Сказки к чуковского темы идеи образы

Особенности стихотворных сказок К.И. Чуковского. Малые жанры в его творчестве

Корней Иванович Чуковский (1882-1969) (Николай Иванович Корнейчуков) родился в Петербурге в 1882 году в бедной семье. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве.

Из гимназии будущего поэта исключили по причине «низкого» происхождения, так как мать Чуковского была прачкой, а отца уже не было. Но юноша не сдался, он занимался самостоятельно и сдал экзамены, получив аттестат зрелости.

Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет: писал стихотворения и даже поэмы. В 1903 году Корней Иванович отправился в Петербург с твердым намерением стать писателем.

Вопросами дет­ской литературы Чуковский стал заниматься в 1907 году — как критик, заявивший о бездарности творений некоторых известных в те годы детских писательниц.

Вернувшись в Петроград в 1917 году, Чуковский получил предложение от М. Горького стать руководителем детского отдела издательства «Парус». Тогда же он стал обращать внимание на речь и бороты маленьких детей и записывать их. Такие записи он вел до конца своей жизни. Из них родилась известная книга «От двух до пяти». Книга переиздавалась 21 раз и с каждым новым изданием пополнялась.

Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка «Крокодил», опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.

Сказки и стихи Чуковского составляют целый ко­мический эпос, нередко называемый «крокодилиадой» (по име­ни любимого персонажа автора). Произведения эти связаны между собой постоянными героями, дополняющими друг друга сю­жетами, общей географией. Перекликаются ритмы, интонации. Особенностью «крокодилиады» является «корнеева строфа» — размер, разработанный поэтом и ставший его визитной кар­точкой:

«Корнеева строфа» — это разностопный хорей, это точные парные рифмы, а последняя строчка не зарифмована, длиннее прочих, в ней и сосредоточен главный эмоциональный смысл. Впрочем, автор иногда переходил и к другим стихотворным раз­мерам, резко меняя ритм и интонацию стихов.

Многие художественные приемы, найденные в «Крокодиле», были использованы в дальнейшем Чуковским и в других его сказках.

«Муха-Цокотуха», «Тараканище» и «Краденое солнце»образу­ют трилогию из жизни насекомых и зверей. Эти сказки имеют схожие конфликтные ситуации и расстановку героев, они и пост­роены по единой схеме.

В трилогии сказок использована единая система художествен­но-речевых средств: повторы, параллелизмы, постоянные эпите­ты, уменьшительно-ласкательные формы и т.п.

«Мойдодыр» и «Федорино горе»могут считаться дилогией на тему гигиены.

Небольшой сказке «Мойдодыр» (1923) принадлежит едва ли не первенство по популярности среди малышей. С позиции взрос­лого назидательная мысль сказки просто мизерна: «Надо, надо умываться / По утрам и вечерам». Зато для ребенка эта мысль тре­бует серьезных доводов, сама же по себе она абстрактна и сомни­тельна. Чуковский верно уловил первую психологическую реак­цию ребенка на открытие всяких «надо» и «нельзя» — это удивле­ние. Для того чтобы доказать простенькую истину, он использует мощный арсенал средств эмоционального воздействия. Весь мир приходит в движение, все предметы срываются с места и куда-то бегут, скачут, летят. Герою приходится изме­ниться — и внешне, и внутренне. Возвращение дружбы и симпа­тии, организованный в тот же час праздник чистоты — справед­ливая награда герою за исправление.

«Федорино горе» (1926) также начинается с удивления перед небывальщиной: «Скачет сито по полям, / А корыто по лугам». Автор довольно долго держит читателя в напряженном изумле­нии. Только в третьей части появляется Федора, причитая и маня сбежавшую утварь обратно. Если в «Мойдодыре» неряха — ребе­нок, то в этой сказке — бабушка. Читатель, уже усвоивший урок «Мойдодыра», может понять недостатки других, в том числе и взрослых.

«Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон»(все — 1926 год) обра­зуют свою триаду сказок, объединенную мотивами небылиц и путаниц. Их последовательное расположение следует за меняю­щимся отношением к небылице или путанице. В «Чудо-дереве» небыличное превращение сулит всем радость, особенно детям. В «Путанице» веселое непослушание зверей, рыб и птиц, взду­мавших кричать чужими голосами, в конце концов грозит бедой: «А лисички / Взяли спички, / К морю синему пошли, / Море синее зажгли». «Телефон» написан от лица взрослого, уставшего от «дребедени» звонков. Сказка разворачивается чередой почти сплошных диало­гов. Телефонные собеседники — то ли дети, то ли взрослые — всякий раз ставят героя в тупик своими назойливыми просьбами, нелепыми вопросами. Маленькие читатели невольно становятся на сторону измученного героя, незаметно постигая тонкости хо­рошего воспитания.

В «Мухе-Цокотухе» спасителем выступает не рогатый жук, не больно жалящая пчела, а неведомо откуда взявшийся комар, и даже не комар, а комарик, да к тому же маленький комарик, и, чтобы его малость была еще заметней, он предстает перед нами в свете маленького фонарика:

Вдруг откуда-то летит

И в руке его горит

Неизменно повторяющийся в сказках Чуковского мотив победы слабого и доброго над сильным и злым своими корнями уходит в фольклор: в сказке угнетенный народ торжествует над угнетателями. Положение, при котором всеми презираемый, униженный герой становится героем в полном смысле, служит условным выражением идеи социальной справедливости.

Читайте также:  Как правильно пишется слово президент или призидент

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Методическая разработка «Корней Иванович Чуковский и его сказки»

Трушкина Лариса Михайловна
Методическая разработка «Корней Иванович Чуковский и его сказки»

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие

1. Познакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям. (Познавательное развитие)

2. Учить детей слушать и правильно отвечать на вопросы. Развивать умение отгадывать загадки. Учить активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками (Речевое развитие)

3. Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам. (Социально-коммуникативное развитие) 4. Развивать координацию движений и умение двигаться в соответствии с текстом. (Физическое развитие)

Методы и приемы:

— практические: Музыкальная физминутка, дидактическая игра «Чудесный мешочек»

— наглядные: мультимедийное оборудование со слайдами

— словесные: Беседа, отгадывание загадок, вопросы

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование со слайдами

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная Музыкальная физминутка, психогимнастика «Образы»

Игровая Дидактическая игра «Чудесный мешочек», психогимнастика

Коммуникативная Беседа, отгадывание загадок, вопросы, чистоговорки

(художественной литературы и фольклора) Чтение отрывков из сказок К. И. Чуковского

Логика образовательной деятельности

№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты

Ждёт сюрприз меня из залa.

Воспитатель: Просто мы игрaли в «Прятки»,

A теперь игрa «Загадки».

Психогимнастика «Образы» (по сказкам К. И. Чуковского) Раз, два, три — на месте замри! B руки перышко возьму, Всех героев оживлю! Я как в сказках побывала, Всех увидела,узнала:

Воспитатель: Да, ребята это Корней Иванович Чуковский. Сегодня я вас приглашаю в гости к вашему самому любимому писателю, которого любят и взрослые, и дети, к Корнею Ивановичу Чуковскому. (на экране появляется портрет К. Чуковского) слайд 2

– В гости дедушка Корней

Приглашает всех детей!

Но особенно он рад

Пригласить таких ребят,

Кто умеет слушать сказки

Или любит их читать.

(На экране изображение макет дерева, на котором висят книги К. И. Чуковского) слайд 3

Воспитатель: Как у наших у ворот чудо – дерево растет

Ни цветочки на нем, не листочки на нем

А чудесные книжки, да со сказками.

А теперь давайте присядем и поговорим о детском писатели К. И. Чуковском.

Воспитатель: Сейчас давайте вспомним нашу чистоговорку со словами из сказок

«Он – он – он …. у меня зазвонил телефон

Ыр – ыр – ыр….любит воду Мойдодыр

Ил – ил – ил …крокодил Солнце в небе проглотил

Ца – ца – ца ….муха – цокотуха именинница

Ит – ит – ит …. добрый доктор Айболит».

Воспитатель: Какие сказки К. И. Чуковского вы ещё знаете?

Воспитатель: Ну что, ребята хотите поиграть «Доскажи словечко»? Я начну, а вы кончайте, только в рифму отвечайте, а отгадаете правильный ответ увидите на экране!

Воспитатель: Веселится народ

За лихого, удалого, молодого. слайд 4

Воспитатель: Какая это сказка?

Воспитатель: Нет-нет! Соловей не поёт

Для свиней позовите-ка

Воспитатель: Из какой это сказки?

Ни мармелада, ни шоколада

А только маленьких,

Ну, очень маленьких

Воспитатель: Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Воспитатель: Только из-за кусточка,

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей,

Воспитатель: А посуда вперёд и вперёд

По полям, по болотам идёт.

И чайник сказал утюгу

Воспитатель: Солнце по небу гуляло

Глянул заинька в окно,

Воспитатель: Ребята, а вы любите делать зарядку? Давайте мы с вами сделаем ее.

«Нас не надо вам лечить добрый доктор Айболит (шагают)

Не болят у нас животики, как у бедных бегимотиков (гладят живот)

К солнцу руки мы протянем, а потом в траве присядем (тянут руки вверх, приседают)

Как орлы летим – парим, во все стороны глядим (машут руками, глядят по сторонам)

Где же Африка страна? Может, помощь там нужна (смотрят в бинокль)

Всем мы помощь там окажем, силу мы свою покажем (показывают мышцы)»

Воспитатель: Ребята предлагаю вам поиграть ещёв игру: У меня на столе стоит сказочная коробка в ней есть много загадок. Отгадки сказочник спрятал в двух чудесных мешочках. Сейчас мы поделимся на 2 команды и поиграем.Условия такие: выслушать загадку, молча поочереди добежать до мешочка, найти в мешочке на ощупь отгадку и молча принести ее на стол, который стоит около вашей команды. Если кто вслух скажет отгадку, тот выбывает из игры. Загадываю загадки.

Ускользает как живое, но не выпущу его я,

Дело ясное вполне: пусть обмоет руки мне.

Вафельное и полосатое, гладкое и мохнатое

Всегда под рукою, что это такое?

Частая, зубастая вцепилась в чуб вихрастый,

Зубов много, а ничего не ест?

Что за вещь? Глядишь в нее- себя видишь.

У нее с утра дела- чистить зубы до бела.

Воспитатель: Отлично справились! Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам К. И. Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого замечательного детского писателя.

Стук в дверь, принесли посылку от Айболита, открываем, там книга К. И. Чуковского «Любимые сказки и стихи» Доктор Айболит прислал нам книгу. Мы ее обязательно прочитаем.

Читайте также:  Что делает человека человеком сочинение с примером из рассказа

О чем мы сегодня говорили. Что вам больше всего понравилось?

Чему же учат нас сказки К. И. Чуковского?

Воспитатель: Хорошие сказки писал дед Корней

Воспитывал взрослых он и детей

Будут и внуки ваши и дети

Сказки читать веселые эти!

Забегают дети и здороваются

Дети изображают героев сказок К. И. Чуковского

Корней!

Дети обращают внимание на экран

Рассматривают макет дерева

К. И. Чуковского

Слушают рассказ воспитателя

Повторяют вместе с воспитателем чистоговорки

Мойдодыр, Краденое солнце, Айболит, Тараканище и т. д

Дети соглашаются поиграть

(коммуникативная деятельность) Комара Муха – Цокотуха.

Из сказки Бармалей.

Из сказки Айболит

Из сказки Тараканище.

Из сказки Федорино горе

Из сказки Краденое солнце.

Выполняют вместе с воспитателем

Слушают условия игры

Достают из мешочка

Расчёска Зеркало Зубная щётка

Быть добрыми, аккуратными, вежливыми, смелыми, отважными.

Привлечено внимание детей

Знакомятся с творчеством К. И. Чуковского.

Учатся слушать и правильно отвечать на вопросы.

Учатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям.

Развивается умение определять название сказки по прочитанному отрывку, по обложке, по иллюстрации.

координацию движений и умение двигаться в соответствии с текстом

Развиваются умения отгадывать загадки

Воспитывается любовь к художественной литературе, к сказкам

Итоговое мероприятие: Выставка рисунков по мотивам сказок К. И. Чуковского

Прикреплённые файлы:

Консультация для родителей «Корней Чуковский. Пусть критикой слепой клеймён, безгрешен в нашем сердце он» Николай Корнейчуков (настоящее имя поэта) появился на свет 31 марта 1882 года в северной столице России – городе Санкт-Петербурге. Детские.

Методическая разработка «Бизиборд» Ознакомившись с методикой Монтессори захотелось создать одно из пособий предлагаемых ею. Это бизиборд. Итальянский педагог и учёный Мария.

Методическая разработка «Пластилинография» Царьковой Анастасии ВВЕДЕНИЕ Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках.

Методическая разработка образовательной деятельности «Воздух и его свойства» Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Воздух и его свойства». (занятие разработала Гавриш Н. М. воспитатель МБДОУ.

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора.

Методическая разработка по развитию речи «Зайчик и его друзья» методическая разработка организации непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста «Театр в детском саду: речь и.

Методическая разработка «Психологические сказки-тесты» Уважаемые коллеги! Иногда нам приходится долго подбирать методы и приемы, с помощью которых нужно выяснить причину того или иного поведения.

Методическая разработка о развивающей тактильной книге «В гостях у сказки» Пояснительная записка. Данная тактильная книжка предназначена для детей 4-5 лет и может быть использована педагогами ДОУ в рамках непосредственно.

Методическая разработка в форме сказки к тематической недели «Книжная неделя» Цель: Образовательная задача: *формировать любовь к книгам *обучать бережному отношению к книге *вызвать любознательность,интерес к книге.

Методическая разработка в сопровождении с презентацией «Мордовские народные сказки» В наше время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов.

Источник

Реферат «Стихотворные сказки для детей К. И. Чуковского»

специалист в области арт-терапии

Дисциплина: Детская литература

Тема «Стихотворные сказки для детей К. И. Чуковского»

Введение

Сказки К.И.Чуковского тематически объединяются в трилогии. Каждая из них написана простым и понятным языком, доступным для понимания маленьких детей. Это стихотворный язык, известный как «Корнеева строфа». Чуковский писал разностопным хореем, где последняя строчка не имеет рифмы и содержит в себе основной смысл.
В сказках присутствуют фольклорные мотивы: образы животных, характер былины, борьба добра и зла.

«Крокодил»

Сказка «Крокодил» является первой сказкой в творчестве К.И.Чуковского. Она была написана в 1915 году. Существует мнение, что Чуковский придумал её для своего сына Коли, которого он пытался развеселить во время болезни.

По мнению Арзамасцевой, добро и зло в этой сказке не разводятся так конкретно, как это обычно бывает. Читателю даётся возможность самому решать, справедливы ли действия героев. Само разрешение конфликта соответствует детскому представлению о безопасности общения человека и животного.

Интересно и пространство, где происходят события сказки. Оно охватывает большую территорию: это и Петроград, и берега Нила. Таким образом читатель попадает в путешествие вместе с героями.

В сказке присутствует авторская ирония, придающая юмористический характер происходящему.

Мнение о сказке «Крокодил» неоднозначно. Многие критики говорили о том, что эта сказка не предназначена для детей и несёт в себе политический подтекст. Как пишет А.Беззубцев-Кондраков, например, видит в ней призыв борьбы народа против большевизма. Советский читатель не мог не обратить внимание на скрытый смысл сказки.

Такие же мысли были и у Н.К.Крупской. Она написала отдельную статью, где назвала сказку Чуковского политически вредной, носящей в себе намёки на тиранию, и высказалась о том, что как сказка о животных она не носит достаточно сведений о зоологии.

Зинаида Столица назвала сказку «Крокодил» антипедагогической и отметила: «В поэму вплетены чуждые современности мотивы: царь и повелитель зверей, рождественская елка, городовой…».
Советский литературовед Л.Кон сочла действия Вани Васильчикова
корыстными, поскольку «причиной, побудившей Ваню «даровать» зверям
свободу, является отнюдь не сочувствие к «узникам», а…предъявленный
ему зверями ультиматум, где ему предлагается либо освободить их
мохнатых деток, либо навек распроститься со своей сестрой Лялей». Также она увидела в сказке намёки о борьбе большевиков с белой гвардией и интервенцией.

Читайте также:  Сравнительная характеристика жилина и костылина из рассказа кавказский пленник с цитатами

Как мы видим, сказка «Крокодил» подвергалась широкой критике и считалась политически вредной. Сам Чуковский говорил, что в его сказках не может быть никакого политического подтекста, и они предназначены исключительно для детей. В самом деле, маленький ребёнок далёк от политических проблем государства и воспринимает только ярко выраженный смысл сказки, а именно дружбу человека и животных.
К.И.Чуковский показывает, что зло порождает зло, а предотвратить это можно лишь предотвращением насилия. Счастливый конец сказки подтверждает это.

«Муха-Цокотуха»

Сказка «Муха-Цокотуха» входит в трилогию о жизни насекомых и зверей со сказками «Тараканище» и «Краденое солнце». Эта сказка вышла в 1924 году под названием «Мухина свадьба», которую Чуковский написал за один день для своей внучки Марины.

В статье К.И.Лейбсона упоминается, что однажды, в «Литературной газете» было опубликовано письмо с требованием сжечь «Муху-Цокотуху», так как там прославляются вредные насекомые. Имя автора письма, к сожалению, не указано. Как мы видим, даже не содержащая какой-либо подтекст сказка подверглась критике. Возможно, оживление насекомых и правда было необычным для детской литературы, но в сказке Чуковского этот приём помогает читателям принять мир природы такой, какой он есть, с неприглядными существами.

Арзамасцева пишет, что в «Мухе-Цокотухе» присутствуют черты мелодрамы. В этой сказке традиционная для данного жанра расстановка образов: девушка на выданье, злодей, жених, гости. Также присутствует много восклицаний, эпитетов, что придаёт произведению театральность. Да, в какой-то степени это так, но именно такая композиция произведения делает его простым для понимания, учитывая, что для детей важно действие и понятные образы героев. Таким образом, сказка становится похожей на спектакль. Существует интересное мнение о сказке «Муха-Цокотуха» на просторах интернета. На некоторых сайтах говорится о том, что сказка имеет сатанинский подтекст. Чаепитие насекомых сравнивается с неким шабашем, да и сами они представляют собой нечистую силу. Число строк в сказке несёт сакральный смысл, как и образ паука. Это очень сомнительное предположение: маловероятно, Чуковский вкладывал в сказку такие мысли, сочиняя её для внучки и для детского чтения.

По мнению Лейбсона, сказка Чуковского необычна тем, что в ней по сути нет волшебства. Нет волшебных предметов и чудесных превращений, а только говорящие насекомые и животные. Он прав, но ведь для маленького ребёнка мир говорящих насекомых, собравшихся на чаепитие уже кажется волшебством и чудом.

«Айболит»

Сказка «Айболит» вышла в 1935 году, и она входит в трилогию со сказками «Айболит и воробей» и «Бармалей». Известно, что что строчки
«О, если я утону, если я пойду ко дну» Чуковский сочинил на Кавказе, заплыв слишком далеко в море. В течение нескольких дней сказка была завершена.

Арзамасцева упоминает, что героя доктора Айболита Чуковский позаимствовал у Хью Лофтинга, английского прозаика. В сказке «Айболит» очень много образов, быстрая смена действия, музыкальная речь. Автор часто меняет ритм, использует повторы, что придаёт эмоциональность. Опять же разыгрывается некий спектакль для детей.
Здесь взаимодействует человек и звери, но уже без конфликтных ситуаций. Животные знают, что Айболит самый лучший доктор и приходят к нему за помощью.

Интересна смена мест в сказке. Читатель попадает в путешествие с Айболитом: он бежит по полям, по лесам, по снегу, летит на птицах, и в итоге попадает в Африку, где и происходят основные действия. Чуковский вносит экзотику в произведение.

Основные темы сказки «Айболит»: сострадание и помощь нуждающимся и прославление профессии доктора. Сказка учит любить животных, помогать ближнему и уважать врачей, ходить к которым многие дети боятся. Возможно, сказка может помочь ребёнку спокойней переносить поход к медику.

Заключение

Рассмотрев сказки К.И.Чуковского, можно сделать вывод, что они написаны именно для детской аудитории и легки для восприятия детей.
В сказках Чуковского много интересных деталей. Например, основными героями являются животные и насекомые, присутствуют черты фольклора, вносятся черты экзотики, охватывается большое пространство. Однако, в его сказках нет яркого волшебства и фантастики. Стоит отметить, что автор делает упор на дружбу человека и животного, они общаются на равных. Этот момент привносит необычность, которая и становится для детей чем-то волшебным.

Сказки написаны простым и понятным стихотворным языком. Они эмоционально окрашены, богаты эпитетами и восклицаниями, что придаёт им театральность и подвижность. Каждая сказка несёт нравственный смысл. К.И.Чуковский делает упор на дружбу, сострадание, жертвенность, храбрость, взаимопонимание. Также освещается тема борьбы добра и зла. Положительные и отрицательные герои выделяются, мораль сказки всегда очевидна и её легко донести до юного читателя.

Сказки К.И.Чуковского были подвергнуты критике, особенно в советские времена. Его обвиняли в политических подтекстах, в непригодности данных произведений для детей, в их нелогичности. Но, несмотря на это, они и в наше время читаются детям и имеют право на существование в детской литературе.

Список литературы

2. Кон Л. Детская литература в годы гражданской войны. – М., 1953.

4. Крупская Н.К. О «Крокодиле» Чуковского // Книга детям.-1928.-№ 2.

11. Чуковский К.И. Собрание сочинений, Т. 1.

12. Чуковский К. Большая книга стихов и сказок. – М., 2012.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал