Слитное написание
Чтобы понять, почему в некоторых случаях слово «незачем» пишется слитно, рекомендуется разобрать пример употребления этой конструкции на письме. Вот небольшое предложение, в котором она встречается: «Мне было незачем туда возвращаться, поэтому я решил бежать не оглядываясь назад». Однако проводить синтаксический разбор рекомендуется по определенному алгоритму действий, чтобы не упустить ни одного мельчайшего нюанса:
На основе этого алгоритма действий можно сделать вывод, что слово «незачем» является сказуемым, выраженным наречием, поскольку оно отвечает на вопрос «как?» (было как?), а также обозначает признак действия (дополняет собой синтаксическую роль глагола-связки). В этом случае, согласно правилам русского языка, наречие будет писаться слитно. Однако далеко не всегда слово бывает выражено именно наречием.
Раздельное употребление конструкции
Многие люди могли неоднократно видеть на письме примеры написания конструкции «не за чем» в три отдельных слова. Это можно наблюдать и в следующем предложении: «Солдатам было не за чем укрыться во время боевых действий, поэтому командир начал сильно беспокоиться». Так же как и в предыдущем случае, рекомендуется провести синтаксический разбор чтобы понять, чем именно выражена конструкция. Не стоит пренебрегать ни одним из вышеупомянутых пунктов:
Проведя подробный синтаксический разбор, становится понятно, что слово «не за чем» является частью составного именного сказуемого, выраженного существительным, поскольку отвечает на вопрос «за чем?» и обозначает предмет. Что касается остальных частей конструкции, то они представляют собой предлог «за», а также отрицательную частицу «не». Согласно правилам, если между «не» и существительным есть предлог, то они должны писаться в три слова.
Примеры в предложениях
Чтобы быстрее научиться тому, как пишется «незачем» — слитно или раздельно, рекомендуется не только выучить основное правило, но и рассмотреть как можно больше примеров употребления этих слов в предложениях. Сделать это необходимо для того, чтобы выработалось «шестое чувство», которое будет подсказывать, как писать конструкцию, поскольку писатель уже однажды сталкивался с похожими примерами. Начать рекомендуется с существительных, поскольку их гораздо проще определить:
Наречия же распознать на письме гораздо сложнее, нежели существительные. Однако если помнить, что они связаны с глаголами, а также отвечают на вопрос «как?» или «зачем?», то задача существенно упрощается.
Вот несколько примеров, в которых наблюдается употребление таких конструкций (рекомендуется провести их полный синтаксический разбор и обосновать, почему именно слово является наречием):
Если рассмотреть все эти примеры во всех подробностях, то в будущем определить часть речи «незачем» можно будет максимально просто и правильно. Однако рекомендуется действительно как следует вдумываться в смысл конструкции. В противном случае «интуитивный подход» не выработается и материал забудется после того, как пропадет практика.
Вариант с усиленным отрицанием
В некоторых случаях выражение «незачем» выступает вместе с частицей «ни», которая служит для усиления отрицания. Вот пример употребления такой конструкции на письме: «За чем ты сегодня уходил в магазин? Ни за чем я не уходил» — в предложении должна присутствовать конкретизация предмета или выполнения какого-либо действия. Поэтому так важно вчитываться в смысл конструкции и правильно поставить интонацию.
Также возможен и другой вариант употребления такой конструкции: «Зачем ты ушел? Да низачем, сам не знаю» — в этом случае автор пытается выяснить причину, по которой кто-то совершил какое-то действие. Отличительной чертой таких предложений является то, что конструкцию «зачем» можно заменить на вопрос «почему?». Кроме того, интонация падает именно на ту часть, которая вызывает сомнения в правописании.
Ну и не стоит забывать о тех случаях, когда слово выступает в роли существительного. «За чем же она все это время скрывалась? Да ни за чем она не скрывалась, просто ее весь день не было в доме» — в этом примере, как и в случае с «не за чем», идет речь о каком-то предмете, за которым может что-то находиться. Однако отрицательная частица «не» заменена на «ни», чтобы придать конструкции более усиленное отрицание.
Таким образом, в некоторых случаях наречие «ни за чем» может писаться в три слова. Эта особенность наблюдается только в том случае, если в тексте присутствует отрицательная частица «ни». Научиться распознавать такие примеры на письме может быть трудно даже для того человека, кто неплохо владеет русским языком. Однако если ознакомиться с достаточно большим количеством примеров, то рано или поздно они будут находиться без особых трудностей.
Особенно важно уметь распознавать интонацию усиленного отрицания, поскольку именно она вызывает в большинстве случаев вопросы.
Морфологический разбор слова
«Незачем» — одно из самых сложных наречий в русском языке, которое может вызывать сомнения в написании даже у опытных писателей. Однако если научиться распознавать морфологические признаки конструкции, то правило усвоится гораздо быстрее. Чтобы провести подобный разбор, придется взять предложение, в котором употребляется это слово: «Мне незачем давать тебе еще одно поручение, поскольку я могу сам пойти и выполнить его». Все действия должны проводиться по уже известной инструкции:
Если как следует вникнуть в морфологический разбор, то научиться распознавать наречия на письме можно и по нему. Однако эта тема является гораздо сложнее, нежели обычный синтаксический анализ конструкции. Поэтому ученикам рекомендуется начинать с чего-то более простого.
Однако как только синтаксис будет усвоен, можно переходить и к морфемике, дабы полностью усвоить тему.
«Незачем» — одно из самых интересных слов в русском языке. На первый взгляд, усвоить тему о правописании этой конструкции довольно сложно, однако на самом деле достаточно понять, чем именно наречия отличаются от существительных. Сделать это можно, разобрав примеры, указанные в одном из разделов, или выполнив несколько упражнений, найти которые можно в любом учебнике по русскому языку. Как только разница станет очевидна, правописание не будет вызывать никаких сомнений. Самое главное — не отчаиваться и помнить, что на ошибках учатся.
Источник