Как пишется музыкальный руководитель

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Должностная инструкция музыкального руководителя

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

Должностная инструкция музыкального руководителя [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Музыкальный руководитель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность музыкального руководителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность музыкального руководителя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Музыкальный руководитель должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

— Конвенцию о правах ребенка;

— педагогику и психологию;

— возрастную физиологию, анатомию;

— санитарию и гигиену;

— индивидуальные особенности развития детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками, музыкальные произведения детского репертуара;

— современные образовательные музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры;

— основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Музыкальному руководителю запрещается:

— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов музыкального руководителя;

— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Музыкальный руководитель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников.

2.2. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.

2.3. Участвует в разработке образовательной программы образовательной организации.

2.4. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей.

2.5. Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников.

2.6. Участвует в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательной организации (музыкальные вечера, развлечения, пение, хороводы, танцы, показ кукольного и теневого театра и иные мероприятия), спортивных мероприятиях с воспитанниками, обеспечивает их музыкальное сопровождение.

2.7. Консультирует родителей (лиц, их заменяющих) и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников к их участию в массовых, праздничных мероприятиях.

2.8. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

2.9. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.

2.10. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.11. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.12. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.13. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.14. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.15. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.16. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.17. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.18. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.19. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.20. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.21. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.22. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Музыкальный руководитель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на сокращенную продолжительность рабочего времени;

— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

Читайте также:  Как правильно пишется слово щепетильный

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Музыкальный руководитель несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Источник

специалист в области арт-терапии

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж № 1»

Методическое пособие для студентов специальности 050130 «Музыкальное образование»

Профессиональные качества музыкального руководителя…………. 6

Виды деятельности на музыкальном занятии…………………………. 8

Возрастные особенности дошкольников………………………………. 9

Рекомендации при подготовке к музыкальному занятию…………… 12

Методическое пособие включают в себя:

— исторический аспект становления профессии музыкального руководителя;

— раскрытие основных профессиональных качеств музыкального руководителя;

— раскрытие возрастных особенностей детей;

— рекомендации по подготовке к музыкальному занятию;

— знать и уметь применять на практике различные методы работы с детьми дошкольного возраста.

Содержание методического пособия направлено на формирование у студентов-практикантов профессионально-необходимых знаний и становление педагогических умений.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании де​тей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников.

1. Исторический аспект

Профессия музыканта настолько же древняя, насколько и сама музыка. С появлением первых музыкальных инструментов появились и первые музыканты. Они были главными действующими лицами в ритуальных танцах и пениях, обрядовых традициях, религиозных мероприятиях. Так как все эти моменты играли важную роль в жизни древних народов, то и роль музыканта была весьма почетной.

Хороший музыкант – тот, кто не только профессионально сочиняет или исполняет музыкальные произведения. Это человек, который умеет посредством музыки выражать мысли и идеи, передавать настроения, вызывать эмоции.

Музыкальный руководитель – профессия, включающая многие умения: музыканта, педагога, организатора, сценариста, режиссера. Музыкальные руководители, как правило, работают в детских дошкольных учреждениях. Они несут музыкальную культуру подрастающему поколению, создают колыбель искусств, в которой творят сами и учат ребенка творить свободно и красиво.

Профессия музыкального руководителя относится к типу «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с детьми.

Дополнительный тип профессии: «Человек – Художественный образ», так как она связана с творческой деятельностью, воспроизведением и созданием художественных образов с помощью музыкальных средств.

По характеру труда профессия музыкального руководителя относится к классу эвристических (творческих), она связана с планированием, анализом, организацией, управлением, принятием нестандартных решений.

К профессионально важным качествам музыкального руководителя относятся:

музыкальная и педагогическая одаренность

развитая моторика рук

развитые коммуникативные способности

большой объем оперативной и долговременной памяти;

умение чувствовать и понимать стили, жанры музыки.

2. Профессиональные качества музыкального руководителя

Психолого-педагогическая компетенция современного педагога предполагает не только владение знаниями, различными технологиями музыкального развития детей, но и такие качества, как профессиональная рефлексия, критическое мышление. Это необходимо, поскольку сегодня предлагается огромное количество учебных пособий, программ, репертуарных сборников и для педагога важно уметь делать осознанный, обоснованный выбор.

Музыкальный руководитель (как и любой педагог!) должен быть образованным человеком, с грамотной речью, обладающий коммуникативными навыками. Без общекультурной подготовки педагога развитие психолого-педагогической компетенции теряет смысл.

Третьей важнейшей компетенцией можно назвать музыкальную подготовленность педагога-музыканта, его влюбленность в музыку как в искусство, профессиональное владение музыкальным инструментом (желательно, двумя и более), обладание широким музыкальным кругозором, художественным вкусом.

Характеристика многочисленных функциональных обязанностей музыкального руководителя требует владения самыми разнообразными компетенциями: нужно обладать организаторскими умениями, способностями художника-оформителя и костюмера, а также хореографа, аранжировщика, сценариста, и т. д.

В настоящее время музыкальный руководитель должен использовать ИКТ в образовательном процессе: уметь делать презентации, владеть интерактивной доской, делать свои странички на сайте детского сада с целью взаимодействия с родителями.

Очевидно, что в одном человеке вряд ли все эти умения будут развиты на высоком уровне. Поэтому выделим главные качества педагога-музыканта, без которых не может идти речь о полноценном музыкальном воспитании детей. Это – любовь к детям, увлеченность музыкой, профессиональная музыкальная подготовка и способность к творчеству. Все остальные умения можно приобрести или компенсировать.

Чтобы быть успешным не только в профессии, но и в жизни, важно обладать не только специальными компетенциями, но и общими способностями. Поскольку сегодня мы живем в изменяющемся мире, где все непредсказуемо, чтобы быть успешным, нужно уметь гибко адаптироваться к новым условиям и требованиям. С этой точки зрения современный педагог должен обладать деятельностными способностями, то есть способностями к самоизменению, самовоспитанию, саморазвитию. В дошкольном детстве важно сформировать первичный опыт решения разнообразных проблем (преимущественно – в игровой форме). И чтобы этот первичный опыт в школьном возрасте перерос в новое качество – деятельностные способности – важно, чтобы преодоление трудностей (в начале – вместе со взрослым) вызывало чувство удовлетворения, радость, повышало самооценку и уверенность в своих силах, расширяло представление о возможных способах решения различных задач. Поэтому важным требованиям к педагогу является его готовность к самообучению, умение моделировать игровые ситуации, в которых дети приобретали бы опыт решения различных проблем.

3. Виды деятельности на музыкальном занятии

Музыкальное занятие имеет четкое построение:

— развитие чувства ритма, музицирование;

— пляски, игры, хороводы.

В этот раздел включаются два вида движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражне​ния для рук) и танцевальные (переменный шаг, притопы и т. д.), то есть те движения, которые пригодятся в разучивании плясок.

Работа над развитием чувства ритма. Музи​цирование

Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей. Без ритма невозможно пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его не​обходимо выявить и развить. Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неодно​кратно, повторяются. Каждое новое задание пере​носится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования.

Помогает детям отдохнуть, расслабиться, укреп​ляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою оче​редь помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме. Разучива​ние при этом забавных стишков, прибауток развива​ет детскую память и речь.

Для того чтобы дети лучше воспринимали музы​ку, необходимо подбирать музыкальные произведе​ния с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музы​кальному образу или герою характером. Для лучше​го восприятия к каждому музыкальному произведе​нию подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты.

Большое значение в этом разделе имеет ис​пользование записей, а также ви​деоматериалов из кинофильмов и мультипликаци​онных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому.

Большое внимание уделяется пению. Собственное исполнение песен должно до​ставлять детям удовольствие. Для того чтобы не акцентировать внимания детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гу​дение), им предлагаются простые, веселые песенки-распевки; дети могут сами себе подыграть на музыкальных инструментах. Песни для детского исполнения должны быть доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены, текст песен на заня​тиях не должен заучиваться.

Читайте также:  Как правильно пишется на русском mitsubishi

Пляски, игры, хороводы

4. Возрастные особенности дошкольников

Группа детей раннего возраста (от 1,5 до 3лет)

В первые месяцы пребывания малышей в детском саду музыкальная деятельность является одним из самых ярких путей обогащения чувств ребёнка и расширения его кругозора. Дети третьего года жизни слушают новые песни без музыкально-двигательного показа. Узнают знакомые песни и различают их по характерному фортепианному сопровождению. С интересом слушают рассказы, сопровождаемые музыкальными иллюстрациями, запоминают музыку, иллюстрирующую рассказ и узнают, о каком эпизоде или персонаже она рассказывает. Слушают классическую музыку 5 минут с перерывами (продолжительность непрерывного звучания до 2-х минут).

В этом возрасте дети поют всей группой, точно передавая ритм и отдельные интонации мелодии, запоминают слова песни, но при воспроизведении возможны ошибки в произношении. Поют с помощью воспитателя, индивидуально и группами, с музыкальным сопровождением и без него.

Дети раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) способны выполнять движения в музыкальных играх, упражнениях и плясках по показу, по словам, по музыке. Они быстро усваивают, запоминают и воспроизводят в соответствии с музыкой: новые движения, показанные взрослыми, новые оттенки знакомых движений, смену движений в двухчастной музыке. Проявляют согласованность движений: ходьба, бег «стайкой», ходьба парами, кружение парами, ходьба по кругу, сужение и расширение общего круга с помощью взрослого.

Группа детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 4лет)

Эмоционально отзываясь на музыку, откликаясь на её содержание, дети в три года ещё не могут выразить своих мыслей и чувств, но впечатление, вызванное тщательно, умело подобранной и хорошо исполненной музыкой, оставляет след в их сознании и чувствах. В этом возрасте дети способны прослушать музыкальное произведение или его отрывок до конца, различить его характер. А при частом повторении произведения, дети способны его узнать. Узнавание музыкального произведения свидетельствует о наличии у них представлений о музыке.

В младшем дошкольном возрасте голосовые связки детей ещё не сформированы. Сила звучания голосов умеренная. Голосовой диапазон небольшой, примерно в пределах ми – ля первой октавы.

У детей младшей группы наблюдается большая потребность в движении. В этом возрасте ребёнок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения его неточны и порой не согласованы с музыкой. Дети в три года могут побегать, попрыгать, поплясать под быструю, весёлую, громкую музыку (используя простейшие танцевальные движения), покачать куклу (мишку) под тихую, грустную, медленную музыку. Могут выполнять образные движения, согласуя их с характером музыки («птички летят», «зайки прыгают» и т.д.).

В игре на детских музыкальных инструментах дети младшего дошкольного возраста способны освоить элементарные способы игры на детских ударных и шумовых инструментах, воспроизвести равномерный ритм в разных темпах, играть в ансамбле совместно со взрослыми.

Группа детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)

Дети среднего дошкольного возраста уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности. В этом возрасте дети способны выполнить более сложные задания, которые требуют сосредоточенности и осознанности действий. Например, они узнают произведение не только по мелодии, спетой без слов, но и по вступлению или заключению к песне. Восприятие детьми музыкального произведения становится более полным, более детальным. Дети среднего дошкольного возраста во время бесед о музыке, способны ответить на большее количество вопросов.

В среднем дошкольном возрасте детский голос очень хрупкий. Дети могут петь небольшие лёгкие песни в диапазоне ре – си первой октавы.

У детей четырёх – пяти лет, если они посещали детский сад, уже имеется некоторый опыт выполнения движений под музыку. Дети этого возраста могут различать контрастную музыку, воспроизводить образные движения и несложный сюжет под музыку, согласовывая движения с её характером, могут более уверенно держаться и ориентироваться в пространстве. У них возрастает общая подвижность, двигательная активность, умение самостоятельно определять жанры (колыбельная, плясовая, марш) и выполнять соответствующие движения, согласовывая их с яркими средствами музыкальной выразительности: характером, темпом, динамикой, регистром.

В игре на детских музыкальных инструментах дети среднего дошкольного возраста способны освоить элементарные приёмы игры на детских ударных и звуковысотных инструментах, воспроизвести равномерный ритм, ритм суммирования и другие несложные ритмы. Они могут самостоятельно выбрать инструменты в зависимости от тембровых красок пьесы и соответствующие характеру музыки, воспроизвести ритм песни, согласуя звучание с динамическими оттенками, играть в оркестре ударных инструментов.

Группа детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с малышами более богатый жизненный и музыкальный опыт. Восприятие детей становится более осознанным. Дети начинают замечать новые особенности музыкальных произведений, ранее ими не замечаемые. Могут дать достаточно развёрнутые ответы на вопросы педагога по содержанию музыки.

В результате систематических напоминаний приобретается определённая культура поведения при слушании музыки, закрепляются необходимые при этом навыки. Дети уже в состоянии прослушать более длинные музыкальные произведения, не отвлекаясь. При определении общего характера музыкального произведения дети этого возраста ориентируются уже не на одно, а на два средства музыкальной выразительности (темп и динамику; темп, тембр и динамику). У большинства из них проявляется интонационно-мелодическая ориентация. Восприятие музыкального образа становится более осознанным.

Дети к пяти – шести годам начинают овладевать певческими навыками уже более осознанно и более качественно. Они могут петь лёгким звуком в диапазоне от ре первой октавы до до второй октавы, брать дыхание между маленькими фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, петь умеренно громко, громко и тихо.

В игре на детских музыкальных инструментах дети старшего дошкольного возраста могут исполнить простейшие мелодии на звуковысотных музыкальных инструментах индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.

Группа детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7лет)

Дети седьмого года жизни становятся любознательными, наблюдательными, они пытаются установить связь между отдельными явлениями. Их восприятие становится более тонким. Они способны более адекватно почувствовать музыку, понять её содержание, эмоционально реагировать на неё. Содержание бесед с детьми шести-семи лет становится более развёрнутым, характер постановки вопросов значительно отличается от аналогичной методики в старшей группе.

Дети к шести годам уже овладели навыками звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля. Они способны запомнить и воспроизвести мелодию, ритм песни, выразительные нюансы. Они свободно, выразительно исполняют выученный материал. Поют в диапазоне от до первой октавы до ре второй октавы. Некоторые песни становятся любимыми для детей.

В этом возрасте ребёнок достигает больших успехов в развитии движений и выразительном исполнении их под музыку – грациозно, легко, изящно. У детей резко возрастает способность к выполнению разнообразных и сложных по координации движений. Они достаточно свободно владеют многими естественными движениями, им знакомо мышечное чувство напряжения и расслабления и они начинают осознанно управлять им. Дети овладевают не только общим рисунком и смыслом того или иного движения, но и элементами техники его исполнения.

К шести годам дети уже освоили музыкальные инструменты и могут играть несложные мелодии. Этот этап обучения предполагает исполнение детьми произведений, в котором звучат от трёх до двенадцати музыкальных инструментов. Дети в возрасте от 6 до 7 лет способны импровизировать ритмы, подбирать по слуху несложные мелодии, аккомпанировать себе во время пения.

Читайте также:  Как пишется слово вай фай на английском языке

Из этих особенностей складывается общая продолжительность занятия:

Вторая младшая группа – 15 минут

Средняя группа – 20 минут

Старшая группа – 25 минут

Подготовительная группа – 30 минут

5. Рекомендации при подготовке к музыкальному занятию

Роль музыкального руководителя в музыкальном развитии ребенка огромна. От его усилий, возможностей, таланта зависит, сможет ли каждый ребенок найти свой способ творческого самовыражения в том или ином виде музыкальной деятельности, насколько дети будут увлечены музыкой и пронесут ли они это увлечение через всю жизнь.

При подготовки к музыкальному занятию можно выделить следующие этапы:

1. Программное содержание занятия, соответствующее требованиям «Программы». Отражение в программном содержании воспитательно-образовательных задач, комплексное решение задач всестороннего развития личности ребенка: эстетического, умственного, физического, трудового.

2. Создание условий для проведения занятия:

• место занятия в режиме дня;

• наличие плана, игрушек, атрибутов, наглядных пособий, технических средств обучения;

• наличие и подготовка нотного материала, аудиозаписей к занятию;

• эстетичность и педагогическая целесообразность интерьера зала (достаточно ли стульев, соответствие их размеров возрасту детей, расположение их относительно инструмента);

• внешний вид музыкального руководителя, знание материала, исполнительское мастерство;

• внешний вид детей (одежда, обувь).

3. Деятельность музыкального руководителя в ходе занятий:

• методика построения занятия, организация детей в начале занятия, сколько частей в занятии, их соотношение, виды музыкальной деятельности на занятии, их чередование, соотношение нового и повторного материала;

• учет физиологической и эмоциональной нагрузки;

• учет предшествующей нагрузки и последующей деткой деятельности, учет ее характера, возрастных особенностей детей данной группы, условий помещения, учет состава группы;

Методика проведения занятия:

• использование различных приемов воспитывающего и развивающего обучения на занятии по всем видам музыкальной деятельности (наличие индивидуального подхода к детям, анализ качества выполнения детьми всех заданий, участие детей в анализе);

• участие детей в анализе занятия.

4. Деятельность детей на занятии:

• умение подчиняться определенным правилам поведения, самостоятельность;

• активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий;

• умения и навыки детей в слушании музыки (умеют ли эмоционально отзываться на музыку; как это отражается в ответах);

• состояние певческих умений и навыков (умеют ли дети передавать характер музыки в пении, выразительность исполнения детьми песен, различных по содержанию);

• умение детей передавать характер музыки в движениях, выразительность исполнения детьми различных движений под музыку;

• навыки детей в игре на детских музыкальных инструментах (умеют ли играть индивидуально и в ансамбле; какое место в занятии было отведено этому виду деятельности);

• творческое проявление детей в пении играх, танцах;
• качество усвоения детьми материала занятия по всем видам музыкальной деятельности.

5. Длительность занятия (в соответствии с возрастной группой).

6. Анализ плана занятия, соответствие проведенного занятия его содержанию.

У каждой возрастной группы есть свои физиологические и психологические особенности, о которых говорилось ранее.

Обязательно нужно поинтересоваться, по какой программе работает музыкальный руководитель. Сейчас достаточно много программ, но чаще используется программа авторов И. М. Каплунова, И. А. Новосельцева «Праздник каждый день» Издательство «Композитор» Серия «Ладушки».

Любая цель достигается путем выполнения поставленных задач. Сформулировать задачи помогут музыкальные произведения, используемые на занятии. Перед каждым видом деятельности всегда проговариваем детям, что мы ждем от них, при выполнении определенного упражнения или действия. Например, в музыкально – ритмических движениях, у детей средней группы, мы хотим, чтоб дети двигались в соответствии с характером музыки – это и есть одна из задач музыкального занятия; в пении, мы хотим, чтоб дети пели протяжно, согласованно, вместе начинали и заканчивали петь – это тоже задача занятия.

Весь репертуар для детей обозначен музыкальным руководителем до начала учебного года в его календарном планировании и программе. Как правило, музыкальные руководители, оставляют весь материал, как он описан в программе, но песенный репертуар подбирается индивидуально к группе. В данный момент наблюдается тенденция снижения певческих возможностей у детей, и песни разучиваются и исполняются на занятиях соответствующие вокально-хоровым задачам, которые может освоить ребенок.

Музыкальный материал должен всегда быть выучен идеально. Заинтересованность детей пропадает сразу, как только они слышат запинки при игре, дрожащий голос в пении, неуверенность.

При написании конспекта, хотелось бы особенно обратить внимание на общий сюжет и тематику занятия. В детском саду, для детей, каждое занятие (особенно музыкальное) это сказка-игра, все виды деятельности представлены в игровой форме, и они следуют друг за другом. Сюжетность – обязательное составляющее любого занятие, все объединено одной темой, мыслью. Нельзя забывать, что сосредоточить внимание на одном действие, предмете, дети более 5 минут не могут. Из-за этого занятие должно быть динамичный, постоянная смена деятельности – это один из способов удержания внимания, дети не должны находиться в постоянной статике – они сидят, танцуют, поют, выполняют ритмические упражнения, слушают…

Должны использоваться следующие методические принципы:

1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (игра, пение), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.

Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами:

— Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка.

— Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода.

2. Второй принцип – целостный подход в решении педагогический задач:

— Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование.

— Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.

3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.

6. Немаловажным является принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно и стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.

У студентов и молодых специалистов, часто отсутствует необходимый методический минимум, который необходим для работы – песенный репертуар, репродукции, картотеки, программы, различные сборники, которые могут облегчить подготовку к занятию.

Предлагаю несколько сайтов, которые помогут в подготовке к музыкальному занятию:

Этот сайт создан для тех, кто старается сделать досуг и обучение детей дошкольного возраста более разнообразным и интересным.

Материал сайт адресован музыкальным руководителям детских садов, также он будет полезен для родителей, воспитателей детских садов, руководителей различных кружков и аниматоров.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал