Народные выражения в сказке коняга

Литература : Народно-поэтическая основа Щедринских сказок, их самобытность, нравственно-философская направленность (на примере сказки Коняга)

«Он знает всю страну, лучше, чем

кто-либо из современников».

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Среди

огромного наследия сатирика едва ли не наибольшею популярностью пользуются

его сказки. Они привлекают читателя своей жизненной правдой, лукавым

юмором, осуждением зла, несправедливости, тупости, предательства, трусости,

лени, прославлением добра, благородства, ума, верности, мужества,

трудолюбия, злой насмешкой над угнетателями, сочувствием и любовью к

Большая группа сказок великого писателя посвящена теме: народ и

господствующие классы. Трагическое положение закабалённого, ограбленного и

бесправного мужика показано Щедриным в сказке «Коняга».

Главный герой произведения – Коняга, «обыкновенный мужичий живот,

замученный, побитый», который «день-деньской… из хомута не выходит».

Благодаря ему растёт хлеб на необъятных полях Росси, но сам он не имеет

права есть этот хлеб.

Его удел – вечный каторжный труд. «Нет конца работе! Работой

исчерпывается весь смысл его существования…» – восклицает сатирик.

Писатель говорит о народе с горечью и любовью: «Ходит Коняга от зари

до зари, а впереди его идёт колышущееся чёрное пятно и тянет, и тянет за

собой. Вот теперь оно колышется перед ним, и теперь ему, сквозь дремоту,

слышится окрик: «Ну, милый! Ну, каторжный! Ну!»

Сказка ставит вопрос: почему бездельники в роскоши, а труженики никак

из нужды не выбьются?

С ненавистью и презрением нарисованы Щедриным образы «пустоплясов» –

врагов тружеников, с горячим сочувствием и любовью – образы мужика и

Коняги. Со страстной тоской писатель призывал то время, когда народ

освободит себя и свою родину.

Вера в силы народа, в свободное будущее своей родины ни на миг не

покидала писателя. «Из века в век цепенеет грозная, неподвижная громада

полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту

силу их плена? Кто вызовет её на свет? Двум существам выпала на долю эта

задача: мужику да Коняге», – писал Щедрин.

Идейная близость сатирика к народу проявилась не только в том, что он

в своём творчестве защищал интересы народа, но и в том, что автор щедро

пользовался богатствами устно-поэтического народного творчества в своих

В сказках Щедрина мы встречаем традиционные сказочные образы зверей,

птиц и рыб. В духе народных сказок писатель прибегал к аллегориям: в

образах льва и орла он рисовал царей; в образах медведей, волков, коршунов,

ястребов, щук – представителей высшей царской администрации; в образах

зайцев и пескарей – трусливых обывателей. Образ Коняги в одноимённой сказке

– символ порабощенной родины и истерзанного угнетателями народа. «Целая

масса живёт в нём, неумирающая, нерасчленимая и неистребимая».

Жизнь народа – непрерывный изнуряющий труд. Бремя невыносимой

подневольной работы превращает труд в проклятие, в «ноющую боль», лишает

жизнь радости. «Для всех поле – раздолье, поэзия, простор; для Коняги оно –

кабала… Для всех природа – мать, для него одного она – бич и истязание».

Трудом Коняги живут «пустоплясы». Им нет никакого дела до народа, им

нужен лишь его труд, нужна его жизнь, «способная выносить иго работы».

«Пустоплясы» могут только вести праздную болтовню о причинах несокрушимости

и бессмертия Коняги. Живучесть труженика они объясняют смирением и

покорностью. Несокрушимость тем, что «он в себе жизнь духа и дух жизни

носит!» Причину неуязвимости Коняги видят в том, «что он «настоящий труд»

для себя нашёл». Четвёртый же «пустопляс» говорит: «Оттого нельзя Конягу

догонять», что он «к своей юдоли привычен и нуждается только в том, чтобы

его постоянно взбадривали кнутом».

Часто писатель пользовался народными сказочными зачинами: «Жил-был

пескарь»; «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик».

Не отступил он от своего правила и в этом произведении: «Жил во времена оны

старый конь, и было у него два сына: Коняга и Пустопляс».

Нередко сатирик прибегал к традиционным формулам, как: «по щучьему

велению, по моему хотению»; «ни в сказке сказать, ни пером описать». В

«Коняге» мы встречаем такие выражения, как: «мужичий живот», «день-

деньской», «с утра до вечера землю работает», «на веки вечные», «худое

В творениях Салтыкова-Щедрина рассыпано множество «крупиц из копилки

народной мудрости»: «бабушка надвое сказала», «стыд глаза не выест», «живёт

богато, со двора покато: чего ни хвались, за всем в люди покатись». В

анализируемой сказке иногда одним только подбором пословиц и поговорок

писатель характеризует своих героев: «Коняге – солома, Пустоплясу – овёс»,

«Дело мастера боится», «Плетью обуха не перешибёшь», «Словно у Христа за

Щедринская сказка, богатая фольклорными элементами, в целом не похожа

на народную, потому что сатирик свободно творил на её основе и в её духе,

совершенствуя её в идейном и художественном значении.

Опираясь на богатейшую образность сатирической народной сказки,

писатель в своих произведениях уделил большое внимание эпитетам («зияющая

бездна полей», «худое житьё»), метафорам («белый саван» (снег), «огненный

шар» (солнце), «громада полей… силу сказочную в плену у себя сторожит»,

«поле… орошает своею кровью»), сравнениями («губа отвисла, как блин»;

«поле, как головоног, присосалось к нему бесчисленными щупальцами и не

спускает его с урочной полосы»).

Щедрин был взыскательным художником, в совершенстве владевшим всеми

изобразительными средствами общенародного русского языка.

В его творчестве просматривается сближение фантастического элемента с

фантастикой народных сказок. К этому приёму автор прибегал, когда испытывал

цензурные затруднения. Одним из способов преобразования явлений жизни

служит живоописание обыденных отрицательных, пошлых сторон при помощи

приёмов гиперболы и фантастики. Показывая каторжную жизнь трудящихся,

писатель скорбит о покорности народа, о смирении перед угнетателями. «Бьют

его чем ни попадя, а он живёт, кормят его соломою, а он живёт. Хоть целое

дерево об него обломай, а он всё жив», – говорит Сатирик о долготерпении

Они являются средством эмоционального воздействия на читателя,

вызывают чувство негодования по поводу изображаемых явлений

действительности. «Совсем было позабыл Пустопляс, что у него братец на

свете живёт, да вдруг с чего-то загрустил и вспомнил… Смотрит – ан братец-

то у него бессмертный!» Всему творчеству Щедрина присущи элементы

Язык героев сказки прекрасно дополняет их характеристики.

Пустопорожнее «каляканье» слышится в речах «пустоплясов». В пустословии

коней-интеллигентов выражено их духовное убожество и низменные интересы.

Тусклой, «нудной» речи «пустоплясов» («В нём от постоянной работы здравого

смысла много накопилось… Здравый смысл – это нечто обыденное, до пошлости

ясное, напоминающее математическую формулу») Щедрин противопоставляет

красочную, меткую, бойкую, полную мысли и чувства речь людей из народа

(«Ну, милый, упирайся! Ну милый, вывози!» – подбадривает мужик Конягу).

В авторском слове сатирика, то суровом и гневном, исполненном

ненависти и презрения к угнетателям народа, то полной любви, тоски и

горечи, когда он говорил о человеке-труженике, выражено огромное богатство

идей и чувств великого революционно-демократического писателя.

По манере повествования «Коняга» представляет собою как бы лирический

монолог. Первая философская часть – тревожные раздумья о будущем народа.

Заключительные страницы сказки – гневная сатира на идеологов социального

неравенства, на всех «пустоплясов», которые пытались разными теориями

оправдать и увековечить подневольное положение Коняги.

В сказке ставится вопрос: где выход? – и даётся ответ: в самом

народе. Окружающие его пустоплясы-интеллигенты могут сколько угодно спорить

о его мудрости, трудолюбии, здравом смысле, но споры их прекратятся, когда

они проголодаются и начнут кричать дружным хором: «Н-но, каторжный, н-но!»

Замысел «Коняги» состоит в том, чтобы призвать народ к коренному изменению

несправедливого социального строя, основанного на эксплуатации.

В своих произведениях сатирик выступал как суровый судья, каравший

оружием смеха «дирижирующие классы», как писатель, страстно любивший народ

Источник

Салтыков щедрин коняга главная мысль. Анализ сказки «Коняга

Краткое содержание сказки

Трудится Коняга с утра до позднего вечера в поле. Нелегкая у него доля: круглый год работа до изнеможения, корм никудышный. Изнуряющий труд не приносит никакой радости, только усталость, боль и безразличие ко всему. У Коняги есть брат Пустопляс, которому повезло больше. Ему не приходится тяжело работать. Кормят его овсом, поят медовой сытой. От избытка братских чувств Пустоплясу захотелось посмотреть на жизнь брата. Увидев изнуренного работой Конягу, брат вместе с другими пустоплясами стал рассуждать о жизненных перипетиях. Но это были только пустые слова. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Сочинение-анализ 2

Часто, за главными героями и даже животными, писатель скрывает реальные личности. В сказке описана вся боль и переживание автора за свое Отечество. Описание всей страны и народа, который попал под несправедливый политический режим и унижение, подвергающегося эксплуатации – это и есть образ Коняги. Автор описывает в сказке беспомощное положение крестьянства в России. Он не жалеет художественных деталей, для показа образа замученной, жалкой, уродливой лошади с разбитыми ногами и очень худыми ребрами.

Труд, который не дает возможности отдохнуть. Автор описывает природу как – «мать», для всех других; и как – «испытание» и «мучение» для Коняги.

Так как пишет и характеризует эти просторные поля Щедрин, никто не писал до него прежде. Бескрайние просторы полей были для мужика тюрьмой, своеобразной каторгой, которая длилась из года в год. Эти поля кормили чиновников и купцов, но лишали мужика всякой надежды на светлое будущее. Нет конца работе, мучениям, усталости. Конягу ждет лишь изнурительный труд. Он рожден, лишь ради того, чтобы трудиться. А в день, когда он перестанет трудиться, он помрет.

Неравенство в социальном мире описано в сказке с помощью сравнений Коняги и его брата, который живет в отличии от него — в тепле и более лучших условиях. Пустоплясу повезло, для него предпочли теплое стойло и овес, вместо голода и изнурительного труда.

Пустоплясы, в сказке Щедрина, не просто существовали за счет труда и работы Коняги, они позволяли себе вести умные разговоры о нем. В этих беседах не было ничего полезного и важного. Пустоплясы поражались силе воли Коняги. Его бьют, а он продолжает жить; его кормят одной лишь соломой, а он не сдается, продолжает жить.

Подобные пустоплясы, со временем, начали надоедать ему ценными советами. Мнения всех пустоплясов пусты и не имеют никакого значения, как их собственные жизни. Автор сказки говорит, что в пустых беседах, не рождается истина, а исчезает здравый смысл.

Народ – это огромная сила, но возможно ли ему предоставить свободу? Вот о чем размышляет писатель. Его народные сказки наполнены поучительными выводами, юмором и даже сатирой, которые направлены на сочувствие по отношению к обычному человеку, низшему социальному слою.

Читайте также:  Как пишется номер через дефис

Тема, идея, суть, смысл

Анализ сказки Коняга

В аллегорической сказке Салтыкова-Щедрина привычные образы народной сказки приобретают символический смысл. Трудолюбивое покорное животное олицетворяет многострадальный подневольный русский народ, привыкший к покорности и лишениям. Но ведь чувствуется в нем мощь и способность вынести все тяготы. Пустозвоны – это интеллигенция, «вежливый и чувствительный» народ. Рассуждая о доле простого труженика, они умиляются, восхищаются, негодуют, критикуют, умничают, в итоге, – бездействуют. В своей сказке Салтыков-Щедрин ищет ответ на вопрос, который волновал передовых людей России: как избавить народ от страданий. Чему учит сказка Коняга? Она учит бороться с несправедливостью и злом, не сдаваться и не отчаиваться.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина — отклик на социально-общественные события, происходившие в России второй половины 19 века. В них воплощена вся боль писателя о судьбах народа, о его бесправии и бессилии, о гнете со стороны тех «градоначальников», о которых писал сатирик в «Истории одного города».

Живые образы служили основой всех произведений Салтыкова-Щедрина. Его сказки не стали исключением: за животными, главными персонажами многих сказок писателя, скрыты вполне реальные человеческие лица. Любопытно, что и сейчас сказки великого сатирика не утрачивают своей актуальности, они по-прежнему востребованы читателем как произведения высоко художественные и злободневные.

Одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина является «Коняга» — сказка, в которой нашла отражение вся боль писателя за свою родину. Коняга – символ крестьянина, символ народа и страны, униженных несправедливым политическим режимом и подавленных зверской эксплуатацией. Деревенское зеленеющее поле радует глаз, труд – источник довольства и самоуважения для крестьянина. Так должно быть, по мнению Салтыкова-Щедрина, но так никогда не было на самом деле.

Тощие поля были ареной каждодневных мучений Коняги, «обыкновенного мужичьего живота, замученного, побитого, узкогрудого, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами». Никто другой никогда не писал об этих полях так, как это делал Щедрин. Просторы этих полей не раскрывали дороги в мир, а держали мужика, как в тюрьме. Их зелень сулила сытость кому угодно – барину, чиновнику, купцу, зарубежному покупателю, но только не мужику, не Коняге. Для Коняги и мужика эти поля были каторгой, длящейся из года в год, без передышки и без надежды на будущее: «Нет конца полям: всю жизнь и даль они заполнили, даже там, где земля с небом слилась, и там все поля. Золотящиеся, зеленеющие, обнаженные – они железным кольцом охватили деревню и нет у нее выхода, кроме как в эту зияющую бездну полей… Для всех поле — раздолье, поэзия, простор; для Коняги оно — кабала». Не было конца работе Коняги, и ничего он не получал за эту работу, кроме боли, усталости и злосчастия.

Был у Коняги брат – Пустопляс. Пустопляс – тоже конь, но ему достались не труд и голод, а овес, медовая сыта и теплое стойло. Пустоплясы не только жили за счет Коняги, они еще вели о нем ученые разговоры. Разговоры эти, занимающие всего-навсего страницу, сатирически передают суть споров о народе, ведущихся в среде интеллигенции в восьмидесятые годах 19 века.

Пустоплясы сами поражались несокрушимости Коняги: «Бьют его чем ни попадя, а он живет; кормят его соломою, а он живет!». Либерал видел причину несокрушимости Коняги в следовании либеральным правилам: «уши выше лба не растут», «плетью обуха не перешибешь». Славянофил объяснял безмерную выносливость Коняги тем, что «он в себе жизнь духа и дух жизни носит». Народник видел в Коняге осуществление идеала «настоящего труда»: «Этот труд дает ему душевное равновесие, примиряет его и со своей личной совестью, и с совестью масс, и наделяет его устойчивостью, которую даже века рабства не могли победить!»

Четвертый пустопляс, выражая «идеологию» кулака чумазого, считал, что мужик обязан доставить все, что потребуется. Он думал, что единственным верным средством, обеспечивающим неистощимость труда Коняги, является взбадриванье кнутом. И пустоплясы, независимо от своих идеологических оттенков, понукали Конягу, все вместе приходили в восторг от картины его непосильного, надрывного труда.

Народ – великая сила, но кто освободит ее, кто даст ей свободно проявиться? Россия – великая страна, но кто раскрепостит ее, укажет ей путь на простор? Всю жизнь бился Щедрин над этими вопросами – и все же не мог дать на них ответа: «Из века в век цепенеет грозная, неподвижная громада полей, — писал он, — словно силу сказочную в плену в себе сторожит. Кто освободит эту силу из плена? кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коняге. И оба от рождения до могилы над этой задачей бьются, пот проливают кровавый, а поле и поднесь своей сказочной силы не выдало, — той силы, которая разрешила бы узы мужику, а Коняге исцелила наболевшие плечи».

Cалтыков-Щедрин, нередко прибегавший к приемам иносказания, не мог не поддаться искушению наполнить привычные образы народной сказки политическим и злободневным содержанием. Фантастика его сказок реалистична по своему духу, как вообще реалистичен подлинный фольклор.

В фантазии народных сказок Щедрин чувствовал нечто родственное с собственными художественными приемами. Народные сказки полны юмора, они обличают и поучают. Нередко они являются настоящими сатирами, проникнутыми сочувствием к простому человеку, к социальным низам, из которых эти сказки и вышли. Сатирический элемент жанра делал его особенно удобным для реализации замыслов Щедрина.

анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Коняга» и получил лучший ответ

Ответ от Елена Рудаковская[гуру] В сказках Салтыкова-Щедрина очень хорошо раскрыт образ русского народа, который был воплощен в образе коняги. Коняга – простой люд, крестьяне, которые работают на благо всего государства, которые своим трудом способны прокормить всех жителей России. Образ Коняги пропитан болью и усталостью, которые дарит ему тяжелое дело. Если бы Салтыков-Щедрин описывал рассказывал дословно о жизни различных социальных слоев, то его произведения не пустили бы в печать из-за цензуры, а, благодаря эзопову языку, он добился очень трогательного и естественного описания сословий. Что такое эзопов язык? Это особый вид тайнописи, подцензурного иносказания, к которому часто обращалась художественная литература, лишенная свободы выражения в условиях цензорского гнета. В сказке Салтыкова-Щедрина «Коняга» широко используется этот прием, который позволяет обличить действительность и служит средством борьбы с ущемлением прав низших слоев общества политическими деятелями. В этом произведении показана тяжелая, даже безобразная, жизнь русского народа. Сам Салтыков-Щедрин сочувствует крестьянам, но он все равно показывает эту ужасную картину нищенского образа жизни. Поле, на котором работают мужик и коняга безгранично так же, как бескрайна их работа и значение для государства. А, по-видимому, в образах Пустоплясов заключены все высшие слои населения: барины, чиновники – которые только лишь наблюдают за работой коняги, потому что их жизнь легка и безоблачна. Они красивы и сыты, им дается та пища, которую предоставляет коняга своим нелегким трудом и сам живет впроголодь. Салтыков-Щедрин призывает задуматься над тем, что столь тяжелый труд русского народа на благо государства не предоставляет ему свободы от крепостничества и не избавляет его от унижений перед чиновниками и баринами, которые живут легко, которые могут позволить себе многое. Проблема народа и бюрократии и в наше время очень актуальна, потому что для современных читателей она будет интересна и любопытна. Так же благодаря применению такого художественного средства как эзопов язык проблема сказки «Коняга» остра и по сей день.

Основной идеей произведения является раскрытие социального неравенства существующего общественного строя, представленное писателем на примере образа трудолюбивого Коняги.

В описании главного героя сказки писатель изображает судьбу русского народа, отражая его полное бесправие и бессилие, гнет со стороны зажиточных классов. В образе Коняги автор символизирует крестьянскую жизнь с унижениями несправедливого политического режима и давлением зверскими эксплуататорскими методами.

Главный персонаж представляется писателем как замученный каждодневным трудом, побитый, вечно голодный, узкогрудый конь, отличающийся выпячиванием ребер, плечевыми ожогами и раненными ногами. Описывая деревенские зеленеющие бескрайние поля, автор подчеркивает значение раздолья для Коняги, являющегося вечной каторжной работой для лошади, которая трудится каждодневно без перерыва, получая за свой труд боль, усталость, и не имеет надежды на лучшее будущее.

На протяжении всего повествования чувствуется авторское сочувствие к тяжелой крестьянской жизни, описывая нищенский образ жизни простого люда, и противопоставляет неистощимому Коняге образы его братьев Пустоплясов, живущих за счет выносливой лошади, кормясь овсом и наслаждаясь теплым стойлом, приходящих в восторг, глядя на непосильный, надрывный труд Коняги, взбадривая его путем использования кнута либо чумазого кулака.

В образах Пустоплясов писатель изображает представителей высших слоев населения, помещиков, чиновников, существующих в легкой, безоблачной жизни, не задумывающихся каким тяжким трудом достаются жизненные блага. Фантастическая реальность сказки подчеркивается применением художественных приемов в виде иносказательной формы, дающей возможность избежать цензорских правок и позволяющей передать смысл произведения, состоящий в необходимости борьбы за права низшего общественного класса.

Несмотря на легкий жанр произведения, написанного в виде сказочного рассказа, писатель затрагивает в нем насущные проблемы государства, угнетающего собственный народ ради получения еще большей наживы, допуская и применяя унижения, эксплуатацию и классовый эгоизм, тем самым обретая народные массы на трагические и драматические судьбы.

Произведение выдержано в ярком, пламенном стиле повествования, передающем авторские переживания о судьбе трудолюбивого, терпеливого и молчаливого русского народа, а также надежду писателя о скором освобождении простых людей из тесного плена самодержавия.

Источник

Коняга основная мысль. Анализ сказки коняга салтыкова-щедрина сочинение

Краткое содержание

У дороги лежит и тяжело дремлет Коняга — забитая измученная кляча. После трудной работы хозяин выпряг его и отпустил покормиться, но ему не до корма: у него нет сил, ему лучше отдохнуть. Каждый день он трудится: летом пашет, зимой — «произведения» на базар возит. И если летом он ещё может пощипать сочную мягкую траву, зимой ему дают только прелую солому. Весной его на ноги жердями поднимают, настолько он обессилевший.

Ещё хорошо, что хозяин ему попался добрый: не обижает его, не бьёт, сам всеми силами помогает во время пахоты. Это обычный крестьянин, такой же несчастный, как и его конь. На большие расстояния раскинулась громада полей, будто внутри неё заключена сказочная сила, и только двум существам под силу её освободить — мужику да Коняге. Они исходили поле вдоль и поперёк, а всё равно нет ему конца и края. Другие могут увидеть в нём красоту природы, раздолье и простор, но для коня и его хозяина поле — кабала. Они чувствуют только боль, усталость, злосчастье, истязание. Никогда не закончится их каторжный труд.

Никому нет дела, что Коняге плохо и тяжело, что на его теле появляются новые раны. Даже корма ему отмеривается столько, чтобы он был в состоянии выполнить свою работу. У него нет ни жизни, ни смерти, а только бесконечное существование.

В полусне кажется Коняге, что мимо него идут пустоплясы. Согласно старому преданию, у старого коня было 2 сына — Пустопляс, который был услужливый и вежливый, и Коняга — неотёсанный и грубый. Отец долго относился к ним одинаково, но, наконец, постановил: отныне в этой жизни Пустоплясу — овёс, Коняге — солома. С тех пор так и повелось: Пустопляса поставили в тёплое стойло, постелили мягкую соломку, напоили и накормили пшеном, а Конягу отправили в хлев, бросили прелую солому, даже пить ему надлежало из лужи.

Читайте также:  Как правильно пишется слово знакомятся

Однажды решил Пустопляс навестить брата, да удивился, что тот бессмертный. Его бьют, изматывают, голодом морят, а он всё живой. Ходят вокруг него сородичи-пустоплясы, ведут пустые и бессмысленные разговоры, почему он бессмертен. Может быть, потому, что настоящий труд даёт ему душевное равновесие, а может, потому что он к своей доле уже привык. Но тут просыпается мужичок, снова велит Коняге работать. Пустоплясы наблюдают за тем, как ладно у него дело спорится. Но они только и могут, что языками чесать, а Коняга продолжает свой непосильный труд.

Сюжет рассказа

В кратком содержании «Коняга» Салтыков-Щедрин дает понять, как живется главному герою. Он постоянно трудится без отдыха и сна, для того чтобы заработать на хлеб.

Хозяин лошади нестрогий, он не обижает ее, не бьет и часто отпускает попастись на луг. Но это свободное время конь использует для сна.

В то время как Коняга трудился мимо проходил его брат Пустопляс, который обитал в теплой конюшне и ел только отборный овес. Он удивлялся, как при такой тяжелой жизни его брат до сих пор жив.

Вот как-то лежит Коняга на дороге под палящим солнцем и не может даже отползти в тенек, так как нет у него больше сил. Конь целый день находился в поле и пахал землю. Сегодня, как назло, попалась полоса с большими и твердыми камнями. Неизвестно даже как худая лошадь с торчащими ребрами осилила ее до конца.

Иногда Коняга задумывается о том, что живет бесконечно. Он не наблюдает смены времени года, не считает дни работы. Обычно он летом пашет землю, зимой хозяин на нем товар возит. Хорошо питаться тоже не получается, конь есть прелую солому, а если выходит в поле, то может полакомиться недогнившими стеблями пшеницы.

Во время работы часто за ним наблюдают Пустоплясы, и удивляются жизни несчастной лошади. Каждый из них имеет свое мнение, по этому поводу, например:

Как бы то ни было, он радуется любому моменту и любит своего хозяина. Порой герой задумывается о хорошей жизни о свежем овсе и мягкой подстилке.

В кратком содержании сказки Салтыков-Щедрин помогает раскрыть главную мысль автора. Он в своем произведении описал жизнь простых крестьян, которые трудились и днем, и ночью не разгибая спины. Люди не знали другой жизни, но все, же чувствовали себя счастливыми людьми.

Главные герои

В сказке 3 главных героя. Их описание и характеристика:

Жанр и направление

Жанр произведения — сатирическая сказка хотя сказочный элемент здесь мастерски вплетён в реализм, а в сатирическом ключе автор описывает только пустоплясов и их бессмысленные диалоги.

Салтыков-Щедрин ярко и живо рисует такие картины природы и тяжёлой русской жизни, какие редко можно встретить в русской литературе. После Некрасова ни у кого в творчестве не наблюдалось таких же стонов душевного голоса, возникающих из-за зрелища непосильного труда над нескончаемой задачей.

Основная мысль и идея

Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина — отклик на ситуацию, царящую в России второй половины XIX века. В произведении «Коняга» воплощена вся боль писателя за судьбу русского народа — бесправного, бессильного, угнетаемого несправедливым политическим режимом. Образы животных в его творчестве всегда являются аллегорией на вполне реальных людей или целый социальный слой.

Через образ Коняги автор показывает обычного крестьянина, простой народ, измученный каждодневной работой в попытках добыть себе кусок хлеба, но и его иной раз он не получает. Для кого угодно зелёные поля — это красота и раздолье, но крестьянин-трудяга находится здесь, как в тюрьме. У него нет перспектив, надежд на будущее, какой-либо радости в жизни и счастья. Читая это произведение, можно ощутить всю боль и безысходность, которую испытывает несчастный конь.

Предание о Коняге и Пустоплясе, приведённое в тексте произведения, кратко рассказывает, что невежественного, неотёсанного и норовистого Конягу сразу определили на трудовые работы, тогда как красивых коней с покладистым характером выбирали, чтобы впрягать в повозки помещиков. Они находились на хорошем счету, получали достойный уход и много корма. Кони вроде Пустопляса лишь издали наблюдали за тем, как изо дня в день пашут рабочие лошади. С первого взгляда и не сказать, что Коняга и Пустопляс — одного отца дети. Этим автор хочет сказать, что и крестьяне, и богачи — люди совершенно одинаковые, но социальное неравенство делает одних рабами, а других — хозяевами жизни.

Через образ четырёх пустоплясов автор высмеивает либералов, славянофилов, народников и буржуазию. Каждый из них, вне зависимости от своих идеологических взглядов, приходит в восторг от вида непосильного труда рабочего народа, понукает его и проводит время в бессмысленных спорах. Все они пытаются различными способами и теориями оправдать бедственное и угнетённое положение русского крестьянства. Но их споры глупы и абсурдны: в них не только не рождается истина, но ещё и пропадает последний здравый смысл, растворяется адекватный взгляд на проблему социального неравенства.

Проводя анализ произведения для читательского дневника, можно выделить главную мысль: труд простого крестьянина тяжёл, но без него нет жизни. Сказка учит уважать чужой труд, не заниматься пустыми разговорами, а работать.

Анализ «Коняга» Салтыков-Щедрин. Анализ сказки «Коняга

Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». В сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стоицизм угнетенного самодержавием народа. Салтыков-Щедрин не жалеет изобразительно-выразительных средств и художественных деталей для создания этого жалкого, уродливого образа. При помощи ряда эпитетов («замученный», «побитый», «узкогрудый»), красноречивых сравнений («верхняя губа отвисла, как блин») перед читателем возникает необыкновенно выразительный образ замученной клячи с худыми ребрами, разбитыми ногами.

Во время работы Коняга даже не может отдохнуть. У него особое отношение к природе: «Для всех природа — мать, для него одного она — бич и истязание. Всякое проявление ее жизни отражается на нем мучительством. Всякое цветение — отравою».

Возникает неразрешимое противоречие: жизнь оборачивается смертью. Цветущее поле превращается в безжизненное, покрытое белым саваном. Коняге же остается только одно — изнурительный труд: «Работой исчерпывается весь смысл его существования; для него он зачат и рожден, и вне ее он не только никому не нужен, но, как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб. Вся обстановка, в которой он живет, направлена единственно к тому, чтобы не дать замереть в нем той мускулистой силе, которая источает из себя возможность физического труда». Социальное неравенство показано в сказке при помощи притчи о Коняге и Пустоплясе, в которой рассказывается о счастливом брате Коняги. Пустопляса определили в теплое стойло и мяконькой соломки постелили. А Коняге в хлеву жить постановили и бросили охапку прелой соломы.

Постепенно подобные пустоплясы стали вокруг Коняги прохаживаться и надоедать ценными советами. Один из них видит в его работе здравый смысл, другой — дух жизни, а третий считает, ч то труд приносит Коняге душевное равновесие. Четвертый же считает, что Коняга на своем месте, привычен к труду и вечен. Разговоры эти, однако, пусты, как и жизнь пустоплясов, не имеющих привычки и работе. Конягой же погоняет мужик, который подхлестывает его словами: «Н-но, каторжный, шевелись!». Благодаря параллелизму в финале сказки образ измученного Коняги еще больше сопрягается с образом народа. Поговорка «Дело мастера боится» еще сильнее подчеркивает его сходство. В лице четырех пустоплясов, которые восхищаются выносливостью Коняги, Салтыков — Щедрин высмеял либералов, славянофилов, либеральных народников и буржуазию, которые всеми силами и теориями стараются оправдать бедственное, угнетенное положение русского крестьянства. В пустых спорах, как показывает писатель, не только не рождается истина, но исчезает последний здравый смысл, трезвый взгляд на проблему социального неравенства.

Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Идейный смысл и художественное своеобразие сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. 2. Особенности жанра сказки у М. Е. Салтыкова-Щедрина. 3. Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. 4. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина как образец социально-политической сатиры. 5. Идейно-тематическое содержание «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина. 6. Положительные идеалы М. Е. Салтыкова-Щедрина в его сказках. 7. Способы выражения авторской позиции в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». 8. Роль гротеска в Проза История одного города История создания романа Анализ текста Жанровые особенности романа «История одного города» Собирательный образ глуповцев Смысл финала романа «История одного города» Особенности сатирической манеры М. Е. Салтыкова-Щедрина Критика о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин П. Вайль, А. Генис Темы сочинений по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина Анализ сказки М. Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» Виталий Соломин читает «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» mp3 Вопросы и 1. Каковы художественные особенности «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина? Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина являются по своему пафосу и направленности политическими сатирами. Сатирические образы созданы на основе аллегории и гротеска. В сказках М. Е. Салтыков-Щедрин использует традиционные образы зверей, наполняя их новым социальным смыслом. В языке сказок часто встречаются народные пословицы, сказочные формулы («ни в сказке сказать, ни пером описать»). Сказки написаны эзоповым языком, благодаря чему можно было избежать цензурных запретов. Например, М. 1. Каковы основные темы творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина? Через все творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина проходят три основные темы: социальное неравенство в России, нравственно-психологическая деградация дворянства, народ и буржуазная интеллигенция. Эти темы раскрыты соответственно в «Губернских очерках», «Помпадурах и помпадуршах», «Истории одного города», «Господах Головлевых». Все эти темы находят отражение и в «Сказках». 2. Какая деталь в «Сказке о том, как один мужик двух генералов прокормил» говорит о рабской покорности народа? В «Сказке о М. Е. Салтыков-Щедрин — писатель-сатирик. Все его творчество направлено на критику существующих порядков в стране и, в первую очередь, на неправильное государственное устройство. В произведениях писателя продолжена традиция Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. В хрониках и сказках Салтыкова мы видим отражение реальной истории России, а в сказочных образах предстают перед нами государственные деятели, правители, чиновники. И. С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова: “В Салтыкове есть Сказка, не более как сказка, А между тем высокая трагедия… И. Крамской М. Е. Салтыков-Щедрин был писателем разносторонне талантливым. Он писал романы, рассказы, очерки, хроники, статьи. Особенно популярным среди народа сделали Щедрина его сказки. Сказки имеют подзаголовок «Для детей изрядного возраста», и это говорит о том, что сказочная иносказательная форма выбрана для того, чтобы иметь возможность высказывать мысли, которые в другой форме высказывать опасно. Прикидываясь простачком, сатирик говорит о делах совсем не сказочных. Сказки писались
Читайте также:  Составить по картинке рассказ грачи прилетели 2 класс

анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга » описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стоицизм угнетенного самодержавием народа. Салтыков-Щедрин не жалеет изобразительно-выразительных средств и художественных деталей для создания этого жалкого, уродливого образа. При помощи ряда эпитетов («замученный», «побитый», «узкогрудый»), красноречивых сравнений («верхняя губа отвисла, как блин») перед читателем возникает необыкновенно выразительный образ замученной клячи с худыми ребрами, разбитыми ногами.

Во время работы Коняга даже не может отдохнуть. У него особое отношение к природе: «Для всех природа — мать, для него одного она — бич и истязание. Всякое проявление ее жизни отражается на нем мучительством. Всякое цветение — отравою».

Возникает неразрешимое противоречие: жизнь оборачивается смертью. Цветущее поле превращается в безжизненное, покрытое белым саваном. Коняге же остается только одно — изнурительный труд: «Работой исчерпывается весь смысл его существования; для него он зачат и рожден, и вне ее он не только никому tie нужен, но, как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб. Вся обстановка, в которой он живет, направлена единственно к тому, чтобы не дать замереть в нем той мускулистой силе, которая источает из себя возможность физического труда». Социальное неравенство показано в сказке при помощи притчи о Коняге и Пустоплясе, в которой рассказывается о счастливом брате Коняги. Пустопяса определили в теплое стойло и мяконькой соломки постелили. А Коняге в хлеву жить постановили и бросили охапку прелой соломы.

Постепенно подобные пустопясы стали вокруг Коняги прохаживаться и надоедать ценными советами. Один из них видит в его работе здравый смысл, другой — дух жизни, а третий считает, что труд приносит Коняге душевное равновесие. Четвертый же считает, что Коняга на своем месте, привычен к труду и вечен. Разговоры эти, однако, пусты, как и жизнь пустоплясов, не имеющих привычки и работе. Конягой же погоняет мужик, который подхлестывает его словами: «Нно, каторжный, шевелись!». Благодаря параллелизму в финале сказки образ измученного Коняги еще больше сопрягается с образом народа. Поговорка «Дело мастера боится» еще сильнее подчеркивает его сходство. В лице четырех пустоплясов, которые восхищаются выносливостью Коняги, Салтыков-Щедрин высмеял либералов, славянофилов, либеральных народников и буржуазию, которые всеми силами и теориями стараются оправдать бедственное, угнетенное положение русского крестьянства. В пустых спорах, как показывает писатель, не только не рождается истина, но исчезает последний здравый смысл, трезвый взгляд на проблему социального неравенства.

Анализ сказки «Коняга»

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина — отклик на социально-общественные события, происходившие в России второй половины 19 века. В них воплощена вся боль писателя о судьбах народа, о его бесправии и бессилии, о гнете со стороны тех «градоначальников», о которых писал сатирик в «Истории одного города».

Живые образы служили основой всех произведений Салтыкова-Щедрина. Его сказки не стали исключением: за животными, главными персонажами многих сказок писателя, скрыты вполне реальные человеческие лица. Любопытно, что и сейчас сказки великого сатирика не утрачивают своей актуальности, они по-прежнему востребованы читателем как произведения высоко художественные и злободневные.

Одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина является «Коняга» — сказка, в которой нашла отражение вся боль писателя за свою родину. Коняга – символ крестьянина, символ народа и страны, униженных несправедливым политическим режимом и подавленных зверской эксплуатацией. Деревенское зеленеющее поле радует глаз, труд – источник довольства и самоуважения для крестьянина. Так должно быть, по мнению Салтыкова-Щедрина, но так никогда не было на самом деле.

Тощие поля были ареной каждодневных мучений Коняги, «обыкновенного мужичьего живота, замученного, побитого, узкогрудого, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами». Никто другой никогда не писал об этих полях так, как это делал Щедрин. Просторы этих полей не раскрывали дороги в мир, а держали мужика, как в тюрьме. Их зелень сулила сытость кому угодно – барину, чиновнику, купцу, зарубежному покупателю, но только не мужику, не Коняге. Для Коняги и мужика эти поля были каторгой, длящейся из года в год, без передышки и без надежды на будущее: «Нет конца полям: всю жизнь и даль они заполнили, даже там, где земля с небом слилась, и там все поля. Золотящиеся, зеленеющие, обнаженные – они железным кольцом охватили деревню и нет у нее выхода, кроме как в эту зияющую бездну полей… Для всех поле — раздолье, поэзия, простор; для Коняги оно — кабала». Не было конца работе Коняги, и ничего он не получал за эту работу, кроме боли, усталости и злосчастия.

Был у Коняги брат – Пустопляс. Пустопляс – тоже конь, но ему достались не труд и голод, а овес, медовая сыта и теплое стойло. Пустоплясы не только жили за счет Коняги, они еще вели о нем ученые разговоры. Разговоры эти, занимающие всего-навсего страницу, сатирически передают суть споров о народе, ведущихся в среде интеллигенции в восьмидесятые годах 19 века.

Пустоплясы сами поражались несокрушимости Коняги: «Бьют его чем ни попадя, а он живет; кормят его соломою, а он живет!». Либерал видел причину несокрушимости Коняги в следовании либеральным правилам: «уши выше лба не растут», «плетью обуха не перешибешь». Славянофил объяснял безмерную выносливость Коняги тем, что «он в себе жизнь духа и дух жизни носит». Народник видел в Коняге осуществление идеала «настоящего труда»: «Этот труд дает ему душевное равновесие, примиряет его и со своей личной совестью, и с совестью масс, и наделяет его устойчивостью, которую даже века рабства не могли победить!»

Четвертый пустопляс, выражая «идеологию» кулака чумазого, считал, что мужик обязан доставить все, что потребуется. Он думал, что единственным верным средством, обеспечивающим неистощимость труда Коняги, является взбадриванье кнутом. И пустоплясы, независимо от своих идеологических оттенков, понукали Конягу, все вместе приходили в восторг от картины его непосильного, надрывного труда.

Народ – великая сила, но кто освободит ее, кто даст ей свободно проявиться? Россия – великая страна, но кто раскрепостит ее, укажет ей путь на простор? Всю жизнь бился Щедрин над этими вопросами – и все же не мог дать на них ответа: «Из века в век цепенеет грозная, неподвижная громада полей, — писал он, — словно силу сказочную в плену в себе сторожит. Кто освободит эту силу из плена? кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коняге. И оба от рождения до могилы над этой задачей бьются, пот проливают кровавый, а поле и поднесь своей сказочной силы не выдало, — той силы, которая разрешила бы узы мужику, а Коняге исцелила наболевшие плечи».

Cалтыков-Щедрин, нередко прибегавший к приемам иносказания, не мог не поддаться искушению наполнить привычные образы народной сказки политическим и злободневным содержанием. Фантастика его сказок реалистична по своему духу, как вообще реалистичен подлинный фольклор.

В фантазии народных сказок Щедрин чувствовал нечто родственное с собственными художественными приемами. Народные сказки полны юмора, они обличают и поучают. Нередко они являются настоящими сатирами, проникнутыми сочувствием к простому человеку, к социальным низам, из которых эти сказки и вышли. Сатирический элемент жанра делал его особенно удобным для реализации замыслов Щедрина.

Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф.М. Достоев­ский в романе «Преступление и наказание». В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стои­цизм угнетенного самодержавием народа. Салтыков-Щедрин не жалеет изобразительно-выразительных средств и художе­ственных деталей для создания этого жалкого, уродливого об­раза. При помощи ряда эпитетов («замученный», «побитый», «узкогрудый»), красноречивых сравнений («верхняя губа от­висла, как блин») перед читателем возникает необыкновенно выразительный образ замученной клячи с худыми ребрами, разбитыми ногами.

Во время работы Коняга даже не может отдохнуть. У него особое отношение к природе: «Для всех природа — мать, для него одного она — бич и истязание. Всякое проявление ее жизни отражается на нем мучительством. Всякое цветение — отравою».

Возникает неразрешимое противоречие: жизнь оборачива­ется смертью. Цветущее поле превращается в безжизненное, покрытое белым саваном. Коняге же остается только одно — изнурительный труд: «Работой исчерпывается весь смысл его существования; для него он зачат и рожден, и вне ее он не только никому не нужен, но, как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб. Вся обстановка, в которой он живет, на­правлена единственно к тому, чтобы не дать замереть в нем гой мускулистой силе, которая источает из себя возможность физического труда». Социальное неравенство показано в сказ­ке при помощи притчи о Коняге и Пустоплясе, в которой рас­сказывается о счастливом брате Коняги. Пустопяса определи­ли в теплое стойло и мяконькой соломки постелили. А Коняге в хлеву жить постановили и бросили охапку прелой соломы.

Постепенно подобные пустопясы стали вокруг Коняги прохаживаться и надоедать ценными советами. Один из них видит в его работе здравый смысл, другой — дух жизни, а третий считает, что труд приносит Коняге душевное равнове­сие. Четвертый же считает, что Коняга на своем месте, привы­чен к труду и вечен. Разговоры эти, однако, пусты, как и жизнь пустоплясов, не имеющих привычки и работе. Конягой же погоняет мужик, который подхлестывает его словами: «Н но, каторжный, шевелись!». Благодаря параллелизму в финале сказки образ измученного Коняги еще больше сопрягается с образом народа. Поговорка «Дело мастера боится» еще силь­нее подчеркивает его сходство. В лице четырех пустоплясов, которые восхищаются выносливостью Коняги, Салтыков- Щедрин высмеял либералов, славянофилов, либеральных на­родников и буржуазию, которые всеми силами и теориями стараются оправдать бедственное, угнетенное положение рус­ского крестьянства. В пустых спорах, как показывает писа­тель, не только не рождается истина, но исчезает последний здравый смысл, трезвый взгляд на проблему социального не­равенства.

Источник

Поделиться с друзьями
Наши дети