Как пишется мнение автора

Как написать сочинение в задании С1? Часть 4

Что такое позиция автора?

Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап — выявление позиции автора.

Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны:

Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Как выявить позицию автора?

Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.

Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.

Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.

Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

Надо быть современным.

Надо быть безжалостным к прошлому.

Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что.

В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.

Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.

Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову )

На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявляется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути представляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним без­различием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.

Средства выражения позиции автора

Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, — это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

Помните
позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.

Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда.

— Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? — строго спросил отец.

— Не знаю. Наверное, кошка.

Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.

— Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? — испытующе посмотрел на меня отец.

— Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему прямо в глаза.

Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен.

Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки. Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор. (Г. Андреев )

Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.

Читайте также:  Конопляное масло как пишется и почему

Автор считает, что.
Автор подводит читателя к выводу о том, что.
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу.
Позиция автора такова.
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом.
Автор призывает нас (к чему)
Автор убеждает нас в том, что.
Автор осуждает (кого / что, за что)
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Основная цель автора заключается в том, что.
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что.

Типичные ошибки при формулировании позиции автора

1) Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, тaм, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п.
2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения — всё это средства выражения авторской позиции.
3) Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
4) Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)

Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.

1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.

Источник

Цитаты: как правильно использовать чужие слова в своем тексте

Цитаты помогают автору подтвердить или развить свою мысль, делают текст более «живым». В этом письме мы разберемся, как правильно взять и оформить цитату в своем тексте.

Что брать из оригинала

Цитируйте логически законченный фрагмент. Нельзя обрывать цитату, если в сокращенном виде она меняет смысл.

Источник
Эта история создает впечатление, что журналисты могут участвовать в жизни спецслужб, взаимодействовать с ними. Это очень плохо. Особенно в контексте безопасности журналистов и свободы прессы в России, на Украине, во всем мире.

Текст с цитатой
Глава международной организации «Репортеры без границ» Кристоф Делуар считает что «журналисты могут участвовать в жизни спецслужб, взаимодействовать с ними».

В этом примере цитата вырвана из контекста и искажает мысль автора. Недобросовестные журналисты используют такой прием для привлечения внимания, манипуляции и распространения ложной информации. Чтобы случайно не стать «недобросовестным журналистом», проверьте, правильно ли вы поняли смысл фрагмента, который хотите процитировать. Для этого прочтите предыдущие и последующие абзацы и проверьте, совпадает ли смысл цитаты с общей мыслью автора источника.

Что еще нужно проверить:

1. Уместна ли цитата. Нельзя подтверждать свою мысль цитатой, которая ей противоречит.

2. Совпадает ли сказанное в цитате со временем, к которому она приводится. Нельзя приводить в качестве довода к современному положению дел слова, которые сказаны сто лет назад.

3. Совпадает ли смысл цитаты с выводами, которые делает автор на ее основе.

Как оформить цитату

Главное правило оформления цитат — читатель должен понимать, где она начинается и заканчивается. Для этого используют кавычки или редакционно-оформительские приемы: изменение начертания шрифта, выделение цветом, набор на плашке или в рамке.

Операционный директор агентства The Story Lab Камаль Мерием: «Как показывает практика, если блогер не превращается в своего рода медиа, у него не хватит вдохновения держать интерес. Одно и то же неинтересно, нужно развиваться».

Операционный директор агентства The Story Lab Камаль Мерием:

Как показывает практика, если блогер не превращается в своего рода медиа, у него не хватит вдохновения держать интерес. Одно и то же неинтересно, нужно развиваться.

Повторять кавычки одного рисунка нельзя. Поэтому если внутри цитаты есть слова в кавычках, используйте другой рисунок.

Даниил Трабун сказал, что «активные авторы „Дзена“ зарабатывают от 25 до 100 тысяч рублей в месяц».

Если нет возможности набрать кавычки разного рисунка, то снимите внешние кавычки, выделив цитату одним из редакционно-оформительских способов.

Активные авторы «Дзена» зарабатывают от 25 до 100 тысяч рублей в месяц.

Если вы цитируете стихотворное произведение с сохранением стихотворных строк, то кавычки не ставятся, цитата выделяется втяжкой или шрифтом меньшего размера.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Если вы цитируете без сохранения стихотворных строк, но вам нужно показать, где они должны быть, то на их месте поставьте косую черту. Знак препинания и прописная буква перед косой чертой сохраняется.

Как писал Пушкин: «Мороз и солнце; день чудесный / Еще ты дремлешь друг прелестный».

Какие знаки препинания ставить

Если в источнике цитата заканчивается точкой, то перед вашей репликой ставится запятая и тире.

Источник
Короче говоря, канцелярит — это мертвечина. Он проникает и в художественную литературу, и в быт, в устную речь.

Текст с цитатой
«Канцелярит — это мертвечина», — считала Нора Галь.

Если в источнике цитата заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком, то ставится просто тире.

Источник
Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!

Текст с цитатой
«Никогда и ничего не просите!» — советовал Воланд.

Если цитата входит в состав деепричастного оборота или в состав сложного предложения, то после цитаты ставится запятая.

Процитировав Грибоедова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», Коля выпил.

Двоеточие перед цитатой не ставится, если она логически продолжает предложение.

Нора Галь считала, что «канцелярит — это мертвечина».

Если перед закрывающими скобками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, и цитата является самостоятельным предложением, то точка в конце не ставится.

Как говорил Бегемот: «Достоевский бессмертен!»

Если вы разрываете цитату и вставляете свои слова, то нужно поставить запятую и тире.

Источник
Люблю Нью-Йорк в разгар летнего дня, когда на улицах безлюдно. В это время в нем ощущается что-то очень чувственное, какая-то переполненность спелостью, будто самые разные чудо-плоды вот-вот упадут в твои руки.

Текст с цитатой
«Люблю Нью-Йорк в разгар летнего дня, — писал Фицджеральд, — когда на улицах безлюдно».

Если вы вставляете свои слова между двумя цитируемыми предложениями, то перед вашей репликой поставьте запятую и тире, а после точку и тире.

«Люблю Нью-Йорк в разгар летнего дня, когда на улицах безлюдно, — писал Фицджеральд. — В это время в нем ощущается что-то очень чувственное, какая-то переполненность спелостью, будто самые разные чудо-плоды вот-вот упадут в твои руки».

Если одно из цитируемых предложений заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком, то перед своей репликой ставить запятую не нужно.

Источник
Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!

Текст с цитатой
«Никогда и ничего не просите! — советовал Воланд. — Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»

Если в вашей реплике два глагола: один относится к первой части цитаты, а другой ко второй — то после второго поставьте двоеточие и тире.

«Никогда и ничего не просите! — советовал Воланд и добавлял: — Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»

Читайте также:  Татарские сказки для детей средней группы

С какой буквы начинать: с прописной или со строчной

Если вы цитируете начало предложения и цитата идет после двоеточия, то начинайте с прописной буквы.

Источник
Когда я редактирую текст, я не держу в голове сами стоп-слова, но помню о категориях. Это помогает мне опознавать те стоп-слова, которые я раньше не встречал.

Текст с цитатой
Максим Ильяхов рассказал, как он находит новые стоп-слова: «Когда я редактирую текст, я не держу в голове сами стоп-слова, но помню о категориях. Это помогает мне опознавать те стоп-слова, которые я раньше не встречал».

Если вы цитируете предложение не сначала, то цитату начинайте со строчной буквы.

Источник
Мама часто говорила, что человек никогда не бывает совершенно несчастен. В тюрьме, когда небо наливалось краской и в камеру проскальзывал свет нового дня, я понял — она была права.

Текст с цитатой
И тут мне вспомнилась фраза Камю: «. человек никогда не бывает совершенно несчастен».

Если цитата встроена в предложение без двоеточия, то она начинается со строчной буквы, даже если цитируется начало предложения.

Источник
Два основных понятия в дизайне — логика и эстетика. Один дизайнер, решив все логические задачи, приходит в результате к эстетическому финалу. Другой — наоборот.

Текст с цитатой
Артемий Лебедев считает, что «два основных понятия в дизайне — логика и эстетика».

Два случая, когда цитата всегда начинается с прописной буквы:
1) если в начале цитаты стоит имя собственное,
2) если цитата стоит в начале предложения.

Как сократить цитату

Из цитаты можно убрать несколько слов или даже предложений, если мысль автора цитаты не исказится. Но важно предупредить об этом читателя. На месте опущенных слов ставят многоточие, на месте предложений — многоточие в угловых скобках.

Многоточие в начале фразы пишется слитно с последующим словом.

Источник
Заказ фиксируется у менеджеров в CRM. Пересекать продажи и производство не имеет смысла, потому что проект может ещё не случиться, а, значит, засирать им интранет необязательно. Менеджеры вопросы своей эффективности — почему долго отвечали, почему сорвалась сделка, опрос клиентов — решают сами. Уже после подписания договора проект попадает на конвейер.

Текст с цитатой
Артемий Лебедев — о том, почему в его студии начинают работу над проектом только после подписания договора: «. проект может ещё не случиться, а, значит, засирать им интранет необязательно».

Многоточие в середине и в конце фразы пишется слитно с предшествующим словом.

Артемий Лебедев рассказал, как в его студии обрабатывают заказы: «Заказ фиксируется у менеджеров в CRM. Пересекать продажи и производство не имеет смысла. Менеджеры вопросы своей эффективности. решают сами. Уже после подписания договора проект попадает на конвейер».

Многоточие в угловых скобках отбивается пробелом от предыдущего и последующего текста.

Артемий Лебедев рассказал, как в его студии обрабатывают заказы: Заказ фиксируется у менеджеров в CRM. Менеджеры вопросы своей эффективности. решают сами. Уже после подписания договора проект попадает на конвейер.

Если цитируется отдельное слово или словосочетание, то многоточие можно не ставить. Читателю и так будет понятно, что до и после этой фразы опущены слова.

Артемий Лебедев считает, что «пересекать продажи и производство не имеет смысла».

Но если опускается слово внутри словосочетания, то многоточие ставится.

Еще вопросы по использованию цитат

Если в цитату нужно внести пояснение, например, расшифровать аббревиатуру или местоимение, то его пишут в прямых скобках.

«. Нет сомнения, что он [Пушкин] был великим поэтом».

Можно ли менять падеж в цитате?

Если цитируется одно слово или словосочетание, то допустимо изменить падеж.

Нужно ли исправлять ошибки в цитате?

Да, если нет задачи сохранить оригинальную цитату.

Это было шестое письмо из рассылки «Стандарты Мильчина»

Всего в рассылке 11 писем с базовыми правилами редакционного оформления текста: как оформлять список, сокращать слова, выделять текст, писать числа и знаки, оформлять заголовки, составлять таблицы, писать названия, делать примечания к основному тексту и подписывать иллюстрации.

Источник

Как написать сочинение в задании С1? Часть 1

1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).
2. Проблема, поднятая в тексте.
3. Комментарий.
4. Авторская позиция.
5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).
7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).

Как начать сочинение

1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).

4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.

— В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …
— В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …
— В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о …, но и о ….Такой смысловой емкости автор достигает при помощи ….
— Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….
— Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).
— Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает …

Как прокомментировать позицию автора
Речевые образцы для комментирования авторской позиции

Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.

Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном
Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:

• Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.
• Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
• Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).
• Проблема …не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о …

Ключевые фразы к научно-популярному тексту:

• На уроках …я изучал в разделе …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).
• О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).
• Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких известных …, как …
• Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что …
• Признаться, я никогда раньше не читал о …, так что текст …заинтересовал меня, я узнал много нового о…

Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:

• Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о …
• Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
• Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что … (я узнал, что)
• Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.
• Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о …

Читайте также:  Как пишется слово зарегистрировался

Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту

Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.

В тексте должно быть, как минимум, 5 абзацев:

• вступление;
• проблема;
• анализ исходного текста с опорой на авторскую позицию;
• выражение и аргументация собственной позиции;
• заключение – выводы.

Автором проблема может быть:

Памятка 2. Оценочные слова
Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, позиция экзаменуемого не считается сформулированной!

Памятка 3. Аргументы

Аргументами также являются:
ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
имена исторических деятелей
ссылки на признанные авторитеты и их произведения
свидетельства очевидцев
названия событий
цитаты
даты
различные факты (место, обстоятельства, участники событий)
собственные наблюдения и выводы
положения официальных документов
различные общественные законы
законы природы
народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы и т.п.)
статистические данные
примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
примеры из жизни окружающих

Памятка 4. Авторская позиция
Авторская позиция может быть выражена:

1. Чётко, прямо, непосредственно
в названии текста
в отдельных предложениях текста
через ряд аргументов

Памятка 5. Комментарии
В комментарии не должно быть:

пересказа исходного текста или любой его части
рассуждений по поводу всех проблем текста
комментариев о действиях героев текста
общих рассуждений о тексте (ведь экзаменуемому нужно прокомментировать одну из проблем!)

Памятка 6. Этическая ошибка
Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми.

Речевая агрессия – это грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.

Образец сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию.

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте. а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию. (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага. (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём,

словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить. »

(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права. – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

Каждый человек в определенный период жизни проходит путь взросления. Большинство людей взрослеет в течение ряда лет, постепенно набираясь жизненного опыта. Кто-то становится взрослым быстро, совершая, например, какой-либо героический поступок. И лишь у немногих взросление происходит мгновенно, неожиданно.

Проблема взросления человека не может оставить равнодушным никого, в том числе и известного русского писателя, автора романа «Русский лес» Леонида Леонова. Она не зависит от времени, от национальной принадлежности человека и от того, жителем какой страны он является. А от чего же зависит взросление?

Комментарий к сформулированной проблеме

Так, размышляя над причинами запоздалого взросления нынешних молодых людей, можно сказать, что сегодня многие юноши и девушки окружены заботой близких людей, обеспечивающих их материальное благополучие и душевный комфорт, большинство из них не испытывает чувства ответственности за других, не знает войн и голода. А ведь именно война часто делает человека взрослым, заставляя принимать ответствественные решения.

Так, герой представленного текста становится взрослым именно на войне. Леонид Леонов, размышляя над проблемой взросления человека, показывает условия – необычные, неожиданные – этого взросления. Он утверждает, что необязательно «семь раз кровью облиться», чтобы стать мужчиной. Порой молодому человеку достаточно получить скромный букетик цветов от маленькой девочки, чтобы почувствовать ответственность не только за себя, но и за таких вот детей, желание защитить их, уберечь от страшной беды.

Моя позиция. Аргументы

Трудно не согласиться с позицией автора. Взросление может произойти с человеком порой неожиданно, и война часто служит, образно выражаясь, катализатором обретения зрелости. В подтверждение этого можно привести ряд аргументов.

Если мы обратимся к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», то, конечно, вспомним юного Петю Ростова, который в пятнадцать лет, несмотря на уговоры семьи, добровольно отправился на войну с французами, чтобы постоять за Отечество, защитить своих близких от врага.

Из повести Валентина Катаева «Сын полка», посвящённой другой Отечественной войне, мы узнаём, что герой её, Ваня Солнцев, потерявший в военное время всех близких и оказавшийся на оккупированной фашистами территории, хлебнувший лиха, попадает наконец на батарею разведчиков, которой командует капитан Енакиев. Он, совем ещё мальчик, став сыном полка, храбро воюет, ходит, рискуя жизнью, в немецкий тыл. Война делает этого ребенка взрослым человеком, готовым постоять за Родину, за жизнь людей.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Детский развивающий портал