоречиях: «Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их — меня ставили ниже».

Бывает и так, что Печорин винит не себя за плохие поступки, а судьбу. Он считает, что именно она причина всех проблем, которые с ним произошли. Все волнения Печорина, связанные с проблемой судьбы заканчиваются в последней части произведения, которая называется «Фаталист». Она до сих пор остается непонятной литературным критикам. Связано это с тем, что эта часть романа характеризует Печорина не только как фаталиста. Она помогает выяснить, в чем заключается проблема жизни человечества.

Повесть «Фаталист»

В этой части книги решен самый важный аспект понимания автором темы судьбы: Бог или Дьявол отвечает за участь человека в этом мире. Чтобы решить эту проблему, Лермонтов выбирает персонажа Вулича, как еще большего фаталиста, чем Печорин.

Печорин посмотрел Вуличу в глаза и сказал, что тот сегодня лишится жизни. Герой, посмеиваясь, выстреливает, и случается осечка, после чего он уходит к себе домой. На следующий день Печорин осознает, что не ошибался. Вулич погибает тем вечером: он становится жертвой пьяного казака с шашкой.

По словам литературоведов, Лермонтов в своем характерном для авторов смысле считает проблему судьбы злой шуткой дьявола над человеком. Есть знаменитая евангельская притча о демонах, которые поселились в стаде свиней и заставили их устремиться в пропасть. В истории о фаталисте бесовская прихоть проверить свою судьбу посещает мысли Вулича. Ему как бы внушают демоны, заставляют сделать роковую ставку. И они же являются причиной того, что Вулич умирает в ту ночь от рук горячего пьяницы и буяна.

Офицер и капитан

Хорошим и показательным примером является судьба Максима Максимыча, имевшего «честь» наблюдать жизнь Григория Печорина, когда тот приехал в небольшую крепость на Кавказе. Служака встретил тоненького офицера дружелюбно, хотел жить с ним по-приятельски, однако с таким, как главный герой, это было невозможно.

Читайте также:  Два мальчика басня крылова текст

Сплошная холодность, официальность в его ответах досадна для старого человека, но он пытается найти офицеру оправдание. Даже когда Максим Максимыч жалеет о гибели Бэлы, в душе знает, что виноват в ее смерти именно Печорин, но для него все равно сумасбродный парнишка — «бедняжка». Он находит тому причины:

Вместо благодарности за теплую встречу и хорошее обращение к нему Печорин «удостаивает» его хоть и непреднамеренным, но жестоким ударом. Вернувшись в эти дикие заброшенные края через пять лет, он не хочет обнять человека, который верой и правдой служит не только Отечеству, но и способен на доброе отношение к нему, приезжему человеку, который в принципе мог быть ему совершенно безразличен.

Что бы делал тогда неопытный, мало знающий об этих местах парень, встретив безучастное к себе отношение? По меньшей мере, ему было бы жутко скучно и одиноко в отдаленной местности, с чужими людьми. Его безрадостное пребывание на службе закончилось бы досрочно, без повышений и уж, конечно, расценивалось бы дезертирством. Поэтому вдвойне обидно и страшно за Максима Максимыча, который рассчитывал совсем на другое отношение к нему со стороны старого знакомого.

Ради встречи с ним капитан первый раз в жизни отрывается от службы, забыв о своем возрасте, спешит к нему и слышит сухое, напыщенное приветствие. Надежды и мечты на дружеское «ты» не оправдались, нечем заменить ожидания Максим Максимыча сердечной встречи, слезы душат его. Подчеркнутая Печориным дистанция между ними могла стать фатальной в его судьбе, но он нашел в себе силы понять этот отвратительный поступок, хоть и не принять его.

Люди противоположных полюсов редко притягиваются, холод и тепло никогда не уживаются вместе. С высоты своих лет и жизненного опыта герой видит, что Печорин мыкается по свету, как неприкаянный, пьет из чаши судьбы горькую отраву, ничего не веселит его души, поэтому пытаться что-то изменить в этой ситуации таким, как Максим Максимыч, просто невозможно. Он может его только пожалеть, так как необъятные силы ума и энергии его несостоявшегося друга растрачиваются впустую, не принося пользы ни ему, ни людям вокруг.

Любимый женский образ

Печорин не родился бездуховным. Даже его очерствевшее сердце способно горячо любить и страстно откликаться на зов влюбленной женщины. Вера стала для него дороже всех на свете, выше жизни, чести, славы. Как безумный, он мчится на взмыленной лошади, чтобы догнать ее. Когда загнанный конь упал на землю, Печорин, никогда ничего не боявшийся, заплакал в бессилии.

Таким образом, судьба оказалась неподвластна главному герою. Он понял, что является «щеглом на цепи», связанным по рукам и ногам определенными социальными условиями, отсутствием в мире бескорыстной любви, осмысленной общественной деятельности, оказывается один на один со злым роком, мешающим осуществлению его мечты на светлое будущее.

Предоставленный материал поспособствует написанию сочинения на тему: «Влияние судьбы на Печорина», а также поможет подготовиться к открытому уроку по литературе.

Источник

Тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Особенности характера Печорина

Чтобы понять и оценить поступки Печорина, нужно знать некоторые особенности его противоречивого характера. Его мыслящая и энергичная натура, склонная к самоанализу, смелость и честность соседствуют с апатией и скептицизмом, враждебным отношением к людям. Печорин давно не верит в дружбу и любовь, однако сам пытается решать жизненные проблемы и давать оценку своему поведению. Молодой человек непонятен для окружающих.

Максим Максимыч называет его «славным малым, но немножко странным». Его небрежная ленивая походка говорила о некоторой скрытности характера, глаза не смеялись, когда он смеялся. Это могло быть признаком «злого нрава или глубокой постоянной грусти». Внутренний мир героя хорошо раскрывает «Журнал Печорина», который состоит из трех повестей, и в каждой из них герой находится в центре происходящего.

Делая ежедневные записи, он говорит о своих впечатлениях, анализирует прожитый день:

В этом самокопании — его сила и слабость одновременно, превосходство над окружающими и полная разочарованность в жизни. Описание природы глазами героя также помогает глубже войти в его внутренний мир и настроение. Описывая дорогу к дуэли с Грушницким, Печорин отмечает какую-то особенную красоту и свежесть утра. Он восторженно смотрит на окружающий его пейзаж, но постепенно мысли переключаются на предстоящее событие: скоро может решиться его судьба.

Судьба в понимании героя

Глубокое внимание к проблеме человеческой судьбы воплощено в произведении Лермонтова в главном герое. Называя себя «топором в руках судьбы», Печорин пытается оправдать свои безнравственные поступки тем, что совершает их по воле судьбы.

Вера Печорина в судьбу дает ему право самоутвердиться. Он полагает, что, обижая людей, он справедливо наказывает их за совершенные в жизни грехи.

Лермонтов, опережая время на несколько десятилетий вперед, подводит читателя к проблеме «сверхчеловека», которая позднее в полную силу отразится в образе Раскольникова у Достоевского. Стремление испытать судьбу склоняет героя к совершению бессмысленных неблаговидных поступков:

После встречи с Максимом Максимычем Печорин, казалось бы, совсем сдался под ударом рока, не в силах ему противостоять: «Такова была моя участь с самого детства. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить все человечество, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть…».

Свой жизненный сценарий он определяет в виде комедии, фарса и мелодрамы: «Я вступил в эту жизнь, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге».

Трагедии же, которые Печорин оставляет после себя, он не видит или не хочет видеть. Признавая собственное бессилие в сражении с провидением, не желая его изменить, главный герой не смиряется, а продолжает совершать безумные и бессмысленные поступки.

Философские проблемы в произведении

В Вулича словно вселяется бес, который заставляет заключить это страшное пари. И он же заставляет его попасть под руку разбушевавшемуся пьянице. Но трагический финал истории можно смягчить высказыванием Максима Максимыча, который говорит, что осечки часто случаются из-за плохой смазки, но не отрицает и фатального исхода: «Видно, уж так у него на роду было написано».

Тема рока и предопределения в романе тесно переплетается с темой поколения, которая прослеживается во всем творчестве поэта. Лермонтов опечален тем, что лучшие представители дворянства, образованные, ищущие смысл жизни («потерянное поколение»), не могут найти применения своим силам.

Источник

Поделиться с друзьями
Наши дети
Adblock
detector