Сказки мифы и легенды народов африки

Известные африканские мифы и легенды

Африка — это второй по величине континент, который населяет один миллиард жителей. Различные народы сохраняют древний уклад, говорят на собственных языках. Основой их жизни по-прежнему является религия. Сегодня мы узнаем об основных мифах и легендах, которые передаются из уст в уста на африканском континенте.

Во многих африканских историях упоминается Хувеане (Huveane). Он является как божеством, так и первым человеком. Одна из легенд сообщает, что Хувеане спустился с неба, чтобы сделать землю и людей, затем поднялся вверх по вбитым в небо колышкам. Согласно другому мифу, Хувеане создал ребенка из глины и вдохнул в него жизнь.

У бушменских племен, населяющих Африку, есть свой верховный бог по имени Цагн. Он является героем многих рассказов и легенд. Этот трикстер совсем не похож на человека. Он — кузнечик-богомол, его жена – даман, сестра — голубой журавль, приемная дочь — дикобраз Цо. Эта интересная семейка дала начало роду людей. Как и все высшие боги, Цагн создал всё — солнце, луну и ночь, звёзды, горы, животных, птиц.

Согласно мифологии Акан, все люди жили под землей. В один прекрасный день семь мужчин, пять женщин, леопард, и собака вылезла из ямы, вырытой огромным червем. Первым человеком, который вышел на поверхность стал Adu Ogyinae. Он умер, когда пытался построить первое убежище.

Некоторые племена считают, что в тропических лесах центрального Заира живут безволосые карлики Biloko. Они – печальные духи умерших. Всю кожу карликов покрывает зеленая трава, их рты могут растягиваться. Они носят с собой колокольчики, с помощью которых накладывают заклинания на обычных людей.

Племена, живущие по берегам реки Замбези, считают, что водной стихией управляет Ньяминьями — божество с телом змеи и головой рыбы. Он наказывает браконьеров и тех, кто пытается нажиться на силе воды (здесь имеются в виду строители плотин и гидроэлектростанций).

В африканских легендах бегемот является не просто неуклюжим млекопитающим, а настоящим божеством. Точнее — богиней плодородия и деторождения. В Мозамбике люди рассказывают легенду о матери, которая оставила своего ребенка с самкой бегемота. История повествует о том, как отважное животное защищало дитя.

В африканских мифах тоже встречается образ мира мертвых. Его называют Калунгой. Из этого места человек не сможет сбежать, если испробует «загробную» пищу.

Ананси – главный герой африканского фольклора, особенно — ряда народов Западной Африки. Он выступает как культурный герой, с которым связывают появление солнца, дождя, происхождение мудрости и сказок. Образ Ананси является зооморфным (паучье подобие), но это не мешает герою выступать в роли антропоморфного персонажа. Он действует как человек, говорит и работает, имеет семью и тому подобное.

Таинственная царица Савская

В Африке всегда чтили царицу Савскую. О ней существует много легенд, описанных в книге «Кебра Негаст». Эта женщина считается родоначальницей династии эфиопских правителей.

Источник

Африканские сказки

В Африке насчитывают от 500 до 7000 народных и этнических групп. Такое разнообразие объясняется разностью распределений народов и их подразделений. Вероятнее всего численность народов и крупных этнических областей, объединяющих несколько близкородственных народов, колеблется от 1 до 2 тысяч.

Большинство народов Африки насчитывают по несколько тысяч или даже сотен человек и населяют 1—2 деревни.

Сколько лет прошло с тех пор Никто не знает. Одно только можно сказать с уверенностью, что описываемые события произошли в очень давние времена, еще задолго до того, как на эту землю пришли португальцы. И несмотря на то что множество прошедших лет заслонили собою главное действующее лицо, старинная.

Однажды султан услышал, что у одного бедняка есть красивая жена. Он тут же отправился и забрал ее себе. Когда бедняк вернулся жены дома не оказалось, а соседи сказали, что ее забрал султан. Бедняк задумался: что же теперь делать И решил: “Возьму-ка я барабан и начну бить в него, а когда люди спросят.

Прошло некоторое время, и Лев, как всем показалось, успокоился, стал забывать о Шакале. Он больше не искал его и никого о нем не расспрашивал. На самом же деле Лев решил хитростью заманить Шакала в свою пещеру. Лев притворился больным и немощным, будто вот-вот отдаст богу душу. Разнесся слух, что он.

Во времена прошедшие вождь брал множество яген. Одна забеременела. Был рожден бык. Приказал вождь: когда вот та родит, пусть посадят дитя на того быка. Имя быка было Бонгопа-Камагадхлела. Родилось дитя, было оно посажено на быка; оно сидело на нем; оно лежало там; оно не надевало одежд; подавалась пища.

Однажды звери собрались на Великий совет и сообща постановили, что отныне не будут пожирать друг друга, а будут жить в мире и дружбе. Льва они избрали своим владыкой. Затем выработали законы и определили наказания тем, кто нарушит эти законы. Лев устроил свою резиденцию в большом лесу, где жил в окружении.

Шли вместе однажды Волк и Лиса. Шли-шли и вдруг видят: впереди сад, ворота наглухо закрыты, а вокруг густая изгородь из колючего кустарника. А там, за изгородью,- множество деревьев и кустов с аппетитными плодами. И до того захотелось приятелям полакомиться, что у них даже слюнки потекли. Что делать.

Заболел лев царь зверей. Болеет день, другой, третий. Стали его навещать звери, приходили один за другим и желали скорейшего выздоровления. Побывали у него и слон, и тигр, и лиса, и обезьянка, и гиена, и даже ежик пожаловал. Пришел, поздоровался, поцеловал лапу хозяину леса, пожелал здоровья и долгой.

С того дня, как он остался без хвоста, Шакал не знал покоя. Страх не отпускал его ни днем ни ночью. Он понимал, сколь опасны угрозы Льва, и, не видя иного выхода, пошел за советом к древнему старцу. Тот выслушал его, обещал помочь и вручил росток фигового дерева. Шакал посадил росток в поле, и очень.

Давным-давно, когда еще не было луны, не было и смерти. Люди не умирали. Ведь с неба свисали цепи. Когда люди уставали от жизни, они взбирались по цепи на небо, выше облаков, и отдыхали там сколько хотели. Жил тогда кузнец по имени Фазого Ба Си, очень искусный в своем ремесле. Жизнью он не был доволен.

В культурно-этнографическими отношениями к территории Африки распадаются на 2 историческо-этнографические провинции — Североафриканскую и Тропическо-африканскую.

Основное занятие в Северной Африке — пашенное земледелие (в оазисах и долине Нила — поливное), садоводство и виноградарство, культивирование финиковой пальмы в оазисах, у части арабов (бедуинов) и берберов, как правило, в горных и полупустынных районах — кочевое и полукочевое скотоводство (верблюды), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы). Одежда — длинные широкие рубахи (галабея) с круглым воротом, сужающиеся к низу штаны, безрукавки, куртки, кафтаны, распашные плащи с укороченными рукавами или без рукавов. Традиции кочевников сохраняется в обычае сидеть, есть и спать на полу. Основная пища — каши, лепёшки, кислое молоко, кус-кус (варёные маленькие макароны из пшеничной крупы), мясо, жаренное на вертеле, и в виде фарша, рыба, пирожки, бобовые подливы, острые соусы, оливковое масло, сухофрукты и блюда на их основе, чай, кофе.

Жилище земледельцев: глинобитные или саманные постройки с плоской крышей, часто с террасами, выходят на внутренний двор, на улицу усадьба выходит глухой стеной. В странах Магриба распространён мавританский стиль городской архитектуры. На юго-востоке провинции живут нубийцы и кушитоязычные беджа.

Источник

Африканские мифические существа

Африка — огромный континент, где разместилось множество государств и ещё больше народностей. Территория Африки составляет четверть всей земной суши, её площадь в три раза больше площади Европы. У древнейших африканских легенд и мифов остались общие черты между собой, но, в силу разных природных условий, существуют и отличия между чудовищами, населяющими этот материк. Африка полна гиблых мест, куда до сих пор не ступала нога белого человека. Даже местные жители стараются порой их избегать, и причины этих опасений имеют весьма серьёзные основания. Чёрный континент как был загадкой, так ею и остался. Африка не спешит раскрывать свои секреты, которые хранят и заносимые песком пустынь египетские пирамиды, и непроходимые джунгли, и бескрайние саванны, и тайные общества колдунов. И никто не знает, будут ли они когда-нибудь открыты.

Демоница в мифологии Древнего Египта, совмещавшая в себе внешние черты самых опасных местных животных и поэтому выглядящая как гиппопотам с головой крокодила и львиными лапами и гривой. Считалось, что Амат принимает непосредственное участие в процедуре суда, вершимого над душами умерших, пожирая сердца грешников. Титулы Амат называются «Пожирательница мёртвых», «Пожирательница сердец» и «Большая смерть». Амат жила возле Весов Правосудия в Дуате, египетском подземном мире. В Зале Двух Истин бог Анубис взвешивал сердце умершего относительно пера Маат, богини истины и справедливости, изображаемой со страусовыми перьями в головном уборе. Если сердце перевешивало в сторону зла, Амат съедала его, и душе не было позволено продолжить свой путь в царство Осириса и вечной жизни. Как только Амат проглатывала сердце, душа становилась обречённой и никогда не могла обрести покоя, древние египтяне называли это событие «умереть во второй раз». По другим поверьям, Амат находилась возле огненного озера, поджидая грешные души, недостойные сердца которых будут брошены в огонь на вечное уничтожение. Амат никогда не поклонялись, поскольку она воплощала в себе все страхи древних египтян, угрожая их душам, если они не соблюдали принципы справедливости от богини Маат. Но Амат считала себя равной Осирису и, чтобы это доказать, стремилась выбраться в мир живых и поглотить души всех людей. Древнее предсказание гласит: чтобы Амат восстала и начала править миром, ей нужны души пяти грешников — людей, погрязших в злобе, зависти, жадности, гордыне и гневе. Для перехода в мир живых необходимы четыре артефакта, составляющие один предмет, — жезл Анубиса. Когда Амат выйдет на свободу, она принесёт бесконечную бурю. Амат станет могущественнее Осириса и будет править миром живых. Тогда творить благо станет грехом, а творить грехи станет благом. Все люди будут грешить, и у всех будут красные глаза грешника.

Читайте также:  Мультфильм лесные сказки зайка петя

Согласно фольклору народов бассейна реки Конго в Африке, мокеле-мбембе напоминает по описанию реально существовавших представителей инфраотряда динозавров зауроподов. С языка лингала это переводится как «тот, кто останавливает течение рек». Если верить легендам, распространённым в районе бассейна реки Конго, мокеле-мбембе является большим региональным травоядным животным. Говорят, что оно обитает в озере Теле и его окрестностях, предпочитая глубокую воду; также в местном фольклоре упоминается, что оно часто появляется на поворотах реки. Описания мокеле-мбембе нередко сильно отличаются. Некоторые легенды описывают его как имеющее слоноподобное тело животное с длинной шеей и хвостом и маленькой головой, — описание, которое позволило предположить, что существо может быть связано с вымершими зауроподами. В других случаях оно больше напоминает слонов, носорогов и других известных животных. Как правило, оно описывается как имеющее серо-коричневый цвет. В некоторых местах его описывают как дух, а не материальное существо из плоти и крови. Было проведено несколько экспедиций для доказательства реальности его существования, однако ни одна из них не завершилась успехом. Об этих поисках было написано несколько книг и сняты документальные телевизионные фильмы. Мокеле-мбембе и связанные с ним фольклорные истории также фигурировали в некоторых художественных произведениях и массовой культуре. Единственным свидетельством того, что оно может или могло быть реальным, является существование большого количества местного фольклора на эту тему и отдельные сообщения, поступавшие на протяжении значительного периода времени. Официальная наука не признаёт существования мокеле-мбембе, а скептики рассматривают сообщения о нём как ошибочные наблюдения крупных животных — слонов, носорогов, крокодилов или питонов.

Хищное растение, питающееся людьми или крупными животными. Известно из фольклора народов племён Центральной и Южной Америки, Южной Африки, островов Мадагаскар и Минданао. Опубликованные в XIX веке отчёты европейских путешественников о якобы реальных наблюдениях таких деревьев в малоизученных на тот момент регионах планеты стали темой газетных статей, очерков и целых книг, то есть городской легендой, образ растения-убийцы проник и в массовую культуру. Однако в филиппинском фольклоре действительно фигурирует дерево, которое будто бы ест людей, — дунак. Оно описывается как обладающее густыми зелёными листьями, и когда человек или животное оказываются рядом с ним, то дерево выбрасывает нечто вроде щупалец, похожих на гибкие ветки с шипами, чтобы захватить добычу. После этого оно оборачивает их вокруг жертвы, раздавливая и измельчая её тело, после чего поедает, или в другом варианте — вводит через них в тело жертвы размягчающий сок. Легенды о дунаке могут быть отражением чрезмерно преувеличенных рассказов о росянке, которая действительно может питаться насекомыми и даже мелкими млекопитающими, либо необычным переложением способа охоты некоторых живущих на деревьях змей, в частности питонов. Существуют сведения о южноафриканском дереве Умдглеби, которое с целью удобрения почвы рядом с собой убивает всё живое вокруг себя, включая людей, то ли угольной кислотой, то ли парами на её основе, однако ни один экземпляр этого якобы «крайне неприхотливого и повсеместно встречающегося дерева» так и не был найден учёными. Мадагаскар долгое время называли «землёй дерева-людоеда», однако наукой конкретно это явление подтверждено не было. Из реально существующих плотоядных растений наиболее крупным является эндемик острова Калимантан под названием Непентес Раджа, ловушки-кувшины которого имеют размер до 38 см и объём до 3,5 литров. Это растение иногда может захватывать даже небольших млекопитающих. На сегодняшний день нет сведений о существовании растения, которое могло бы питаться людьми.

Является так называемым андросфинксом — разновидностью сфинкса с головой человека, практически всегда мужчины, что отличало его от сфинксов с головой сокола (иеракосфинкс) и барана (криосфинкс). Хотя древнегреческие сфинксы также имели тело человека, они были с женской головой. Египетский сфинкс — символ Силы и Воли, направляемой кристально чистым разумом. Сфинкс есть начало и конец, первое и последнее слово посвящений. Из многочисленных погребальных обрядовых текстов известно, что египетский сфинкс считался «Священным Провожатым», сопровождавшим усопших фараонов на пути из «вчера» в «завтра». В текстах пирамид и Книге Мёртвых сфинкс именуется «Великим Богом, открывающим Врата земли». Сфинкса всегда изображали неприступным стражем. Его миссия подчёркивается многочисленными легендами о сфинксе, в которых говорится, что он наблюдает и прислушивается; кажется, что его уши настроены на звуки прошлого, а глаза пристально и внимательно смотрят в будущее. У того, кто пристально всматривается в сфинкса, со временем создаётся впечатление, что он отмечен исключительным величием, невероятным спокойствием и даже определённой мерой сострадания. Само слово «сфинкс» связано с концепцией «соединения» стихий — Земли, Воды, Огня и Воздуха.

Существо красно-чёрного цвета, похожее на птерозавра, неоднократно наблюдалось как местными жителями, так и европейскими исследователями в Анголе, Зимбабве, Демократической Республике Конго, Намибии, Танзании и Кении. Среди высказываемых версий происхождения: сохранившиеся до наших дней рамфоринхи, а останки птерозавров действительно часто находили в районе Африки, где был замечен конгамато; ошибочно принятые за монстра большие птицы (наиболее вероятный кандидат — большая птица седлоклювый ябиру) или большие летучие мыши. Некоторые люди приходили в больницы с большими глубокими ранами, утверждая, что они нанесены конгамато. Свидетельские показания говорят, что существо имеет зубы, кожистые крылья, клюв и когти. Некоторые учёные и исследователи показывали туземцам рисунки птерозавров, и туземцы, как говорят, приходили в ужас. Скептически настроенные по отношению к возможному существованию конгамато считают, что он является мистификацией или результатом неправильной идентификации огромной летучей мыши (крылана), большого аиста или птицы-носорога. Тем не менее, верящие в него считают, что зверь никогда не был пойман на плёнку, потому как живёт в густой растительности африканских болот, ввиду чего не существует способа получить его чёткую фотографию или тем более видеосъёмку. Кроме того, не так много людей знает о возможном существовании этого существа, а в регионе большинство жителей не имеют камер для съёмки. По одному из предположений, конгамато выныривает из воды и топит лодки, а не летает, его название на местном наречии означает «ломающий лодки», что позволяет предположить, что животное первоначально относилось к пресноводному скату.

Птица размером с человека с мощными крыльями, из кончиков которых вылетают молнии. Когда она хлопает крыльями, слышатся раскаты грома. Клюв импундулу кроваво-красного цвета, а перья — совершенно белые и контрастируют с ногами и клювом, однако в некоторых легендах говорится, что её тело покрыто перьями всех цветов радуги. Эту птицу почти невозможно уничтожить, её можно только сжечь, чтобы она вновь не возродилась. Импундулу питается человеческой кровью, удерживая жертву своими ужасающими когтями. Она почти постоянно испытывает нестерпимую жажду. Если птицы видят кровь, они приходят в бешенство и нападают на любого человека, оказавшегося поблизости. Молодые женщины — излюбленная добыча импундулу. Чтобы достичь своей цели, птица превращается в привлекательного юношу, который втирается в доверие к девушке, и она становится его легкой добычей. Если импундулу посчастливится, женщина станет его рабыней или даже превратится в ведьму. Импундулу, замаскированного в мужчину, может распознать наделённый особым даром человек, который по запаху чувствует ведьму или её прислужника, какой бы облик они ни приняли. Ведьмы и колдуны держат этих птиц в качестве слуг или помощников и посылают их на борьбу со своими врагами. Птиц, доказавших свою верность, ведьмы передают по наследству друг другу. Импундулу являются также распространителями болезней и инфекций. У некоторых местных лекарей имеется специальная волшебная мазь, якобы приготовленная из жира импундулу. На того, кто ею намажется, импундулу не нападает. Жители Южной Африки верят, что кровоизлияния и выкидыши у женщин происходят в результате колдовства импундулу.

Читайте также:  Сравнение сказки мамина сибиряка и одоевского с народными сказками заяц хваста и морозко

Вампир в легендах народов Ганы и Того. Адзе превращается в светлячка, но если его схватить, то он возвращает свой человеческий облик. Необыкновенно опасен и в виде человека, так как он жестоко атакует свою жертву, пожирая её органы, но его возможно победить с помощью талисмана. Превращаясь в светляков, адзе незаметно подлетают к спящим и высасывают их кровь, распространяя болезни, что служило объяснением всплесков эпидемии малярии. Самая желанная добыча для адзе — это маленькие дети. Адзе своим нападением мог превратить человека в ведьму или колдуна и полностью подчинить себе его личность.

Огромное земноводное из Либерии, напоминающее крокодила или варана, но гораздо крупнее — длиной от 7 до 9 метров и с более длинными конечностями. На спине три ряда зубцов, идущих вниз, мощный хвост и короткая морда со множеством больших зубов. Река, в которой, по слухам, обитают эти существа, течёт через обширные территории необитаемых джунглей. Туземцы говорят, что часто видят гбахали в основном в сезон дождей во время их переправы вверх по течению для поисков еды, что внушает всем ужас, поскольку гбахали нападают на людей. В настоящее время существование этого вида не подтверждено наукой, тогда как множество местных жителей утверждают, что не только видели гбахали, но и охотились на него и ели его мясо. Охотникам были показаны изображения постозуха — динозавра, жившего на территории современной Северной Америки в позднем триасе около 228—208 млн лет назад, и они уверенно опознали виденного ими гбахали.

Чудовище, обитающее в болотах Западной Африки, напоминающее дракона, с крокодильим туловищем, рогатой головой, похожей на лошадиную, и длинной, как у жирафа, шеей с характерным гребнем. Оно достигает огромных размеров — от 10 до 15 метров в длину. Существо, как сообщается, очень большое и очень опасное. Свидетели видели дракона только в ночное время, так как именно ночью он выбирается из своего логова и пожирает всё, что попадается на его пути. Когда дети ведут себя слишком уверенно и могут ослушаться родителей и пойти на болота, родители говорят им, что в этом случае будут съедены Нинки-нанка, что в переводе означает «дьявол-дракон». Легенды об этом существе никогда не были записаны в каком-либо виде аборигенами, но широко распространились в устном виде от племени к племени по всей Африке. Достаточно просто упомянуть имя нинки-нанка, чтобы посеять страх и панику среди местных жителей. Некоторые полагают, что водовороты в озёрах и реках вызваны драконами, что делает эти водоёмы священными. Аборигены опасаются даже днём приближаться к тем местам у реки или болоту, где нинки-нанка, по слухам, видели или слышали. Группа «охотников на драконов» из Центра аномальной зоологии отправилась в Гамбию летом 2006 года для расследования сообщений о нинки-нанка и получения показаний от тех, кто утверждал, что видел это мифическое существо. Один из респондентов, утверждавших, что сталкивался с нинки-нанка, сказал, что внешне это существо было похоже на китайского дракона. Экспедиция, известная как «Экспедиция в Гамбию 2006 года памяти Даунса», получила относительное внимание со стороны средств массовой информации. Никаких убедительных доказательств существования данного животного найдено не было.

Злой дух из Танзании, описываемый как карлик с единственным глазом во лбу, маленькими острыми ушами, крыльями и когтями летучей мыши, его название на суахили означает «крыло летучей мыши». Согласно верованиям, насилует спящих в своих кроватях мужчин, не зафиксировано ни одного факта насилия над женщинами или детьми. Присутствие часто невидимого попобавы может быть обнаружено по резкому запаху или клубам дыма. Иногда попобава видим каждому, кроме жертвы. По поверьям, это существо днём принимает человеческую форму, но с острыми, выдающими его, пальцами. После насилия попобава заставляет своих жертв рассказать всем о случившемся, в противном случае угрожая вернуться. Местом обитания этого карлика-циклопа является остров Занзибар. Впервые появился на соседнем с Занзибаром острове Пемба в 1972 году. О большом количестве нападений сообщалось в 1980-х, затем в 1995, 2000 и 2001 годах. В больницах Занзибара были зафиксированы многочисленные случаи переломов рёбер, ушибов и других повреждений, приписанные попобаве. Один психически неуравновешенный человек был насмерть зарублен после того, как признался, что это будто бы он был тем самым демоном. В те периоды, когда попобава терроризирует острова, мужчины многих семейств часто спят вместе перед домом, ища защиты в толпе и веря, что сон в кровати делает их уязвимыми. Некоторые исследователи паранормальных явлений сравнивают попобаву со средневековыми легендами о суккубах (женские духи) и инкубах (мужские духи). Скептики утверждают, что все происшествия — результат галлюцинаций во время «сна наяву». Сонный паралич, ощущение подвешенности вниз головой, изменчивое восприятие и столкновения с потусторонними существами часто объединяются в этом феномене.

Согласно легенде, грутслэнг — древнее, как сам окружающий мир, колоссального размера существо, обитающее в глубокой пещере на территории Рихтерсфельдского заповедника на северо-западе ЮАР в Северной Капской провинции. Как гласит легенда, боги по неопытности щедро наделили первое же созданное ими животное огромной силой и необыкновенным умом. Впоследствии, осознав свою ошибку, боги разделили его на отдельных существ, таким образом создав первые поколения слонов и змей. Но одна из изначальных частей чудовища сумела скрыться от богов и поселилась в пещере. По поверьям, грутслэнг пожирает слонов, заманивая их в своё тёмное логово. Пещера известна под названиями «чудо-дыра» или «бездонная яма». Предполагают, что эта пещера, расположенная в 60 км от Атлантического океана, имеет к нему подземный выход, и грутслэнг может покидать её и резвиться в солёной воде океана. По слухам, его обитель наполнена алмазами и другими драгоценными камнями, так как грутслэнг питает к ним слабость, и, несмотря на его кровожадность и вечный голод, незадачливый путник, попавший в пещеру, может выбраться из неё живым, выкупив свою свободу в обмен на самоцветы.

По верованиям пигмеев, обитающее в Центральной Африке животное размером с саванного слона, коричнево-серого цвета, с тяжёлым хвостом, очень похожее на носорога. Эмела-нтука ведёт полуводный образ жизни, так как травоядно и кормится водорослями и растениями с сочными листьями, растущими на берегу. По свидетельствам местных племён, эмела-нтука населяют болота, озёра и мелководье бассейна реки Конго в Республике Конго, Камеруне и Замбии. Пигмеи описывают звуки, издаваемые ими, как храп и рычание, с их языка его название переводится как «убийца слонов», а самого эмела-нтука люди боятся из-за его свирепого характера и необыкновенной силы. Происхождение его рога неизвестно — рог ли это, как у оленей, или бивень (зуб), как у индийского носорога или слона. Если рог имеет костную структуру, как у ископаемых земноводных, то это рептилия, имеющая много общего с цератопсом, тогда как у африканских носорогов рог состоит из кератина. Однако без образца для изучения любая попытка классифицировать эмела-нтука так же обречена на провал, как и само существование этих животных.

Дух воды в традиционных верованиях племён Камеруна. Это красивые девушки с длинными волосами, напоминающие европейских русалок. Дженгу живут в реках и морях и приносят удачу и счастье тем, кто им поклоняется. Они могут лечить болезни и выступать в качестве посредников между верующими в них и миром духов. По этой причине культ дженгу уже давно пользуется популярностью среди аборигенов, а в некоторых сообществах поклонение и жертвы дженгу являются также важной частью обряда посвящения во взрослую жизнь для девушек. Наблюдения европейских исследователей показывают, что культ дженгу был хорошо развит в начале XIX века. Ранние миссионеры потерпели совершенную неудачу в своих попытках его искоренения. Этот культ по-прежнему процветает на побережье Камеруна.

Согласно легенде, эти ведьмы подобны вампирам, но, в отличие от них, получают пропитание не от крови, а от дыхания человека, предварительно усевшись на нём верхом. У этих ведьм изначально нет кожи, поэтому они красного цвета от обнажившихся мышечных тканей. Чтобы быть менее заметными, они воруют кожу своих жертв и используют до тех пор, пока она не износится, как изнашивается одежда. Перед тем как оседлать свою жертву, они снимают свою оболочку. Когда ведьма определяет подходящего ей для питания человека, она старается получить доступ в его дом через небольшую трещину или яму. В то время как жертва погружена в глубокий сон и совершенно беспомощна, ведьма нависает над ней, высасывая дыхание. Ведьма обычно оставляет человека в живых, чтобы снова и снова использовать его для забора энергии. Однако если жертва сопротивляется и пытается бороться, то ведьма может содрать с неё кожу, оставляя человека страдать. После подпитывания человеческой энергией ведьма улетает, так как к рассвету она вновь должна надеть свою кожу, иначе она останется без неё навсегда. Человек, у которого похитили силы таким образом, ощущает себя смертельно усталым, нередка также одышка. По поверью, если разместить рядом со своей кроватью метлу, то это предотвратит нападение ведьмы. Ведьма отвлечётся и будет посчитывать количество прутиков в метле до самого рассвета.

Читайте также:  Урок литературного чтения 3 класс докучные сказки школа россии

Животное с головой зайца, человеческими ушами, худым как скелет телом, передними лапами барсука и задними ногами медведя. Ромпо питается исключительно человеческими трупами и, по утверждениям очевидцев, негромко мурчит во время своей отвратительной трапезы. Рассказы о нём можно было услышать не только в Африке, но и даже в Индии. На создание легенд о ромпо, возможно, повлияли свидетельства людей, видевших дикобразов.

Великаны-людоеды Южной Африки, живущие в пустыне Калахари. Они похожи на людей, за исключением огромных рук и ступней и больших острых, как у медведя, клыков. Они опасны, но их можно победить, так как они глупы и их глаза расположены на пятках. Чтобы видеть, им приходится облокачиваться на локти и спину и поднимать ноги для обзора.

В шумеро-аккадской мифологии дух-хранитель человека, выражающий его индивидуальность. В сугубо мужской форме именовался шеду (по-аккадски) и алад (по-шумерски), в нейтральной (которая могла быть и женской) — ламмаасу (по-аккадски) и лама (по-шумерски). В искусстве изображался в виде существа с телом быка или льва, с орлиными крыльями и человеческой головой. Мотив крылатого животного с головой человека характерен для древнего искусства всего Ближнего Востока; впервые он встречается в находках начала III тысячелетия до н. э. В новоассирийскую эпоху шеду получил повсеместное распространение по всей Ассирии: фигуры «человекобыка» охраняли все значительные государственные сооружения и въезды в города. Изваяния грозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими глазами имели магическую охранную функцию.

Существо, изображённое на воротах Иштар в Вавилоне, напоминающее дракона или грифона. Сирруш имеет рогатую змеиную голову и чешуйчатое тело змеи, львиные передние и орлиные задние ноги. Вместе с мотыгой и лопатой являлся одним из символов бога Мардука. Немецкий археолог Роберт Колдевей, нашедший ворота Иштар, был уверен в том, что сирруши реально существовали. Он утверждал, что по единообразию своей физиологической концепции сирруш значительно превосходит все остальные фантастические существа. Это, а также то, что сирруши были изображены рядом с реальными животными (львами и турами), по мнению Колдевея, доказывало, что вавилоняне были знакомы с этим существом. Есть предположение, что вавилоняне могли скопировать внешний вид сирруша с останков доисторических ящеров. По другой версии, сирруш отдалённо напоминает варанов, которые могли быть известны всем вавилонцам.

Пожиратель душ из Гамбии, напоминающий сову ростом с человека, но иногда передвигающийся на четвереньках, на задних и передних конечностях – острые хватательные когти. В племени бамбара кикияону приписывают два крыла, размах которых достигает 6,5 метров, на суставах которых имеются когтеобразные шпоры. По некоторым описаниям, кикияон покрыт зеленовато-серой шерстью и имеет короткий хвост с кисточкой. Запах, испускаемый кикияоном, напоминает местным жителям запах разлагающейся мёртвой змеи. Звуки, издаваемые кикияоном, похожи на стоны при удушье либо глубокогортанный клёкот. Кикияон – обитатель самых тёмных джунглей. Он редко покидает дремучую глушь и нападает на запоздалых путников из засады сзади, догоняя жертву, или пикирует сверху. Однако нападению всегда предшествует леденящий душу стон. Местные жители утверждают, что кикияон с лёгкостью преодолевает грань между реальностью и сном. При этом в обеих ипостасях не менее опасен. Видевшие кикияона люди впоследствии медленно чахли от болезней, если не умирали от шока сразу.

Вампир и людоед, известный в Южной Гане, Кот-д’Ивуаре и Того. Обладает железными зубами и железными когтями на ногах. Живёт на деревьях, атакуя сверху. У асанбосамов большие налитые кровью глаза, длинные ноги, которыми он ловко цепляется за ветви деревьев. Он любит сидеть высоко в кроне дерева, качая ногами и сбивая с толку растерянного охотника.

Очень крупный ящер, якобы живущий в бассейне реки Конго, тёмно-красного цвета с полосками по всему телу, похожий на тираннозавра — двуногого хищного ящера позднего мелового периода. Касаи рекс достигает длины 12 м, как тираннозавр Северной Америки. Все свидетели видели касаи рекса на охоте или за поеданием носорога. Кандидатами на правду о касаи рексе выступают не только доисторические тираннозавры, но и их близкие родственники тарбозавры, а также аллозавры и мегалозавры. Критики сплетен о выжившем динозавре, якобы водящимся в бассейне реки Конго, приводят в пользу скепсиса один весомый аргумент — у чудовища нет названия на языке местных жителей. Поэтому, скорее всего, касаи рекс — это плод воображения белых колонизаторов и их страха перед непознанными опасностями Африки.

Призрак из фольклора ряда народов Центральной Африки, представляющий собой беспокойный дух умершего. Согласно легендам, обамбо подолгу обитает в кустах, но в конце концов устаёт от этого и является какому-либо живому близкому родственнику с просьбой построить для него дом рядом с собственным домом родственника. В ночь после появления призрака деревенские женщины собирались для пения и танцев, а на следующий день жители деревни посещали могилу умершего и делали грубый идол. Затем они возводили небольшую хижину рядом с домом человека, которого посетил обамбо. В эту хижину помещали носилки, на которых умершего «несли» из могилы в хижину, а также часть праха из могилы. Затем на входную дверь накидывалась белая ткань. Словом обамбо также называют дух любого мёртвого, который умер в кустах и не имеет могилы.

Животное с телом льва или леопарда и змеиной шеей, изображаемое на древнеегипетских, месопотамских и эламитских артефактах. Как и другие древние народы, египтяне известны своим умением точно изображать существ, которых они наблюдают. Двойственная природа этого существа — небесная и хтоническая — показаны на палетках путем размещения его фигур в форме кольца, образованного сплетением змеевидных шей. Львица играла важную роль в религиозных течениях как Верхнего, так и Нижнего Египта, и представлялась в качестве животного, связанного с защитой царской династии. А длинные шеи серпопардов могут быть простым преувеличением, используемого в качестве особенности оформления художественного мотива. Есть и интересные мнения, отождествляющие серпопарда с зауроподом. В Месопотамии использование этих «змеешеих львов» и других гибридных животных являлось проявлением хтонических существ, изначально олицетворявших собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т. д.

Персонаж мифологии и фольклора ряда народов Западной Африки, а также фольклорной традиции народов-потомков африканцев на Антильских островах. Ананси выступает как культурный герой (демиург), чьё имя означает «паук» на языке ашанти. С ним связывают появление солнца, дождя, происхождение мудрости и сказок. Иногда Ананси выступает как одна из ипостасей бога неба Ньяме, в некоторых мифах Ананси — сын Бога неба. Нередко Ананси выполняет какие-то задачи по требованию бога. Образ Ананси хотя и является зооморфным (паучье подобие), но часто он выступает как антропоморфный персонаж — говорит и действует как человек, имеет семью и тому подобное. Чаще всего Ананси — плут и хитрец, который находится вне зла и добра, осуществляя свои козни ради самой хитрости, но иногда и он бывает обманут более сообразительным соперником. Ананси занимает важное место в западноафриканском фольклоре. У ашанти существует пословица «Нет сказки без Ананси». Вокруг образа Ананси группируются целые циклы рассказов, в которых кроме него действуют также члены его семьи, а также верховный бог Ньяме, различные звери и люди. По форме и содержанию истории о Ананси очень разные: мифы, этиологические сказки о животных и волшебные сказки, притчи, шутки, остроты и даже бытовые рассказы. Из фольклора потомков аканов, завезённых в Америку, образ Ананси перешёл в фольклор многочисленных выходцев из Африки. Образ Ананси часто эксплуатируется в современной популярной культуре.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал