Как пишется неоконченная симфония

Шуберт «Неоконченная» симфония

Шуберт «Неоконченная» симфония, си минор (1822)

I. Allegro Moderato. II. Andante con moto

В 1865 году немецкий дирижер И. Хербек обнаружил в архиве друга Шуберта А. Хюттенбреннера неизвестную симфонию, состоявшую из двух частей. Это и была ныне широко известная и самая популярная из шубертовских симфоний – «Неоконченная». До сих пор нет единого мнения относительно того, почему она осталась незавершенной.

После того как осенью 1822 года в едином творческом порыве были написаны две части, Шуберт имел достаточно времени, чтобы закончить симфонию. Однако он этого не сделал и, набросав первые 9 тактов скерцо, отложил перо. К симфонии он уже не возвращался. Это наводит на мысль, что композитор посчитал идею, волновавшую его, исчерпанной.

Действительно, «Неоконченная» симфония производит впечатление цельности и завершенности. Обе части проникнуты единым потоком лирического чувства – смятенного, порывистого, достигающего трагической напряженности в I, и возвышенного, примиренного – во II. Лирическая драма получает типично романтическое разрешение в забвении, уходе от конфликтов в «жизнь чувств».

Шуберт «Неоконченная» симфония. I часть

Первая часть содержит острую психологическую коллизию. Симфония начинается сосредоточенной темой басов, создающей образ тягостного размышления и печальной непреложности. Это своеобразный эпиграф к симфонии. Однако в развитии части он играет важную роль.

На фоне трепетного, словно чем-то скованного движения скрипок гобой и кларнет «распевают» задумчиво-печальную мелодию. На смену ей идет другая – юношески порывистая, светлая и ласковая. Обе темы песенны, вокальны. Но уже в первой возникают тревожные акценты, а развитие второй прерывают резкие вторжения трагических аккордов – предвестников драмы.

Разработка начинается с напоминания вступительной темы. Она уходит в глубокие басы. Наступают мгновения тревожного затишья. Та же тема появляется у струнных, звучит мучительным вопросом. Затем неожиданно, словно вспышки пламени, врываются драматические взлеты смятенного чувства. Контрасты усиливаются, обостряются, и наконец волнение получает выход в беспокойном «беге» скрипичных пассажей, драматических кульминациях, в грозном, как веление судьбы, звучании эпиграфа.

Разыгравшаяся «драма чувств» насыщена, но лаконична и не получает окончательного разрешения. Возвращающиеся в репризе темы не приносят успокоения. И потому перед заключительными аккордами вновь, подобно неразрешимому вопросу, звучит тема эпиграфа.

Шуберт «Неоконченная» симфония. II часть

Вторая часть произведения протекает в непрерывном «пении» струнных и деревянных духовых. Кажется, эта музыка специально создана для того, чтобы доказать обаяние песенных мелодий в насыщенном симфоническом звучании.

Певучие темы сменяют друг друга, варьируя оттенки мечтательного состояния – то светлого, то чуть грустного. В музыке господствует атмосфера интимного лирического высказывания. И лишь изредка оно нарушается кратковременными драматическими взлетами – отголосками недавней душевной драмы. Вторая часть отстраняет конфликты первой, уводит от них в сферу лирического созерцания. Она заставляет любоваться красотой чувства, выраженной в красоте мелодики, погружает в мир прекрасных грез, далеких от столкновений первой части.

Такой путь духовных исканий типичен для романтического искусства. Вот почему, когда затихают последние звуки второй части, возникает впечатление завершения 2-частного цикла.

Шуберт «Неоконченная» симфония. Слушать онлайн:

Источник

Как пишется неоконченная симфония

Франц Шуберт «Неоконченная симфония»

Мало кто знает, но одно из самых узнаваемых произведений Шуберта не получило признания при жизни. В нотном тексте сочинения композитор зашифровал все самое характерное для романтического периода. Удивительное послевкусие оставляет музыка, и в ней есть загадка, ведь она совсем не вписывалась в стандарты своего времени.

Историю создания Симфонии №8 Шуберта, известной как «Неоконченная», содержание и множество интересных фактов о произведении читайте на нашей странице.

История создания

Композитор активно работал над произведением с 1822 по 1823 год. Вначале был сочинен фортепианный вариант, затем две части из трех были оркестрованы. Скерцо так и осталась в набросках. Музыковеды предполагают о решении автора, что продолжение мысли будет излишним и приведет к потере идейного содержания, но этот факт не подтвержден. До сих пор никто не знает, почему он был вынужден отказаться от классической формы.

Читайте также:  Как пишется слово алоха

Тем не менее, полностью опровергается факт, что композиция не завершена, так как после окончания работы Шуберт активно занимался другими проектами. Как отмечают его друзья, он не приступал к новым произведениям до тех пор, пока не завершит старое. Более того, он отдал партитуру Ансельму Хюттенбреннеру, который сам являлся достаточно известным музыкантом, имеющим специализацию в симфоническом жанре. Но он, испугавшись, что друг будет опозорен, оставил партитуру без внимания. Вскоре и Франц забыл о собственном труде.

Даже после смерти Шуберта рукопись пылилась у Хюттенрбреннера. В один прекрасный день 1865 года, австрийский дирижер Иоганн Хербек разбирал неизданные ноты. Он искал интересные сочинения для концерта, посвященного венской музыке прошлого. Так была найдена неизвестная до сих пор запись. В тот же год состоялась премьера, которая имела оглушительный успех у публики.

Через год симфония была напечатана и стала исполняться по всему миру. Так к Францу Шуберту пришла слава гения.

Интересные факты

Дирижеры

Не секрет, что композиция довольно известна в музыкальных кругах. Ее исполняют на большой сцене лучшие симфонические оркестры. Но не у всех получается приблизить слушателя к истинному интонационному звучанию, характерному для той эпохи.

Образцовыми исполнениями принято считать:

Содержание «Неоконченной симфонии» Шуберта

«Неоконченная» симфония является завершенной, об этом говорит содержание. Композитор поднимает вечные вопросы о судьбе человека. В двухчастном цикле, словно отчаянно задается вопрос: «В чем разница между вымыслом и фантазией, где найти границы реальности?»

Симфония состоит из двух частей, при этом они не противопоставляются между собой, а дополняют друг друга. Единственное, что необходимо отметить, это различие в настроении лирики:

На протяжении всей I части герой находится в поиске идеала. Он мечется, его душу терзают смутные сомнения, он теряет веру на обретение счастья. Далее возникает понимание, что счастье находится внутри, его не нужно искать по свету. Надо просто жить и наслаждаться каждым подаренным днем. Жизнь прекрасна в созерцании.

Открывает цикл сумрачное вступление, которое обобщает целый комплекс образов, характерных для романтизма: вечность, тревога, томление. Мелодия нисходящая, создает колорит полуночного тумана. Это неясное сознание лирического героя, в котором все находится в хаосе. Тема вступления играет формообразующую роль, также она несет в себе основную мысль произведения. В дальнейшем она появится перед разработкой и кодой. Примечательно, что музыкальный эпизод противопоставляется следующему за ним интонационному материалу.

В Главной партии вступает голос героя. Это минорная песенная тема в жалобном тембре флейты с гобоем представляет собой яркий показатель композиторской индивидуальности Шуберта. Лирика песни позволяет выразить весь эмоциональный накал. Характерный аккомпанемент добавляет трепета и взволнованности. Маятник начинает раскачиваться. Настроение граничит с элегией и ноктюрном.

В Побочной партии прослеживается более активный образ. Синкопированная ритмика, простой гармонический склад – все это так же является песенными атрибутами, но характер сменился на более положительный и жизнерадостный. Тональность соль мажор, находится в терцовом соотношении, отлично передает настроение. Далее композитор будет активно играть с ладом партии, то омрачая ее, то делая вновь энергичной.

Постепенно усиливается динамика, нарастает звучность. Пунктирный ритм олицетворяет неровное биение сердца. Музыка теряет игривость и начинает подчиняться атмосфере трагедии и драмы. Внезапно вторгается новый эпизод в тональности до минор. Это перелом ситуации. Генеральная пауза. Слов больше нет. Но нужно вставать и идти дальше. Решительность продолжать путь отражается в динамике форте, но он был подавлен символом трагического – аккордом альтерированной субдоминанты. После эмоциональных возгласов восстанавливается материал Побочной партии.

Разработка состоит из двух разделов. Ей предшествует материал вступления, тема которого превращается в ариозное пение на фоне аккомпанемента. Тема звучит в точке кульминации в аккордовой фактуре. В ней исчерпаны все вопросительные интонации, она звучит утвердительно. Произошла смысловая метаморфоза. Тема материализовалась из мысли в реальность. Конфликт открылся через преобразование.

Читайте также:  Главный инженер тема рассказа

В репризе уже не будет происходить драматических коллизий, все произошло. Кода поострена на интонациях вступления, что создает впечатление арки.

II часть. Andante con moto является олицетворением печальной отрешенности. Нежные ладо-гармонические краски имеют необычные тональные переходы. Смена мажора и минора наталкивает на мысль о переменах в жизни лирического героя. Преобладает яркое звучание струнной группы в сочетании с духовыми инструментами. Данный прием оркестровки позволяет выразить поэтичность и созерцательное настроение, связанное с пребыванием на природе. Лирический герой, наконец нашел свою тихую гавань, которая дарит ему спокойствие и равновесие. Больше ничего не тревожит, не омрачает его сознание. Герой стал свободным.

Произведение стало новаторским в данном жанре, и стало образцом эпохи Романтизма. К характерным чертам нового времени можно отнести следующие качества:

Главным отличием произведений Шуберта в крупной форме является внешнее сохранение традиционной структуры с серьезными изменениями тематизма. В эпоху романтиков было не принято скрывать собственные чувства, они уже не могли поместиться в стандарты классицизма.

Нельзя недооценивать художественную значимость, которую несет в себе данное симфоническое произведение. Благодаря композитору появился новый лирико-драматический тип симфонии в инструментальной музыке. В дальнейшем многие гении использовали сочинение в качестве образца для выстраивания правильной драматургической линии.

«Неоконченная симфония» в кинематографе

Симфония №8 – образец романтического взгляда на привычное. Многие кинорежиссеры для передачи атмосферы и настроения использовали музыку в собственном кино.

Музыка Франца Шуберта не только украсила вышеуказанные киноленты, но и вывела фильмы на крупнейшую кинематографическую арену. Киноленты получили награды за музыкальное оформление.

8-я симфония Шуберта – это не меркнущая, а расцветающая с годами красота. Лирические интонации, волшебное звучание, гармоничность в сочетании с новизной – вот, что будет бесконечно цениться слушателем.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Франц Шуберт «Неоконченная симфония»

Источник

Является ли «Неоконченная симфония» Шуберта неоконченной?

Как рассказать 11 – 14 летним ученикам о романтизме в музыке? Я предлагаю ученикам воссоздать романтическую картину мира через анализ каждой музыкальной мысли на примере «Неоконченной симфонии». Первый такой урок был проведён в РДШИ г. Певека в мае 2002 г. Полагаю, что эта идея будет интересна и преподавателям общеобразовательной школы. Урок можно адаптировать, упростив текст и освободившись от излишней музыковедческой терминологии.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «НЕОКОНЧЕННАЯ СИМФОНИЯ» ШУБЕРТА НЕОКОНЧЕННОЙ?

Эпиграф: «Романтизм – это душа»
В. Жуковский.

1. Познакомить с романтическим образом мира, проследить в музыке черты романтического героя, ответить на поставленный в теме вопрос.

2. Развивать навыки анализа музыкального произведения, продолжать работу по обогащению «музыкальной речи».

3. Вызвать интерес к творчеству композиторов-романтиков. Развивать исследовательские навыки.

Выставка книг о жизни и творчестве Шуберта.

Выставка нотных изданий его произведений.

Симфония си минор Шуберта в грамзаписи,

НА ДОСКЕ закрытая шторой таблица. Столбцы таблицы открываются поочередно, после характеристики каждой темы учениками.

«Легкое дыхание природы

В таблице выделены шрифтом выразительные словосочетания: «лёгкое дыхание природы», «мир поэтических грёз», «таинственный колорит».

Ниже – понятия, термины, на которых следует остановить внимание: декламация, красочное сопоставление тональностей, терцовые ладотональные сочетания, созерцательный, «вечный» вопрос, романтический образ мира, романтический герой. На верхней части доски записаны тема урока и эпиграф. По ходу урока обращаюсь к этим записям, некоторые из них ученики переносят в тетради. Урок ведётся в форме непринуждённой беседы.

Повторение темы «Песни» Шуберта. (Повтор темы прошлого урока в разработке опускается, используются только выводы: черты главного героя вокального творчества). История создания произведения.

Учитель: На прошлом уроке, анализируя вокальное творчество Шуберта, мы пришли к выводу о том, что лирический герой его песен обладает следующими чертами:

Сегодня вы познакомитесь с симфонией си минор Франца Шуберта. Вы уже знаете, что Шуберт был одним из первых композиторов-романтиков. Мы вместе будем искать ответ на вопрос: «Что характерно для романтического героя данного произведения?». Это поможет вам глубже осмыслить понятие «музыкальный романтизм».

Симфония си минор написана в 1822 году. Она получила название «Неоконченной», так как имеет всего две части, вместо традиционных четырёх. Признана всеми истинным шедевром Шуберта.

Читайте также:  Как написать смешные рассказы

Вопросы: вспомним, что такое сонатно-симфонический цикл? Сколько частей в симфонии? В какой форме пишется 1-я часть? Тональное соотношение тем? Коротко охарактеризуйте части классического сонатного цикла. (Эти вопросы можно пропустить и сразу перейти к прослушиванию и анализу).

Прослушиваются темы первой части.

Тема вступления, главная партия, побочная партия в экспозиции, разработка, конец 1-й части.

Учитель: Что вы можете сказать о теме вступления?

Ученик: Образ вступления сумрачный, затаённый, тревожный, звучит у виолончелей и контрабасов в нижнем регистре, в тональности си минор, имеет песенный характер.

Учитель: Её заключительный мелодический оборот воспроизводит вопросительную, восклицательную, повествовательную интонацию?

Ученик.: Вопросительную (остановка на доминанте звучит неустойчиво, незаконченно). В симфонии Гайдна тоже было вступление…

Учитель: Но оно играло другую роль. Оттеняло музыку жизнерадостного АЛЛЕГРО. А здесь? Тема вступления – основная мысль произведения, она проходит через всю первую часть (перед разработкой и кодой, на материале вступления развёртывается разработка и кода 1-й части). И.Фрумкин говорит о ней так: «Есть что-то тягостное и непреодолимое, как неотвязная мысль, как дурное предчувствие». Можно ли вопросительную интонацию вступления как-то обосновать? Наверно, это можно истолковать, как основной вопрос бытия: быть или не быть, в чём смысл жизни? Интересно, какой ответ даст нам музыка? Переходим к основным темам.

Учитель: Типичное для романтиков красочное сопоставление тональностей. Обе темы сопоставляются, но не сталкиваются. На чём основано развитие в разработке?

Ученик: Разработка основана на теме вступления. Звучит мощно, напряжённо, драматично.

Учитель: Резкие смены силы звука, пульсирующий фон, на гребне кульминации вступают тромбоны. В коде снова настойчиво звучит тема вступления, таким образом, последнее слово за ней. Давайте подытожим. Есть ли ответ на поставленный во вступлении вопрос? Есть ли выход из создавшейся психологической (драматической) ситуации?

Учитель: Возможно, он будет в дальнейшем.

Звучит музыка второй части.

Учитель: После пережитых волнений требуется отдых. По мнению В. Брянцевой «вторая часть как бы переносит в мир поэтических грёз, завораживающих волшебных сновидений». Воплотил ли Шуберт в симфонии черты романтической личности? Какие?

Ученик: Лирический герой – тонкая, глубоко чувствующая личность…

Учитель: которая сталкивается с материальным миром. Какой же выход из создавшейся ситуации нашёл лирический герой Шуберта?

Ученик: В природе и грёзах он находит прибежище от мира зла и несчастий.

Учитель: Согласны ли вы с действиями и мыслями романтического героя?

Учитель: Есть ли во 2-й части ответ, на поставленный в начале урока вопрос?

Ученик: Да. Лирический герой симфонии нашёл свой идеал в природе…

Учитель: то есть в мире духовном. На основе нашего совместного исследования я позволю себе сделать вывод о романтическом образе мира. Главная идея искусства, в том числе и романтического – человек и мир, их отношения. В образе романтического героя предстаёт человек простой по происхождению, глубоко чувствующий жизнь, стремящийся передать полноту внутренней жизни своей личности, вплоть до тончайших, неуловимых переживаний. Не случайно возникновение в различных вариантах «звучащей биографии», своего рода симфонический, вокально-песенный или фортопианный дневник. Мир кажется романтикам двойственным: материальным, вместе с тем, одухотворённым. Материальное бытие – источник зла и несчастий, поэтому романтическая личность устремляется в мир духовный. Возникает противоречие между идеалом и действительностью. Главная тема Романтизма – романтический герой и его конфликт со средой. Прибежищем от бед цивилизации стала природа, исцеляющая мятущуюся душу человека. В связи с вышесказанным, можно ли считать симфонию неоконченной?

Ученик: (Обычно дают противоположные ответы, то есть, и да, и нет). А вы как считаете?

Учитель: На мой взгляд, романтическая картина мира в нём отражена довольно полно. Сохранились наброски 3 части, но почему-то автор их не опубликовал. Может быть, он так и задумал своё произведение, считая его самодостаточным? Шуберт не оставил нам точного ответа. А наше исследование лишь подтверждает мысль о множественности смыслов и трактовок.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал