Как пишется: не завершён или незавершён?
Как следует писать правильно «не завершён» раздельно или слитно?
Не завершён или незавершён пишется раздельно или слитно, выясним, определив частеречную принадлежность этого слова.
К сожалению, этот проект еще не завершён.
Проект что сделан? не завершен.
Слово «не завершен» обозначает признак действия. Это краткая форма мужского рода страдательного причастия «завершенный», которое образует краткие формы, различающиеся родовой принадлежностью:
Согласно правилу орфографии краткие формы причастий пишутся с отрицательной частицей «не» раздельно.
Слово «не завершён» правильно пишется раздельно.
Этот фильм пока еще не завершен.
Данное нам слово «(не)завершён» относится к кратким страдальческим причастиям(отвечает на вопрос что сделан?);
По правилам русского языка краткие формы страдальческих причастий, как и глаголы с частицей «не» следует писать раздельно.
Следовательно правильно следует писать-«не завершён»,раздельно с (не).
Не завершён пишется раздельно так как это краткое причастие совершенного вида.
Не стоит писать «на хранении», а надо писать «при хранении», потому что это процесс, а не предмет. Если писать «на хранение», это значит что было что-то отправлено на процесс хранения. Предлог «при» указывает на обстоятельство темы обсуждения. Предлог «на» указывает на отношение объекта к субъекту.
Это тот случай, когда морфологическая принадлежность вполне ясна: перед нами наречие, образованное от имени существительного «вечер» с предлогом. Употребляется редко, в особых случаях, т.к. является устаревшим.
Смотрим толковый словарь Т. Ефремовой:
Написание слова не имеет вариантов: наречие времени «ввечеру» пишется всегда слитно.
Источник
Что происходит, когда дела остаются незавершенными
Любое дело нужно доводить до конца. В обратном случае это говорит о вашей невнимательности и неспособности относиться к определенным вещам серьезно.
Любое незавершенное дело вызывает беспокойство внутри нас.
Можно составить для себя список задач и следовать ему по пунктам. Но любое расхождение с планом все так же провоцирует нас на допущение новых ошибок. А это приводит к тому, что мы начинаем опускать руки. Таким образом формируется цикл, которые может быть прерван вашей беспечностью.
Эмоциональный груз из-за этого будет нарастать с каждой незавершенной задачей. Но, вполне вероятно, что вам может быть не под силу понять, что именно вы оставили позади, не поставив ту самую точку. Вы также можете столкнуться с этим ощущением в самый неожиданный момент. Одним словом, незавершенные дело плохо сказываются на вашем самочувствии.
«Нет ничего более утомительного, чем незавершенная задача», – Уильям Джеймс.
Каждый человек может оправдаться тем или иным событием, из-за которого ему не удалось завершить начатое. Это могут быть некоторые внешние и не зависящие от нас обстоятельства. Но давайте посмотрим прямо правде в глаза: большинство дел остаются в подвешенном состоянии, потому что кто-то не умеет контролировать ситуацию. По какой-то причине вы пытаетесь избежать реальности. Давайте разберемся в этом более детально.
Почему вы не доводите дело до конца
Перед каждым из нас стоят определенные цели и задачи. Какие именно, человек определяет сам для себя. Если же у него не получается завершить начатое, значит ему не удалось сопоставить цель с методами ее достижения. Да, у всех есть намерения, но это ничего не значит, если не предпринимать конкретные действия.
Существует несколько причин, почему так происходит. Возможно, вам стоит обратить пристальное внимание на некоторые из них, чтобы повысить свою работоспособность. Итак, вот они:
Что происходит, когда вы останавливаетесь на полпути
Очевидно то, что если оставлять все на полпути, то это повлечет за собой ряд негативных последствий. Как мы говорили ранее, основная проблема – это ощущение беспокойства. Оно будет нарастать и давить на вас все больше и больше. Все это приводит к другой проблеме – ощущению собственной бесполезности, низкой самооценке и т.д.
Мы приведем еще несколько проблем, связанных с незавершенными делами:
Как решить эту проблему?
Преодолеть эмоциональный барьер возможно. И вам по силам начать относиться к работе лучше. Но для этого нужно приложить определенные усилия. В первую очередь, нужно побороть те привычки, которые отвлекают вас от работы. Вам следует обратить внимание на такие вещи:
Но есть и другое. Возможно, вам просто стоит сменить род деятельности. Если вы занимаетесь работой, которую ненавидите всей душой, то вы не сможете добиться положительного результата как бы вы ни старались. Если же вы будете продолжать усердно трудиться над нелюбимым делом, то вы рискуете заработать затяжную и глубокую депрессию. Но вы ведь не для этого работаете?
Новое видео:
Источник
Синдром незавершённого действия
Каждодневно мы совершаем или планируем совершить десятки дел: больших и малых, значимых и не очень. Но не все из них, по ряду причин, доходят до своего логического завершения, какие-то заканчиваются не так, как нам хотелось, а какие-то и вообще не начинаются. И тогда… тогда, чаще всего, ничего не происходит. Мы просто «переключаемся» на что-то другое, пытаясь либо компенсировать задуманное, но не осуществленное, осуществлением чего-то другого, пусть и не настолько для нас важного, либо пытаемся поскорей отвлечься от неудачи, словно её и не было.
Но вся суть проблемы заключается именно в том, что вопреки нашим представлениям, «переключение» как таковое происходит только лишь на внешнем уровне, но не на внутреннем. Физиологически же нерешённая задача как была, так и осталась ещё одним непогашенным очагом возбуждения в коре головного мозга, на которую расходуются жизненные силы всего организма. Организма, денно и нощно пытающегося помочь своему хозяину сделать запланированное, даже не подозревая, что хозяин давно уже потерял надежду добиться желаемого или отложил задуманное до лучших времён.
Невыполненные обещания, не высланные вовремя исправления, неясность судьбы начатого проекта. И с каждым днём количество «незавершенностей» растёт, отнимая всё больше и больше сил на поддержание своего существования. Вот тут-то и начинают возникать, казалось бы, «беспричинные» головные боли и недостаток жизненных сил на фоне планов и задумок нового дня. Подобно «тормозящему» из-за большого количества незавершённых загрузок Интернету, начинает страдать качество нашей жизни, яркость переживаний и способность к творчеству.
. не все из них, по ряду причин, доходят до своего логического завершения, какие-то заканчиваются не так, как нам хотелось, а какие-то и вообще не начинаются. И тогда… тогда, чаще всего, ничего не происходит.
Невостребованные очаги возбуждения нужно гасить, а незавершённые дела – доделывать либо отменять. Сложность в том, что многое из несделанного скрыто глубоко внутри нас, и для того, чтобы его корректировать, нужно вывести его на поверхность. Для этого необходимо вспомнить всё, что в прошлом сделать не удалось, то, что уже планируется, и то, что пока ещё, по какой-то причине, не доделалась. Вычеркните из этого списка, по возможности, крест-накрест красным маркером то, что уже потеряло для вас свою актуальность и то, на что дальше тратить свою энергию вы уже не видите смысла. Это позволит вам на сознательном уровне отменить «режим паузы» и вернуть себе свои внутренние силы, «погасив свет» в ненужных комнатах подсознания.
Выписав на новый чистый лист Дела, на выполнение которых вы действительно настроены, вы сможете ещё и осознанно направить всю свою рабочую энергию на достижение того, что многие называют Успехом.
И заметьте, мы коснулись только недоделанных дел, а ведь есть ещё и непрощённые обиды, неприязненные отношения и невысказанные признания. Но это уже – та часть очень важной работы, проделать которую стоит самостоятельно.
Удачи вам, сил и энергии!
Найдены возможные дубликаты
Психология | Psychology
7.1K постов 40.8K подписчика
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
Выписав на новый чистый лист Дела, на выполнение которых вы действительно настроены, вы сможете ещё и осознанно направить всю свою рабочую энергию на достижение того, что многие называют Успехом.
Лучше почитать о этой проблеме у советского психолога Блюмы Вульфовны Зейгарник
Может, у Вас проблемы с распределением важности/срочности дел?
Мне очень понравилось название. Я открыл в новой вкладке, чтобы прочитать потом. Интересно, о чем написано
Значит, надо сделать так, чтобы его проблемы не влияли особо на вашу лично жизнь)
Спасибо! Я знал, что этим страдаю, но до сих пор не мог дать этому определение.
Какая охренительная чушь! Психолог в инстаграмме!
Шум мозга
Мозг шумит. Если не помогать ему бороться с шумом, то уровень стресса будет высоким.
Представьте белый лист. В центре листа написано: «Съешь яблоко». Сколько секунд потребуется, чтобы понять указание к действию?
Ну секунда. Не больше.
Теперь времени нужно больше. И чем больше шума, тем дольше обработка информации.
Так же влияет фактор смыслового веса. Набор букв: «Поплаовр» отвлекает меньше, чем слово: «Томаты». Так как, с точки зрения мозга, «Томаты» могут быть частью указания на действия, а «Поплаовр» нет. На томаты стоит обратить внимание, а значит затратить больше усилий.
Это приводит к трём последствиям:
1. Вы прокрастинируете. Появляются большие паузы между действиями. Сложно сфокусироваться на задаче, сложно логически мыслить, выделить главное.
3. Вы злитесь. Радость связана, в том числе, со скоростью обработки сигналов. Что такое сигнал? Это вообще всё. Звуки, окружение, тактильные ощущения, собственные мысли и слова собеседника. Всё это начинает обрабатываться медленее, когда мозг «шумит».
На последнем остановимся подробнее. Почуствовать разницу обработки сигналов шумного и чистого мозга легко. Для этого надо послушать музыку.
Вечером, после тяжелого рабочего дня, наденьте наушники, и влючите любимые песни. Настройте комфортный уровень громкости. И занимайтесь домашними делами. Это важно сделать сразу, как пришли домой, а не перед сном.
Это очень наглядный эксперимент. Мозгу требовалась большая громкость, чтобы в зашумлённом мозге обратывать звуки. Это как повышать жирность текста целевой фразы на листе, который зашумлён другими словами.
И тут можно было бы в очередной раз написать про медитацию. Все практики медитации направлены на снижение шума. Но фиг вы будете медитировать. Поэтому давайте найдём другие сферы деятельности, которые снижают шум:
1. Спорт. Есть много экспериментов, которые показывают, что занятия спортом в моменте повышают когнитивные спобоности. Там комлексный эффект, но снижение шума тоже присутствует.
2. Прогулки на улице. Можно среди рабочего дня пойти погулять пол часа. Никто не умрёт, а дел сделаете больше.
4. Поездки. Полезно время от времени куда-то ехать часа три. Особенно за рулём. Работает не у всех, но мне всегда добавляет эмоциональных сил.
5. Рисование. Ручка, бумага, любые фиговые узоры. Важно не пытаться рисовать красиво, а просто сосредоточиться на том, как появляются линии. Я это делаю всегда, когда нужно отдохнуть или сосредоточиться.
6. Просмотр картинок. Просто откройте пинтерест на интересную тему. Листайте картинки и добавляйте в избранное те, что понравились. Прекрасный медитативный процесс.
7. Еда. Попробуйте обедать на работе в одиночестве. Для меня это важный момент отдыха каждый день.
9. Игры. Мобильные игры это не только плохо, но и хорошо. Плохо, когда это отбирает много времени. Хорошо, когда они используются, чтобы немного дать мозгу отдохнуть. Только игры должны быть ритмичными, без сложных задач.
10. Пение. Вы пробовали петь про себя? Напевать любимую песню в голове? Попробуйте. Можно сесть, закрыть глаза и просто начать петь. Тогда змеиный улей мыслей потихоньку начнёт распутываться.
На сегодня всё. Дайте иногда мозгу: остыть, очиститься, проветриться, обновиться, отряхнуться, опомниться, очухаться, слить лишнее, протрезветь, взбодриться, прополоться, навести порядок и отдохнуть.
Об эмоциональном интеллекте
Текст не для легкого чтения, извините.
Когда говорят об эмоциональном интеллекте, то обычно понимают термин интуитивно. На уровне революционного чутья. Иногда дают определение типа «способность понимать эмоции». В общем, так примерно и есть, и этого достаточно для непринужденного употребления. Эмоциональный интеллект — способность понимать вкус. Однако и со вкусом ситуация оказывается не столь примитивна. Одно дело – оценить съедобность, другое – суметь разобрать вкус блюда на ингредиенты, третье – воздать должное искусству повара, и четвертое – уметь манипулировать вкусами: «А сюда мы положим гвоздички. »
На все же похоже. Что мы можем сделать с эмоциями:
• Осознать, что мы что-то чувствуем. Не смейтесь, наверняка видели, как человек, сжав кулаки, вопит: «Да я спокоен. »
• Оценить влияние эмоции на состояние и поведение.
• Идентифицировать основную эмоцию.
• Проанализировать эмоциональные компоненты состояния.
• Понять, что с этим мы способны сделать
• Суметь выразить эмоцию.
• Суметь изменить свое состояние.
Первые пять пунктов применимы также к восприятию чужой эмоции.
С самого первого пункта начинаются сложности. Осознание своего состояния просто только при достаточно сильных и однозначных проявлениях. Даже маленький ребенок понимает, когда ему больно (мы пока не об эмоциях). Но многие мамы в курсе, что заметить, что подступило чувство голода, дети часто не могут. И даже когда внешний референт (мама) обращает внимание на изменение поведения (ребенок становится вялым, раздражительным, да и время подоспело), само дитя может не соглашаться с тем, что оно проголодалось. И старый анекдот:
– Мам, я устал или замерз?
имеет глубокую психологическую подоплеку.
Когда я был маленький, как-то был в каком-то то ли санатории, то ли лагере, то ли выездном детском саду, не могу даже вспомнить толком, сколько мне было лет. Ну, допустим, шесть или семь. И по утрам нас выводили на прогулку. И мне эти прогулки очень не нравились. Хотя что там могло не нравиться? Солнце, зелень, компания. Спустя довольно продолжительное время, например неделю, я смог осознать, что из-за утренней свежей погоды мне просто холодно. От этого и некомфортно. Я сумел даже сообразить, что об этом имеет смысл сообщить воспитательнице (или кто там был), помню, что это было нетривиальным решением, поскольку воспитательница явно не имела власти над погодой, да и какой смысл жаловаться на свойства Вселенной? Воспитательница закудахтала, отвела меня к моему чемодану, заботливо набитому одежками, выбрала мне какой-то джемпер, и Вселенная пришла в гармонию. Осознание того что мне зябко, было озарением, инсайтом.
С эмоциями еще сложнее. Согласно разным теориям, у человека имеется несколько врожденных эмоций, исследователи выделяют три, пять, семь или десять. Даже в таком вопросе нет единства, потому что невозможно же младенца спросить, сколько у него эмоций случается. Можно судить по проявлениям, а объективизировать суждения — уже проблема. Проявления – вопрос неоднозначный. Всякий, кому случалось видеть детей, знает, что они разные. Реагируют на одно и то же разно. И даже одну и ту же очевидную реакцию выдают при помощи разных внешних проявлений. Еще хуже, когда ребенок подрос, его настигло половое созревание, «переходный возраст», кора головного мозга созрела, гормоны добавили свой вклад, и подростка настигает целый букет нового «что-то это я этакое чувствую». А поскольку подросток при этом пытается быть самостоятельным, сепарироваться, у него появляются какие-то свои дела и компании, то вообще ничего не понятно. Мечется что-то, мается, а с чего? Почему? Зачем? Что с ним происходит? И поговорить-то получается как-то конвульсивно. И варится подросток в собственном соку, и делает какие-то свои выводы и относительно себя, и относительно других, и относительно всего мира.
Оно конечно, мы бы подростку помогли, но ему-то откуда о том знать? Ему странно, непонятно, а временами еще и стыдно и страшно. Хорошо, если судьба приводит его к психологу, который с одной стороны умеет понимать, а с другой стороны достаточно отстранен ситуативно, чтобы не было слишком страшно впустить его в свою ситуацию. И тогда обнаруживаются неожиданности.
– Доктор, а почему я вот сюда тыкаю – больно, и сюда тыкаю – больно, и сюда – тоже больно?
– А ну-ка, дайте я посмотрю. Да у вас палец сломан!
Дополнительные трудности возникают потому, что некоторые эмоциональные состояния некомфортны. И стало быть подвержены подавлению и вытеснению, а вовсе не исследованию. И попытки разобраться, что изнутри, что снаружи, встречают естественный отпор.
И вот в таком несобранном состоянии ребенок постепенно становится взрослым, считая себя нормальным и готовым к самостоятельной жизни.
Постоянно, просто постоянно я наблюдаю у большинства обычных людей абсолютную неспособность отрефлексировать свои эмоции, их причины и влияние на решения и действия. С одной стороны это печально, а с другой — благодаря всеобщей психологической безграмотности мои профессиональные возможности психолога позволяют и понимать больше, чем собеседник согласен мне доверить, и делать полезные выводы, и управлять ситуацией.
Познание эмоционального мира идет несколькими путями.
Во-первых, человек сравнивает проявления эмоций у себя и у других, предполагая, что когда кто-то ведет себя определенным образом, таким же, как он сам в определенных чувствах, то и испытывает, скорее всего, то же самое. Например, когда плачет или смеется. Очень интересны исследования культурных различий в невербальном выражении чувств, показывающие, в какой степени выразительные средства физиологически детерминированы, а в какой являются результатом научения.
Во-вторых, запоминает, какими словами это называется, и приучается называть это теми же словами. При этом мы никогда не узнаем, похоже ли мое «весело» на ваше «весело». Удобно с уже упомянутыми вкусами, предъявил и обозначил: «Вот это – сладкое. Это – соленое. Это – острое. Это – хрустящее». А с эмоциями что? Можно, конечно, дать по морде: «Это было неожиданно и обидно. А теперь ты на меня сердит». Но сами понимаете.
Поэтому в-третьих важно читать книги и смотреть фильмы. Книги обязательно, потому что там автор описывает иногда сложные и многокомпонентные переживания таким образом, что читателю становится понятно, что это такое персонаж чувствует, и как это влияет на его поведение. Фильмы тоже важно, потому что коллизии и переживания там обычно яркие, собранные толстой пачкой в полтора часа экранного времени, выражены профессиональными актерами, и обучаться идентификации эмоций можно гораздо интенсивнее, чем в реальной жизни.
В-четвертых, общение приносит понимание, недоступное через книги и фильмы. Люди, как я уже говорил, разные. И анатомия лица у них тоже разная. Высокие брови интуитивно интерпретируются как удивление,и бывает непросто различить привычное выражение лица и чисто анатомические особенности. Я об этом писал в статье «Все наши роли». Кроме того, у разных людей в разной степени развиты разные мимические мышцы. В той же статье я описывал человека, который не умел улыбаться, и ему пришлось учиться. Поэтому эталонные актерские выражения лица в реальной жизни оказываются умеренно применимы, как в выражении, так и в восприятии.
В-пятых, удивительным образом помогает литературное творчество. Лучше поэтическое. Потому что слова можно составлять долго и бессмысленно, а стихи приходится писать с трудом, компактно и выразительно. Кроме того, они исторически заточены именно под выражение чувств при помощи слов, не особенно пригодных для этого. Подспорье стихосложения в эмоциональной аналитике неоценимо.
Я спал среди цветов
И ощутил твой взгляд
И губ твоих прикосновенье.
То был лишь солнца луч случайный
И вдруг упавший лепесток.
И в-шестых, клиентам с коммуникационными затруднениями я часто предлагаю посещать какую-нибудь театральную студию. Это только с внешней стороны кажется, что актеры работают лицом и телом. А вообще-то основное, чем они занимаются на сцене и в кадре – исполняют танец эмоций и чувств. Ну или поединок. Отработка восприятия, выражения и управления взаимодействием в театральной студии превосходит все остальные способы.
Я вижу, что я упустил довольно интересную подтему техники разбора собственного эмоционального состояния на компоненты, но рефлексия говорит, что мне надоело писать, и я принимаю эмоционально обоснованное решение прекратить это занятие, а остальные мысли изложить как-нибудь отдельно.
Принцип рычага
Важны не усилия, а точка их приложения.
Помните, что говорил Архимед? «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». Все учили физику в школе, однако не все используют этот принцип в собственной жизни. А ведь он применим в любой сфере: в работе, бизнесе, психотерапии, в личных отношениях.
У многих из нас есть такой знакомый: сильный, старательный, с неплохими задатками, но при этом тотально невезучий. За что ни возьмется — нигде не достигает успеха, хотя, казалось бы, для этого есть все предпосылки. И другой приятель, совершенно обычный, не обладающий особым талантом, но при этом имеющий стабильно хорошие результаты в разных направлениях деятельности. Люди с магическим мышлением списывают это на удачу: одного сглазили, а другой в рубашке родился. Но это поверхностный взгляд. Если же мы посмотрим внимательно, то увидим, что эти двое по-разному строят свою жизнь! По-разному принимают решения.
Тот, кого считают счастливчиком, ставит перед собой маленькие, но достижимые цели. Взвешивает риски, отказывается от заведомо нереалистичных проектов, учитывает собственные слабости и ограничения. Это не значит, что у него нет амбиций, но он поднимается по лестнице успеха медленно и уверенно, не пытаясь перепрыгнуть через ступеньки.
Тот, кому «не везет», все время торопится, а потому все время совершает ошибки. Он пытается сломать стену, когда рядом есть открытая дверь; он ставит все деньги на одну лошадь и теряет их в надежде на быстрый выигрыш; у него подорвано здоровье, на шее висят кредиты, машина в ремонте, и с таким фоном он решает открыть собственный бизнес! С закономерным («снова не повезло») результатом.
Даже великие усилия бессмысленны, если направлены не туда.
На эмоциональном уровне это проявляется в бесполезных переживаниях. Когда мы снова и снова прокручиваем в голове одну мысль, тревожимся, паникуем, не можем успокоиться, мучаемся от бессонницы, сползаем в болото депрессии и тоски. Когда вместо того, чтобы решить проблему в реальном мире — или принять твердое решение оставить все как есть — направляем энергию в бесконечное пережевывание одних и тех же идей и сомнений. Это истощает, изматывает, но не приводит к результату.
Переживания не помогают решить проблему. Лишь действия могут что-то изменить. Причем действия в правильном направлении.
«Я столько работаю, но ничего не меняется». Это значит, что точка приложения усилий выбрана неверно. Мы снова и снова делаем одно и то же, надеясь получить другой результат! Но с чего бы? Если результата нет, значит, выбрана неверная тактика. Значит, усилия направлены не туда. В бетоне не растут цветы, из воды не сложить костер; в вакууме невозможно дышать, как ни напрягай легкие.
Чтобы достичь успеха, важно учитывать требования среды и собственные возможности. Говорят, Архимед сумел сдвинуть корабль с места одним движением руки, построив сложную систему блоков и рычагов. Задачу, с которой не справились бы и десять силачей, решил один мудрец, сумевший найти нужные точки приложения и распределения усилий.
Старания, воля, энергия необходимы. Но только тогда, когда они применены правильно! Важно понимание, что ты делаешь и зачем. Карта, маршрут, стратегия достижения цели.
Самая распространенная ошибка клиентов, которые приходят на психотерапию — попытка решить проблему в чужих границах. Перевоспитать мужа, починить ребенка, утихомирить жену. Не в состоянии совладать с собственной психикой, мы пытаемся залезть в чужую! Не разобравшись с собственными недостатками, надеемся исправить чужие. Но не достигаем цели, а лишь устаем сами и портим жизнь близких.
Если точка приложения усилий выбрана верно, все меняется как по волшебству. Усталость проходит, когда мы перестаем сливать энергию в пустоту. Ее сменяет спокойное понимание своей цели и знание, по какой дороге идти. Эта дорога не обязательно будет легкой, да и достижение цели никто не гарантирует. Но, по крайней мере, теперь у нас есть рычаг, с помощью которого мы можем пусть и не перевернуть мир, но воздействовать на него.
Изменить реальность, не изменяя себе.
Михаил Прынков, психолог
Переступить черту. Личные границы в отношениях с окружающими
Несколько лет назад, еще студенткой, я писала для института эссе на тему личных границ. И раз уж я работала в организации с большим штатом, то решила порасспрашивать своих коллег, как они видят эти границы. И выяснилось, что часть людей воспринимает границы только как нечто физическое: не подходить слишком близко и не дотрагиваться, но мало кто чувствует личные границы в психологическом плане.
Между тем, границы необходимы каждому человеку, чтобы иметь возможность самостоятельно управлять своей жизнью. Их можно представить как точку, в которой два человека встречаются, как место их соприкосновения. Вопрос состоит в том, насколько мы готовы впустить другого человека в свою жизнь. Что мы можем позволить другому с нами делать? Как мы позволяем с нами общаться и поступать, где тот предел терпения, после которого можно сказать: «Хватит! Со мной так нельзя!»
Личные границы могут быть жесткими и такой человек крайне неудобен для окружающих, потому что в его собственном представлении его фигура как бы очерчена определенными рамками, переступать через которые нельзя никому. Или за очень редким исключением. Человека с жесткими границами могут называть недружелюбным, неразговорчивым, высокомерным, излишне строгим, с ним сложно общаться, но по сути, человек бережёт свой мир и всячески защищает его от вторжения. И если пробовать его на прочность, можно получить крайне негативную реакцию в ответ. Один из таких категоричных примеров, когда на похвалу внешнего вида человек отвечает «Не нужно меня оценивать!» Имея жесткие границы наладить хорошие отношения с окружающими не просто, а соответственно человек не может вступить в подлинное взаимодействие с другими и все общение складывается поверхностно, что приводит к чувству изоляции от мира.
Как противоположность, личные границы могут быть слабые, и человек позволяет вторгаться в свой мир практически любому. Он всем помогает, даже в ущерб себе, полагается на мнение окружающих (со стороны виднее), принимает всё на свой счет, не умеет говорить «нет», не может твердо отстаивать свои интересы, а если и начинает, то после чувствует себя виноватым. Как следствие, это хорошо чувствуется окружающими и нередко используется для собственной выгоды. Получается двойное страдание: и от собственной доброты, и от попыток дистанцироваться. Человеку сложно быть самим собой.
Про регулярность
Посему, дорогу осилит идущий. Степ бай степ, судари и сударыни, как говорил один боцман у нас в Варзеа-Гранди.
И да пребудет с нами сила.
Свобода
Личная свобода — термин спорный и не всегда правильно трактуемый. Множество людей, обладая всеми физическими благами, достатком, социальным статусом, остаются несвободными. Несвобода — это внутренний конфликт. Несвобода есть депрессия. Несвобода есть боязнь одиночества, отчаянная нужда в любви и человеческом тепле. Зависимость любого рода.
Несвобода сковывает лишними страхами и парализует. Несвобода закрывает возможности счастливой жизни.
Понимание свободы лежит не в отрицании общества, государственных строев, семьи. Несвобода это не всегда про отсутствие судимости.
Свобода — понимание себя как самостоятельной единицы, с собственным хребтом из моральных ценностей.
Свобода — не слепой запрет самому себе чего-либо только потому что общество считает это плохим, а потому что ты выбрал альтернативный путь добровольно, чётко осознавая последствия. Свобода — возведение собственных границ не с целью аскезы, а с целью банального наведения порядка в голове. Свобода есть душевное равновесие. Свобода это выбор.
Многие до ужаса боятся одиночества. Пребывание в изоляции наедине с самим собой их пожирает. Я же считаю, что одиночество — самый потрясающий духовный опыт, который только может испытать человек.
В одиночестве проще всего наблюдать за собой истинным без наслоений привычек и приспособлений взаимодействия с другими людьми. И порой данное наблюдение поражает: можно вдруг осознать, что с «тем, кто по ту сторону зеркала» ты и не знаком вовсе. И это, наверное, самый главный бич современности: мы не знаем о себе ничего, но уже стремимся строить отношения, покорять космические просторы и провозглашаем себя венцом творения Божественного.
Не, серьёзно.
Представьте, что встречаются две такие бесформенные гидры и начинают как-то там взаимодействовать. А что получается в итоге? Уравнение из двух неизвестных с двумя неизвестными. Хрень о двух головах и непонятным числом конечностей, с большей долей запрограммированная на взаиморазрушающий союз, нежели на созидание.
Боязнь одиночества берёт свое начало из области иррациональных страхов. Перефразируем это немного иначе:
«я боюсь одиночества = я боюсь свободы в самом буквальном ее проявлении.
Я боюсь свободы, потому что я боюсь заглядывать внутрь себя.
Я боюсь свободы, потому что я боюсь самостоятельных решений.
Я боюсь свободы, потому что я боюсь быть счастливым.
Я не боюсь страдать. Страдать привычно. Когда я страдаю, находятся те, ко меня жалеет. А я питаюсь жалостью и подменяю жалостью любовь и человеческое тепло. Я кормлю своё эго, потому что я не работаю над тем, чтобы измениться.
Из этого следует вывод: пока я несвободен, я — эгоист. Потому что я не способен отдать, мне просто нечего отдавать. Все эмоции, вложенные в меня извне, улетучиваются в воронку. А если я отдаю, я выматываюсь.
В отношениях я боюсь потерять другого человека больше, чем себя и соглашаюсь на меньшее, потому что большего я вроде как недостоин. Буду страдать, терпеть и театрально заламывать руки, ожидая одобрения и поддержки со стороны. Мне и в голову не приходит мысль о том, сколько в итоге я трачу на этот мазохизм своих сил и насколько это меня уничтожает. Постепенно я становлюсь не личностью, а человеческим черновиком.»
Такой человек отчаянно боится одиночества, потому что не понимает, что первый, от которого ему можно и нужно требовать любовь — он сам.
Когда человек боится быть свободным наедине с собой, он закрывает для себя возможность достойных отношений. Можно бояться и дальше, продолжая существование в рамках черно-белого мышления: я плохой и одинокий, а значит, ничего у меня не получится. А можно начать жить и мыслить инвариантами: да, сейчас мне кажется, что всё потеряно, но это значит, что мне определённо есть, куда приложить усилия и над чем работать. Чёрно-белое мышление оставим для жертв. Вне чёрно-белого мышления появляется выбор не между напряжением и чувством вины: открываются перспективы ощущения счастья в разных сферах жизни. В семье, на работе, в отношениях и хобби, к примеру. А отклонение от сценария жертвы открывает возможность для здоровых отношений.
Здоровые отношения свободны по определению. В них нет места манипуляциям. Нет места зависимости. Абьюзу. Эгоизму. Нет всех этих мхатовских спектаклей с длинными драматическими монологами в пустоту бессонной ночи. Есть обоюдными усилиями созданный уют. Без истерик, скандалов и вынесенных мозгов. Есть стабильность.
Гармоничные отношения есть союз двух свободных людей, которые достаточно умны, чтобы не душить друг друга поводками, предоставляя другому свободу и этим рождая желание совместного парения.
Свободный человек, вступая в отношения всегда подумает наперед — а будет ли мне так же комфортно с партнером, как и наедине с собой?
Свободный человек не станет цепляться за то, что его травмирует, потому что понимает, что лучше встать и уйти, нежели прогнуться под абьюз ценой своего достоинства.
Потому что именно внутренняя свобода человека формирует его достоинство. и благородство, куда же без него.
Источник