Сказки которые являются основным инструментом корректировки страха и фобий у детей это

Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции детских страхов

Ольга Затонская
Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции детских страхов

Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции детских страхов.

О роли и значении сказки в формировании положительных качеств характера и развитии психических процессов у детей написано много. Ее значимость подчеркивали К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и многие другие великие деятели педагогической и психологической науки.

Сказкотерапия- лечение сказками, при котором происходит совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Если рассматривать сказку с различных позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимостми.

Если ребенок с раннего детства начнет осознавать «сказочные уроки»,отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка, соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Сказкотерапия- это образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это перенос сказочного смысла в реальность. И если взрослые не просто читают детям сказки, но и совместно размышляют над ними, то начинает работать принцип осознания взаимосвязи смысла сказочной ситуации и реальной жизни.

Сказкотерапия- это еще и процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Это возможность поверить в свои силы.

Сказкотерапия- это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные черты личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности.

Коррекционно-профилактическая работа начинается с беседы о страхах.

Беседа помогает проработать с чувством страха, подчеркивая его нормальность и даже необходимость в некоторых ситуациях. Часто только лишь понимание ребенком того, что он не одинок в своих переживаниях и что его чувства принимаются окружающими, уже оказывает терапевтическое воздействие.

Необходимость использования сказкотерапии в коррекции и профилактике страхов у дошкольников не вызывает сомнений.

Сказкотерапевты Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и А. М. Михайлов отмечает широкий спектр воздействия кукол на детей. Как средство перевоплощения, кукла облегчает процесс постановки спектакля, так как далеко не каждый ребенок, в силу тех или иных причин, способен играть на сцене. С другой стороны, материализуясь в кукле, страх лишается для ребенка своей эмоционально напряженной составляющей. Наделяя куклу теми или иными характерологическими чертами, ребенок получает опыт обратной связи, он видит и ощущает результат своего воздействия на куклу.

В практике сказкотерапиииспользуются три варианта кукол: куклы-марионетки (очень просты в изготовлении, могут быть без лица, что дает ребенку возможность для фантазирования); пальчиковые куклы; куклы теневого театра (используются, преимущественно, для работы с детскими страхами).

В работе куклы используются для решения психодиагностического и психокоррекционного характера. Чтобы определить наиболее подходящую тактику преодоления страхов посредством игры с куклами, А. И. Захаров предлагает сначала провести наблюдения за самостоятельной игрой ребенка в естественных условиях. После этого по рекомендации автора проводятся терапевтические сеансы в игровой комнате. Ребенку предоставляется возможность самостоятельного выбора игрушек и материалов. Для игры надо заранее подготовить игрушки, похожие на тот предмет, которого дошкольник боится, и разыграть сюжет, в котором он может «расправиться» со своим страхом, тем самым избавившись от него. Психологический механизм устранения страхазаключается в перемене ролей: когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом.

Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу. Ребенку предоставляется возможность испытать в терапевтически ориентированной игре ощущения собственной силы и решимости. Поэтому, если ребенок принимает в игре роль страшного для него персонажа и разыгрывает с ним ряд игровых действий, то этого иногда бывает достаточно для того, чтобы избавиться от страха.

Непосредственно для психокоррекционной работы со страхами используются куклы теневого театра. Они изготавливаются из черного картона методом вырезывания или обрывания самими детьми. К полученному конкретному или абстрактному воплощению страха прикрепляется нитка или палочка, позволяющая водить ее по экрану.

Оживляя свой страх, играя с ним, ребенок бессознательно запечатлевает то, что он может сам управлять своим страхом. Ребенку предлагается придумать историю про свой страх, разыграть ее. После окончания спектакля куклы-«страхи» уничтожаются.

Кроме катартического эффекта, кукла может нести и обучающий, например в ситуации болезненных медицинских процедур. Сказкотерапия и куклоте-

рапия основана на методе идентификации героев мультфильмов и сказок. Сказочный персонаж (кукла) используется в постановке сценки, сюжет которой является травмирующей для ребенка. Одной из таких ситуаций можно назвать ситуации болезненных медицинских процедур. Так, например любимый герой попадает в «страшную историю» и успешно справляется с ней. Таким образом, происходит предварительное обыгрывание болезненных процедур на куклах. Такая система была описана в работе А. И. Тащевой и С. В. Гридневой по психологической коррекции страха медицинских процедур у дошкольников.

Кукла, выступая атрибутом, воплощает в себе противоположные эталоны человеческих поступков и качеств, которые наиболее ярко представлены в сказках.

Привлекательность сказок для психологической коррекции состоит в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок в сказках проживает проблемы, через которые проходят сказочные герои. И, несомненно, наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок.

Существует несколько приемов работы со сказкой: анализ, рассказывание, переписывание, сочинение новых сказок.

Во время работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами.

Принципы работы со сказками:

Каждая сказка уникальна. Однако использование сказкотерапии предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.

1. Принцип осознанности.

Основной акцент делается на осознании причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимании роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача- показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.

2. Множественность (понимание того, что одно и то же событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов).

Задача-показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

3. Связь с реальностью (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок).

Задача- кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Схема размышления над сказками и их обсуждение:

*Основная тема- понимание основных идей сказки.

Вопросы: О чем эта сказка? Чему она нас учит? Как мы можем использовать сказочные знания в нашей жизни?

*Линия героев сказки. Мотивы поступков.

Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом.

Вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле?

Читайте также:  Кроссворд на тему сказки чуковского

*Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей.

Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки. Имея набор способов решения проблем мы можем выбирать нужный способ в зависимости от ситуации.

Вопросы: Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Самостоятельный или передающий ответственность?

*Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе.Здесь важно понять общую направленность героя: созидательную или разрушительную позицию по отношению к другим героям и окружающему миру в целом.

Обсуждение поступков героя относительно окружающих- что они им приносят? Меняется ли его позиция в разных ситуациях?

Важно осознать, какие чувства вызывает у героя то или иное событие и почему? Следует обсудить чувства детей в процессе прослушивания сказки, отдельных ее эпизодов.

*Образы и символы в сказках.Осознание образа героя: какое внутреннее содержание несет конкретный сказочный образ, что он из себя представляет.

Для детей разного возраста существуют разные типы вопросов. Вопросы к анализу текста должны быть прежде всего доступными для детей, а все слова – точными и понятными. Целесообразно использовать только «открытые вопросы», т. е. вопросы, предполагающие развернутый ответ. Такие вопросы являются наводящими, помогающими ребенку найти ответ на главный вопрос. Важно, чтобы вопросов не было слишком много, это утомляет детей и нарушает их восприятие произведения.

В коррекционной работе обязательно должна быть реализована задача, направленная на снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. Одним из способов снятия напряжения является рисование. Необходимо отметить, что сказкотерапия используется в сочетании с рисуночной терапией, применение этих методов дает более эффективные результаты. Дети с нарушениями эмоциональной сферы обычно с трудом выражают свои проблемы вербальным путем, а рисование- самый доступный способ самовыражения. Кроме того, изучение детских рисунков позволяет лучше понять переживания внутреннего мира.

Эффективность коррекционной работы определяется разнообразием методов и форм используемых специалистом. В решении проблемы коррекции детских страхов для меня наиболее приоритетным является сказкотерапия. Данный метод помогает активизировать внутренние ресурсы ребенка, ориентирует на собственные возможности в преодолении страха.

Одним их важных условий в работе с тревожными и боязливыми детьми является тесная взаимосвязь с семьей и педагогами. Только совместно можно помочь ребенку обрести чувство психологического комфорта.

В работе была использована следующая литература: Зинкевич Т. Д. – Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»; Захаров А. И. «Неврозы у детей»; Костина Л. М. «Игровая терапия с тревожными детьми»; Справочник педагога-психолога (журнал 04,2011).

«Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми.» Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми. Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития.

Доклад: «Сказкотерапия и песочная терапия как метод работы с детьми» Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Поэтому одним из приоритетных направлений нашего.

Игра как средство преодоления детских страхов. Консультация для родителей Страх – одна из первых эмоций, которую испытывает младенец. Вполне вероятно, что даже самая первая считают многие врачи и психологи. Родителям.

Игротерапия как метод коррекции агрессивности у детей В статье рассмотрена диагностическая и коррекционная программа по к по агрессивному поведению детей дошкольного возраста на основе игротерапии.

Музыкальная терапия как метод профилактики девиантного поведения младших школьников Одной из актуальных проблем младшего школьного возраста является проблема девиантного поведения. В каждый период развития личности ребенка.

Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста Презентация. Меня зовут Науменко Наталья Ивановна. Я педагог психолог детского сада №45. Города Шахты. Тема моей презентации «Методы и приемы.

Программа психолого-педагогической коррекции страхов у дошкольников Введение Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула (А. Ребер). Страх.

Сказкотерапия с элементами арт-терапии как инновационный и активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и родителя «Сказкотерапия с элементами арт-терапии как инновационный и активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и родителями» В наше время.

Стретчинг как метод профилактики нарушений осанки МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида» Стретчинг как метод профилактики нарушений осанки (Консультация для родителей) Подготовила.

Тестопластика как метод арт-терапии в психолого-педагогической коррекции нарушений в интеллектуальном развитии у детей с ОВЗ В настоящее время в нашем обществе остро встает вопрос социально-педагогической адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными.

Источник

Сказки которые являются основным инструментом корректировки страха и фобий у детей это

Ожидайте

Перезвоните мне

Аннотация: Статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений.

Статья:

Что делать, когда ребенок плачет по ночам и отказывается один ложиться в кроватку? Почему всегда активный малыш перестает интересоваться играми, становиться вялым и капризным? Конечно, эти симптомы можно списать на внезапную простуду или на возрастные кризисы, но зачастую причиной их становятся страхи, которым в той или иной степени подвержены все дети. [1,ст. 5]

Что же такое детские страхи? Нарушение сна или другое психическое заболевание ребенка? А может, выдумки детей в попытке обратить на себя внимание взрослых?

Итак, страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающие в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия.

Страхи могут возникать в результате подражания тем, кто боится, или как реакция на эмоционально значимые ситуации (испуг, тяжелая болезнь родных и близких, трудноразрешимый конфликт в детском учреждении семье и т.п.)

По продолжительности страхи бывают кратковременными (15-20), быстропроходящими после успокоительной беседы, и затяжными (1-2 месяца). [5, ст. 12]

Также страхи подразделяют на ситуативные и личностные, реальные и воображаемые, острые и хронические.

Ситуативный страх возникает в необычной, опасной или шокирующей взрослого человека или ребенка об­становке (например, при стихийном бедствии, на­падении собаки и т. д.).

Личностно обусловленный страх предопреде­лен характером человека, например его повышен­ной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.

Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображае­мый и хронический — особенностями личности. [2, ст. 3]

Сам по себе страх – продуктивная эмоция. Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Однако существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх делает из ребенка невротика.

В связи с этим остро встает вопрос о коррекции страхов.

Многие авторы рассматривают возможность коррекции страхов у детей различными методами, но мы остановимся подробнее на методе сказкотерапия.

Термин «Сказкотерапия» появился в русском языке сравнительно недавно. И, поэтому у разных людей, специалистов сказкотерапия вызывает многообразные ассоциации. Для одних – это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.

Сказкотерапия одно из самых молодых направлений практической психологии. Но, с другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова.

Особо эффективной сказкотерапия является в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это объясняется несколькими причинами: с одной стороны, у детей сильно развит механизм идентификации, что является незаменимым приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому. Сказка начинается с интереса, а все что вызывает интерес, проникает во внутренний мир человека быстрее и глубже. Сказка адресуется и воспринимается не только умом, поэтому сознание и подсознание становятся союзниками, а не соперниками. В сказке, возможно, все и в ней всегда счастливый конец – то есть она помогает личностному раскрепощению и открытию творческого потенциала. Сказка – зеркало, отражающее мир через призму личностного восприятия человека. [4, ст. 7]

Читайте также:  Рисунок к рассказу почему осеева своими руками

Всем известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь нет ментальных ограничений, существующих в обыденной жизни. Здесь можно не бояться мечтать, строить образы будущего, желаемого.

Таким образом, сказка раскрывает человеческую потенциальность. Обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок переносит его на реальные ситуации.

Сказкотерапия хороша тем, что умещает в себе всю «технологическую кухню» от диагностики до коррекции, включая профилактику и развитие индивидуальности. В сочетании с тем, что она органично синтезируется со всеми известными методами психотерапии, применима как в индивидуальной работе, так и в групповой, подходит для любого возраста, сказкотерапию можно назвать полифоническим методом. [4, ст. 9]

Доктор психологии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных.

Так же по ее мнению выделяются следующие принципы работы со сказками:

Принцип осознанности – включает в себя осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета и понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Принцип множественности – осознание того что, одно и тоже событие, ситуация моет иметь множество значений и смыслов.

Принцип связи с реальностью — это понимание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает некий жизненный урок.[3 ст. 16]

Используя метод сказкотерапии, психологи ведут коррекционную работу с агрессивными и тревожными, застенчивыми и замкнутыми, чрезмерно подвижными и невнимательными детьми. С помощью сказки можно эффективно преодолевать нарушения самооценки, несобранность и медлительность, трудности в общении и обучении и, конечно же, бороться с такой распространённой проблемой, как детские страхи.

Наиболее распространенным страхом у дошкольников, является страх темноты. В темноте есть нечто мистическое, волшебно пугающее, волнующее. У детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых (недаром им так близки сказки), именно поэтому неудивительно, что темнота часто вызывает у них панический ужас.

Сказкотерапевт Д.Соколов считает, что изначальный страх могут победить другие эмоции (любовь, вина, обида), расширение границ (узнавание мира таким, какой он есть его объективацию) или плата за приобретение смелости и предлагает оригинальную картотеку психотерапевтических решений данной проблемы.

Схема сказочного сюжета:

Зайчик боится темноты. Встретил друга котёнка. Пошли вместе исследовать ночной лес. Чудовище оказалось веткой, страшный «желтый» глаз – фонарём. Встретившийся филин услал их спать, сказав, что дети ночью по лесу не гуляют.

Принцип решения: помощник (такой же, как герой). В самое пекло. Узнавание. Границы.

Схема сказочного сюжета.

Мальчик дружил с Солнцем и боялся Ночи. Ночь ушла. Солнышко без неё устало, стало плакать. Мальчик пошёл звать Ночь и её дочь Темноту. Те вернулись, и все сдружились.

Принцип решения: утрированная победа, её негативные последствия. Для кого-то (покровителя). Диалектика.

Схема сказочного сюжета:

Крот влюбился в бабочку. Стал оставаться по утрам, любоваться её полётом. Раньше он думал, что слепой, при дневном свете оказалось: видит!

Принцип решения: противоположность. Любовь. Постепенное привыкание. Отвлечение.

Схема сказочного сюжета:

Медвежонок потерялся в лесу, боялся идти домой из-за темноты. Светящаяся блоха попросила его перенести её на поляну, где у них – блох – собрание. Там обещала заклинание против страха. По дороге кусала, но светила. На поляне медвежонок выучил: «Э-ге-ге, о-го-го, не боюсь я ничего!» и побежал домой.

Принцип решения: промежуточная цель (конфетка посередине). Плата. Интернализация ресурсов.

Схема сказочного сюжета:

Алёнушка боялась темноты. Осталась дома на ночь с Иванушкой. Везде жгли свет. Иванушка поранился ножом, Алёнушка испугалась, побежала через поле за доктором. Только провожая доктора обратно, заметила, что совсем не боится темноты.

Принцип решения: вытеснил другой страх. Внезапность. Для кого-то (меньшего).

Схема сказочного сюжета:

Мама оставила мальчика-трусишку одного ночью. Он возмутился, оделся и пошел все рассказать бабушке. Та жила на другом конце города. Прошел через все темные улицы и дворы, нажаловался; пока возвращался, засыпал по дороге да где-то страх и потерял.

Принцип решения: обида злость. Против кого-то. [5. ст. 18]

Опираясь на данные схемы, а также на собственные знания и творческие способности, специалисты и родители без особого труда могут составить эффективную персонализированную сказку для боязливого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.

Таким образом, сказкотерапия не только обладает большой привлекательностью и ценностью, но также является универсальным и очень доступным в практической работе психокоррекционным методом.

Список литературы.

Голутвина В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться / Вера Голутвина – М.: Гелиос

Захаров А.И. дневные и ночные страхи у детей – «Серия психология ребенка». – СПб 2000.

Пономарева В.И. Там на неведомых дорожках… Из практики сказкотерапии. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008

Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь: М.: Сфера,2008

Источник

Сказкотерапия в коррекции страхов детей младшего школьного возраста

специалист в области арт-терапии

Психолого-педагогический ресурс сказкотерапии в коррекции детских страхов

Psycho-pedagogical resource fairy-tale therapy in the correction of children’s fears

Морошкина Марина Викторовна

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», Тверь

Moroshkina Marina Viktorovna

Of the «Tver state University», Tver

Проанализировав литературные источники, изучив применение данных техник на практике, автор под руководством д-р психол. наук, проф.А.Л. Сиротюк подтверждает свои предположения о положительном влиянии сказкотерапевтических техник на снижение количества страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Abstract: this article discusses the problem of application skazkoterapiya techniques in the correction of children’s fears in preschool age. The subject of research is the techniques of fairytale therapy as a method of correction of fears of children of preschool age. The aim of the study based on the results of theoretical studies to develop and test the program of correction of fears of children of preschool age by means of skazkoterapii to conduct a theoretical and empirical study of the problem of fears of children of preschool age.

After analyzing the literature, examining the application of these techniques in practice, author under the guidance of Dr. psikhol. Sciences, Professor A. L. Sirotyuk confirms their assumptions about the positive impact skazkoterapiya techniques to reduce number of fears of children of preschool age.

Основные методы исследования: обобщение, классификация, сравнение, систематизация, анкетирование, математическая статистика, анализ и психолого-педагогическая интерпретация полученных результатов.

Ключевые слова: сказкотерапия, страх, сказкотерапевтическая коррекция, техники сказкотерапии, интеграция, метафора.

Keywords : the therapy, fear, skazkoterapiya correction techniques skazkoterapii, integration, metaphor.

В процессе работы были получены сведения о влиянии сказкотерапевтических техник на снижение количества страхов у детей дошкольного возраста.

Актуальность темы статьи обусловлена рядом факторов: в последнее время растет количество и интенсивность проявленности страхов (в том числе психосоматические последствия) у детей дошкольного возраста, что детерминировано сензитивностью этого возраста к появлению и закреплению страхов. Негативное влияние страхов на жизнь человека, тем более ребенка, обусловливает необходимость диагностики и психологической коррекции как самих страхов, так и их проявлений.

В связи с тем что многие виды психотерапии имеют возрастные ограничения в применении в дошкольном возрасте, одним из наиболее адекватных и органичных для работы с детскими страхами методов психологической коррекции является достаточно распространенное в настоящее время направление арт-терапии — сказкотерапия. Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказки или сказочной истории для воспитания, образования, развития личности ребенка и, при необходимости, коррекции поведения или внутренних конфликтов.

Читайте также:  Как пишется слово издержки

Существенный вклад в развитие сказкотерапии внесли отечественные психологи и педагоги М. В. Осорина, Е. Н. Лисина, Е. А. Петрова, А. Н. Азовцев, И. В. Вачков, Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева, А. И. Константинова, Т. М. Грабенко, Д. В. Соколов, А. В. Гнездилов, а также зарубежные психотерапевты Э. Фромм, Э. Берн, Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, А. Менечетти. Их разработки предлагают различные варианты сказкотерапевтического процесса работы с детьми.

По мнению психологов, сказкотерапия — самое лучшее воспитательное средство. Плюсы сказкотерапии заключаются в том, что сказки воспитывают, обучают и развивают детей; расширяют их самопознание, способствуют нормальному психо-речевому развитию, формируют социально-эмоциональное поведение, стимулируют развитие мыслительной деятельности, творчества и непосредственности.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет следующие разновидности сказок, которые могут использоваться в сказкотерапии: художественные сказки позволяют начинающему сказкотерапевту не нагружать себя придумыванием «правильных» сказок. Нам оставлено такое большое наследие, что есть из чего выбирать. При этом мы должны помнить, что народные сказки дают нам «концентрат» мудрости, а авторские истории чудесно «разбавляют» его образами, чувствами, отношением, интерпретацией. В создании психокоррекционной сказки нам поможет жизненный опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты нами в детстве, и мы можем поделиться этим с ребятами в сказочной форме. Подобные сказки особенно необходимы детям, которые имеют негативный социальный опыт. Позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там самый настоящий «энергетический фундамент личности», компенсируя дефицит родительского тепла. Психотерапевтически е сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений [5].

Работа со сказкой помогает как педагогу, так и родителю наиболее быстро установить доверительный контакт с ребенком. Этому способствует то, что сказка содержит не прямые, а завуалированные указания, рекомендации, модели поведения и таким образом способствует усвоению новых знаний о мире, не вызывая у детей протеста или отторжения. Герой сказки, преодолевая разнообразные трудности, получает возможность изменения – перехода на качественно иной уровень. Сказки описывают глубинный опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Воздействуя на бессознательном уровне, сказки включают адекватные механизмы защиты Я, в частности адаптационные механизмы, помогающие преодолеть кризис.

Одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула, – это страх. Страх позволяет избежать опасности, так как играет своеобразную защитную роль [2]. А. И. Захаров рассматривает страх в детском возрасте как основную движущую силу невротического развития личности. У старших дошкольников (5–7 лет) в наиболее выраженной форме наблюдаются следующие страхи: пожара, стихии (конкретно — землетрясения), глубины и наказания со стороны родителей. Кроме этого свойственны детям 6-летнего возраста страхи нападения, животных (змей, медведя), страшных снов и огня.

Важно выделить три главных момента в предупреждении появления детских страхов: никогда не следует пугать ребенка ради послушания, никогда не стыдить его за испытываемый страх, никогда не оставлять одного в незнакомой ему обстановке [3].

Коррекция детских страхов методами сказкотерапии рассматривается как систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов. Терапевтический эффект применения техник сказкотерапии заключается в изменении состояния зависимости от конкретного страха у ребенка [6].

Для коррекции страхов у детей дошкольного возраста можно использовать следующие техники сказкотерапии [4]:

П ереписывание сказок – переписывая сказку, ребенок, подросток или взрослый сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состо​янию сюжет и конец. Он находит тот вариант, который позво​ляет ему освободиться от внутреннего напряжения. В этом — психокоррекционный смысл переписывания сказок. Не всем детям хорошо дается эта техника сказкотерапии. Затруднения возникают в формулировке своих мыслей и отображении их на бумаге.

Р азыгрывание сказок – наиболее любимая детьми сказкотерапевтическая техника. Такие занятия проходят весело, оживленно. Дети покидают занятия в веселом расположении духа и всегда ждут продолжения. Драматизация хороша сама по себе, а в рамках сказкотерапии, с заложенной победой добра и сказочной атмосферой, она показывает себя, как один из наиболее успешных коррекционных и развивающих приемов. Слушая или читая сказку, ребенок проигры​вает ее в своем воображении. Он представляет себе место дей​ствия и героев сказки. Таким образом, ему видится целый спек​такль.

— Совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений.

— Нести ответственность за управление куклой.

— Проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять.

— Осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы.

— Научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Как и имидж-терапия всегда привлекательна для детей страшего дошкольного возраста. В основном, все дети с удовольствием принимают участие в примерке нового образа. Ведь в сказочном образе из скромной простушки на вас может взглянуть королева, полная самолюбия и коварства, волшебник, который еще не определился — вол​шебник он или колдун. Или, наоборот, основательный и рас​планированный своими родителями ребенок с удовольстви​ем превращается в королевского шута.

Статические медитации. Под музыку рассказывается ме​дитативная сказка, дети находятся в лежачем или сидячем по​ложении, в расслабленном состоянии. Цель — снять напряже​ние, достигнуть эмоционального равновесия.

• первая группа связана с перевоплощением (в животных, в камень в дом, подоконник, полотенце и т. д.);

• вторая группа приемов связана с погружением в различ​ные стихии (земля, вода, воздух, огонь);

• третья — с изображением растений;

• четвертая — упражнения с тканью;

• упражнения с зеркалом;

• танцы (по материалам Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой) [5].

Таким образом, каждая форма сказкотерапии направлена на работу с личностью, с индивидуальностью, каждого ребенка.

Исследование возможностей сказкотерапевтических техник в коррекции страхов дошкольников проводилось в старшей группе ДОУ № 158, город Тверь. На констатирующем и контрольном этапе опытно-экспериментальной работы диагностика наличия и количества страхов проводилась с использованием методики М. А. Панфиловой «Страхи в домиках». Констатирующий срез предоставил исходные данные об общем количестве и распределении по группам страхов, требующих коррекции. Коррекционная работа проводилась в соответствии с составленной нами коррекционной программой, целью которой являлось снижение количества и интенсивности страхов у детей дошкольного возраста. Повторная диагностика, проведенная на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы с помощью методики М.А. Панфиловой, показала снижение общего количества страхов.

Применив сказкотерапевтические техники для коррекции страхов дошкольников, изучив полученные нами данные, можно сделать вывод, что сказкотерапевтические техники влияют на снижение количества страхов у детей дошкольного возраста.

1.Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через сказку. М.: Ось-89, 2007. 144 с.

3. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2007.448 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.208 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб.: Речь, 2010.170с.

6. Кулинцова И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. СПб.: Речь, Сфера. 2008.167 с.

7. Милюгина Е. Г. Русская народная сказка в круге детского чтения: учеб. пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. 104 с.

8. Панфилова М. А. Лесная школа: коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М.: Сфера ТЦ, 2002.96 с.

9. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рожде-ния до 9 лет. М.: Сфера, 2009. 254 с.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал