Отзыв о рассказе разведчик вихров

Где и в какое время происходит действие

Рвянин Даниил 19ипд1

Б. Лавренев «Разведчик Вихров»

Где и в какое время происходит действие

Действие проходит в годы войны 1941-1945 годов. Это рассказ о добровольце-разведчике Коле Вихрове, о его встрече с флотскими артиллеристами и их совместной борьбе против гитлеровских оккупантов.

Герои в системе образов, характеристики персонажей, приемы их создания

В рассказе два главных героя – Николай Вихров и Капитан.

Николай Вихров

Дети показаны непосредственными участниками взрослой жизни, они занимаются «взрослыми» делами, не положенными заниматься детьми

Борис Лавренёв показал нам в своём рассказе маленького русского человека, тринадцатилетнего героя-разведчика

Маленький герой, тринадцатилетний мальчик Коля Вихров, проявивший отвагу, смелость, мужество, спас односельчан и мать от фашистов, захвативших его деревню. Он почти босиком, «в парусиновых туфлях, протёртых на носках», пришёл к русским солдатам и принёс ценные сведения, которые собирал в течение двух недель, о том, сколько в совхозе «Новый путь» немцев, какого они полка, где у них расположены дзоты и другие укрепления. Краснофлотцы, опалённые порохом люди, удивлялись мужеству подростка: непогода, студёный суховей, степь, железная от мороза, а Коля шёл всю ночь в летних туфлях да ещё докладывал капитану как взрослый спокойно, изо всех сил держался бодро. «Курносый, скуластый, в куцем пальтишке с рыжим воротником из шерстяного бобрика. Его круглый носик побагровел от студёного суховея. Обшелушенные, посиневшие губы неудержимо дрожали, но тёмные грустные глаза строго смотрели в лицо капитана.» В мальчике поражает аккуратное, бережливое отношение к одежде, не смотря на трудность обстановки. «Мальчик сбросил пальтишко, аккуратно свернул его подкладкой наружу и, привстав на цыпочки, повесил поверх капитанского полушубка.» Без пальто Коля выглядел головастым и худым, он долго и крепко недоедал. Но он не набрасывается на бутерброды и сахар, предложенные капитаном, а испытующим, осторожным взглядом выбирает кусочек поменьше и неторопливо кладёт рядом с чашкой. Здесь смелый, отважный Коля, не побоявшийся ночью перейти линию фронта, не смог сдержать слёз, потому что жалеет мать, о которой вспоминает. «Я не за себя разрюмился… Я стойкий. А вот маму вспомнил. Голодно у нас. Мама по ночам у немецкой кухни картофельные ошурки подбирает. Но раз часовой застал и по руке прикладом хватил, до сих пор рука не гнётся.» Выполняя своё дело, мальчик всё время заботливо беспокоится о матери, волнуется за её судьбу: «Немцы никому не позволяют уходить из совхоза. Нагрянут случайно для проверки – меня нет, они на матери выместят.»

Коля не мальчик, а клад для разведки. В его голосе звучит накал упорства, поэтому он стремится к выполнению поставленных перед собой задач. Отвечает обстоятельно, точно, подкрепляет сказанное фактами. «Капитан понял, что перед ним сидит не обыкновенный мальчик, от которого можно узнать только самые общие сведения, а очень зоркий, сознательный и точный разведчик.» К тому же разведчик Вихров прекрасно разбирался в картах. «Папа мой – геодезист. Я сам карты чертить могу.»

Капитан

Капитан заботиться о Вихрове, старается помочь ему чем-нибудь: «Капитан уложил его на койку и накрыл полушубком. Мальчик мгновенно заснул. Капитан постоял над ним в раздумье, вспоминая сына и жену, вернулся к столу и сел за составление исходных расчётов для огня. Он увлёкся и не замечал времени».

капитан сочувствует ему: и хочет позаботиться о нем «Капитан торопился к зелёной крыше, среди надломленных тополей. Ещё издали он увидел у калитки вышедшую женщину, закутанную в платок. За её руку держался мальчик. Увидев бегущего капитана, он рванулся ему навстречу. Капитан с ходу подхватил его, вскинул в воздух и стал целовать в щёки, в губы, в глаза».

Удивлённый капитан попытался отставить Колю в расположении, но тот волновался за маму и проверку немцев. На наблюдательном пункте Коля в дальномер нашёл свою скворечню, а когда стемнело, покинул батарею.

Около дома ему в пояс поклонилась мать Николая, а затем и прибежал сам маленький русский человек, тринадцатилетний герой с большим сердцем, сердцем своего народа.

Проблематика, авторские акценты в решении темы «детство и война»

Борис Лавренёв показал читателю в своём рассказе маленького русского человека, тринадцатилетнего героя-разведчика с большим сердцем, сердцем своего народа, ради которого он находит в себе силы, преодолевает страх, рискует жизнью, совершает подвиг, так как подвиг не может быть бессмысленным.

В рассказе показано как тяжело было детям и их родителям в военные годы. И что даже дети были готовы на многое, ради спасения своей родины и семьи.

Л. Пантелеев «На ялике»

Где и в какое время происходит действие

Рассказ Пантелеева Алексея Ивановича описывает события, происходившие во время Великой отечественной войны в Ленинграде.

Автор описывает, как он ждал ялика, чтобы добраться до Каменного острова по делам. Когда ялик, которого ждало уже довольно много народа, причалил, оказалось, что на веслах сидит мальчик лет одиннадцати.

Источник

Написать отзыв к рассказу б. а.лавренёва «разведчик вихров» по плану 1. какова тема и основная мысль произведения? 2. где и когда происходят изображенные в нем события? 3. какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление? 4.кто из героев особенно понравился? почему? 5.каков язык книги (что запомнилось, показалось необычным, свежим) 6. чем обогатила вас книга? над какими вопросами заставила задуматься? 7. ли вам лучше понять книгу иллюстрации, предисловие, послесловие?

Ответы

На днях я прочитала произведение Александра Сергеевича Пушкина «Полтава».

Поэма «Полтава» не понравилась, потому что в ней присутствует жестокость, легкомыслие; в поэме отсутствует понимание и сочувствие, но есть предательство и халатность.

Так же отрицательное впечатление у меня сложилось о Гетмане Мазепе. После двадцати лет службы у Российского императора Петра, Мазепе предал его, перейдя на сторону Карла ХII.

Положительное впечатление у меня сложилось о Кочубее. Он человек знатный, его дочь опозорена, он в отчаянии решил мстить Мазепе. Он послал гонца к Петру с письмом об измене Гетмана императору. Но у Кочубея ничего не получилось, и его казнили за «ложь», по приказу Мазепе.

Читайте также:  Райдер имя как пишется

Поэма вызвала много эмоций. Хоть она мне не понравилась, я советую всем прочитать ее.

заболевший, не попал на снимок, отсюда и смысл названия рассказа.

Небольшой рассказ «Фотография, на которой меня нет», входит в автобиографическое произведение писателя «Последний поклон», чей жанр определяется как повесть, состоящая из рассказов. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является одной из глав «Последнего поклона».

Произведение писателя автобиографично не только для него, но и для читателей. Все события близки и узнаваемы, герои настолько реальны, что многие из читателей узнают в них себя и своих близких, и дальних родственников. В создание этой книги, писатель вложил всю свою душу, и поэтому, она так дорога и понятна.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Разведчик Вихров

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

О ХРАБРЫХ СЫНАХ НАРОДА

Вам, дорогие читатели, наверно, знакомб имя писателя Бориса Андреевича Лавренёва. Это имя связано с яркими страницами истории советской литературы и театра. Некоторые герои его произведений стали героями кинофильмов.

На экране телевизора вы могли видеть фильм «Сорок первый». Его показывали в телевизионных программах не один раз. Он поставлен по повести Б. Лавренёва, носящей то же название.

В лучших театрах страны шли и идут такие широкоизвестные пьесы, как «Разлом» и «За тех, кто в море». Эти спектакли впоследствии тоже показывало телевидение.

Творческое наследие, оставленное Б. Лавренёвым, обширно и разнообразно. Романы, повести, рассказы, пьесы, очерки, статьи. Собрание его сочинений — шесть объёмистых томов.

О чём говорит с читателями Борис Лавренёв? Содержание его произведений подсказано автору тем,, что он видел сам, прочувствовал, пережил на разных этапах своего пути.

Широкую известность принесли писателю повести «Ветер» и «Сорок первый». Они появились в 1924 году. А что было до того?

Писатель прошёл хорошую жизненную школу. Родившийся в 1891 году в интеллигентной семье (родители оба — и отец и мать — были педагогами), мальчик с детства воспитывался в духе любви к родной стране, к её народу. Его учили всегда верить в силы народа, в справедливость исторических путей, которые он сам выбирает для себя, строя свою судьбу.

С детства обуревала душу мальчика — а потом и юноши — страсть к книгам и к театру. Увлекался он и изобразительным искусством. Море любил настолько, что мечтал стать моряком. Писал стихи. Они публиковались.

Потом пришла война. Первая мировая. Борис Андреевич Лавренёв, артиллерийский поручик, как он писал позже в «Короткой повести о себе», впервые тесно соприкоснулся с жизнью русского солдата, «с полным внутреннего благородства, тёплым, сердечным, правдивым простым русским человеком, мучеником и страстотерпцем удушливого и неправедного строя царской России».

Однако не сразу смог он разобраться в смысле событий Великого Октября. Но в итоге принял решение бесповоротное. И вот он в Красной Армии. Участвует в боях против Петлюры и банд атамана Зелёного. Работает в политотделе Туркестанского фронта, в красноармейских и краевых газетах.

В ряде произведений Б. Лавренёва возникает образ крейсера «Аврора», слышится эхо исторического выстрела. В книжке, которую вы держите в руках, — одно из таких произведений: рассказ «Выстрел с Невы».

О вашем сверстнике — храбром и сообразительном добровольце-разведчике Коле Вихрове, о его встрече с флотскими артиллеристами и их совместной борьбе против гитлеровских оккупантов прочтёте вы в рассказе «Разведчик Вихров».

Подвигу безвестного героя, подвигу, которых было так много в годы Великой Отечественной войны, посвящен рассказ «Внук Суворова».

Писатель Б. Лавренёв говорил, что в литературе, как и в жизни, он не выносил позёрства, шаманства, фокусничества, зазнайства. Он любил живой народный язык, призывал беречь его чистоту, бороться за неё, хранить силу «великого, могучего, правдивого и свободного русского языка, того языка, на котором так чисто, с такой любовью к его живому звучанию говорил и писал Ленин».

Борис Андреевич Лавренёв в высокой степени владел искусством повествования увлекательного. Вам будет интересно читать эту книжку.

23 октября 1917 года шёл мелкий дождь.

«Аврора» стояла у стенки Франко-русского завода. Место это было хорошо знакомо старому крейсеру. Это было место его рождения. С этих стапелей в 1900 году новорождённая «Аврора» под гром оркестра и салют, «в присутствии их императорских величеств», скользя по намыленным брёвнам, сошла в чёрную невскую воду, чтобы начать свою долгую боевую жизнь с трагического похода царской эскадры к Цусимскому проливу.

По мостику, скучая, расхаживал вахтенный начальник. Направо медленно катилась ко взморью вспухшая поверхность реки серо-чугунного цвета, покрытая лихорадочной рябью дождя. Налево — омерзительно грязный двор завода, закопчённые здания цехов, чёрные переплёты стапельных перекрытий, размокшее от дождя унылое пространство, заваленное листами обшивки, плитами брони, бунтами заржавевшей рыжей проволоки, змеиными извивами тросов. Между этими хаотическими нагромождениями металла стояли гниющие красно-коричневые лужи, настоянные ржавчиной, как кровью.

Дождь поливал непромокаемый плащ вахтенного начальника, скатываясь по блестящей клеёнке каплями тусклого серебра. Капли эти висели на измятых щеках мичмана, на его подстриженных усиках, на козырьке фуражки. Лицо мичмана было тоскливо-унылым и безнадёжным, и со стороны могло показаться, что вся фигура вахтенного начальника истекает слезами безысходной тоски.

Так, собственно, и было. Вахтенный начальник смертельно скучал. С тех пор как стало ясно, что всё рушится и адмиральские орлы никогда не осенят своими хищными крыльями мичманские плечи, мичман исполнял обязанности, изложенные в статьях Корабельного устава, с полным равнодушием только потому, что эти статьи с детства въелись в него, как клещи в собачью шкуру. Он сам удивлялся порой, почему он выходит на вахту, когда вахта обратилась в ерунду. Неограниченная, почти самодержавная власть вахтенного начальника стала лишь раздражающим воспоминанием. От неё сохранилось только сомнительное удовольствие — записывать в вахтенный журнал скучные происшествия на корабле.

Такую вахту не стоило нести. Офицеры с наслаждением отказались бы, если бы не странное и необъяснимое поведение матросов. Нижние чины, внезапно превратившиеся в граждан и хозяев корабля, несли сейчас корабельную службу с небывалой доселе чёткостью и вниманием. Матросы держались подчёркнуто подтянуто. Корабль убирался, как будто в ожидании адмиральского смотра. Часовые у денежного ящика и у трапа стояли как вкопанные. Эта матросская ретивость к службе, в то время как её не требовал и не смел требовать командный состав, казалась офицерам непонятной и даже пугала их.

Вот и сейчас. Вахтенный начальник нагнулся над стойками левого обвеса мостика и лениво наблюдал разыгрывающуюся сцену. Шлёпая по лужам, к мосткам, перекинутым со стойки на борт крейсера, шёл человек в длинной кавалерийской шинели. Полы, намокшие и отяжелевшие, бились о сапоги, как мокрый бабий подол. На голове шедшего была защитная фуражка английского офицерского образца. Он взошёл на мостки. Вахтенный начальник равнодушно наблюдал. С утра до ночи на крейсер шляется всякая шушера.

Читайте также:  Как правильно пишется сименс на английском

Источник

Конспект урока по литературе на тему Подвигу жить! по рассказу Б. Лавренёва Разведчик Вихров (5 класс)

Урок по литературе в 5А классе

« Подвигу – жить»! (Роль портрета в художественной литературе)

по рассказу Б. А. Лавренева «Разведчик Вихров»

Учитель русского языка и литературы Иванова С.В.

Цель урока: ответить на вопросы: «В чем заключается подвиг маленького русского человека, тринадцатилетнего героя? Для чего вводится литературный портрет в произведение?»
Регулятивная : развитие способности участвовать в речевом общении.
Обучающая: знакомство с рассказом Б. Лавренева, обобщение и систематизация знаний о портрете литературного героя.
Коммуникативная: развитие устной речи (умение вести диалог), образного и аналитического мышления, творческого воображения, отработка умений выделять существенные признаки, наблюдать, анализировать, делать выводы;
Личностная: создание условий для воспитания любви к Родине и уважения к героям войны.

Класс поделён на группы:

«Лингвисты», «Литературоведы», «Художники», «Историки», «Режиссёры», «Сценаристы»

— Учитель. Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Подвигу – жить!( Роль портрета в художественной литературе).»

Дома вы прочитали рассказ Бориса Лавренёва «Разведчик Вихров» Некоторые из вас в ходе подготовки урока получили индивидуальные и групповые задания.

На стенде представлены рисунки, предложенные вами для обложки книги. В тексте встречается много незнакомых вам слов, поэтому группа лингвистов составила Толковый словарь к произведению. Каждый из вас подобрал возможные варианты эпиграфов к рассказу. Вами было написано сочинение – рассуждение «Можно ли назвать Николая Вихрова героем?» Лучшие сочинения и эпиграфы, а также Толковый словарь помещены на доске.

Итак, наша задача с вами составить портрет главного героя рассказа и ответить на вопрос «Для чего вводится литературный портрет в произведение?»

— Вначале несколько слов об авторе рассказа (краткий обзор готовит ученик).

— Скажите, пожалуйста, какой праздник мы отмечали недавно? Правильно – День Героя Отечества. Наравне со взрослыми в ВОВ принимали участие и дети. Среди ваших эпиграфов есть слова поэта Александра Твардовского: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете…» О детях войны сложено много стихов. Послушайте одно из них.

(Ученик читает стихотворение)

— Скажите, какой художественный приём лежит в основе произведения? Правильно – контраст. Контраст « сурового мира взрослых, опалённых порохом людей и хрупкого мира ребёнка войны». Наша задача – составить портрет героя и проанализировать средства, которые могут быть для этого использованы. Мы уже сталкивались с построением кластера. Я попрошу вас делать записи в тетради по ходу работы со схемой. Записываем заголовок : «Средства создания образа литературного героя». Итак, выносим в центр кластера главного героя – «Николай Вихров».

Далее идёт составление кластера по ходу урока

— Первое, что мы должны выяснить – время и место событий в рассказе. Когда и где происходят события?

— Некоторые авторы используют приём говорящих фамилий. Николай Вихров… Как связаны имя и фамилия героя с его характером? Лингвисты нашли нужные источники информации и выяснили вот что…

— Теперь перейдём непосредственно к портретной характеристике героя, составляющими которой являются внешность, одежда, речь, мимика и жесты. Скажите, есть ли в рассказе завязка сюжета? В какой момент читатель знакомится с Колей?

— Докажите, что героя в пути повергался опасности. Какие тропы использует автор при описании морозной ночи? На какие детали при описании внешности мальчика, одежды обращает внимание читатель? Как эти детали помогают нам охарактеризовать Колю?

— Речевая характеристика имеет также немаловажное значение. Литературоведы выделили несколько эпизодов и проследили, как менялась речь и интонация Коли в зависимости от ситуации. Сейчас они познакомят нас со своими исследованиями.

— Следующее важное средство создания образа героя – это анализ его действий и поступков. Скажите, в чём состояла ценность сведений, которые принёс Коля краснофлотцам?

Особая роль в рассказе отведена капитану. Какова причина столь тёплого отношения его к мальчику? Какие качества характера отмечает капитан у Вихрова?

— Какое поручение даёт капитан Коле? Как проявляет себя мальчик в минуты опасности?

— Для чего в рассказ вводится образ матери?

— О зверствах фашистов на территории Крыма нам расскажут наши историки.

— Как автор передаёт с помощью использования глаголов внутренние переживания героя проследили лингвисты. Послушаем их.

— Каково отношение автора к Николаю? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

Вот мы и составили кластер (выводится на экран). (Слайд 5)

— В сочинениях вы пытались ответить на вопрос: «Можно ли назвать Николая Вихрова героем?» Вам предоставляется возможность высказать своё мнение.

(ученики высказывают свои мысли)

— Наши сценаристы и режиссёры сделали видеоролик о детях войны.

— (Слайд 6) Скажите, какого человека мы можем назвать героем? Какими чертами характера он должен обладать? Для ответа используйте ваши записи, которые вы делали в ходе урока.

— Что нового, ребята, вы узнали на уроке? Чему научились? С интересом вы участвовали в беседе? Что нам удалось сделать? На что надо обратить внимание в будущем?

Домашнее задание. Подобрать пословицы и поговорки, соответствующие теме рассказа. Ответить устно на вопрос «Чему бы я хотел научиться у Николая Вихрова?»

​ Неоспорима важность патриотического воспитание молодого поколения. Огромную роль в этом выполняет художественная литература. Небольшой рассказ «Разведчик Вихров» Бориса Лавренёва не входит в учебную программу по литературе. Но его можно использовать при преподавании родной литературы или на уроках внеклассного чтения. Все проблемы, поднятые автором, актуальны и могут использоваться потом при подготовке учащихся к ОГЭ.

Источник

РАЗВЕДЧИК ВИХРОВ БОРИС АНДРЕЕВИЧ ЛАВРЕНЕВ

Капитан сложил записку и сунул ее за борт полушубка. Мальчик продолжал спокойно и выжидательно смотреть на него.

Мальчик откинул голову, выпрямился и попытался щелкнуть каблуками, но его лицо дрогнуло и перекосилось от боли, он испуганно глянул на свои ноги и понурился.

Капитан тоже посмотрел на его ноги, на порванные туфли и поежился от озноба.

— Мокроступы у тебя не по сезону, товарищ Вихров. Ноги застыли?

Он изо всех сил старался держаться бодро. Капитан подумал о том, как он шел всю ночь в этих туфлях по железной от мороза степи, и невольно пошевелил пальцами в своих высоких теплых бурках. Погладив мальчика по лиловой щеке, он мягко сказал:

— Не грусти! У нас другая мода на обувь. Лейтенант Козуб!
Выскочив из-за кучки краснофлотцев, маленький веселый лейтенант козырнул капитану.

— Прикажите баталеру немедленно подыскать и доставить ко мне в каземат валенки самого малого размера.

Козуб рысью помчался исполнять приказание. Капитан тронул мальчика за плечо:

В командирском каземате, треща и гудя, пылала печь. Дневальный помешивал кочережкой прозрачные, налитые золотым жаром головешки. Розовые зайчики гонялись друг за другом по стене. Капитан снял полушубок и повесил у двери. Мальчик, озираясь, стоял у притолоки. Вероятно, его поразила сводчатая уютная подземная комната, сверкающая белизной риполина, залитая сильным светом подволочной лампы.

Читайте также:  Как правильно пишется слово трикотаж

Мальчик сбросил пальтишко, аккуратно свернул его подкладкой наружу и, привстав на цыпочки, повесил поверх капитанского полушубка. Капитану, наблюдавшему за ним, понравилась эта бережливость к одежде. Без пальто мальчик оказался головастым и худым. И капитан подумал, что он долго и крепко недоедал.

— Садись. Сперва закусим, потом дело. А то ты натощак, пожалуй, и рта не раскроешь. Чай любишь крепкий?

Капитан доверху налил толстую фаянсовую чашку темной ароматной жидкостью, неторопливо отрезал ломоть буханки, намазал на него масла в палец толщиной и увенчал это сооружение пластом копченой грудинки. Мальчик почти испуганно смотрел на этот гигантский бутерброд.

И он толкнул по столу отпилок шестидюймовой гильзы, набитый синеватыми, искрящимися кусками рафинада. Мальчик посмотрел на него испытующим, осторожным взглядом, выбрал кусочек поменьше и положил рядом с чашкой.

Мальчик быстрым и стыдливым жестом смахнул слезы.

Он стиснул губы, и из глаз его уплыла детская мягкость. Они блеснули остро и жестко. Капитан погладил его по голове.

— Потерпи! Выручим маму и всех выручим. Ложись вздремни.

Мальчик умоляюще посмотрел на него.
— Я не хочу. Потом. Сперва расскажу про них.

В его голосе прозвучал такой накал упорства, что капитан стал настаивать. Он пересел к другому краю стола и вынул блокнот.

— Ладно, давай. Сколько, по-твоему, немцев в районе совхоза?

Мальчик мотнул головой и сказал быстро без запинки:

— Пехоты один батальон. Баварцы. Сто семьдесят шестой полк двадцать седьмой пехотной дивизии. Прибыл на фронт из Голландии.

Мальчик вскинул голову. В его взгляде было недоумение. Так разве у вас, товарищ капитан, карты нет?

— Карта есть. да ты в ней разберешься ли?

Мальчик встал коленками на стул и нагнулся над картой. Он долго смотрел, потом лицо его просияло, и он ткнул в карту пальцем.

Он безошибочно разбирался в карте, и вскоре частокол красных крестиков, нанесенных рукой капитана, испятнал карту, засекая цели. Капитан удовлетворенно откинулся на спинку стула.

И, почувствовав непосредственную сердечность ласки, мальчик, на мгновение, вернувшись в детство, по-ребячьи нежно прижался щекой к капитанской ладони. Капитан грустно покачал головой и сложил карту.

Мальчик не противился. Сытная еда, тепло и только что законченная работа клонили его ко сну. Ресницы его слипались. Он сладко зевнул. Капитан уложил его на койку и накрыл полушубком. Мальчик мгновенно заснул. Капитан постоял над ним в раздумье, вспоминая сына и жену, вернулся к столу и сел за составление исходных расчетов для огня. Он увлекся и не замечал времени. Тихий оклик заставил его оглянуться. Мальчик сидел на койке. Лицо у него было тревожное.

— Товарищ капитан, который час?

Но мальчик не успокоился. Его лицо потемнело. Он заговорил настойчиво и торопясь:

— Нет, нет! Мне же назад надо! Я маме обещал. Она будет думать, что меня убили. Как стемнеет, я пойду.

Капитан изумился. Он не допускал и мысли, что мальчик собирается снова проделать страшный путь по ночной степи, который случайно удался ему однажды. Капитану показалось, что его гость еще не совсем проснулся и говорит спросонок.

— Я немцам не попадусь. Они по ночам не ходят. Морозя боятся, дрыхнут. А я каждую тропочку наизусть. Пожалуйста пустите!

На наблюдательном пункте, вынесенном к пехотным позициям, капитан сел к дальномеру. Он увидел холмистую крымскую степь, покрытую серо-желтыми полосами снега, нанесенного ветрами в балочки. Рябиновый свет заката умирал над степью. На горизонте темнели узкой полоской сады далекого совхоза.

Капитан долго разглядывал массивы этих садов и белые крапинки зданий между ними. Потом подозвал мальчика:

— А ну-ка, взгляни! Может, маму увидишь. Улыбнувшись шутке, мальчик нагнулся к окулярам. Капитан медленно ворочал штурвальчик горизонтальной наводки, показывая гостю панораму родных мест. Внезапно мальчик, ахнув, отшатнулся от окуляра и затеребил рукав капитана.
— Скворечня! Моя скворечня, товарищ капитан. Честное пионерское!

Удивленный капитан заглянул в окуляр. Над сеткой оголенных тополевых верхушек, над зеленой крышей в пятнах ржавчины темнел крошечный квадратик на высоком шесте. Капитан видел его очень отчетливо на темно-серой ткани туч. Он поднял олову и несколько минут просидел, сдвинув брови. Неясная мысль, возникшая в его мозгу при виде скворечни, становилась все устойчивее. Он взял мальчика под руку, отвел его в сторону и тихо заговорил с ним.

Ночью ему не спалось. Он пил много чаю и читал. Перед рассветом пошел на наблюдательный пункт. И как только в серой дымке наступающего дня различил темный квадратик на шесте, к нему пришло хорошее боевое спокойствие. Он подал команду. Ахнув над степью грузным ударом, прокатился пристрелочный залп башни. Его гром долго висел над пустой степью. Капитан, не отрываясь, смотрел в окуляры и увидел ясно, как качнулся на шесте темный квадратик. Дважды. и после паузы в третий раз.

Запищал зуммер. С рубежа просили прекратить огонь. Моряки вышли в атаку и уже рвались в немецкие окопы.

Тогда капитан передал команду Козубу, вскочил в приготовленный мотоцикл и в открытую помчался по полю. Его гнало нетерпения. От совхоза доносились пулеметный треск и щелчки гранат. Немцы, ошеломленные мощью и меткостью огневого удара батарея, потеряв опорные точки, сопротивлялись слабо и отходили. Бросив мотоцикл, капитан открыто побежал полем к околице по тому месту, где накануне появление человека вызывало шквале свинца. С околицы уже мигали веселые красные огоньки семафорных флажков, докладывая об отходе противника. Над садами плыл серебристый дым горящего бензина, и в нём глухо рычали рвущиеся боезапасы.

Капитан торопился к зеленой крыше среди надломленных тополей. Еще издали он увидел у калитки вышедшую женщину, закутанную в платок. За ее руку держался мальчик. Увидев бегущего капитана, он рванулся ему навстречу.

Капитан с хода подхватил его, вскинул в воздух и стал целоваться в щеки, в губы, в глаза. Но мальчику, видимо, не хотелось в эту минуту быть маленьким. Он изо всех сил упирался руками в грудь капитана и рвался из его объятий. Капитан выпустил его.

Коля отступил и с нескрываемой гордостью, приложив руку к шапке, доложил:

— Товарищ капитан, разведчик батареи Николай Вихров боевое задание выполнил.

Подошедшая женщина с потухшими глазами и усталой улыбкой застенчиво протянула руку капитану.

— Здравствуйте! Он так вас ждал! Так ждал. Мы все ждали. Спасибо вам, родные!

Она поклонилась капитану глубоким русским поклоном. Переводил взгляд с матери на капитана и улыбался.

Он захлебнулся от наплыва ощущений, сконфузился и уткнулся лицом в полушубок капитана, маленький русский человек, тринадцатилетний герой с большим сердцем, сердцем своего народа.

БОРИС АНДРЕЕВИЧ ЛАВРЕНЕВ МАЙ 1942 г.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал