Сказки коми народа яг морт

Яг-Морт

Сюжет о Яг-Морте впервые опубликован в середине прошлого столетия в «Вологодских губернских ведомостях». Район распространения – бассейн реки Печоры.

Время действия легенды относится к глубокой древности, когда по берегам рек Печоры и Ижмы жили рассеянно «чудские племена», ещё не знавшие земледелия, занимающиеся охотой и рыболовством, а также разведением скота.

В одном из чудских селений стал часто появляться Яг-Морт – великан, ростом с сосну, похожий на дикого зверя. Он похищал скот, женщин и детей, а люди против него были бессильны.

Основные элементы сюжета сводятся к следующему:

На берегу Кучи-реки, что впадает в Ижму, живет чудовищный лесной человек в косматой одежде из невыделанной медвежьей шкуры, жестокий и беспощадный, с «ужасной образиной».

— Кровожадные проделки человека-чудовища: «Выберет ночь потемнее, зажжет деревья и в суматохе пожара делает, что только его кровожадная душа хочет… К тому же был Яг-Морт великим колдуном: болезни, падеж скота, бездождие, безветрие, летние пожары – все насылал он на народ».

— Яг-Морт похищает дочь старшины одного из селений невесту молодца Тугана красавицу Райду.

— Удалой жених Райды собирает друзей, вооруженных стрелами, копьями, вилами, пешнями, отправляется на поиски невесты, на поединок с Яг-Мортом.

Смельчаки затаились в засаде возле тропы, вытоптанной чудовищными ногами колдуна, засели в густом лесу на горе у реки Ижмы.

И вот наступает момент: «Переходит Яг-Морт Ижму вброд, прямохонько против того места, где они притаились. Только Яг-Морт ступил на сухой берег, копья, стрелы, камни так на него и посыпались. Остановился разбойник, посмотрел на противников грозным своим кровавым взглядом, взревел и кинулся в самую их гущу, размахивая палицей. И началось страшное побоище.

Много голов размозжила палица Яг-Морта, многих изуродовала, но и сам он изнемог: коми без устали резали его копьями, стрелами и камнями. Изнемог он и грохнулся наземь».

— Расправа людей над Яг-Мортом: «И покорился колдун, повел в самую гущу леса, где на высоком берегу Кучи выкопана была просторная пещера. Рядом с пещерой на куче всякого хлама и костей лежала погибшая красавица Райда. В самой пещере нашли много всякого добра, сложили все найденное в кучу и сожгли, а пещеру засыпали камнями.

Потом привели Яг-Морта к месту, где бились с ним, отрубили ему голову, вогнали в спину осиновый кол, чтоб встать не мог, и закопали в глубокую могилу».

С тех пор каждый, проходящий мимо этого места, должен был бросить на него камень или палку, а затем плюнуть.

Легенда о Яг-Морте была впервые опубликована в 1848 году, после чего неоднократно перепечатывалась и перерабатывалась разными авторами.

Иван Куратов написал поэму «Яг-Морт» (1866-1875 годы). От нее сохранилось несколько достаточно крупных фрагментов: «1-е…, 2-е…, 3-е…, 4-е… прибавления к первой песни Ягморта» (1970-1873 года), «Ягморт да йöла», «Яг Морт и эхо» (1866 год), «Ягмортысь» (из поэмы «Яг Морт») (1873-1875 годы). В «Ягморте» сохранились лишь некоторые черты традиционного образа сурового хозяина леса, пугающего людей даже после смерти.

В 1927 году М. Н. Лебедев написал зырянское предание «Яг Морт», которое представляет собой литературно обработанную версию предания о хозяине леса.

О Яг-Морте сложены также коми народные сказки и легенды.

По мотивам легенды о Яг-Морте на музыку композитора Я.С. Перепелицы был создан первый коми-зырянский национальный балет «Яг-Морт».

Либретто написал Г. Тренев по мотивам коми-зырянских легенд о Яг-Морте, лесном чудовище, в основном опираясь на ее литературную версию (М. Лебедев, поэма «Яг-Морт»). Премьера состоялась в 1961 году в Коми Республиканском музыкальном театре.

В Москве на Всероссийском смотре спектаклей балет был удостоен Диплома I степени, показан в Кремлевском театре и по Центральному телевидению. Балет видели театральные сцены Ленинграда, Кирова, Ижевска, Архангельска и других городов. Сюита, составленная из самых ярких эпизодов, в исполнении симфонического оркестра Карельского телевидения и радио (дирижер Э. Чивжель) записана на пластинку на Ленинградской студии грамзаписи.

Декорации к спектаклю были выполнены выходцем из Коми, московским художником В. Г. Игнатовым.

Первые графические работы, созданные В. Г. Игнатовым, были посвящены легендам о Яг-Морте: серия листов «Яг-Морт» (1950-е годы). Его произведения навеяны сюжетами коми-зырянских и коми-пермяцких легенд. Это своеобразная станковая графика.

Владимир Рохин. Пера-богатырь и Яг-Морт. 1983 год

Прослушать аудиокниги:

Иван Куратов. «Яг-Морт». Читает Е. А. Логинова 11

Коми народная сказка на русском языке «Яг-Морт – лесной человек». Читает И. И. Табаленкова. 11

Источник

Кто такой Яг-Морт?

У каждого народа есть свои мифы, легенды и сказки. Герои их — личности, как правило, колоритные, яркие.

Яг-Морт — герой преданий народов Севера. На языке коми-зырян «яг» — лес, лесной, «морт» — человек. «Яг — Морт» означает «лесной человек». На самом деле из преданий следует, что Яг-Морт — это не просто лесной человек, а лесное чудовище.

Описание его очень похоже на то, как описывают так называемого «снежного» человека: великан огромного роста, похожий на дикого зверя, в одежде из невыделанной медвежьей шкуры. Русский писатель XIX века А. Круглов в очерке «Лесные люди» дает такое описание Яг-Морта: «Ростом он был с добрую сосну, по голосу и обличью — дикий зверь. Лицо обросло черною как смоль бородою; глаза кровавого цвета, дико сверкающие из-под густых бровей, одежда из невыделанной медвежьей шкуры».

Нашли отважные молодцы жилище лесного великана и стали поджидать его. Увидев, что Яг-Морт подходит к своей пещере, охотники закидали его копьями, камнями, стрелами. Заревело злое чудовище, схватило палицу и понеслось в середину нападающих. Началась страшная битва. Много храбрецов пало мертвыми от палицы Яг-Морта, но и сам он стал изнемогать. Многочисленные раны обессилили его, и он упал.

Охотники отрубили ему руки, ноги, а потом и голову. В его пещере они нашли много добычи, а еще обезображенный труп несчастной Райды. Убитого Яг-Морта закопали в глубокую яму и вбили в могилу осиновый шест (видимо, для того, чтобы тот не встал из могилы и не снискал себе славы, которую посмертно приобрел известный граф Дракула). Награбленную добычу, найденную в пещере Яг-Морта, сожгли, а саму пещеру засыпали. Каждый, кто впоследствии проходил возле той пещеры и возле могилы Яг-Морта, должен был кинуть камнем или палкой и плюнуть.

В народе говорили, что в том месте, где находилась могила Яг-Морта, неоднократно встречали каких-то страшилищ, видали синий огонек и слыхали страшные вопли и завывания. В фольклоре народов Севера сохранились колыбельные, которыми женщины стращали детишек, не желающих засыпать. В переводе на русский язык колыбельные звучали примерно так:

Яг-Морт высок, как сосна, что в лесу растет.
Яг-Морт черный, как уголь в печи.
Будешь плакать — Яг-Морт за тобой придет.
Так что не плачь, детка, замолчи.

Не правда ли, что-то знакомое? Напоминает русскую колыбельную, в которой ребенка запугивают волчком, могущим откусить бочок. А еще напоминает русского загадочного «бабайку».

Легенд и преданий у народов Севера не много. Яг-Морт — один из самых ярких героев коми-зырянской мифологии. Интересно, что предание об этом чудовище распространено очень широко на севере. В каждом районе был свой Яг-Морт. Может быть, Яг-Морт и «Снежный человек» — одно и то же лицо?! Не зря легенды о Яг-Морте вызывают интерес у криптозоологов.

Услышав эту легенду, я засомневалась, не из коми-зырянской ли мифологии появилась героиня русских сказок Баба Яга? Если имя «Баба Яга» перевести с коми-зырянского языка, оно будет означать «лесная баба». Так и есть — русская Баба Яга живет в лесу. Так кем же она приходится Яг-Морту — матерью, сестрой или женой? Может быть, Баба Яга потому такая злая на людей, что те ее любимого мужчину Яг-Морта погубили? Вполне можно допустить, что Баба Яга пришла на Русь с севера. Так считают и некоторые исследователи русского фольклора. Ведь даже пельмени, которые считаются исконно русским блюдом, получили свое название на языке коми-зырян: «пель» — ухо, «нянь» — хлеб. Первоначально пельмени назывались «пельняни», то есть «хлебные ушки».

Читайте также:  Отпуск в аспене рассказ

Неоднократно попадались мне статьи о том, что в лесотундрах людям встречается какой-то великан. Есть и материальные свидетельства его существования. Находили люди и места его «лежки-гнездованья». Ученые-криптозоологи даже дают его описание- рост около двух с половиной метров, длина следа — 34 см. Так предание о Яг-Морте — это всего лишь легенда или повествование о событиях, имевших место быть? Пусть и похоже это больше на выдумки, но лучше вы, читатели, не ходите по ночам в лесотундру в одиночку, а то мало ли что…

Источник

Яг-Морт. Коми народная легенда

Яг-Морт

Коми народная легенда

В седой древности, когда еще на берегах Печоры и Ижмы рассеянно жили полудикие чудские племена и, не зная хлебопашества, питались от промысла зверей и рыб, когда они поклонялись богам каменным и деревянным, в дремучем лесу, окружающем одно из чудских селений, появился человек необыкновенный. Ростом он был едва ли не с добрую сосну, и по голосу, по виду — дикий зверь. Лицо, обросшее черной, как смоль, бородой, глаза, налитые кровью и дико сверкающие из–под густых бровей, одежда из невыделанной медвежьей шкуры — вот приметы этого человека, которого чудь назвала Яг Мортом, Лесным человеком, и название это вполне подходило ему.

Никто не знал, какого роду–племени Яг Морт, никто не ведал, откуда появился он возле чудских жилищ. Яг Морт жил в глубине дремучего леса, в недоступных чащобах, рассеянных по пустынному побережью реки Кучи, и появлялся в селениях только для грабежа и убийств. Робкие чудины избегали встречи с ним. Одно имя Яг Морта наводило страх, женщины пугали им шаловливых детей своих:

Яг Морт ыджыд
кыдз бур коз,
Яг жорт съöд,
кыдз пач шом.
Эн бöрд, пиö,
Яг Морт воас,
Кутан бöрдны—
тэнö сёяс.

Яг Морт высок,
как добрая ель.
Яг Морт черен,
как уголь в печи.
Не плачь, сынок,
придет Яг Морт,
Будешь плакать—
съест тебя.

Так пела молодая чудинка, стараясь унять плачущее дитя свое.

Для нападений на селения Яг Морт обыкновенно избирал ночное время, и тогда, во мраке, освещаемом заревом пожара, каждый шаг его отмечался кровью и опустошением. Он уводил, резал скот, похищал жен и детей. Ненависть Яг Морта ко всему живому простиралась до того, что он часто без всякой причины убивал встречного и поперечного.

Выведенные из терпения злодействами разбойника, чудины всеми силами старались погубить его: они ловили его, как дикого зверя, устраивали засады, но ничего не помогало. Хитрости противопоставлял он хитрость, а открытая схватка с могучим разбойником была не по плечу робким чудинам. И во всем Запечорье не выискалось молодца, кто бы осмелился помериться силами с Яг Мортом: взмах топора был ему нипочем, удары копий отражал он своей палицей, а стрелы отскакивали от косматой груди его.

Вдобавок Яг Морт слыл в народе великим чародеем: в воде не тонул и в огне не горел, как обыкновенно говорили о нем люди. Скотский падеж, бездождие, безветрие и вообще все физические бедствия — все суеверная чудь приписывала мрачным волхвованиям Яг Морта. Он повелевал стихиями, помрачал звезды, солнце и луну, и не было предела темному могуществу чародея–разбойника, и потому он царствовал безнаказанно в мрачных лесах Запечорья.

Раз у старшины одного из чудских селений пропала без вести единственная дочь, красавица Райда. Проходит день, два, проходит неделя — прекрасной Райды нет как нет! Мать ее все глаза выплакала, отец и жених исходили все окрестные селения и леса, но не нашли нигде Райды.

Вот кликнули клич, созвали народ, объявили горестную утрату, и все, старые и малые, единогласно утвердили, что весеннему цветку, Райде, нельзя так рано увянуть, если она исчезла, это непременно сделано Яг Мортом: он завидовал цветущей красе Райды, он и похитил ее и увлек в звериную берлогу. «Но горе нам,— промолвили старики,— нет суда на Яг Морта: мы ничего не можем сделать против могучего чародея! Райда погибла!» Как водится, потолковали, пошумели и, с печальным видом засунув бороды в воротники шуб, возвратились по домам. Но не удовольствовался таким решением удалой жених Райды, не удовольствовались им и прочие молодые парни, соискатели руки красавицы.

Они снова кликнули клич, взволновали все Запечорье, собрали несколько десятков удальцов завзятых и на общем совете положили: «Во что бы то ни стало отыскать жилище Яг Морта, схватить его живого или мертвого, погубить, сжечь окаянного чародея, хотя бы самим погибнуть!» И вот составилось ополчение: ратники вооружились луками, копьями, топорами — кто чем мог, и двинулись в поход — сто против одного! Но этот один был не простой человек, а силач необыкновенный, страшный разбойник, и вдобавок колдун, чернокнижник. И отважные охотники не без тайного страха ожидали встречи с Яг Мортом.

Несколько суток прошло в тщетных поисках, но чудины не отступались от принятого намерения и не возвращались домой. Наконец они засели в густом лесу, на угоре Ижмы, близ тропинки, по которой обыкновенно проходил разбойник. Неизвестно, долго ли парни таились в засаде, но вот однажды видят: Яг Морт переходит вброд Ижму, прямо напротив того места, где они притаились, и казалось, идет прямо на них. Тут не одно чудское сердце забилось от страха, но трусить было уже поздно, и, лишь только злодей ступил на берег, копья, стрелы, каменья градом посыпались на него из чащи леса. Изумленный столь внезапным нападением, ошеломленный первыми ударами, разбойник на минуту остановился.

А бесчисленные удары сыпались на него, тогда заревел он, как дикий зверь, взмахнул тяжелой палицей, и понесся в середину нападавших. Чудины окружили его со всех сторон, и началась страшная битва. Яг Морт долго, с яростным ожесточением отбивался от толпы озлобленных противников, палица его разражалась смертию над головами чудин, огромный топор его упился их кровью. Он многих положил на месте, и наконец сам изнемог: усталость, раны обессилили его, он пал на землю, обагренную кровью победителей, и торжествующие чудины схватили Яг Морта, отсекли ему руки, но оставили живого, грозили отрубить ему голову, если он не откроет им своего жилища. И силач–волшебник должен был покориться воле победителей. Он повел их в самую чащу леса, где на высоком берегу Кучи выкопана была огромная пещера, бывшая убежищем Яг Морта. Близ устья этой пещеры, на большой груде костей лежали обезображенные останки прекрасной некогда Райды.

В глубине пещеры чудины нашли множество разной добычи, сложили все в кучу и сожгли. А страшное логово Яг Морта засыпали землей, забросали камнями, заложили бревнами. Потом привели обратно своего пленника на то место, где он попался в первый раз, отрубили ему голову, в спину вбили осиновый кол, и труп закопали в землю, в том самом месте, где ныне находится холм, слывущий в народе могилой Яг Морта.

Источник

Сказки коми народа яг морт

Яг-Морт – наверно самый известный персонаж коми-зырянского фольклора. Поэтому давайте разберемся, кто же это такой и чем он занимался.

История возникновения данного персонажа уходит вглубь веков во времена, когда коми были еще язычниками. Родиной Яг-Морта считается Ижемская земля. О его происхождении ничего неизвестно, никто точно не знает, кто являлся родителями Яг-Морта, ни вообще как он появился на свет.

Яг-Морт жил в пещерах, которые были разбросаны в бескрайней чаще зырянских лесов недалеко от побережья реки Кучи (приток Ижмы).

Несложно догадаться, что Яг-Морт в коми мифологии однозначно отрицательный персонаж. Он обладал огромной физической силой и при этом не был обделен умом.
Он испытывал лютую ненависть ко всему человеческому. Без причинно убивал любого, кого встречал в лесу, а в ночное время, в силу своих возможностей, нападал на целые поселения – забирал скот, убивал мужчин, а женщин и детей похищал и мучил. Неизвестно точно, чем питался Яг-Морт, но, по всей видимости, люди входили в его рацион. Все попытки остановить великана были обречены на провал, он легко распознавал засады, а в открытом бою зыряне практически ничего не могли ему сделать.
Помимо огромной физической силы и развитого интеллекта, Яг-Морт обладал сильными магическими способностями, был колдуном-чернокнижником. Он мог повелевать стихиями – управлял погодой, не боялся огня и не тонул в воде. Коми также считали, что он наводил болезни на домашний скот.
Долгие годы он был полноправным хозяином в мрачных лесах Запечерья, оставляя за собой шлейф смертей и разрушений.

Однажды, Яг-Морт похитил единственную дочь старейшины одного из селений. Ее звали Райда, и по поверьям, она была необычайно красива. Быстро выяснив, кто виновен в происшествии, старейшины решили, что все попытки спасти девушку обречены на провал и это не приведет ни к чему хорошему кроме дополнительных жертв. Но это не остановило жениха Райды и он решил все же спасти возлюбленную пусть даже ценой собственной жизни. Конечно, идти одному на такого противника было полным безумием, и поэтому он решил бросить клич – собрать людей. Поскольку у красавицы хватало соискателей ее руки, то ему удалось собрать отряд примерно в сто человек (по тем временам это было очень много).
Ополчение организовало засады на чудовище, но Яг-Морт легко распознавал их. Однако, рано или поздно все совершают ошибки – при переходе Ижмы вброд чудовище угодило в засаду. По поверьям, битва была достаточно долгой и для многих зырян она стала последней, но все же монстр был повержен и обессилил. Коми специально не стали убивать его, лишь обрубили руки, чтобы Яг-Морт ничего не смог сделать и принялись узнавать, где великан прячет красавицу-Райду. Узнав, где находится жилище злодея, зыряне обнаружили там только растерзанный труп девушки. Придя в ярость, воины сожгли все имущество Яг-Морта, а саму пещеру засыпали землей. Вернувшись на поле боя, они отрубили голову великана, затем в спину вбили осиновый кол (видимо это было сделано для того, чтоб великан не смог оживить себя при помощи магии) и закопали. С тех пор, каждый проходящий рядом с могилой должен был плюнуть в нее или кинуть камень.
Многие утверждают, что могилу Яг-Морта можно без труда найти на левом берегу реки Быстрая Куча, где отчетливо виден холм. По поверьям, в этом месте часто наблюдаются различные проявления нечистой силы.

Яг-Морт наводил ужас абсолютно на всех обитателей.
По поверьям, одно упоминание о Яг-Морте наводило ужас на зырян и вообще в Коми мифологии Яг-Морт абсолютное зло, у которого нет ни единого белого пятна. До наших дней даже сохранились колыбельные, которыми матери пугали своих детей:

Яг-Морт высок, как добрая ель,
Яг-Морт черен, как уголь в печи.
Не плачь, сынок, придет Яг-Морт,
Будешь плакать – съест тебя.

Вообще весьма странным кажется факт того, что на уровне республики Яг-Морт является самым раскрученным и узнаваемым персонажем коми легенд. Ведь зырянская мифология достаточно развита и там есть масса положительных персонажей – Пера-богатырь, Кудым-Ош и другие, но почему-то акцент сделан именно на абсолютном злодее. Причем надо учитывать, что в отличии от русской мифологии–легенды и предания зырян достаточно жестоки. Если Вы выросли на русской культуре, то при знакомстве с коми мифологией будете поражены обилием насилия и подробным описанием кровавых расправ. Яг-Морт это ни какой-нибудь русский «злодей» вроде Кощея Бессмертного, который толком ничего плохого и не сделал. Нет, Яг-Морт постоянно убивал людей и всячески им вредил. Более того проводятся различные общественные акции вроде «Яг-Морт-хаус» и т.п., где он представлен в нейтральной или даже положительной роли. Также по мотивам легенды о Яг-Морте был создан первый коми-зырянский национальный балет(!) с таким же названием.

Современные сторонники криптозоологии часто связывают легенды о Яг-Морте со свидетельствами о снежном человеке, а некоторые специалисты по славянской мифологии считают, что великан является родственников Бабы-яги из-за общего корня «Яг» и наличия у обоих, магических способностей.

Конечно можно сказать, что все это выдумки и сказки, но будьте аккуратны при одиночных проулках по лесотундре, а то мало ли что…

Источник

Сказки коми народа яг морт

БЫЛО у одного охотника три сына.

Вот пошел как-то отец с сыновьями на охоту — белок и рябчиков бить. Живут они в лесу месяц, живут другой, живут третий.

Хорошая охота выдалась, много зверя промыслили. Одна беда — не стало у них огня.

А мороз крепкий, сварить мясо не на чем, спать холодно.

— Давайте жребий кидать, — говорит отец сыновьям. — Кому выпадет, тот и пойдет домой за огнем.

Младший сын говорит:

— Погодите жребий кидать. Влезу я на самую большую ель, посмотрю: нет ли поблизости жилья. Если нигде нет, тогда надо домой идти.

Похвалил отец младшего.

— Ты толковый, — говорит, — хорошо придумал.

Полез младший сын на самую высокую елку, смотрит вправо-влево, смотрит вперед-назад и видит: далеко в лесу, словно волчий глаз, светится огонек.

Слез он с дерева и говорит братьям:

— Вон там-то и там-то огонь светится, верно, жилье сеть. Обрадовались братья, тоже на ель полезли. Правда, светится вдалеке огонек.

Спустились они на землю и стали спорить, кому первому за огнем идти. Отец говорит:

— Пусть старший идет, он самый сильный, он скорее всех огонь принесет.

Вдруг видит: лежит на дороге чугунный горшок.

— Ты куда идешь? — спрашивает горшок.

— Вернись лучше, не ходи, — говорит горшок. — Обожжет тебя огонь.

— Не обожжет, — говорит старший охотников сын.

Попадается ему на дороге берестяной шердын[1].

— Ты куда идешь? — спрашивает шердын.

Вернись, не ходи. — говорит шердын. — Обожжет тебя огонь.

— А может, и не обожжет. — говорит парень.

Лежит на дороге толчея.

— Ты куда идешь? — спрашивает толчея.

— Не ходи, вернись. — говорит толчея. — Обожжет тебя огонь.

Не обожжет, уберегусь. — говорит парень.

И опять пошел дальше.

Лежат на дороге грабли.

Ты куда идешь? — спрашивают грабли.

— Не ходи лучше, вернись, — говорят грабли. — Обожжет тебя огонь.

— Не обожжет, пел буду, — говорит парень.

И опять пошел дальше.

Шел, шел, видит, стоит избушка. Дверь открыта. В каменке огонь едва-едва теплится. А хозяина нет.

Начал старший охотников сын дрова подбрасывать, огонь раздувать. И вдруг над самым его ухом проговорил кто-то хриплым голосом:

— Ты что здесь делаешь?

Вскочил парень, смотрит: перед ним старик стоит — борода до полу, зубы словно колья торчат, руки точно крючья висят. Ну прямо леший! А это он самый и был — лесной человек Яг-морт.

— Тебе что здесь надо? — спрашивает лесной человек Яг-морт. — Ты зачем мой огонь трогаешь?

— Хочу себе взять! — говорит парень.

— А тебе горшок на дороге попался? — спрашивает лесной человек Яг-морт.

— А что они тебе говорили?

— Говорили, чтобы я вернулся.

— А ты почему их не послушался? Знаешь, что это за горшок? — спрашивает Яг-морт, а сам зубами скрипит.

— Горшок как горшок, чтобы мясо варить. — отвечает парень.

— Вот и врешь, — говорит десной человек Яг-морт. — А что за шердын. знаешь?

— Простой шердын, — отвечает парень, — чтобы муку просеивать.

— Вот и врешь. — говорит лесной человек Яг-морт. — А что за толчея, знаешь?

— Как не знать! Толчея и есть толчея — зерно толочь, — отвечает парень.

— Вот и врешь. говорит лесной человек Яг-морт. — А что за грабли, знаешь?

— Чего тут не знать! Эка невидаль — грабли!

— Ничего-то ты не знаешь, — говорит ему лесной человек Яг-морт. — Ну, за это я тебя сейчас проучу хорошенько.

Схватил его за волосы, пригнул к полу, зажал между ногами и вырезал у него из спины ремень шириной в ладонь.

Едва вырвался от лешего старший охотников сын. а уж как вырвался — бросился бежать без оглядки. Про головню и думать забыл.

Пришел к отцу и братьям едва живой.

— Огонь принес? — спрашивает отец.

Рассердился отец, послал среднего сына за огнем.

Проходит день, и этот без огня возвращается, и у него из спины леший вырезал ремень.

Да про это молчит средний сын, только охает тихонько.

Смеется младший брат над старшими.

— Ну что вы за охотники? — говорит. — Лесного человека испугались.

Вы бы побили его, а потом и огонь бы унесли.

— Вот ты сам и сходи, — говорят братья. — И тебе достанется.

— Что ж, пойду. — говорит младший.

Шел, шел, видит, лежит на дороге горшок.

— Ты куда идешь? — спрашивает горшок.

— Вернись лучше, не ходи, беду наживешь. — говорит горшок.

— Не пугай, не боюсь! — И дальше пошел.

Попадается ему на дороге шердын.

— Ты куда идешь? — спрашивает шердын.

— Вернись, не ходи, обожжет тебя огонь. — говорит шердын.

— Был бы только огонь, а уж я с ним управлюсь, — отвечает младший охотников сын.

Попадается ему на дороге толчея.

— Ты куда идешь? — спрашивает толчея.

— Не ходи, вернись, а то худо будет, — говорит толчея.

— Без огня еще хуже, — говорит младший охотников сын.

Попадаются ему на дороге грабли.

— Ты куда идешь? — спрашивают грабли.

— Вернись, не ходи, жалеть будешь, — говорят грабли.

— Вот возьму огонь и вернусь, — отвечает младший охотников сын.

И опять дальше пошел.

Дошел до избушки, входит, а там сам лесной человек Яг-морт лежит. Голова в одном углу, ноги в другом.

— Живешь-поживаешь, добрый человек, — говорит младший охотников сын. — Не пустишь ли меня ночевать?

— Что ж, ночуй. Только не взять тебе того, за чем пришел. Ты горшок на дороге видел?

— Видел, — говорит младший охотников сын. — И шердын видел, и толчею видел, и грабли видел — все твое добро.

— А что это за горшок, знаешь? — спрашивает лесной человек Яг-морт. — Что за шердын, что за грабли, что за толчея, знаешь?

— Знаю, — отвечает младший охотников сын. — Горшок — твоя голова, шердын — твое тулово, грабли — твои руки, толчея — твои моги. Если не пустишь меня ночевать, разобью я твою голову, изломаю руки-ноги, разрублю на куски тулово.

— Ну, вижу я, что ты больно умный, — говорит лесной человек. — Полезай на печку да рассказывай мне сказки. Да такие, чтобы было в них все небывалое, а бывалое скажешь — волосы выдеру.

— Ладно, слушай, — говорит младший охотников сын. — Только если перебьешь меня, тогда уж я у тебя волосы выдеру.

— И то ладно, — говорит лесной человек Яг-морт.

Залез младший охотников сын на печку, стал рассказывать:

— Полетел я как-то на небо, три года летел, наконец долетел. А на небе все люди вверх ногами ходят. «Почему же это вы вверх ногами ходите?»— спрашиваю у них. А они мне говорят: «Потому вверх ногами ходим, что нечем сапоги шить, щетины у нас нет». А я нм говорю: «Давайте я вам без щетины сапоги сошью. У леших волосы еще лучше щетины.» Вот потому я и пришел к тебе — волосы у тебя повырывать.

Услышал это лесной человек Яг-морт и обеими руками за голову схватился.

— Не дам волосы рвать! — кричит.

— Дашь не дашь, а раз слово сказал, вырву, — говорит младший охотников сын. — Такой уж у нас был уговор.

Запустил руку лешему в волосы, и сколько рука захватила, столько и вырвал.

Леший так и съежился весь. А младший охотников сын опять рассказывает:

— Сшил я всем сапоги и пошел гулять по небу. Вижу — мужик на гумне овес лопатой веет. А из-под овса мякины летит видимо-невидимо. Наловил я этой мякины, свил веревку и стал той веревкой всех ледяных ловить. Выловил ледяных, а водяные за ними сами идут. Гляди, вот уже к дому подошли!

Вскочил леший — и к дверям.

— Зачем же обманываешь? — говорит. — Никого тут нет!

— А как же мне не обманывать, когда сам ты велел, — говорит младший охотников сын. И опять руку в волосы ему запустил да и выдернул целую копну волос.

Совсем притих лесной человек Яг-морт, сидит, голову потирает.

А младший охотников сын опять рассказывает:

— Эй, Мишка! крикнул тут в окно младший охотников сын. — Иди в избу, задуши этого лешего!

Так и задрожал со страху лесной человек Яг-морт.

— Что хочешь. — говорит. — бери, только уведи медведя.

— Нет, — говорит младший охотников сын. — пусть задушит тебя, чтобы не оставлял ты людей без огня. — И опять в окно кричит — Мишка, иди сюда!

— Нет, — говорит младший охотников сын, — мне этого мало. Отдавай ремни, что ты у братьев из спины вырезал.

— Бери, — говорит леший, — и это бери.

И повел младшего охотникова сына в свою кладовку. А там все стены увешаны ремнями из человеческой кожи.

— Зачем же ты ремни из человеческой кожи хранишь? — спрашивает младший охотников сын.

— А это, говорит лесной человек Яг-морт, — я счет веду вашим людям, тем, которых я напугал. А таких, что меня напугали, еще не было, ты первый.

— Бери, бери, — говорит, — пригодится!

Распрощались они, и отправился младший охотников сын в обратный путь.

Встречают его братья и спрашивают:

— Где же твой огонь? Что-то не видно его!

— А он вот здесь у меня спрятан, — отвечает младший брат и вытаскивает свой камень.

Ударил по камню железкой, огонь сразу и вырвался.

Глазам своим не верят братья!

— А ну-ка дай и нам попробовать!

— Что ж, пробуйте, — говорит младший брат. — А мне подставляйте-ка ваши спины, я вам кожу залатаю!

И достает из-за пазухи два ремня.

Приложил один ремень к спине старшего брата, другой — к спине среднего брата, обвязал целебной травой, и сразу приросла кожа к их спинам.

— Смотрите ж, в другой раз умнее будьте! — говорит младший брат старшим.

Потом развели они большой огонь, нажарили мяса, наелись, напились, обогрелись, обсушились и с богатой добычей вернулись домой.

А лесной человек Яг-морт с тех пор так и остался безо всего — ни огня у него нет. ни ружья с сумкой. Ничего он сделать людям не может, только зря пугает.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал