Сказки которые учат быть добрым и мудрым справедливым и благородным

Содержание

7 самых известных сказок и уроки, которым они нас учат

Все взрослые читают сказки своим детям. И это очень правильное решение, так как именно с помощью сказок проще всего объяснить ребенку, что такое – хорошо, что такое — плохо. Классические детские сказки зачастую веселые и поучительные, с множеством красочных иллюстраций, их можно приобрести в любом книжном магазине.

Неудивительно, что и взрослым нравятся сказки, и они с удовольствием проводят время за книгой, с головой окунаясь в мир сказочных историй. Ниже представлены наиболее популярные классические сказки, которые каждый из нас, наверняка, читал в детстве:

1. «Гадкий утенок»

Сказка, вместе с тремя другими произведениями Андерсона, впервые была опубликована 11 ноября 1843 года в Копенгагене, Дания, и была очень критично воспринята публикой. Однако, сказку сразу включили в репертуар оперного театра, по мотивам сказки был поставлен мюзикл, а так же был снят анимационный фильм. Это произведение не относится ни к фольклору, ни к народным сказкам, так как было придумано Гансом Кристианом Андерсоном.

Это одна из тех сказок, прочитав которые, мы понимаем, что мы не такие, какими кажемся на первый взгляд. Все мы разные, все мы отличаемся друг от друга, но одно дело – знать, что ты не такой, как остальные, другое же – удивляться собственному, неожиданному, прекрасному перевоплощению. Каждый из нас должен научиться прощать себе былые ошибки, учиться меняться в лучшую сторону и стремиться к саморазвитию и самопознанию.

2.« Мальчик, который кричал «Волк»

Развлечением для мальчика, главного персонажа этой сказки, было врать людям из своей деревни про волка, который якобы собирается съесть отару овец, которую пас мальчик. Он кричал: «Волк!», но на самом деле никакого волка не было, когда люди из деревни приходили на помощь. Мальчика забавляла эта ситуация и он смеялся над теми, кто пришел к нему на помощь. Случилось так, что однажды волк таки пришел, чтобы поживиться отарой овец. Когда мальчик стал звать на помощь, никто из деревни не обратил на это внимания, так как все решили, что мальчик опять врет. В конечном итоге, он потерял всех своих овец. Мораль этой сказки такова: Никогда не подрывай доверие людей, так как восстановить его порой очень сложно.

3. «Дюймовочка»

Сказка «Дюймовочка» (дат. Tommelise), написанная Гансом Кристианом Андерсоном, впервые была опубликована 16 декабря 1835 года К.А. Рейтзелем в Копенгагене, Дания. Вместе со сказками «Скверный мальчишка» и «Спутник», «Дюймовочка» вошла в состав второго сборника под названием «Сказки, рассказанные для детей». В своей сказке автор рассказывает о приключениях крошечной девочки Дюймовочки, о ее знакомстве с семейством жаб, майским жуком и о замужестве с кротом. Дюймовочка проходит очень много испытаний и в конце сказки выходит замуж за короля эльфов цветов, который был таким же маленьким, как и сама Дюймовочка.

Эта сказка одна из самых известных в мире. Детям нравится читать о приключениях маленькой девочки, о ее не легком путешествии. Своей сказкой автор хотел донести до нас, что самое главное – это не то, что ожидает тебя в конце твоего пути, а то, что случается с тобой во время путешествия.

4. «Эльфы и башмачник»

Будьте всегда доброжелательны и любезны! Не забывайте говорить: «Спасибо» и действительно будьте благодарны. Это основные советы, которые дает нам сказка братьев Гримм «Эльфы и башмачник».

Сказочные эльфы помогали башмачнику делать очень красивые туфли, которые безумно полюбились многим зажиточным людям. В конечном итоге, Башмачник сильно разбогател, продавая чудесные пары туфель горожанам, но он не зазнался и всегда говорил слова благодарности и очень уважительно относился к маленьким существам, которые когда-то помогли ему воплотить в жизнь свои заветные мечты. Никогда не забывайте говорить «Спасибо» окружающим вас людям, и вы будете вознаграждены за свое уважительное отношение в сотни раз больше, чем вы ожидали.

5. «Гензель и Гретель»

Это сказка об юных Гензель и Гретель, брате и сестре, об их храбрости и о том, как они побороли чары старой ведьмы – людоедки. Но урок, который несет эта сказка, относится, скорее всего, к взрослым, а именно к отцам. Мораль такова: мужчина, если он женится во второй раз, должен очень ответственно отнестись к выбору второй жены, особенно, если у него есть дети от первого брака; будущая жена не должна хотеть избавиться от детей.

6.« Кот в сапогах»

Другая версия сказки под названием «Кальюзо», была опубликована в 1634 году Джовани Баттиста Базиле. Эта версия сказки, в печатном виде и с иллюстрациями, появилась за два года до того, как в 1967 вышла в свет версия Перро, включенная в состав сборника из восьми сказок под названием «Histoires ou contes du temps passé». Версия Шарля Перро была опубликована Барбином. Сборник сказок имел большой успех, а сама сказка про кота в сапогах остается одной из самых любимых в мире и по сей день.

Все возможно получить с помощью обаяния и капельки хитрости – это основная мысль, которую хотел донести до читателя автор. В сказке говорится о коте, который достался в наследство от отца одному бедному юноше. Благодаря интеллекту, сноровке и изобретательности, кот помог своему хозяину зажить лучшей, богатой жизнью. Он нашел для юноши новую одежду, помог впечатлить короля, кот даже справился с великаном-людоедом, одурачив его и превратив в мышь.

7. «Новое платье короля»

Все мы родом из детства и прекрасно понимаем, что сказки нужны детям для лучшего мировосприятия и развития. Польза сказок просто бесценна, так как ребенок погружается в мир волшебства и чудес, вместе с любимыми персонажами переживает каждую ситуацию, каждое приключение, именно это позволяет развить воображение и память.

Сказки, рекомендуемые для прочтения: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», С. Маршак «Двенадцать месяцев», братья Гримм «Рапунцель», Р. Киплинг «Рикки Тикки Тави»

Источник

Умники и умницы

Умные дети – счастливые родители

Эзоп. Ворон и лисица. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ

Ответы к стр. 16 – 18

? Чему посвящена первая часть басни – её повествование: взаимоотношениям животных или людей? А мораль басни?
А в сказках о животных тебе встречались уже сделанные выводы относящиеся к людям? Теперь ты можешь сказать, чем отличается БАСНЯ от сказки о животных?

Повествование басни посвящено взаимоотношениям животных, а мораль относится к людям; басня отличается от сказки о животных наличием отдельно сформулированной морали, в которой говорится о поведении или о взаимоотношениях людей.

? Вернись к тексту басни. Какого испытания не выдержал ворон? Прочитай, что означают слова “лесть” и “льстить”. Применимы ли они в данном случае?

С помощью подсказки Летучей Мыши мы приходим к выводу, что Ворон не выдержал испытания лестью, поддался угодливым восхвалениям Лисицы.

? Кто кому льстил?
Кого осуждает басня: глупого ворона или хитрую лисицу? Докажи свою точку зрения, используя мораль басни.
А что, как правило, осуждается в ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказке: глупость или хитрость?

То, что басня осуждает именно глупого ворона, а не хитрую лисицу, видно из её морали: «Басня уместна против человека неразумного».

И в просто древней сказке (например, в венгерской сказке про двух медвежат, которым лисица делила сыр), как правило, осуждается глупость, а не хитрость. Таким образом, мы обнаружим близость басни к просто древней сказке.

? Прочитай пословицы. От чего они предостерегают? Кому сочувствуют: льстецу или тому, кто стал жертвой лести? Применимы ли они в качестве морали к этой басне Эзопа?

1. Лестью и душу вынимают.
2. Ласкатель – тот же злодей.
3. Лесть без зубов, а с костьми съест.

Все пословицы предостерегают глупого человека, способного поддаться лести, и, значит, их можно применить в качестве морали к басне «Ворон и Лисица».

Лента времени. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ

Ответы к стр. 13 – 16

? Первые басни – современницы каких сказок? Вспомни, чему учат именно эти сказки и предположи, чему учила мораль первых басен: хитрости или мудрости. А чему учит мораль басен Эзопа?

? Вспомни: как мы называем сказки, которые учат человека быть хитрым, чтобы выжить в борьбе с природой?
А сказки, которые учат быть добрым и мудрым, справедливым и благородным?

Рассмотрим ленту времени на с. 13 и выясним, что басни появились 4000 лет назад. Далее с помощью ленты времени (с. 13) и подсказки Летучей Мыши (с. 14) выясним, что первые басни – современницы просто древних сказок. С помощью вспомогательных вопросов на с. 14 вспомним, что эти сказки (просто древние сказки) учат человека быть хитрым, чтобы выжить в борьбе с природой. Соответственно можно предположить, что мораль первых басен тоже учила хитрости. А мораль басен Эзопа (которые являются современницами менее древних сказок) учит человека быть добрым и мудрым, справедливым и благородным.

? Докажи на примере уже прочитанных тобой басен, что Басня учит человека быть хитрым и расчётливым. Получилось? Это значит, что басня сохраняет связь с ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказкой.

Доказать, что басня учит человека быть хитрым и расчётливым и поэтому сохраняет связь с просто древней сказкой, можно на примере двух басен Эзопа, в которых выражена сходная мысль. Это басни «Рыбак и рыбешка» и «Соловей и ястреб». Общая мысль обеих басен: лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем, или глупо бросать малое в надежде на большее. Эти басни учат не мудрости и благородству, а житейскому уму, учат заботиться о своей выгоде.

А теперь докажи на примере других басен, что Басня содержит ТАКИЕ ЖЕ уроки для человека, как МЕНЕЕ ДРЕВНЯЯ сказка.

На примере басен Эзопа «Отец и сыновья», «Быки и лев» видно, что басня содержит такие же уроки для человека, что и менее древняя сказка: она учит быть мудрым, ориентирует людей на то, чтобы они помогали друг другу. Общую мысль обеих басен: «Если люди будут держаться вместе и помогать друг другу, то врагу будет сложно их победить, а поодиночке их победить легко».

? А ты заметил(а), что пословицы очень похожи на выводы из басен – на мораль?
Как ты думаешь, чему учили человека первые пословицы: быть хитрым и расчётливым или мудрым и благородным?

В сложившейся логике рассуждений легко догадаться, что первые пословицы, которые появились 4000 лет
назад и являются современницами просто древних сказок, учат быть хитрым и расчётливым, а не мудрым и благородным.

Из диалога Миши и Михаила Потаповича мы узнаем, что у пословиц нет конкретных авторов, что пословицы – это остроумные народные выражения. Это не литературное, а устное народное творчество. С их помощью даётся меткая оценка самым разным жизненным ситуациям.

Читайте также:  Преступники задержаны как пишется

Пословицы передаются устно из поколения в поколение, а у басен есть авторы. И что эти авторы с удовольствием использовали пословицы в качестве морали. А если подходящей пословицы не находилось, то баснописцы придумывали свою мораль.

? Когда появились первые пословицы? Какие литературные тексты появились в то же время? А какие ещё произведения УСТНОГО народного творчества? Как использовались пословицы в жизни? А как – в литературе?

Первые пословицы появились 4000 тысячи лет назад. Используя ленту времени, уточним, что в то же время появились такие литературные тексты, как басни, и такие произведения устного народного творчества, как просто древние сказки.

Лента времени, помещённая на с. 16, позволяет соотнести периоды, когда работали самые известные баснописцы: Эзоп в Древней Греции, Жан де Лафонтен во Франции и Иван Крылов в России.

Истории басен Эзопа известны во всём мире и дожили до наших дней, их пересказывали писатели и поэты в разных странах.

Источник

12 книг, взращивающих в детях ум и доброту

Мы спешим поделиться с вами добрыми и умными книгами, которые помогают воспитывать в детях лучшие черты достойных людей. В нашей подборке вы найдете произведения для самых маленьких и для ребят постарше.

1. Цикл «Мэри Поппинс», Памела Трэверс

Всемирно известная серия книг полюбилась многим детям. Мэри Поппинс – это уникальный, разносторонний и необычайно интересный персонаж. В этой няне дивным образом сочетаются строгость и готовность немножко пошалить. И непременно посмотрите вместе с детьми все замечательные экранизации этой удивительной истории: как отечественные, так и зарубежные.

2. «Маленький принц»,
Антуан Мари Жан-Батист де Сент-Экзюпери

Дивная сказка учит детей доброте с малых лет. В устах маленького принца звучат умные мысли о жизни, об ответственности. Ребята узнают, что надо содержать свою планету в чистоте и заботиться о братьях наших меньших, ведь мы всегда в ответе за тех, кого приручили. А еще сказка-притча воспитывает в детях нестандартное мышление. Хотя существует множество изданий книги, я бы советовала выбирать те, где присутствуют оригинальные иллюстрации самого автора. Это замечательная книга для чтения детям перед сном.

3. Цикл «Денискины проказы», Дэвид Шэннон

Искренне не понимаю, зачем русские издательства переименовали Дэвида в Дениса. Видимо, рассчитывали на ассоциацию с «Денискиными рассказами» Драгунского. Автор ведь наверняка вывел в тезке и свои черты, которые он проявлял в детстве. Ладно, простим уж им эту глупую адаптацию, хотя и обидно за бедолагу Дэвида, которого лишили родного имени.

Так о чем же эта серия? Это забавные истории о проказах мальчика и его попытках оправдаться перед родителями. Его логика такова: раз уж за правду все равно накажут, придется временами немного привирать… На примере Дэвида/Дениса дети учатся быть честнее. Ох уж эта реверсивная психология!

4. «Сказки по телефону», Джанни Родари

5. «Тайна рыжего кота», Сергей Таск

Я и в 30 лет помню дельный совет, который вычитала в этой книге еще ребенком. Если в вашей комнате все вверх дном (от чего родители ругаются), то просто скажите им, что тут никакой не бардак, а просто творческий беспорядок. И, знаете, меня этот совет даже спасал от наказаний! Это увлекательная книга для детей, которые не любят читать. После нее так и тянет прочесть новые произведения с необычным сюжетом. Именно данная история еще в дошкольном возрасте вызвала во мне живой интерес к изучению английского языка, так как имена героев «говорящие», они отражают суть персонажа. Например, вечно зевающего врача зовут мистер Йоннинг, Бьюти красива, а Кэнди сладкая, как конфетка!

Из этого детектива в жанре фэнтези ребята узнают о жизни симпатичного и смышленого мальчонки по имени Дэвид. Родители Дэвида развелись, отец переехал, а матьзанята до поздней ночи. Мальчик предоставлен самому себе, но наш Дэвид умен и сообразителен. Он может сам за себя постоять, даже если персонажи маминых картин вдруг выйдут за рамки во всех смыслах этого слова. Будьте уверены, Дэвид сладит с вредными близнецами, поможет рыцарю отыскать дочурку, защитит всех от козней злобного колдуна Бр-р-р и ведьмы Афрозины. А еще он обязательно снимет чары с рыжего кота!

6. «Электроник – мальчик из чемодана», Евгений Велтистов

Честно признаться, моя любовь к науке, компьютерам и инженерии началась именно с этой книги и ее душевной экранизации. Однажды передовые ученые решили создать робота с искуственным интеллектом и внешностью человека. Образцом внешности послужило случайное фото из журнала, на котором был изображен школьник, Сережа Сыроежкин. Оказавшись вдали от своего создателя, Электроник вынужден скрываться от жаждущих его поймать преступников. Робот знакомится с Сыроежкиным, который оказывается редкостным лентяем и проказником. Сережа уговаривает Электроника подменить его в школе, чтобы полодырничать.

7. Серия «Цацики», Мони Нильсон

Одна народная НЕ мудрость гласит: «Хорошего ребенка должно быть видно, но не должно быть слышно». Наверняка вы замечали, что многие родители путают воспитание с военной дисциплиной, муштруя своих детей. Зажатое в тиски бесчисленных строгих запретов, врожденное свободолюбие детей может позже вырваться в крайне неблагоприятных формах. Учитывая такие ситуации, я с полной ответственностью педагога рекомендую истории про Цацика и детям, и их родителям.

Маленький Цацик живет вместе с бабушкой и мамой, а матушка у него, надо сказать, совершенно не похожа на обычных мам. Она ведет себя иначе, одевается иначе и вместе с сынишкой выдумывает самые разные игры, даря ребенку волшебное детство.

8. «Таинственный сад»,
Фрэнсис Элиза Ходжсон Бернетт

Данное произведение Бернетт входит в число душевных книг, от которых хочется плакать. Сюжет учит сопереживанию, взращивая в детях готовность помогать другим.

9. «Матильда», Роальд Даль

Есть детские книги, которые просто обязательно надо читать родителям и учителям. Матильда невероятно умна для своих лет, но взрослые не развивают ее талантов. Равнодушные родители вовсе не замечают девочку. Однажды Матильде это надоедает и она решает перевоспитать глупых и непослушных взрослых!

10. «Дневник слабака», Джефф Кинни

Признаться честно, я и в 30 с хвостиком с удовольствием читаю эту потрясающую серию книг, которые неизменно украшены смешными каррикатурами автора. Его иллюстрации всегда выполнены в стиле корявых, но забавных рисунков. Словно их рисовал ученик младших классов. Это творение Кинни входит в число лучших серий книг для детей и подростков. На данный момент цикл насчитывает 14 основных книг и два дополнения.

Повествование ведется от лица главного героя. Грег то и дело получает на орехи от старшего братца, ему никак не удается завоевать популярность в школе. Но мальчик не сдается и постоянно придумывает очередной план по достижению славы.

11. «Умная собачка Соня», Андрей Усачев

Уморительная история о маленькой и непослушной собачке, которая то и дело выдумывает всякие каверзы. Соня мила, но не очень умна, а еще она частенько ослушивается своего хозяина, из-за чего то и дело попадает в абсурдные ситуации.

12. Цикл «Манюня», Наринэ Абгарян

В историях Наринэ каждый надет что-то интересное. Малыши узнают о том, какими сами были их родители, дедушки и бабушки в детстве, а взрослые насладятся сладкой горечью ностальгии по былым временам. Главные героини книги – две школьницы подруги, одну из которых прозвали Манюней.Девочки то и дело влипают в неприятности! Они вовсе не вредные, а просто любопытные чрезмерно, что порой выходит им боком.

Новый год и Рождество прошли, но так не хочется расставаться с ощущением зимних праздников. Вернуть чувство зимней сказки помогут новогодние книги для самых маленьких. Воспитание – штука непростая. Порой дети лодырничают, плохо учатся и совершенно не слушаются. Маленьким негодникам будет полезно прочесть книги для непослушных детей.

Источник

Топ-10 сказок, которые научат детей добру и состраданию

Сказки как жанр литературы появились еще в древние века. Они рассказывают детям о трудной ситуации в жизни героя, которую нужно решить. Практически каждое произведение несет глубокий смысл благородного поведения в сложном решении. Можно назвать топ 10 сказок, которые учат детей добру и состраданию — их нужно обязательно прочитать вместе с детьми: это будет началом знакомства с миром благородства и взаимопомощи.

Что дает чтение детям

В последние годы жизнь стремительно набирает обороты. Малыши с раннего возраста вовлекаются в мир интернета, который заставляет стремительно развиваться. Поэтому стоит с детства составить список произведений, способных научить доброте. Психологи утверждают, что сказки особенно нужны в детском возрасте:

Психологи доказали, что совместное прочтение и дальнейшее обсуждение, сохраняют хорошие отношения в подростковый период.

Лучшие произведения о доброте и сострадании

Выбирать произведения стоит в зависимости от возраста ребенка. Новорожденному лучше рассказывать короткие потешки или иногда читать небольшие произведения. После 2 лет до 6 лет рекомендуется выбирать сказки с простым и понятным сюжетом. После 6 лет стоит начать читать сказки братьев Гримма, Андерсена или Шарля Перро.

Ежедневное чтение добрых книг с интересным сюжетом доставит ребенку особое удовольствие и позволит приятно отдохнуть вечером в приятной компании.

Волшебство заключается в возможности фантазировать совместно с автором, что и требуется маленьким детям.

Стоит обратить внимание на следующие сказки:

На самом деле сказок создано много, которые хранят особую мораль. После прочтения стоит проговорить сюжет, что хорошего или плохого случилось с героями. Это позволит малышам задумываться о собственных поступках и последствиях.

Источник

День доброты

Рассказы и сказки, пословицы и поговорки о доброте

“Добро в человеке надо растить, это всеобщий долг всех людей всех поколений”. (Чингиз Айтматов)

Во все века у всех народов мира ценилась доброта. Это одно из лучших качеств человека. Не зря же люди,приглашая в свой дом говорили:” Добро пожаловать, заходите, люди добрые!”

Пословицы и поговорки о доброте

О доброте народ сложил много пословиц и поговорок:

– Тот не человек, кто добра не делал.

– У доброго человека нет злобы.

– Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

– Доброму человеку и чужое горе – печаль.

– Добрый человек добру и учит.

– Доброе слово и кошке приятно.

– Хочешь себе добра – не причиняй другому зла.

– Человек рождён, чтобы творить добро.

– Доброе имя дороже всех сокровищ мира.

Во многих любимых нами сказках главным героем был ДОБРЫЙ молодец. За свои добрые дела, доброе отношение к окружающим людям и зверям герой сказки достигал успеха в своих делах и часто получал вознаграждение за это, а тот, кто делал зло – наказывался. Вспомните такие сказки, как “Морозко “, “Сивка – Бурка”, “Падчерица и мачехина дочка”, “Госпожа Метелица” Братьев Гримм, “Сказку о царе Салтане и о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче,и о прекрасной царевне-лебеди” А. С.Пушкина:

“Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе все не горе.
Отплачу тебе ДОБРОМ…

И вот в “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина:

Как взмолится золотая рыбка:
“Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь!”

Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
“Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.”

Этот старик был добрым человеком, отпустил золотую рыбку, да ещё сказал ей на прощанье доброе слово.

А какие добрые, вежливые слова вы знаете? Правильно, это такие слова,как:

СПАСИБО!
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
ПОЖАЛУЙСТА!
ИЗВИНИТЕ!
БУДЬТЕ ДОБРЫ!
ДО СВИДАНИЯ! и многие другие.

И если ты будешь использовать эти добрые слова-ключики, то они помогут тебе решать многие проблемы, так как нет таких сердец, которые не открылись бы перед добрым, вежливым, воспитанным человеком. А ещё тебе помогут эти добрые,вежливые стихи:

“Добрый вечер! – так встречаю
Всех,домой спешащих к чаю.

“Ах, какая приятная встреча!
Добрый вечер, мой друг, добрый вечер!”
Только эти слова я сказал
И немного добрей сразу стал.

Читайте также:  Павлин краткий рассказ для детей

За что мы говорим спасибо?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали, сколько раз?

Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать!
И что обещал, забывать.
Но, если я все же забуду,
Простите, я больше не буду.

Добрый день! – тебе сказали,
Добрый день! – ответил ты,
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Эти слова вам известны давно,
Видишь, они и просты и не новы,
Но я еще повторю все равно:
– Добрые люди, будьте здоровы!

– Будьте добры –
Это я говорю по секрету,
– Будьте добры –
И не ждите за это конфету.
– Будьте добры –
Без игры и во время игры,
Если сумеете,
Будьте скорее добры.

Волшебные слова
Живут в стране повсюду,
Волшебные слова,
Я вас не позабуду.
Чем больше добрых слов
Мы дарим в жизни людям,
Тем лучше и добрей,
Друзья,мы с вами будем.

(Из песни “О вежливых словах”)

Поучительные рассказы для детей

Предлагаем вам прочесть рассказ Осеевой В.А. “Волшебное слово” о том, как мальчик Павлик узнал волшебное слово,с помощью которого смог добиться того, чего ему очень хотелось.

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

– Подвиньтесь,- сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

– С тобой что-то случилось?

– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.

– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

– Ещё бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.

– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.

– Никто меня не жалеет!- крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю:

– Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

– Что же, не берет тебя брат?

– А почему вы всё спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду:

– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

Павлик раскрыл рот.

– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зеленые, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:

– Мне синюю, – робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал её в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре.

Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

– Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал
– Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

-Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

“Волшебник! Волшебник!” – повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата.

Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

– Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!

– Пожалуйста, – повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

– Эх ты,путешественник! Ну ладно, собирайся!

“Помогло! Опять помогло!”

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начертанные зонтиком непонятные знаки.

А теперь подумайте и ответьте на такие вопросы :

1) Павлик вел себя грубо, требовательно, неуважительно. Как на это реагировали его сестра, бабушка, брат?

2) Какое волшебное слово прошептал Павлику добрый старик и как его нужно говорить?

3) Поменялось ли отношение сестры Лены к Павлику после того, как он попросил её дать ему краску, добавив волшебное слово?

4) Почему так засияли глаза бабушки и она улыбнулась Павлику, когда он обратился к ней с волшебным словом?

5) Помогло ли Павлику волшебное слово, когда он попросил брата взять его с собой покататься на лодке?

6) Лучше или хуже стало Павлику после того, как он вежливо, по доброму, уважительно стал обращаться к членам своей семьи?

А замечали ли вы, что добрыми могут быть не только люди но и звери? Об этом вы сможете узнать, прочитав поучительный рассказ К. Д. Ушинского “Играющие собаки”. Этот рассказ о доброй, умной большой собаке.

ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.

К Полкану подбежал маленький мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

– Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя. – Проучит она тебя.

Но мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

-Видишь ли, – сказал Володе отец. – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем,что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Василий Александрович Сухомлинскй родился в Кировоградской области в семье деревенского плотника. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Кировоградской области.

Сухомлинский – участник Великой отечественной войны. В 1942 году тяжело ранен под сердце. Награжден за боевые заслуги Орденом Красной Звезды.

Работал директором школы, а с 1944 года – заведующим Онуфриевского районного отдела народного образования. С 1948 года и до последних дней жизни – директором средней школы в Кировоградской области.

В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию. В. А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

Василий Сухомлинский автор 30 книг и 500 статей. Книга его жизни “Сердце отдаю детям”.

В. А. Сухомлинский был членом-корреспондентом Академии педагогических наук,кандидатом педагогических наук, заслуженным учителем школы, Героем социалистического труда.

Предлагаем вам прочитать несколько рассказов В. А. Сухомлинского о чуткости, доброте и зле.

Рассказы для детей

ЯБЛОНЬКА ОЖИВАЕТ

Первоклассник Мишко бегал по двору и сломал маленькую яблоньку.

– Мишко яблоньку сломал! Мишко яблоньку сломал! – закричали дети, побежали к учительнице и рассказали ей, как всё было.

Мишко стал молчаливый и задумчивый. Он приходил в школу задолго до уроков, смотрел на зелёный рядочек яблонь.

Сломанная Яблонька стояла сухая, покалеченная. Мишке было тяжело смотреть на неё.

Однажды учительница повела класс в сад.

– Дети, – сказала она, – давайте посчитаем, сколько в нашем молодом саду яблонек, груш, вишен.

– Яблонька оживает! – сказал он взволнованно учительнице. Учительница подошла к сухому деревцу.

– Да, яблонька оживает, – обрадовалась она. – Это будет твоя яблонька. Хорошо,Мишко?

– Хорошо!- воскликнул Мишко, и глаза его сияли. Он побежал к колодцу.

– Куда же ты побежал, Мишко? – спросила учительница.

– Полью свою яблоньку.

КОНЬ УБЕЖАЛ

В четвертом классе на уроке математики учитель дал задачи для самостоятельной работы. Все склонились над
тетрадями и сосредоточенно писали.

На последней парте сидел Витя. Он заканчивал решать задачу, как вдруг на парту упала записка.

“Это опять, наверное, от Петрика, – подумал Витя. – Опять просит коньки. Что же я ему все время буду давать свои коньки?”

– Иван Петрович, – поднялся Витя, – мне кто-то записку бросил… Разве можно на уроке записки писать?

– Записки на уроке писать нельзя, – сказал Иван Петрович. – Но если уж тебе кто-то написал записку, то рассказывать о ней учителю – нехорошо, Витя. Записка – это же тайна, которая должна быть известна только тебе и твоему товарищу. А ты раскрываешь эту тайну. Возьми записку, спрячь, на перемене прочтешь…

Витя покраснел. В классе воцарилась тишина. Время от времени некоторые мальчики поднимали голову, смотрели на Витю, и в их взглядах он видел удивление и возмущение.

Витя развернул записку и прочитал. “Витя,- писал Петрик,- я нарисовал тебе огнегривого коня. Если хочешь, дам тебе”.

На перемене Витя подошел к Петрику.

– Давай коня,- сказал Витя.

УГОСТИЛИСЬ ЯБЛОКАМИ

У старенькой бабушки возле хаты растет большая яблоня. Густо уродились яблоки в этом году. Даже ветки гнутся.
Пришла осень. Дозрели яблоки. Шли из школы три весёлых мальчика – Петр, Николай и Иван. Видят, на яблоне яблоки висят, ароматные, краснобокие.

– Давайте попросим у бабушки яблок.

Попросили. Бабушка приглашает ребят.

– Идите, дети, нарвите себе яблок, ешьте.

Нарвали мальчики полное ведро яблок. Сели, едят. А огрызки бросают возле хаты.

Наелись, встали и пошли домой. Забыли поблагодарить, а об огрызках и говорить нечего: лежат под хатой.
Встала старенькая бабушка, вздохнула и пошла огрызки собирать. Собрала и отдала козе.

Неблагодарность за добро – это уродливо.

КАМЕННОЕ СЕРДЦЕ

В одной семье случилось большое горе – умер отец. Похоронили отца.

Возвратился юноша домой, а в это время приходит к нему товарищ и говорит:

– Сегодня футбольные соревнования. Мы играем с командой из соседнего села. А ведь ты – лучший наш игрок. Надо идти играть.

– Ну,что ж – пойду, поиграю,- сказал юноша.

И он играл в футбол. Как будто ничего не случилось дома, как будто и не умер отец, как будто и не было похорон…

Это человек с жестким, каменным сердцем. Как мог вырасти такой страшный,бездушный, бессердечный человек?

Этот юноша жил только собственными желаниями. Ничего и никогда не делал он доброго для людей. И вырос человеком с каменным сердцем.

БАБУШКА ОТДЫХАЕТ

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

Галинка пригрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

Читайте также:  Картинки серый волк сказка

– Тихо,Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:

– Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В её глазах светилась радость.

КРАСИВЫЕ СЛОВА И КРАСИВЫЕ ДЕЛА

Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.

– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик..

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.

Прочтите и эту интересную народную сказку о добром молодце, который уважительно, вежливо относится к старикам, помогает им во всём и добивается своей цели в жизни.

Сказка о доброте

ЖИВАЯ ВОДА И МОЛОДИЛЬНЫЕ ЯБЛОКИ

Жил-был царь, у него было три сына. Сыновья повзрослели, а царь состарился и заболел неизвестной болезнью. Позвали самых лучших врачей, откуда только можно, ничем не смогли они помочь царю, здоровье его становилось все хуже и хуже. Привели во дворец знахарей. Осмотрели знахари царя и говорят:

– Помочь могут только живая вода и молодильные яблоки. Все это находится в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Как туда попасть, никто не знает, вот там-то есть колодец с живой водой и растет яблоня с молодильными яблоками.

Призвал царь к себе своих сынов и говорит:

– Кто из вас добудет для меня живой воды и молодильных яблок, тому отдам полцарства при моей жизни, а когда помру, то и все ему достанется.

– Я первым буду испытывать свое счастье, – сказал старший сын. – Если у меня ничего не получится, тогда на поиск отправится средний брат, а если и у него не выйдет, тогда младший, Иван-царевич, отправится в путь.

Приказал царь снарядить корабль и отправил старшего сына на поиск. Сутки плывет корабль, вторые, а на третьи вдруг корабль полетел, как птица. Что ни делали моряки: спускали паруса, бросали якоря – ничто не могло удержать его, пока на четвертые сутки приплыли они к какому-то острову. Сошел царевич на берег, а там такая красота, что и описать трудно. Везде цветы диковенные цветут, на деревьях плоды необычные растут и птицы красивые поют, а между деревьями ручей весело журчит. Ходил-бродил царевич по острову и дивился его красе, как вдруг увидел маленькую птичку. Она так красиво пела, что царевич захотел ее поймать. Только подкрадется к ней, а она перелетает с одного куста на другой. Так охотился царевич много времени, пока не наступила ночь и птичка пропала куда-то. Оглянулся царевич и понял, что заблудился, и не понятно,как к кораблю вернуться. Стал пристальнее смотреть по сторонам и увидел еле заметную тропинку. Пошел по этой тропинке и видит, стоит старая хижина. Зашел он в хижину, а в ней сидит старик с большой седой бородой.

– Здравствуй, добрый молодец! С чем пожаловал? – приветствовал его старик.

– Ах ты, старый хрыч! Я царевич, и ты должен меня накормить и напоить, а потом, если я позволю, можешь всякие вопросы задавать.

Старик посмотрел на царевича сурово, встал, и вся его невзрачная одежда превратилась в шитый золотом царский кафтан, на голове засверкала драгоценными камнями царская корона, а хижина стала дворцом.

– Эй! Стража! Этот молодой человек неуважительно относится к старикам, взять его!- громким голосом приказал старик.

Не понятно откуда выскочившие стражники схватили царевича и бросили его в темницу.

Три дня команда корабля искала царевича. Весь остров обошли, все деревья и кусты осмотрели, нет нигде царевича, как сквозь землю провалился. Поплыл корабль назад.

Очень огорчился царь-батюшка, узнав о пропаже своего старшего сына, и еще сильнее заболел.

Пришел средний сын к отцу и просит его отпустить в путь-дорогу.

Жаль было царю отпускать среднего сына, но делать нечего. Снарядили корабль, и поплыл он по воле волн. Опять два дня плыл спокойно, а на третий – полетел стрелой и ничто не могло его остановить.

На четвертый день, как и прежде, пристал корабль к острову, спустился царевич на берег и опять произошла та же история, что и со старшим братом.

Десять дней команда искала царевича. Обыскали всё, а царевич как сквозь землю провалился. Так ни с чем корабль вернулся назад.

Совсем слег царь-батюшка, узнав печальную новость. Спустя некоторое время призывает он к себе младшего сына и говорит:

– Знаю я, что и ты хочешь по примеру своих старших братьев отправиться за живой водой и молодильными яблоками, но я тебе велю не делать этого, судя по всему, мне недолго осталось жить и я об одном прошу, отыщи своих старших братьев, хочу перед смертью посмотреть на них в последний раз, а живой воды и молодильных яблок мне не надо, видать не судьба.

Снарядили корабль в третий раз. И в третий раз повторилась история, но не вся…

Вошел царевич в хижину, увидел старика, поклонился ему и говорит:

– Здравствуй, дедушка! Что же ты сидишь впотьмах, да и печь не топлена, а сам, поди, голоден. Ну, ничего, я сейчас нарублю дров, растоплю печь и что-нибудь приготовлю на ужин.

С этими словами он снял с себя кафтан, взял топор, и закипела работа. Вскоре в хижине стало тепло и светло. Старик с гостем сидели за столом, пили чай и вели неторопливую беседу. Старик спрашивал, а юноша ему рассказывал
себе. Потом они легли спать.

Утром царевич проснулся и диву дается: все вокруг изменилось. Вчерашняя хижина превратилась в царский дворец, жесткая лавка, на которой он спал,- в мягкую кровать.
Подошел к окну и видит за окном чудесный сад. Вышел царевич в сад, а навстречу ему идет девица необычной красоты.

– Здравствуй, красавица!- поклонился ей царевич,- меня зовут Иван-царевич, где я нахожусь и кто ты?

– Здравствуй, Иван-царевич, зовут меня Елена Прекрасная, я единственная дочь царя-волшебника. Батюшка мой решил выдать меня замуж и ищет мне жениха, – заманивает на волшебный остров царевичей и испытывает их. Тех, кто не проходит его испытаний, он сажает в темницу, и ты у него во дворце.

– И много ли царевичей в темнице сидит?

– Пока только двое, но если ты не пройдешь испытания, то и тебя посадит, грустно ответила царевна.

– А где же сейчас твой отец?

– Он сейчас занят и велел мне, чтобы я встретила тебя и показала дворец и сад, так что, если ты хочешь, пойдем со мной.

С этими словами Елена Прекрасная взяла Ивана-царевича за руку и повела его по садовой аллее. Долго ли, коротко ли гуляли молодые люди по саду, но полюбили друг друга так, что Иван-царевич забыл зачем он здесь. Так прошло несколько дней. Как-то приснился Ивану-царевичу царь-отец и вроде бы он говорит:

– Совсем мне худо, и нет возле меня моих сыновей, видать, так и помру, не попрощавшись.

Наутро Иван-царевич говорит Елене Прекрасной:

– Пора мне домой, но прежде, чем уехать, я хотел бы поговорить с твоим батюшкой, отведи меня к нему.

– Что ты хочешь, или тебе надоело быть у меня в гостях, или какая забота гонит, или просьба у тебя есть?

Отвечай, чем могу помочь – помогу, – говорит приветливо царь.

– Твоя правда! Есть у меня к тебе просьба, да не одна, а целых две. Отец мой помирает, хочет попрощаться со своими детьми, поэтому прошу отпустить меня и моих братьев к отцу.

Нахмурился царь, сердито посмотрел на Ивана-царевича и говорит:

– Не этого ждал я от тебя. Ну а какая твоя вторая просьба?

– А еще я прошу тебя, отдай за меня замуж свою дочь Елену Прекрасную. Не представляю себе свою жизнь без нее.

– Нравится мне, что ты сперва о других думаешь, а потом о себе. Ладно, так и быть, отпущу я тебя и передам твоему отцу живой воды и молодильных яблок. Ступай на корабль и плыви к своему батюшке.

– А как же мои братья? – спрашивает Иван-Царевич.

– Братья? – снова нахмурился царь, не хочу отпускать я твоих братьев, плохие они люди, да и тебе навредят. Чувствую я, быть беде! На коленях умолял Иван-царевич отпустить братьев и в конце концов добился своего.

В это время Елена Прекрасная, почувствовав неладное, пришла к отцу и уговорила его превратить её в чайку.

Набрала чайка в клюв живой воды из колодца и полетела искать любимого Ивана-царевича. Пять дней и ночей летела чайка. Очень ей хотелось есть, а еще больше мучила жажда, но чайка не могла ни есть, ни пить, так как в клюве у нее была живая вода, которую она берегла для Ивана-царевича.

На шестой день обессиленная чайка перелетела море и подлетела к Ивану-царевичу. Села птица ему на грудь и осторожно вылила живую воду ему на губы, а сама упала бездыханно. Иван-царевич вздрогнул и открыл глаза, увидел мертвую птицу и все понял, взял чайку в руки, поцеловал ее в клюв, и она превратилась в Елену Прекрасную.

Каково было удивление старших братьев, когда они увидели входящих во дворец Ивана-царевича, живого и невредимого и Елену Прекрасную. Пали они к ногам младшего брата, стали его умолять не губить их. Иван-царевич подошел к отцу и все ему рассказал. Велик был гнев царя-батюшки, хотел он навеки посадить старших братьев в темницу, но Иван-царевич уговорил его этого не делать. Тогда велел царь изгнать старших братьев навсегда из царства и благословил Ивана-царевича и Елену Прекрасную.

Вскоре сыграли всем царством свадьбу, и стали Иван-царевич и Елена прекрасная жить-поживать да добра наживать.

1) На поиски чего отправился старший царский сын на корабле?

2) Как встретил царевича старик в хижине?

3) Вежливо ли отвечал старику царевич и что с ним затем произошло?

4) О чем просил своего младшего сына Ивана-царевича царь?

5) Как вел себя Иван-царевич в хижине старика, что он увидел утром?

6) Что понравилось царю-волшебнику в просьбах Ивана-царевича?

7) Добром ли отплатили старшие братья Ивану-царевичу за свое освобождение из темницы?

8) Какой ценой вернула Ивана-царевича к жизни Елена Прекрасная?

9) Восторжествовало ли добро над злом в этой сказке?

10) Приведи примеры добра и зла из других сказок.

11) Подумай и объясни, что значит быть добрым человеком?

12) Как ты думаешь, почему народы мира решили проводить Международный день доброты?

Песня о доброте

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
не зависит доброта от цвета,
доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей.
Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта живёт на свете,
Радуются взрослые и дети.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал