Краткий рассказ про цифры

Название произведения Цифры
Автор Иван Бунин
Жанр Рассказ
Год написания 1906

Главные герои

Краткое содержание

Глава I

Автор-рассказчик обращается в воспоминаниях к своему племяннику, когда тот был еще совсем маленький. Между ними произошла слишком крупная ссора, и рассказчик решил выбрать воспитательную позицию, чтобы не потворствовать развитию капризного характера мальчика. Вместе с тем он искренне восхищается непосредственностью и живостью племянника, так как в них он видит самые чистые и прекрасные олицетворения детства. Повсюду в тексте сквозит нежная любовь взрослого к ребенку.

Глава II

Мальчик мечтает, чтобы дядя научил его писать цифры. Также ребенку хочется, чтобы ему подарили цветные карандаши, книжки с картинками и пенал. Красивые вещицы, как у взрослых, приводят его в восторг и вдохновляют на освоение нового. Но дядя в то утро не хочет заниматься с ним и нарочно говорит мальчику, что это «царский день» (день коронования или молебна по монаршей особе), и все закрыто. Мальчик не верит ему, спорит, остальные взрослые принимают сторону автора и подтверждают, что день действительно царский. Племянник соглашается подождать подарков, но просит в таком случае чтобы ему хотя бы показали, как пишутся цифры. Бабушка с мамой велят ему перестать приставать к взрослым:

«Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех — лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей»

Весь день в отместку за этот отказ ребенок капризничает.

Глава III

К вечеру мальчик совсем расшалился: он прыгает и громко кричит. Такая «игра» раздражает взрослых, они ссорятся. Автор признается, что внезапно чувствует в себе ненависть к ребенку, которую сдерживает всеми силами. Упрямый мальчик назло всем снова кричит, и автор выходит из себя, злобно ругает племянника, о чем потом искренне жалеет:

«Какой черт окатил меня в эту минуту целым ушатом злобы? У меня помутилось сознание. И надо было видеть, как дрогнуло, как исказилось на мгновение твое лицо молнией ужаса!»

Мальчика шлепают и выгоняют из комнаты.

Глава IV

Запертый в детской ребенок кричит и плачет от глубокой обиды. Он обвиняет взрослых, что ему нестерпимо больно от шлепка.

Глава V

Через некоторое время после того, как мальчик успокоился, дядя находит предлог зайти к нему, но до примирения далеко. В сердцах ребенок заявляет: Теперь я никогда больше не буду любить тебя

Автор так же делает вид, что сердится на мальчика. Затем к нему входят мать и бабушка, но на них ребенок также реагирует обиженно и делает презрительно-равнодушный вид. Взрослые совместно решают занять ту же позицию.

Глава VI

К вечеру эмоции утихают, и возникает попытка примирения, но состоится она лишь тогда, когда бабушка пригрозит ребенку, что ему не купят обещанных карандашей, пенала и книжек и не научат цифрам. Автор размышляет о том, что должна была испытывать страстная детская душа, чью горячую и, в сущности, незамысловатую мечту в лице взрослого человека так жестоко и равнодушно разбила в тот день жизнь.

Глава VII

Мальчик опять извиняется и просит дядю все-таки показать ему цифры. Автор не сразу соглашается, опять отсылая к ссоре и пережитым эмоциям. Он притворяется, опять хочет наказать ребенка, но долго злиться не может и внутри себя давно простил его за шалости. Он обучает его писать цифры. Племянник, делая ошибки, с восторгом погружается в новую для него науку…

«Глубоко дыша от волнения, поминутно слюнявя огрызок карандаша, с каким старанием налегал ты на стол грудью и крутил головой, выводя таинственные, полные какого-то божественного значения черточки!»

Источник

Краткое содержание Бунин Цифры

Дядя рассказывает Жене свои воспоминания. Дядя приехал из Москвы погостить на время. Он часто покупал что-нибудь Жене. Однажды дядя так сильно поссорился с Женей, что тот боялся даже подойти к нему. В итоге мальчик извинился и попросил показать ему цифры. Именно этот случай вспоминает рассказчик. Он в подробностях описывает, как проходил тот день, как вел себя ребенок.

В тот день Жене хотелось, чтобы у него были цветные карандаши, пенал, книжки, чтобы он умел писать цифры и рисовать. Мальчик позвал дядю к себе в детскую комнату и попросил купить ему всё, что Жене хотелось в тот день. А еще научить считать. Но дяде было лень идти в город и показывать цифры. Ребенок очень просил, но дядя был непреклонен.

Женя расстроился. Он стал быть стулья в зале и шуметь. Весь день он был рассеян, кушал плохо. А вечером бил ногами об пол и кричал. Никто не мог унять его. Дядя рассердился и выставил Женю из комнаты. Мальчик еще громче стал кричать. Никто не пошел его успокаивать, и он затих.

Дядя пришел только через полчаса, притворяясь, что ищет портсигар. Женя сказал, что ненавидит его. Потом к нему заходили мама и бабушка. Они тоже прикидывались, что зашли за чем-то важным. Но Женя ни с кем не помирился.

В детской было темно. Дядя собрался уходить, и тут бабушка стала говорить Жене, что ему должно быть стыдно, так как дядя ему гостинцы привозит. Еще она говорила, что дядя обидится и больше не приедет. Кто же теперь купит Жене карандаши и покажет цифры? Мальчик остался в комнате один. Его самолюбие было задето. Он вышел из своей комнаты. Извинился перед дядей, уверил его, что любит. Дядя согласился показать цифры. Женя принес карандаш и бумагу. Ребенок был счастлив и очень старался аккуратно писать цифры.

Рассказ учит тому, что необходимо слушаться взрослых и не расстраивать их.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бунин. Все произведения

Цифры. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Действие романа происходит в Америке. Юная девушка по имени Каролина отправляется в Чикаго в гости к своей сестре, которая давно имеет семью и проживает там. Родные называли Каролину ласково сестра Керри

Во главе рассказа Северная повесть история о переплетении судеб людей через года и даже века. Начинается все с описания 1826 года, времени когда готовилось восстание декабристов. В это время офицер

Рассказ очень печальный о псе Пиратке и о бедном, бездомном старике. Пожилой человек не все время был обездоленным и выпивающим. Он имел семью, жильё и денежные средства.

Источник

Краткое содержание «Цифры»

Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, о чем он мечтает, какие чувства испытывает, поможет рассказ «Цифры» Бунина. Произведение написано в 1906 году, спустя год после смерти единственного сына писателя – пятилетнего Коли. Рассказ пронизан большой любовью к детям, их искренности, непосредственности, жажде новых открытий.

На нашем сайте вы сможете читать онлайн краткое содержание «Цифры» по главам, а также пройти тест для проверки своих знаний по теме.

Главные герои

Женя – невероятно активный, любознательный, но при этом капризный и избалованный мальчик с чутким любящим сердцем.

Дядя – родной дядя Жени, выступает в роли рассказчика. Сдержанный мужчина, который очень любит своего племянника, но боится избаловать его.

Другие персонажи

Мама Жени – выступает на стороне своего брата, и старается поддерживать его методы воспитания.

Бабушка Жени – любящая женщина, которая не может спокойно смотреть на душевные страдания ребенка, даже если тот наказан по заслугам.

Краткое содержание

Глава I

Дядя делится со своим племянником воспоминаниями о давнишней крупной ссоре между ними, когда тот еще был маленьким мальчиком.

Женя – « большой шалун », готовый без удержу резвиться с утра до ночи. Между ним и дядей частенько вспыхивают ссоры, но они быстро мирятся и забывают взаимные обиды. Однако этот конфликт приобрел совсем иные масштабы, и быстрое его разрешение было невозможно.

Главы II-III

Женя отчаянно мечтает научиться писать цифры. Он просыпается в хорошем настроении, предвкушая интересное и полное удивительных открытий времяпровождение. Мальчик просит дядю сходить в магазин и купить все необходимое: детский журнал, бумагу и цветные карандаши.

Понимая, что он ничего не добьется от упрямого взрослого, мальчик решает как следует ему отомстить и с удвоенной силой принимается за шалости. Набегавшись по дому, Женя находит новое развлечение, которое заключается в том, чтобы « подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом звонко вскрикивать ».

Первыми не выдерживают такой атаки мама и бабушка шалуна. Они просят Женю успокоиться, но тот не обращает на них никакого внимания, ведь у него одна цель – позлить несговорчивого дядю. И это вскоре ему удается. Дядя кричит на проказника, шлепает его и закрывает в детской.

Главы IV-V

От « острого и внезапного оскорбления » Женя принимается пронзительно кричать на самой высокой ноте. Устав от криков и рыданий, он прибегает к более эффективной манипуляции, изображая из себя умирающего. Однако и эта мера не оказывает решительно никакого влияния на взрослых.

Тогда Женя хватается за последний шанс и принимается звать бабушку, сердце которой едва выдерживает подобное испытание. Но, так и не дождавшись утешения в лице бабушки, мальчик затихает.

Спустя некоторое время дядя заходит в детскую, чтобы убедиться, что с Женей все в порядке. Но, чтобы выдержать характер, он не обращает никакого внимания на проказника, а делает вид, что ищет портсигар.

Желая как можно больнее наказать дядю за проявленное равнодушие, Женя обещает, что уж более никогда не будет его любить. Более того, он даже грозится отобрать у него « японскую копеечку », которую подарил ему в знак особого расположения.

Мать с бабушкой просят мальчика помириться с дядей, однако тот не соглашается, и взрослые оставляют его в покое.

Главы VI-VII

Перед сном бабушка в очередной раз уговаривает внука попросить прощения у дяди. Не добившись успеха, она пускает в ход тяжелую артиллерию: напоминает мальчику о том, что если он не помирится с дядей, то тот никогда не научит его писать цифры.

Утром Женя, « обессиленный борьбой за счастье », робко просит прощения у дяди за свое отвратительное вчерашнее поведение. Наконец, между ними воцаряется мир и согласие, и они приступают к работе.

Мальчик с нескрываемым удовольствием и большим старанием выводит цифры, в то время как дядя, которому больше не нужно держать марку строгого и требовательного взрослого, радуется их сближению. Он с наслаждением вдыхает запах волос любимого племянника, ведь детские волосы так чудесно пахнут, « совсем как маленькие птички ».

Заключение

Своей книгой Бунин наглядно демонстрирует, насколько важно взаимопонимание между взрослыми и детьми. Необходимо всячески поощрять любознательность ребенка, но ни в коем случае не баловать и не потакать его капризам. Только тогда из малыша вырастет образованный и хорошо воспитанный человек.

Пересказ «Цифры» пригодится как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

«Цифры» читательский дневник

«Цифры» – это трогательный рассказ о том, как ребенок постигает окружающий мир под чутким руководством взрослых, а также о том, насколько важным является правильное воспитание.

Краткое содержание «Цифры» для читательского дневника

Название: Цифры

Число страниц: 7. Иван Бунин. «Легкое дыхание». Издательство «Эксмо». 2001 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1906 год

Время и место сюжета

Действие произведения разворачивается в начале ХХ века, в царской России. Время действия рассказа — всего один день, с утра до вечера, день, запечатленный в воспоминаниях взрослого человека. Этот день разделен на семь глав, каждая из которых является определенным этапом в познании жизни ребенком, умении строить отношения со взрослыми людьми.

Главные герои

Женя – маленький мальчик, живой, подвижный, любознательный, большой шалун.

Рассказчик – дядя Жени, взрослый мужчина, спокойный рассудительный, справедливый.

Мама и бабушка Жени – любящие, добрые женщины, которые заботились о правильном воспитании мальчика.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Однажды утром Женя проснулся с новой мечтой – научиться читать, писать и рисовать. Мальчик страстно хотел стать владельцем пенала, цветных карандашей, книжек с картинками и детского журнала. Он принялся умолять дядю как можно скорее пойти в лавку и купить все необходимое, чтобы научиться писать цифры. Дяде совершенно не хотелось идти в город за покупками, и он объявил Жене сегодняшний день «царским». Мальчик принялся упрашивать дядю хотя бы начать учить цифры, но тот твердо настоял на своем – покупки и обучение будут только завтра. Женя немного покапризничал, но затем успокоился, смирившись.

Радость, смешанная с нетерпением, вылилась у Жени в проказу – он принялся подпрыгивать, с силой бить ногами по полу и при этом звонко вскрикивать. Эта шалость вызывала у него чувство эйфории, но крайне раздражала взрослых. После нескольких замечаний от мамы и бабушки, который мальчик будто и не слышал, дядя потерял терпение. Он дернул Женю за руку, шлепнул и вытолкнул из комнаты.

От внезапного оскорбления Женя горько заплакал и принялся умолять бабушку и маму прийти к нему на помощь. Любящим женщинам было трудно себя сдерживать, но они старались быть невозмутимыми – избалованность в детях в их семье не приветствовалась. Дяде также хотелось вскочить, распахнуть дверь и обнять плачущего племянника, однако он чувствовал на себе ответственность за его разумное воспитание.

Дядя выдержал характер и зашел в детскую только спустя полчаса, сделав вид, что зашел по делу. Все еще всхлипывающий Женя играл на полу пустыми спичечными коробками. Дядя направился было к выходу, когда мальчик сказал, что никогда больше не будет любить его. Зашли мама и бабушка, и посоветовали Жене попросить прощения у дяди, но тот наотрез отказался. Наконец, бабушке удалось переломить его гордость, напомнив о заветных цифрах.

Женя попросил у дяди прощения, и они помирились. Удобно усевшись за стол, Женя под руководством дяди принялся писать цифры, старательно выводя огрызком карандаша черточки – его мечта сбылась.

Вывод и свое мнение

Женя – обычный шаловливый ребенок, с неуемной энергией и жаждой знаний. И направить эту энергию в правильное русло – большая наука. В произведении красочно описаны моменты, когда состояние Жени вызывает искреннюю жалость. Но, если бы дядя, мама или бабушка в такие моменты проявили слабину, это бы негативно сказалось на воспитании ребенка и он не смог бы сделать важный жизненный урок – за свои поступки всегда нужно держать ответ.

Главная мысль

Правильное воспитание – залог развития гармоничной, полноценной личности. Искренняя любовь к ребенку – это не вседозволенность и потакание его прихотям, а мудрое наставничество и забота о его физическом, моральном и духовном развитии.

Авторские афоризмы

«…Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строгого дяди. »

«…тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей…»

«…Чем неосуществимее мечта, тем пленительнее, чем пленительнее, тем неосуществимее…»

«…чем дороже мне моя мечта, тем менее надежд на достижение ее…»

«…детские волосы хорошо пахнут, — совсем как маленькие птички…»

Толкование непонятных слов

Царский день – дни коронации и восхождения на престол, дни рождения государей.

Ушат – большая деревянная кадка с двумя выступающими друг против друга боковыми дощечками – ушами, с прорезанными в них круглыми отверстиями, сквозь которые продевается палка для ношения.

Небось – вероятно, пожалуй, должно быть.

Горничная – женщина, относящаяся к прислуге богатого дома.

Новые слова

Альт – второй по высоте голос в музыке четырехголосного склада.

Источник

Цифры

«Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, — это было после одной из наших ссор, — и, опустив глаза, сделал такое грустное личико? Ты большой шалун, и когда что-нибудь увлечёт тебя, ты не знаешь удержу. Но я не знаю никого трогательнее тебя, когда ты притихнешь, подойдёшь и прижмёшься к моему плечу! Если же это происходит после ссоры, и я говорю тебе ласковое слово, как порывисто ты целуешь меня, в избытке преданности и нежности, на которую способно только детство! Но это была слишком крупная ссора. »

В тот вечер ты даже не решился подойти ко мне: «Покойной ночи, дядечка» — сказал ты и, поклонившись, шаркнул ножкой (после ссоры ты хотел быть особенно благовоспитанным мальчиком). Я ответил так, будто между нами ничего не было: «Покойной ночи». Но мог ли ты удовлетвориться этим? Забыв обиду, ты опять вернулся к заветной мечте, что пленяла тебя весь день: «Дядечка, прости меня. Я больше не буду. И пожалуйста, покажи мне цифры!» Можно ли было после этого медлить с ответом? Я помедлил, ведь я очень умный дядя.

В тот день ты проснулся с новой мечтой, которая захватила всю твою душу: иметь свои книжки с картинками, пенал, цветные карандаши и выучиться читать и писать цифры! И все это сразу, в один день! Едва проснувшись, ты позвал меня в детскую и засыпал просьбами: купить книг и карандашей и немедленно приняться за цифры. «Сегодня царский день, все заперто» — соврал я, уж очень не хотелось мне идти в город. «Нет, не царский!» — закричал было ты, но я пригрозил, и ты вздохнул: «Ну, а цифры? Ведь можно же?». «Завтра» — отрезал я, понимая, что тем лишаю тебя счастья, но не полагается баловать детей.

«Ну хорошо же!» — пригрозил ты и, как только оделся, пробормотал молитву и выпил чашку молока, принялся шалить, и весь день нельзя было унять тебя. Радость, смешанная с нетерпением, волновала тебя все больше, и вечером ты нашёл им выход. Ты начал подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и громко кричать. И мамино замечание ты проигнорировал, и бабушкино, а мне в ответ особенно пронзительно крикнул и ещё сильнее ударил в пол. И вот тут начинается история.

Я сделал вид, что не замечаю тебя, но внутри весь похолодел от внезапной ненависти. И ты крикнул снова, весь отдавшись своей радости так, что сам господь улыбнулся бы при этом крике. Но я в бешенстве вскочил со стула. Каким ужасом исказилось твоё лицо! Ты растерянно крикнул ещё раз, для того, чтобы показать, что не испугался. А я кинулся к тебе, дёрнул за руку, крепко и с наслаждением шлёпнул и, вытолкнув из комнаты, захлопнул дверь. Вот тебе и цифры!

От боли и жестокой обиды ты закатился страшным и пронзительным криком. Ещё раз, ещё. Затем вопли потекли без умолку. К ним прибавились рыдания, потом крики о помощи: «Ой больно! Ой умираю!» «Небось не умрёшь, — холодно сказал я. — Покричишь и смолкнешь». Но мне было стыдно, я не поднимал глаз на бабушку, у которой вдруг задрожали губы. «Ой, бабушка!» — взывал ты к последнему прибежищу. А бабушка в угоду мне и маме крепилась, но едва сидела на месте.

Ты понял, что мы решили не сдаваться, что никто не придёт утешить тебя. Но прекратить вопли сразу было невозможно, хотя бы из-за самолюбия. Ты охрип, но все кричал и кричал. И мне хотелось встать, войти в детскую большим слоном и пресечь твои страдания. Но разве это согласуется с правилами воспитания и с достоинством справедливого, но строгого дяди? Наконец ты затих.

Только через полчаса я заглянул будто по постороннему делу в детскую. Ты сидел на полу весь в слезах, судорожно вздыхал и забавлялся своими незатейливыми игрушками — пустыми коробками спичек. Как сжалось моё сердце! Но я едва взглянул на тебя. «Теперь я никогда больше не буду любить тебя, — сказал ты, глядя на меня злыми, полными презрения глазами. — И никогда ничего не куплю тебе! И даже японскую копеечку, какую тогда подарил, отберу!»

Потом заходили мама и бабушка, и так же делая вид, что зашли случайно. Заводили речь, о нехороших и непослушных детях, и советовали попросить прощения. «А то я умру» — говорила бабушка печально и жестоко. «И умирай» — отвечал ты сумрачным шёпотом. И мы оставили тебя, и сделали вид, что совсем забыли о тебе.

Опустился вечер, ты все так же сидел на полу и передвигал коробки. Мне стало мучительно, и я решил выйти и побродить по городу. «Бесстыдник! — зашептала тогда бабушка. — Дядя любит тебя! Кто же купит тебе пенал, книжку? А цифры?» И твоё самолюбие было сломлено.

Я знаю, чем дороже мне моя мечта, тем меньше надежд на её достижение. И тогда я лукавлю: делаю вид, что равнодушен. Но что мог сделать ты? Ты проснулся, исполненный жаждой счастья. Но жизнь ответила: «Потерпи!» В ответ ты буйствовал, не в силах смирить эту жажду. Тогда жизнь ударила обидой, и ты закричал от боли. Но и тут жизнь не дрогнула: «Смирись!» И ты смирился.

Как робко ты вышел из детской: «Прости меня, и дай хоть каплю счастья, что так сладко мучит меня». И жизнь смилостивилась: «Ну ладно, давай карандаши и бумагу». Какой радостью засияли твои глаза! Как ты боялся рассердить меня, как жадно ты ловил каждое моё слово! С каким старанием ты выводил полные таинственного значения чёрточки! Теперь уже и я наслаждался твоей радостью. «Один. Два. Пять. » — говорил ты, с трудом водя по бумаге. «Да нет, не так. Один, два, три, четыре». — «Да, три! Я знаю», — радостно отвечал ты и выводил три, как большую прописную букву Е.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Читайте также:  Слушать сказку буратино и золотой ключик по фильму
Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал