Сказки к и чуковского для самых маленьких их особенности

Особенности стихотворных сказок К.И. Чуковского. Малые жанры в его творчестве

Корней Иванович Чуковский (1882-1969) (Николай Иванович Корнейчуков) родился в Петербурге в 1882 году в бедной семье. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве.

Из гимназии будущего поэта исключили по причине «низкого» происхождения, так как мать Чуковского была прачкой, а отца уже не было. Но юноша не сдался, он занимался самостоятельно и сдал экзамены, получив аттестат зрелости.

Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет: писал стихотворения и даже поэмы. В 1903 году Корней Иванович отправился в Петербург с твердым намерением стать писателем.

Вопросами дет­ской литературы Чуковский стал заниматься в 1907 году — как критик, заявивший о бездарности творений некоторых известных в те годы детских писательниц.

Вернувшись в Петроград в 1917 году, Чуковский получил предложение от М. Горького стать руководителем детского отдела издательства «Парус». Тогда же он стал обращать внимание на речь и бороты маленьких детей и записывать их. Такие записи он вел до конца своей жизни. Из них родилась известная книга «От двух до пяти». Книга переиздавалась 21 раз и с каждым новым изданием пополнялась.

Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка «Крокодил», опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.

Сказки и стихи Чуковского составляют целый ко­мический эпос, нередко называемый «крокодилиадой» (по име­ни любимого персонажа автора). Произведения эти связаны между собой постоянными героями, дополняющими друг друга сю­жетами, общей географией. Перекликаются ритмы, интонации. Особенностью «крокодилиады» является «корнеева строфа» — размер, разработанный поэтом и ставший его визитной кар­точкой:

«Корнеева строфа» — это разностопный хорей, это точные парные рифмы, а последняя строчка не зарифмована, длиннее прочих, в ней и сосредоточен главный эмоциональный смысл. Впрочем, автор иногда переходил и к другим стихотворным раз­мерам, резко меняя ритм и интонацию стихов.

Многие художественные приемы, найденные в «Крокодиле», были использованы в дальнейшем Чуковским и в других его сказках.

«Муха-Цокотуха», «Тараканище» и «Краденое солнце»образу­ют трилогию из жизни насекомых и зверей. Эти сказки имеют схожие конфликтные ситуации и расстановку героев, они и пост­роены по единой схеме.

В трилогии сказок использована единая система художествен­но-речевых средств: повторы, параллелизмы, постоянные эпите­ты, уменьшительно-ласкательные формы и т.п.

«Мойдодыр» и «Федорино горе»могут считаться дилогией на тему гигиены.

Небольшой сказке «Мойдодыр» (1923) принадлежит едва ли не первенство по популярности среди малышей. С позиции взрос­лого назидательная мысль сказки просто мизерна: «Надо, надо умываться / По утрам и вечерам». Зато для ребенка эта мысль тре­бует серьезных доводов, сама же по себе она абстрактна и сомни­тельна. Чуковский верно уловил первую психологическую реак­цию ребенка на открытие всяких «надо» и «нельзя» — это удивле­ние. Для того чтобы доказать простенькую истину, он использует мощный арсенал средств эмоционального воздействия. Весь мир приходит в движение, все предметы срываются с места и куда-то бегут, скачут, летят. Герою приходится изме­ниться — и внешне, и внутренне. Возвращение дружбы и симпа­тии, организованный в тот же час праздник чистоты — справед­ливая награда герою за исправление.

«Федорино горе» (1926) также начинается с удивления перед небывальщиной: «Скачет сито по полям, / А корыто по лугам». Автор довольно долго держит читателя в напряженном изумле­нии. Только в третьей части появляется Федора, причитая и маня сбежавшую утварь обратно. Если в «Мойдодыре» неряха — ребе­нок, то в этой сказке — бабушка. Читатель, уже усвоивший урок «Мойдодыра», может понять недостатки других, в том числе и взрослых.

«Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон»(все — 1926 год) обра­зуют свою триаду сказок, объединенную мотивами небылиц и путаниц. Их последовательное расположение следует за меняю­щимся отношением к небылице или путанице. В «Чудо-дереве» небыличное превращение сулит всем радость, особенно детям. В «Путанице» веселое непослушание зверей, рыб и птиц, взду­мавших кричать чужими голосами, в конце концов грозит бедой: «А лисички / Взяли спички, / К морю синему пошли, / Море синее зажгли». «Телефон» написан от лица взрослого, уставшего от «дребедени» звонков. Сказка разворачивается чередой почти сплошных диало­гов. Телефонные собеседники — то ли дети, то ли взрослые — всякий раз ставят героя в тупик своими назойливыми просьбами, нелепыми вопросами. Маленькие читатели невольно становятся на сторону измученного героя, незаметно постигая тонкости хо­рошего воспитания.

В «Мухе-Цокотухе» спасителем выступает не рогатый жук, не больно жалящая пчела, а неведомо откуда взявшийся комар, и даже не комар, а комарик, да к тому же маленький комарик, и, чтобы его малость была еще заметней, он предстает перед нами в свете маленького фонарика:

Вдруг откуда-то летит

И в руке его горит

Неизменно повторяющийся в сказках Чуковского мотив победы слабого и доброго над сильным и злым своими корнями уходит в фольклор: в сказке угнетенный народ торжествует над угнетателями. Положение, при котором всеми презираемый, униженный герой становится героем в полном смысле, служит условным выражением идеи социальной справедливости.

Источник

Проект «Сказки Корнея Чуковского» в первой младшей группе

Наталья Веремеенко
Проект «Сказки Корнея Чуковского» в первой младшей группе

Актуальность проекта:

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка.

В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения, не чувствуют красоту литературной речи. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. Родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности. У дошкольников недостаточные знания о сказках.

Необходимо знакомить детей со сказками разных писателей, так как именно сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности вполне отвечают природе маленького ребенка, близки его мышлению.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Цель проекта:

Закрепление и систематизация знаний детей о сказках К. Чуковского.

Задачи проекта:

1. Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками Корнея Чуковского.

2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

3. Обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

4. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности.

5. Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.

Участники проекта: дети 1 младшей группы МБДОУ «Детский сад комбинированнного вида № 2» г. о. Самара, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: апрель (1 неделя) (краткосрочный)

Вид проекта: познавательно-речевой.

Материалы: книги, иллюстрации к сказкам, методическая литература, разные виды театра, краски, карандаши, кукла, игра “Больница”

Формы проведения: познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, совместная деятельность.

— создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры);

— создание тематических выставок.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

— Определение темы проекта.

— Работа и подбор методической литературы

— Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

— Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

— Создание настольного театра “Муха-Цокотуха”

1. Беседа «Мои любимые сказки», «Как вылечить книжку?».

Задачи: учить детей отвечать на поставленные вопросы полными, развернутыми предложениями; учить детей узнавать сказку по героям; развивать связную речь, воображение, логику, творческие способности детей; умение работать в подгруппах;

2. Чтение сказок «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр».

Рассматривание иллюстраций. Аудиопрослушивание сказок. Просмотр мультфильмов.

3. Театрализация по сказке К. Чуковского «Муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо!

Задачи: Формировать умения проводить инсценировку сказки, точно воспроизводить реплики героев; умения детей имитировать характерные действия персонажей, передавая эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями; развивать интонационную выразительность речи, имитационные и подражательные навыки;

4.Рисование: «Гости Мухи-Цокотухи”

Задачи: закрепить знание детей сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», её героев; развивать у детей желание рисовать, умение пользоваться кистью (рисование полосок, листиков методом примакивания, краской, салфеткой; развивать мелкую мускулатуру кисти рук; вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка от проделанной работы, воспитывать интерес к рисованию, эстетическое восприятие и желание выполнять красивые изображения; воспитывать доброжелательность, умение действовать сообща; воспитывать аккуратность, старание, усидчивость

5. Инсценирование отрывка сказки К. И. Чуковского «Айболит».

Задачи : раскрыть через театральную постановку удивительный мир сказок; в игровой форме вспомнить и закрепить содержание сказки К. И. Чуковского «Айболит»; формированию устойчивого интереса к книге ; пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим; раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей;

6. «Научим куклу Машу умываться» занятие по мотивам сказки К. Чуковского “Мойдодыр”

Задачи: закреплять знания детей о предметах туалета и их назначении; умение намыливать руки и вытирать насухо полотенцем; мыть лицо, не разбрызгивая воду. развивать навыки самообслуживания; воспитывать аккуратность, формировать желание быть чистым и опрятным.

6. Оформление книжной выставки «Книги Корнея Чуковского».

Работа с родителями

Опрос – анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка».

Помощь в оформлении книжного уголка.

Читайте также:  Река ока приток волги реки как пишется

Консультация родителей на темы: «Сказкотерапия», «Почему так важно читать сказки ребенку перед сном».

Совместная деятельность родителей и детей в изготовлении атрибутов для кукольного, пальчикового, настольного театра.

Создание мини библиотеки по сказкам, подбор необходимых иллюстраций.

3 этап – Заключительный

Презентация проекта «Мои первые сказки». Фотоотчет.

— Дети получили дополнительные знания о сказках Корнея Чуковского.

— Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

— Речь детей стала более, связной, выразительной;

— Дети познакомились с такими понятиями как добро, зло, честность и справедливость.

— Дети могут пересказывать короткие сказки или отрывок из неё с помощью воспитателя

Перечень используемой литературы:

2.Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1-3 года. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.

3.Художественное творчеств: комплексные занятия. Первая младшая группа / О. В. Павлова. –Волгоград: Учитель, 2013. – 142 с.

5. Книга для чтения в детском саду и дома. Москва ОНИКС – 2011.

Проект «В гостях у Корнея Ивановича Чуковского» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением социально-личностного.

Дидактическое пособие «Лэпбук «Сказки Корнея Чуковского» Лепбук представляет собой картонную папку формата А3. Папка содержит кармашки, в которых собрана информация по теме. Дидактическое пособие.

Фотоотчет о вечере творчества К. Чуковского для детей старшей группы с ТНР «В гостях у Корнея Чуковского» В конце октября мы с детьми подготовили и провели Вечер творчества К. И. Чуковского «В гостях у Корнея Чуковского». Была проведена большая.

Фотоотчёт о постановке сказки Корнея Ивановича Чуковского «Крокодил» Сегодня, 04 апреля 2019 года, в МБДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида» города Пикалёво педагоги разыграли сказку Корнея Ивановича.

Познавательно-творческий проект «Сказки Дедушки Корнея» во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Иланский детский сад № 50» Познавательно-творческий ПРОЕКТ «Сказки.

Проект «Удивительный мир Корнея Чуковского» № Параметры Содержание 1 Тема «Удивительный мир Корнея Чуковского» 2 Вид проекта творческо-познавательный, детей 3-4 лет и их родителей.

Проект в первой младшей группе «Сказочный мир дедушки Корнея» Проект в первой младшей группе «Сказочный мир дедушки Корнея» Актуальность Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать,.

Проект во второй младшей группе «Сказочный мир Корнея Чуковского» Проект «Сказочный мир Корнея Чуковского». Тип проекта: информационно – творческий образовательный, групповой. Цель сказки – воспитать в.

Занятие по развитию речи в средней группе «Мини викторина по произведениям Корнея Чуковского и чтение сказки «Федорино горе» Тема: Занятие «Мини викторина по произведениям Корнея Чуковского и чтение сказки «Федорино горе» Воспитатель: Елизарова Н. В. Программное.

Источник

Реферат «Стихотворные сказки для детей К. И. Чуковского»

специалист в области арт-терапии

Дисциплина: Детская литература

Тема «Стихотворные сказки для детей К. И. Чуковского»

Введение

Сказки К.И.Чуковского тематически объединяются в трилогии. Каждая из них написана простым и понятным языком, доступным для понимания маленьких детей. Это стихотворный язык, известный как «Корнеева строфа». Чуковский писал разностопным хореем, где последняя строчка не имеет рифмы и содержит в себе основной смысл.
В сказках присутствуют фольклорные мотивы: образы животных, характер былины, борьба добра и зла.

«Крокодил»

Сказка «Крокодил» является первой сказкой в творчестве К.И.Чуковского. Она была написана в 1915 году. Существует мнение, что Чуковский придумал её для своего сына Коли, которого он пытался развеселить во время болезни.

По мнению Арзамасцевой, добро и зло в этой сказке не разводятся так конкретно, как это обычно бывает. Читателю даётся возможность самому решать, справедливы ли действия героев. Само разрешение конфликта соответствует детскому представлению о безопасности общения человека и животного.

Интересно и пространство, где происходят события сказки. Оно охватывает большую территорию: это и Петроград, и берега Нила. Таким образом читатель попадает в путешествие вместе с героями.

В сказке присутствует авторская ирония, придающая юмористический характер происходящему.

Мнение о сказке «Крокодил» неоднозначно. Многие критики говорили о том, что эта сказка не предназначена для детей и несёт в себе политический подтекст. Как пишет А.Беззубцев-Кондраков, например, видит в ней призыв борьбы народа против большевизма. Советский читатель не мог не обратить внимание на скрытый смысл сказки.

Такие же мысли были и у Н.К.Крупской. Она написала отдельную статью, где назвала сказку Чуковского политически вредной, носящей в себе намёки на тиранию, и высказалась о том, что как сказка о животных она не носит достаточно сведений о зоологии.

Зинаида Столица назвала сказку «Крокодил» антипедагогической и отметила: «В поэму вплетены чуждые современности мотивы: царь и повелитель зверей, рождественская елка, городовой…».
Советский литературовед Л.Кон сочла действия Вани Васильчикова
корыстными, поскольку «причиной, побудившей Ваню «даровать» зверям
свободу, является отнюдь не сочувствие к «узникам», а…предъявленный
ему зверями ультиматум, где ему предлагается либо освободить их
мохнатых деток, либо навек распроститься со своей сестрой Лялей». Также она увидела в сказке намёки о борьбе большевиков с белой гвардией и интервенцией.

Как мы видим, сказка «Крокодил» подвергалась широкой критике и считалась политически вредной. Сам Чуковский говорил, что в его сказках не может быть никакого политического подтекста, и они предназначены исключительно для детей. В самом деле, маленький ребёнок далёк от политических проблем государства и воспринимает только ярко выраженный смысл сказки, а именно дружбу человека и животных.
К.И.Чуковский показывает, что зло порождает зло, а предотвратить это можно лишь предотвращением насилия. Счастливый конец сказки подтверждает это.

«Муха-Цокотуха»

Сказка «Муха-Цокотуха» входит в трилогию о жизни насекомых и зверей со сказками «Тараканище» и «Краденое солнце». Эта сказка вышла в 1924 году под названием «Мухина свадьба», которую Чуковский написал за один день для своей внучки Марины.

В статье К.И.Лейбсона упоминается, что однажды, в «Литературной газете» было опубликовано письмо с требованием сжечь «Муху-Цокотуху», так как там прославляются вредные насекомые. Имя автора письма, к сожалению, не указано. Как мы видим, даже не содержащая какой-либо подтекст сказка подверглась критике. Возможно, оживление насекомых и правда было необычным для детской литературы, но в сказке Чуковского этот приём помогает читателям принять мир природы такой, какой он есть, с неприглядными существами.

Арзамасцева пишет, что в «Мухе-Цокотухе» присутствуют черты мелодрамы. В этой сказке традиционная для данного жанра расстановка образов: девушка на выданье, злодей, жених, гости. Также присутствует много восклицаний, эпитетов, что придаёт произведению театральность. Да, в какой-то степени это так, но именно такая композиция произведения делает его простым для понимания, учитывая, что для детей важно действие и понятные образы героев. Таким образом, сказка становится похожей на спектакль. Существует интересное мнение о сказке «Муха-Цокотуха» на просторах интернета. На некоторых сайтах говорится о том, что сказка имеет сатанинский подтекст. Чаепитие насекомых сравнивается с неким шабашем, да и сами они представляют собой нечистую силу. Число строк в сказке несёт сакральный смысл, как и образ паука. Это очень сомнительное предположение: маловероятно, Чуковский вкладывал в сказку такие мысли, сочиняя её для внучки и для детского чтения.

По мнению Лейбсона, сказка Чуковского необычна тем, что в ней по сути нет волшебства. Нет волшебных предметов и чудесных превращений, а только говорящие насекомые и животные. Он прав, но ведь для маленького ребёнка мир говорящих насекомых, собравшихся на чаепитие уже кажется волшебством и чудом.

«Айболит»

Сказка «Айболит» вышла в 1935 году, и она входит в трилогию со сказками «Айболит и воробей» и «Бармалей». Известно, что что строчки
«О, если я утону, если я пойду ко дну» Чуковский сочинил на Кавказе, заплыв слишком далеко в море. В течение нескольких дней сказка была завершена.

Арзамасцева упоминает, что героя доктора Айболита Чуковский позаимствовал у Хью Лофтинга, английского прозаика. В сказке «Айболит» очень много образов, быстрая смена действия, музыкальная речь. Автор часто меняет ритм, использует повторы, что придаёт эмоциональность. Опять же разыгрывается некий спектакль для детей.
Здесь взаимодействует человек и звери, но уже без конфликтных ситуаций. Животные знают, что Айболит самый лучший доктор и приходят к нему за помощью.

Интересна смена мест в сказке. Читатель попадает в путешествие с Айболитом: он бежит по полям, по лесам, по снегу, летит на птицах, и в итоге попадает в Африку, где и происходят основные действия. Чуковский вносит экзотику в произведение.

Основные темы сказки «Айболит»: сострадание и помощь нуждающимся и прославление профессии доктора. Сказка учит любить животных, помогать ближнему и уважать врачей, ходить к которым многие дети боятся. Возможно, сказка может помочь ребёнку спокойней переносить поход к медику.

Заключение

Рассмотрев сказки К.И.Чуковского, можно сделать вывод, что они написаны именно для детской аудитории и легки для восприятия детей.
В сказках Чуковского много интересных деталей. Например, основными героями являются животные и насекомые, присутствуют черты фольклора, вносятся черты экзотики, охватывается большое пространство. Однако, в его сказках нет яркого волшебства и фантастики. Стоит отметить, что автор делает упор на дружбу человека и животного, они общаются на равных. Этот момент привносит необычность, которая и становится для детей чем-то волшебным.

Сказки написаны простым и понятным стихотворным языком. Они эмоционально окрашены, богаты эпитетами и восклицаниями, что придаёт им театральность и подвижность. Каждая сказка несёт нравственный смысл. К.И.Чуковский делает упор на дружбу, сострадание, жертвенность, храбрость, взаимопонимание. Также освещается тема борьбы добра и зла. Положительные и отрицательные герои выделяются, мораль сказки всегда очевидна и её легко донести до юного читателя.

Сказки К.И.Чуковского были подвергнуты критике, особенно в советские времена. Его обвиняли в политических подтекстах, в непригодности данных произведений для детей, в их нелогичности. Но, несмотря на это, они и в наше время читаются детям и имеют право на существование в детской литературе.

Читайте также:  Радиотелефонный как пишется и почему

Список литературы

2. Кон Л. Детская литература в годы гражданской войны. – М., 1953.

4. Крупская Н.К. О «Крокодиле» Чуковского // Книга детям.-1928.-№ 2.

11. Чуковский К.И. Собрание сочинений, Т. 1.

12. Чуковский К. Большая книга стихов и сказок. – М., 2012.

Источник

Проект по русскому языку «Воспитательное значение весёлых сказок в стихах К.И. Чуковского для детей дошкольного возраста.»

специалист в области арт-терапии

1 Биографические сведения о писателе

2 Особенности творчества К.И. Чуковского

3 Литературный анализ сказки Айболит

4 Викторина для детей дошкольного возраста по произведениям

5 Список произведений К.И. Чуковского для детей дошкольного

Список источников информации

Цель: Раскрыть воспитательное значение весёлых сказок в стихах

К.И. Чуковского для детей дошкольного возраста.

Изучить источники информации по заданной теме.

Проанализировать сказку «Доктор Айболит».

Разработать викторину по сказкам для детей дошкольного возраста по произведениям К. И. Чуковского.

Проблема: Показать воспитательное значение весёлых сказок в стихах

Биографические сведения о писателе.

Литературный анализ произведения.

Викторина для детей.

Список произведений К.И. Чуковского для детей дошкольного возраста.

Родился 19 марта (31) марта 1882 г. в Санкт- Петербурге. Отец Чуковского петербургский студент, оставил его мать, крестьянку Полтавской губернии, после чего она с двумя детьми переехала в Одессу (о детстве писатель впоследствии рассказывал в повести «Серебряный герб», 1961 г.). Занимался самообразованием, изучал английский язык. С 1901 печатался в газете «Одесские новости», 1903-1904 гг в качестве корреспондента этой газеты жил в Лондоне. По возвращении в Россию работал в журнале В.Я. Брюсова «Весы», затем организовал сатирический журнал «Сигнал», за публикацию материалов антиправительственного характера был приговорен к шестимесячному заключению.

Возглавив по приглашению М. Горького детский отдел издательство «Парус», Чуковский и сам начал писать стихи (затем и прозу) для детей. «Крокодил» (1916), «Мойдодыр и Тараканище» (1923), «Муха Цокотуха» (1924), «Бармалей» ( 1925), «Телефон»(1926) – непревзойденные шедевры литературы «для самых маленьких» и вместе с тем полноценные поэтические тексты, в которых взрослые читатели обнаруживают и утонченные стилизационно-пародийные элементы, и тонкий подтекст.

Работа Чуковского в области детской литературы закономерно вывела его на изучение детского языка, первым исследователем которого он стал, выпустив в 1928 г. Книгу «Маленькие дети», получившую затем название « От двух до пяти». Как лингвист Чуковский написал остроумную и темпераментную книгу о русском языке «Живой как жизнь» (1962), решительно выступив против бюрократических штампов, так называемого «канцелярита».

Как переводчик Чуковский открыл для русского читателя У.Уитмена (которому он посвятил исследование « Мой Уитмен»), Р. Киплинга, О. Уайльда, Переводил М. Твена, Г. Честертона, О. Генри, А.К. Дойла, У. Шекспира, написал для детей пересказы произведений Д.Дефо, Р.Э. Распэ, Дж. Гринвуда. Одновременно занимался теорией перевода, создав одну из самых авторитетных в этой области книг – «Высокое искусство» (1968).

В 1957 г. Чуковскому была присвоена ученая степень доктора филологических наук.
В 1962 г. автор получает Ленинскую премию за книгу «Мастерство Некрасова».
Также в 1962 г. он получил почетное звание доктора литературы Оксфордского университета.

В возрасте 87 лет К. Чуковский умер 28 октября 1968.

Особенности творчества К. И. Чуковского

1. В сказках соблюдена графичность и образность, что облегчает восприятие сказки детьми.

2. Наивысшая смена образов, которая воплощена в постоянном мелькании мест и героев сказки.

3. Живопись лирична, множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения: «И пришла к Айболиту лиса… И пришел к Айболиту барбос … И прибежала зайчиха…». Вместе с его героями тоже хочется, что то делать, как то действовать, чем то помочь.

4. Подвижность и переменчивость ритма.

5. Музыкальность поэтической речи.

«Вот и Гиппо, вот и Попо,

Вот идет Гиппопотам».

6. Рифмы находятся в ближайшем соседстве, встречаются рифмы в пределах одной строки.

8 Стихи не загромождены прилагательными.

10. Частые повторы придают большую эмоциональность сказке.

Идеей сказки является факт исцеления бедных, больных животных живущих в далекой Африке добрым доктором Айболитом.

Сказка написана простым детским языком, эмоциональна, доступна для детей, легко воспринимается, но в то же время она оказывает большое воспитательное значение.

Исполнение нормы (порядок в доме, умывание) воспевается как праздник:
Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Главный конфликт данной сказки – в противопоставлении неряшливости и аккуратности, грязи и чистоты.

Откровенное назидание, ставшее гимном. Мало приучить ребенка умываться. Надо еще, чтобы он всю жизнь, в тысячный раз, радовался норме.

Основной конфликт в этой сказке между трусостью и храбростью. Писатель объясняет детям, что нужно уметь постоять за себя.

Так в сказках воплотились творческие принципы великого детского писателя. Эту сказку и сейчас очень любят дети, и после будут любить и читать ее вновь и вновь.

Многие исследователи отмечают такую особенность сказок К. И. Чуковского, как детскую поэтичность. В этом возрасте дети все поголовно поэты. Они любят выкрикивать стихи, пританцовывать, напевать – и сказки Чуковского открывают здесь перед ними возможности широчайшие.

Ребенок по натуре своей оптимист, он не терпит печальных концовок–сказки Чуковского идут им навстречу и в этом. Какие бы страшные события тут ни случались, все они кончаются полным торжеством справедливости и веселой, радостной пляской.

Особенно заботился Чуковский о легком, естественном звучании сказок. Его возмущало, когда он в стихах для детей встречал такие, даже для взрослого трудные сочетания, как «пупс взбешен», «вдруг взгрустнулось» или «ах, почаще б с шоколадом. »

Анализ сказки «Доктор Айболит»

Добрый доктор Айболит исцеляет бедных, больных животных живущих в далёкой Африке.

Сказочный мир меняется, персонажи заболели в далёкой Африке. «Вдруг» находится отважный и добрый герой – доктор Айболит. Он спасает заболевших животных и возвращает весь мир в первоначальное радостное состояние:

Вот и вылечил он их, Лимпопо!

Вот и вылечил больных, Лимпопо!

И пошли они смеяться, Лимпопо!

И плясать и баловаться, Лимпопо! («Доктор Айболит»)

Таким образом, в самом раннем возрасте знакомятся со сказочным миром К.И. Чуковского, дети получают первоначальное представление о добре и зле, о том, как устроен мир и каким должен быть человек. События происходят быстро, стремительно, это увлекает и действительно заставляет за дальнейшим развитием.

Юмор очень тонко, с большим чувством меры использует автор. Богатство образов увлекает и завораживает. Особый жанр творчества для детей, когда в сказке присутствуют потешки, заклички и пестушки.

Добрый доктор Айболит исцеляет бедных, больных животных живущих в далёкой Африке.

— Дети получают представление о тяжёлой профессии – доктор.

— Детям прививаются такие чувства как сострадание, забота, целеустремлённость и т.д.

— Дети узнают много нового об окружающим мире, животных.

Воспитательное значение произведения.

— Учит детей добиваться поставленной цели.

— Учит сочувствовать ближним, быть отзывчивым и т.д.

Викторина по сказкам К. И. Чуковского для детей средней группы
Викторина по сказкам К. И. Чуковского. Средняя группа

2. Учить детей отчетливо произносить слова с соответствующей интонацией.

3. Продолжать развивать разговорную речь.

4. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Входит почтальон и приносит посылку и письмо от Айболита

Воспитатель : Ребята, поможем Айболиту?

-Первое задание вы выполнили на отлично.

— А сейчас посмотрим 2-ое задание (выставляю иллюстрации героев сказки «Телефон» )

— Молодцы, ребята, это задание выполнили.

-Ребята вспомните, чьи это слова?

Если топну я ногою

Позову своих солдат,

В эту комнату толпою,

Умывальники влетят. (Мойдодыр)

-А как заканчивается?

Да, умницы и это задание выполнили верно.

А сейчас, немножко поиграем

1. Ускользает, как живое

Но не выпущу его я.

Пусть отмоет руки мне. (мыло)

2. Вафельное, полосатое,

Гладкое и лохматое.

Что это такое (Полотенце)

Вцепилась в чуб вихрастый.

Зубов много а ничего не ест. (Расческа)

4. Не смотрел в окошко –

Посмотрел в окошко-

Там второй Антошка.

Куда смотрел Антошка?

Пошла гулять по спинке.

Спинка розовая стала. (Мочалка)

6. У неё с утра дела-

Чистить зубы до бела (Зуб. щетка)

-Молодцы ребята, все загадки угадали.

(Открываю сундучок и говорю6

— Ой горе, все разбежались. Что же мне теперь делать (Нахожу котят, зайца, медведя.)

-Вот они где! Хорошо, что не убежали далеко!

Котята : Замяукали котята,

Надоело нам мяукать

Мы хотим, как поросята хрюкать!

Медведь : Прибежал медведь

Заяц : «Только заинька

Под капустой лежал

Неразумных зверушек уговаривал :

«Кому велено чирикать –

Кому велено мурлыкать не чирикайте.»

-Ребята из какой сказки эти звери (Путаница)

-Кто же потушил море?

Что случилось дальше?

-Ребята, вы все задания выполнили, сундучок совсем пуст. Айболит теперь может попасть в страну Лимпопо, где его ждут больные звери. А на память он нам оставил вот эту книгу. Которую, тоже написал К. И. Чуковский «Федорино горе»

Список произведений К.И. Чуковского для детей дошкольного возраста

Воспитательное значение творчества К.И. Чуковского для детей дошкольного возраста заключается в том, что выразительные, яркие, динамичные сказки завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. И в то же время они развивают мышление и воображение ребенка, дают прекрасные образцы литературного языка. Поэтому так огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И. Чуковского.

Произведения К.И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ребенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удовольствие.

Читайте также:  Сочинение что для меня означают сказки пушкина

Список источников информации

Петровский М. С. Книга о Корнее Чуковском. – М., 2007.

Русаков Д. В. Жизнь и творчество Корнея Чуковского. – М.: Просвещение, 2007.

Чуковский К. И. Дневник. 1901-1929. – М.: Россмен, 2006.

Чуковская Е., Чуковская Л. Литературный путь Корнея Чуковского. // Книжное обозрение. – 2005. – № 47

Международный образовательный портал http://www.maam.ru/

Портрет К.И. Чуковского

Сценарий праздника для детей 5-7 лет «В гостях к Корнея Чуковского»

Цель: Продолжить знакомство детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. И.Чуковского, показать детям удивительный мир сказок К.И.Чуковского, их мудрость и красоту. Развивать память, внимание, умение выразительно, эмоционально читать стихи, обогащать словарь, развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Формировать у детей устойчивый интерес к чтению.

Вот, мы и пришли в гости. Настоящее имя Чуковского – Николай Корнейчуков. Он родился в Санкт-Петербурге в 1882 году. Николай очень хотел стать образованным человеком: он много читал, самостоятельно выучил английский язык, стал журналистом и критиком. Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги. У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело. Но однажды случилось несчастье. Один из его сыновей (маленький мальчик) тяжело заболел. У него была высокая температура, сильно болела голова. Мальчик ничего не ел, не мог уснуть, а только плакал.
Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился.
После этого случая Корней Иванович Чуковский стал сочинять сказки. И придумал много сказок, которые хорошо знают и любят дети, и взрослые. Здесь нас уже ждут книжки, которые написал К.И.Чуковский.
Корней Иванович Чуковский умер 28 октября 1969 г. Ему было 87 лет.
А вы, любите сказки?

Воспитатель.
Какие сказки К. И. Чуковского вы знаете? Назовите их.

Дети.
“Телефон”, “Доктор Айболит”, “Мойдодыр”, “Муха-Цокотуха”, “Федорино горе”.
Воспитатель.

Молодцы, много знаете сказок.

Воспитатель.
Давайте, посмотрим, что же на следующей странице Королевы книги (переворачивает страницу, на ней отрывок из “Мойдодыра”).

“ Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку,
Свечка – в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И в припрыжку
Под кровать!”

Ребята, вы узнали, о какой сказке идет речь?
Дети. “Мойдодыр”.

Воспитатель. А кто, мне покажет эту книжку, где она стоит? (Один из детей показывает среди выставленных книг “Мойдодыра”).

Воспитатель.
Как ты догадался? (на ней Мойдодыр нарисован.)

Воспитатель.
Правильно ребята, по иллюстрации на обложке книги мы можем определить о ком или о чем говорится в этой книге, нам рисунок помог.

Воспитатель.
Про кого, эта сказка? (Ответы детей.)

Воспитатель.
Наши дети знают стихи их этой сказки, и сейчас они вам их почитают. Давайте послушаем наших ребят.

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
“Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки.

Я – Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут –
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!”
Воспитатель. Спасибо, ребята, присаживайтесь на стулья. Я очень рада, что вы любите сказки К. И. Чуковского.

Воспитатель.
Что же на следующей странице Королевы книги?

Здесь загадки, ребята. Надо выбрать любую цифру, я загадаю вам загадку под этой цифрой. Если отгадаете, то окошко откроется.
1. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придет весна
Просыпается от сна (Медведь).
2. Хитрая плутовка
Рыжая головка
Хвост пушистый – краса
А зовут ее … (Лиса).
3. Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят (Еж).
4. Комочек пуха
Длинное ухо.
Прыгает ловко
Любит морковку (Заяц).
Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы, справились с заданием. Посмотрите, наше окошко открылось. Вы, узнали кто это?
Дети. Это бабушка Федора из сказки “Федорино горе”.

Воспитатель. Чему учит нас эта сказка?
Дети. Быть аккуратными, чистоплотными, беречь посуду, мыть ее, прибираться дома.

Давайте заглянем на следующую страницу Королевы книги и посмотрим, что же еще она нам приготовила.
– А здесь игра “Доскажи словечко”. Я буду читать начало строчки, а вы продолжайте.
Добрый доктор ……….(Айболит)!
Он под деревом ………..(сидит)
Приходи к нему лечиться
И корова, и ……………..(волчица).
И жучок, и ………………(червячок),
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый…………………(доктор Айболит)!
Воспитатель. Из какой сказки эти строчки?
Дети. Да! Из сказки “Доктор Айболит”
Входит Айболит.

Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Вас полечить?
Воспитатель. Давайте встанем в круг и покажем, доктору Айболиту, что мы здоровы, лечить нас не надо.
Нас не надо вам лечить,
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем,
А потом к траве присядем.
Как орлы летим, парим,
Во все стороны глядим,
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Вот какие мы сильные и здоровые.

Воспитатель.
Садитесь, ребятки.

Воспитатель.
Ребята, наша картинка ожила.
Муха-Цокотуха. Я по полю утром шла?
Дети. Да!
Муха-Цокотуха. На полянке я копеечку нашла.
Дети. Побежала на базар и купила самовар.

Я – Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Я сегодня жду гостинца,
Я сегодня – именинница.
Я ходила на базар,
Я купила самовар.
Угощу друзей чайком,
У меня для гостей
Много вкусных сластей!

Воспитатель. Спасибо Муха-Цокотуха, присаживайся к ребятам.
Ребята, скажите, эта героиня из какой сказки к нам пришла?
Дети. Из сказки “Муха-Цокотуха”.

лесными?» («Айболит»)
«Корзинка с потерянными вещами».
Игра «Корзинка с потерянными вещами».
Воспитатель.

На столе лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского. У меня в корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Дети делятся на 3 команды. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.

1-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).

2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).

3-я команда – сказка «Айболит» (градусник, грелка, фонендоскоп, шприц).
Игра «Тараканьи бега» (2 команды, бег на четвереньках)

Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого замечательного автора. А в заключение прочитаем стихотворение.
Мы сказки Чуковского любим и знаем.

С удовольствием сказки эти читаем.

Чтоб жить вам было веселей,

Придумал их все… дедушка КОРНЕЙ

Вот такие интересные сказки мы вспомнили с вами сегодня на нашем празднике! И взрослые, и дети любят эти сказки за их доброту, юмор, разнообразие. На темы сказок Корнея Чуковского сделано много художественных и мультипликационных фильмов. Их с удовольствием будет смотреть и слушать ещё не одно поколение наших детей… Сказки К. И. Чуковского помогают ориентироваться в окружающем нас мире, заставляют чувствовать себя бесстрашными участниками воображаемых битв за справедливость, за добро. Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Есть страна чудесная на свете,
Её Библиотекою зовут.
Сюда приходят взрослые и дети,
Потому что книги здесь живут.
Но в стране большой библиотеки
Правила особенные есть:
Знать их обязательно вам нужно,
Этих правил, я скажу вам, шесть.
Как войдёшь в страну Библиотеку,
Поздороваться со всеми не забудь.
И веди себя достойно и спокойно,
Вежливым и тихим, друг мой, будь.
Ясно, чётко, кратко, быстро
Автора и книгу назови,
И когда получишь то, что нужно,
Вежливо «спасибо» ты скажи.
Возвращай полученную книгу
Обязательно в указанный в ней срок,
Чтобы эту книгу без проблемы
Прочитать другой ребёнок смог.
Если эти правила, ребята,
Будите вы строго выполнять,
То тогда страна Библиотека
Будет рада вас всегда принять!

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал