Как пишется морфологический разбор слова существительного

Содержание

Морфологический разбор Существительного

Морфологический разбор существительного производится по представленному плану, при этом нужно охарактеризовать его грамматические признаки.

Апеллятивность существительного определяет его принадлежность к существительным собственным, т.е. обозначениям уникальных объектов, именам типа Уфа или Олег, или существительным нарицательным, обозначающим категории объектов, например “дом”, “река”, “человек”.

Одушевленность слова это смысловой признак имени, основанный на представлении о классификации существительных и местоимений по уровню принадлежности к живым объектам, от человека и лошади до цветка, дерева, класса (промежуточные случаи) и камня, стола (полностью неодушевленные). В русском языке одушевленность не имеет явных морфологических показателей, и проявляется через совпадение винительного падежа с именительным для неодушевленных, или с родительным для одушевленных. Грамматически существительные без множественного числа (например, “молодёжь”), не имеют определенного значения одушевленности. Присутствуют также существительные с колебанием по одушевленности (микроб, персонаж, существо).

В русском языке существуют три вида грамматического рода, мужской, женский и средний. Также имеются некоторые случаи общего рода с двойной моделью согласования. В русском языке по роду согласовываются как прилагательные, так и глаголы в прошедшем времени. Род связан с биологическим полом для одушевленных существительных, но является произвольным для неодушевленных (стол, лампа, кресло).

Склонение обозначает определенный тип словоизменения по падежам. В русском есть три основных типа склонения.

Падеж это словоизменительная категория, выражающая синтаксическую зависимость и семантическую роль существительного в предложении. В русском языке похожую и связанную роль выполняют предлоги. Всего в русском имеется шесть падежей, именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. При разборе существительного как части речи необходимо указывать

Грамматическое число это языковая категория, обозначающая количественную характеристику объекта, различение наличия его в единственном или множественном числе.

Образец разбора существительного

На крылечке сидел котенок.

Начальная форма (н.ф.) – крылечко.

Нарицательное, неодушевленное, средний род, 2 склонение; в предложном падеже, в единственном числе. (нар., неодуш, ср. р., 2 скл., в предл. п., в ед. ч.). Обстоятельство.

Источник

Как делать морфологический разбор имени существительного в 7 классе

Обучение в 7 классе подразумевает подведение итога по морфологии за весь курс. Программа 8-9 класса рассчитана на изучение раздела по синтаксису. У ученика 7 класса багаж знаний о морфологическом разборе имени существительного должен быть в полном объёме.

Работа начинается с 4 класса, когда даётся первоначальное понимание морфологических особенностей частей речи. В 5, 6 классах область знаний расширяется. Изучаются понятия постоянных, непостоянных признаков существительного. Ученик должен освоить порядок определения особенностей и полного морфологического разбора имени существительного (ИС).

Признаки существительного

Грамматические свойства ИС, присущие конкретному слову, являются отправной точкой для анализа. В зависимости от способности меняться под действием контекста и других членов предложения или элементов словосочетания, признаки ИС бывают постоянными и изменяющимися.

Постоянные

К постоянным относятся разряды, которые характеризуют част речи по отношению называния единственного в своем роде предмета, события, явления или одного из группы подобных: собственные и нарицательные. Собственные в письменной речи оформляются заглавной буквой и по значению служат в качестве названия единичного предмета, при необходимости заключаются в кавычки, например: Евгений Онегин, журнал «Костёр», День радио. Все остальные случаи образуют группу нарицательных предметов.

Разряды, определяющие одушевлённость и неодушевлённость. Одушевлённые отвечают на вопрос Кто?, например: человек, собака, шофер, конь, брат, чайка.

Неодушевлённые – остальные существительные, обозначающие неживые предметы и явления, к которым задают вопрос Что?, например: озеро, счастье, планета, дерево, ненастье, гора, суп.

В 7 классе не рассматривают разряды нарицательныз имен, связанные с группами вещественных (соль, кислород), отвлечённых (отвага, вражда), собирательных (народ, старьё, люди), конктерных (подушка, цветок, пчела) существительных. При определении разрядов таких слов могут возникнуть затруднения.

Род является постоянным признаком. Соотнеся ИС с личным местоимением он, она, оно, можно определить родовую принадлежность к мужскому, женскому, среднему роду. В начальном звене обучения определение рода делается по рядом стоящему прилагательному. Пример: любимый папа. Папа (какой?) любимый (мужской род).

По роду и окончанию в начальной форме пределяется склонение существительного: первое, второе, третье. Также бывают несклоняемые, разносклоняемые ИС. Есть группы слов, которые не вписываются в общие правила: такие ИС всегда стоят только во множественном числе (сани, ворота, дрожжи).

Читайте также:  Как пишется рапорт на подъемное пособие

Непостоянные

К непостоянным признакам ИС относятся число, падеж. Большинство имен нарицательных могут стоять в единственном и во множественном числе. Если предмет может употребляться только в одной числовой форме, то такой признак относится к постоянным. Еще одна задача, которую потебуется решить, чтобы разобрать морфологические свойства ИС, – определить падеж. Именительный падеж никогда не бывает с предлогом. Предложный падеж всегда требует добавления предлога. Падежи, которые могут быть с предлогом, называются косвенными.

Синтаксическая роль

Хотя в буквальном понимании определение членов предложения к морфологии не относится, каждая часть речи имеет свой набор синтаксических функций. В этом плане существительное отличается универсальностью. В именительном падеже оно может быть подлежащим или сказуемым. В косвенных выражаются остальные члены предложения: обстоятельство, определение, дополнение.

План морфологического разбора существительного

По правилам школьной грамматики, во время морфологического разбора имени существительного нужно правильно определять неизменные свойства и формальные особенности слова. План поможет сделать работу упорядоченно и полно:

Образец

Анализ должен выполняться учеником в устной и письменной форме. Устный анализ включает полную цепочку рассуждений, поиск правильного ответа и вывод. Запись такого разбора будет включать только выводы с использованием сокращений.

Устный разбор

В качестве образца устного анализа приведем ИС в предложении:

Пример морфологического разбора слова «деревья».

О чем идет речь в предложении? О деревьях. Обозначает предмет, отвечает на вопрос Что?. Это имя существительное.

Письменный разбор

При письменном анализе возможно сокращение слов. Делать такое оформление рекомендуется школьной грамматикой.

Деревья – (что?) предмет, имя сущ.
Нач.ф. – дерево. Пост.приз.: нариц., неодуш., ср.р., 2 скл. Непост. пр.: им.п., множ. ч.
Подлежащее.

Источник

Морфологический анализ имени существительного

Морфологически разбор существительного – это полная грамматическая характеристика словоформы существительного. При морфологическом разборе определяются постоянные и изменяемые признаки существительного, а также его семантическая роль в словосочетании или в предложении.

План морфологического разбора существительного

Морфологический разбор имени существительного включает выделение четырёх постоянных признаков (собственное-нарицательное, одушевлённое-неодушевлённое, род, склонение) и двух непостоянных (падеж и число).

Количество постоянных признаков имени существительного может быть увеличено за счёт включения таких признаков, как конкретные и отвлечённые, а также вещественные и собирательные существительные.

План разбора Вариант 1:

I. Часть речи. Общее грамматическое значение (предмет). Вопрос.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (именительный падеж, единственное число).

2. Постоянные признаки:

а) нарицательное / собственное (парта / Москва);

б) одушевленное / неодушевлённое (девочка / школа);

в) род:
⇒ женский (мама);
⇒ средний (облако);
⇒ мужской (папа);
⇒ общий (сирота);

г) склонение1 :
♦ 1‑е (мама, папа, земля, дядя);
♦ 2‑е (облако, мяч_, море);
♦ 3‑е (мышь_, степь_);
♦ разносклоняемое (мать_, дочь_, путь_ + 10 сушествительных на мя2);
♦ несклоняемые (кофе, пальто);
♦ адъективные (склоняются как имена прилагательные: вожатый);
♦ вне склонения (только во множественном числе: сливки);

3. Непостоянные признаки (употреблено в форме):

III. Синтаксическая роль (может быть любым членом предложения).

Схема морфологического разбора Вариант 2:

I. Часть речи.

II. Морфологические признаки.

2. Постоянные признаки:

1) собственное — нарицательное;

2) одушевлённое — неодушевлённое;

3. Непостоянные признаки:

III. Синтаксическая функция.

Образец разбора существительных

Пример 1

Ночь была так черна, как бы­вают только черны жаркие безлунные ночи на юге России. (А. Куприн)

I. Ночь — имя существитель­ное, так как обозначает предмет.

II. Морфологические признаки:

2. Постоянные признаки:

3. Непостоянные признаки:

1) именительный падеж;

2) единственное число.

III. Имя существительное «ночь» выполняет функцию подлежащего в двусоставном предложении.

Пример 2

Пример 3

Андрей пил кофе из фарфоровой чашки.

1. Андрей – существительное (кто?).
2. Начальная форма – Андрей;

2.1. Постоянные признаки: одушевленное, собственное, м. р., 2 склонение;
2.2. Непостоянные признаки: И. п., единственное число.

1. Кофе – существительное (что?).
2. Начальная форма – кофе;

2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, м. р., несклоняемое существительное, единственное число;
2.2. Непостоянные признаки: В. п.

1. Чашки – существительное (из чего?).
2. Начальная форма – чашка;

2.1.Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, ж. р., 1 склонение;
2.2. Непостоянные признаки: Р. п., единственное число.

Во время разбора помните, что вещественные, отвлечённые/абстрактные, собирательные, имена существительные со значением парных предметов не изменяются по числам: имеют либо только форму единственного числа, либо только форму множественного числа.

Изменяются по числам лишь в отдельных случаях: сливочное масло (ед. ч.); НО: эфирные масла (мн. ч.), т. е. разные виды масел.

Читайте также:  Внешность феди из рассказа бежин

Некоторые существительные во множественном числе приобретают новое значение:

Иногда данный разряд объединяют с разрядом конкретных имён существительных.

Несклоняемые существительные не изменяются по падежам.

Источник

Морфологический разбор слова

Каникулы со смыслом в Skysmart для детей 4-17 лет

Понятие о частях речи

Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются части речи. Всего в русском языке 10 частей речи: они делятся на самостоятельные, служебные и междометия.

Части речи — это группа слов, которая выделяется по следующим признакам:

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Междометия

Называют предметы, действия, признаки, состояние, количество, признак действия или указывают на них.

Выражают различные отношения между знаменательными словами и предложениями и придают различные оттенки словам и предложениям

Выражают чувства или побуждения, но не называют их.

Причастия и деепричастия — это особые формы глагола. Их редко относят к категории самостоятельных частей речи.

А теперь узнаем, как выполняется морфологический разбор слова. Рассмотрим примеры разбора:

Рассмотрим примеры морфологического разбора, чтобы понять схему разбора слов предложения в русском языке

Морфологический разбор существительного

Мы сформулировали, что значит морфологический разбор слова. А теперь разберемся, как это работает для каждой части речи.

Образец для разбора существительного:

Молоко — существительное, начальная форма — молоко.

Нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Образец для разбора прилагательного:

Высокие — имя прилагательное, начальная форма: высокий.

Качественное: полное; в положительной степени сравнения, в среднем роде, именительном падеже, множественном числе, является определением.

Морфологический разбор числительного

Образец для разбора числительного:

Четыре — числительное, начальная форма — четыре.

Количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Морфологический разбор местоимения

Образец для разбора местоимения:

Нее — местоимение, начальная форма — она.

Личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

Образец для разбора глагола:

Сказали — глагол, начальная форма — сказать.

Невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Морфологический разбор наречия

У местоименных наречий можно указать разряды:

Разряд знаменательного наречия по значению:

Образец для разбора наречия:

Свежо — наречие. Признак действия.

Знаменательное, определительное; образа действия. Неизменяемое. В предложении является обстоятельством.

Разбирать слова на кирпичики может быть также захватывающе, как залезть в механизм сложного устройства. Учителя детской школы Skysmart знают, как найти подход к любому ученику и вдохновить на учебу.

Запишите ребенка на бесплатный вводный урок по русскому, чтобы найти мотивацию, не бояться школьных контрольных и повысить оценки в школе.

Источник

Морфологический разбор слова в начальных классах

Морфологическим разбором называется полная грамматическая характеристика слова. Планы морфологического разбора слов в предложении отличаются друг от друга в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово и какую синтаксическую роль оно выполняет в предложении. Также план морфологического разбора зависит от возраста учащихся. Чем старше ученики, тем подробнее разбор. Приведём схемы морфологического разбора отдельных частей речи для учащихся 4 и 5 классов.

Из-за того, что в русском языке многие слова омонимичны, контекст обязателен для определения семантики слова, его частеречной принадлежности, и, соответственно, выбора нужного разбора, выделения необходимых признаков и установления синтаксической роли в предложении. Например, слово «хорошо» в отрыве от контекста не даёт нам возможности понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнять. «Хорошо» может быть и наречием («Сегодня я чувствую себя хорошо»), и краткой формой прилагательного («Утро хорошо сегодня!»), и именем существительным («Сдать русский язык на «хорошо»»), и частицей (« — Сегодня встречаемся у памятника в одиннадцать часов! — Хорошо»), и категорией состояния («Хорошо летом у моря»). Именно поэтому выполнить верный морфологический разбор слова, данного вне контекста, невозможно.

Морфологический разбор существительного

1. Определить часть речи; установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

2. Определить начальную форму имени существительного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.

3. Указать признаки:

род (мужской / женский / средний);

склонение (1 скл. / 2 скл. / 3 скл. / несклоняемое / разносклоняемое)

падеж (И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.);

число (единственное / множественное).

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени существительного

Образец разбора слова «котята» в предложении «Котята погнались за бабушкиным клубком ниток».

Котята. Кто? — котята — это имя существительное. Оно обозначает живое существо.

Начальная форма — котёнок.

нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения;

Читайте также:  Как пишется петиция образец

в форме именительного падежа (кто?); множественного числа.

4. Погнались (кто?) — котята — в предложении является подлежащим, подчёркивается горизонтальной линией (чертой).

Котята погнались за бабушкиным клубком ниток.

Котята — сущ., погнались (кто?) котята;

Н.ф. (начальная форма) — котёнок;

Нариц.,одуш., муж. род; 2-е скл.;

4. Погнались (кто?) — котята — подлежащее.

Морфологический разбор имени прилагательного

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Определить начальную форму имени прилагательного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа мужского рода).

род прилагательного, падеж, число.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени прилагательного

Образец разбора слова «красивая» в предложении «Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия».

Красивая (мелодия) — имя прилагательное. Мелодия какая? — красивая. Обозначает признак предмета.

Начальная форма — красивый.

В предложении употреблено в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа.

Мелодия (какая?) красивая — в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.

Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия.

Красивая (мелодия) — прилаг.;

Мелодия (какая?) — красивая — определение.

Морфологический разбор имени числительного

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Определить начальную форму числительного — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа.

(для количественных: целое/дробное/собирательное);

число и род (если есть);

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени числительного

Образец разбора слова «двое» в предложении «Во дворе меня ждали двое друзей».

Двое — имя числительное. Слово обозначает количество — товарищей (сколько?) — двое;

Начальная форма — двое;

Постоянные признаки: простое, собирательное;

непостоянные: в форме именительного падежа;

Ждали (кто?) двое товарищей — в предложении числительное «двое» входит в состав подлежащего, на письме подчёркивается горизонтальной линией.

Во дворе меня ждали двое товарищей.

Двое — числ., товарищей — (сколько?) — двое;

4. Ждали (кто?) двое товарищей — часть подлежащего.

Больше интересных материалов:

Морфологический разбор местоимения

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Определить начальную форму местоимения — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа единственного числа.

а) постоянные : лицо (1 л./ 2 л. /3 л),

б) непостоянные (если есть): род, число, падеж;

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора местоимения

Образец разбора слова «тебе» в предложении «Я позвоню тебе в пятницу вечером».

Тебе — местоимение. Указывает на предмет — позвоню (кому?) тебе.

Начальная форма — ты.

Из постоянных признаков — личное местоимение, 2-ое лицо. Из непостоянных — местоимение употреблено в форме единственного числа, в дательном падеже.

Позвоню (кому?) тебе — в предложении местоимение «тебе» является дополнением, на письме подчёркивается штриховой линией (штрихом).

Я позвоню тебе в пятницу вечером.

Тебе — местоим., позвоню (кому?) тебе;

4. Позвоню (кому?) тебе — дополнение.

Морфологический разбор глагола

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Определить начальную форму глагола — для этого поставить глагол в неопределённую форму.

спряжение (1 спр. / 2 спр. / разноспрягаемые),

время (прошедшее / настоящее / будущее),

лицо (если есть), род, число.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора глагола

Образец разбора слова «усиливался» в предложении «Снег усиливался с каждой минутой».

Усиливался — глагол. Обозначает действие: снег (что делал?) усиливался.

Начальная (неопределённая) форма — усиливаться;

глагол употреблён в форме прошедшего времени (лицо невозможно определить), мужского рода, единственного числа.

4. Снег (что делал?) усиливался — в предложении глагол «усиливался» является сказуемым, подчёркивается двумя горизонтальными линиями (чертами).

Снег усиливался с каждой минутой.

Усиливался — глаг., снег (что делал?) усиливался;

I спр., в прошед. вр., м.р. ед.ч.

Снег (что делал?) усиливался — сказуемое.

Морфологический разбор наречия

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Морфологические признаки (неизменяемость).

Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора наречия

Образец разбора слова «быстро» в предложении «На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок».

Быстро — наречие. Обозначает признак действия: читала (как?) быстро.

Читала (как?) быстро — в предложении наречие «быстро» является обстоятельством, подчёркивается штрихпунктирной линией (штрихпунктиром).

На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал