Как пишется мифы древней греции

Содержание

Древнегреческая мифология

Рели́гия и мифоло́гия Дре́вней Гре́ции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.

Содержание

Источники

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек эгейской культуры, записанных линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.

Происхождение

Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д. [источник не указан 816 дней]

Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:

Известный румыно-американский исследователь истории религии Мирча Элиаде дает следующую периодизацию древнегреческой религии [1] :

Зевс, согласно легенде, родился на Крите от Реи и титана Крона (в рим. Кронос или Хронос, что означает время), а Минос, по которому названа крито-минойская цивилизация, считался его сыном. Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины, названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где-то в районе 2000 года до н. э.

Религиозные представления древних греков

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.

Мы знаем разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение — даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Эпидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).

Можно различить культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.

Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные отклонения, создавала те или иные комбинации. Если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.

Постепенно, однако, приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера, Peter Wilhelm Forchhammer) или только с исторической точки зрения (например, Карла Мюллера, нем. К. О. Müller ).

Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие — на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п.) особенностей. Со временем пришлось так или иначе признать и исконное значение восточных элементов в греческой религии. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения; но — не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений — оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по К. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы — преимущественно к солнцу, или луне, или к грозам.

Читайте также:  Крючком дед из сказки колобок

Более молодая школа сравнительной мифологии считает небесные божества результатом дальнейшего, искусственного развития первоначальной «народной» мифологии, знавшей лишь демонов (фольклоризм, анимизм).

В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).

Списки богов, мифологических существ и героев

Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Представленные ниже списки компилятивны.

Первое поколение богов

Источник

Мифы Древней Греции

Мифы Древней Греции – это и невероятные приключения богов, и рассказы о бесстрашных героях, и поучительные истории, которые дети с удовольствием будут читать и слушать снова и снова.

Мифы Древней Греции читать

Легенды, которым уже несколько тысяч лет, не перестают быть актуальными, даже боги, сходящие на землю, ведут себя, как мы – страдают, веселятся, борются с врагами, мстят и находят свое счастье.

На нашем сайте вы сможете читать онлайн или скачать бесплатно самые интересные мифы и легенды прекрасной Эллады.

Мифы Древней Греции давно вошли в литературу, а образы и названия встречаются в самых различных сферах нашей жизни: от названий гостиниц, до адвокатских контор. Поэтому древнегреческая мифология не станет чем-то экзотическим для маленьких читателей, но поможет лучше узнать собственную культуру и открыть для себя историю древней цивилизации.

Расскажите детям, какие захватывающие события пережили аргонавты, отправившиеся по морю за бараном с золотым руном. Покажите жизнь богов на Олимпе, проследите путь знаменитого Геракла, который совершает свои двенадцать подвигов (фразеологизм «авгиевы конюшни» пришел к нам именно оттуда).

Не менее интересным будет чтение мифов о похищении Елены, о взятии Трои, о великолепном Ахилле (вспомните вместе, что такое «ахиллесова пята»). В Троянский цикл входит также знаменитое повествование о Парисе и трех богинях – именно после этого мифа появилось выражение «яблоко раздора».

Одно из самых читаемых произведений древнегреческой литературы – Одиссея, написанная Гомером, является важным источником легенд и сказаний. Благодаря поэту мы узнали о путешествии царя Итаки, Одиссея. Возвращаясь домой после Троянской войны, Одиссей встретился с легендарным циклопом – великаном с одним глазом; с опасными сиренами,которые чуть не заманили к себе всех моряков своим прекрасным пением. Немало времени провел герой у нимфы Калипсо, которая пыталась заставить Одиссея забыть о жене и родной стране. Одиссей даже спускался в Аид, мрачное царство мертвых, где встретил немало прославленных героев прошлого.

Менее известен Фиванский цикл мифов, рассказывающий об основании Фив царем по имени Кадм. Он отправился спасать сестру Европу, похищенную Зевсом, и уже в Греции основал город. К этому циклу принадлежит история о Сфинксе – чудовище, пожирающем людей, если те не сумели правильно ответить на вопрос «Кто ходит утром на четырех, днем — на двух, а вечером — на трех?». Только Эдип, будущий царь Фив, смог это сделать.

Еще немало увлекательных легенд и сказаний, специально адаптированных для детей, ждут вас на нашем сайте. Приятного чтения!

Источник

Краткое содержание «Мифы древней Греции»

Главные герои: боги Олимпа: Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Прометей, Гефест, Афина, Артемида, Эрида, Афродита, Апполон, Арес

Форма произведения: фольклор | Жанр: фантастический | Время событий: античность | Место событий: Европа | В школе: 5 класс | Возраст: дети 6-12 лет | Время чтения: более 15 часов |

Темы: верность и предательство, власть, внутренняя борьба, война и мир, героизм, гордость и смирение, добро и зло, дружба, жадность, жизнь и смерть, культурное наследие, любовь, материнство, месть и великодушие, мечта, милосердие и жестокость, одиночество, ответственность, патриотизм, религия и бог, самопожертвование, свобода, смелость и трусость, смысл жизни, человек и животные, человек и общество

О мифах

Очень давно, когда у времени еще был обратный отсчет, Балканский полуостров заселяли древние эллины, оставившие миру огромное богатейшее наследие. Он представляло собой не только монументальные здания, античную живопись или скульптуры, изваянные из мрамора, но и величайшие произведения античной литературы и древние сказания – мифы Древней Греции. Их авторы воплотили в них представления древних греков о процессах, происходящих в природе и обществе, об устройстве мира с точки зрения того, как они его понимали.

Мифы Древней Греции возникали в течение нескольких веков, дойдя до последующих поколей в виде устных пересказов. До наших дней мифы дошли, благодаря поэзии Гесиода и Гомера, а также драматургии Эсхила, Софокла, Еврипида и многих других авторов.

Создатели

Мифографы появились в Греции около четвертого века до н.э. Первыми из них были софист Гиппий, Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал мифы трагического содержания.

Боги Олимпа. Неизвестный художник

Картина мира в греческой мифологии

В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.

По древнегреческим мифам можно почти полностью воссоздать картину мира такой, какой она была в представлении древних жителей. Согласно мифам, мир был полон чудовищ и грозных великанов. Это были огромные одноглазые циклопы и неодолимые Титаны – дети Земли (Геи) и Неба (Урана). Этими образами греками олицетворялись стихии, которые покорил Зевс (Диас) – Громовержец и Тучегонитель. Именно он установил мировой порядок и стал повелителем Вселенной.

Изначально был безграничный темный Хаос, который и был источником жизни. Считалось, что все появилось из Хаоса – и сам мир, и сама богиня Земли Гея, которая дала жизнь всему существующему на ней. Была и еще одна сила, способная оживить все – Любовь (Эрос).

В недрах Земли, на огромной глубине существовал страшный и темный Тартар, представляющий собой бездонную вечную тьму.

Персонажи

При создании мира Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Никту. От Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и светлый День – Гемера (Имера). Свет озарил весь мир, и появилась смена дня и ночи.

Могущественная, живительная Гея породила бездонное голубое Небо – Урана, который раскинулся над Землей, воцарившись во всем мире. Гордо вознеслись к нему высочайшие Горы, которые породила Земля, и широко разлилось вечно бурлящее Море.

Титаны

После того, как от Матери-Земли произошли Небо, Горы и Море, Уран женился на благодатной Гее, которая родила ему шестерых сыновей-титанов и шесть дочерей. Их сын Титан Океан, омывающий всю Землю, и богиня Фетида родили все реки, которые впадали в моря, и морских богинь – океанид.

Читайте также:  Прямо пропорционально как пишется слитно или раздельно

Титан Гипперион и Тейя подарили миру Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и Зарю – Эос. Астрей и Эос подарили небу сверкающие звезды и четыре ветра: северный – Борей, восточный – Эвр, южный – Нот и западный – самый нежный – Зефир.

Помимо титанов, Земля породила трех великанов – одноглазых циклопов и трех пятидесятиголовых и сторуких великанов – Гекатонхейров, и не было силы, которая могла бы устоять против них, потому что их мощь была беспредельной.

Воспылал Уран ненавистью к своим детям-великанам и заключил их в самые недра Земли с пожизненным запретом выхода на свет. Это принесло огромные страдания матери-Земле, на которую давило это страшное бремя. Призвала она своих детей титанов, чтобы они восстали против Урана. Но титаны не осмеливались идти против воли отца. Только самый младший из них, отличавшийся коварством, Кронос, с помощью хитрости низверг Урана и отнял у него власть.

Сам Кронос не был уверен в долговечности своей власти: он опасался, что его собственные дети свергнут его и он разделит участь своего отца Урана. Поэтому он приказал своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей, пятерых из которых он проглотил: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона.

Кронос не подозревал, что был обманут своей женой, в то время как Зевс рос на Крите под присмотром двух нимф – Адрастеи и Идеи, вскормивших его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты, а у входа в пещеру юные куреты ударяли мечами в щиты каждый раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы его плач не был услышан Кроносом.

Царство Зевса

Зевс (Диас) – властитель неба, отец богов и людей

Гера (Ира) – супруга Зевса, покровительница семьи

Посейдон – владыка морей

Гестия (Эстия) – защитница семейного очага

Деметра (Димитра) – богиня земледелия

Аполлон – бог света и музыки

Афина – богиня мудрости

Гермес (Эрмис) – бог торговли и вестник богов

Гефест (Ифестос) – бог огня

Афродита – богиня красоты

Арес (Арис) – бог войны

Артемида – богиня охоты

Земные люди обращались за помощью к определенным богам, воздвигали им храмы, чтобы задобрить – приносили жертвоприношения.

В греческой мифологии помимо детей Хаоса, Титанов и Олимпийских богов, на Земле существовало много других божеств, которые олицетворяли разные силы природы.

Например, в реках и ручьях жили нимфы Наяды, в морях – Нереиды, в лесах – Дриады и Сатиры, в горах – нимфа Эхо.

Человеческими жизнями распоряжались три богини судьбы – Мойры (Лахесис, Клото, Атропос). Они пряли нить человеческой жизни от рождения и до самой смерти и в любое мгновение могли оборвать ее по своему желанию.

Американскому писателю Амброзу Бирсу принадлежат следующие слова: «Мифология – совокупность первоначальных верований народа о его происхождении, древнейшей истории, богах и пр. в отличие от достоверных сведений, выдуманных впоследствии».

Источник

Мифы и факты. Объясняем рационально древнегреческие мифы

Эллада не сразу стала блестящей классической цивилизацией ученых, философов и воинов, однако быстрее других прошла путь от магического сознания к рациональному мышлению. В Греции 2500 лет назад уже сосуществовали и мифы, и попытки их рационального объяснения. Как же древние греки преодолевали этот разрыв и как эволюционировали античные мифологические сюжеты в современной культуре?

Дедал и Икар: как важно быть умеренным

Сюжет мифа:

Миф гласит, что Дедал был выдающимся скульптором и зодчим древности. За преступление в родных Афинах его приговорили к смерти, и он бежал на Крит, к царю Миносу. Там Дедал создал множество произведений искусства и построил Лабиринт, в который заключили Минотавра.

В конце концов Дедал затосковал и захотел уехать с Крита, но Минос его не отпускал. Тогда умелец соорудил из перьев, скрепленных воском, большие крылья, которые можно было надеть на руки и полететь.

Дедал и его сын Икар надели крылья и улетели с Крита. Отец предупредил мальчика, что тот не должен подниматься слишком высоко, чтобы солнце не растопило воск. Но Икар, увлекшись полетом, забыл наставления отца, воск растопился, крылья разлетелись, мальчик упал в море и погиб.

Как объяснялся:

Дедал, родоначальник всех ремесел, для греков был реальной исторической фигурой, а вот полет на крыльях вызывал у них оправданные сомнения и считался неосуществимым чудом. В конце концов они пришли к выводу, что Дедал изобрел первый парус (кто-то ведь должен был его изобрести?), с помощью которого быстро и с комфортом убрался с острова.

Вот как античный географ и писатель Павсаний пытался объяснить этот миф в своем «Описании Эллады»:

«Когда он бежал из Крита, устроив себе и сыну своему Икару маленькие суда и приделав к ним, что до тех пор было неизвестно, паруса, то, пользуясь попутным ветром, он намного обогнал флот Миноса, шедший на веслах. Таким образом, сам Дедал спасся, а у Икара, который менее искусно управлял своим судном, оно у него, говорят, перевернулось. Икар утонул».

История о Дедале — прародитель всех современных историй о гениальном ученом, который не смог совладать со своими собственными изобретениями, о технологиях, вышедших из-под контроля (например, в «Терминаторе») и трагедии научного ума.

Миф об Икаре, который изначально был историей о том, что надо знать меру и не подниматься слишком высоко или опускаться слишком низко, в современной культуре стал романтической легендой о стремлении к невозможному (например, «Фауст» Гете или «Космическая одиссея» Кубрика).

Кадр из фильма «Космическая одиссея 2001 года»

Медея: берегись мести брошенной женщины

Сюжет мифа:

Медея была дочерью царя Колхиды и помогла Ясону добыть золотое руно. Ясон, покидая Колхиду, забрал полюбившую его Медею с собой. Долго прожили они вместе, но потом Ясон решил жениться на дочери коринфского царя. Медея в гневе, но притворяется, что смирилась, чтобы отомстить. Будучи могущественной колдуньей, она отправляет сопернице подарок: великолепное платье и головной убор. Не в силах устоять перед подарками, девушка их надевает. Внезапно наряд вспыхивает огнем, невеста гибнет, и отец ее вместе с ней.

Как объяснялся:

В античные времена люди уже были знакомы с нефтью и знали ее горючие свойства. Так появилось предположение, что Медея смазала свои подарки не таинственным колдовским зельем, а нефтью, и наряд царевны вспыхнул не сам по себе, а от попавшей на него искры. Ситуация правдоподобная, если помнить, что открытый огонь непрерывно окружал людей того времени, будь то алтарь, очаг, факел или треножник, освещавший жилище.

«Некоторые люди, стремясь примирить предание с истиной, весьма правдоподобно утверждают, что именно нефть была тем зельем, которым Медея смазала воспетые в трагедиях венок и пеплос», — пишет Плутарх, описывая путешествие Александра Македонского по Вавилонии и то, как местные жители поджигали нефть, чтобы развлечь царя.

Греки не испытывали к Медее сочувствия: чувства обманутой и страдающей от ревности женщины не трогали их, а, скорее, пугали, поскольку воспринимались как иррациональная, неуправляемая и разрушительная сила.

Причиной совершившихся бедствий древние видели не предательство Ясона, а дурной нрав колдуньи Медеи.

В современной культуре этот миф — прообраз всех историй о мести преданных женщин (вроде «Убить Билла» Тарантино или корейской трилогии о мести Пак Чхан-ука), где месть героини оправдана современной этикой взаимоотношения полов.

Кадр из фильма «Сочувствие госпоже Месть»

Троянская война: главный миф о войне

Сюжет мифа:

В классической версии мифа троянский царевич Парис при помощи благоволящей ему Афродиты похищает Елену Прекрасную, жену царя Менелая. Менелай и его старший брат, микенский царь Агамемнон, собирают со всей Греции войско, осаждают Трою и спустя 10 лет сжигают ее дотла. Парис и вся его семья убиты, Елена возвращается домой с мужем.

Читайте также:  Как правильно пишется слово сброшюровать

Как объяснялся:

В античной литературе существует множество интерпретаций этого мифа и не меньше попыток понять, что в сказаниях троянского цикла правда, а что — выдумка. Но самый, пожалуй, оригинальный взгляд на эту историю принадлежит оратору, философу и историку Диону Златоусту.

Дион последовательно и остроумно доказывал, что победа ахейцев — не более чем выдумка Гомера. Причем однажды сделал это в речи, произнесенной на месте исторической Трои (тогда уже это был небольшой городок).

Согласно Диону, родители Елены сами выдали ее за Париса, предпочтя богатого восточного царевича греческим женихам. Те обиделись и пошли на Трою войной. «Конечно, каждый был оскорблен за себя; за обиду одного лишь Менелая они бы и пальцем не шевельнули», — резонно замечает философ. Далее он доказывает, что войско ахейцев было немногочисленным, а война для них — абсолютно безуспешной.

Более того, от руки Гектора на самом деле гибнет главный ахейский герой Ахилл, а историю про то, что погиб якобы его друг Патрокл, надевший ахилловы доспехи, выдумал Гомер, чтобы грекам было не так обидно.

«Наконец, посмотрим, как вели себя греки и троянцы после войны. Греки отплывают из Трои наспех, в бурную пору года, не все вместе, а порознь: так бывает после поражений и раздоров. А что ждало их на родине? Агамемнон был убит, Диомед — изгнан, у Одиссея женихи разграбили все имущество, — так встречают не победителей, а побежденных.

Недаром Менелай на обратном пути столько мешкал в Египте, а Одиссей — по всем концам света: они просто боялись показаться дома после бесславного поражения.

А троянцы? Проходит совсем немного времени после мнимого падения Трои — и мы видим, что троянец Эней с друзьями завоевывает Италию, троянец Гелен — Эпир, троянец Антенор — Венетию (область на северо-востоке Италии, будущая Венеция. — Прим. авт.). Право же, они совсем не похожи на побежденных, а скорее на победителей», — заключает Дион Златоуст. Логично? Еще как!

Сюжеты, в которых военная верхушка и политики лгут о блестящих победах в то время, когда простые солдаты погибают ни за что, распространен в антивоенной литературе и кинематографе. Яркий пример — фильмы о вьетнамской войне, правда о бессмысленности которой и истинном количестве жертв открылась американцам только после Уотергейта.

Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»

Беллерофонт и Химера: покорение природы

Сюжет мифа:

Как объяснялся:

О том, как греки толковали историю Беллерофонта, мы узнаем у Плутарха: «Иные, пытаясь устранить сказочность этого предания, перетолковывают его так, что Беллерофонт не заклятием навел море на поля, а прорвал каменистую гряду, отделявшую море от низменной плодородной равнины… Говорят также, что так называемая Химера — это устремленный к солнцу утес, который летом вызывает вредоносное преломление солнечных лучей и тяжелые испарения, губящие посевы. Беллерофонт же понял причину бедствия и устранил его, обрубив гладкую поверхность утеса».

Миф о Беллерофонте не относится к числу популярных античных сюжетов, а имя этого героя ничего не скажет большинству современных людей. А вот слово «химера» стало нарицательным.

В Средние века химерами называли фантастических существ, объединявших в себе части тела разных животных; такие существа во множестве украшали стены храмов и страницы книг.

Современные биологи называют химерами организмы, состоящие из генетически разнородных тканей.

Минотавр

Сюжет мифа:

Еще один миф, связанный с Критом, гласит, что жена царя Миноса Пасифая воспылала страстью к быку и родила от него Минотавра — чудовище с телом человека и головой быка. Минос запер чудище в Лабиринте и раз в год скармливал ему семь юношей и семь девушек, которых критяне забирали из Афин в качестве дани.

Как объяснялся:

Историческое объяснение мифа относится к тому времени, когда минойский Крит был главной политической и культурной силой в Эгейском море. Поскольку неоперившиеся Афины (и, возможно, другие континентальные греческие города) были данниками Крита, можно предположить, что такая дань включала молодых мужчин и женщин, приносимых в жертву минойским богам. Эта церемония совершалась священником, замаскированным бычьей головой или маской, что объясняет образ Минотавра.

Убийство Минотавра афинянином Тесеем в этом случае указывает на освобождение Афин от колониальной зависимости.

Как только континентальная Греция стала свободна от господства Крита, миф о Минотавре нужен был, чтобы дистанцировать формирующееся религиозное сознание эллинов от древних минойских верований.

Образ минотавра особенно вдохновлял модернистов первой половины прошлого века, в частности Пабло Пикассо. Но они видели в нем отображение не древней истории, а мрачных фрейдистских фантазий о сексуальном влечении и смерти.

Попытки интерпретировать античные мифы продолжают и современные авторы, причем не только в научной, но и в художественной литературе. Хороший пример такой работы — произведения английской писательницы Мэри Рено. В романе «Царь должен умереть» (1958) она описывает молодость Тесея. Наследник афинского царя отправляется на Крит с группой своих ровесников — вот только предназначается эта «дань» не чудовищу с головой быка, а настоящему быку.

Юношей и девушек селят в царском дворце, огромном и со множеством ходов, в которых легко потеряться, как в Лабиринте. Там их тренируют для «танцев с быком». Это любимое развлечение критян: группа атлетов перепрыгивает через быка, а разъяренное животное пытается насадить прыгунов на рога.

Благодаря археологическим находкам, в частности фрескам из Кносского дворца, мы знаем, что традиция прыгать через быка действительно существовала, хотя и неясно, было ли это религиозным ритуалом или просто развлечением.

Родоначальник хорроров и слэшеров о чудовищах, миф о Минотавре можно при желании найти даже в Кубриковском «Сиянии» с его погонями по снежному лабиринту и коридорам отеля-дворца

«Амур — Финист и Марьюшка — Психея»

Миф о любви Эрота (Амура) и Психеи гласит, что Психея была младшей из трех дочерей царя и столь прекрасной, что люди поклонялись ей, как Афродите (Венере). Богиня, узнав об этом, разгневалась и решила наказать девицу: приказала своему сыну Амуру, насылающему любовь стрелами, сделать так, чтобы Психея влюбилась в самого убогого мужчину на свете. Однако Амур сам влюбился в Психею, похитил ее и поселил в роскошном дворце. Влюбленный бог являлся к девушке исключительно по ночам и предупредил ее, что, если она попытается посмотреть на него при свете, он ее навсегда покинет.

Между тем сестры Психеи, прознав о ее счастье, позавидовали и подговорили простодушную девушку подсмотреть, как выглядит ее муж. А тот, как и обещал, немедленно от нее сбежал. После этого Психея пускается в дальнюю дорогу и после многих испытаний все-таки находит Амура и возвращает себе его расположение.

Сюжет, в котором девушка из-за козней злых сестер лишается волшебного супруга и возвращает его, преодолев множество испытаний, повторяется в сказках самых разных народов: итальянских, испанских, норвежских, греческих, мексиканских. Есть такая сказка и в русском фольклоре — «Финист — Ясный сокол».

«Добрый молодец» является к Марьюшке в виде сокола (тоже крылатый!), который покидает ее из-за козней двух старших сестер. Как и Психея, Марьюшка отправляется в далекий путь, так же работает служанкой и побеждает могущественную соперницу (правда, в русской сказке это царица, влюбленная в Финиста, а в античном мифе — свекровь-богиня). Еще одна маленькая деталь: в обеих историях девушка случайно обжигает голое плечо своего возлюбленного; Психея маслом из лампы, а Марьюшка — горячей слезой.

Источник

Поделиться с друзьями
Наши дети
Adblock
detector