Сказки из бабушкиного сундука проект

Проект «Бабушкин сундук»

Кореева Елена Александровна
Проект «Бабушкин сундук»

Тип проекта: познавательно-исследовательский, художественно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети, педагоги, родители, библиотека.

Целью проекта является формирование у детей «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры как страны, так и региона.

Примечание 1: данное содержание может варьироваться исходя из интересов и возможностей детей, возрастной группы, времени года, а также исходя из приоритетной направленности самого проекта.

Примечание 2: данный проект включен в вариативную часть образовательной программы ДОУ.

Задачи.

1. Развивать личную культуру ребёнка, как основу его любви к родине, городу, семье.

2. Дать понятие детям о русских народных традициях, ремеслах, праздниках, играх через разные виды деятельности.

3. Приобщить детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи. от пляски, сказки и музыки до театра.

4. Поддерживать интерес к своей национальной культуре через знакомство с народными играми.

5. Познакомить детей с традиционными ремеслами, дать комментарии к использованию некоторых «предметов-помощников».

6. Продолжать формировать привычку к здоровому питанию через знакомство с некоторыми принципами русской народной кухни.

Актуальность проекта.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной. Знакомство с русской народной культурой и направлено на формирование нравственных и духовных качеств.

С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.

Методическое обеспечение.

«Город чудный, город древний». М. «Карапуз». 1997.

«Малышам о Москве». Минск. «Белорусский дом печати».1997.

А. Иванов «Как неразлучные друзья дом охраняли». Тверь. «Аст-Пресс».1996.

А. Иванов «Как неразлучные друзья в огне не горели». Тверь. «Аст-Пресс».1996.

— создание фотоальбома «Чудеса из сундука»;

— создание ежемесячной групповой газеты «Солнечные лучики»;

— выставка поделок и рисунков детей и родителей в разных техниках.

Содержание работы

Познание: Рассказы о традиционных ремеслах на Руси (гончарное дело, ткачество, плетение из бересты, бортничество и др.);

Знакомство с народными приметами (по временам года);

Чтение познавательных сказок;

Опыты с глиной, землей, песком, водой и т. д. ;

Рассказ воспитателя об отношении людей к явлениям природы в древности;

Создание коллекций «Деревянные чудеса», «Лоскуток к лоскутку»;

Рассматривание бересты, березовой коры;

Беседа «На чем писали дети много лет назад»;

Знакомство с берестяными грамотами;

Обсуждение «А каким вы представляете древний детский сад»;

Ситуативные разговоры «Как быть, если игрушек нет, а поиграть хочется»;

Беседы о декоративно-прикладных промыслах;

Рассматривание изделий (Гжель, Хохлома);

Познавательные вечера по теме

«История вещей» (откуда пришла матрешка, первые берестяные погремушки, деревянные ложки и др.);

Речевые ситуации «Если бы я был., то.»; «Как поступить, если…» и. т. д;

Сочинение сказок о природе, явлениях;

Драматизация сказок по выбору детей;

Беседы «Что такое, кто такой», «Что бы это значило?»;

Отгадывание авторских и фольклорных загадок о подворье, ремеслах, растениях, животных и пр. ;

Обсуждение и пояснение народных примет (зимних, весенних, летних, осенних);

Создание условий для сюжетно-ролевых игр «Строим древний город», «Деревня», «Семья»,;

Игры-драматизации «Ходит заинька», «Лень», «У колодца» и др.

— подвижные (гуси-лебеди, эхо, совушка, лиса в курятнике, коршун и наседка);

— хороводные (хороводная-огородная, у рябинушки, как у наших у ворот, тетера шла и др)

Ситуативные разговоры на прогулке с учетом интересов детей;

Безопасность •

Разбор проблемных ситуаций «как быть, если заблудился», «Можно ли одному уходить» и тд. ;

• Беседы «На чем ездили прапрадедушки и прапрабабушки?», «Когда появились правила дорожного движения»,;

• Совместная разработка правил безопасного поведения на участке, в группе, в транспорте;

• рассматривание иллюстраций с изображением телеги, конки и пр. ;

• чтение сказок с додумыванием окончания «Волк и лошадь», «Под телегой»;

• коллективное обсуждение правил при игре:

2. крупным строителем;

3. в уголке экспериментирования;

4. в творческой мастерской;

• составление «карты-плана» группы, участка, территории детского сада.

Читайте также:  Интернет рассказы про любовь

Здоровье Рассказы воспитателя по темам «Что носили в старину», «Во что играли на улице зимой (летом)».

«Почему так любили овощи и что сажали чаще»

Беседы и дегустации «Лакомства из сундука» (пряники, петушки, сушки, и тд)

Чтение энциклопедии «Азбука здоровья».

Игры «Хорошо-плохо», «Съедобное-несъедобное».

Физическая Культура

Разучивание физкультминуток (о природных явлениях, ремеслах, овощах, дом животных);

Стихи с движениями;

Обогащение двигательного опыта детей через игры-путешествия;

Придумывание своих необычных движений;

Тематические занятия совместно с физ. руководителем;

Творческие задания «Покажи как»;

Разучивание народных игр «Лапта», «Городки», Ловишки».

Труд

Рассказы воспитателя «Чем занимались прадеды», «Народные ремесла», цикл рассказов о рукоделии;

«Растения, которые выращивали в старину»;

Игра-развлечение «Лоскутное одеяло»;

Мастер-классы с родителями по изготовлению народной игрушки из ткани, глины.

Чтение художественной литературы

— «Пузырь, соломинка и лапоть;

— «Диво дивное, чудо чудное»;

— «Мороз, Солнце и Ветер»;

— «Рыбка и головастик» (Б. Н. Сергуненков);

— «Медведь и солнце» (Н. Сладков);

— «Сто умов» (алтайская);

— «Почему кот моется после еды» (литовская).

Русские сказки по народным сюжетам (серия «Покатигорошек», «Сказка о двух сестрах», «Скатерть-самобранка и кошелек-самотряс» и др.).

Л. Толстой «Филиппок»;

О. Емельянова «Деревенские рассказы»;

Ю. Бронский «Терем Юрия Онциферовича».

— «Круговорот» (И. Гурина);

— «От чего зависит погода?» (А. Усачёв);

— «Природные явления» (С. Олексяк);

— дразнилки в стихах, цикл стихов В. Степанова «Взрослым и детям обо всем на свете»;

Отгадывание загадок о природе, животных, растениях.

Чтение глав из книги «Народный календарь».

Художественное творчество

— Игры «Угадай по цвету», «Что бывает красное (желтое, золотое, малиновое,);

— Коллективная работа «Солнце»;

— Знакомство с традиционными народными формами (круг. полоса и т. д.);

— Рассматривание элементов народных росписей, составление орнаментов.

— Учимся нетрадиционным способам рисования (способы «свеча+ акварель», «соль и гуашь», рисование кефиром, рисование мыльной пеной).

— Творческие задания «Узоры». «На что похоже».

— Выставка творческих работ «Рисуем я и мама».

Лепка (соленое тесто, глина, пластилин);

— лепка «Дикое животное»;

— опыты с глиной (свойства материала);

— организация выставки «Это все из глины» в рубрике «Наш музей»;

— Поделки из природного материала (шишки, желуди, семена и т. д.);

— Рассказ воспитателя об основных свойствах бумаги, бересты, ткани;

— Изготовление вертушек для игр с ветром;

— Коллективная работа «Мое село»;

— Знакомство с техникой составления коллажа;

— Создание панно из листьев, цветов;

«Мой любимый цветок»,

Огород на окне «Бабушкин любимый сад» для средней группы Ребята из средней сруппы «Капитошки» рады представить Вашему вниманию любимый сад с цветами бабушки. Целью данной работы было знакомство.

Фотоотчёт о создании посылки «Бабушкин сундук» Сегодня я хочу поделиться с вами фотоматериалами о подготовке посылки в дружественную группу «Сказка» загородного детского сада, в рамках.

Проект «Бабушкин дворик» с детьми группы ЗПР Автор проекта воспитатель: Овчинникова Н. Б. Тип проекта: информационно – практический, краткосрочный (1день) Участники проекта: воспитатель,.

Проект «Сундук со сказками» Проект «Сундук со сказками». Актуальность: В настоящее время перемен, эпоху компьютеризации, когда так быстротечно текут часы и годы,.

Проект «Бабушкин сундук» в средней группе Проект «Бабушкин сундук» Актуальность В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре,.

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Бабушкин сундук», ко Дню пожилого человека Муниципальное автономное учреждение Дополнительного образования городского округа Королев Московской области » Центр Гармония» Клуб.

Источник

Сказки из бабушкиного сундука

МОУ «Клишинская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие в 1 классе

«Сказки из бабушкиного сундука»

Учитель начальных класов: Панина Марина Ивановна

МОУ «Клишинская ООШ»

«Сказки из бабушкиного сундука»

Познакомить детей с музейной коллекцией предметов крестьянского быта;

Развивать умение вести беседу;

Создавать на занятии радостную атмосферу.

Методы и приёмы: рассказ, сказочная история, погружение в прошлое, ролевая игра, использование музейных предметов.

Место проведения: музей.

Форма проведения: посиделки.

Оборудование: коромысло, вёдра, чугунок, ухват, деревянный гребень, ступа, лучина, прялка, лапти.

Где же гости дорогие?

(Входят гости. Рассаживаются)

Кульков Саша: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Кузнецова Таня: Веселья вам да радости!

Гость не гость – хозяину радость!

Кульков Саша: Милости просим.

Всем ли места хватило?

Ильясова Анжела: Мы вам рады, гости наши.

Добрый день вам, Добрым людям!

Может быть из вас кто – нибудь хочет попробовать?

(2-3 детям примеряю коромысло и вёдра)

Поставит обед в печь. Ну-ка, кто хочет попробовать?

(дети пробуют с помощью ухвата поднять чугунок)

Ребята тоже не скучали – кто лапти плетёт, кто верёвку вьет, а кто валенки подшивает. А чтобы не скучно было, песни пели, загадки загадывали, сказки рассказывали. Сейчас я вам загадаю загадки и посмотрю, какие вы сообразительные.

Читайте также:  Как пишется слово заморозками

Два братца пузатеньких под гору бегут

Один горбатенький за вихор держит.

Под одной шляпкой четыре братца стоят.

Чёрный конь прыгает в огонь.

Кривой бельмес под горшок залез.

Чего из избы не вытащишь?

Молодцы ребята! А может вы тоже хотите загадать какие – нибудь загадки? Дети загадывают загадки.

Насмеявшись вдоволь, просят ребята и девчата бабу Дуню сказку рассказать. Баба Дуня сама сказки сочиняла. Долго упрашивать её не пришлось Поменяла она лучину и начала сказку сказывать. Слушайте:

На краю деревни, посреди дороги лежит конская голова, и всем, кто мимо проходит и проезжает, приходиться её обходить. Проходил мимо купеческий сын и вдруг слышит, голова ему говорит:

-Ну вот ещё чего, буду я об тебя руки марать.

И пошёл дальше своей дорогой, пнув голову ногой.

Идёт мимо брезгливая хозяйская дочь, а голова ей молвит:

-Принеси мне красна девица водицы напиться.

-Фу, как от тебя дурно пахнет, и какая ты грязная и пыльная, не хочу я об тебя руки пачкать.

И побежала дальше, даже и не взглянула в ту сторону.

Тут следом Марьюшка идёт, хозяйкина падчерица. Остановилась, посмотрела на голову, а та и молвит ей:

-Принеси мне девушка воды напиться.

Жаль стало Марьюшке голову. Спустилась она к обочине, набрала водицы в ладошки и стала подниматься. Прошла полдороги, споткнулась о камень и упала. Вернулась обратно, набрала воды и принесла голове. Напилась голова и снова взмолилась:

-Не напилась я девушка, отнеси меня к реке воды испить. Взяла Марьюшка голову на руки и стала с ней к реке спускаться, а у берега заросли крапивы да осоки. Обожгла Марьюшка все руки, но не бросила голову. Принесла её к реке, напилась тут голова вдоволь и превратилась в прекрасного парня. Подошёл он к Марьюшке, и говорит:

Учитель: Правильно, ребята, сказка о добре и зле. Учит понимать себя и других.

Красна песня ладом.

А кто слушал – молодец!

Кульков Саша: Гостю – почёт!

Кузнецова Таня: Гость – доволен – хозяйка – рада!

Учитель: Счастья вам, гости дорогие, большого здоровья!

Источник

Проект «Сундук со сказками»

Любовь Марина
Проект «Сундук со сказками»

Проект «Сундук со сказками».

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Срок реализации: с 14 января по 25 января.

Автор проекта:воспитатель: Марина Л. В.

По характеру контактов: внутригрупповой.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников группы.

Возраст детей: дети от 3 до 4 лет.

«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».

Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты, проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки и сказки).

Детям двадцать первого века нужно не только рассказать сказку, поговорить о сюжете и разрисовать картинки, но и учить осмысливать поведение героев в разных ситуациях, способы решения их проблем. Поэтому, используя разные формы и методы работы с детьми по теме «Сказки», я не только знакомила детей с сюжетом сказки, но учила их правильно оценивать действия персонажей сказок, создавала ситуации морального выбора поведения в конкретной обстановке.

Цель: создать условия, способствующие формированию интереса к сказкам и книгам для развития речевой и познавательной активности детей.

* Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев. * Развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к художественному слову. *Способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической речи.

* Активизировать словарь через диалоговую речь. * Развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями.

* Воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству.

* Принимать участие в реализации проекта (по рекомендациям педагогов);

* Принимать участие в совместной деятельности с детьми и педагогами.

* Развивать творческие навыки, коммуникативные умения; способствующие поддержанию традиций семейного чтения.

* Составить план проекта, осуществить его реализацию.

* Пополнить предметно –пространственную развивающую среду в группе: книжный уголок сказками, подобрать демонстрационный материал, создать картотеку народных игр, изготовить маски, теневой театр. * Оформление и проведение выставки книг «Моя любимая сказка».

* Повысить уровень речевой активности детей через работу со сказками.

* Оказывать детям помощь в организации и проведении игр;

* Привлекать родителей к участию в проекте. * Обогатить родительский опыт взаимодействия с детьми.

Читайте также:  Как пишется сбывалось или збывалось

* Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут узнавать их по иллюстрациям, запомнят героев.

* Дети приобретут умение передавать образ любимого героя в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах.

* У родителей возникнет желание участвовать в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды, соревнования и т. д.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Инсценировка сказки.

Итоговое мероприятие: Инсценировка сказки «Теремок».

Продукты проекта: Лепка «Репка»; Коллективная аппликация – лоскутное одеяло; Рисование «Украсим варежку».

Выставка книг: «Моя любимая сказка». Выставка рисунков родителей и детей «Моя любимая сказка». Маски сказочных персонажей; Теневой театр; Интегрированное ООД «Путешествие па поляну сказок». Фото по теме проекта.

Итог проекта: Инсценировка сказки «Теремок»; Презентация проекта.

Этапы работы над проектом:

1 этап:Подготовительный: 1. Выбор темы;

2. Постановка проблемы;

3. Изучение методической литературы;

4. Определение цели и задач;

5. Разработка плана мероприятий проекта.

Беседы. ООД. Рассказывание и чтение сказок, стихотворений, потешек. Отгадывание загадок. Выставка книг со сказками.Использование ИКТ: показ видеослайдов, прослушивание аудиосказок. Моделирование.Игровая деятельность: (дидактические игры, словесные, сюжетно-ролевые; игры-драматизации; настольно – печатные, подвижные, народные, пальчиковые, артикуляционные).

Проигрывание эпизодов сказки.

Музыкально – ритмические движения.

Игровые ситуации. Проблемные ситуации. Самостоятельная игровая деятельность детей; Самостоятельная продуктивная деятельность детей;

Взаимодействие с родителями:

Познакомить родителей с информацией о предстоящем проекте и пригласить к участию в нём.Консультация: «Советы родителям по развитию речи».

Консультация: «Роль сказки в воспитании дошкольников».

Подготовка и организация выставки книг: «Моя любимая сказка». Выставка рисунков родителей и детей «Моя любимая сказка». Предложить пополнить развивающую предметно –пространственную среду в группе: книжный уголок сказками, изготовить маски сказочных героев.

Картотека народных игр.

Театр теней: «Репка», «Теремок», «Три поросёнка», «Курочка Ряба». Рисунки «Моя любимая сказка». Сундучок для ряженья. Памятки, рекомендации для родителей.

Презентация проекта для родителей.

Продукты проекта:

Наглядные пособия: игры, картотека народных игр.

Материал по работе с воспитанниками.

Консультации для родителей.

Аппликация (коллективная) «Лоскутное одеяло».

Рисунки «Украсим варежку».Театр теней: «Репка», «Теремок», «Три поросёнка», «Курочка Ряба». Рисунки «Моя любимая сказка». Сундучок для ряженья.

Презентация проекта.

Итог проекта: Знакомство ребёнка со сказками оставляет неизгладимый след в его душе, обогащает речь, формирует доброжелательное отношение к окружающему миру. После проделанной работы у детей возросла познавательная активность к книгам, дети приобрели коммуникативные навыки и стали более общительными и дружными, по возможности старались помочь друг другу. Родители стали уделять больше времени для чтения книг и сказок дома.

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 352 с. 2.Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). —Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. 3. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

4. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. М., Сфера, 2007.

7. Русские народные сказки. Сост., вступ. и прим. В. П. Аникина. –М. : Правда 1985г.

10. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Интерактивный ресурс. Словарь Википедия.

Дружно зверушки в теремке живут.

Игра по сказке в подарок.

Красивое, уютное лоскутное одеяло.

За героя сильно мы переживали. 1248857-1564476465.jpg[/IMG]

Как герою нам помочь?

Кто в теремочке живёт?

Домик для картинки найдём и сказку соберём.

Вот какое лоскутное одеяло.

Папы и мамы нам маски мастерили.

. Выставка «Моя любимая сказка«

Знакомство дошкольников со сказками А. С. Пушкина «Знакомим дошкольников со сказками А. С. Пушкина» Сегодня нельзя представить русскую детскую литературу без волшебных сказок Пушкина. Их.

Фотоотчет «Встреча со сказками» Сказка – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных,.

Фотоотчёт о создании посылки «Бабушкин сундук» Сегодня я хочу поделиться с вами фотоматериалами о подготовке посылки в дружественную группу «Сказка» загородного детского сада, в рамках.

Мастер-класс «Зимний сундук Деда Мороза» Нам воспитателям часто приходится изготавливать различные атрибуты к праздникам. Вот и к этому новогоднему утреннику мне нужен был сундук.

Новогодний сценарий для младшей группы «Сундук Мороза» Сундук Мороза – младшая группа. Фонограмма: «Внимание, внимание! Наш паровозик отправляется в новогоднее путешествие»! Дети под музыку.

Проект «Бабушкин сундук» в средней группе Проект «Бабушкин сундук» Актуальность В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре,.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал