Значение слова калым
Словарь Ушакова
кал ы м, калыма, мн. нет, муж. (тюрк. kalym) (этнол.). Выкуп, вносимый женихом родителям невесты у некоторых народностей.
Современный экономический словарь. 1999
в странах Востока: денежный или материальный выкуп, который должен дать жених за невесту согласно мусульманским обычаям. Расходуется на нужды невесты и будущей семьи.
Этнографический Словарь
(тюрк.), брачный выкуп у народов Кавказа, Средней Азии и Сибири.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Традиционный выкуп за невесту у некоторых народов.
* ► Карагез будет ее [Бэлы] калымом. // Лермонтов. Герой нашего времени // *
Словарь экономических терминов
денежный или материальный выкуп, который должен дать жених за невесту согласно мусульманским обычаям. Расходуется на нужды невесты и будущей семьи.
Тюркизмы в русском языке
Энциклопедический словарь
(тюрк.), название выкупа за невесту у некоторых народов Ср. Азии, Кавказа и Сибири.
Словарь Ожегова
КАЛЫМ, а, м.
1. У нек-рых восточных народов: выкуп за невесту.
2. перен. Доход, получаемый от занятия, помимо законного заработка (прост.).
| прил. калымный, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— слово это у всех русских инородцев монгольского и тюркского происхождения означает плату за невесту, выкуп, платимый женихом. Корни этого обычая кроются в особенностях древнего общественного быта (см. Выкуп), и факт существования его в ту или иную эпоху может быть установлен для всех народов, не исключая и славян (см. Вено). По мере того, как другие формы заключения брака вытесняли у того или др. народа покупку невест, выкуп сводился к одному лишь символическому обряду. Так, в малорусской свадьбе символический обряд выкупа невесты играет едва ли не первостепенную роль (ст. Охримович в «Этнографическом обозрении» 1891 г., № 4). В вост. губ. сохранился и самый обычай уплаты К. под именем кладки, запроса, настола, столовых денег, поневестных ; но деньги эти обыкновенно идут на приданое и на свадьбу. Первоначально К. обращался в исключительную пользу родителей или родственников невесты, затем он стал делиться между ними и самой невестой и наконец поступать в полную собственность последней. У различных русских инородцев существуют все эти три формы. Так, у бурят К. поступает всецело в пользу родителей невесты. У башкир часть К. принадлежит невесте, которая может вытребовать его судом, но обыкновенно принято оставлять его отцу. У казанских татар К. всецело обращается на приданое невесте; тоже у ахалцихских армян, у которых К. называется хаасен. Обычай продажи невесты распространен среди горских племен Кавказа, где плата за невесту называется у черкесов К., у осетин — ирад, у ингилойцев — мелче, у аварских горцев — могори, у татар — кебин, Вопрос о размерах К. имеет здесь большое значение, так как при чрезмерной высоте его многие вынуждены прибегать к тайному и насильственному увозу женщин, а это при господстве обычая кровавой мести частью влечет за собою кровавые столкновения между целыми родами. Поэтому общественные власти стремятся установить максимальный размер К. Так, в 1866 г. собрались во Владикавказе представители трех сословий Сев. Осетии и установили норму К. в 200 р.; в 1879 г. депутаты ингушей общественным приговором назначили максимальную норму К. в 105 р., а равно определили размеры свадебных угощений и постановили подвергать штрафам родителей невесты, принявших по уплате К. какие бы то ни было подарки. В Осетии таугарцы платят родителям невесты только 100 р., а другие 100 р. родители, согласно постановлению шариата, записывают в пользу невесты в накях (брачный контракт), чтобы в случае развода она могла получить эти деньги в свою полную собственность. Другие осетины-мусульмане записывают в накях только 50 р., у осетин же христиан родители до сих пор берут весь выкуп в свою пользу. У дагестанских горцев, лезгин, салатавцев, андийцев, койсобулинцев, дидойцев и др. К. или совершенно пал, будучи заменен кебин-хакком, т. е. брачным договором, которым жених обеспечивает невесту на случай своей смерти или развода, или же дошел до минимальной цифры (20 фн. пшеницы, 1 р. денег и т. п.), при которой акт платежа К. имеет уже скорее характер символического обряда. См. Малинин, «О свадебных платежах у кавказских горцев» («Этнографич. обозр.», 1890 г., № 3).
Источник
Колым
Калым (тюрк.); ц.-сл. вѣно — плата; выкуп, уплачивавшийся за невесту первоначально роду, позднее — родителям или родственникам невесты; разновидность калыма — отработка за невесту. Согласно устаревшим к настоящему времени представлениям эволюционистов XIX в., калым возник в период разложения материнского рода и смены матрилокального брака патрилокальным браком. Калым являлся компенсацией роду невесты за потерю женщины-работницы и имущества, которое она уносила в род мужа. Был распространён у многих племён и народов мира. Пережитки калыма сохраняются до сих пор у ряда народов стран Востока. В классовом обществе при браке с уплатой калыма женщина фактически становилась собственностью мужа. Вместе с тем большой размер калыма затруднял вступление в брак мужчинам-беднякам. В России в прошлом калым существовал у некоторых народов Средней Азии, Сибири и Кавказа.
Содержание
Калым у башкир
У башкир калым существовал до принятия ислама. В состав калыма входили скот, деньги, украшения, ткани, хозяйственный и бытовые предметы. В XIX веке преобладал денежный калым. Размер калыма зависел от социального и материального положения сторон и составлял от 150 до 1500 руб. Для совершения бракосочетания достаточно было внести определённую часть калыма, оговоренную при сватовстве и необходимую для проведения свадьбы (скот для свадебного угощения, свадебная одежда для невесты, подарки). До уплаты всей суммы калыма невеста (жена) оставалась в доме отца. По обоюдному согласию сторон муж мог забрать жену к себе по уплате половины калыма. Иногда отец мог вернуть свою дочь до полной уплаты калыма. В свадебной церемонии с передачей калымного скота связан особый обряд (kалын алыу, kаршы туй, kалын алырга барыу). Его проводили в доме жениха после бракосочетания и главных свадебных торжеств (в С.-В. и В. Башкирии и в Зауралье до бракосочетания, через 15-20 дней или 2-3 мес. после брачного сговора). По ритуалу родственники невесты должны были поймать калымный скот (kалым малы), уплатить выкуп за каждую голову полученного скота и др. В несостоятельных семьях практиковалась отработка калыма в хозяйстве будущего тестя или тещи. Калым у башкир бытовал и в начале XX в.
История
Корни этого обычая кроются в особенностях древнего общественного быта (см. Выкуп), и факт существования его в ту или иную эпоху может быть установлен для всех народов, не исключая и славян (см. Вено). По мере того, как другие формы заключения брака вытесняли у того или др. народа покупку невест, выкуп сводился к одному лишь символическому обряду. Так, в малорусской свадьбе символический обряд выкупа невесты играет едва ли не первостепенную роль (ст. Охримович в «Этнографическом обозрении» 1891 г., № 4). В вост. губ. сохранился и самый обычай уплаты К. под именем кладки, запроса, настола, столовых денег, поневестных; но деньги эти обыкновенно идут на приданое и на свадьбу. Первоначально К. обращался в исключительную пользу родителей или родственников невесты, затем он стал делиться между ними и самой невестой и наконец поступать в полную собственность последней.
У различных народов России существуют все эти три формы. Так, у бурят калым поступает всецело в пользу родителей невесты. У башкир часть К. принадлежит невесте, которая может вытребовать его судом, но обыкновенно принято оставлять его отцу. У ахалцихских армян К. (хаасен) всецело обращается на приданое невесте. Обычай продажи невесты распространен среди горских племен Кавказа, где плата за невесту называется у черкесов К., у осетин — ирад (осет. ирæд ), у ингилойцев — мелче, у аварских горцев — могори. Вопрос о размерах калыма имел здесь большое значение, так как при чрезмерной высоте его многие вынуждены прибегать к тайному и насильственному увозу женщин, а это при господстве обычая кровной мести частью влечет за собою кровавые столкновения между целыми родами.
Поэтому общественные власти стремились установить максимальный размер калыма. Так, в 1866 г. собрались во Владикавказе представители трёх сословий Северной Осетии и установили норму калыма в 200 рублей [1] ; в 1879 г. депутаты ингушей общественным приговором назначили максимальную норму калыма в 105 р., а равно определили размеры свадебных угощений и постановили подвергать штрафам родителей невесты, принявших по уплате калыма какие бы то ни было подарки. В Осетии таугарцы платят родителям невесты только 100 р., а другие 100 р. родители, согласно постановлению шариата, записывают в пользу невесты в накях (брачный контракт), чтобы в случае развода она могла получить эти деньги в свою полную собственность. Другие осетины-мусульмане записывают в накях только 50 р., у осетин же христиан родители до сих пор берут весь выкуп в свою пользу. У дагестанских горцев, лезгин, салатавцев, андийцев, койсобулинцев, дидойцев и др. К. или совершенно пал, будучи заменен кебин-хакком, то есть брачным договором, которым жених обеспечивает невесту на случай своей смерти или развода, или же дошел до минимальной цифры (20 фн. пшеницы, 1 р. денег и т. п.), при которой акт платежа К. имеет уже скорее характер символического обряда.
Источник
Значение слова колыма
Мельников А. В. Географические названия Дальнего Востока России
река, впадает в Колымский залив Восточно-Сибирского моря, Магаданская обл., Саха (Якутия). Эвены по территории расселения которых протекает река, называли ее Кулу; сейчас название Кулу сохранилось лишь за пределами составляющей Колымы. Эвенское кула – «склон берега реки, обращенный на север; северный склон», что вряд ли могло дать название большой реке. Возможно заимствование названия эвенами из корякско-чукотского куул – «глубокая речка», что более убедительно. Название низовья реки землепроходец М. Стадухин в донесении 1643 г. упоминает как Ковыма-речка, позже Колыма. Этимологическая связь между Кулу и Колыма не установлена. Существует также мнение о юкагирском происхождении гидронима Колыма, но и эта этимология также еще не разработана (Комаров, 1990). См. также Аян-Юрях, Святой Нос, Среднеколымск.
Энциклопедический словарь
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— одна из больших рек Якутской области, Колымского округа, берет начало под 61°30′ северной широты, с северной стороны Станового хребта, двумя вершинами, из коих одна близко подходит к вершине реки Кохтуя, впадающей в Охотское море у Охотска. После соединения обеих вершин река течет с юго-запада на северо-восток, до впадения в нее справа реки Шубиной, отсюда течет на запад-северо-запад — северо-восток и север извиваясь во все стороны до левого своего притока реки Шумихи, далее К. течет на север, делая значительное колено к юго-востоку, затем склоняется снова к северо-северо-западу и северо-западу, до впадения в нее слева реки Зырянки. Отсюда К. извилинами и большими коленами протекает на северо-северо-восток до урочища Вяткина, где река делает большие завороты в разные стороны, образует, наконец, дугу, заворачиваясь к восток-юго-востоку, затем круто поворачивает к западу и запад-северо-западу до города Средне-Колымска, от которого вновь поворачивает на северо-восток, протекая большими изгибами до реки Филиповой, откуда течет на северо-запад и, не доходя до главного своего притока реки Омолон, вновь отворачивает на восток-северо-восток, протекая в таком направлении до впадения в нее справа реки Анюя, откуда отворачивает на север и затем на северо-запад, сохраняя это последнее направление до своего впадения в Колымский залив Северного Ледовитого океана, в который вливается тремя главными устьями, не считая мелких проток. Из этих устьев главное — восточное или Каменная Колыма, имеющая местами до 20 и более верст ширины; длина этого рукава около 50 верст, глубина до 30 футов. Среднее устье или Походский рукав длиной до 25 верст, шириной от 1½ до 2 верст, глубиною 10—15 футов; наконец, западное устье или Чукочья К. до 60 верст длины, от 3 до 4 верст ширины и глубины до 20 футов. Все эти устья образуют дельту, ширина которой не менее 75 верст в основании.
Река, имея такое извилистое течение, образует немало проток. Между более заметными, ниже Верхне-Колымска, Шипановская протока образует значительный Шипановский остров; много проток и островов ниже устья реки Коняевой, так что эта местность известна под именем Частых островов. Отделившаяся влево от главного русла протока Захребетная ниже урочища Кресты и вновь соединяющаяся с К. ниже Нижне-Колымска образует громадный остров до 110 верст в длину и от 10 до 20 верст в ширину. Вообще, как на среднем, так еще более на нижнем течении реки имеется много больших островов; начиная от устья реки Филиповой до урочища Кабачкова тянется остров Походский, 60 верст длиной и от 5 до 15 верст шириной; наконец, в речной дельте находится громадное количество островов, из которых самый значительный Каменный, 55 верст длиной и до 25 верст шириной. В верховьях своих до Верхне-Колымска, на протяжении 750 верст, река имеет весьма быстрое течение, протекая между высоких гор, по неширокой лесной долине, далее вниз долина расширяется, переходя в болотистую низменность, левый берег становится все более и более низменным, а ниже Средне-Колымска высоты левого берега постепенно исчезают, образуя обширную болотистую равнину, со множеством озер; затем эти низменности переходят в тундры. Правый берег К. остается все время гористым на всем ее протяжении. Колымские горы посылают к нему свои многочисленные отроги, круто обрывающиеся в реку высокими утесистыми горами, как, например, Родников-Камень и др. Даже в самом нижнем течении реки, от впадения в нее реки Пантелеевки, правый берег становится чрезвычайно гористым, так как здесь проходит до самого моря так называемый Сухарный хребет, в котором высятся сопки Пантелеевская, Белая и Суровая (1600 до 1900 футов над уровнем моря).
К. покрывается льдом в верхнем течении в конце сентября, а в нижнем в первой половине этого месяца и даже в начале сентября, вскрывается в верховьях около середины мая, в Средне-Колымске около 20 мая, а в Нижне-Колымске в конце мая. В Нижне-Колымске, под 68½° с еверной широты, река бывает покрыта льдом 268 дней в году, а в устьях своих 286 дней. Во время весеннего ледохода случаются сильные наводнения, в особенности в низовьях реки, чему причиной служат ледяные заторы.
Долина реки и окружающие ее горы в верхней и средней частях ее течения покрыты хвойными лесами, преимущественно лиственницей, но пожары немало способствовали их истреблению, в нижней части течения К. леса редеют и становятся корявыми и малорослыми. Длина К. точно не определена, но считается не менее 1850 верст, из них 750 верст приходятся на верхнее течение до Верхне-Колымска, 500 верст на среднее до Средне-Колымска и 600 верст на нижнее течение, считая и ее дельту до моря. К. может считаться судоходной вниз от устья реки Коркодона, но вполне судоходной рекой становится от Верхне-Колымска. Хотя немало встречается в засуху и в меженное время отмелей, однако, глубина на фарватере не менее 10—12 футов, в низовьях же от 20 до 30 футов. Ширина реки от ½ версты до 1, местами и более в нижней части течения, особенно ниже устья Омолона ширина достигает 2—3 и более верст. К. богата рыбой, в ней водятся стерляди, нельмы, муксуны, ленки, шокуры и друг., в низовьях омули, сельди, сиги, а в устье заходят и белуги.
В К. вливается до 35 более или менее значительных рек, причем большинство значительных притоков впадает в К. с правой стороны. Правые притоки К. Шубина — 200 верст, Хаптиха — до 400 верст, Лавдан до 450 верст, Коркодонт — 450 верст, Горбунова до 250 верст, Омолон (см.), река Анюй (см.), с притоком Малый Анюй, Пантелеевка, Сухарная и Медвежья. Между Большим и Малым Анюями проходит Анюйский горный хребет. Долина реки К. на востоке ограничена отрогом Станового хребта, Колымскими горами, которые тянутся в виде невысокого хребта с юго-востока на северо-запад, между рекой К. и главным ее правым притоком, рекой Омолон, оканчиваясь при впадении последнего в К. Горы эти, состоящие из гранитов и сланцев, в общем не выше 1500 футов над уровнем моря; весь этот хребет покрыт густым хвойным лесом. Из этого хребта берут начало все правые притоки К. до Омолона включительно. По левую сторону Колымской долины, между нею и рекой Индигиркой, простирается от юга к северу отрог Станового хребта, горный кряж Томус-хая, который в северном своем конце упирается в Алазейские горы, простирающиеся между верховьями реки Алазей и К., оканчивающиеся, в свою очередь, так называемым Половинным хребтом, на правом берегу реки Алазеи; далее к северу левый берег К. переходит в пространную низменную равнину и тундры севера. Из левых притоков К. река Зырянка, имеющая 350 верст в длину, вытекает с восточной стороны хребта Томус-хая, течет в общем направлении с юго-востока на северо-запад и впадает в К., в 25 верстах ниже Верхне-Колымска.
Открытие К. русскими последовало вслед за открытием реки Индигирки и Алазеи, открытых казаками в 1638—39 гг., ибо уже в 1644 г. казак Михаил Стадухин основал на К. Нижне-Колымское зимовье и доставил первое сведение о воинственных чукчах. Вскоре из Нижне-Колымского зимовья, обращенного в укрепление или острог, начали делаться поиски к востоку, для отыскания новых земель и в 1647 и 1648 гг. Семен Дежнев, в товариществе с другими казаками, предпринял морские путешествия к востоку, для открытия устья Анадыр-реки. Отсюда же не раз предпринимались морские и сухопутные экспедиции для открытия и описи берегов и соседних с ними островов. Дмитрий Лаптев в 1741 г., описывая Колымское прибрежье, соорудил в устье Каменной К. опознавательный знак или маяк. Отсюда же шли экспедиции Врангеля, Биллингса и др.
Источник