Образ волк в русских сказках

Волк как персонаж русских сказок

Содержание статьи

Животные в сказках являют собою определенные человеческие типы: хитрая лиса, добрый и беззащитный заяц, сильный, но глуповатый медведь. Отношения между такими персонажами – это человеческие отношения, человек как таковой в этом мире «лишний», и люди, как правило, не появляются в таких сказках.

С другой стороны, животные, которые ведут себя как люди (говорят, принимают решения, дают советы и т.д.) нередко появляются в сказках о людях. Они как бы становятся посредниками между двумя сказочными «вселенными» – миром животных и миром людей. Чаще всего в качестве такого «посредника» выступает либо конь, либо волк. В сказках же, целиком посвященных животным, волк появляется намного чаще коня.

Примечательно, что трактовка образа волка в русских сказках практически не отличается от воплощения его в фольклоре других народов, что говорит о древности сюжетов, связанных с ним. Поэтому, говоря об образе волка в русских сказках, нельзя замыкаться в пределах собственно русского фольклора.

Волк как отрицательный персонаж

В сказках о животных волк чаще всего предстает существом агрессивным, опасным – сущим разбойником, которого следует опасаться. Один из самых известных примеров такого рода – сказка «Волк и семеро козлят», известная не только в русской традиции. Встреча с таким персонажем не сулит ничего хорошего даже человеку. Не случайно в сюжете о Красной Шапочке, тоже взятом Ш.Перро из европейского фольклора, именно волк становится врагом главной героини.

Если волка и удается победить, то делается это не силой, а хитростью. Чаще всего это делает лиса, которой традиционно приписывается данное качество. Тем самым утверждается, что победить силу силой, агрессию агрессией невозможно.

Такое восприятие волка неудивительно. Страх перед этими животными возник задолго до появления скотоводства, для которого они стали «врагами №1». Ничего иррационального в этом страже не было: волк – хищник, вполне способный загрызть человека.

Страх усугублялся ночным образом жизни волков. Ночь всегда пугала людей. В темноте плохо работает зрение – главный человеческий «поставщик информации», человек становится беззащитным. Ночные животные, хорошо ориентирующиеся в чужой и опасной для человека среде, никогда не внушали людям доверия. В особенности это относилось к опасным хищникам, у которых ночью было преимущество перед человеком.

Демонизация волка усугублялась бинарной оппозицией «свой-чужой». До возникновения скотоводства любое животное было с точки зрения человека «чужим». Но если олень, например, был в определенной степени «своим» потому, что его можно съесть, то волк источником пищи не был. Древние люди не знали, что волки – санитары леса, а о том, что волчонка можно приручить, вырастить и использовать на охоте, догадались далеко не сразу. Никакой практической пользы от волков они не видели, поэтому волки в их глазах были абсолютно чуждыми человеческому миру. Чужой – значит, враг.

Но, как это ни парадоксально, не всегда волк предстает в сказках отрицательным персонажем. И даже такие знакомые с детства сюжеты, как «Волк и семеро козлят» и «Красная шапочка», не столь однозначны, как может показаться.

Двойственность волка

Если в сказках о животных образ волка более или менее однозначен – жестокий, но не наделенный умом разбойник, то в сказках о людях волк нередко выступает в качестве волшебного помощника. Именно о таком сказочном волке упоминает А.С.Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»:

«В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит».

В сказке «Иван-царевич и серый волк» именно волк приходит на помощь герою, и здесь его уже никак нельзя назвать отрицательным персонажем.

Двойственность фольклорного образа волка становится еще более очевидной, если выйти за пределы собственно сказки и взглянуть на образ в более широком мифологическом контексте.

Примечательна в этом плане знаменитая берестяная тетрадь новгородского мальчика Онфима, приоткрывшая завесу тайны над внутренним миром ребенка из средневековой Руси. Рисунки в этой тетради воплощают обычные мальчишеские мечты о подвигах и воинской славе. Но один рисунок вызывает недоумение: четвероногое существо, в котором угадывается волк, а рядом надпись – «я зверь». Если мальчик отождествлял себя с волком-оборотнем, значит, этот персонаж не был отрицательным в его глазах.

В «Слове о полку Игореве» упоминается Всеслав, князь Полоцкий, который «в ночи волком рыскал». Вряд ли это образное литературное выражение: летописи упоминают, что этого князя «мать родила от волхования», и автор «Слова…» вполне мог приписать такому человеку оборотничество.

Оборотень – это существо, принадлежащее одновременно и миру людей, и миру дикой природы, который для древнего человека отождествлялся с миром потусторонним. Волк, как уже говорилось, в силу особой своей «чуждости» человеку, является идеальным выражением этого мира. Именно его облик надо принять, чтобы стать сопричастным потустороннему миру. Поэтому оборотничество (изначально – разновидность магической практики) связывается с волчьим обликом.

Так волк превращается в посредника между миром людей и потусторонним миром. Такой посредник необходим человеку, отправляющемуся в «потусторонний мир» для обряда посвящения. От этого обряда происходят многие сказочные мотивы, в том числе – мотив «трудных заданий». В этом свете становится понятным происхождение сказочного волка-волшебного помощника.

К обряду посвящения может восходить и сюжет о волке, проглатывающем героев сказки. Как известно, проглоченные волком козлята в финале благополучно возвращаются к своей матери-козе. И это вовсе не фальшивый «счастливый конец», приклеенный к сказке, чтобы дети не плакали. Подростки, отправлявшиеся в «царство мертвых» для обряда посвящения, тоже в большинстве случаев счастливо возвращались в селение. У многих примитивных народов этнографы наблюдали хижины, где проходил обряд, построенный в виде головы животного. Это животное как бы «проглатывало» посвящаемых. Вероятно, подобные обычаи существовали и у праславянских народов. Волк, проглатывающий, а затем отпускающий героев сказки – отдаленный отголосок таких обычаев.

Волк в русских сказках и в русском фольклоре вообще – персонаж двойственный, которого нельзя однозначно назвать ни положительным, ни отрицательным. Эта двойственность связана с древностью образа, уходящего корнями в языческие времена.

Источник

Образ волк в русских сказках

Волк в жизни и в сказке

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Когда я не ходила в школу и не умела читать, мама и папа читали или рассказывали мне сказки. Я уже тогда обратила внимание на то, что очень часто в произведениях устного народного творчества встречается образ волка. Затем в школе на уроках по окружающему миру мы изучали тему «Кто такие звери?». Я много нового и интересного услышала о волке. На уроках чтения мы вспоминали сказки о животных. Информация, которую я получила на уроках, заставила меня задуматься о том, почему волк в сказках характеризуется иначе, чем в жизни (в природе).

Я поставила перед собой проблему узнать, похожи ли волки сказочные и настоящие.

Поэтому я и выбрала тему работы «Волк сказочный и настоящий».

Я поставила перед собойцель: сравнить образ волка из сказок с повадками его прототипа в живой природе.

Были поставлены следующие задачи:

познакомиться с историей слова «волк»;

изучить народные сказки, в которых действует волк, проанализировать образ волка;

Читайте также:  Характеристика ляпкина тяпкина в рассказе ревизор

сравнить образ волка с его прототипом.

Я ещё раз проанализировала все свои знания об этом звере и выдвинула гипотезу: характеристика сказочного персонажа (волка) не всегда соответствует реальности.

Доказать правильность своей гипотезы или опровергнуть ее я попытаюсь методом анализа:

— образа волка в сказках и природе;

— анкет, разработанных мной и бабушкой.

1. История слова «волк»

Читая сказки можно заметить, что часто встречающимся персонажами являются лиса, волк, заяц, медведь, петух. Первое и второе место занимают лиса и волк. Во многих русских народных сказках одним из главных героев является волк. Кто же такой и какой он волк в сказках и в природе? Меня заинтересовало, а что значит само слово «волк».

Для того чтобы раскрыть значение слова «волк» я с помощью бабушки обратилась к словарям.

Слово волк в современном русском языке имеет значение: «хищное животное семейства псовых, обычно серой окраски» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка» / Российская АН, 1995)

В этимологическом словаре ( Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004.) о волке, как о животном, сказано следующее.

Одни исследователи связывают это слово с глаголом волочить. По их мнению, волк очень часто наведывался к скотине и волоком утаскивал какого-нибудь барашка или теленка.

По другой версии, это название животного восходит к очень древнему индоевропейскому корню (так же как и волна), означающему «терзающий, разрывающий на части». (Универсальный словарь по русскому языку. – СПб.: ИГ «Весь», 2009)

Поэтому буквально – «таскающий» (домашний скот).

Из книги Аполлона Коринфского «Народная Русь» (о которой рассказала мне бабушка) мы узнали следующее:

«…Знакома волчья повадка русскому пахарю – то и дело приходится сталкиваться лицом к лицу с этим хищником: то зарежет он корову, забредшую из стада в лес, то дерзко ворвется в самую средину стада и выхватит овцу-другую, а то даже заберется темной ночью на двор – если голоден очень.

С зимнего Николы (19 декабря), говорит народ, начинают волки рыскать стаями по лесам, полям и лугам, осмеливаясь нападать даже на целые обозы. С этого дня, вплоть до Крещения (19 января) – волчьи праздники. Только после Крещенского водосвятия и пропадает их смелость.

В современной биологической литературе (Олигер И.М., Олигер А.И., Сысолетина Л.Г. «Животный мир Чувашии» Иллюстрированный справочник. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2011.) можно почерпнуть следующие сведения:

«Образовавшаяся пара (самец и самка) сохраняется на всю жизнь.

В сентябре семья начинает бродячую жизнь в пределах своего охотничьего участка. В это время к ней присоединяются волки, не образовавшие собственной семьи. Образуется стая из 4-8 волков. Волки охотятся преимущественно на крупных животных, добывать которых легче стаей.

Основу питания волков составляют различные копытные, в т.ч. и домашние. Охота обычно проводится очень организованно: часть волков гонит добычу, а остальные поджидают ее в засаде. Таким способом волкам удается ловить даже быстроногих зайцев. Впрочем, волки не брезгуют даже и мелкими грызунами. Конечно, найти достаточно пищи для нескольких волков на одном месте трудно, поэтому волчья стая все время передвигается в пределах своего охотничьего участка…»

Из этих описаний мы выделили несколько характерных черт биологического образа волка, которые приписывают ему люди:

хищный дерзкий зверь;

особая охотничья повадка – «уволакивает» добычу, охотятся стаями зимой;

название волка отражает его хищничество и способ охоты;

нападает не только в лесу, на дороге и т.п., но может охотиться вблизи жилища;

2. АНАЛИЗ ОБРАЗА ВОЛКА В СКАЗКАХ И ПРИРОДЕ

Мы прочитали 12 сказок, в которых одним из главных персонажей – волк. Читая их, мы всей семьей отвечали на вопросы: правда или неправда?

В сказке «Волк и семеро козлят» волк коварен и ненасытен.

«Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тоненьким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст».

А вот здесь неправда: в словаре Ожегова мы прочитали: «Коварство – злонамеренность, прикрытая доброжелательством» Разъяренный волк оскаливает зубы, а уши разворачивает вперед. Если волк чувствует опасность, то уши отводит назад, оскаливается и высовывает язык. В этом случае намерения волка всегда понятны. Поэтому мы не можем сказать, что волк коварен.

«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке».

Ну, тут уж никуда не денешься, что правда, то правда. Голодный волк может съесть до 10 килограммов мяса, но обычно ему хватает 2- 6 килограммов. Чаще всего он питается мелкими грызунами, на крупную добычу волк выходит зимой и только от голода.

В сказке «Лиса и волк» он наивен, доверчив, жалостлив.

«Волк и пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и приговаривает:

— Ловись, рыбка, и мала и велика!

— Ловись, рыбка, и мала и велика!

Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться; не тут-то было!

«Эка, сколько рыбы привалило — и не вытащишь!» — думает он».

Но это же неправда: не может в жизни волк так обмануться. Он очень умён, даже может просчитать на много ходов вперед.

«— Эх, волчику-братику! — говорит лисичка-сестричка. — У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили: я насилу плетусь.

— И то правда, — говорит волк, — где уж тебе, сестрица, идти, садись на меня, я тебя довезу.

Лисичка села ему на спину, он её и повёз».

И опять неверно: в жизни волк и лиса непримиримые враги, и они никогда не сходятся.

А помните сказку «Как волк телёночку мамой был?», так вот в этой сказке волк заботливый. Я с большим удовольствием ещё раз посмотрела мультфильм по этой сказке.

«Однажды Волк украл в деревне Телёнка. Засунул в мешок и принёс к себе в избу. А там решил съесть его не спеша и с удовольствием. Вытряхнул из мешка и ахнул:

– Какой маленький! Какой славненький!

– Ма-а-ама, – тоненько пропищал Телёночек.

– Где? – встрепенулся Волк.

– Ты – мама, – сказал Телёночек и указал копытцем на Волка.

А ведь это правда. У самок рождается от 3 до 10 слепых волчат. Выкармливают всей стаей. Волк никогда не охотится рядом с тем местом, где живет. Подросшим волчатам взрослые волки приносят обычно живую еду, чтобы волчата, играя с ней, учились охотиться.

В сказке «Сказка об Иване-Царевиче, жар-птице и о сером волке» волк благородный и верный.

«- Да тебе на твоем добром коне во веки веков не доскакать бы до Жар-птицы. Я один знаю, где она живет. Садись-ка лучше на меня да держись крепче. Загрыз я твоего доброго коня, теперь послужу тебе верой и правдой.

Сел Иван-царевич на серого волка. Как помчится волк что есть духу. Долы и горы промеж ног пускает, хвостом след заметает. Долго ли, коротко ли, приезжают они к каменной стене».

«- Да, Иван-царевич! Спать бы тебе вечно, кабы не я. Ведь тебя братья твои зарубили, а Елену Прекрасную, коня золотогривого и Жар-птицу увезли с собою. Теперь садись на меня, на серого волка, и поедем скорее в твое отечество, а то брат твой, Петр-царевич, женится сегодня на твоей невесте».

Читайте также:  Как правильно пишется свяжем или свяжим

А вот это сущая правда: верен и благороден волк в семейной жизни. Если погибает один из пары, оставшийся в живых уже никогда не заведет себе пару. Он присоединится к полной семье и будет помогать воспитывать волчат в качестве «дядюшки». Вот так-то.

В двух сказках: «Лиса и Кот», «Зимовье зверей» – волк трусливый.

«Захотелось и волку посмотреть на Котофея Ивановича, да сквозь листья не видать. И начал волк потихоньку разгребать листья. Кот услыхал, что листья шевелятся, подумал, что это мышь, да как кинется — и прямо волку в морду вцепился когтями.

Волк перепугался, вскочил и давай утекать» («Лиса и Кот»).

Это неправда: волк никогда трусостью не отличался.

Взрослые, наверное, хорошо помнят мультфильм «Ну, погоди!», в котором волк невезучий, хулиган. Я видела только2 серии этого мультика, но сразу могу сказать, что в природе волк смелый, сильный. Он очень быстро бегает и даже хорошо плавает. Преследуя свою добычу, он может пробегать длинный путь.

Да и хулиганом его не назовешь. Я прочитала, что волки живут семьями, в которых существует свой «табель о рангах», как говорится в пословице, каждый сверчок знай свой шесток. Так что старшие не дают «хулиганить» младшим.

В результате анализа сказок мы создали сводную таблицу по характерным особенностям.

Необычайно умен, способен на многоходовые комбинации.

Наивен, простодушен. Заканчивает жизнь в качестве глупца.

Верен в семейной жизни, коллективное животное. Заботлив.

Считает лису злейшим врагом, душит ее.

Жалостлив, всегда обманут лисой.

Объект питания – больные слабые животные. Крупная дичь только от голода.

Сильный. Смелый зверь.

Сразу становится видно, что волк в жизни и в сказках совершенно разный.

2. АНАЛИЗ АНКЕТ, РАЗРАБОТАННЫХ НАМИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИХ РОДИТЕЛЕЙ)

Мы разработали анкету.

Помните ли вы сказки, героем которых является волк?

Каким вы видите волка в сказке?

Какой волк в жизни?

Волк в сказке отрицательный герой или положительный?

Вот результаты опроса

На четвертый вопрос все ответили единодушно, что волк – это хищник.

Не все ребята вспомнили сказки, в которых волк помогает героям в трудную минуту, поэтому большинство отметили, что это отрицательный герой.

Поставленные задачи решены, цель достигнута, гипотеза нашла подтверждение.

Сказочный персонаж обладает иными особенностями, чем реальный, что подтвердили анализ сказок, анкет.

Практическая значимость данной работы в том, что нельзя делать выводы о животном, исходя из сказок, прочитанных произведений, ориентируясь на собственные выводы.

Липскеров М. Как волк телёночку мамой был

Меняйлов А.А. Смотрите, смотрите внимательно, о волки! / Меняйлов А.А. – М.: Крафт+, 2005. – 480 с.

Украинская народная сказка «Жил-был пёс»

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Русская народная сказка «Лиса и волк»

Русская народная сказка «Сказка об Иване-Царевиче, жар-птице и о сером волке»

Источник

Исследовательская работа на тему «Нам не страшен серый волк!» (Образ волка в русских народных сказках

специалист в области арт-терапии

Нам не страшен серый волк!

(Образ волка в русских народных сказках)

Проблема: В русском фольклоре, а именно в русских народных сказках, мы встречаемся с образом волка, который ведет себя совсем по-другому, не так, как в природе. Нас заинтересовало, похож ли сказочный волк на своего природного прототипа?

Цель: Выяснить соответствует ли литературный образ волка в русских народных сказках биологическому образу в природе (реального прототипа).

Выяснить происхождение слова «волк», отражает ли оно характерные черты зверя.

Определить характерные черты литературного образа волка в сказках.

Определить характерные черты биологического образа волка.

Установить сходства и различия в литературном и биологическом образах волка.

— поиск и сбор описаний волка в сказках, их обобщение;

— выделение характерных черт и их классификация;

— анализ и сравнение характерных черт.

Объект исследования: образ волка.

Предмет исследования: характерные черты образа волка в русских народных сказках.

Гипотеза: В русских народных сказках часто используется образ волка. Мы предполагаем, что сказочный образ волка почти не отражает биологического образа волка (его реального прототипа).

Результаты: Презентация Power Point «Нам не страшен серый волк (Образ волка в русских народных сказках).

Сценарий проведения интеллектуальной игры «Умники и умницы»

Сборник сказок «Серый волк в русских народных сказках»

Выводы: Мы выяснили, что слово «волк» имеет древнее происхождение. Название зверя происходит от глагола, который передаёт его повадки при добыче пищи, способ охоты.

Приблизительно в 50% русских народных сказок волк является их персонажем, примерно у 5-7 % сказок в названиях волк присутствует как главный герой. Нами прочитано более 15-ти сказок, где волк главный персонаж.

Мы определили характерные черты литературного образа волка в сказках. Волк в сказках: глупый, трусливый, жадный, безобидный, кровожадный, хищный, хитрый; помощник главного героя.

Также мы выделили характерные черты биологического образа волка: хищный, дерзкий, опасный, умный, враждебный, кровожадный, злой зверь.

Мы установили следующие сходства в литературном и биологическом образах волка.

Волк – кровожадный, хищный зверь.

Такие черты, как глупость, трусливость, безобидность, помогать человеку, не присущи биологическому образу волка.

Введение. С малых лет нам знакомы сказки и загадки про воинственного хозяина наших лесов – волка:

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный?

Люди передают сказки и загадки из уст в уста с давних времен. Зачастую волк в них изображен как хищное животное, пожирающее овец, телят, ягнят, поросят и т.д.

Но в русском фольклоре, а именно в русских народных сказках, мы встречаемся с образом волка, который ведет себя совсем по-другому, не так, как в природе. Нас заинтересовало, похож ли сказочный волк на своего природного прототипа?

Цель: Выяснить соответствует ли литературный образ волка в русских народных сказках биологическому образу в природе (реального прототипа).

Выяснить происхождение слова «волк», отражает ли оно характерные черты зверя.

Определить характерные черты литературного образа волка в сказках.

Определить характерные черты биологического образа волка.

Установить сходства и различия в литературном и биологическом образах волка.

— поиск и сбор описаний волка в сказках, их обобщение;

— выделение характерных черт и их классификация;

— анализ и сравнение характерных черт.

Объект исследования: образ волка.

Предмет исследования: характерные черты образа волка в русских народных сказках.

Гипотеза: В русских народных сказках часто используется образ волка. Мы предполагаем, что сказочный образ волка почти не отражает биологического образа волка (его реального прототипа).

Основная часть.

Для того чтобы раскрыть значение слова «волк» обратимся к словарям.

Слово волк в современном русском языке имеет значение: «хищное животное семейства псовых, обычно серой окраски» ( Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка» / Российская АН, 1995)

В этимологическом словаре ( Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. ) о волке, как о животном, сказано следующее.

Одни исследователи связывают это слово с глаголом волочить. По их мнению, волк очень часто наведывался к скотине и волоком утаскивал какого-нибудь барашка или теленка.

По другой версии, это название животного восходит к очень древнему индоевропейскому корню (так же как и волна), означающему «терзающий, разрывающий на части». (Универсальный словарь по русскому языку. – СПб.: ИГ «Весь», 2009)

Поэтому буквально – «таскающий» (домашний скот).

Из книги Аполлона Коринфского «Народная Русь» мы узнали следующее:

«…Знакома волчья повадка русскому пахарю – то и дело приходится сталкиваться лицом к лицу с этим хищником: то зарежет он корову, забредшую из стада в лес, то дерзко ворвется в самую средину стада и выхватит овцу-другую, а то даже заберется темной ночью на двор – если голоден очень.

Читайте также:  Найти рассказы чехова маленькие рассказы

С зимнего Николы (19 декабря), говорит народ, начинают волки рыскать стаями по лесам, полям и лугам, осмеливаясь нападать даже на целые обозы. С этого дня, вплоть до Крещения (19 января) – волчьи праздники. Только после Крещенского водосвятия и пропадает их смелость.

В современной биологической литературе (Олигер И.М., Олигер А.И., Сысолетина Л.Г. «Животный мир Чувашии» Иллюстрированный справочник. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2011.) можно почерпнуть следующие сведения:

«Образовавшаяся пара (самец и самка) сохраняется на всю жизнь.

В сентябре семья начинает бродячую жизнь в пределах своего охотничьего участка. В это время к ней присоединяются волки, не образовавшие собственной семьи. Образуется стая из 4-8 волков. Волки охотятся преимущественно на крупных животных, добывать которых легче стаей.

Основу питания волков составляют различные копытные, в т.ч. и домашние. Охота обычно проводится очень организованно: часть волков гонит добычу, а остальные поджидают ее в засаде. Таким способом волкам удается ловить даже быстроногих зайцев. Впрочем, волки не брезгуют даже и мелкими грызунами. Конечно, найти достаточно пищи для нескольких волков на одном месте трудно, поэтому волчья стая все время передвигается в пределах своего охотничьего участка…»

Из этих описаний мы выделили несколько характерных черт биологического образа волка, которые приписывают ему люди:

хищный дерзкий зверь;

особая охотничья повадка – «уволакивает» добычу, охотятся стаями зимой;

название волка отражает его хищничество и способ охоты;

нападает не только в лесу, на дороге и т.п., но может охотиться вблизи жилища;

Какой же волк в сказках?

Я прочитала 15 русских народных сказок, где один из персонажей – волк.

В семи сказках волк – глупый и доверчивый: «Колобок», «Лисичка-сестричка и волк», «Лиса-повитуха», «Овца, лиса и волк», «Как лиса волку шубу шила», «Волк-дурень», «Глупый волк». В качестве примера приведу фрагмент из сказки «Лисичка-сестричка и волк»:

«А лисичка собрала всю разбросанную рыбу в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней серый волк:

— Налови сам да и кушай.

— Эка, ведь я же наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика! Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Рыбка к тебе сама на хвост нацепится. Да смотри сиди подольше, а то не наловишь.

Волк и пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:

— Ловись, рыбка, и мала и велика!»

В двух сказках – трусливый: «Лиса и Кот», «Зимовье зверей».

«Захотелось и волку посмотреть на Котофея Ивановича, да сквозь листья не видать. И начал волк потихоньку разгребать листья. Кот услыхал, что листья шевелятся, подумал, что это мышь, да как кинется — и прямо волку в морду вцепился когтями.

Волк перепугался, вскочил и давай утекать» («Лиса и Кот»).

В одной сказке – жадный: «Старик и волк». Причём, жадность привела волка к гибели.

«Старик, старик, отдай паренька да девушку, а то съем старуху!

Старику так жалко стало паренька да девушку, схватил он кочергу и давай возить волка. Бил, бил, покуда у того брюхо не лопнуло, и выскочили оттуда жеребец, а за ним пятеро овец, а за овечками и петушок с курочкой.»

— О чем ты, Снегурушка, плачешь?

— Как мне, серый волк, не плакать, меня подружки в лес заманили, заманивши — покинули.

— Сойди, я тебя отнесу домой.

В двух сказках – кровожадный и хитрый: «Волк и Коза», « Свинья и волк»

« Козлятки не признали волчьего голоса и отперли двери. Волк вбежал в избу, разинул свою широкую пасть и бросился на бедняжек; что ни схватит, то проглотит — всех поел.»

«Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану-царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил.

— Ох, крепко же я спал!

— Крепко ты спал,— говорит серый волк.— Кабы не я, совсем бы не проснулся.»

Анализ вышеперечисленных сказок позволил нам выделить характерные черты литературного образа волка:

— жадный, порой жадность приводит к гибели;

— безобидный и безопасный;

— помогает главному герою сказки (Ивану-царевичу).

Выводы:

Мы выяснили, что слово «волк» имеет древнее происхождение. Название зверя происходит от глагола, который передаёт его повадки при добыче пищи, способ охоты.

Приблизительно в 50% русских народных сказок волк является их персонажем, примерно у 5-7 % сказок в названиях волк присутствует как главный герой. Нами прочитано более 15-ти сказок, где волк главный персонаж.

Мы определили характерные черты литературного образа волка в сказках. Волк в сказках: глупый, трусливый, жадный, безобидный, кровожадный, хищный, хитрый; помощник главного героя.

Также мы выделили характерные черты биологического образа волка: хищный, дерзкий, опасный, умный, враждебный, кровожадный, злой зверь.

Мы установили следующие сходства в литературном и биологическом образах волка.

Волк – кровожадный, хищный зверь.

Такие черты, как глупость, трусливость, безобидность, помогать человеку, не присущи биологическому образу волка.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Сказочный образ волка почти не отражает биологического образа волка (его реального прототипа).

Список использованной литературы:

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка» / Российская АН, 1995

Олигер И.М., Олигер А.И., Сысолетина Л.Г. «Животный мир Чувашии» Иллюстрированный справочник. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2011.

Универсальный словарь по русскому языку. – СПб.: ИГ «Весь», 2009)

Интеллектуальная игра для учащихся младших классов

Тема «Русские народные сказки»

Проведение вступительной викторины для определения участников игры.

Для выбора участников игры проводится викторина по данной теме.

— Вспомните и назовите названия сказок, фрагменты которых вы сейчас прослушаете.

— Чего ты, Снегурушка, плачешь?

— Как мне, Лиса-олисава, не плакать? Меня подружки в лес заманили, заманивши — покинули.»

«Вот пошел волк в поле искать себе добычи и видит — пасется жеребенок.

— Жеребенок, жеребенок, я тебя съем!»

«- Не ешь меня, волчинька, не ешь меня, серенький! Я тебе приведу стадо поросят.

— Не хочу мясца иного, хочу мясца свиного.»

Подведение итогов викторины и объявление участников игры (Ими становятся три победителя).

Знакомство с ареопагом.

Участникам предлагается ответить на вопросы: «Зачем нужны сказки?»

По результатам пролога участники выбирают дорожки:

-Зеленая – можно ошибиться 2 раза;

-Желтая – можно ошибиться 1 раз;

-Красная – ошибаться нельзя.

Зал разделен на три дорожки.

Участники надевают костюмы сказочных героев:

-Зеленая дорожка– Лиса;

-Желтая дорожка– Волк;

-Красная дорожка– Иван-царевич

По какой сказке с вашим участием В.Васнецов нарисовал картину?

Чем закончилась эта сказка?

В сказке «Кот и лиса» вы приютили к себе гостя. Кто он? Как его зовут?

В сказке «Лиса-повитуха» ваша кумушка съела целую кадушку сладенького. Что это было?

Как вас величали в разных сказках?

Если участники не отвечают, то ответ дают теоретики (зрители) и получают орден.

Съел жеребца, пятерых овец, петушка да курочку.

Не удалось съесть паренька и девушку.

Ах, песенка хороша, да слышу я плохо.

«Иван-царевич и серый волк»

Елена Прекрасная вышла замуж за Ивана –царевича.

Кот. Котофей Иванович.

Лиса, Лисонька, Лисичка-сестричка, Лиса-олисава, кума, кумушка, Лизавета Ивановна

Подведение итогов. Награждение победителей.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал