Сказки лагерлеф список всех сказок

Лагерлеф Сельма

Братья

Как не пожалеть городского покойника, когда его везут на кладбище! Смотришь, как едет по городу катафалк, и кажется, что из гроба несутся горькие жалобы и упреки. Одному обидно, что его …

Вермландское предание

Всякий раз, когда речь заходит о Вермланде и людях, живущих там, мне приходит на ум одна давняя история о жене крестьянина, которая пошла однажды утром на пастбище, чтобы подоить своих …

Изгои

Один крестьянин, убивший монаха, убежал в лес и был объявлен вне закона. В лесу он встретился с другим изгоем, рыбаком из шхер; того обвиняли в краже рыболовной сети. Они объединились …

История, которая произошла в Хальстанесе

Невдалеке от проезжей дороги была когда-то старинная усадьба по названию Хальстанес. Она стояла на самом краю леса, который близко подступал к длинным, приземистым постройкам красного цвета. Над крышей господского дома …

Курган

Была пора, когда верещатник цветет розовым цветом. Кустики вереска густым ковром устилали песчаную равнину. От низкорослых деревянистых стеблей отходили целые пучки зеленых веточек, покрытых хвоисто-жесткой, упругой листвой и унизанных долго …

Лесная королева

Марк Антоний Поппий был почтенным римским купцом. Он занимался торговлей с дальними странами. Из гавани Остии слал он груженые триремы в Испанию, Британию и даже к северным берегам Германии. Удача …

Маргарита Миротворица

Что всполошило птиц в глухом бору?

Зачем, шурша корой, скользнула белка

По толстому стволу и замерла,

Поднявши хвост, на самой нижней ветке

И смотрит вниз горящими глазами?

Мир на Земле…

Дело было на старинном крестьянском дворе, и был тогда сочельник, с хмурым небом, которое обещало снегопад, и пронизывающим северным ветром. И было это уже под вечер, когда все спешат поскорей …

На земле великой Кунгахэллы

Если бы человек, слыхавший о старинном городе Кунгахэлле, пришел к тому месту у реки Нурдре, где город некогда располагался, он был бы наверняка очень удивлен. У него возник бы вопрос: …

Надпись на могиле

Теперь уж никто не обращает внимания на этот маленький могильный крест, который стоит в уголке кладбища в Свартшё. Народ, который проходит мимо после церковной службы, даже не смотрит в его …

Перстень рыбака

В те годы, когда в Венеции правил дож Градениго, жил там старый рыбак по имени Чекко. Когда-то он был очень сильным, но и теперь еще был достаточно крепким для своего …

Подменыш

Жила-была на свете страшная старая карга-троллиха. Шла она но лесу с берестяным коробом на спине, а в коробе сидел её большой и уродливый детёныш. Волосы тролленка походили на свиную щетину, …

Рождественский гость

Одним из кавалеров, которые жили в Экебю, был малыш Рустер. Он умел играть на флейте и транспонировать ноты. Это был человек самого простого происхождения, бедняк, у которого не было ни …

Сага о Реоре

Жил человек по имени Реор. Родом он был из Фюглечерра в волости Свартеборг и считался лучшим стрелком во всей округе. Когда король Улоф искоренил в Вике старую веру, он крестился …

Сигрид Стуррода

Как-то раз выдалась чудесная весна. И именно той весной шведская королева Сигрид Стуррода назначила в Кунгахэлле встречу норвежскому королю Олаву Трюггвасону, чтобы договориться о свадьбе.

Было очень странно, что король …

Сказка о сказке

Источник

Сельма Лагерлёф (Selma Lagerlöf)

Сельма Лагерлёф (полное имя — Сельма Оттилия Ловиса Лагерлёф/Selma Ottilia Lovisa Lagerlöf) — шведская писательница, автор романов, новелл, сказок, удостоенная Нобелевской премии.

Сельма Лагерлёф родилась 20 ноября 1858 г. в родовом поместье Морбакка (лен Вермланд в Швеции), пятой из шести детей лейтенанта Эрика Густава Лагерлёфа и учительницы Элизабет Ловисы Валлрот. Она родилась с травмой бедра, вызванной неправильным захватом бедренного сустава.

Летом 1862 года, когда Лагерлёф было три с половиной года, она заболела, вследствие чего у неё были полностью парализованы обе ноги. Это исчезло так же внезапно, как и появилось, но в детстве она была ограничена в передвижении, и ей было не так легко играть, как другим детям.

Читайте также:  Как пишется неисправимый дефект слитно или раздельно

Как было принято в буржуазной среде того времени, братья и сёстры Лагерлёф получали образование дома, потому что новая система начального образования не была развита до конца. Их учитель приехал преподавать в Морбакку, и обучение велось в том числе на английском и на французском языках.

Сельма Лагерлёф была серьёзнее и тише, чем её братья, сёстры и товарищи, отчасти из-за травмы бедра. Но она была одарённым ребёнком и любила читать. Первый роман, который она прочла, был «Оцеола, вождь семинолов» Томаса Майн Рида — и уже тогда, в возрасте семи лет, она решила стать писателем. Лагерлёф отметила в одном из своих эссе: «Именно эта книга даёт мне понять уже в юные годы, что в ближайшее время я больше всего хочу писать романы». На её воспитание также оказали влияние устные рассказы её бабушки, Элизабет Марии Веннервик, знавшей множество сказок, местных преданий и родовых хроник.

Когда Сельме было десять лет, в 1868 г., она прочитала всю Библию. Её отец был тогда очень болен, и она надеялась, что Бог исцелит её отца, если она прочитает Библию от корки до корки. Отец прожил ещё 17 лет. Так Сельма Лагерлёф рано познакомилась с языком Библии, который, вероятно, ей понравился, что отразилось на её более поздних работах. Когда ей было двенадцать лет, она написала длинное стихотворение о Морбакке и продолжала писать стихи, пока росла. Только когда одна из её благодетельниц, журналистка Софи Адлерспарр, посоветовала ей писать прозу, она сделала это — и стала писательницей.

В возрасте четырнадцати лет Сельму перевозят для лечения бедра физиотерапией в специализированную клинику в Стокгольм. Лечение было бесплатное, и шансы на выздоровление были небольшие. Однако через год девочка смогла сама передвигаться. Полностью излечиться было невозможно, и её постоянной спутницей стала трость.

Осенью 1882 г., вопреки воле отца, Сельма поступила в Высшую педагогическую семинарию в Стокгольме. Во время обучения Лагерлёф семья совсем обанкротилась, и в 1888 году Морбакка была продана. Отец умер в 1885 г., в том же году, когда Сельма закончила педагогическое образование.

Когда Лагерлёф читала историю литературы, она внезапно осознала, что персонажи, о судьбах которых она слышала в детстве в Вермланде, вероятно, могут стать такими же литературными героями, как галерея персонажей известных шведских поэтов-романтиков Беллмана и Рунеберга. Но потребовалось несколько лет и много неудачных писательских попыток, прежде чем она дебютировала как писатель.

После завершения образования Сельма Лагерлёф работала учительницей в начальной школе для девочек в Ландскроне в 1885–1895 гг. Она любила профессию учителя и сама была любимицей своих учениц. Сельма Лагерлёф умела увлекательно рассказывать детям о каждой новой стране, о которой они читают, или об Иисусе и его учениках. Она жила со своей тётей Ловисой Лагерлёф в Ландскроне и поддерживала обширные социальные связи.

Весной 1890 года газета «Idun» объявила конкурс на произведение, которое заинтересовало бы её читателей. В августе этого же года Лагерлёф отослала в газету несколько глав ещё не оконченного произведения и выиграла конкурс. Получив премию, Лагерлёф обрела возможность завершить роман и в 1891 г. дебютировала с «Сагой об Иёсте Бёрлинге». «Сага. », сегодня считающаяся одним из значительных произведений шведской классики, представляет собой яркую фантастическую историю о кавалерах и жизни в Вермланде в XIX веке. Это противоречило тогдашним идеалам стиля, отстаивавшим реалистичную объективность, и книга получила неоднозначную оценку критиков.

В 1895 году Лагерлёф оставила преподавательскую должность. С того времени она полностью содержала себя писательской профессией, а в 1897 году переехала со своей тётей в Фалун, чтобы быть ближе к своей сестре Герде.

Сельма Лагерлёф с подругой, шведской писательницей Софи Элкан, совершили несколько длительных путешествий по Европе, а в 1899–1900 годах — долгое путешествие на Ближний Восток. Вернувшись домой, Сельма написала роман «Иерусалим» (1902), который стал её международным прорывом. Роман рассказывает о судьбах крестьянских семей, которые под давлением руководителей религиозной секты отрываются от родной земли и переселяются в Иерусалим, чтобы там ожидать конца света.

Читайте также:  Сказка жил на свете слоненок читать

Самая всемирно известная книга Сельмы Лагерлёф — это «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» (1906-1907), которое изначально было заказано и издано как книга для чтения для начальных и младших классов средней школы. В ней мы знакомимся с географией Швеции через приключения четырнадцатилетнего мальчика Нильса Хольгерссона, путешествующего с гусиной стаей через всю страну.

В 1907 г. Лагерлёф была избрана почётным доктором Уппсальского университета, старейшего учебного заведения Скандинавии. А в 1909 г. писательнице была вручена Нобелевская премия по литературе «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения».

Нобелевская премия позволила Лагерлёф выкупить её родную Морбакку, куда она переезжает и где живёт уже до конца жизни, периодически навещая Фалун, который полюбила.

Писательница получила мировую известность ещё при жизни, а её книги были опубликованы на многих иностранных языках. «Удивительное путешествие Нильса. » переведено примерно на 60 языков, «Сага об Иёсте Бёрлинге» — на более чем 50 языков. Лагерлёф стала первой женщиной, получившей Нобелевскую премию по литературе, и в 1914 году — первой женщиной-членом Шведской академии. Она также была одним из первых членов литературной академии «Общество Девяти».

Её перу принадлежат: «Чудеса антихриста» (1897) — социальный роман, действие которого происходит в Италии; роман из жизни людей Вермланда «Дом Лилиёкроны» (1911); роман «Император Португальский» (1914), рисующий жизнь бедняка-торпаря, в результате психологической травмы возомнившего себя императором; антимилитаристский роман «От смерти к жизни» (1918); историческая трилогия о Лёвеншёльдах — романы «Перстень Лёвеншёльдов» (1925), «Шарлотта Лёвеншёльд» (1925) и «Анна Сверд» (1928). Трилогия описывает историю одного рода на протяжении пяти поколений и наполнена мистицизмом, колдовскими проклятиями и всепобеждающей силой доброты.

Сельма Лагерлёф участвовала в борьбе за избирательное право женщин, в том числе в качестве спикера на различных площадках в 1911 и 1919 гг. Она стала членом либеральной национальной ассоциации в 1916 г. и оставалась в этой организации всю жизнь. В 1934 году она была одной из тех, кто подписал петицию о создании Народной партии. Она также принимала активное участие в муниципальной политике в муниципалитете округа Эстра Эмтервик, где в 1919 году она была избрана в муниципальный совет на четыре года.

Перед началом Второй мировой войны в нацистской Германии её приветствовали как «нордическую поэтессу», однако Лагерлёф начала помогать немецким писателям и деятелям культуры спасаться от нацистских преследований, что привело к её бойкоту в Германии. За год до смерти Лагерлёф помогла оформить шведскую визу еврейской-немецкой поэтессе Нелли Закс и её матери, чем спасла их от нацистских лагерей смерти.

С началом советско-финской войны Лагерлёф подписала телеграмму, обращённую к интеллигенции США, с призывом выступить против попытки СССР захватить Финляндию. Лагерлёф пожертвовала свою золотую нобелевскую медаль Шведскому национальному фонду помощи Финляндии. Правительство нашло необходимые средства другим способом, а медаль была возвращена Лагерлёф.

Вечером четверга, 7 марта 1940 г., Сельма сидела со своей сестрой, когда почувствовала слабость и усталость. Ночью ей стало совсем плохо, и она впала в кому, пролежав неделю без сознания в постели. В субботу утром в 07:25 16 марта Сельма Лагерлёф, в возрасте 81 года, умерла в результате кровоизлияния в мозг и пневмонии. Её похоронили в Эстра Эмтервик накануне Пасхи.

Сельме Лагерлёф и её литературным персонажам установлены многочисленные памятники и скульптуры в Швеции и по всему миру. В её память были выпущены марки, банкноты и монеты. В музей Даларны после сноса здания в Фалуне, где жила писательница, были перенесены библиотека и кабинет Сельмы со всей мебелью, в так называемую «комнату Сельмы Лагерлёф». Поместье Морбакка тоже стало мемориальным. Один из крупных кратеров планеты Венера носит имя Лагерлёф.

Обновлённый взгляд на личную жизнь Сельмы появился в результате опубликования её переписки с двумя близкими подругами, писательницей Софи Элкан («Du lär mig att bli fri», 1992) и политической активисткой Вальборг Оландер («En riktig författarhustru», 2006), дружба и переписка с которыми длились десятилетиями. Письма описывают очень сильную любовь Лагерлёф к двум женщинам; между двумя подругами Сельмы даже прослеживается соперничество за внимание писательницы в духе любовного треугольника. Любовь между людьми одного пола в то время не была признана обществом или законна. Однако многие аналитики подчёркивают, что граница между лингвистическими выражениями дружбы и любви в то время была более расплывчатой, чем сегодня, это скорее наследие романтизма, под сильным влиянием которого находились все три женщины.

Читайте также:  Сколько страниц в рассказе оранжевое горлышко бианки

© Wind (по материалам сети Интернет)

Примечание к биографии:

Фантастическое в творчестве:

В то время как все остальные шведские писатели строгие реалисты, пишет переводчица Любовь Хавкина, Сельма Лагерлёф возвращается к романтизму и возрождает его в новых формах. Она исходит из народных сказаний и легенд и плетёт яркие, красивые и необычные узоры с помощью своей богатой фантазии.

Уже в первом романе «Сага об Иёсте Бёрлинге» (1891) С. Лагерлёф отказывается от точного копирования действительности и природы и отдаёт дань фантазии и сказочности. Это скорее собрание народных преданий и легенд Вермланда. Лагерлёф заставляет жить, говорить и думать явления природы и различные предметы. Равнина и горы, пчёлы и птицы разговаривают, озабоченно пекутся о своих и чужих делах. Старые сани и кареты вспоминают весёлые поездки, которые они совершали в дни юности. Молоты в кузницах презрительно улыбаются, а пюпитры в конторе корчатся от смеха. Шхуны и паромы, гавани и шлюзы удивляются и спрашивают, не привезут ли железо из Экебю? А шахты разевают свои широкие пасти и громко хохочут. Многие из глав, построенные на легендах Вермланда, изобилуют порождениями народной фантазии. Злой заводчик Синтрам является людям в образе нечистого с рогами и хвостом, лошадиными копытами и косматым телом. Доврская ведьма приносит мор и распоряжается силами природы.

После этого романа писательница продолжала работать в сказочной манере, публикуя основанные на фольклорном материале, главным образом на народных легендах, сборники новелл и отдельные фантастические повести.

В 1899 г. выходит повесть «Предание одной господской усадьбы» — фантастическая история душевнобольного Гуннара Хеде, игра которого на скрипке возвращает к жизни Ингрид, а её любовь, в свою очередь, возвращает ему разум. «Деньги господина Арне» (1904) — трагическая повесть на тему мести и проклятия, где соседствуют живые и мёртвые, а месть совершается благодаря вмешательству высшей силы. Фантастична и повесть «Возница» (1912), героя которой, обитающего в царстве мертвецов, спасает и возвращает к жизни любовь.

Сказочная книга «Удивительное путешествие Нильса. » (1906-1907) сначала замысливалась как учебник для начальной школы. Писательница оживила карту Швеции, преподнесла её как удивительную сказку. Книга построена на народных шведских сказках и легендах. Географические и исторические материалы скреплены здесь сказочной фабулой. Вместе со стаей мудрой гусыни Акки с Кебнекайсе, на спине гуся Мортена Нильс путешествует по всей Швеции. В книге встречается множество животных и птиц, сохранивших свои естественные, природные особенности и наделённых в то же время многими человеческими чертами.

Немного сверхъестественного присутствует и в романе «Дом Лилиёкроны» (1911) — истории о дочери пастора, чья злая мачеха, возможно, на самом деле является водяным духом. Роман «Перстень Лёвеншёльдов» (1925) — историческая фантастика, в которой все, кто владеет перстнем, украденным с трупа генерала, прокляты его призраком.

В небольших рассказах писательницы нередко размываются границы между вымыслом и реальностью. Иногда она заимствовала элементы сказок или викторианского готического романа. Новеллы из сборников «Невидимые узы» (1894), «Королевы из Кунгахэллы» (1899), «Легенды о Христе» (1904), «En saga om en saga och andra sagor» (1908), «Тролды и люди» (1915, 1921) основаны как на исторических преданиях, так и на скандинавских сагах, легендах и песнях и христианской фантазии. Несколько историй связаны с идеей о том, что умершие люди могут возвращаться и взаимодействовать с живыми («Mamsell Fredrika», «Портрет матери», «Курган»). Вера в сверхъестественное влияет на мировоззрение людей, их образ мышления и действия («Новый год XX века», «Надпись на могиле»). Есть и литературные сказки («Подменыш», «Черстин Старшая и Черстин Меньшая»). Самая известная из религиозных легенд С. Лагерлёф — «Легенда о рождественской розе».

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал