Сказки которых нет в школьной программе

ТОП-5 книг не из школьной программы, которые нужно прочитать выпускнику

Школьная программа содержит массу роскошных произведений, но это лишь капля в литературном море. Предлагаем 5 великолепных произведений, которые не вошли в школьную программу, но однозначно принесут массу удовольствия и расширят внутренние горизонты читателей.

«Кратчайшая история времени» Стивена Хокинга

Имя британца Стивена Хокинга известно многим. Этот гениальный физик, увлеченный ученый, популяризатор науки и просто выдающийся Человек до недавнего времени был нашим современником. В 2018-ом его не стало. В наследство тем, кто продолжает жить, Хокинг оставил массу потрясающих открытий и научных трудов. Книга «Кратчайшая история времени» — один из них.

В ней нет сложных физических формул и терминов. Зато есть много захватывающей информации о происхождении Вселенной, планет и звезд, природе струн и черных дыр. «Кратчайшая история» — чтение для удовольствия и познания. Вселяет восторг перед чудом нашего мира и гением человеческого ума, способного прозреть время и пространство.

Советуем покупать редакции после 2005 года. Каждый год в «Кратчайшую историю» вносятся правки согласно новейшим научным открытиям. Чем более новым будет издание, тем более свежую информацию получит читатель.

Работа Хокинга дает объемное представление о нашем мире и помогает открыть для себя безграничные сокровища научного метода познания. Для многих эта книга точно станет путеводной звездой в выборе будущей профессии.

«Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера

Еще лет 5 назад роман «Над пропастью во ржи» входил в обязательную школьную программу. Сейчас он перенесен в список дополнительной литературы, которую учащимся старших классов рекомендуют читать во время школьных каникул. Естественно, читают его не все.

И очень зря. Книга Сэлинджера — просто роскошное повествование об экзистенциальном кризисе, который переживают практически все подростки. Главный герой романа — американец Холден Колфилд — симпатичный 17-летний парень со свежим, незамутненным социальными стереотипами взглядом на мир. Ему не занимать ума и честности.

На момент описанных в книге событий герой переживает острый кризис взросления. Мир взрослых кажется ему насквозь лживым, лицемерным, полным условностей, которые искажают истинную природу человека, заставляют подстраиваться под навязанные стереотипы.

Холден не может мириться с таким положением вещей и решается на бунт. Чем все это закончится и какие выводы для себя герой сделает, можно узнать, дочитав до конца это потрясающее произведение одного из лучших классиков американской литературы.

Многим юным Холденам роман поможет преодолеть свой собственный кризис взросления. Научит брать на себя ответственность за других, сохраняя при этом собственную сущность, искреннее и горячее сердце молодости.

«Чучело» Владимира Железникова

Роман писателя и драматурга Владимира Железникова «Чучело» обычно обходят вниманием. И совершенно незаслуженно. Книга была написана в 1983-ем. Однако тема, которую она поднимает, актуальна до сих пор и будет актуальна еще долго.

В своем «Чучеле» Железников поднимает проблему буллинга, школьной травли. Жертвой последней в романе становится Лена Бессольцева. Она — новенькая в классе, смешная и нескладная, как многие подростки, да еще и внучка «Заплаточника». Всего этого оказывается достаточно, чтобы сделать Лену жертвой насмешек и издевок одноклассников.

Ситуация усугубляется, когда героиня в порыве благородства и сострадания берет на себя вину другого мальчика. Не зная истинной подоплеки поступка, одноклассники превращают жизнь главной героини в настоящий ад. Прочтите «Чучело», чтобы узнать, чем это все закончится и сможет ли Лена сохранить свои прекрасные качества в условиях жесточайшего буллинга!

Книга Железникова поднимает вопросы противостояния толпе, сохранения собственной идентичности и смелости следовать тому, что правильно. Во взрослой жизни это еще не раз пригодится.

«Сахарный ребенок» Ольги Громовой

Повесть Громовой «Сахарный ребенок» переносит читателя в предвоенное время в СССР. Это время Сталинских чисток, арестов «врагов народа», лагерей для миллионов политзаключенных и их семей. Главная героиня — 5-летняя девочка Эля, всю семью которой арестовали и отправили в лагерь в Киргизии.

Эля — не выдуманный персонаж, а художественное воплощение реально пережившей все ужасы того времени москвички Стеллы Нудольской. Повесть написана по ее воспоминаниям. «Сахарный ребенок» потрясает не только кошмарами сталинских лагерей, но и силой духа людей, сумевших выстоять в таких условиях.

Произведение Ольги Громовой — пронзительная реальная история о прошлом страны. Однако она будет полезна каждому нашему современнику. Книга учит глубочайшему внутреннему мужеству, умению противостоять самым чудовищным обстоятельствам, способности находить внутри себя ресурсы для выживания и сохранения душевной целостности.

«Зеленая миля» Стивена Кинга

Литература хороша тем, что трогать душу могут не только реальные истории. Порой художественный вымысел — если он создан по-настоящему талантливым человеком — оставляет в сердце не менее глубокий след. Одним из таких произведений можно смело назвать роман знаменитого мастера ужасов Стивена Кинга «Зеленая миля».

Читайте также:  Юмористические рассказы чехова краткое содержание хамелеон

Действие романа происходит в прошлом веке, в одной из американских тюрем, являвшейся последним прибежищем заключенных-смертников. В этой страшной обители собрались все виды «человеческих особей»: убийцы, психопаты, откровенные мерзавцы. Но есть среди них и случайные жертвы обстоятельств.

Одна из них — огромный двухметровых негр Джон Коффи, обвиненный в убийстве двух детей. Несмотря на свой устрашающий вид, Коффи — сущий ребенок, добрейший человек и настоящий Дар Божий. Никакого преступления он не совершал, о чем смутно догадываются многие его сокамерники и надзиратели тюрьмы. Однако приговор уже вынесен. Джону остается только дождаться часа Х.

Удивительно — и в то же время закономерно, — что герой смиренно относится к своей судьбе. В нем нет протеста, возмущения, отчаянья. Почему так происходит, можно понять, прочитав и поразмыслив над романом Кинга.

«Зеленая миля» учит непредвзятому отношению к людям, пониманию, что порой за самой неприглядной внешностью скрывается удивительной красоты душа и, напротив, за начищенным до глянца фасадом может прятаться мерзкое чудовище с самыми низменными порывами. Понимание этого поможет избежать самых страшных ошибок в будущей взрослой жизни.

Источник

10 книг, которых нет в школьной программе по литературе, а зря

Делаем альтернативный список чтения на лето.

Из фольклора

В учебниках литературы начальной и средней школы обычно есть разделы фольклорных и фольклорно-литературных текстов. Например, в хрестоматии для пятого класса есть «Журавль и цапля», «Царевна-лягушка», «Солдатская шинель», а в начальной школе читают сказы Павла Бажова. Между тем в стандартный набор не укладывается так много интересного, выходящего за пределы привычных схем! Так, обращение к северным поморским сказкам, известным сейчас все больше благодаря Б. Шергину и С. Писахову, поможет узнать новые грани родного языка, поговорить о роли сказителя в бытовании сказки и весело провести время на уроке.

Из прекрасной словесности

Произведения Юрия Коваля

Иногда кажется, будто все депрессии у нас исключительно из-за того, что мы слишком мало читаем Коваля. В его текстах всегда есть неожиданный взгляд на мир, парадоксы, сюрпризы и море доброты. Одна фраза Коваля может занять умного ребенка минут на пять, ведь это нередко — отдельный особый сюжет. Как вот: «Что мне нравится к черных лебедях, так это их красный нос» или «Пельмени между тем в городе Карманове оказались отличные — большие, сочные, ушастые», а то и просто: «Слушай ухом!». Мечтается, чтобы младшешкольники вместо десятков малопонятных им стихотворений о нивах и рощах читали лиричные миниатюры Коваля к картинам Татьяны Мавриной, шестиклассники искали по карте путь, по которому строители самой легкой лодки в мире несли бамбук, а старшие школьники обсуждали Москву 60-80-х гг. с помощью его детективных повестей о Васе Куролесове.

О народах нашей страны

Автор: Наиль Измайлов

Для жителей самой большой и многонациональной страны наши школьники читают слишком много текстов, написанных русскими дворянами позапрошлого века, хотя, справедливости ради, мы помним, что у некоторых из них были даже африканские корни. На самом деле не помешало бы хоть иногда знакомиться с хорошими текстами, созданными авторами народов России, будь то народные эпосы и сказки или истории с описанием современного быта (нередко необычного, с точки зрения среднестатистического юного жителя мегаполиса). Взять, например, татар, которые составляют 4% населения России (а это, кстати, больше пяти миллионов человек, что равняется населению некоторых европейских стран вроде Дании или Финляндии). Пожалуй, это весомый аргумент, чтобы чуть глубже познакомиться с их культурой, например, через подростковые повести Наиля Измайлова «Убыр» и «Убыр-2», сюжеты которых основаны на татарском фольклоре. Это, конечно, жанровая литература, более того, хоррор, но может именно поэтому повести Измайлова дети прочтут быстро и с удовольствием.

О холокосте

Автор: Арт Шпигельман

Хорошей чертой нашей школьной программы по литературе было и остается чтение книг о Великой Отечественной войне. Здесь вряд ли есть какой-то устойчивый канон: в одних классах читают «А зори здесь тихие. », в других — «Сотникова» или «В списках не значился», и почти во всех — «Повесть о настоящем человеке». Как бы ни были важны и всеобъемлющи эти тексты, нельзя не признать, что порой мы прискорбно игнорируем общемировой контекст Второй мировой войны, в том числе историю Холокоста. Именно поэтому не лишним будет включить в круг чтения одну из ключевых книг по этой теме кого-то из зарубежных авторов. Почему мы советуем именно «Мауса»? Во-первых, потому что это комикс о Холокосте, и не рядовой, а единственный, получивший Пулитцеровскую премию. Во-вторых, для жителей эпохи сплошных картинок мы слишком мало уделяем внимания обучению детей работе с визуальными текстами.

О репрессиях

Автор: Ольга Громова

Как война затронула почти всех в стране, так и репрессии, в том числе раскулачивание, сказались на судьбе множества российских семей. В последние годы авторы с завидным постоянством пытаются сочинить книгу для современных подростков на эту непростую тему, получается у них с переменным успехом. Писатели колеблются между фантасмагорией («Сталинский нос» Ельчина или «Ленинградские сказки» Яковлевой) и личной историей, основанной на реальных событиях («Девочка перед дверью» Марьяны Козыревой, «Полынная елка» Ольги Колпаковой). Один из удачных примеров понятного и прямого разговора на тему репрессий — повесть Ольги Громовой «Сахарный ребёнок», сюжет которой основан на рассказе Стеллы Нудольской. Здесь и пресловутый 1937-й, и ответы на вопросы о человеческом достоинстве, и победа над страхами.

Читайте также:  Детский рассказ про воздух

О взаимоотношениях человека с искусственным интеллектом

Автор: Айзек Азимов

Каждый второй ребенок хоть раз да принимал участие в мастер-классе по конструированию и программированию робота из Lego или Arduino, и почти ни один понятия не имеет, что такое «три закона робототехники» и какие риски подстерегают человечество на пути тотальной роботизации и развития искусственного интеллекта. Удивительно, но до сих пор сборник фантастических рассказов Айзека Азимова более чем полувековой давности остается плодотворной почвой для знакомства с этой проблематикой. К тому же три закона робототехники придумал именно Азимов, и, как говорил один замечательный киногерой, «не знать этого просто неприлично».

О поиске любимого дела

Кит плывёт на север

Автор: Анастасия Строкина

С каждым годом выпускнику все сложнее решать, кем он хочет стать, когда вырастет. Одни профессии вот-вот уйдут в прошлое, другие — очень уж новые и неожиданные, прогнозы о перспективе третьих — очень уж туманны. Попробуй-ка, выбери тут между призванием и «эффективной самореализацией»! Мы не будем говорить о необходимости включения современных курсов по профориентации в школьную программу (хотя, может, стоило бы), зато упомянем Мамору, зверя, выдуманного Анастасией Строкиной, который изо всех сил ищет свой остров, плавая по северным морям на спине кита. Если не найдет, то превратится в камень, поэтому нужно очень внимательно прислушиваться к себе, не забывать про слова учителя о лучших и худших учениках и, конечно, обдумывать сны-сказки! При первом обращении к тексту кажется, будто перед нами этакий авторский пересказ алеутского фольклора, стилизованный под «Маленького принца» Сент-Экзюпери, но все совершенно не так, потому что у алеутов нет фольклора как такового (Анастасия Строкина сама его выдумала), к тому же в этой истории все заканчивается хорошо.

О животных

Автор: Стас Востоков

Существует великое множество книг о животных, однако мы с удивлением обнаруживаем, что далеко не все дети с удовольствием читают любимых нами в детстве Бианки, Пришвина и Сетона-Томпсона. Школьникам неожиданно скучны описания природы, не хочется погружаться в произведения слишком трагичные, а ещё некоторые читатели не слишком хорошо понимают, когда герой, заядлый охотник, искренне любит живую природу. Возможно, пора предложить детям произведения, написанные в соответствии с нынешними экологическими воззрениями. Например, современный писатель Станислав Востоков (художник по образованию, работавший в московском зоопарке и разного рода зоозащитных организациях, в том числе в Том Самом зоопарке Джеральда Даррелла) сочинил экологическую сказку «Криволапыч». Текст нередко сравнивают с «Недопёском» Юрия Коваля, якобы за сочетание темы хорошего отношения к животным и динамичного детективного сюжета. Главный герой истории, енотовидный пёс Криволапыч, отправляется на поиски рая, а оказывается в финском заповеднике, где ему придется спасаться от охотника из «Общества защиты от животных». Помогать Криволапычу будут лис Веган и Пекка из Общества охраны животных, а читатель книги узнает о работе современных зоозащитников и устройстве заповедников сегодня.

О школьном буллинге

Чуть ли не каждый взрослый был жертвой школьной травли, её участником или организатором. Все выросли довольно неплохими людьми, социализировались и адаптировались в обществе, однако почти все убеждены: буллинг — это опыт, без которого лучше обойтись, вне зависимости от роли, которую ты в нем играешь. Все хотят для своих детей хороших, доброжелательных одноклассников и внимательных, умных учителей. Наивно было бы думать, будто книжка о буллинге способна это обеспечить, однако именно книжка, прочитанная и ставшая предметом обсуждения в классе, может стать одним из шагов по профилактике и преодолению школьной травли или её предпосылок. Это совсем не обязательно должна быть книжка-картинка Тассиеса, ведь подобные притчи с необычными рисунками, минимумом текста и многочисленными метафорами, требующими дополнительных разъяснений, не являются мейнстримом в нашем детском чтении. Однако может быть как раз поэтому стоит уделить время данной «неформатной» книге, а не более привычным, вроде повести В. Железникова «Чучело» или «Шоколадной войны» Р. Кормье.

Об инклюзии

Автор: Р. Дж. Паласио

Инклюзивное образование, да и в целом интеграция инвалидов в общественную жизнь, в стране скорее декларируется, чем осуществляется всерьёз. Слишком мало у нас необходимых ресурсов: безбарьерной среды, тьюторов, социальных работников, курсов переподготовки учителей и всего остального, в том числе умения принять и интегрировать в коллектив «иного». Книга о принятии «иного», пятиклассника Августа Пулмана, в коллектив, станет хорошим поводом для школьников спросить себя: а что бы они сделали, если бы к ним в школу пришёл мальчик, лицо которого похоже на страшную маску? Вариантов не так уж много: испугаться, игнорировать, дразнить, унижать, попробовать подружиться. Последний кажется самым правильным, и он же — самый трудный, это мы поймем, когда прочитаем повесть «Чудо», если ещё не осознали на собственном опыте. В прошлом году книгу экранизировали, и просмотр фильма «Чудо» по следам чтения может дополнить разговор на этические темы дискуссией о бытовании историй в разных форматах.

Источник

Сказки которых нет в школьной программе

Убиваем русскую классику. Опять.

Читайте также:  Рисунок на тему царь салтан 3 класс сказка о царе салтане

Школьная программа по литературе – отдельный адский котёл, в котором проблем всегда варилось больше, чем достоинств. С одной стороны, там много действительно нужных и классных вещей, которые часто не умеют преподавать. С другой – учебники ломятся от замшелого мусора и произведений, которые в школе проходить откровенно рано.

Мы взяли на себя нелёгкую миссию по облегчению страданий российского школьника. В этом тексте собраны авторы и произведения, по которым плачет поганая метла. Не забывайте о том, что список субъективный и о том, что в образовании действительно полно других проблем. А хороший учитель решает большую их часть.

Древнерусская литература

Пока на математике не начнут учить счёт древних русов, былинам нечего делать в учебниках по литературе. Альтернатива: завести курс мифологии или культуры, где всё это будет в контексте и в тему. И ни в коем случае не мучить отрывками из «Слова о полку».

Чем заменить: Ничем. На литературе и так не хватает часов на нормальные произведения. Пока просто обрезаем лишнее.

Державин и прочая поэзия до Пушкина

Гавриил Державин – флагман этого жанра. Он старше Пушкина на смешные 56 лет, но в творчестве их как будто разделяет несколько столетий. Его оды тяжело читаются, плохо запоминаются и никогда вам не пригодятся. Единственная его роль в вашем обучении – побыть творческим наставником Пушкина в паре трогательных абзацев. И всё.

К счастью, в современных программах сократили время на изучение этого шкафа с антиквариатом. И никакого дизреспекта старым поэтам – просто они не помогают школьникам разбираться с культурой и языком. Вот в универе, на литературном, филологии или журналистике – снова здравствуйте. Остальные спокойно проживут без Державина.

Чем заменить: Часы, сэкономленные, на старой школе, можно пустить на расширение литературы XX века. Её во всех программах позорно мало, хотя должно быть больше всего остального.

Александр Островский

В 2012 году Островского вместе с Лесковым уже пытались убрать из школьной программы и заменить на современных писателей. Правда, тогда инициатива не понравилась, кажется, лично Владимиру Путину. Поэтому школьники нового поколения, как и мы, всё ещё мучаются с «Грозой» и «Бесприданницей».

На самом деле проблема очень проста. Дети просто не в состоянии понять и прочувствовать Островского. В этом возрасте можно заинтересоваться и остроумным Фонвизиным, и Грибоедовым, и вообще кем угодно. Но Островский – это часы бесполезных мучений, которые пригодятся только будущим театралам. И то вряд ли.

Пришвин и Паустовский

Михаил Пришвин с собакой

Более интересные вещи есть за пазухой даже у Афанасия Фета, которого явно обманули, включив в учебники только самые ущербные и графоманские стихи. Фет – в порядке, Пришвин и Паустовский – нет. Причём настолько, что никто из них даже не достоин отдельного пункта.

Константин Паустовский в листве

Чем заменить: А как насчёт Александра Фадеева? Мужчина написал потрясающий роман «Разгром», которого никогда не было в школьной программе. Зато школы до сих пор не избавились от «Молодой гвардии», которую изгадила подлая советская цензура. Сам Фадеев по этому поводу, кстати, спился и застрелился. Так что читайте «Разгром».

«Война и мир» Толстого

В моё время учителя хитрили как умели: включали нам экранизацию от Сергея Бондарчука, чтобы мы запомнили хоть что-то. При этом они ставили на паузу, чтобы потратить двадцать минут на культовое описание дуба. Это смешно, но педагоги уловили главную мысль – школьники не будут читать «Войну и мир».

Чем заменить: Другими произведениями Толстого. Только не «Анной Карениной». Там всё ещё сложнее и уж точно не для детей.

Александр Твардовский

К моменту, когда вам показывают Василия Тёркина, вы уже знаете, что такое русский язык. Вы читали «Евгения Онегина» Пушкина, «Мцыри» Лермонтова. Даже «Двенадцать» Блока, если я правильно помню. И буквально всех футуристов! На их фоне «Тёркин» выглядит как кривая и неуместная пародия. Какая ещё «переправа-переправа»?

И мало того, что «Василий Тёркин» попрал наши молодые жизни, так ещё и поиздевался над заслуженным человеком. Несчастный Иван Бунин начал получать советские литературные премии только после того, как натужно похвалил Твардовского.

Чем заменить: Любым поэтом, не вызывающим тошноту. Брюсовым, Сологубом, Северяниным, гениальным Хармсом. Буквально кем угодно. А если нужно обязательно зацепить войну, то я бы добавил в программу «Репортаж с петлёй на шее» Фучика.

«Доктор Живаго» Пастернака

Чем заменить: Чем-нибудь из Анатолия Мариенгофа. «Циники» подойдут идеально. Коротко, ёмко и написано великолепнейшим русским языком. Никакого мучительного превозмогалова.

Александр Солженицын

Он плох даже в том, в чём должен быть хорош по определению – в критике коммунизма. Никто не упоминает Александра Исаевича чаще, чем сторонники СССР. «Он же всё наврал!» – кричат они, потрясая «Капиталом» и колбасой по 2 рубля 30 копеек. А мы отвечаем, отгоняя запах шампуня «Желтковый», что не учим историю по Солженицыну.

Чем заменить: «Колымскими рассказами» Варлама Шаламова. Та же тема, но на сто голов выше. Хотя, если сравнить объективное качество, подойдёт даже «Колыма» Дудя.

Татьяна Толстая

Чем заменить: Если мы строим совсем уж утопию, то Владимиром Сорокиным. А если поближе к реальности, то подойдут и Иванов, и Санаев, и Саша Соколов. Особенно книжка «Школа для дураков».

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал