Как пишется на первом уроке

Как правильно: он не усвоил урок или урока?

26 сентября 2016 10:50

Администрация города Екатеринбурга в рамках проекта «Екатеринбург говорит правильно» обращается к вопросу о корректном употреблении существительного с впереди стоящим глаголом с отрицанием.

Родительный падеж нужен:

— При сочетании с глаголом «не иметь»: не имеет права, значения, смысла, намерения, понятия, влияния; не имеет дома, денег, машины, брата, друга, сведений.

— При наличии слов «никакой», «ничей», «ни один»: не взял на себя никакой ответственности, не потерял ни одного грамма, не прочитал ни одной статьи.

— При глаголах восприятия, мысли: не понял вопроса, не знал урока, не чувствовал боли, не заметил ошибки, не видел дорожного знака.

— Если существительное имеет отвлеченное значение: не теряет времени, не испытывает желания, не скрывает радости.

— Если в качестве зависимого слова используется местоимение: не допущу этого; не делайте того.

— При наличии повторяющегося союза «ни. ни»: не читает ни книг, ни газет.

— В некоторых устойчивых сочетаниях: не играет роли, не производит впечатления, не обращает внимания, не уделяет внимания, не приносит ущерба, не придает значения, не вызывает сомнения, не принимает участия и так далее. А также: не говоря (не сказав) худого слова; не сводить глаз с кого-чего-л.; не находить себе места; плетью обуха не перешибешь.

Винительный падеж нужен:

— Если отрицание «не» стоит не при глаголе, а при другом слове: не очень люблю стихи, не всегда читает книги, не вполне усвоил предмет (люблю стихи, но не очень; читает книги, но не всегда; усвоил предмет, но не вполне).

Читайте также:  Вопросы по рассказу веселая семейка

— Если при глаголе кроме данного существительного должно быть еще одно зависимое существительное или прилагательное: он не считает книгу интересной; не прочитал статью за вечер; не обеспечили регион электроэнергией.

— Если существительное относится к инфинитиву, отделенному от глагола с отрицанием другим инфинитивом: он не хочет начинать писать мемуары (он не хочет писать мемуаров и мемуары).

— При наличии в предложении местоимений, указывающих на определенность объекта: Эту песню не задушишь, не убьешь; он не решил эту задачу (он не решал задач); Ростов, не желая навязывать свое знакомство, не пошел в дом.

— При наличии после существительного придаточного предложения со словом который: Он не прочитал книгу, которую я ему дал.

— При одушевленном существительном или при имени собственном: Со времени моего кондукторства я не люблю Лесную улицу; Но Суровцев уже понимал, что уйти, не повидав Веру, не в силах.

— Если отрицание входит в состав частицы «едва не», «чуть не», «чуть-чуть не»: Едва не уронил стакан; Чуть не пропустил трамвай; Чуть было не потерял билет.

— В собственно отрицательных предложениях: Некому показать работу; негде опубликовать статью.

— В некоторых устойчивых сочетаниях: Не морочь мне голову; Не скаль зубы.

В остальных случаях существительные в описываемых конструкциях обычно можно использовать в форме и родительного падежа, и винительного падежа.

Таким образом, правильно: он не усвоил урока.

Источник

Урок русского языка. Тема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами»

Класс: 2

Ключевые слова: не с глаголом

Класс 2.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

Задачи:

образовательная:

развивающая

воспитательная

Формировать УУД:

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности:

Средства обучения:

I. Мотивация к учебной деятельности

Слайд 2

Скажем здравствуйте глазами,
Скажем здравствуйте руками,
Скажем здравствуйте ртом,
Станет радостней кругом!

Слайд 3

Читайте также:  Картины на темы русских сказок

— Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем исследовать слова.

— Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (трудолюбивыми внимательными)

Урок-исследование. Слайд 4

— Нам предстоят новые открытия, а новое – это всегда интересно.

— Вначале запишем дату исследования и вид работы (с проговариванием).

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

– С чего начинается работа на уроке?

(Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового знания.)

— А начнем мы нашу работу с чистописания.

— Что это за буквы? (строчные) гл гл

— Какие звуки обозначают? (Согласные звонкие)

— Проверили посадку, расстояние от тетради до глаз. Пишем каллиграфическим почерком.

— Подчеркните самое красивое буквосочетание.

— Добавьте гласные буквы, чтобы получилось слово.

— Что получилось? (глагол)

Что такое глагол?

— Посмотрите на доску, прочитайте слова: вырос поют журчат

— Что общего? Лишнее слово? Почему?

— Запишите глаголы, изменяя их число.

У доски работает ученик выросли поет журчит

— Что повторили выполняя это задание?

Слайд 5.

Выросли поёт журчит

— Какой темой их можно объединить? (весна)

Слайд 5.

— Какое задание вы бы предложили к данным словам? (составить предложения)

Слайд 6.

— Посмотрите на картинку, что изображено.

— Составьте предложение с глаголом во множественном числе по картинке (На поле выросли цветы)

— Составьте его схему, укажите опасные места с объяснением (По цепочке)

— Прочитайте предложение на доске, запишите его по памяти.

Разбор по членам предложения с указанием частей речи

— Чем является глагол в предложении?

Слайд 7.

— Посмотрите на картинку, что изменилось?

— Как теперь будет звучать наше предложение? (На поле не выросли цветы)

3. Выполнение пробного действия

— Запишем предложение в тетрадь.

4. Фиксация индивидуального затруднения

III. Выявление места и причины затруднения

В каком месте возникло затруднение?

— Почему возникло затруднение?(При написании не с глаголом.

— Мы не знаем как пишется не с глаголом)

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Слайд 7.

Читайте также:  Как пишется полок или полка

— Какую цель ставим на уроке? (Узнать, как пишется не с глаголом.)

Слайд 8.

— Что нам поможет ее достичь? Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства (Свой опыт, учебник, учитель)

— Итак, нам предстоит большая работа, но прежде, чем мы к ней приступим, я предлагаю вам отдохнуть

V. Физкультминутка

Покажите движениями

Как живешь? (Вот так!) Как плывешь? Как бежишь?

Машешь вслед? Смотришь вдаль? Ночью спишь? А сидишь?

VI. Реализация построенного проекта

Для ответа на вопрос: Чем является слово НЕ, выполним 1 задание

Слайд 9.

Вывод: НЕ – это частица.

Слайд 10.

— Какие будут предположения: как писать частицу не с глаголом?

— Найти ответ на этот вопрос нам поможет грамматическая сказка. (Костюмированная инсценировка)

Гордую частицу «НЕ» полюбил благородный Глагол. Печальной была его любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Он говорил «Надеюсь» А она ему: «Не надеюсь».

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах.

— Какое правило написания частицы сформулировано в этой сказке?

— Правописание частицы НЕ с глаголами – это орфограмма

Какое значение придаёт предложению частица НЕ?

— Прочитайте, что в учебнике написано о частице НЕ с.78.

Устранение затруднения.

Можете ли, вы теперь определить, как правильно записать предложение

На лугу не выросли цветы.

— Исправьте ошибку, если вы её допустили.

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Слайд 11.

В данные пословицы перед глаголом вставьте частицу НЕ так, чтобы у пословиц появился смысл, объясните его

Слайд 12.

— Отвечаете мне, используя частицу не и глагол.

Источник

Поделиться с друзьями
Наши дети
Adblock
detector