Как пишется нефертити на египетском

Царица Нефертити. Красавица, исчезнувшая в истории

Царицу Нефертити, жену фараона Аменхотепа IV, можно считать самой известной женщиной в истории Древнего Египта. Легенды о красоте Нефертити пересказываются любителями истории Египта уже сотни лет. Амбициозная девушка, о прошлом которой сохранилось мало сведений, стала провозглашенным соправителем государства и помогла супругу ввести в страну новую религию.

Большинство уверено, что в самом имени царицы сокрыта тайна ее происхождения. Нефертити переводится с египетского как «пришедшая красавица» – значит, она приехала в Египет из другого края. Глядя на фото, сделанное с сохранившегося бюста, можно с уверенностью сказать, что «пришедшая красавица» поистине заслуженно.

Возникла версия, что Нефертити была дочерью царя Тушрата (Tushratta) и царицы Юни (Juni) из соседней Митании – царства в Месопотамии. Приблизительная дата рождения правительницы 1370 год до н.э.

Родители называли принцессу Тадучепа (Tadukhipa) и воспитывали ее в традициях монотеистской арийской религии, которая учила поклоняться солнцу как единственному божеству. Вероятно, 12-летняя Тадучепа была отправлена отцом в Египет как подарок для фараона Аменхотепа III (Amenhotep III) в «Дом украшений» (гарем) и стала одной из сотен иноземных принцесс, привезенных, чтобы родить владыке сыновей и в одиночестве встретить старость… Но судьба подарила ей уникальный шанс…

Как Нефертити стала царицой

К моменту окончательного взросления девушки правящий фараон умирает. Случайное знакомство с сыном правителя Аменхотепом IV (известен также как Эхнатон) кардинально изменило биографию красавицы. Неизвестно, где молодой человек увидел девушку, но плененный красотой и грацией наложницы, женился на Нефертити после смерти отца, тем самым спасая ее от смерти. Вместо мучительной смерти, которая ожидала всех жительниц гарема почившего владыки, Нефертити занимает место «главной жены» новоявленного правителя Египта.

Муж называл царицу «госпожой радости, умиротворяющей небо и землю сладостным голосом и добротой» и «усладой сердца».

Фараон Эхнатон (Аменхотеп IV) – самый противоречивый правитель Египта пришел к власти в 1353 году до н.э. Он первым из всех царей наделил свою супругу огромной властью. Она не только управляла вместе с ним страной, но и вдохновляла царя на новые идеи и проведение реформ, которые внесли изменения в жизнь древних египтян. Все реформы, проведенные фараоном, носили масштабный характер и имели силу в период его правления (1351-1334 годы до н. э.)

Правление

Царица Нефертити была виртуозом в политике и умении убеждать: она переименовала себя в Нефер Нефер Атон («прекрасная красотой Атона»), посоветовала мужу отказаться от богов предков и принять ее религию, провозгласив единственного Бога – солнечного Атона, после чего Аменхотеп IV поменял свое имя на Эхнатон (Akhenaten) («угодный Атону») и построил Ахетатон – новую столицу в Сахаре. Фараон объявил жену соправительницей и велел исполнять любой ее приказ.

Царица Нефертити решила разрушить древние храмы и начать гонения на жрецов старой веры. Народ молча принял новую религию и с каждым рассветом молился в солнечных лучах. Царица часто выходила на дворцовый балкон и осыпала египтян золотыми монетами, убеждая, что это дары Атона, а в праздничные дни артистично выступала перед подданными, буквально гипнотизируя толпу своими речами.

Но в личной жизни Нефертити стала жертвой обстоятельств: у правящих супругов одна за другой рождались дочери, и когда на свет появилась шестая малышка, Эхнатон принял трудное решение взять новую жену. Ею стала юная Кийя (Kiya), которая родила фараону «золотого мальчика» Тутанхамона (Tutankhamun), тем самым обеспечив продолжение XVIII династии. А Нефертити пришлось покинуть дворец и жить за городом, воспитывая Тутанхамона как наследника трона. Через год тоскующий фараон вернул первую жену в свои покои, но жить во дворце им было суждено совсем недолго…

Жестокие нравы при власти

Вскоре изгнанные жрецы объединились и совершили религиозную революцию. 40-летний Эхнатон был ослеплен и затем казнен. А 35-летней Нефертити удалось править еще какое-то время как фараону под именем Сменхкара (Smenkhkare).

Затем её следы в истории теряются. По одной версии, царица Нефертити также была убита. Как бы то ни было, все источник сходятся во мнении, что прожила она до возраста не более 45 лет.

Восставшие жрецы разрушили храмы Атона, уничтожили город Ахетатон и все найденные барельефы царской семьи.

В 2003 году британский археолог Джоанн Флетчер (Dr. Joann Fletcher) заявила всему миру, что нашла мумию Нефертити. Ученые провели ряд цифровых исследований и установили, что внешность мумифицированной незнакомки полностью совпадает с изображением Нефертити на древних скульптурах! Не все исследователи согласны с этими выводами, кто-то считает, что гробница Нефертити давно разрушена и разграблена, и никогда не будет найдена.

Для предъявления доказательств выдвинутого предположения необходимо сломать стену, за которой находится возможное захоронение. Совершить такой поступок пока никто не решился.

Красавица Нефертити остается самой загадочной из всех женщин мировой истории. Разгадать тайны правительницы Египта пока не под силу самым именитым историкам.

Источник

Царица Египта Нефертити. Фото, как выглядела, биография, история, гробница, факты

Царица Нефертити — один из устоявшихся символов женской красоты, принадлежащий самой таинственной правительнице Египта. История жизни царицы доподлинно неизвестна, порождает разнообразные версии и будоражит человеческое воображение. О жизни и красоте Нефертити, фото которой знакомо с детства каждому, стоит знать больше.

Внешний вид царицы

В 1912 г. немецкий археолог Людвиг Борхардт на месте археологических раскопок обнаружил мастерскую египетского скульптора Тутмеса. Предположение о принадлежности мастерской было сделано по надписи на всех найденных артефактах имени самого мастера.

Здесь же был найден бюст молодой женщины из раскрашенного известняка. Несмотря на могущество царицы Нефертити бюст, по неизвестным причинам, остался незаконченным. Единственный в мире артефакт — образ царицы хранится с 1920 г. в Берлинском Новом музее на Музейном остове (Museumsinsel). Экспонат был вывезен нелегально Берхардтом из Египта в Германию.

В то же самое время подлинная внешность царицы неизвестна. По сохраненным рисункам на стенах усыпальниц можно составить общее суждение о внешности царицы. Она была небольшого роста с хрупкой, утонченной фигурой, которая не испортилась после рождения шестерых детей.

Правительница носила легкие воздушные наряды из прозрачной ткани. Украшения царицы были выполнены в радиально-лучевом исполнении, что вносило в облик дополнительную «солнечность».

Нефертити — царица Египта, фото которой сделано с раскрашенного бюста, обладала смуглой кожей, характерной для всех жителей Египта. На лице красавицы аккуратные черные брови изогнутой формы.

Разрез глаз – восточный миндалевидный. Тонкие черты лица с высокими скулами дополняют полные губы с поднятыми вверх уголками. Лицо красавицы застыло в легкой улыбке, придающей ее обладательнице счастливый и самоуверенный вид. Существует несколько версий, ставящих под сомнение подлинность бюста:

1. Бюст несколько раз реставрировался.

В результате проведенной реставрации были изменены подлинные черты красавицы. Под двумя слоями гипсовой штукатурки видоизменился нос, который у оригинала с горбинкой, и рот, уголки которого, в действительности, опущены вниз. По мнению исследователей, первоначальный облик в камне менее красив, чем его отреставрированная гипсовой штукатуркой версия.

2. Бюст — сфальсифицированный артефакт.

По мнению некоторых ученых, гипсовая штукатурка не могла сохраниться в безупречном и неповрежденном виде около 3 тысячелетий. Материал недолговечен и неустойчив к погодным и климатическим изменениям. Подтверждают эту версию другие найденные скульптуры из гранита, возраст которых более 1000 лет. Они разрушены эрозией.

Нефертити – царица Египта, фото которой не один раз видел каждый, могла выглядеть по-другому.

Ученые Бристольского университета с помощью 3D-сканирования найденной древней мумии создали цифровую копию. Затем по копии создали бюст в натуральную величину. Таким способом, по их мнению, было восстановлено подлинное лицо Нефертити. Найденная мумия, по предположению исследователей, является либо матерью, либо мачехой фараона Тутанхамона – сына Эхнатона.

Некоторые ученые утверждают, что найденная мумия и есть мумия царицы Нефертити. Другая половина исследователей придерживается версии о том, что созданный цифровой портрет, а впоследствии бюст, принадлежит второй жене царя Кийе – биологической матери Тутанхамона.

Происхождение Нефертити

Нефер-Неферу-Атон Нефертити – полное имя царицы в переводе с древне-египетского языка означает «самая красивая в Атоне, пришедшая красота». Нефертити, изображенная на известном фото, имеет внешность особы, принадлежащей к знатному роду, как и подобает царице Египта.

В то же время раскопки и исследования, проводимые в арабской деревне Амарне с 1880-х годов, не дают точной информации о происхождения царицы. В распоряжении египтологов есть только надписи на стенах гробниц и клинописные таблички архива Амарны (ранее древнеегипетский город Ахетатон).

Нефертити царица Египта. Фото 3Д модели

На основе обнаруженных скудных материалов Египтологами выдвинуты две версии происхождения царицы:

В одном ученые сходятся единогласно – царица была знатного происхождения. Согласно второй версии Нефертити родилась в Митании (Месопотамское государство), на родине знаменитых ариев. Настоящее имя девочки по версии – Тадучела. Принцесса была дочерью царя Тушрата и царицы Юни.

Детство и юность

По предположительным данным Нефертити родилась в 1370 году до н.э. Девочка была одна из многих принцесс того времени, привезенных для того, чтобы родить сыновей и провести бесславную жизнь в гареме. В двенадцатилетнем возрасте принцесса попала в гарем фараона Аменхотепа III, в качестве подарка, для налаживания отношений между царями.

По другой версии была продана в гарем из-за пошатнувшегося благополучия отца. В обмен на дочь царь получил огромное количество золота, серебра и слоновой кости. Хороший выкуп за дочь позволил поправить материальное положение царской семьи.

После того, как старый фараон умер, гарем перешел в распоряжение к его приемнику Аментохепу IV. По другой версии – весь гарем был принесен в жертву и похоронен вместе со своим господином.

Эхнатон

Нефертити — царица Египта, фото которой сделано с найденного в Амарне бюста, нашла спасение, благодаря своей красоте. Грация и утонченность девушки не оставила равнодушным молодого правителя – Эхнатона. Он спас ее от всеобщей участи женщин гарема и взял в законные жены, наделив правом управления Египтом.

Царствование

Фараон Эхнатон (Аменхотеп IV) – самый противоречивый правитель Египта пришел к власти в 1353 году до н.э. Он первым из всех царей наделил свою супругу огромной властью.

Она не только управляла вместе с ним страной, но и вдохновляла царя на новые идеи и проведение реформ, которые внесли изменения в жизнь древних египтян. Все реформы, проведенные фараоном, носили масштабный характер и имели силу в период его правления (1351-1334 годы до н. э.)

До царствования Во время царствования Пояснения
Столица Египта – город Фивы Строительство новой столицы Египта – города Ахет-Атон Перенос столицы из города Фивы – прежнего центра политической жизни Египта вверх по течению Нила более чем на 250 км.
Поклонение Богу Амону Проведение религиозной реформы, поклонение Богу Солнца Вместо множества богов/Бога Амона жители должны были поклоняться одному единственному Богу Солнца — Атону.
Изображение правителей жестокими и беспощадными Новые направления в искусстве и изображении человека: милосердие, благодушие, доброта, любовь Во времена правления появляются новые фрески с изображением любящей супружеской пары и детей
Постоянное пребывание царицы во дворце Активное участие царицы в политической и культурной жизни страны Нефертити – первая царица Египта, активно принимающая участие в правлении страной
Читайте также:  Как пишутся ударные и безударные падежные окончания существительных

Проведение религиозной реформы подтверждает происхождение Нефертити из Митании, страны ариев, поклоняющихся Солнцу. А также подтверждает неоспоримое участие царицы в продвижении реформ.

С момента провозглашения поклонения Атону фараон Аменхотеп IV получил новое имя – Эхнатон, что означает «управляемый/благословляемый Атоном». Прежнее имя Аменхотеп означало «Амон доволен». Царица получила имя «Нефер-Нефер-Атон», что означает «ликом Солнцу подобная».

В результате проведенных реформ новая столица Египта – Ахет-Атон, построенная харизматичной царской четой, славилась загадочным Богом и небывалым богатством.

Солнцеподобная и счастливая пара служила образцом и примером супружеской жизни и правления страной. До наступления загадочных событий, над разгадкой которых трудится не одно поколение исследователей истории древнего мира.

Опала Нефертити

Через 11 лет правления Нефертити, ее имя неожиданно исчезает из всех сохранившихся официальных документов. На обнаруженных археологами табличках с иероглифами профиль царицы тщательно стерт. На некоторых изображениях закрашен краской царский головной убор. В надписях появляется имя одной из шести ее дочерей – Меританен, без упоминания имени матери.

Царственная чета по-прежнему изображена любящей парой, но подписана другим женским именем – Кийа. При раскопках был найден керамический сосуд, подписанный двумя именами: Эхнатон и Кийа. Найденные во время раскопок другие артефакты подтверждают версию о том, что фараон снова женился (предположительно на простолюдинке), и в Египте появилась новая царица.

Споры о том, почему и за что Нефертити попала в немилость, не утихают до сегодняшнего дня. Версии семейной трагедии разнообразны и противоречивы.

Согласно одному предположению, Нефертити попадает в опалу из-за неудачного по меркам фараонов материнства. Царица родила 6 дочерей, в то время как требовался наследник. По этой версии фараон, против своей воли, вынужден был снова жениться. Вторая жена родила ему долгожданного сына – «золотого мальчика» (фараон Тутанхамон). Заниматься воспитанием сына фараон поручил первой жене.

Тутанхамон

Нефертити воспитывала будущего фараона сначала за пределами столицы Египта. Материнская преданность наследнику правителя проявлялась со стороны Нефертити до тех пор, пока он не взошел на престол. Утверждают, что царь недолго прожил вместе с новой женой, быстро заскучал, и вернул Нефертити во дворец.

Согласно другой версии, Эхнатон перед смертью передал все бразды правления Нефертити, и она правила страной от его имени и в его образе. Перевоплощение царицы стало причиной бесследного исчезновения Нефертити. Этим объясняется все более женственное изображение фараона на фресках и табличках. Ни одна из выдвигаемых версий не подтверждена официально.

Судьба Нефертити после смерти царя

Судьба Нефертити после смерти не менее загадочна, чем вся жизнь царицы. Эхнатон умер в возрасте 27 лет. Что стало причиной его преждевременной смерти: болезнь или происки врагов – неизвестно.

Одна из многочисленных версий развития событий после смерти правителя рассказывает об унаследовании трона правителя первой женой. Появиться в собственном облике и под своим именем перед народом Нефертити уже не могла.

Поэтому правила страной после смерти мужа под именем Семнекхара.

Таинственный фараон неизвестного происхождения, получивший трон и успешно управляющий страной, по предположению египтологов, была первая жена царя — Нефертити в мужском обличии. Через два года правления трон был передан Тутанхамону.

Легенды о царице

Нефертити — царица Египта, фото которой до сегодняшнего дня служит исходным отправлением для создания образов «современных красавиц», прожила короткую, но насыщенную событиями жизнь.

1. Легенда о красоте.

Существование гаремов и наложниц – обычное явления для фараонов Египта. С появлением Нефертити гарем был распущен молодым фараоном ради любимой и единственной женщины.

2. Легенда о солнце в душе.

«Солнечная дочь» пользовалась уважением и доверием народа. «Услада души» правителя и хранительница мира и покоя в стране.

3. Легенда о порочной царице.

По другой легенде царица Египта – порочная и опытная в любви женщина. Во дворце она устраивала оргии и разбивала сердца юных поклонников.

4. Легенда о таинственном исчезновении гробницы.

По одной из версий после своей смерти царица была похоронена как простолюдинка, поэтому ее захоронение до сих пор не найдено. Многие жители и исследователи считают исчезновение гробницы мистическим.

Поиск гробницы Нефертити

Предположительно у царицы Египта должно быть капитальное захоронение, как у всех фараонов Египта. Однако поиски по всей стране не позволили обнаружить ни гробницы, ни склепа, ни пирамиды. Город, в котором правила Нефертити, сегодня погребен под землей.

От эпохи правления Эхнатона и Нефертити осталось очень мало захоронений. В гробнице фараона Эхнатона (склеп обнаружен в 1890 году) археологи не обнаружили ни останков фараона, ни следов возможного захоронения царицы. Поиски места погребения царицы проводились в нескольких местах.

1. Амарна.

Исследования, проведенные в королевских гробницах Амарны, не подтверждают присутствия захоронения царицы в гробницах. На стенах нет фресок и изображений подтверждающих местонахождение захоронения. Нет никаких документальных упоминаний о ее похоронах. Предположение археологов: мумию перенесли в другую гробницу. Поэтому саркофаги четы не были найдены под Амарной.

2. Долина Царей.

Она находится в 240 км от Амарны. Перенос мумии Нефертити стал, предположительно, мерой против расхищения королевских гробниц мародерами. Все правители были захоронены с большим количеством драгоценностей и ценных предметов быта.

Ни в одном из этих мест захоронение великолепной правительницы не найдено.

В течение 30 последних лет археологи время от времени объявляют о том, что обнаружили захоронение правительницы, но более детальная проверка и сопоставление фактов не подтверждают достоверность предположений.

В 2015 году, опираясь на результаты расследований египтолога Карла Николаса Ривза (радиолокационное сканирование внутренних стен усыпальницы), археологи объявили о находке тела Нефертити, которое спрятано в потайной комнате в усыпальнице Тутанхамона.

Для предъявления доказательств выдвинутого предположения необходимо сломать стену, за которой находится возможное захоронение. Совершить такой поступок пока никто не решился.

Интересные факты

Красавица Нефертити остается самой загадочной из всех женщин мировой истории. Разгадать тайны правительницы Египта пока не под силу самым именитым историкам.

Фото Нефертити — царицы Египта будет вдохновлять поиском идеала красоты и романтичности не одно поколение. В то время как великий реформатор и правитель Египта Эхнатон почти забыт историей, прекрасная Нефертити остается самой красивой и умной правительницей в древней истории мира.

Оформление статьи: Мила Фридан

Источник

Нефертити

Великая жена царя
1351 до н.э. — 1334 до н.э. Предшественник: Тейе Преемник: Анхесенамон Род: XVIII династия Отец: Эйе Супруг: Эхнатон Дети: дочери: Меритатон, Макетатон, Анхесенамон, Нефернефруатон-ташерит, Нефернефрура, Сетепенра

Неферти́ти (Нефер-Неферу-Атон Нефертити, др.-егип. Nfr-nfr.w-Jtn-Nfr.t-jty, «Прекрасная красота Атона, красавица пришла»; ок. 1370—1330 до н. э.) — «главная супруга» древнеегипетского фараона Нового царства Эхнатона (Аменхотепа IV, ок. 1351—1334 до н. э.). Время правления Эхнатона и Нефертити, известное как «Амарнский период», ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой — переходом к монотеистическому культу Атона. Роль самой царицы в проведении «солнцепоклоннического переворота» [1] спорна. XVIII династии.

Содержание

Происхождение

Нефертити (Nfr-nfr.w-Jtn Nfr.t-jty )
в иероглифах



» alt=»>»/>

С начала исследования и проведения раскопок в развалинах Ахетатона (современная Тель-эль-Амарна) в 80-х годах XIX века до настоящего времени не обнаружено ни одного чёткого свидетельства о происхождении Нефертити. Только упоминания на стенах гробниц семьи фараона и вельмож дают некоторые данные о ней. Именно надписи в усыпальницах и клинописные таблички Амарнского архива помогли египтологам выстроить несколько гипотез о том, где родилась царица. Выдвигалось несколько версий, каждая из которых претендует на истинность, но недостаточно подтверждена источниками, чтобы занять лидирующее положение. Версии менялись с течением времени в зависимости от интерпретации обнаруживаемых археологических находок.

В целом, взгляды египтологов можно разделить на 2 версии: большинство считают Нефертити египтянкой, другие — иноземной принцессой. Гипотеза о том, что царица не была знатного происхождения и случайно появилась у трона, сейчас отвергается большинством египтологов.

Нефертити — иноземная принцесса

Имя Нефертити переводится как «Красавица пришла», поэтому согласно одной из версий супруга Эхнатона не была египтянкой. У сторонников иноземного происхождения Нефертити есть две версии, подкрепляемые несколькими аргументами. Считается, что Нефертити — это митаннийская принцесса, присланная ко двору отца Эхнатона — фараона Аменхотепа III. У тогдашнего хурритского царя Митанни Тушратты (ок. 1370 — ок. 1350 гг. до н. э.) было две дочери: Гилухепа (Гилухиппа) и Тадухепа (Тадухиппа), обе были отправлены ко двору фараона. В некоторых источниках упоминается, что младшая сестра Нефертити впоследствии стала женой одного из последующих фараонов (возможно её мужем стал Хоремхеб).

Версия о египетском происхождении

Изначально египтологи шли простой логической цепочкой. Если Нефертити — «главная жена фараона», она должна быть египтянкой, более того египтянкой царских кровей. Поэтому считалось, что царица — одна из дочерей Аменхотепа III. Но ни один из списков дочерей этого фараона не содержит упоминаний о царевне с таким именем. Среди его 6 дочерей нет и сестры Нефертити — принцессы Мутнеджмет (Бенре-Мут).

В современной египтологии распространено предположение, что Нефертити — дочь вельможи Эйе (одного из сподвижников Эхнатона, впоследствии — фараона), вероятного брата царицы Тии, и его первой супруги, а значит, также была родом из Ахмима. Соответственно, Нефертити могла приходиться двоюродной сестрой Эхнатону. Тия, вторая супруга Эйе, упоминается как кормилица будущей царицы и поэтому не может быть её биологической матерью, а кроме того она стала впоследствии свекровью Нефертити. В пользу египетского происхождения Нефертити свидетельствуют упоминания о её сестре Мутнеджмет, занимавшей высокое положение при дворе фараона [3] и ставшей впоследствии супругой фараона Хоремхеба.

От Эхнатона родила шесть дочерей:

Царствование

На 12-м году правления Эхнатона умирает средняя дочь царственной четы — принцесса Макетатон, а вскоре и сама Нефертити исчезает с исторической арены, возможно, попав в опалу; её место заняла второстепенная царица из женского дома Эхнатона — Кийа, а позже — старшая дочь Нефертити — Меритатон.

К 14-му году правления Эхнатона (1336 до н. э.) все упоминания о царице исчезают. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмоса, показывает Нефертити на склоне лет. Перед нами то же лицо, все ещё прекрасное, но время уже наложило на него свой отпечаток, оставив следы утомленности годами, усталости, даже надломленности. Идущая царица одета в облегающее платье, с сандалиями на ногах. Утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери трех дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.

В одной из скульптурных мастерских (O.47.16) была найдена маска, снятая с Нефертити уже на склоне лет. Так как маска подверглась скульптурной обработке, невозможно установить, была ли она снята с мёртвой или живой женщины. Об обстоятельствах смерти царицы Нефертити сведения отсутствуют. Отсутствие у царицы сына — наследника царского престола, могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи.

Доказано, что матерью Тутанхамона является сестра Эхнатона. Но все же воспитывался фараон в семье Нефертити. Для продолжения родословной был заключен брак между Тутанхамоном и дочерью Нефертити.

Искусство её эпохи

Любовь царской четы стала одним из основных сюжетов для художников Ахетатона — столицы Эхнатона и Нефертити. Никогда ещё в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов.

Нефертити, «красавица, прекрасная в диадеме с двумя перьями, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами» с супругом сидят с детьми; Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени и придерживая рукой маленькую дочь. На одном из рельефов, обнаруженном в Ахетатоне, запечатлен кульминационный момент этой идиллии — поцелуй Эхнатона и Нефертити. На каждой сцене обязательно присутствует Атон — солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете анхи символы вечной жизни.

Читайте также:  Как правильно пишется слово ихнему

Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь. В Гемпаатоне и Хутбенбене — больших храмах бога Атона в Фивах ей возносили молитвы; ни одно из храмовых действ не могло происходить без неё, залога плодородия и процветания всей страны. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, — говорится о ней в надписях гробниц вельмож-современников, — при звуке голоса её ликуют». Стены зала, возведенного Эхнатоном на 6-м году правления в своей столице для празднования церемонии Сед, были декорированы колоссальными скульптурными изображениями Нефертити, отождествленной с богиней Тефнут — богиней влаги, дочерью Солнца-Ра, стоящей на поддержании мировой гармонии и божественного закона. В этой ипостаси Нефертити могла изображаться в качестве сфинкса, поражающей врагов Египта палицей.

Обладавшая огромной властью и полномочиями, царица чаще всего изображалась в своем излюбленном головном уборе — высоком синем парике, обвитом золотыми лентами и уреем, который символически подчеркивал её связь с грозными богинями, дочерьми Солнца.

Бюст Нефертити

6 декабря 1912 года германским археологом Людвигом Борхардтом и его ассистентом Германом Ранке в мастерской скульптора Тутмоса Младшего в эль-Амарне был обнаружен уникальный бюст царицы Нефертити, которая с тех пор стала одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры. В своём археологическом дневнике напротив зарисовки памятника Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесцельно, — надо смотреть».

Обнаруженный командой египтолога Борхардта и вывезенный в 1913 году в Германию уникальный бюст царицы хранится в собрании Египетского музея в Берлине, хотя с 1924 года звучат требования и ведутся споры насчет необходимости его возвращения. Когда позднее в 1933 году министерство культуры Египта затребовало его обратно, а Германия отказалась его возвращать, египтологам Германии было запрещено вести археологические раскопки в Египте. Вторая мировая война и преследование жены Борхардта из-за её еврейского происхождения помешали археологу продолжить исследования в полной мере. Бюст Нефертити официально принадлежит Фонду прусского культурного наследия, тем не менее, Египет в лице высокопоставленных чиновников министерства культуры официально требует у ФРГ вернуть вывезенный бюст Нефертити.

Бюст Нефертити, высотой 50 см и весом около 20 кг, изготовлен из цельного известняка, отделан гипсо-ангидритовой смесью и полностью окрашен. На нём нет никаких иероглифических надписей. Однако характерная корона, которую Людвиг Борхардт назвал «париком» (на самом деле восходящая к хепрешу или же атеф), помогла исследователям идентифицировать модель, сравнивая скульптуру с другими изображениями Нефертити. Почти идеальная сохранность, яркость красок и живость правого глаза производят поразительное впечатление на зрителя. В то же время левый глаз отсутствует; некоторые египтологи предполагают, что вкладка в него так никогда и не была установлена, хотя портрет Нефертити до настоящего времени является единственным образцом древнеегипетской скульптуры с одним глазом.

Недавно было обнаружено, что бюст красавицы Нефертити имеет позднюю «пластическую операцию» штукатуркой. [5] Изначально слепленный с носом «картошкой» и т. п., позже был подправлен и стал считаться эталоном египетской красоты. Пока остаётся неизвестным, было ли первоначальное изображение Нефертити ближе к оригиналу и позже приукрашено, или наоборот последующее вмешательство устранило неточности первоначальной работы. Доказать это может только исследование мумии самой Нефертити, если она будет обнаружена.

Гробница

Нефертити не была обнаружена или опознана среди уже найденных мумий.

Однако результат экспертизы опроверг эту гипотезу: мумия была идентифицирована как дочь царицы Тии (лежащей рядом) и Аменхотепа III (похороненного в этой же гробнице), жена и сестра Эхнатона, мать Тутанхамона.

Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет о легенде местных жителей. Якобы, в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гробик; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось.

Бюсты и фигуры Нефертити, Берлин, Египетский музей

Фигура стоящей Нефертити.

Фигура стоящей Нефертити.

Бюст, как он демонстрируется в экспозиции Египетского музея

Нефертити приносит подношения Атону

Нефертити побивает пленников

Напишите отзыв о статье «Нефертити»

Примечания

Литература

Ссылки

Отрывок, характеризующий Нефертити

– Мир заключен… – начал он. Но Наполеон не дал ему говорить. Ему, видно, нужно было говорить самому, одному, и он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к которому так склонны балованные люди.
– Да, я знаю, вы заключили мир с турками, не получив Молдавии и Валахии. А я бы дал вашему государю эти провинции так же, как я дал ему Финляндию. Да, – продолжал он, – я обещал и дал бы императору Александру Молдавию и Валахию, а теперь он не будет иметь этих прекрасных провинций. Он бы мог, однако, присоединить их к своей империи, и в одно царствование он бы расширил Россию от Ботнического залива до устьев Дуная. Катерина Великая не могла бы сделать более, – говорил Наполеон, все более и более разгораясь, ходя по комнате и повторяя Балашеву почти те же слова, которые ои говорил самому Александру в Тильзите. – Tout cela il l’aurait du a mon amitie… Ah! quel beau regne, quel beau regne! – повторил он несколько раз, остановился, достал золотую табакерку из кармана и жадно потянул из нее носом.
– Quel beau regne aurait pu etre celui de l’Empereur Alexandre! [Всем этим он был бы обязан моей дружбе… О, какое прекрасное царствование, какое прекрасное царствование! О, какое прекрасное царствование могло бы быть царствование императора Александра!]
Он с сожалением взглянул на Балашева, и только что Балашев хотел заметить что то, как он опять поспешно перебил его.
– Чего он мог желать и искать такого, чего бы он не нашел в моей дружбе. – сказал Наполеон, с недоумением пожимая плечами. – Нет, он нашел лучшим окружить себя моими врагами, и кем же? – продолжал он. – Он призвал к себе Штейнов, Армфельдов, Винцингероде, Бенигсенов, Штейн – прогнанный из своего отечества изменник, Армфельд – развратник и интриган, Винцингероде – беглый подданный Франции, Бенигсен несколько более военный, чем другие, но все таки неспособный, который ничего не умел сделать в 1807 году и который бы должен возбуждать в императоре Александре ужасные воспоминания… Положим, ежели бы они были способны, можно бы их употреблять, – продолжал Наполеон, едва успевая словом поспевать за беспрестанно возникающими соображениями, показывающими ему его правоту или силу (что в его понятии было одно и то же), – но и того нет: они не годятся ни для войны, ни для мира. Барклай, говорят, дельнее их всех; но я этого не скажу, судя по его первым движениям. А они что делают? Что делают все эти придворные! Пфуль предлагает, Армфельд спорит, Бенигсен рассматривает, а Барклай, призванный действовать, не знает, на что решиться, и время проходит. Один Багратион – военный человек. Он глуп, но у него есть опытность, глазомер и решительность… И что за роль играет ваш молодой государь в этой безобразной толпе. Они его компрометируют и на него сваливают ответственность всего совершающегося. Un souverain ne doit etre a l’armee que quand il est general, [Государь должен находиться при армии только тогда, когда он полководец,] – сказал он, очевидно, посылая эти слова прямо как вызов в лицо государя. Наполеон знал, как желал император Александр быть полководцем.
– Уже неделя, как началась кампания, и вы не сумели защитить Вильну. Вы разрезаны надвое и прогнаны из польских провинций. Ваша армия ропщет…
– Напротив, ваше величество, – сказал Балашев, едва успевавший запоминать то, что говорилось ему, и с трудом следивший за этим фейерверком слов, – войска горят желанием…
– Я все знаю, – перебил его Наполеон, – я все знаю, и знаю число ваших батальонов так же верно, как и моих. У вас нет двухсот тысяч войска, а у меня втрое столько. Даю вам честное слово, – сказал Наполеон, забывая, что это его честное слово никак не могло иметь значения, – даю вам ma parole d’honneur que j’ai cinq cent trente mille hommes de ce cote de la Vistule. [честное слово, что у меня пятьсот тридцать тысяч человек по сю сторону Вислы.] Турки вам не помощь: они никуда не годятся и доказали это, замирившись с вами. Шведы – их предопределение быть управляемыми сумасшедшими королями. Их король был безумный; они переменили его и взяли другого – Бернадота, который тотчас сошел с ума, потому что сумасшедший только, будучи шведом, может заключать союзы с Россией. – Наполеон злобно усмехнулся и опять поднес к носу табакерку.
На каждую из фраз Наполеона Балашев хотел и имел что возразить; беспрестанно он делал движение человека, желавшего сказать что то, но Наполеон перебивал его. Например, о безумии шведов Балашев хотел сказать, что Швеция есть остров, когда Россия за нее; но Наполеон сердито вскрикнул, чтобы заглушить его голос. Наполеон находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить, только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость. Балашеву становилось тяжело: он, как посол, боялся уронить достоинство свое и чувствовал необходимость возражать; но, как человек, он сжимался нравственно перед забытьем беспричинного гнева, в котором, очевидно, находился Наполеон. Он знал, что все слова, сказанные теперь Наполеоном, не имеют значения, что он сам, когда опомнится, устыдится их. Балашев стоял, опустив глаза, глядя на движущиеся толстые ноги Наполеона, и старался избегать его взгляда.
– Да что мне эти ваши союзники? – говорил Наполеон. – У меня союзники – это поляки: их восемьдесят тысяч, они дерутся, как львы. И их будет двести тысяч.
И, вероятно, еще более возмутившись тем, что, сказав это, он сказал очевидную неправду и что Балашев в той же покорной своей судьбе позе молча стоял перед ним, он круто повернулся назад, подошел к самому лицу Балашева и, делая энергические и быстрые жесты своими белыми руками, закричал почти:
– Знайте, что ежели вы поколеблете Пруссию против меня, знайте, что я сотру ее с карты Европы, – сказал он с бледным, искаженным злобой лицом, энергическим жестом одной маленькой руки ударяя по другой. – Да, я заброшу вас за Двину, за Днепр и восстановлю против вас ту преграду, которую Европа была преступна и слепа, что позволила разрушить. Да, вот что с вами будет, вот что вы выиграли, удалившись от меня, – сказал он и молча прошел несколько раз по комнате, вздрагивая своими толстыми плечами. Он положил в жилетный карман табакерку, опять вынул ее, несколько раз приставлял ее к носу и остановился против Балашева. Он помолчал, поглядел насмешливо прямо в глаза Балашеву и сказал тихим голосом: – Et cependant quel beau regne aurait pu avoir votre maitre! [A между тем какое прекрасное царствование мог бы иметь ваш государь!]
Балашев, чувствуя необходимость возражать, сказал, что со стороны России дела не представляются в таком мрачном виде. Наполеон молчал, продолжая насмешливо глядеть на него и, очевидно, его не слушая. Балашев сказал, что в России ожидают от войны всего хорошего. Наполеон снисходительно кивнул головой, как бы говоря: «Знаю, так говорить ваша обязанность, но вы сами в это не верите, вы убеждены мною».
В конце речи Балашева Наполеон вынул опять табакерку, понюхал из нее и, как сигнал, стукнул два раза ногой по полу. Дверь отворилась; почтительно изгибающийся камергер подал императору шляпу и перчатки, другой подал носовои платок. Наполеон, ne глядя на них, обратился к Балашеву.
– Уверьте от моего имени императора Александра, – сказал оц, взяв шляпу, – что я ему предан по прежнему: я анаю его совершенно и весьма высоко ценю высокие его качества. Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre a l’Empereur. [Не удерживаю вас более, генерал, вы получите мое письмо к государю.] – И Наполеон пошел быстро к двери. Из приемной все бросилось вперед и вниз по лестнице.

Читайте также:  Серебряном окладе как пишется

После всего того, что сказал ему Наполеон, после этих взрывов гнева и после последних сухо сказанных слов:
«Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre», Балашев был уверен, что Наполеон уже не только не пожелает его видеть, но постарается не видать его – оскорбленного посла и, главное, свидетеля его непристойной горячности. Но, к удивлению своему, Балашев через Дюрока получил в этот день приглашение к столу императора.
На обеде были Бессьер, Коленкур и Бертье. Наполеон встретил Балашева с веселым и ласковым видом. Не только не было в нем выражения застенчивости или упрека себе за утреннюю вспышку, но он, напротив, старался ободрить Балашева. Видно было, что уже давно для Наполеона в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это.
Император был очень весел после своей верховой прогулки по Вильне, в которой толпы народа с восторгом встречали и провожали его. Во всех окнах улиц, по которым он проезжал, были выставлены ковры, знамена, вензеля его, и польские дамы, приветствуя его, махали ему платками.
За обедом, посадив подле себя Балашева, он обращался с ним не только ласково, но обращался так, как будто он и Балашева считал в числе своих придворных, в числе тех людей, которые сочувствовали его планам и должны были радоваться его успехам. Между прочим разговором он заговорил о Москве и стал спрашивать Балашева о русской столице, не только как спрашивает любознательный путешественник о новом месте, которое он намеревается посетить, но как бы с убеждением, что Балашев, как русский, должен быть польщен этой любознательностью.
– Сколько жителей в Москве, сколько домов? Правда ли, что Moscou называют Moscou la sainte? [святая?] Сколько церквей в Moscou? – спрашивал он.
И на ответ, что церквей более двухсот, он сказал:
– К чему такая бездна церквей?
– Русские очень набожны, – отвечал Балашев.
– Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, – сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения.
Балашев почтительно позволил себе не согласиться с мнением французского императора.
– У каждой страны свои нравы, – сказал он.
– Но уже нигде в Европе нет ничего подобного, – сказал Наполеон.
– Прошу извинения у вашего величества, – сказал Балашев, – кроме России, есть еще Испания, где также много церквей и монастырей.
Этот ответ Балашева, намекавший на недавнее поражение французов в Испании, был высоко оценен впоследствии, по рассказам Балашева, при дворе императора Александра и очень мало был оценен теперь, за обедом Наполеона, и прошел незаметно.
По равнодушным и недоумевающим лицам господ маршалов видно было, что они недоумевали, в чем тут состояла острота, на которую намекала интонация Балашева. «Ежели и была она, то мы не поняли ее или она вовсе не остроумна», – говорили выражения лиц маршалов. Так мало был оценен этот ответ, что Наполеон даже решительно не заметил его и наивно спросил Балашева о том, на какие города идет отсюда прямая дорога к Москве. Балашев, бывший все время обеда настороже, отвечал, что comme tout chemin mene a Rome, tout chemin mene a Moscou, [как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву,] что есть много дорог, и что в числе этих разных путей есть дорога на Полтаву, которую избрал Карл XII, сказал Балашев, невольно вспыхнув от удовольствия в удаче этого ответа. Не успел Балашев досказать последних слов: «Poltawa», как уже Коленкур заговорил о неудобствах дороги из Петербурга в Москву и о своих петербургских воспоминаниях.
После обеда перешли пить кофе в кабинет Наполеона, четыре дня тому назад бывший кабинетом императора Александра. Наполеон сел, потрогивая кофе в севрской чашке, и указал на стул подло себя Балашеву.
Есть в человеке известное послеобеденное расположение духа, которое сильнее всяких разумных причин заставляет человека быть довольным собой и считать всех своими друзьями. Наполеон находился в этом расположении. Ему казалось, что он окружен людьми, обожающими его. Он был убежден, что и Балашев после его обеда был его другом и обожателем. Наполеон обратился к нему с приятной и слегка насмешливой улыбкой.
– Это та же комната, как мне говорили, в которой жил император Александр. Странно, не правда ли, генерал? – сказал он, очевидно, не сомневаясь в том, что это обращение не могло не быть приятно его собеседнику, так как оно доказывало превосходство его, Наполеона, над Александром.
Балашев ничего не мог отвечать на это и молча наклонил голову.
– Да, в этой комнате, четыре дня тому назад, совещались Винцингероде и Штейн, – с той же насмешливой, уверенной улыбкой продолжал Наполеон. – Чего я не могу понять, – сказал он, – это того, что император Александр приблизил к себе всех личных моих неприятелей. Я этого не… понимаю. Он не подумал о том, что я могу сделать то же? – с вопросом обратился он к Балашеву, и, очевидно, это воспоминание втолкнуло его опять в тот след утреннего гнева, который еще был свеж в нем.
– И пусть он знает, что я это сделаю, – сказал Наполеон, вставая и отталкивая рукой свою чашку. – Я выгоню из Германии всех его родных, Виртембергских, Баденских, Веймарских… да, я выгоню их. Пусть он готовит для них убежище в России!
Балашев наклонил голову, видом своим показывая, что он желал бы откланяться и слушает только потому, что он не может не слушать того, что ему говорят. Наполеон не замечал этого выражения; он обращался к Балашеву не как к послу своего врага, а как к человеку, который теперь вполне предан ему и должен радоваться унижению своего бывшего господина.
– И зачем император Александр принял начальство над войсками? К чему это? Война мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?
Наполеон опять взял табакерку, молча прошелся несколько раз по комнате и вдруг неожиданно подошел к Балашеву и с легкой улыбкой так уверенно, быстро, просто, как будто он делал какое нибудь не только важное, но и приятное для Балашева дело, поднял руку к лицу сорокалетнего русского генерала и, взяв его за ухо, слегка дернул, улыбнувшись одними губами.
– Avoir l’oreille tiree par l’Empereur [Быть выдранным за ухо императором] считалось величайшей честью и милостью при французском дворе.
– Eh bien, vous ne dites rien, admirateur et courtisan de l’Empereur Alexandre? [Ну у, что ж вы ничего не говорите, обожатель и придворный императора Александра?] – сказал он, как будто смешно было быть в его присутствии чьим нибудь courtisan и admirateur [придворным и обожателем], кроме его, Наполеона.
– Готовы ли лошади для генерала? – прибавил он, слегка наклоняя голову в ответ на поклон Балашева.
– Дайте ему моих, ему далеко ехать…
Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась.

После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию.
Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию. В новой стране и в новых условиях жизни князю Андрею стало жить легче. После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжелее были свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему, глядя на небо на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме; но он даже боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытое были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного.
Из представлявшихся ему деятельностей военная служба была самая простая и знакомая ему. Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова своей охотой к работе и аккуратностью. Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал