Сказки легенды и мифы народов россии персонажи

Мифы русского народа. Сказки о персонажах русских мифов, преданий и легенд от А до Я
Георгий Науменко, 2019

Книга о необыкновенных существах, призраках, духах, богах древних славян; персонажах народных сказок, смешилок, быличек, страшилок – таинственных, фантастических жильцах лесов, болот, рек, полей, сельских дворов и изб, а также героях, противостоявших тёмным, зловещим силам. Рассказал о них собиратель фольклора и писатель Георгий Маркович Науменко. Читая книгу, невольно переносишься в необыкновенный фантастический мир, перед которым меркнут все диковинки обыденной жизни. Для среднего школьного возраста.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифы русского народа. Сказки о персонажах русских мифов, преданий и легенд от А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Оригинал-макет, ООО Издательство «Родничок», 2019

© ООО «Издательство АСТ», 2019

Чудесная птица, жительница Ирия — мифологического славянского рая. Лик у неё женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь.

На море-океане, на острове Буяне, в саду царском, на дереве райском сидит чудесная птица Алконо́ст. Лик у неё женский, красоты небесной. Голос у птицы сладок, когда воспевает, нежностью пленяет, радостью и счастьем наполняет. Кто слушает песню, всё на свете забывает.

Алконоста услышал Злодеище-Лиходеище. Думает: «Пусть птица только мне воспевает, своим нежным голосом пленяет». Решил чудесную птицу поймать и в своём саду к дереву приковать. Поймал Злодеище-Лиходеище Алконоста и увёз к себе домой.

На землю богиня Лада прилетела лебедицей. Увидала цепью прикованного к дереву Алконоста. Услышала мольбы о помощи. Велела покровительнице цветов Луговице найти одолень-траву и освободить чудесную птицу.

Луговица пообещала исполнить поручение.

Из светлого заоблачного царства по радуге сошла на землю Луговица. Сотканная из утренних лучей и цветочной пыльцы принялась прозрачным облачком порхать над полем. Пролетает она над цветком, любуется им и тут же даёт ему название. От её крыльев веет лёгкий ветерок. Коснулся он круглой пушистой головки одного цветка — и полетели по воздуху белые пушинки, словно снежинки.

— Какой чувствительный цветок, — удивилась Луговица. — Ты будешь называться «одуванчик».

Она устала порхать над полем и прилегла на траву-мураву. Неожиданно почувствовала ласковое прикосновение к себе какого-то цветка. Увидела нежные бархатные соцветия. Они были похожи на кошачьи лапки. Луговица промолвила:

— Ты, розоватый цветок в густой щитовидной метёлке, будешь теперь называться «кошачья лапка».

Луговица задремала. Разбудил её своим звонким голосом какой-то цветок. На тонком ветвистом стебельке, на голубом венчике сидел мотылёк и раскачивал его из стороны в сторону, а цветок так заливисто, звонко смеялся, что Луговица сказала:

— Назову тебя «колокольчик». Только он имеет такой звонкий серебристый голос.

Всем цветам Луговица дала имена, никого не обидела. Уже собралась вернуться по радуге на небо. Вдруг слышит за спиной слабый голосок:

— Не забудь меня, Луговица! Дай мне какое-нибудь имя!

Оглянулась она и никого не увидела. Стала уходить. Чуть слышный голосок повторил:

— Не забудь меня! Не забудь меня!

И тут только Луговица заметила в разнотравье, в луговом цветном узо́рочье, голубую капельку, словно бусинку. Маленький голубой цветок просил: «Не забудь!»

— Хорошо, — сказала Луговица, — будь «незабудка»!

Только Луговица произнесла это слово, как вспомнила, что она пришла на землю отыскать одолень-траву. Нашла она пучок этой травы, вырвала из земли и бросила в ручей. Поплыла одолень-трава вместе с ручьём. Потом попала в реку. Принесла река одолень-траву в бурный горный поток. Дух лёгкого ветерка Догода подхватил одолень-траву и принёс к Злодеищу-Лиходеищу в сад. Прикоснулся Догода волшебной травой к цепи, и она словно нитка порвалась. Освободилась чудесная птица Алконост. Взмахнула крыльями, поднялась выше леса стоячего под облака ходячие и улетела. Впереди была свобода.

Добрый дух, охраняющий в амбаре [1] зерновой хлеб и муку от мышей и не пускающий нечистую силу.

Лихоман семь лет в глубокой норе лежал, в чёрной дыре не спал, глаз не смыкал. Сырость вдыхал, гнильё-плесень жевал — силу набирал. Потом встал, на белый свет вылезал.

Идёт-бредёт Лихоман по сырым борам. Из густой чащи кричит Леший:

— Кто тут ходит пеший?

Испугался Леший. Спрятался в бурелом под ракитовым кустом.

Лихоман пробирается через гнилое болото. Из трясины кричит Болотник:

— Кто крадётся как разбойник?

Испугался Болотник. Спрятался под кочку и просидел всю ночку.

Лихоман идёт через поле. Перевалил через горку. Пришёл к реке. Стал переходить вброд, где воды по самый рот. Из омута кричит Водяной:

— Кто тут ходит босой?

Испугался Водяной. Спрятался под корягу, просидел три дня кряду.

Лихоман пришёл в селение. Хочет к людям в дома пробраться, лихим делом заняться.

Укрылся от белого дня в амбаре. Затаился, дожидается ночи. Увидел его в щель старый дух — Амба́рник. Заскрипел, закряхтел, обернулся житным снопом. Спрашивает:

— Зачем пришёл, непрошеный гость — одна кожа да кость?

Я — страшный Лихоман,

Принёс с болезнями дурман.

Станут люди умирать,

Разозлился Амбарник, думает: «Станут люди умирать, некому будет в амбаре зерно держать». Надумал Амбарник злодея прогнать, принялся к себе помощников призывать:

— Мы жнём в поле от зари и до зари.

— Мы косим на лугах покосы.

— Мы в овине [4] молотим снопы.

— Мы сено в стог сгребали и потеряли силу.

— Я в печи вся раскалилась от огня, и у меня заболела нога.

— Мы таскаем чугуны и не пойдём из хаты.

— Рубим мы в лесу стволы.

Отвечают колья спросонья:

— Надоело нам плетень подпирать изо дня в день. На дело мы пойдём и злодея побьём!

Колья вылезли из плетня. Набросились на непрошеного гостя. Лихоман заворчал, его колья били по плечам.

Побежал он по тропинке, а его колья — по спинке. Полез по грядкам, его били по пяткам. Забрался под пень, его колья колотили целый день.

Вырвался Лихоман и подальше в глухой лес убежал. Спрятался в бурьян. Больше в селение не приходил и людей болезнями не морил.

Читайте также:  Как пишется слово дружить дружишь

Маленький чертёнок с короткими кривыми рожками и с длинным, закрученным в петлю хвостом. Живёт то в воздухе, то в воде и мгновенно отзывается на упоминание своего имени.

Мальчик идёт по улице. Вдруг дорогу перебегает чёрная кошка. Мальчик не свернул с пути, пошёл дальше. Наступил на камень, споткнулся и сказал:

— Я здесь! Ты звал меня? — послышался голос.

Мальчик поглядел вокруг. Рядом нет никого. Спрашивает:

— Кто со мной говорит?

— А где ты? Я тебя не вижу.

Мальчик посмотрел на забор. И увидел чёртика, нарисованного угольком. Стал смеяться, тыкать в чёртика пальцем. А потом стал стирать его рукой. Чёртик закричал:

— Не стирай меня! Пожалеешь! Ну, берегись!

Мальчик пошёл дальше. Видит — впереди глубокая яма. Разбежался и прыгнул через неё. Не перескочил, упал в яму. Вот вниз летит, летит, падает, падает. Думает: «Когда же дно будет?» Забегали чёртики перед глазами. Закричали:

— Ага! Гость в пекло к нам пожаловал!

Мальчик страшно испугался. Один чёртик подскочил и говорит:

— Будет кого в горячую смолу опускать!

Другой чёртик сказал:

— Будет с кого кожу сдирать!

— Будет кого в огне на сковороде поджаривать!

Вдруг подскочил чёртик, вымазанный угольком, ущипнул мальчика и кричит:

— Пришёл Анчутка! Будет жутко! Отдайте его мне! Я ему пинка дам!

И чёртик пнул мальчика, да так сильно, что он полетел обратно наверх. Вылетел из ямы и плюхнулся у забора на землю. Смотрит — нарисованный угольком чёртик на заборе улыбается. Испугался мальчик, вскочил на ноги и скорей домой побежал.

Дух леса. Живёт зимой в избушке, проконопаченной золотым мхом, а летом, прячась от жарких лучей солнца, забирается в сырую яму. Любит морочить голову человеку в летнем лесу — отзываться сразу со всех сторон. Того и гляди заведёт в глушь или бурелом.

Девочка и мальчик пришли в лес. Стали ягоды собирать. Набрала девочка полное лукошко [5] морошки, уморилась. Села она на опушке под деревом и говорит мальчику:

— Гляди, далеко за ягодами не уходи, на мой голос откликайся.

Мальчик ягоды рвёт, одну ягодку в лукошко кладёт, а две другие — в роток да в роток. Зашёл за бугорок, потом за кусток, за пенёк. Девочка его зовёт:

Вдруг в овражище, в сырой ямище, под листьём-прутьём, под хворостом Ау́ка пробудился, зашевелился. Вылез на белый свет. Аука маленький, пузатенький, с надутыми щеками, зелёными глазами, уши как два лопуха, борода из мха. На медвежью лапу Аука опирается и ругается:

— Кто-кто мне спать не даёт? Кто-кто в моём лесу аукает — меня зовёт?

Надул Аука щёки, как мехи, губы трубочкой сложил — загудел-завыл. Поднял по земле хороводом листву — тропинки-дорожки закрыл, по полянам туман напустил, по лесу эхо пустил.

Мальчик по лесу идёт, ягоды рвёт. Где услышит голос, что аукает-зовёт, — туда и идёт. А это Аука его к себе ведёт, эхом откликается. Зашёл мальчик в такое место, откуда самому и не выбраться.

Сорока летит и говорит:

— Мальчик, берегись! За тобой Аука идёт, голос подаёт. В чащобищу, в буреломище заведёт и убьёт. Остановись, прижми ухо к земле.

Мальчик не послушал сороку и дальше пошёл.

Старая сосна стоит, листьём-витьём шумит и говорит:

— Мальчик, берегись! За тобой Аука идёт, голос подаёт. В чащобищу, в буреломище заведёт и убьёт. Остановись, прижми ухо к земле.

Мальчик не послушал и дальше пошёл.

Ручей бежит, плещется, звенит и говорит:

— Мальчик, берегись! За тобой Аука идёт, голос подаёт. В чащобищу, в буреломище тебя заведёт и убьёт. Остановись, прижми ухо к земле.

Мальчик послушал ручей и прижал ухо к земле. Слышит, как девочка его аукает-зовёт. И пошёл на её голос. На опушке под деревом нашёл девочку. Взялись они за руки и из леса домой побежали.

Сказочное существо, безобидное и очень пугливое, живёт в гороховом стручке.

— Берегись, Ахоха! Не ходи далёко!

Не послушался коротышка. Пришёл к краю поля. Увидал его Полевичок, спрашивает:

— Берегись, Ахоха! Не ходи далёко!

Не послушался коротышка. Пошёл дальше. На пути чучело гороховое стоит, кричит:

— Эй, Ахоха, не уходи из гороха. Вокруг враги, себя побереги!

Не послушался Ахоха, сделал один шаг из гороха. Вдруг из дуплища прилетела совища, выпучила глазищи, крыльями захлопала, ушками задёргала. Увидал Ахоха — у совы крючочком нос — и от страха в землю врос. Боится дальше идти: стоит враг на пути. Говорит Ахоха:

— Останусь-ка в горохе, тут жить не плохо. Буду на меже сидеть, в стручок дудеть, с Межевичком играть, по земле горошину катать.

Источник

Путеводитель по сказочным персонажам и былинным героям России

В начале 2000-х в префектуре столицы поддержали идею одного журналиста (Алексея Козловского), решив, что для развития туристического бизнеса в России просто необходимо распределить сказочных и народных героев по областям. Сказано – сделано. Так родилась и стала развиваться Сказочная карта России.

Авторы проекта – представители Московской ассоциации землячеств, а непосредственно картограф — Алексей Козловский. Регионам было предложено «прописать» у себя на территории кого-либо из действующих лиц русских или местных народных сказок, либо героя былин или преданий. Но принадлежность сказочных и былинных персонажей к определенному населенному пункту надо было обосновать и подтвердить документально (исторически). Только после этого персонаж мог получить «историческую прописку» – официальный документ Роспатента.

На сегодняшний день, удивительные создания и герои русских былин обрели «прописку» в 31-м населенном пункте России. Я согласна не со всеми «прописками», но труд энтузиастов и усилия, направленные на возрождение памяти к родным (собственным) прекрасным героям, вызывают только уважение и благодарность.

Итак, где же «проживали» герои русских былин и сказаний.

Илья Муромец – г. Муром Владимирской области. Об этом говорят и былины, и фамилия, данная сказителями.

Добрыня Никитич – село (поселок городского типа) Шилово, Рязанская область. Правда в том, что былинный персонаж — образ собирательный. Так получилось и в этом случае. До наших дней дошла информация о двух легендарных Добрынях: воеводе, советнике и дядьке Владимира Красно Солнышко, он же посадник Новгородский; и Добрыне Рязанском, что родом из села Шилово.

Читайте также:  Пантелеев рассказ о войне читать

Алеша Попович – г. Ростов Великий, Ярославская область. Былины этот факт подтверждают, а Администрация города уточняет, что родился он в Ростове в XII веке в семье священника.

Соловей Разбойник – село Береза, Курская область. Сельская легенда гласит, что при основании поселка было посажено три березы. Как воспоминания о дорогом ему месте, об этих березах, Соловей-разбойник много рассуждает в былине. Курскую прописку Соловья в свое время подтвердил даже известный археолог Юрий Липкинг в книге «Далекое прошлое соловьиного края».

Садко — село Гостцы, Новгородская область. В прежние времена рядом с Гостцами находилось еще село Сытино. Его название и дало прозвище народному герою. В исторических документах он числится как Садко Сытенец. Таким образом, действительной пропиской Садко должно было стать село Сытино, но за фактическим отсутствием последнего, пусть будут Гостцы. По легенде Садко поспорил с новгородскими купцами о том, что в Ильмень-озере водится рыба с «золотыми перьями». Все знают, что спор он выиграл при помощи Водяного царя. С этого спора и начала развиваться и приумножаться его торговля. Как сказали бы мы сейчас «удачный старт-ап». Может кому-нибудь это покажется и смешно, но многие предприниматели до сих пор едут в Гостцы за удачей.

Забава Путятична – г. Рязань, Рязанская область. Забава (Любава) Путятична, дочь Путяти Вышатича, служившего воеводой у Киевского князя Владимира. Согласно историческим фактам, Забава была племянницей Князя Владимира. Правда, мимо меня как-то прошла информация, что родилась она в Рязани, а в те времена Рязанские князья и Рязанская знать держалась особняком от Киевского стола, так что «прописка» может быть оспорена.

Евпатий Коловрат – село (поселок городского типа) Шилово, Рязанская область. Именно в Шиловский район и вошли основные земли Старорязанского стана, где согласно источникам, находился Урсовский городок – родина Евпатия. Это место расположено на стыке двух речек Заполья (приток р. Непложи) и речки Урсулы, и относилось к Воинскому уезду Рязанского княжества.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Сказочные персонажи России.

Дед Мороз – г. Великий Устюг, Вологодская область. Официальная резиденция. Исторических подтверждений нет – но сделали. Бывает.

Сагаан Убугун (или с монгольского Белый Старец) – г. Улан –Удэ, Бурятия.

Снегурочка – г. Кострома, Костромская область. Прописка дана почти по адресу создания персонажа: имение А. Н. Островского, автора сказки о Снегурочке находится в деревне Щелыково (Буйский район Костромской области), что в 120 км от Костромы и 15 км от Кинешмы.

Лоухи – Хозяйка Севера – деревня Лоушки, Лоухский район, Карелия. В далекие незапамятные времена, на севере Карелии – в стране шумящих сосен и елей, в краю лесных озер и порожистых рек жила злая старуха–колдунья Лоухи — хозяйка Похъёлы, страны туманов (строки Калевалы).

Снеговик – г. Архангельск, Архангельская область.

Молодой Морозец Паккайне – г. Олонец, Карелия.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Баба Яга – персонаж, в последнее время, очень популярный. Официальная «прописка» у нее в Ярославской области, но существуют еще Бабульки-Ежки областного значения. Мне знакомы четыре: Баба Яга Ярославская, Баба Яга Тверская, Баба Яга Ивановская, Баба Яга Удмуртская.

Яга Ярославская (официально запатентованный бренд) – село Кукобой, Ярославская область. Основание Администрации: из давних времен дошла ярославская легенда о таинственной, безымянной старушке–задворенке. Проживала она в глубине глухих дремучих лесов, редко кому удавалось увидеть ее. В последнюю субботу июля здесь отмечают день рождения Бабы-Яги.

Яга Тверская – деревня Солоновка, Калязинский район, Тверская область. Без комментариев.

Яга Ивановская – деревня Новино, Фурмановский район, Ивановская область. Краеведы нашли в окрестностях древний ритуальный комплекс, который можно трактовать как определенную связь с персонажем. Здесь исторические корни образа Бабы Яги, в отличие от поздних сказок, не претерпели существенных изменений: Яга – одна из древних берегинь, знахарка, травница, которой поклонялись люди, шли к ней за советом. Лично мне понравилось это существенное отличие Бабы Яги Ивановской от образов своих «сестер» Ярославской и Тверской. Вместе с тем у Ивановцев остается возможность официально оформить «родственный» бренд. Ведь историческое название Фурманова – Середа, в котором некоторые краеведы видят имя средней дочери Бабы-яги.

Яга Удмуртская – деревня Котловка, Граховский район, Удмуртская республика. Резиденция расположена на берегу реки Яга. Вот еще одно место, где так же, как и в Ивановской области почитают эту особу как главную женщину в роду, берегиню племен.

Кощей Бессмертный – г. Старица, Тверская область. Основание: местная легенда гласит, что однажды старицкий сапожник повстречал в местных каменоломнях чудище с горящими глазами. «Именно таким предстаёт в русских сказках Кощей Бессмертный» – заявление губернатора области Дмитрия Зеленина. Правда, пещеры там не абы какие. Да, и если внимательно читать сказки, то кроме пещер, местность Кощеева была гористая.

Змей Горыныч – село Приволжское (Гадово), Кимрский район, Тверская область. Село Гадово (ГадОво) стоит на реке Хотча, в низовьях которой, как гласит местное предание, находилось знаменитое «Море змеево», где Змей Горыныч и появился на свет. Легенда наполовину придумана и местные жители этого не скрывают, а наоборот поддерживают и развивают. Село ГадОво получило свое названое не случайно. Местные предания утверждают, что в стародавние времена в этих местах водилось много «пресмыкающихся гадов». Возможно. Но, например, на территории современной Рязанской области достаточно сильно в древние времена процветал культ Змея.

Василиса Премудрая – г. Южа, Ивановская область. Заявление основывается на том, что в ряде сказок она выступает в роли дочери Водяного Царя, а Южский район – настоящее водное царство. А развитие текстильной промышленности в регионе лишь подкрепляет образ, ведь Василиса Премудрая во всех сказках славится как хорошая рукодельница.

Хозяйка Севера – это волшебный сказочный персонаж. Собирательный образ, в котором каждая женщина узнает себя. Она трудолюбива и мастеровита, мудра и рассудительна. Она помнит и ведает древние знания, она хранит обычаи и культуру народов Севера, она дарит свет и душевное тепло. Живет она в Карелии – на родине колдунов и знахарей, чьими услугами пользовались цари и князья во все времена. У Хозяйки есть свои Чертоги – но увидеть их может не каждый. Сама же Хозяйка покажется только тому, у кого светлые мысли и чистая душа.

Читайте также:  Как пишется пираты на английском языке

Царь Берендей – г. Переславль-Залесский, Ярославская область. Местная администрация утверждает, что согласно одному из преданий, в Переславском крае жили берендеи – воинствующие племена, состоявшие на службе у русских князей. Правил ими справедливый и добрый царь Берендей. Просто замечательно! По Ярославскому краю берендеи могли только мимо проходить, состоя на службе у многих русских князей. Ближайшее место их «оседлого» (кочевая культура) обитания – это севернее современного Нижнего Новгорода. И то, после принудительных переселений с юга Руси. И, второе, воинствующими племенами управлял добрый и справедливый царь. По-моему это сказочнее даже сказок!

Данила–мастер и Хозяйка Медной горы – п. Арамиль, Сысертский район, Свердловская область. И правда, мифический образ Хозяйки Уральских гор или Медной горы (Гумёшевского рудника, расположенного в г. Полевской Свердловской области) существовал с незапамятных времен, как горный дух и дух-хранитель ценных минералов. И истинные мастера своего дела на Руси были всегда.

Емеля (и Щука) – г. Ростов Великий, Ярославская область. По легенде именно здесь, в озере Неро, живет та самая волшебная щука, которая и помогала Емеле.

Иван Дурак – деревня Вершинино, Плисецкий район, Архангельская область. Искать его надо в Национальном парке Кенозерье. Прописка им получена, почти также как и у Снегурочки – по адресу создания персонажа. Кенозерье – родина известного ученого, литератора, сказочника и фольклориста Александра Нечаева (1902-1986), который подготовил и издал около 60 книг народных сказок и былин.

Иван Царевич – село Новая Беденьга, Ульяновская область (Усадьба Колобка), а также г. Киров, Кировская область (Сказочный парк Усадьба Ивана Царевича). Живет Иван Царевич не в своих собственных апартаментах, а то в приживалках у Колобка, то у Кикиморы. Вот такая не сладкая царская доля!

Царевна–лягушка – г. Ростов Великий, Ростовская область. Действует музей «Царевна-Лягушка» на базе одноименной гостиницы. Таким образом, хозяева отеля решили привлечь побольше гостей. В экскурсию, кроме посещения музея, входят конкурсы да испытания молодецкие да угощение из русской печки.

Русалка – г. Псков, Псковская область. И снова основанием является адрес создания персонажа: в Псковской области находится музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское», а у него в Лукоморье на ветвях дуба зеленого сидит именно Русалка. Правда, русалки фигурируют и во многих русских сказках, созданных народом еще до Пушкина, но…

Водяной Царь – г. Южа, Ивановская область. Отец Василисы Премудрой. Периодически заходит к ней в гости в гостевой дом «Русская дача».

Водяной – г. Пошехонье, Ярославская область. Основание – географическое расположение. Город стоит сразу на пяти реках, еще озера и пруды. Не говоря уже о современном Рыбинском водохранилище. Идею закрепить за Пошехоньем место жительства повелителя рек и озер придумали сотрудники библиотеки, собравшие богатую историю Хозяина рек.

Золотая рыбка – село Большое Болдино, Нижегородская область. Самое замечательное, что в этом районе нет рек! Прописку Рыбка получила по адресу создания персонажа: именно в селе Большое Болдино Пушкин и написал известную «Сказку о рыбаке и рыбке».

Правда есть альтернативный вариант – поселок Липин Бор, Вашкинский район, Вологодская область. В районе распространена рыбка «вашкалок», что в переводе с вепского указывает на своеобразную медную или золотую окраску рыбы.

Кикимора – г. Киров, Кировская область. Просто Кикиморская гора. Места там действительно болотистые.

Михайло Иванович Топтыгин или Косолапый Мишка – г. Ярославль, Ярославская область. Вопросов нет. Ярославль основан в Медвежьем углу.

Жар–птица – г. Палех, Ивановская область. Существует легенда о том, что город появился на месте, куда упало волшебное перо. Перо полыхало невиданным светом и выжгло поляну. Отсюда и «огненное» название – Палех (от слова «палить»). На той самой поляне, а теперь и во всем городе творчество художников наполняется яркими красками. Образ «золотой птицы» очень популярен в лаковой миниатюре и изображается на официальном гербе района.

Птица–Гамаюн – г. Юхнов, Калужская область. В настоящее время в гербе города изображается Птица Гамаюн, означающая благородство, процветание, царственность, благополучие. Иногда эту птицу рассматривают еще как символ победы. Изучая историю Юхнова, понимаешь, что присутствие Птицы Гамаюн вполне обосновано.

Курочка Ряба – поселок Ермаково, Ярославская область. В поселке есть музей Курочки Рябы. У меня остались вопросы. А у Вас?

Конек–Горбунок – г. Ишим, Тюменской область. Прописка дана по адресу создания персонажа. Город Ишим является родиной автора сказки «Конек–Горбунок» Петра Павловича Ершова.

Сивка-бурка – Орловская область. Все верно – орловские рысаки славились во все времена!

Аленький цветочек – г. Уфа, Башкирия. Прописан по месту рождения автора сказки Сергея Аксакова, в родовом имении вблизи Уфы. Там в детстве писатель услышал эту историю от ключницы Пелагеи, рассказывавшей ему сказки.

Мышка–Норушка – г. Мышкин, Ярославская область. По легенде город Мышкин Ярославской области построен в XIII веке на месте, где мышка спасла русского князя от смерти: разбудила, когда к тому приближалась змея. Говорят, в ознаменование этого знаменательного события город и назвали.

Колобок – село Новая Беденьга, Ульяновская область. Основания в этом случае достаточно веские. Краевед Сергей Петров нашел симбирские корни персонажа в связи с колебяткой – симбирским колобком. Согласно словарю Даля, колебяткой в Ульяновской губернии называли хлеб из остатков теста. Это и есть колобок, муку для которого наскребали по сусекам.

Чебурашка – г. Москва. Прописка дана по месту создания произведения Успанским, и с его согласия. ну, почти.

Буратино – г. Зеленоградск, Калининградской области. Обоснование: в Зеленоградске есть Поле чудес – то самое, описанное в «Золотом ключике». Жители города считают, что деревянный мальчик родился именно у них. Поэтому граждане города-курорта Зеленоградска собрались на центральной площади города и специальным Актом усыновили «доселе беспризорного, беспаспортного и бесприютного Буратино».

Несмотря на то, что на Сказочной карте России уже многие любимые нами персонажи и народные герои обрели свою прописку, еще есть те, кто кочует в поисках пристанища. Без официального вида на жительство остаются Леший с Домовым, птица Серин. Не нашла я информации и о Сером Волке, и о Василисе Микулишне, и о Коте Баюне, и о Варваре Красе Длинной косе, что, однако, не делает эти персонажи менее значимыми и интересными для нашей культуры.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал