Как пишутся иконы текст по русскому языку

Икона. Как создается чудо. Часть 1

Недавно специально для британской королевы Елизаветы II в Букингемский дворец была привезена сделанная по заказу на Урале икона Божьей Матери «Умиление». Теперь она красуется в монарших покоях главы англиканской церкви, и королева даже молится перед образом. Объяснили члены августейшей семьи такой нетрадиционный для англикан шаг просто: «От ваших икон исходит удивительная сила».

«В иконе есть нечто, что позволяет понять реальность Божества», – говорят сами иконописцы, люди, которые соприкасаются с этой тайной плотнее кого бы то ни было. Знакомство с мастерством иконописи изнутри – не поможет ли оно прикоснуться к этому чуду и понять слова священника и ученого Павла Флоренского: «Если есть «Троица» Рублева, значит, есть Бог»?

365 дней одной иконы

Открывается дверь одной из мастерских Православного Свято-Тихоновского Богословского университета – и нас «встречает» святой Георгий Победоносец. Почему-то этого святого невозможно не узнать, хотя на большом рисунке, сделанном с его иконы, он изображен в совсем непривычных декорациях: святой Георгий на своем коне перевозит через море маленького человека (по размеру он в несколько раз меньше святого), держащего в руках сосуд с вином.

Это рисунок дипломница Надежда Степанова сделала с фотографии киприотской иконы конца 13-го века, которая изображает сказание о местном чуде. Один юноша был захвачен в плен агарянами прямо в церкви великомученика Георгия во время торжества в день памяти святого. Ровно через год, точно в тот день, когда молодой человек был пленен иноверцами, по молитвам его матери он был чудесным образом возвращен домой. Юноша прислуживал агарянскому князю за столом, а перед пораженными родителями явился прямо с сосудом для вина в руках. Рассказывая о том, что произошло, юноша сказал: «Я налил вино, чтобы подать князю, и вдруг поднят был светлым всадником, который посадил меня к себе на коня. Я держал в одной руке сосуд, а другой держался за его пояс, и вот очутился здесь…».

Икона, судя по всему, будет необыкновенная. Но она должна быть готова через пару месяцев, а образ лишь намечен карандашом, хотя студентам отводится целый год на подготовку такой работы. Дело тут не в нерадивости, а просто в технологии написания современных образов: прежде чем взяться за кисточку, за что только не приходится браться иконописцу…

Малярно-столярные работы

На одну икону уходит от нескольких дней до нескольких месяцев, иногда и больше. Скажем, если это образ с элементами резьбы по дереву – такое чудо тоже есть в мастерской – то, конечно, он потребует к себе «повышенного внимания». Все зависит от размера, сложности, а еще от опыта мастера.

Прежде чем взяться за кисточку, иконописец вынужден несколько дней посвятить подготовке. Нет, речь не о тысяче поклонов или десятке акафистов, и даже не о строжайшем посте. До кисточки в руках ремесленника побывает шкурка, резец, шпатель и множество разных инструментов и приспособлений, в том числе самодельных.

Да, любая икона, конечно, начинается с молитвы. Но технологически – с доски.

«Еще в 90-е годы была настоящая проблема: где доску взять? – вспоминает Екатерина Дмитриевна Шеко, зав. кафедры иконописи факультета церковных художеств СТПГУ. – Доходило до того, что мы отыскивали какие-то обрезки и на них писали».

Сегодня вопрос решается гораздо проще: изготовлением основы под иконы занимаются специализированные мастерские, где доски определенным образом склеивают, просушивают. Самый распространенный материал – липа: она плотная и легкая в обработке – что называется, дешево и сердито. Иногда – например, для более дорогих икон – используют бук, дуб или кипарис, а, если уж совсем ничего нет, на худой конец можно взять и смолистую сосну.

Вот доска ложится на стол перед иконописцем – и тут-то он перевоплощается скорее в ремесленника, нежели в художника…

Для начала вырезается «ковчег» – углубление на лицевой стороне доски, место для будущего изображения. Это элемент необязательный, образ «с чистой совестью» можно создавать и на одноуровневой доске.

Теперь можно писать икону? Увы, нет – рано.

Теперь на доску клеят паволоку – льняную или хлопчатобумажную ткань (иногда – просто марлю), играющую роль подстраховки: даже если дерево потрескается, изображению это не повредит. В самых древних русских иконах, как правило, паволокой заклеивали всю поверхность доски, однако века с XIV-го ткань научились приспосабливать лишь на места, наиболее подверженные растрескиванию – стыки многочастной иконной доски, локальные дефекты (сучки, свили).

Манипуляции, еще более напоминающие малярные и столярные работы, продолжаются… В мастерской постоянно звучат «инородные», режущие непросвещенный слух слова «левкас», «левкасить». «Я, например, люблю это дело, – признается Екатерина Дмитриевна. – Когда вечером после работы напряженно думать уже тяжело, можно и полевкасить». Оказывается, левкас – это что-то вроде шпаклевки, он варится из животного клея и мела. Когда паволока высохнет, доска покрывается этим самым левкасом – теплым и густым, обычно в несколько слоев, с обязательной просушкой каждого. Дело серьезное: чем тоньше и равномернее наносимые слои, тем лучше сохранится левкас, а значит и вся икона.

Воображению: быть

Когда доска стала гладкой, как слоновая кость, должно быть, можно, наконец, приниматься за написание иконы. Нет, рано.

Сначала делается точный и аккуратный карандашный рисунок на бумаге, размер в размер с будущей иконой – он перепроверяется, прорисовывается и совершенствуется, в общем, добросовестно доводится до идеала. Как раз такой эскиз для образа святого Георгия бросился мне в глаза в одной из мастерских. На мой взгляд, так его хоть сейчас можно на выставку, а это, оказывается, только лишь «черновик» для будущего маленького шедевра – иконы.

Принципиальные различия труда художника и труда иконописца начинаются уже здесь, на этапе подготовки эскиза, потому что иконописец, в отличие от собрата по цеху, просто так взять из головы наобум придуманный сюжет и перенести его на бумагу не может.

В древности иконописцы обучались в артелях с детства и к 18-20 годам превращались в настоящих мастеров, способных писать образы, никуда не подглядывая и ничего не копируя. Секрет в том, что они долго и целенаправленно учились иконописному искусству, не отвлекаясь ни на ненужные предметы, ни на другие виды графики или лишнюю визуальную информацию – перед глазами этих счастливцев была только природа и конкретные образцы, которым они следовали.

Читайте также:  Как правильно пишется с или со с цифрами

Современные студенты таких возможностей лишены, потому они обязательно пишут с какого-то образца – фотографии, древнего образа. А как же воображение?

«Воображать можно, если ты автоматически представляешь себе, как пишется, например, молодая девушка, а как старица; какой тип одежды должен быть у мученицы, какой у царицы, а какой у преподобной, – объясняет Виктория Викторовна Солянкина, преподаватель кафедры. – Если четко этим владеешь, то можешь рисовать, просто взглянув на описание и отталкиваясь от него. Но не все этого достигают, поэтому, как правило, нужен образец, на который можно опираться».

И тут мастер сталкивается с проблемой выбора этого самого образца, первоисточника. Можно вообразить, какое невероятно множество разных икон было написано во всем мире за 2000 лет христианства: есть более условные изображения, есть, наоборот, более объемные, с академическим уклоном; бывают очень простые, «аскетичные» образы, а бывают даже вычурные, излишне узорчатые. Студенты ПСТГУ придерживаются классики, в основном предпочитая всем образцам русские иконы 15 века (Дионисий, Андрей Рублев) и византийские иконы 14 века, периода культурного расцвета империи.

НЕиспорченный телефон

Отношение к выбору образца – часть традиции. Удивительно, как она вообще не исчезла за 70 с лишним лет безбожной власти, провозгласившей новое искусство! Принципиальные основы иконописи передавались буквально из уст в уста и так перешли от дореволюционных мастеров к современным. К примеру, непрерываемая цепочка преемственности идет от известной иконописицы Иулиании Соколовой (1899 – 1981), духовной дочери отца Алексея Мечева и основательницы иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре, обученной на традициях дореволюционных мастеров. Ее преемники и ученики воспитали нынешних преподавателей иконописи в Московской Духовной Академии, в Свято-Тихоновском православном университете, в Богословском институте и т.д.

Вот и Екатерина Дмитриевна постигала мастерство у И.В. Ватагиной, ученицы и помощницы матушки Иулиании. У нее же завкафедры иконописи научилась никогда не ругаться, что бы ученик ни делал – об этом мне уже рассказывали сами студенты.

«Мы пытаемся изучать наиболее сохранные и классические с точки зрения рисунка, цвета образцы», – продолжает посвящать нас в мастерство иконописи Екатерина Дмитриевна. Помимо книг есть целая база данных, время от времени она пополняется новыми фотографиями, специально привезенными из Греции, Кипра, Сербии, Македонии и т.д.

Верность традициям – из упрямства.

Написанный с образца рисунок – это уже полдела. Затем он переносится на доску и… пора браться за кисточки? Нет, не пора.

Далее подходит почти что «кулинарная» стадия: иконописцы принимаются за изготовление красок. Чего, казалось бы, проще в век прогресса и потребления – пошел в магазин, да купил! Но древняя традиция самостоятельного изготовления натуральных красок сохраняется и сегодня – и отнюдь не из упрямства ее хранителей. Самодельные краски хоть и хранятся не более недели, зато, как минимум, дают такое единство колорита, которого акриловыми добиться невероятно трудно.

В иконописи используются темперные краски, история использования которых насчитывает более 3 тысяч лет – еще саркофаги египетских фараонов расписывались таким письмом. В России эта техника преобладала в искусстве вплоть до конца XVII века.

Сегодня процесс изготовления темперы почти не отличается от древнего: основные ингредиенты – яичный желток и пиво или вино. А я-то подумала, что холодильник в мастерской – только для «подкрепления братии»!

Итак, яичный желток смешивается с приготовленном на паровой бане пивом (из 4 бутылок после этой процедуры получается осадок толщиной порядка 10- 15 см ) – вот она, готовая эмульсия. Иногда в эту композицию добавляют еще и уксус, чтобы краска дольше хранилась. Если она нужна на один день, желток просто разводится водой.

Полученную эмульсию растирают с цветовыми пигментами – все почти как в старину, с той лишь разницей, что пигменты сейчас как раз можно везде купить. Только вот незадача: российские пигменты тусклые, потому что земля за короткое лето не получается достаточно света. На помощь приходит яркие пигменты из более обласканных солнцем стран, например из Италии. Вот так вот щедрая католическая итальянская земля становится основой для удивительной православной русской иконы!

Самовыражение иконописца

Цвета красок – красный, оранжевый, фиолетовый, желтый, зеленый, голубой, синий, красно-коричневый, коричнево-черный, черный. Тут вольность тоже сильно ограничена, так, например, серый в иконописи никогда не использовался и никому в голову не придет пробовать в этом деле, скажем, розовый или цвет морской волны.

Что ж получается – сплошные запреты, минимум творчества и самовыражения?! Иконописец тем и отличается от художника, что он не столь свободен в своем творчестве. Но здесь важна оговорка: икону-то можно лишь отчасти назвать самовыражением. Ведь это отражение веры не только личной, но и веры соборной – перед образом будет молиться, может быть, не одна сотня людей.

Так что если разобраться – ничего удивительного в том, что мастера свои иконы не подписывают и не подписывали никогда, испокон веков. «Автор – Церковь», – в один голос говорят студенты, и совсем эта фраза не декоративна. Напротив, это, может быть, как раз ключик к тайне иконописи.

Да ведь и цель этого творчества несколько другая, нежели представить свой богатый внутренний мир на суд критика или любопытствующего зрителя.

«Икона все-таки создается для того, чтобы перед ней молиться, объясняет Екатерина Шеко. – Я не знаю, как это происходит, но хорошая икона – по духу хорошая – приближает человека к тому первообразу, который на ней изображен».

Выходит, каноны и рамки оправданы огромной ответственностью цели. Поэтому-то в иконописи не может быть случайных или спонтанных элементов, которыми изобилует академический рисунок, особенно современный, где все зависит от вкуса и выбора художника.

Взять, к примеру, ракурс: как правило, поясное изображение должно быть обращено к зрителю, а на деисусных иконах (где в центре изображается Христос) святые, изображаемые со Спасителем, обязательно обращены к Нему. Таков канон. А вот ставшие популярными в 18-19 веках под влиянием западной живописи запрокинутые головы, профильные положения и т.п. не прижились в русской иконописи: слишком бросалась в глаза их нарочитость и некоторая искусственность, а точнее, неуместность.

Читайте также:  Как пишется по русски his

«Я увидела, как иконы пишут, – рассказывает пятикурсница Ольга, – и поняла, что никем другим, кроме иконописца, быть не могу». О чем тут еще спрашивать?

А ведь это удивительно: такой столп в искусстве, как вожделенная свобода самовыражения, отходит в тень, когда дело касается иконы…

Источник

Как правильно написать икону

Не секрет, что иконы вешаются в жилище и православных религиозных заведениях. В современных храмах имеется множество красивых икон, тематика которых совершенно разная. Говорят, что писать иконы могут только религиозные люди, которые знают все особенности религии и могут отобразить святых на холсте или дереве. Как правильно написать икону, какие виды икон бывают, и основное правила написания икон?

Сегодня можно точно представить основные моменты, на которые следует основываться в иконописи. На иконе важно отображать не столько предмет, сколько раскрыть идею, изобразить святую личность в одухотворенном виде. Именно поэтому на многих иконах можно наблюдать несоблюдение пропорций, искажение лица, а также наличие обратной перспективы. Иногда в иконах можно увидеть отсутствие источника света. Это связано с тем, что свет считается символом святости.

При колористическом построении вовсе не обязательно ориентироваться на цветовую палитру. Цвет на изображении святых несет в себе некую символику. Например, если на иконе имеется красный цвет, то это может символизировать царствование или жертвенность. Кроме того, цвет будет отображать символы в зависимости от содержания и тематики иконы. Очень важно при написании иконы соблюдать единовременность всего изображения. Это одно из главных условий иконописания. Не стоит забывать о статичности и внутреннем движении всех персонажей. Изображение на иконе должно быть легким, поскольку все персонажи на ней отображают вечный полет к небу и стремление быть рядом с Богом.

В церковном искусстве можно встретить разные по своей форме и размерам иконы. Все они имеют свою историю написания и хранения в том или ином заведении. На старинных иконах чаще всего изображались несколько святых в действии. Как правило, они очищали души грешных людей от их пороков. Сегодня можно встретить иконы, на которых представлены конкретные святые или же группы святых. Каждая икона имеет свое название. Запрещено бросать такие вещи, обрисовывать или ломать. Говорят, что человек, который не чтит иконы, слишком грешный и после смерти не попадет в рай. Поэтому если вы купили икону или она вам досталась по наследству, обращайтесь с ней бережно.

Все иконы принято делить на две группы: иконы домовые (венчальные, мерные, именные, путевые) и храмовые. Однако и такое распределение может быть раздроблено еще на небольшие группы.

Домовые иконы принадлежат конкретному человеку и хранятся преимущественно дома. Писать венчальные изображения святых не просто. Обычно это парная икона, которая дарится молодым супругам в день из венчания. Мерные иконы пишутся в преддверии рождения малыша и дарятся в день его крещения. На именных иконах изображают ангела-хранителя того человека, для кого она предназначена. Путевые иконки обычно берут с собой в дорогу и выполняются в небольшом размере. Храмовые иконы хранятся в монастырях или храмах. Они могут быть выносными и целовальными.

Создавая ту или иную икону, не стоит забывать о вере в Бога и всех святых. Это позволит реалистично отобразить их на полотне, сделает их образ правдивым и легким для восприятия.

Источник

Для чего существует иконописный канон

Зрение дает человеку почти 80% информации об окружающем мире. И потому, сознавая важность живописи для святого дела благовествования, уже в раннехристианской церкви стали возникать попытки создать свой, отличный от окружающего языческого и иудейского мира язык священных изображений.

Иконописные правила создавались в течение длительного периода времени не только иконописцами, или, как раньше говорили, изографами, но и отцами Церкви. Правила эти, особенно те, которые относились не к технике выполнения, а к богословию образа, являлись убедительными аргументами в борьбе Церкви против многочисленных ересей. Аргументами, разумеется, в линиях и красках.

В правилах 73-ем, 82-ом и 100-ом Церковь начинает выработку канонов, которые становятся своего рода щитом против проникновения в православную икону изобразительной ереси.

А Седьмой Вселенской собор, состоявшийся в 787 году, утвердил догмат иконопочитания, обозначил место и роль священных изображений в богослужебной церквовной практике. Таким образом, можно сказать, чт в выработке канонических иконописных правил участвовала вся Церковь Христова, весь Ее соборный разум.

Канон для иконописца явился тем же, что и Богослужебный устав для священнослужителя. Продолжая служебный устав для священнослужителя. Продолжая это сравнение, можно сказать, что служебником для изографа становится иконописный подлинник.

Очевидно, что самые первые установленные образцы для подражания существовали уже в начальной период становления канонической иконописи. Одним из ранних, дошедших до настоящего времени Иконописных подлинников, который основан, конечно, на еще более ранних, считается написанный на греческом языке отрывок из «Древностей церковной истории Ульпия Римлянина о наружном виде богоносных отцов», датируемый 993 годом. Он содержит словесные описания наиболее известных отцов Церкви. Вот, к примеру, описание святителя Иоана Златоуста: «Иоанн Антиохийский роста весьма малого, голову на плечах имел большую, крайне худощав. Нос имел длинноватый, ноздри широкие, цвет лица бледно-желтый, глаза ввалившиеся, большие, по временам светившиеся приветливостью, лоб открытый и большой, изрытый многими морщинами, большие уши, небольшую, очень редкую, украшенную сединой бороду».

Существуют подлинники, которые помимо сугубо словесных описаний содержат и живописные изображения святых. Их называют лицевыми. Здесь необходимо вспомнить «Менологий императора Василия II», составленный в конце X века. Книга, помимо жизнеописаний святых, содержит и 430 цветных миниатюр, которые служили авторитетными образцами для иконописцев.

Конечно, политическая и экономическая переориентация всей жизни Русского государства, активно начатая Петром и поддерживаемая последующими правителями, не могла не сказаться и на духовной жизни всех слоев общества. Коснулось это и иконописания.

В настоящее же время, несмотря на то, что современные иконописцы возрождают традиции древнерусского письма, во многих церквах в большинстве своем можно увидеть изображения в «академическом» стиле.

«Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы».

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Официальный сайт Михаило-Архангельского храма с.Ильтеряково

Главное меню

Документы

Как и для чего их пишут. История иконописания

Иконоборчество – это еретическое движение, которое отрицает почитание икон. Оно было осуждено Седьмым Вселенским собором. Этот же Собор установил иконопочитание – это догмат почитания икон, по которому почитание икон относят не к веществу, из которого сделаны сами иконы, а к образу, который изображен на ней.

Читайте также:  Как пишутся источники в реферате

Из истории

Святые иконы не раз спасали наше Отечество в то время, когда оно уже было на краю погибели. Снять икону на Руси со стены раньше было едва ли не хуже, чем нарушение данной клятвы. А если опасность угрожала Отечеству – на поле сражения посылали святую икону как Взбранную Воеводу. Так, к примеру, Иверская икона Божией Матери была отпущена царём Алексеем Михайловичем в Вязьму для защиты от поляков, а икона Всемилостивого Спаса отпущена была из Новоспасского монастыря против Стеньки Разина, икона преподобного Сергия по благословению митрополита Платона в 1812 году сопровождала русскую армию.

Что такое канон?

С древних времён в христианстве установилась такая точка зрения, что икону нельзя произвольно изменять. Канон строго регламентирует сюжет, организацию самого пространства в иконе, расположение предметов и фигур, даже написание одежды и употребление цвета. Но даже в строгих рамках канона художник всё же имел определённую свободу для написания образа.

Имеется иконографический канон как правило изображения, которое зафиксировано в иконописных прорисях.

Иконография – это строго установленная система изображений персонажей, сюжетных схем, символов религиозного и богословно-догматического содержания.

Кто может стать иконописцем?

В строгом и точном смысле слова иконописцами могут быть только святые люди. Они направляют своим опытом руки художников. Человек, который выучился на художника, не может просто взять и начать писать иконы по своему желанию.

До XVI века русские иконописцы обычно просто копировали иконы греческого письма. Наш первый иконописец преподобный Алипий (1114г.), инок Киево-Печорской Лавры, учился иконописи у константинопольских художников, которые расписывали Великую Печорскую Церковь. Примерно в середине XVI века стали появляться на Руси иконописцы, которые стали сами писать иконы по своим догадкам и самосмышлением. Вот именно тогда на Соборе 1551 года положены были следующие мудрые правила относительно иконописания:

1) иконописцы должны быть благочестивыми людьми, заниматься своим делом с благословения епископа и под надзором духовенства;

2) писать положено обязательно с древних образцов;

3) благочинные при обозрении церквей должны обращать внимание на иконы, неправильно написанные надо отбирать и отдавать на исправление.

Эти правила и сейчас действительны.

Среди русских иконописцев есть великие святые: святители Пётр, митрополит Московский, Василий, архиепископ Новгородский, Феодор, архиепископ Ростовский; преподобные: Алипий, первый русский иконописец, Андрей Рублёв, Дионисий, игумен Глушицкий, преподобномученик Адриан Пошехонский, а также другие.

Как пишут иконы? В чем смысл отдельных деталей иконы?

Иконописание – это создание иконы по установленным образцам. А начинается оно с самого, на первый взгляд, простого – подготовки доски. Сначала наносят грунтовку (левкас), потом уже делают золочение нимбов. И уж после – доличное письмо, личное письмо.

Доличное письмо – это создание всех живописных частей иконы, кроме ликов, а также открытых частей тела.

Неподвижная и твёрдая поверхность доски для писания иконы обязательна и строга. Почему? Потому что твёрдая поверхность должна как бы напоминать зрителям, да и самому иконописцу тоже, о других твердынях.

Условными знаками на иконах изображают мир нематериальный.

Золото используют не только в качестве символа Божества, но и для создания ощущения мистической и мерцающей реальности – не просто плоскость или пространство, а что-то такое зыбкое. Это очень важно.

Для чего изображают сияние?

Вокруг головы Спасителя, Богоматери, святых угодников на иконах и картинах изображают сияние (светлый кружок), который называют нимбом. Нимб – это изображение сияния света и славы Бога, которая преображает и человека, который соединился с Ним.

Тени на иконах не рисуют. Дело в том, что иконописец должен показать другую реальность – духовную. Царство духовности и света бесплотно и не может иметь теней.

Есть ещё одна особенность иконы и фрески – события на них должны выражать идеи и истины, которые живут под знаком вечности. Там не может буть времени как текучести.

Икона – это не портрет, не жанровая картина!

Икона – это как бы прообраз идеального человечества!

Именно по этой причине икона даёт лишь его символическое описание.

Измождённые лики святых противостоят кровавому царству плоти не только «истонченностью чувств», но и «новой формой жизненных отношений» (Евгений Трубецкой).

Вот почему смирение плоти имеет два смысла:

1) оно нужно для одухотворения человеческого облика;

Аскетизм имеет духовно-нравственный смысл. Аскетизм выражен не только условно-схематичным, символическим изображением ликов и фигур, но и статикой. Физическое движение практически отсутствуют на иконах. Но вместо этого передаётся движение духа – цветами красок, позами и положениями отдельных частей тела, складками, глазами. Так сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа, а также его власть над телом. Но так, сочетая физическую неподвижность и динамику Духа, пишут не абсолютно все иконы. Такие иконы, как «Преображение Господне», «Страшный суд», являются примером икон, в которых физическая динамика передана художественными средствами. Это характеризует тех, кто ещё в начале пути духовного и ещё не очень крепок в вере.

Золотым цветом и светом в иконе возвещают о радости.

Икона и фреска вне храма теряют смысл. Подчиняясь идеи и архитектуре храма они и сами становятся архитектурны. Архитектурность икон – это продолжение и средство выражения идеи преобладания абсолюта над единичным, индивидуальным, которое заложено в самом понятии храма.

Идейным или архитектурным центром иконы могут быть Иисус Христос или Богоматерь. Их образы очень символичны. Иисус чаще всего олицетворяет Гармонию, Порядок, Добро, Красоту, Истину, которые противостоят раздору и хаосу. Богоматерь же – символ Любви и Добра, милующего Сердца, Защиты человеческого от гнева Господня.

Пророки, апостолы и девы на иконах и фресках олицетворяют добродетели – мудрость, смирение, целомудрие, невинность и чистоту. Это те самые центры, вокруг которых весь мир как бы собирается и организуется. Это те точки опоры для человека, которые помогают ему противостоять скорбям мира.

Цель создателей икон и фресок – это создать такое изображение, которое выведет сознание человека в мир духовный.

Недаром большинство людей, которые посещают храмы, говорят, что зайдя в Церковь, словно в другой мир попадаешь – в мир спокойствия; чувствуешь некое умиротворение.

Источник

Поделиться с друзьями
Наши дети
Adblock
detector