Сказки и стихи про буквы которые оживают

Содержание

Стихи про азбуку детям 1 класса

Спасибо чудо, Азбука,
Наставник первый мой!
Пусть правила ученые
Останутся со мной.

Теперь могу читать
Любые книги я.
И этому так рады:
Соседи и семья.

Нарисован в азбуке ёжик.
Никого уколоть он не может.
Никуда не может сбежать
И не может даже дрожать!
Он сидит и просто боится…
Поскорее закройся, страница!

Буквам очень надоело
В толстых книжках спать да спать.
В полночь — кучей угорелой
Слезли с полки на кровать.
А с кровати на пол сразу,
Посмотрели — люди спят —
И затеяли проказу,
Превеселый маскарад.

Что такое алфавит?
Вам, ребята, он известен.
Буква в нем всегда стоит
На своем особом месте.
Учим, учим назубок
Алфавит мы дружно,
Чтобы он найти помог
В словарях, где нужно.

В азбуке этой —
Увидите сами! —
Буквы живые:
С хвостами,
С усами,
Бегать умеют они
И летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать…
Буквы — мохнатые,
Буквы — пернатые,
Стройные буквы

Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха,
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я —
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

Легкие стихи для детей 1 класса про азбуку

Вам секрет открою дети,
Буквы ходят по планете,
Буквы плавают, летают,
Спят, едят, поют, играют.
Им на месте не сидится,
Целый день они в гостях,
Потому что, оживают
Исключительно в словах.
А заглянешь к ним домой
Мигом встанут в дружный строй,
Примут буквы важный вид
И зовутся – алфавит.

Да, мы зовемся коммунистами,
Но шепчет циник кривогубый,
Что только азбучные истины
Одни нам дороги и любы.
Давно уж способами разными
Испытывают нашу веру.
Согласен! Азбука так азбука!
И приведу ее, к примеру:

У каждой травинки имя своё.
Его мы узнаем и вслух назовём.
Пусть знают на всём белом свете
Зелёную азбуку дети.

Вот мраморная арка
Ведет в аллею парка.
Идет аллея до ворот,
А у ворот автобус ждет.
Да вот фруктовый магазин!
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин,
Арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва.
Какие вкусные слова –
И все на букву А.

Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У!

Учим-учим алфавит,
Чтобы буквы покорить,
Поскорей начать читать,
Много нового узнать.
Буквы ведь хранят секреты,
Разгадаем тайны эти,
Все освоим до одной
И раскроем их с тобой.

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.

Букву А за первой партой
Посадили перед картой,
А на карте вся земля –
Реки, горы и поля.
И спросили, кем она
Стать мечтает, буква А?
— Я хочу быть агрономом,
Я смогу и астрономом,
Архитектором, артистом
И еще аквалангистом!
А какие вы слова
Знаете на букву А?

В чудесном домике живут
Веселые друзья,
Их всех по имени зовут
От буквы А до Я.
И ты, коль с ними не знаком,
Стучись быстрее в дружный дом!

Стихи для детей 1 класса учить про азбуку

Алфавит – наш лучший друг,
Знают все на свете.
Букв есть множество вокруг,
Учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать,
Азбуку должны все знать.

Алфавит всем надо знать!
Чтобы книги нам читать!
Девчонки и мальчишки!
Читайте больше книжки!

Изучать люблю я буквы,
И поэтому сейчас,
С мамой быстро мы, как будто,
Букву И узнаем в час.
УголкИ её красИвы,
ПосмотрИ со всех сторон,
С нею слов так много, дИво,
Ею мИр так наполнен.

Встали буквы по порядку,
Утром сделали зарядку.
Их в отряде тридцать три,
Как один – богатыри.
«Алфавит» отряд назвали,
С ним детей знакомить стали.
Чтоб ребёнок всех знать мог,
К каждой букве есть стишок.

Дом красивый.
Словно в сказке,
В нем живут, надевши маски,
Буквы. Ровно тридцать три,
Кто снаружи, кто внутри.
Буквы спрятались и ждут:
— Неужели нас прочтут.

Вы стремились, вы старались,
Буквы выучить пытались,
И теперь весь алфавит
От зубов у вас летит.
Поздравляем вас, детишки,
Все теперь доступны книжки,
Смело можете читать,
Много нового узнать.

Источник

1. Обсудите с другом, что нового вы узнали о звуках и буквах.

1) Буквы могут быть гласными либо согласными.

2) Гласные звуки можно протянуть, пропеть, а согласные – нет.

3) Писатели и поэты умеют делать буквы волшебными, оживлять их.

4) Чтоб грамотно слаживать слова и разговаривать с другими, нужно знать все буквы.

5) Если в конце строк стихотворения звуки повторяются, получается рифма.

2. Почему писателей называют настоящими волшебниками?

Потому что писатели умеют оживлять неживое.

Например, это могут быть буквы.

В этом разделе авторы произведений «научили» буквы играть, разговаривать, шалить.

За этим было очень забавно наблюдать, ведь в жизни такого не встретишь.

3. Почему тема «Жили-были буквы» имеет сказочное название? Обоснуй своё мнение.

Для сказки свойственно, что неживые герои наделяются человеческими способностями.

Так и в названии раздела: неживые буквы жили-были как люди.

4. Какой секрет ты раскрыл, читая стихотворение «Автобус номер двадцать шесть»?

Если назвать выделенные буквы по порядку, получается алфавит.

Не хватает всего лишь четырёх букв.

5. Вспомни сказки и стихи, в которых буквы оживают, шалят, играют, спорят, ведут разговор. Кто наделяет их такими качествами: художник, писатель, учитель, поэт, рассказчик, учёный.

Произведения, в которых буквы оживают:

«Загадочные буквы» А. Данько, «Аля, Кляксич и буква «А» И. Токмакова, «Живая азбука» С.Чёрный, «Почему «А» поётся, а «Б» нет» Ф. Кривин.

Произведения, в которых буквы шалят:

«Живая азбука» С.Чёрный, «Кто как кричит?» И. Гамазкова

Произведения, в которых буквы играют:

«Живая азбука» С.Чёрный

Произведения, в которых буквы спорят:

«Автобус номер двадцать шесть» С. Маршак

Произведения, в которых буквы ведут разговор:

«Аля, Кляксич и буква «А» И. Токмакова, «Живая азбука» И. Гамазкова, Е. Григорьева

Такими умениями буквы наделяют поэты и писатели.

Они «учат» буквы вести себя подобно людям: разговаривать, играть и многое другое.

Ещё авторы сравнивают буквы с различными животными.

Благодаря этому, намного легче их запомнить.

6. Выбери ответ.

1) Писатели придумывают сказки и стихи о буквах, чтобы мы их лучше запомнили. (Правильный ответ).

2) Я рад, что знаю все буквы и умею складывать их в слова. Теперь я самостоятельно могу читать. (Правильный ответ).

3) Я узнал, что писатели могут научить буквы разговаривать. (Правильный ответ).

4) Мне необязательно знать все буквы, потому что мне читает мама. (Неправильный ответ).

5) Я узнал, что писатели своим талантом, умением владеть словом, превращают буквы в настоящих артистов, которые, как в театре, могут устраивать представления, маскарады, затевать игры. (Правильный ответ).

Среди предложенных вариантов, один ответ неправильный.

Каждый должен хорошо знать все буквы, чтоб уметь читать самостоятельно.

7. Прочитай и придумай предложение. Про льва, который жил в телевизоре, разводил в саду клевер и левкои, ходил в гости к сталевару.

Пример предложения:

Лев из телевизора разводил в саду клевер и левкои, а после ужина ходил в гости к сталевару.

8. Устройте с друзьями конкурс «Кто больше придумает весёлых историй». Основное условие: слова должны начинаться с выбранной вами буквы.

Пример выполнения задания, все слова весёлой истории начинаются на букву «П»

Пётр Петрович пошёл погулять,

Читайте также:  Главная мысль рассказа булька толстого

Поймал перепёлку, понёс продавать,

Получил пачку печенья.

9. Обсудите с другом, что важнее: читать быстро или понимать смысл прочитанного. Попробуйте побеседовать на эту тему, высказывая разные точки зрения.

Важнее понимать смысл прочитанного.

Ведь если читать и не понимать произведение, ты ничего хорошего из него не извлечёшь.

Лучше прочитать одно произведение, получить от этого удовольствие и осознать его мораль, чем прочитать три произведения и ничего не понять.

А ещё лучше быстро читать и понимать смысл прочитанного.

Тогда ты сможешь за меньшее время усвоить больше полезного.

Источник

Кто среди букв главный? Сказка про Азбуку

(перевод с украинского стихотворения Валентины Черняевой «Хто iз лiтер головний? Казка про абетку»)

Доченьке сказала мать:
«Время буквы изучать!
Ты начнешь учиться в школе…»
«Я их знаю уж – от Коли.
Брат мне «Азбуку» давал,
и о буквах рассказал.
А когда легла я спать,
Стали буквы рассуждать.
Вот послушай, как они
в моем сне свой спор вели.

«Я — сказала буква «А», —
В АлфАвите всем глАвА!
Посмотрите нА словА,
все они нА букву «А»:
АвторучкА, АдвокАт,
Анекдот, АэростАт,
АкАдемик, Альпинист,
АппАрАт, АквАлАнгист,
Апельсин и АромАт,
АдмирАл и АвтомАт. »

«В «Азбуке» имею Вес я,
и в слоВах я Всем изВестна.
Это место – Во глаВе –
я займу по праву — «В»!
Я в слоВах: Вода, Весло,
Вес, Веселье и Ведро,
Ветер, Вишня, Викторина,
Волк, Валюта и Витрина,
Вертолет, Виток, Весна,
Век, Варенье и ВинА!
А ещё дарю я «Веру», —
буду я для Вас примером!»

«Ты имеешь слов немало, —
тихо буква «Г» сказала, —
Раскрывай-ка свои уши
и мои слова послушай.
У меня есть что сказать.
И не смей перебивать!
Вот мои слова: Глазок,
Гречка, Гавань и Гудок,
Гриб, Гитара, Голод, Глаз,
Груша, Гиря, Галька, Газ.
Вы не правы, Голубочки,
подчиняйтесь мне, и точка!
Главная среди вас «Г»,
Но ни А, ни Б, ни В!»

«Буква «Г» есть не везДе,
ВсюДу — я, — сказала «Д». —
Дверь, Дорога, Диалог,
Дождь, Директор, Дятел, Дог,
Дом, Диспетчер, Друг и Двор,
Дым, Давление, Дозор.
«Д» — нужнее всех, учтите!
Главная я в алфавите!»

Буква «Е» взяла тут слово:
«НЕт в вас ничЕго такого!
СущЕствуЕтЕ вы всЕ,
потому что рядом – «Е».
Только мне хвала и чЕсть,—
пЕрвая я в словЕ «Есть»!
Поняла нЕдавно я:
срЕди букв «Е» – главная!»

Молча буква «Ё» стояла.
Не сдержавшись, всё ж сказала:
«В Новый год не будет толку,
если не нарядишь «Ёлку»!
Первая в словах я: Ёж,
Ёмкость и, конечно, Ёрш.
В середине слов я: клЁн,
а ещЁ полЁт и лЁн.
Всем нужна я! Мне одной
вы позвольте быть главой!»

Буква «Ж» тут задрожала:
«Слышишь, Ё, не будь нахалом!
«Ж» главней, — я так считаю!
Только я «Жизнь» начинаю;
всем я помогаю Жить, —
лучше вам со мной друЖить!
Вот мои слова: Жаргон,
Жертва, Жалоба, Жетон,
Жир, Жираф, Жара, Жилец,
Желудь, Жук, Жюри и Жрец. »

«Так, — сказала буква «И»,—
вот вам доводы моИ:
главная здесь — «И», счИтаю,—
слов я много начИнаю;
и стараньямИ моИмИ
вещИ все Имеют «Имя»!
В алфавИте «И» — глава!
Слушайте моИ слова:
И (союз), Иск, Инженер,
Иней, Иго, Интерьер,
Инвентарь, Итог, Игра,
Инструмент, ИзгИб, Икра,
Ил, Игла, ИнтеллИгент.
Я — И — главный претендент,
словом, будущИй монарх!
АлфавИт в моих руках.

«Й» вздохнуло: «Что ж, народ,
вот мои слова: Йог, Йод,
Йога, Йогурт и Йо-Йо.
(Трон – призвание моё!)
. Я и в окончаньях есть.
Так что мне воздаЙте честь!
Весь моЙ список послужноЙ
говорит: мне быть главоЙ!»

«К» как будто бы дремало.
Неожиданно сказало:
«К» — с рожденья — «Капитан»;
это мой заКонный сан!
Я Командовать умею,
потому сКазать вам смею:
в «АзбуКе» лишь «К» — глава!
Вам в пример мои слова:
Командир, Корона, Клан,
Кукуруза и Капкан,
Карта, Клад, Клинок, Котлета,
Космос, Колесо, Карета. »

«Л» краснело и бледнело,
но в итоге закипело:
«Повторю вам вновь и вновь,
в жизни гЛавное — «Любовь»!
Без «Любви» — не жизнь, а крах,
так что буква «Л» — монарх!
Много сЛов имею я;
их посЛушайте, друзья:
Ласка, Лебедь, Лес, Лунатик,
Ласточка, Лавина, Ластик,
Лето, Лидер, Ложе, Лук,
Лётчик, Леденец, Латук. »

«М», расправив свои плечи,
вдруг промолвило: «Полегче.
Дайте же и Мне сказать!
Всех роднее слово — «Мать».
Раз его начать уМею,
то и право я иМею
называться впредь главой!
Станьте дружно все за Мной
(потому как я — глава!),
и послушайте слова:
Маршал, Море, Мост, Маяк,
Месяц, Молния, Моряк,
Мир, Мелодия, Мечта,
Молодость и Маята. »

«Н» затопало ногой:
«Я желаю быть главой!
МНого слов и я имею,
вспомНю их сейчас скорее:
Нефть, НазваНие, Наяда,
Ночь, Наука и Награда,
Ноготь, НожНицы, Набор,
НежНость, Нега и Надзор.
Я дарю «Надежду» свету! —
мНе и праздНовать победу!
Согласятся все со мНой,
что должНа быть «Н» главой!»

«А на вид я красивее,
сОвершеннее, круглее.
Всем вам нужнО пОмириться;
азбучная я царица!—
говорила буква «О»,—
И царить лишь мне данО!
Очень мнОгО слОв я знаю,
И сама их начинаю:
Осень, ОблакО, Омлет,
Обаяние, Обед. »

Но поднялась с канапе
вдруг в пижаме буква «П».
«Огорода ты княгиня, —
ты ж ведь толстая, как дыня,
слишком уж широкий стан.
Я — на «Азбуку» всю Пан! —
«П» с трудом свой гнев сдержала. —
Слов и у меня не мало:
Первенство, Полёт, Проход,
Пыль, Пещера, Пешеход,
Плащ, Пшено, Пятёрка, План.
Так что я, конечно, — Пан!»

«»П», пожалуйста, уймись,
замолчи, угомонись.
Я алфавитА главу
тебе быстРо назову.
Хоть от Ф я — половина
(«Р»), — Растёт в саду «Рябина»,
а у вас всех есть «Родня»!
Алфавит — моя семья!
Потому мне быть главой!
Вот мои слова — Разбой,
Рамка, Радуга, Работа,
Рот, Ручей, Разлука, Рота,
Роща, Рост, Рассвет, Рука,
Радость, Ребус и Река,
Расстояние, Рай, Ряд.
Мной откРыт набоР в отРяд.
Кто подал свои пРошенья,
пРинял веРное Решенье!»

«»С», ну хваТиТ, не Трещи!
АргуменТы не ищи!
Удивило: «Сено. Сало. »!
«Т» обижено сказала, —
Твёрдой я всегда была,
Так что будет «Т» — глава!
«Т» — Титан, Талон и Ток.
«Т» — Тон, Танец и Творог.
«Т» — Тень, Тайна и Таран.
«Т» — Томленье, Талисман.
«Т» — Течение и Тля.
Главною здесь буду я!»

«»У», ну помолчи минутку!
Разошлись все ни на шутку!
Стоп! Финал! — сказал «Ф» хмуро, —
Я — известная «Фигура»! —
Я — Философ, Финансист,
Фехтовальщик, Фигурист.
Филологию я знаю,
Физику я изучаю.
Я — специалист в Фольклоре,
также в Фауне и Флоре.
Все мои слова не блеФ, —
быть главою букве «Ф»!»

«Х» в ответ ему сказало:
«»Ф», Хвастун, ты знаешь мало.
Будет нам беда с тобой.
Так что я буду главой!
Вот мои слова: ХворОст,
Храбрость, Химия и Хвост,
Хам, Хозяин, Холод, Хряк,
Хризантема, Хор, Хомяк.
Слово лучшее на свете —
«Хлеб»! И знают это дети.
ВсеХ прошу это учесть,
мне ж отдать и трон, и честь!»

Также как «Ц» — «Х» сказало,
«Ч» — «Ц» проворчало: «Ма-а-ало
ты имеешь, буква, слов!
У меня ж их «будь здоров»!
Докажу, что «Ч» — глава,
сообщив свои слова:
«Чемпион, Челнок, Черченье,
Чиж, Чудовище и Чтенье,
Чай, Чеснок, Чад, Чайка, Чан,
Чары, ЧуЧело, Чабан.
Видите, как я Чинна, —
главною «Ч» быть должна!»

Буква «Ш» вдруг зашуршала
и сказала то, что знала:
«Шаль, ШабаШ, Шиньон и Штиль,
Шип, Шиповник, Школа, Шпиль,
ШаШки, Шанс, Шар, Шорох, Шок,
Штаб, ШинШилла, Шутка, Шток.
Вам пора в Шеренгу стать
и главой меня назвать!»

Хвостиком «Щ» замахало,
к обществу оно воззвало:
«Щедро одарю вас я,
голосуйте за меня!
Выйдет из меня глава,
ведь имею я слова:
Щука, Щебет, Щебень, Щель,
Щётка, Щедрость и Щавель,
Щипцы, Щёголь и Щетина,
Щит, Щенок, Щелчок, Щербина. »

«Ъ» («твёрдый знак») решил молчать,
хоть и было что сказать.
В середине слов он: сЪезд,
сЪём, подЪярус и подЪезд.
А ещё: отЪезд, подЪём,
вЪезд, сЪедение, обЪём. »

Но тут выкрикнула «Э»:
«Разве нет меня нигде?
Начинать слова я рада:
Эра, Этика, Эстрада,
Эстафета, Экскаватор,
Экипаж, Экран, Экватор.
Эй, вы слышали слова?
Я — ваш Эталон-глава!»

«Не последней я стоЮ, —
Заявила буква «Ю», —
Алфавит не замыкаЮ.
И своих слов не скрываЮ:
Юбилей, Юпитер, Юность,
Юмор, Юг, Юродство, Юркость.
«Ювелир», к примеру, — спец
от серёжек до колец;
а «Юрист» творит в суде, —
потому что «Ю» везде.
Вы притихли? Это плЮс!
Всех объединЮ в соЮз!
И не спорьте вы со мной.
Точка! Буду я главой!»

«Я последнею стою,
но не хуже «Я», чем «Ю»! —
«Я» вслух громко рассуждало. —
Слов и у менЯ немало.
Почему все так со мной?
Хочется мне быть главой,
первой в «Азбуке» стоЯть,
алфавитом управлЯть! —
Буква «Я» это сказала,
и свои слова назвала. —
Яркость, Яблоко, Янтарь,
Ягода, Ядро, Январь. »

Голос «Ь» («мягкий знак») подал,
буквам всем он так сказал:
«Нету слов на «мягкий знак»,
но вам без меня никак!
Я стою в словах: королЬ,
рулЬ, веселЬе, тенЬ и ролЬ,
конЬ, паролЬ, колЬе и солЬ,
тЬма, палЬто, медведЬ и болЬ.
Раз смягчаю я слова,
значит толЬко я — глава!»

Читайте также:  Художественные особенности сказки цветик семицветик

Но не слышат «мягкий знак», —
безголосый он, как рак.
Буквы без него шумели, —
все руководить хотели.

«Доча, чтоб писать, читать,
буквы все нам нужно знать!
Все они важны, поверь,
и, конечно же, проверь!

Юля «Азбуку» читала,
буквы в слово составляла.
Доказали ей слова:
«Каждая из букв — глава!»

______________########_______________________####
___________###___####________________#######__##
__________##____#####______________###__##
__________##__###_##_______________##___##
______________##__###______________##__###
___ОТ_______##___###______ДО________#####
___________########_______________###_##
__________##_____###_____________###_##
_________##______###___________###__#####
_______##_______######_______###
_____###_________________####
_#####

Источник

Стихи про алфавит и буквы

Красивые детские стихи про все 33 буквы алфавита с картинками. Смешные и весёлые стишки русских писателей-песенников про буквы от А до Я и авторские стихи про алфавит, азбуку. Многие подойдут малышам в детских садах, есть стишки «повзрослее» школьникам для конкурсов и презентаций. Помимо стихов есть загадки про буквы.

Стихи про буквы

буква А

1
Буква «А» всему глава,
У нее солидный вид,
Потому что буква «А»
Начинает Алфавит!
Астры, аисты, аптеки
С буквой «А» дружны навеки!

2
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
(С.Я. Маршак)

3
Букву А нам надо знать,
Чтобы что-то прочитать,
Ах, Антошка, Айболит —
Знать нам надо алфавит!

4
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
(А. Шибаев)

5
Всем известна буква «А» —
Буква очень славная.
Да к тому же буква «А»
В алфавите главная.

6
Астра, азбука, айва
Начинаются на А.
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.

буква Б

1
Буква Б — большая бука,
Брови хмурит и бубнит:
— Не забуду братцам-буквам
Даже маленьких обид!

Вот возьму и буду бякой —
Покажу язык тебе!
Или — страшной забиякой!
Бу-бу-бу да бе-бе-бе.

Подари ей сладкий бублик,
Белый бантик повяжи —
Буква Б добрее будет,
Станет с буквами дружить!

2
Прискакал на крик баран,
Начал бить он в барабан,
Букву «Б» на помощь звать,
Чтоб подружку выручать!

3
Буква Б — у мамы в бусах,
Буква Б — в больших арбузах,
В доброй, милой бабушке
И красивой бабочке!

4
Весёлый, толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква «Б».

буква В

1
Букву В верблюд двугорбый
На спине таскает гордый.
Одногорбому обидно —
Буквы В на нём не видно.
(С. Островский)

2
«В» — буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.

буква Г

1
Г — веселый, добрый гном!
Много сказок есть о нём.
Он приходит в сны к ребятам
По ночам и даже днём!

2
На букве Г, как на лошадке,
По огороду Глеб гонял,
Но на гороховые грядки
Ногами Глеб не забегал.

3
Гусь гагочет га-га-га,
Где же гости, господа?
Я гостей сегодня ждал,
Букву Г к себе позвал.

4
Гуси, галки и гагары,
Грач, глухарь и голубок,
Меж собою тары-бары,
Обожают Г, дружок.

5
Аист на одной ноге
Напоминает букву «Г».

буква Д

1
Вот дом, где добрые друзья,
Над домом дым, а в доме дверь.
Мы догадались — ты и я, —
Что надо Д писать теперь.

2
Буква Д — просторный Дом.
В нём тепло, уютно в нём.
Там живут игрушки,
Куклы и зверушки.

3
Ты найдёшь её везде:
В седине на бороде,
И на самом дне в воде.
Догадался? Это — Д!

4
«Д» словно домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.

буква Е

1
Дальше будет буква Е,
Тоже покажу тебе.
Ель высокая растет.
Ежевику ёж жуёт.

Едет на телеге дед.
Ему исполнилось сто лет.
Енот под кустиком живёт.
Егор на улицу идёт.
(В. Ломовцев)

2
«Е» похожа на расчёску,
Сделать может всем причёску.
Учим, учим букву «Е» —
Вот и выучили все.
(В. Аношина)

3
В слове ель мы «Е» услышим,
Букву «Е» мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки.
Букву «Е» запомним, детки.

4
С буквы Е у нас всегда:
Есть чудесная еда,
И езда — ведь от неё
Мы поедем к букве Ё.
(А. Манфиш)

буква Ё

1
По тропинке Ё бежала,
Ё две точки потеряла,
Плачет, сидя на земле:
— Я теперь не Ё, а Е!

С крыльев Божия коровка
Точки две смахнула ловко,
Закрепила их травой
Букве Ё над головой.

На прощание сказала:
— Точек у меня немало!
Не волнуйся, буква Ё,
Это всё теперь — твоё!

2
Если сверху «Е» две точки,
Это «Ё» — мы знаем точно.
Если с «Ё» все точки снять,
«Е» получится опять.

3
Буква «ё» всегда с глазами
И с колючими ежами.
Ёж везёт её на спинке
С ежевикой и травинкой.

буква Ж

1
Посмотрите на картинку:
«Ж» похожа на снежинку.
Вот и вот ещё одна —
«Ж» порхают у окна.

Буквы в воздухе кружатся,
На ладонь мою ложатся!
Вот ещё три буквы «Ж».
Нет, растаяли уже!
(А. Усачёв)

2
«Ж» имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква «Ж», наверняка,
На бумаге тень жука.

буква З

1
Буква «З» цифре «Три»
Говорит на ушко:
— Посмотри-ка, посмотри,
Милая подружка,
До чего же,
До чего же,
До чего
Мы тоже
Схожи.
Общие у нас черты,
Ты — как я,
А я — как ты.
Мы похожи, как птенцы,
Может быть, мы близнецы?

2
В звезде найдёшь ты букву 3,
И в золоте и в розе,
Земле, алмазе, бирюзе,
Заре, земле, морозе.

3
Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.

буква И

1
У иголочки-иголки
Носик тоненький и колкий,
И торчит из ушка
Ниточка-подружка.

Ты иголкой вышивай,
Зря колоться не давай.
А уколет, преврати
В неколючку букву. (И)

2
«И» похожа на гармошку,
На испуганную кошку.
«И» меж двух прямых дорог
Одна легла наискосок.

3
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

4
Букву И твердит ишак,
Добавляя букву Я.
Не успокоится никак —
Всё кричит: ия! ия!

буква Й

1
У станции «И краткое»
Нас встретили загадкою:
«Прочти, смекай и отгадай —
Как, с места не вставая,
Ты можешь превратить трамвай
Во многие трамваи?»
Один из нас минуты три
Подумал над разгадкою
И отвечал: «Крючок сотри
Над буквою «И краткое».

2
Слов на «Й» совсем немного:
Йогурт, йод, и слово йога.
«Й» в конце обычно пишем:
Чай, случайный, тайный, лишний.

3
Буква «Й» и буква «И» —
Очень схожие они.
Палки две, еще косая
Перекладина такая.

буква К

1
Интересна азбука,
В продолжении стишка,
Дальше будет буква Ка,
Половиночка жука.
Карусель кружит по кругу.
Кошке мышка не подруга.
Краску кисточка макает.
Кнопку палец нажимает.
Кактус в комнате растёт.
Коля Костика — найдёт.
(Владимир Ломовцев)

2
Буква К куда пропала?
Видно тоже убежала,
Скучно стало в букваре,
Вот, гуляет во дворе.
Дружит с кошкой и собакой,
И с козлёнком забиякой,
Да к корове забежала,
С курами потом болтала.
На качелях покаталась,
Да в букварь опять умчалась.

3
Начинаются вопросы
С буквы «Ка». одни расспросы!
Кто, куда, когда, кому?
Как ответить? Не пойму!
Буква любопытна очень,
Обо мне узнать всё хочет.
(В. Аношина)

4
«К» одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет.
И при этом буква «К»
Будто усики жука.

буква Л

1
Первой букву Л напишем.
Две доски покрыты крышей.
Пояс букве Л наденем —
Л на букву А изменим.
Снова букву Л напишем.
Подчеркнем чертой пониже,
Ножки ставим по бокам —
Буква Д выходит к нам.
Если ты две буквы Л
Рядом написать сумел,
То они на радость всем
Превратятся в букву М.

2
Лисёнок по лесу гуляет,
Лисёнок буквы повторяет,
Раз, два, три, четыре, пять,
Как бы букву Л не потерять.

3
Льет лавина славных «Л» —
Ливнем бьют по голове,
Любят эти «Л» меня,
Липнут, словно Люся я.

4
Алфавит продолжит наш
Буква «Л» — лесной шалаш.

буква М

1
Я скажу ребятам всем,
С азбукою нет проблем,
Тем, кто знает букву эм.
Милая моя мамуля,
Моет грязную кастрюлю.
Машина за окном стоит.
Мышка в норочке пищит.
Много пользы от морковки.
Миша в мяч играет ловко.

2
К нам приехала Машина:
Мишка нам привёз Малину,
Вкусный Мёд и Молоко,
И уехал далеко.
Прыгнул Мячик — «Это я!
Буква «М» теперь моя!»
Раз-два-три-четыре-пять,
Букву «М» нам надо знать!

3
Мама — лучшее из слов,
Букву «эм» малыш готов
Изучить уже с пеленок:
«Мама, мням!» — кричит спросонок.

4
Знать эту букву нехитро,
Кто был хотя бы раз в метро,
По вечерам нам светит всем
Между домами буква «М».

буква Н

1
Носорог кричит друзьям,
Букву Н принёс я вам,
Букву Н вам надо знать,
Чтобы Новый Год встречать.

2
Буква Н как лесенка,
Все движемся вперёд,
Как лесенка, чудесенка,
В мир знаний нас зовёт!

3
У меня про букву «Н»
Вдруг сложилась песенка:
Н-н-н-н-н-н-н —
Получилась лесенка.

буква О

1
«О!» — сказала буква «О», —
«Знают все меня давно,
Я на многое похожа:
На кольцо, баранку тоже,
На кружок, на колобок.
Колесо, луну, цветок —
Одуванчик иль ромашку.
На тарелку с манной кашкой!»

2
Буква «О» — луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.

3
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.

буква П

1
Говорил недавно кто-то:
«П» похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что «П» как пень.

2
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали —
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.

Читайте также:  Задания перевертыши по сказкам

3
Петя, Петя, Петушок,
С буквой П знакомится,
Чтобы Папа прочитать,
Букву П всем надо знать.

буква Р

1
Как запомнить букву «Р»?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу «Р» представить.

2
Говорит ворона: — Кар-р-р!
У меня огромный дар-р.
Всем ребятам я пример-р,
Не трудна мне буква «Р».

3
Она расскажет, например.
О репке и о рыбке.
Ребята, это буква Р —
Мы скажем без ошибки.

4
Буква Р — рычательная,
Просто замечательная.
С этой буквой трели
Любят свиристели.

буква С

1
Радугою до небес
Изогнулась буква «С».
Напрягла свои бока —
Подпирает облака.

И моста огромный вес
Тоже держит буква «С».
Под мостом течёт река —
Мост бетонный на века.

Буква «С» — тяжеловес.
Людям служит буква «С»!
(С. Островский)

2
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом

3
Букву С нам надо знать,
Чтобы слово прочитать,
Смех, смекалка, самолёт,
Буква С зовёт в полёт.

4
Слон стоит такой большой,
Он качает головой,
Букву С он дарит нам,
Та же О, но пополам

буква Т

1
Стал под буквой Т трамвай:
Хочешь ехать — не зевай!
Т — зовет тебя в такси.
Ты шофера попроси —
Вмиг тебя доставит он
Точно в заданный район

2
Т — антенна —
Выше крыши —
Все увидит, все услышит,
Телевизоры включаем,
У экранов не скучаем.

3
На антенну «Т» похожа,
И на зонт, как будто, тоже.

4
Буква Т Тебя укроет
От дождя,
От снега,
Зноя.

буква У

1
Интересной нахожу,
Я, ребята, букву У.
Уголь нам дает тепло,
Ураган несет бревно.
Узел держит две веревки.
Умный уж в охоте ловкий.
Угол есть для наказанья.
Ульяна занята вязаньем.

2
Всё умеет уточка —
Ловит рыбу удочкой.
Будет ей уха на ужин.
Для ухи укроп ей нужен.
Много слов на «У» вокруг:
Утро, улица, утюг.
Раз-два-три-четыре-пять,
Букву «У» нам надо знать!

3
Букву знают все с пелёнок,
«У-У» гудит на всё ребёнок.
Пальчик поднял, смотрит грозно,
«У-У-У. » гудит гудком серьёзно.

4
Буква «У» напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву «У» похожи.

буква Ф

1
А фазаны попросили:
— Букву Ф найди нам, филин.
Но, вздыхая тяжело,
Филин прячется в дупло.
Филин даже с фонарём
Ничего не видит днём.

2
Всем известно без подсказки:
Буква Ф — как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас

3
Рассердилась Ф слегка,
Руки уперев в бока.
Филин, флаг, фен и фонарь.
Вот на букву Ф словарь.

4
Буква «Ф» надула щёки
Или встала руки в боки.

буква Х

1
Буква «Х» захохотала:
«Хоть и холодно зимой,
Я на санках не устала
Ехать с горки ледяной».

2
Буква «Х», ты хохотушка
И хорошая хвастушка!
Хоровод мы заведем,
Дружно, весело споем.

буква Ц

1
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц — в начале,
Где в середке, где в конце.
Цепь, цветок и цифра — тут
Ц в начале все прочтут.
А в словах Отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде ее птенцы.
Цирк откроется в субботу,
Уж приехали борцы.
В цех явились на работу
Молодые кузнецы.
В каждой строчке буква Ц —
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице.
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.

2
Эта буковка-цеплялка
С хитрой, цепкой лапою.
— Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка

3
Буква Ц —
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.

4
Буква «Ц» стоит бочком
И цепляет всех крючком.

буква Ч

1
Буквы, буквы…
Дай им волю —
Нашалятся буквы вволю.
Целый день ТРУБА молчала,
По хозяину скучала…
Буква Ч к трубе пришла —
Трубача труба нашла.
Заиграл ТРУБАЧ на ней —
Сразу стало веселей!…

2
Буква Ч сказала: «Есть!»
Отдала кому-то честь.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

3
У насекомых букву «Ч»
Найдёшь в сверчке и саранче;
Кузнечик, бабочка, пчела —
Всем, как ни странно, «Ч» мила!
(М. Яснов)

4
Черепаха Тортила
Букву Ч схватила,
Черепаха, поскорее выходи,
Детям букву Ч верни

буква Ш

1
Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлепнулась, шурша.
Шмель и шершень шумно шарят в кашке.
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что еще в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша.

2
Буква «Ш» в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву «Ш» я написала:
Три шеста и снизу шпала.

3
Шакал по дороге бежал,
Букву Ш он потерял,
Помогите мне друзья,
Мне без Ш никак нельзя.

4
Посмотри на букву Ш —
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.

буква Щ

1
Букве Щ мы скажем: «Ну-ка,
Притащи на ужин щуку
Или парочку лещей,
Да щавель нарви для щей»

2
Эта буква из «борща»,
Что за буква? Это. Щ.

буква Ъ

1
Твердый знак ужасно гордый:
«Я на свете самый твердый!
Даже самый мягкий знак
Не смягчит меня ни как!»

2
Твердый знак «Ъ»
Пишут так:
Колесо и спичка,
Позади — косичка.

буква Ы

1
Мягкий знак на Ы исправим,
Если черточку добавим.
Буква Ы тем знаменита,
Что она из алфавита.
Не стоит в начале слова,
А в конце стоять готова!
(Т. Бокова)

2
«Ы» — какая ты толстушка!
Твой животик как подушка.
Чтоб легко тебе ходить,
Палочку пришлось добыть.

3
В русском языке, увы,
Не бывает слов на «Ы».

буква Ь

1
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть —
И свободен водный путь.

Мягкий знак стоит в сторонке,
Не мешает никому,
Но тихонько и легонько
Обращаются к нему.

Соль зовет, и день, и пень —
А помочь ему не лень!
Хоть и тихий он на вид —
За себя он постоит!

Все короче наша тень,
Это значит — скоро день.
Тень растет, уходит прочь,
Это значит — скоро ночь.

2
Мягкий знак — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.

3
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой,
Вот так.
Букву капелька смягчит —
Слово мягко прозвучит.

4
Букву Р перевернули
И уселись как на стуле,
И назвали букву так —
Мягкий знак — «Ь».

буква Э

1
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!

2
Буква Э — однажды Эхо
Чуть не лопнуло от смеха.
Эхо с дерева упало,
До упада хохотало.

3
Над лугами в синеве
Пролетает буква Э.
Это ласточка весной
Возвращается домой.

4
Буква «Э» — как ни взгляни —
Увидишь клещи и клешни.

буква Ю

1
В пути, в неведомом краю,
Нам компас — лучший друг.
Одной заглавной буквой Ю
На нем отмечен юг.
Над облаками мы летим
По компасу на юг.
На берег моря,
в Южный Крым,
Где нет зимою вьюг.

2
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась… буква Ю.

3
Вся согнулась буква «Ю»,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою —
Старой бабкою с клюкою.

4
Ю — Юла (или волчок),
Пестрой радуги бочок.
Ни много и ни мало —
Весь день протанцевала

буква Я

1
Всем на свете буква «Я»
Доложить готова:
— А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я?
Я не только буква «Я» —
Я буква, слог и слово!

2
Куча яблок на прилавке.
И заметил, я друзья:
Если б яблоку две лапки,
Сразу б вышла буква «Я».

Стихи про алфавит

Стих, в котором каждая строчка начинается с буквы алфавита.

Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.

Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.

Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.

Гриб растёт среди дорожки, —
Голова на тонкой ножке.

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.

Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка — тоже.

Жук упал и встать не может.
Ждёт он, кто ему поможет.

Звёзды видели мы днём
За рекою, над Кремлём.

Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.

Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.

Лодки по морю плывут
Люди вёслами гребут.

Мёд в лесу медведь нашёл, —
Мало мёду, много пчёл.

Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом!

Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осёл.

Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

Роет землю серый крот —
Разоряет огород.

Спит спокойно старый слон —
Стоя спать умеет он.

Таракан живёт за печкой, —
То-то тёплое местечко!

Ученик учил уроки —
У него в чернилах щёки.

Флот плывёт к родной земле.
Флаг на каждом корабле.

Ходит по лесу хорёк,
Хищный маленький зверёк.

Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несёшь, как мяч!

Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.

Эта кнопка и шнурок —
Электрический звонок.

Юнга — будущий матрос —
Южных рыбок нам привёз.

Ягод нет кислее клюквы,
Я на память знаю буквы.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал