Сказки мифы и легенды о музыкальных инструментах

Мифы и легенды о музыке

С древних времён с помощью музыки вводили в транс, передавали послания божествам, музыкой зажигали сердца на битву и благодаря гармонии нот устанавливали мир между враждующими сторонами, мелодией признавались в любви. Сказания и легенды о музыке донесли до нас из глубины веков много интересного.

Мифы о музыке имеют довольно широкое распространение у древних греков, но поведаем вам из их мифологии только одну историю, историю про появление на Земле флейты.

Миф о Пане и его флейте

Однажды козлоногий бог лесов и полей Пан повстречал прекрасную наяду Сирингу и полюбил её. Но дева была не в восторге от ухаживаний весёлого нравом, но страшного ликом лесного бога и убежала от него прочь. Пан побежал следом, и ему почти удалось её настичь, но Сиринга взмолилась к реке, чтобы та её спрятала. Так прекрасная дева превратилась в тростник, а опечаленный Пан срезал стебель этого растения и сделал из него многоствольную флейту, которую в Греции называют именем наяды – Сирингой, а у нас этот музыкальный инструмент известен как флейта Пана или свирель. И сейчас в лесах Греции вы можете услышать печальный звук тростниковой флейты, который иногда похож на ветер, иногда на плач ребенка, иногда на напев женского голоса.

Есть еще одна легенда о флейте и любви, эта история была частью традиции индейского народа племени Лакота, а теперь стала достоянием всего индийского фольклора.

Индийская легенда о флейте и любви

Есть сказание, которое гласит, что однажды дятел научил охотника делать флейту-пимак, а ветер показал какие прекрасные мелодии можно извлекать из неё. Есть и другие легенды о музыке, которые рассказывают нам о передаче чувств без слов, например, казахское сказание о домбре.

Казахская легенда о музыке

Жил злой и жестокий хан, которого боялись все. Этот тиран любил только своего сына и всячески его оберегал. А юноша очень любил охотиться, не смотря на все увещевания отца о том, что это очень опасное занятие. И однажды, отправившись на охоту без слуг, парень не возвратился. Опечаленный и расстроенный правитель послал своих слуг на поиски сына со словами о том, что зальет глотку расплавленным свинцом тому, кто принесет печальную весть. И ушли слуги в ужасе искать сына, и нашли его растерзанного диким вепрем под деревом. Но благодаря совету конюха, слуги взяли с собой мудрого пастуха, который сделал музыкальный инструмент и сыграл на нем хану печальную мелодию, в которой было понятно без слов о смерти сына. А правителю ничего не оставалось сделать, как залить расплавленным свинцом в отверстие деки этого инструмента.

Кто знает, быть может, некоторые мифы о музыке основаны на реальных событиях? Ведь стоит вспомнить легенды про арфистов, которые исцеляли своей музыкой смертельно больных правителей и нынешнее время, когда появилась такая отрасль в нетрадиционной медицине, как арфотерапия, благотворное действие которой подтверждено наукой. В любом случае – музыка одно из чудес человеческого бытия, которое достойно легенд.

Источник

Легенды о музыкальных инструментах

Информационный блок к уроку музыки «Музыкальные инструменты»

Просмотр содержимого документа
«Легенды о музыкальных инструментах»

Мифы и легенды музыки.

Музыкальное искусство зародилось в глубокой древности и сопровождало человека всю его жизнь. Обладая большой силой эмоционального воздействия, музыка испокон веков была окружена всевозможными преданиями и мифами, потому что люди наделяли ее мистическими способностями. Они верили в ее волшебную силу, которая способна творить самые настоящие чудеса и слагали множество легенд о великих певцах, композиторах, исполнителях и их инструментах.

Прошло много лет с тех пор, юноша стал известным скрипичным мастером, его инструменты были известны не только в стране, но и пользовались большой популярностью за ее пределами. Он делал восхитительные скрипки, альты, виолончели, которым не было равным по красоте звучания. Когда дело стало подходить к тысячному инструменту, мастер вспомнил слова необычного прохожего и собрал у себя близких и учеников. Поведав им эту удивительную историю, он сказал, что скоро приходит его конец, но считает, что Волшебник сдержал слово и исполнил желание. Действительно, сделав целую тысячу прекрасных музыкальных инструментов, мастер в каждый из них вложил частичку своей души. Инструменты будут жить вечно, а вместе с ними и душа мастера.

Ну что? Вы догадались о ком идет речь в легенде? Конечно же, о знаменитом итальянском мастере Антонио Страдивари, он на самом деле сделал около тысячи прекрасных и удивительных по красоте музыкальных инструментов. Многие из них сохранились и по сей день и радуют слушателей своим проникновенным звучанием, ведь в них поет душа мастера.

До наших дней дошла древнегреческая легенда, рассказывающая об одном инструменте, разновидности флейты – сиринкс, представляющим несколько соединенных вместе тростниковых трубок. Более распространенное его название – флейта Пана.

В те далекие времена, Сиринкс – это было имя самой прекрасной девушки в городе. Как-то ее повстречал Пан, бог леса и рощи, и настолько понравилась ему она, что влюбился в нее безответно и стал всюду преследовать. Девушка была не рада поклоннику и всячески пыталась избегать встречи. Однажды, он погнался за ней, но густой лес, под своими зелеными кронами скрыл ее от Пана. Он почти догнал Сиринкс, протянул руку чтобы схватить, но внезапно оказалось, что держит вовсе не прекрасную кисть возлюбленной, а лишь густой тростник. На свою беду, ослепленный от досады бог леса не догадался, что земля спрятала девушку от него и превратила в камыш. Схватил он эту охапку, решив, что тростниковые заросли скрыли от него прекрасную деву и срезал их ножом. Слишком поздно понял Пан, что на самом деле произошло, раскаялся, собрал бережно вся тростинки, стал лить слезы и бережно целовать их. В это время произошло чудо, его дыхание случайно проникло в камышовые срезы и зазвучала музыка. Так и появился инструмент с легким и воздушным звучанием, как дуновение ветерка.

Многим людям во снах являлись великие открытия. Данте приснилась «Божественная комедия, Д. Менделеев увидел свою таблицу во сне, А. Грибоедову ночью привиделся сюжет «Горя от ума». Музыканты не исключение. Весьма загадочная история во сне, если верить легенде, случилась с итальянским скрипачом и композитором XVII века Джузеппе Тартини.

Однажды Юный Ветерок, резвясь над горами, заметил небольшое дерево, росшее на одной из отвесных скал. Его ветви были сплошь покрыты кипенью крупных белоснежных цветов, источающих изысканный дурманящий аромат. Таких деревьев Ветер раньше никогда не встречал, и поэтому сразу же стремительно направился к нему. Едва прикоснувшись к его нежным цветам, он услышал удивительные по красоте звуки, которые самым чудесным образом стали складываться в мелодии. Отныне не мог Ветерок покинуть это дерево, так и играл на лепестках его цветов днями и ночами, наслаждаясь волшебной музыкой.

Вскоре цветы сменились изумрудной листвой, а затем появились ароматные плоды цвета солнца. Все чудней и чудней звучали мелодии на листве и плодах, и Ветерок нисколько не жалел о своем выборе.

Такова история абрикосовой дудочки, именуемой в Армении дудук. Про звучание этого инструмента говорят: «Так поет душа абрикосового дерева».

Читайте также:  Рисунок к рассказу друг детства драгунский для 2 класса

Легенда о создании чаранго

Чаранго – национальный музыкальный инструмент индейцев Латинской Америки. Это сейчас его изготавливают из цельного куска дерева, а раньше в качестве корпуса-резонатора служил панцирь броненосца. И вот почему.

Давным-давно в горах Боливии обитал старый броненосец по имени Киркинчо. Его страстью была музыка. Утро он проводил около большой расщелины в скале, где ветер играл свои мелодии, а вечером спешил на пруд послушать лягушек. Он с упоением наслаждался их песнями, в тайне мечтая научиться петь так же. Но зеленые обитатели пруда лишь смеялись над Киркинчо, называя его глупым.

Однажды броненосец, проводивший свой вечер как всегда на берегу пруда, увидел мальчика. Тот шел по тропинке мимо и нес клетку с канарейками. Как пели эти желтые создания природы! Киркинчо был настолько потрясен их пением, что сразу же бросился вслед за мальчиком. Несколько часов он бежал за ним, чтобы продлить мгновение наслаждения. Но мальчик шел очень быстро – броненосец выбился из сил и решил продолжить путь, немного погодя. Он прилег на песок, чтобы отдохнуть. Лишь к ночи Киркинчо почувствовал себя полным сил, но звук канареек давно исчез. Пришлось идти обратно.

Возвращаясь домой, броненосец решил заглянуть к индейскому волшебнику Себастьяну Мамани. «Научи меня петь также, как поют канарейки», – попросил он его. Мамани согласился исполнить желание старого броненосца, взамен попросив у него жизнь.

Утром следующего дня Дон Себастьян гулял возле пруда, наполняя пространство вокруг удивительно красивой песней. Лягушки в изумлении повыпрыгивали на берег, увидев в руках волшебника Киркинчо. Каждая признала в броненосце талантливого певца. Но, увы, это была маленькая индейская гитара чаранго, которую смастерил Себастьян Мамани. Он просто прикрепил к панцирю Киркинчо деревянную ручку и натянул струны. Никакого волшебства, кроме удивительных звуков музыки, разливающихся по земле Боливии.

Легенда о происхождении музыки

Из глубины далеких веков пришла к нам казахская народная легенда о происхождении музыки.

Когда-то давным-давно, в незапамятные времена, ни один из народов, заселяющих нашу голубую планету, не знал, что такое стих и музыка. А что за жизнь без складной речи и льющихся звуков? Скучная и однообразная, без улыбок, смеха и радости. А потому, не знал род людской, что такое праздники, игры и веселые застолья. Люди ходили мрачнее тучи, тяготила их сердце злая тревога и немая тоска, ибо не могли они спеть песню, чтобы рассеять все печали и невзгоды. Если в дом человека стучалась беда, он всю жизнь оставался несчастным и умирал в смертной тоске, потому что в те далекие времена песня была далеко от земли. Она ютилась где-то высоко в белых и пушистых облаках, и услаждала слух бескрайнего синего неба.

А тем временем на земле не пели птицы, не звенели ручьи, стремительно несущиеся с высоких гор, и сколько бы ни играл резвый ветер с пушистыми кронами деревьев – они не издавали ни звука. Нависшую над выжженной палящим солнцем степью тишину лишь изредка нарушал вой бури, поднимающий столбы пыли до самого горизонта, ибо в те года земная природа тоже не знала, что такое песня.

Но однажды прекрасная, чарующая, таинственная и могущественная песня решила покинуть свой небесный дом и отправиться в путь. Что побудило ее познакомиться поближе с вселенной – до сих пор неизвестно, но песня отправилась в свой первый полет над землей. Может быть, ей наскучило пребывание на такой недосягаемой высоте? Или, возможно, она просто захотела взмыть над широкой степью под отчим небом? А может, ей стало жаль несчастных людей, не знающих радости и искусства, и она решила помочь им? Сегодня точно никто не скажет, но песня уже летела над полями, лугами, морями и океанами. Иногда она летела очень низко над землей, так, что чувствовала ароматы полевых трав, а иногда взмывала к небесам, ласково заигрывая с нежными порывами ветра, а то и совсем терялась в синих высотах, утопая в кудрявых облаках. В тех местах, где песня летела низко, люди слышали ее, запоминали незнакомые, но такие близкие сердцу напевы, и повторяли их, чтобы сохранить в своей памяти навечно. Там, где она пролетала повыше, народы смогли запомнить лишь малую часть ее богатого наследия. А люди, над которыми песня промчалась совсем высоко, так и не узнали, что такое песня и музыка. Повезло народу казахскому, долго кружила над ним песня, задевая крылом его цветущие степи…

Неоспоримо большое значение, которое имеет музыка для человека, еще с древних времен она была обязательным атрибутом обрядов и ритуалов, с помощью нее кавалеры признавались в чувствах своим дамам, наконец, даже на битву войско выступало под звуки музыкального инструмента. Неудивительно, что практически у каждого народа можно встретить свои сказания о великих музыкантах, композиторах и даже произведениях. Благодаря древним мифам и легендам можно узнать много нового и интересного об этом удивительном виде искусства. Мы собрали для вас наиболее интересные легенды и мифы, благодаря которым вы не только познакомитесь с культурой различных народов мира, от древних греков, до индейцев из племени Лакота, но и узнаете много необычного о, казалось бы, давно известных вещах. Согласитесь, что музыка – это настоящее чудо, достойное прекрасных легенд.

Источник

Легенды о музыкальных инструментах

Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его.
Роллан Р.

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения;музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон

Красота, добро, правда и справедливость – вот что несет нам музыка. Она помогает торжеству любви и добра, учит нас любить, чувствовать и понимать красоту человеческой души и окружающего мира. Музыка – универсальный язык, понятный без слов. А музыкальные инструменты – это то, что позволяет создавать, творить музыкальные произведения, раскрывать перед слушателями задумку автора, передавать красоту и силу мелодии. Легенды о происхождении музыкальных инструментов отражают непреходящий интерес к истории, отношение к музыке как к высокой духовной ценности, обладающей большой силой воздействия на людей. У всех народов мира есть свои мифы о происхождении музыкальных инструментов.

Флейта

Флейта Пана

По древнегреческой легенде, лесной бог Пан полюбил прекрасную нимфу Сирингу, дочь речного бога Ладона. Она не ответила ему взаимностью и, убегая от него, она обратилась к отцу с мольбой о защите и спасении. Ладон внял ее просьбе. В тот момент, когда козлоногий бог уже было догнал ее и обнял, оказалось, что он держал в своих объятиях не тонкий стан нимфы, а болотные тростники. Пан тяжело и глубоко вздохнул. В свой вздох он вложил всю печаль, которая охватила его. Тростник, перехватив этот вздох, усиленный ветром, издал звук, похожий на жалобный голос. Пан повторил свой вздох и снова услышал тот же звук. Он срезал один стебель тростника, поднес его к своим губам, вдохнул в него воздух и услышал звук, который ему показался голосом его возлюбленной Сиринги. Он срезал еще несколько тростинок, скрепил их воском – это и была первая флейта Пана. С тех пор Пана называют «играющим на сиринге», «звучащим на тростнике».

Флейта Пана

Разновидностей панфлейты много: сампоньа (сампоньо, она же сампони, индейская флейта — однорядная или двухрядная); молдавский най (нэй, мускал); русские кугиклы (от «куга» — камыш), они же кувиклы; грузинская ларчеми (соинари); чипсан и пoлянъяс.

Читайте также:  Как ребенка научить рассказывать сказки

Популяризации флейты Пана в современной европейской музыкальной культуре способствовали, главным образом, румынские музыканты — прежде всего, широко гастролирующий начиная с середины 1970-х гг. Георге Замфир.

Продольная флейта

Флейта — один из старейших музыкальных инструментов. Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. Продольная флейта имеет 5-6 пальцевых отверстий, различные лады образуются посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания.

Поперечная флейта

Поперечная флейта с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае по меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии и Японии — более двух тысяч лет назад.

Звучание флейты напоминает о волшебстве. Ее звуки необычайно ясные, чистые и прозрачные. Недаром в фольклоре и сказках многих народов флейта занимает особое место. Мелодичное звучание флейты в руках опытного музыканта способно не только подарить эстетическое удовольствие, но и просто заворожить своей выразительной и пронизывающей музыкой, которая, кажется, попадает нам прямо в сердце. Мягкое и мелодичное звучание флейты может усладить наш слух, смягчить сердце, вызвать самые добрые, светлые чувства, разбудить душу.

Поперечная флейта представляет собой продолговатую цилиндрическую трубку с системой клапанов, закрытую с одного конца, около которого находится специальное боковое отверстие для прикладывания губ и вдувания воздуха. Нижний регистр отличается небольшой глуховатостью, а верхний ряд нот звучит пронзительно, с резким присвистом. Характер высоты звуков можно изменить, регулируя силу воздушной струи на выдохе, ну и конечно с помощью механизма клапанов, которые закрывают отверстия на инструменте. Диапазон флейты занимает промежуток от ноты «До» первой до ноты «До» четвертой октавы.

Поперечная флейта существует в четырёх разновидностях, образующих семейство:

Миф о создании лиры

Лира

Кифара

Более совершенной разновидностью лиры является кифара. На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки плектром, который крепился к инструменту шнурком. Кифара имела плоский тяжелый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями, к которому крепились струны.

Кифара

Это технологически сложный инструмент с ясным и глубоким звуком, оснащенный многоуровневой системой подтягивания и ослабления струн, в том числе и механизмом, придающим мелодии волнообразный звуковой эффект. Кифара требовала от всякого исполнителя исключительного мастерства и профессиональной подготовки, использовалась обычно как аккомпанемент к песенному творчеству во время песенно-музыкальных состязаний.

Золотистые струны, напоминающие лучи солнца… Изящная рама, украшенная резьбой и орнаментом – как крыло огромной бабочки. Благородный звук и мягкий серебристый тембр… Неудивительно, что именно арфу считают самым красивым и поэтичным музыкальным инструментом. А еще загадочным.

Арфа — один из древнейших музыкальных инструментов человечества. Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы. Даже на египетских фресках 15 века до нашей эры арфы еще напоминают лук. А эти арфы не самые древние: древнейшую археологи нашли при раскопках шумерского города Ура в Месопотамии — она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры.

В древности на Востоке, в Греции и в Риме арфа оставалась одним из самых распространенных и любимых инструментов. В Греции считалось, что звуки арфы создают лестницу, соединяющую небо и землю.

В средневековой Европе особым искусством игры на ней славилась Ирландия, где народные певцы — барды — пели под ее аккомпанемент свои саги.

Ирландская арфа часто фигурирует на страницах кельтских мифов и легенд. Например, в легенде о том, как кельтский бог изобилия, играя на арфе, менял времена года. Сохранились многочисленные изображения арфы на резных каменных рельефах, датируемые VIII — X вв. и сохранившиеся в разных провинциях Ирландии и на западе Шотландии. Грациозную форму этого инструмента в Ирландии можно встретить на каждом шагу. Арфа присутствует на марках, на государственных штампах и даже в форме моста через реку Лиффи в центре Дублина. Большое количество арф в Ирландии можно встретить 17 марта, когда отмечается День святого Патрика – покровителя Ирландии.

По легенде, ирландская арфа появилась весьма необычным путем. Некая женщина заснула на берегу моря и слышала сквозь сон, как ветер гудит сухожилиями в скелете кита, лежавшем неподалеку от нее. Услышав этот рассказ, муж той женщины тотчас сделал деревянную раму и натянул на ней китовые жилы, сделав первую ирландскую арфу.

Арфа

Гусли

В народном эпосе сохранилось много сказаний о гуслях, как чудодейственном инструменте и его сотворении. Так, древняя славянская песня рассказывает о сотворении особым сословием князей гуслей из чудесного священного древа, растущего посреди чистого поля, тонкого, высокого, с глубоким корнем и с широкими листьями. Древо это находилось далеко, за горами, за долами, до него нелегко было добраться. В назначенный день к древу собрались посвященные князья. Они думали, как сделать из него гусли, и вот, их стараниями создан удивительный инструмент, звуки которого не оставляют равнодушным никого и способны влиять на земной миропорядок.

Русские гусли являются одним из наиболее древних струнных щипковых музыкальных инструментов. Музыканты, именуемые гуслярами, играют на гуслях сидя или стоя. Интересно, что в других странах тоже играли на гуслях. Например, в Китае аналог гуслей называется гуцинь.

Различают два вида гуслей: крыловидные и шлемовидные. Корпус гуслей состоит из нескольких дощечек, на корпусе закреплены колки и струны. Высота звучания струн регулируется силой их натяжения. Игра на крыловидных гуслях своеобразна: по всему ряду струн проходятся пальцами правой руки, а левой заглушают нежелательные, лишние звуки. При игре на шлемовидных гуслях струны защипываются обеими руками.

Гусли

Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые — столовидные и гусли клавишные. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.

Армянская легенда о дудуке

Однажды Юный Ветерок, резвясь над горами, заметил небольшое дерево, росшее на одной из отвесных скал. Его ветви были сплошь покрыты кипенью крупных белоснежных цветов, источающих изысканный дурманящий аромат. Таких деревьев Ветер раньше никогда не встречал, и поэтому сразу же стремительно направился к нему. Едва прикоснувшись к его нежным цветам, он услышал удивительные по красоте звуки, которые самым чудесным образом стали складываться в мелодии. Отныне не мог Ветерок покинуть это дерево, так и играл на лепестках его цветов днями и ночами, наслаждаясь волшебной музыкой.

Но вскоре прознал об этом Верховный Ветер, и со всей яростью обрушился на горы, стер с лица Земли все живое и развеял в пыль истерзанную листву. Но Ветерок смог сберечь свое дерево – он накрыл его собой. Сжимаясь от ледяных порывов своего Владыки, он бережно обнимал и прижимал к себе каждую веточку. И тогда Верховный Ветер вовсе разгневался и сказал Ветерку: «Любишь свое дерево? Будь по-твоему! Ты навеки останешься с ним. Забудь, что такое лететь над землей, потому что если ты взлетишь – твое цветущее дерево сразу погибнет». Но это не пугало Ветерка, он решил остаться на скале навсегда.

Вскоре цветы сменились изумрудной листвой, а затем появились ароматные плоды цвета солнца. Все чудней и чудней звучали мелодии на листве и плодах, и Ветерок нисколько не жалел о своем выборе.

Несколько лет спустя нашел эту веточку деревенский мальчик, собиравший хворост. И смастерил он из нее дудочку, которая чудесным образом играла сама – стоило ее только поднести к губам. Ее мелодии проникали в самое сердце и заставляли искренне трепетать любую душу.

Читайте также:  Дом сказки кошкин дом фото

Такова история абрикосовой дудочки, именуемой в Армении дудук. Про звучание этого инструмента говорят: «Так поет душа абрикосового дерева».

Дудук

Дудук (циранапох) — духовой деревянный музыкальный инструмент, представляет из себя трубку с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён у народов Кавказа. Наиболее популярен в Армении, а также среди армян, проживающих за её пределами.

Традиционное название армянского дудука — циранапох, что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева».

Дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью.

Считается, что дудук, как ни один другой инструмент, способен выразить душу армянского народа. Известный композитор Арам Хачатурян однажды сказал, что дудук — это единственный инструмент, который заставляет его заплакать.

Дудук состоит из трубки и съёмного двойного язычка (трости). Длина трубки армянского дудука составляет 28, 33 или 40 см. На лицевой стороне имеется 7 или 8 игровых отверстий и одно-два для большого пальца — на обратной стороне.

Дудук — один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту.

Варган

Медведь, играющий на пне (эвенкийская сказка)

Однажды в тайгу убежал юноша Чулдун. Вдруг поднялся сильный ветер. Гулко зашумели вековые лиственницы. Тут Чулдун уловил в этом шуме и свисте совсем другие звуки. Взволновали они его. Позвали к себе словно из другого мира. Он поднялся и пошел навстречу ветру, к этим загадочным звукам. К удивлению своему, он увидел огромного медведя, который сидел у пня, оставшегося от сломанной лиственницы. Из верхушки пня тонкими пластинами торчала щепа, похожая на перья птицы. Медведь лапами тянул на себя эти пластины и отпускал. Те издавали дребезжащие, а порой и мелодичные звуки.

Чулдун стоял, не шелохнувшись. Наигравшись вдоволь, медведь ушел в тайгу. Юноша осторожно подошел к пеньку. Долго не решался потянуть на себя упругую щепу. Ветер трепал его волосы – силился отогнать его от этого места. Он потянул одну щепу и отпустил. Странный звук полетел по ветру в сторону чащи. Чулдун стал поочередно тянуть кончики щеп и отпускать. Звуки сливались, уносились по ветру, а вслед за ними появлялись новые и новые. Юноша отломал две тонких пластины, плотно соединил их и, приложив к губам, подул. Тонкий осколок щепы, который оказался между пластинами, тонко задребезжал. Чулдун подул тише. Звук получился похожим на посвист ветра в расщелине скалы. Он отрезал две пластины от пня. Третью обстрогал так тонко, что сквозь нее можно было увидеть солнце. Юноша вложил тонкую пластину между двумя более толстыми и на одном конце связал их своим волосом. Чулдун приложил к губам сделанный им инструмент и начал дуть в прорезь, где заколебалась выстроганная тонкая пластина, издавая изумительные звуки.

Вот так, по легенде появился один из древнейших музыкальных инструментов – пластинчатый хомус или варган. О древности этого инструмента говорит и такая легенда: «когда нивхи еще каменные наконечники к стрелам делали, храбрый Азмун к Морскому Хозяину ходил просить рыбы для своего народа…»

Медведь, играющий на пне

Кунгахкеи или легенда о храбром Азмуне

Тогда жил храбрый Азмун, который, увидев нужду своего народа, отправился за рыбой к духу моря Тайрнадзу. Он приплыл к жилищу Тайрнадза на спине косатки, а когда увидел, что тот спит, стал играть на кунгахкеи (нивхский вариант костяного пластинчатого хомуса). Хозяин морских глубин проснулся и, выслушав Азмуна, послал на Амур рыбу. В благодарность Азмун подарил Тайрнадзу кунгахкеи и показал, как на ней играть. «Обрадовался Тайрнадзу, в рот пластинку взял, зубами зажал, за язычок стал дергать. Загудела, зажужжала кунгахкеи то будто ветер морской, то словно прибой, то как шум деревьев, то будто птичка на заре, то как суслик свистит. Играет Тайрнадз, совсем развеселился. По дому пошел, приплясывать стал. Зашатался дом, за окном волны взбесились, водоросли морские рвутся — буря в море поднялась». С тех пор нивхи говорят о волнении моря: «Это Морской Старик, чтобы не заснуть, на кунгахкеи играет, в подводном доме своем пляшет».

Древнейший язычковый музыкальный инструмент

Другие виды варганов

Наиболее употребляемые названия: шанкобыз, аура, комуз, хомус, доромб, зубанка, васанг, пымель, тумра, кубыз, ванияр, маультроммель, коусян. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта даёт возможность менять тон и тембр инструмента. Выделяют два основных типов варганов — пластинчатый и дугообразный.

Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную или металлическую пластину. Его язычок вырезывается в середине пластинки. Дугообразный (дуговой) варган выковывается из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце (характерны для России). Существуют варганы с несколькими язычками (китайские коусяны).

Испанская легенда о гитаре

В одной красивой испанской легенде рассказывается об одной девушке по имени Цитра и ее отце – искусном плотнике. Эта девушка умела петь так, как никто другой. Ее пением заслушивались щебечущие птицы, усталые путники останавливались, чтобы послушать ее, но, самое главное, ее голос обладал чудесным свойством заживлять. Однажды она отправилась спасать девочку и помогла ей, но по дороге домой попала в лавину. Почти совсем замерзшую, ее нашли охотники и принесли домой к отцу.

Она поправилась, но потеряла голос и больше не могла петь. Тогда отец смастерил и подарил ей чудесный инструмент, который звучал почти также чудесно, как голос Цитры когда-то, и также обладал волшебной силой. Его назвали по имени девушки – Цитрой, но со временем стали называть гитарой.

Жили на свете бездомные, но очень талантливые люди. Не было у них ни денег, ни крыши над головой. В один из хмурых осенних вечеров им надоело бродить по земле, и они решили отправиться в путешествие по морю. Построили корабль и отправились в путь. В море они ловили рыбу и продавали ее в портах. Теперь они могли безбедно жить и ни о чем не заботиться.

Гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и многих формах популярной музыки.

Гитара

Гитара представляет собой корпус с длинной плоской шейкой, называемой «гриф». Лицевая, рабочая сторона грифа — плоская либо слегка выпуклая. Вдоль нее натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на окончании грифа, которое называется «головка» грифа.

На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.

Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары.

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный». По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара» в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.

Рубрика: история
Автор: Александра
9395

Понравилась статья?

Поддержите автора или угостите его чашечкой кофе!

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал