Сказки малых народов россии для детей

Содержание

Сказки народов России

В книге собраны сказки 34 народов России. Из них можно узнать о быте, образе жизни каждого народа. Сказки прославляют ум, честность, смекалку, трудолюбие, героизм, товарищескую взаимопомощь.

В конце книги помещена этнографическая справка о каждом народе.

СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК 1

КАРЕЛЬСКИЕ СКАЗКИ 7

НЕНЕЦКИЕ СКАЗКИ 10

МОРДОВСКИЕ СКАЗКИ 14

ТАТАРСКИЕ СКАЗКИ 16

КАЛМЫЦКИЕ СКАЗКИ 18

АДЫГЕЙСКИЕ СКАЗКИ 20

НОГАЙСКИЕ СКАЗКИ 21

КАБАРДИНСКИЕ СКАЗКИ 22

БАЛКАРСКИЕ СКАЗКИ 24

ОСЕТИНСКИЕ СКАЗКИ 25

ЧЕЧЕНСКИЕ СКАЗКИ 26

ИНГУШСКАЯ СКАЗКА 27

АВАРСКИЕ СКАЗКИ 29

МАНСИЙСКИЕ СКАЗКИ 30

НГАНАСАНСКИЕ СКАЗКИ 31

СЕЛЬКУПСКИЕ СКАЗКИ 34

ТУВИНСКИЕ СКАЗКИ 37

ТОФАЛАРСКИЕ СКАЗКИ 42

ЭВЕНКИЙСКИЕ СКАЗКИ 43

БУРЯТСКИЕ СКАЗКИ 46

ЯКУТСКИЕ СКАЗКИ 49

ЮКАГИРСКИЕ СКАЗКИ 51

ОРОЧСКИЕ СКАЗКИ 53

НИВХСКИЕ СКАЗКИ 55

ИТЕЛЬМЕНСКИЕ СКАЗКИ 56

КЕРЕКСКИЕ СКАЗКИ 58

КОРЯКСКИЕ СКАЗКИ 61

ЧУКОТСКИЕ СКАЗКИ 63

ЭСКИМОССКИЕ СКАЗКИ 64

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА 66

«Сказки народов России»

СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК

Скажи народов России… А сколько в России народов?

Только в Российской Федерации, самой большой из наших союзных республик, живёт более 80 народов и народностей.

Обратим внимание, например, на то, как «населены» сказки. Сравним эвенкийскую «Парень-сирота» и чеченскую «Великие шейхи». В северной сказке парня-сироту преследуют людоеды, а он, принимая образы разных животных, убегает. Какое долгое бегство по бескрайним и безлюдным просторам! И наоборот, как густо населена южная земля, какое огромное количество людей присутствует в сатирической сказке о «великих» шейхах!

Героем сказки может быть и царь, но если он не противник героя, то это условный, сказочный царь, ничего общего не имеющий с реальным самодержцем. Чаще всего это дань сказочной традиции. Характерна балкарская поговорка: «Нет сказки без хана». При этом история балкарского народа не знает ханов.

Особый интерес представляют наиболее архаичные, то есть древние сказки народов Севера. Мораль тех времён не всегда совместима с нашей сегодняшней моралью, и нас не могут не отталкивать жестокие поступки некоторых героев. Но сказки и тех отдалённых времён донесли до нас образцы высокого гуманизма. Так, в нганасанской сказке «Силач Сангуды» здоровое народное сознание не приемлет войны, бессмысленного уничтожения. Герой говорит: «Зачем слабым людям воевать? Зачем им умирать?» Он предлагает сразиться двум богатырям, пусть их поединок решит исход войны. Народ порицает и высмеивает войну. Поэтому поединку предшествует состязание: кто из богатырей больше съест мяса.

Источник

Сказки малых народов россии для детей

Спасибо, что вы выбрали сайт ThankYou.ru для загрузки лицензионного контента. Спасибо, что вы используете наш способ поддержки людей, которые вас вдохновляют. Не забывайте: чем чаще вы нажимаете кнопку «Благодарю», тем больше прекрасных произведений появляется на свет!

СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК

Скажи народов России… А сколько в России народов?

Только в Российской Федерации, самой большой из наших союзных республик, живёт более 80 народов[1] и народностей.

И у каждого народа своя история, свои обычаи, своя древняя культура. До Великого Октября, который объединил все народы нашей страны в единую семью, они стояли на самых разных ступенях развития. Одни могли гордиться многовековой письменностью, шедеврами мировой литературы, у других — на далёких окраинах России — не было даже письменности. Но у всех был фольклор — устное народное творчество. У всех народов были сказки — их любили во все времена, любят их и сегодня, любят одинаково и взрослые и дети.

Многое можно узнать из сказок. В них отражается дух народа, его быт, образ жизни, национальный характер. Сюжет может быть сколько угодно фантастическим, но детали повествования всегда реальные, точные, соответствующие той земле, где живёт сказка, соответствующие культуре народа — её творца. Историкам и этнографам удаётся по фольклорным материалам — по сказкам, эпосу — восстановить картины далёких времён.

Обратим внимание, например, на то, как «населены» сказки. Сравним эвенкийскую «Парень-сирота» и чеченскую «Великие шейхи». В северной сказке парня-сироту преследуют людоеды, а он, принимая образы разных животных, убегает. Какое долгое бегство по бескрайним и безлюдным просторам! И наоборот, как густо населена южная земля, какое огромное количество людей присутствует в сатирической сказке о «великих» шейхах!

А возьмём такую подробность, как еда. В привычных нам сказках (русских и западных) само собой разумеется, что герои едят, об этом специально не говорится, кроме тем случаев, когда еда является чем-то значащим в сюжете (царский пир, например, или богатырская трапеза, когда в один присест съедается бык). Иван-царевич странствует по земле, совершает свои подвиги, и сказителя мало заботит, чем он питается. Сказки народов Севера отражают другой образ жизни. Там человек жил в окружении суровой природы, в постоянной борьбе за существование. Охота была сопряжена со смертельным риском, а жизнь людей зависела от удачной охоты. Поэтому-то эскимосский сказитель не забывает о еде. «Когда поели, легли спать. Проснулись — опять стали есть». В другой сказке говорится предельно сжато: «Ели. Жили».

В наиболее древних сказках запечатлены мифологические представления народов о происхождении и строении мира. У всех народов существовала вера в загробную жизнь, в бессмертие души. По представлениям большинства народов, мир делился на верхний, в котором живут боги, небожители, средний мир — землю, где живут люди, и нижний мир, подземный (а также подводный). Все эти миры существенно друг от друга не отличались. Так, небожители в тувинской сказке обитают в юртах и пьют чай с лепёшками. Иван-царевич, попав в подводный мир, должен выполнить крестьянскую работу: выкорчевать пни, поднять целину, вырастить хлеб… Человек создавал богов по своему образу и подобию, создавал и потусторонние миры по образу и подобию своего мира. А свой мир населял фантастическими существами, олицетворявшими непонятные, часто враждебные силы природы. Злые духи существуют в сказках всех народов, они обычно очень страшны на вид, человекоподобны, но человеческий облик их искажён. Это, например, великан, покрытый шерстью, обладающий огромной силой, как гарбаш в ингушской сказке или одноглазый мус в калмыцкой. Народная фантазия стремится сделать их ещё более страшными, непонятными, и вот перед нами баруси из нганасанской сказки: он одноногий, однорукий, одноглазый. Абаасы из якутской сказки — восьминогий, а единственная кручёная рука растёт у него из груди. Ещё страшней Гуин-падчах из чеченской сказки: у этого лешего из груди торчит широкий топор, и леший наваливается грудью на спящего в лесу человека. Но какими бы страшными и сильными ни были разнообразные чудовища, великаны, лешие, — человек в сказке всегда их побеждает своим умом, смекалкой, и, кроме того, герою помогают животные, которые платят ему добром за добро.

Читайте также:  Голосовым сообщением сказки на ночь

Учёные давно обратили внимание на подобие сюжетов в сказках разных народов, живущих друг от друга очень далеко. Это объясняется не только взаимным влиянием, но и сходным историческим развитием разных народов. Основные сказочные сюжеты интернациональны: борьба героя с многоголовым змеем (драконом), встреча мальчика с великаном людоедом, мачеха и падчерица (Золушка), но сами сказки всегда национальны, наполнены многочисленными деталями быта того народа, той земли, где живёт сказка. Сравним две сказки этой книги: калмыцкую — «Великий хан и драгоценные его друзья» и орочскую — «Красавица и злая Пэгэликту». На первый взгляд как мало в них общего! Но если отбросить подробности, оказывается, что в основе лежит один и тот же сюжет: герой изгоняет оклеветанную жену. Нас же интересует не столько этот часто встречающийся сюжет, сколько именно подробности, воссоздающие картину жизни народа.

Пока говорилось о познавательной стороне сказки, об этнографической информации, которая в ней заключена. Но это лишь малая доля её полезного груза, главное в ней — идейное наполнение: высокая нравственность, патриотизм, гуманизм, доброта. Сказки прославляют верность и честность, доблесть, стойкость, героизм, стремление служить народу. Герой волшебной сказки всегда добр, великодушен. Он не только спасает животных, которые потом помогают ему победить злую силу, он даже способен расположить злую силу к себе, как это делает Иван-царевич при встрече с Бабой-Ягой («Василиса Премудрая и морской царь»). Симпатии народа всегда на стороне обездоленного. Героем волшебной сказки обычно выступает бедняк, человек притесняемый другими: парень-сирота, падчерица, младший брат, который слывёт у старших дурачком. Народ верит в победу добра, и его герои всегда выходят победителями в поединке со злой силой, побеждают они и угнетателей, сами порой становятся царями, ханами. Так наивно воплощал народ вековечную мечту о справедливости.

Героем сказки может быть и царь, но если он не противник героя, то это условный, сказочный царь, ничего общего не имеющий с реальным самодержцем. Чаще всего это дань сказочной традиции. Характерна балкарская поговорка: «Нет сказки без хана». При этом история балкарского народа не знает ханов.

Особый интерес представляют наиболее архаичные, то есть древние сказки народов Севера. Мораль тех времён не всегда совместима с нашей сегодняшней моралью, и нас не могут не отталкивать жестокие поступки некоторых героев. Но сказки и тех отдалённых времён донесли до нас образцы высокого гуманизма. Так, в нганасанской сказке «Силач Сангуды» здоровое народное сознание не приемлет войны, бессмысленного уничтожения. Герой говорит: «Зачем слабым людям воевать? Зачем им умирать?» Он предлагает сразиться двум богатырям, пусть их поединок решит исход войны. Народ порицает и высмеивает войну. Поэтому поединку предшествует состязание: кто из богатырей больше съест мяса.

Источник

Удивительные сказки народов России

С казки любят и дети, и взрослые. Они завораживают сюжетами, погружают в мир волшебства, там добро побеждает зло, а в героях пробуждаются лучшие качества. Сказки малочисленных народов России не совсем привычны для восприятия читателя. Эти истории звучат эмоционально, сопровождаются различными звуками и напевами и обязательно разгоняют грусть-тоску. Действительно, с такими историями не то что заскучать, умереть спокойно не дадут (см. сказки брянского Подесенья).

Страшные сказки о животных, горных и таежных демонах рассказывают тубалары — малочисленный тюркоязычный народ, живущий в Республике Алтай. Тубалары рассказывают сказки во время охоты или охотничьего обряда с непременным жертвоприношением. Захватывающей историей они задабривают духа — хозяина Алтая, чтобы получить в награду добычу. Также дети и взрослые обязательно слушают сказки зимними вечерами, закрывшись дома, потому что верят, что это защитит их от нечисти и поможет установить мировой порядок. Говорят, что тубалар-сказитель, рассказывая сказки, контактирует с мифологическими персонажами, населяющими разные миры: сказочными героями, чудовищами и духами.

Дюрымы («быль, рассказы») и ситабы (героические, мифологические и сказочные сказания) звучат у нганасан — одного из самых северных народов Евразии, живущего в Таймырском районе Красноярского края. В дюрымах патетично описываются исторические события, а в ситабах сказители сочетают не только речь и пение, но и демонстрируют свои актерские способности. Помните игру «Крокодил»? Ситабы иллюстрируют действия всех персонажей эмоциональной, выразительной мимикой, жестикуляцией и пантомимой. Повествование длится несколько вечеров подряд с перерывами на сон и еду.

В брянском Подесенье (район в Брянской области) пожилые мужчины и женщины рассказывают сказочные предания на деревенских собраниях и во время похоронных обрядов. Считается, что покойнику нужно рассказывать такие сказки, в которых есть образы загробного мира. А сидящие рядом родственники — «чтобы не бояться» — должны шевелить его руки и ноги.

Большинство сказочных преданий в брянском Подесенье — местные варианты русских народных сказок. Их собирал и публиковал исследователь русского фольклора Александр Афанасьев. Самые известные в народном исполнении — это сказка «Про Ивана Бездольного» и сказка про Золушку («Казка пра Золнушуку»). Некоторые из них содержат обсценную лексику и не подходят для детей школьного возраста.

Источник

Сказки малых народов россии для детей

Ава́ры (греч. Άβαροι, Ουαρχωννιται; лат. Avari; др.-рус. О́бры) — кочевой народ центрально-азиатского происхождения, переселившийся в VI веке в Центральную Европу и создавший там государство Аварский каганат (VI—IX вв.).

Адыгейские сказки

Адыги (самоназвание — адыгэ) — народ в России и за рубежом, коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи — собирательный термин западно-адыгских субэтносов.

Читайте также:  Докучные сказки своими словами

Алеутские сказки

Алеу́ты (самоназвание — унаңан / unangan) — коренное население Алеутских островов. Большая часть живёт в США (Аляска), часть в России (Камчатский край).

Балкарские сказки

Балка́рцы (карач.-балк. таулула — дословно: «горцы») — тюркоязычный народ на Северном Кавказе, коренное население Кабардино-Балкарии, населяющее в основном её горные и предгорные (т. н. Балкария) районы в верховьях рек Хазнидон, Черек-Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы), Чегем (чегемцы), Баксан (баксанцы или в прошлом — урусбиевцы) и Малка. Фактически балкарцы составляют единый с карачаевцами народ, разделенный административно на две части. Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке половецко-кыпчакской группы тюркской семьи. Диалектные различия незначительны.

Башкирские сказки

Башки́ры (башк. башҡорттар) — тюркоязычный народ, проживающий на территории Республики Башкортостан и одноимённой исторической области. Автохтонный (коренной) народ Южного Урала и Приуралья. Численность в мире — около 2 миллионов человек. В России по данным Всероссийской переписи населения 2010 года проживает 1 584 554 башкир. Национальный язык — башкирский. Традиционная религия — ислам суннитского толка ханафитского мазхаба.

Бурятские сказки

Буря́ты (Буря́т-монго́лы; самоназвание буряадууд) — народ в России, Монголии и КНР. Буряты подразделяются на ряд субэтносов — булагаты, эхириты, хоринцы, хонгодоры, селенгинские буряты (сартулы, цонголы, табангуты), хамниганы, а также по территориальному признаку, т.е. западных, восточных, шэнэхэнских. Бурятов, живущих в Восточной части Бурятии и Забайкальском крае, называют восточными.

Долганские сказки

Долга́ны (самоназвание — долган, тыа-кихи, саха) — тюркоязычный народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.). Верующие — православные.

Ингушские сказки

Ингуши́ (самоназвание — ингуш. ГIалгIай — мн.число, ГIалгIа — ед.число) — вайнахский народ на Северном Кавказе. Говорят на ингушском языке нахской группы северокавказской семьи, письменность на основе кириллицы.

Ительменские сказки

Ительме́ны (ительмен. — ительмень, итэмэн) — одна из коренных народностей полуострова Камчатка. Язык — ительменский. Название является русской адаптацией этнонима «итэнмэн» («сущий», «живущий здесь»).

Кабардинские сказки

Кабарди́нцы (кабард.-черк. адыгэ) — субэтнос адыгов, коренное население Кабардино-Балкарии, также проживают в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Северной Осетии. В Кабардино-Балкарской республике составляют 45,3 % населения. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы.

Калмыцкие сказки

Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) — западномонгольский (ойратский) народ, живущий главным образом в Республике Калмыкия — субъекте Российской Федерации. Разговаривают на калмыцком и русском языках. Являются потомками ойратских племён, мигрировавших в конце XVI — начале XVII веков из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий. Численность современных калмыков в России — 183 372 человек (Всероссийская перепись 2010 года), имеются также небольшие диаспоры за границей. Основная религия среди верующих калмыков — тибетский буддизм школы Гелуг.

Карельские сказки

Каре́лы (общее самоназвание — карел. karjalaizet) — финно-угорский народ, проживают в основном в России: в Республике Карелия, Ленинградской области, Тверской области и в восточной Финляндии.

Керекские сказки

Кере́ки (самоназвания анкалгакку — «приморские люди», аракыкку — от чук. кэрэкит) — один из палеоазиатских народов России. По переписи 2010 года кереками себя записали 4 чел. (в 2002 году — 8 человек). В 1959 году насчитывали около 100 чел. В XX столетии жили в населённых пунктах Беринговского района Чукотского автономного округа (Мейныпильгыно, Хатырка, Беринговский). Проживали в нескольких посёлках отдельными семьями смешанно с чукчами, подверглись ассимиляции с их стороны.

Кетские сказки

Ке́ты (самоназвание кето, кет — «человек», мн. ч. денг — «люди», «народ»; ранее применялись этнонимы остяки, енисейские остяки, енисейцы) — малочисленный коренной народ Сибири, живущий на севере Красноярского края. Используют кетский язык, который относится к группе енисейских языков.

Корякские сказки

Коря́ки (нымыланы, чавчувены, алюторцы) — народ, коренное население северной части полуострова Камчатка. В настоящее время компактно проживают в Камчатском крае, Магаданской области и Чукотском автономном округе России.

Мансийские сказки

Ма́нси (манс. меньдси, моансь; устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Ближайшие родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык.

Мордовские сказки

Мордва́ — финно-угорский народ, который делится на два субэтноса — мокша и эрзя. Самоназвание мокшан мокш. мокшет, эрзян — эрз. эрзят. Говорят на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе. Этнографические группы: эрзян — шокша, мокшан — каратаи. Проживают в Российской Федерации, около трети — в Мордовии, а также в сопредельных областях — Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской. Относятся к коренному населению Центральной России. Верующие — в основном православные, есть также приверженцы народной религии (традиционная религия мокшан — мокшень кой), лютеране и молокане.

Нанайские сказки

Нана́йцы (нанайск. нанай, нани; кит. 赫哲族; устаревшее гольды) — коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае.

Нганасанские сказки

Нганаса́ны (нган. нгана́саны́ — «люди», самоназвание няа, ня — «товарищ») — самодийский народ в Сибири. Термин нганасан (от нанаса, нанасан — человек) был введён cоветскими лингвистами в 1930-е годы как ошибочное обобщение известного многим народам Севера употребления слова со значением «человек» в качестве эндоэтнонима.

Негидальские сказки

Негидальцы (от негидал. ңегидал — «береговой», «прибрежный», самоназвание: элькан бэйэнин — местные люди; амгун бэйэнин — люди реки Амгунь) — малочисленный тунгусо-маньчжурский народ в Приамурье.

Ненецкие сказки

Не́нцы (ненец. ненэй ненэче, хасово, нещанг; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.

Нивхские сказки

Ни́вхи (нивх. нивах, нивух, нивхгу, ньигвнгун; устар. гиляки) — малочисленная народность на территории Российской Федерации. Самоназвания: нивх — «человек», нивхгу — «люди».

Ногайские сказки

Нога́йцы (самоназвание — ногай [noɣaj], мн.ч. — ногайлар [noɣajlar]) — тюркоязычный народ на Северном Кавказе. Численность в РФ — 103,7 тыс. чел. (2010).

Орокские сказки

Оро́ки (самоназвание: ульта́, уйльта, на́ни) — тунгусо-маньчжурский народ, один из коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Читайте также:  Милый рассказ о любви короткий

Орочские сказки

О́рочи (самоназвание орочисэл, ороч, а также нани (утраченное, старое самоназвание, заимствовано от амурских нанайцев: «на» — земля, «ни» — человек, перевод — «местный житель»; обычно именовали себя по местам проживания, по родовой принадлежности)) — народ в России.

Осетинские сказки

Осети́ны (иронск. ир, ирӕттӕ, ирон адӕм, дигор. дигорӕ, дигорæнттæ; др.-рус. яси, ед.ч. ясинъ, яс) — народ, живущий на Кавказе, потомки алан, основное население Осетии: республик Северная Осетия — Алания и Южная Осетия. Живут также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков; осетины в основном двуязычны (двуязычие — осетинско-русское, реже — осетинско-грузинское или осетинско-турецкое). Общая численность в мире — до 700 тыс. человек, из них в России — 528,5 тыс. (по переписи 2010)

Саамские сказки

Саа́мы (саа́ми, лопари́, лапла́ндцы; самоназвание — кильд. са̄мь, с.-саамск. sámit, sampelaš; фин. Saamelaiset, нюнорск Samar, швед. Samer) — малочисленный финно-угорский народ; коренной народ Северной Европы. Скандинавы и русские называли их «лопари», «лопляне» или «лопь», от этого наименования происходит название Лапландия (Лаппония, Лаппоника), то есть «земля лопарей». Область знаний, сферой изучения которой является этнография, история, культура и языки саамов, называется «лопаристикой», или «лапонистикой».

Селькупские сказки

Сельку́пы (селькуп. сёльӄуп, суссе ӄум, чумыль-ӄуп, шельӄуп, шешӄум; устаревшее — остяки-самоеды) — народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930-х их называли остя́ко-самое́дами.

Сказки Коми

Респу́блика Ко́ми (коми Коми Республика) — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Западного федерального округа. Ко́ми — группа народов, проживающих на севере Российской Федерации: коми-зыряне (часто просто ко́ми), коми-ижемцы, коми-пермяки, коми-язьвинцы.

Татарские сказки

Тата́ры (самоназвание — тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar) — тюркоязычный народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке.

Тофаларские сказки

Тофала́ры (ранее их называли — карагасы, самоназвание — тоъфа, тофа, топа, тоха, тыва, что значит «человек») — коренной малочисленный народ России в Восточной Сибири.

Тувинские сказки

Туви́нцы (самоназвание — тыва, множ. число — тывалар; устар. названия: сойоты, сойоны, урянхайцы, танну-тувинцы, таннутувинцы) — народ, основное население Тувы (Тывы). Говорят на тувинском языке, входящем в саянскую группу тюркских языков. Верующие — буддисты; сохраняются также традиционные культы (шаманизм).

Удэгейские сказки

Удэге́йцы — один из коренных малочисленных народов Дальнего Востока, антропологически относятся к байкальскому типу монголоидов. Язык — удэгейский, относящийся к амурской группе тунгусо-маньчжурских языков, наиболее схож с орочским, практически вытеснен русским языком.

Ульчские сказки

Ульчи (самоназвание — нани, ульча — «местные жители» (общее для ряда народов Приамурья), устаревшее: мангуны, ольчи). С 1926 года принято официальное название ульчи.

Хантыйские сказки

Ха́нты (самоназвание — ханти, хандэ, кантэк, устар. остяки́) — коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири. Самоназвание ханты означает люди.

Чеченские сказки

Чече́нцы (самоназв. но́хчий) — северокавказский народ, проживающий на Северном Кавказе, основное население Чечни. Исторически также проживают в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском районах Дагестана, Сунженском и Малгобекском районах, Ингушетии, Ахметском районе Грузии. Общая численность чеченцев во всём мире — 1 550 000. Антропологически относятся к Кавкасионскому типу Европеоидной расы.

Чукотские сказки

Чу́кчи, или луораветланы (самоназвание — ԓыгъоравэтԓьэт, оравэтԓьэт), — немногочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюй. Численность по данным Всероссийской переписи населения 2002 года — 15767 человек, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года — 15908 человек.

Эвенкийские сказки

Эвенки (самоназвание — эвенкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году, старое название — тунгусы) — коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь). Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны. Язык — эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры.

Эвенские сказки

Эве́ны (эвенск. эвен, устар. ламуты; муж.род — эвен, жен.род — эвенка) — сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам.

Энецкие сказки

Энцы (самоназвание эньчо, могади, пэбай, устаревшее енисейские самоеды) — малочисленная самодийская народность численностью менее 300 человек. Верующие — православные, сохраняются традиционные верования. По языку и культуре близки нганасанам и ненцам.

Эскимосские сказки

Эскимо́сы (эскимос. ᐃᓄᐃᑦ) — народ, составляющий коренное население территории от Гренландии и Нунавута (Канада) до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия). Численность — около 170 тыс. человек. Языки относятся к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи. Антропологи считают, что эскимосы — монголоиды арктического типа (арктическая раса). Их основное самоназвание — «инуи́ты». Слово «эскимос» (эскиманциг — «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен абенаков и атабасков. Из названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.

Юкагирские сказки

Юкаги́ры (самоназвание деткиль, одул, ваду, алаи) — восточно-сибирский народ. Относятся к древнейшему (аборигенному) населению северо-восточной Сибири. Происхождение именования «юкагир» точно не установлено, возможно, было дано этому народу русскими, вероятно, через посредство эвенков (тунгусов) и в XX веке закрепилось как официальное наименование. Традиционные занятия — рыболовство (с помощью невода), охота на диких оленей, ездовое собаководство.

Якутские сказки

Яку́ты (среди местного населения распространено произношение — якуты́, самоназвание — якут. саха́; якут. сахалар) — тюркский народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. Много монголизмов (примерно 30 % слов монгольского происхождения), также имеется около 10 % слов неизвестного происхождения, в более позднее время присоединились русизмы. Около 94 % якутов генетически относятся к гаплогруппе N1c1. Общий предок всех якутских N1c1 жил 1300 лет назад. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 478,1 тыс. якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тыс.), а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются наиболее многочисленным (49,9 % населения) народом в Якутии (второй по численности — русские — 37,8 %) и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал