Как пишется ми минор по сольфеджио

Содержание

Буквенное обозначение нот и тональностей

В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.

Интересно, что во время, когда формировалась буквенная система, музыкальный звукоряд начинался со звука ЛЯ, а не со звука ДО. Именно поэтому, первой букве алфавита A соответствует именно звук ЛЯ, а не ДО. Еще одной особенностью этой старой системы является звук СИ-БЕМОЛЬ в основном звукоряде, он обозначается буквой B. А за нотой СИ, являющейся основной ступенью современного звукоряда, позже была закреплена буква H.

Диезы и бемоли по буквенной системе

Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется другой суффикс – ES (эс).

Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес).

И еще одно исключение из правил связано чисто с историческими причинами. Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.

Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе

Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить не только основные звуки, но и диезы с бемолями, а также дубль-диезы и дубль-бемоли. Давайте подытожим все эти способы обозначения в таблице:

Таблица буквенных обозначений звуков

Нота Диез Дубль-диез Бемоль Дубль-бемоль
ДО c cis cisis ces ceses
РЕ d dis disis des deses
МИ e eis eisis es eses
ФА f fis fisis fes feses
СОЛЬ g gis gisis ges geses
ЛЯ a ais aisis as ases
СИ h his hisis b heses

Буквенное обозначение тональностей

В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Эта же структура всегда находит отражение и в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук, только с одной особенностью – для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы.

Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий».

Обозначение октав по буквенной системе

Наблюдательный читатель, быть может, уже с самого начала задался вопросом о том, как же в буквенной системе различить звуки малой октавы и, например, второй, или первой и большой. Оказывается, все предусмотрено, и для обозначения разных октав в буквенной системе есть свои правила. Только многие почему-то о них забывают, а иные и вовсе о том не слышали. Давайте же разбираться.

Здесь все на самом деле довольно просто. Если вы пока плохо знаете названия всех октав, то рекомендуем к изучению материал Расположение звуков на клавиатуре фортепиано, где этот вопрос рассматривается довольно подробно.

Итак, правила следующие:

На рисунке вы можете посмотреть примеры звука ЛЯ с разным обозначением октав. Кстати этот же октавный принцип имеет точно такое же действие и в слоговой системе обозначения звуков. Поэтому примеров обозначения будет сразу несколько.

Дорогие друзья, если у вас еще остались вопросы по данной или по какой-нибудь другой музыкально-теоретической теме, то напишите их, пожалуйста, в комментариях к данному материалу.

А сейчас для лучшего усвоения урока мы предлагаем вам просмотреть видео по теме и рекомендуем выполнить упражнения, которые там будут предложены.

Источник

24. Тональность МИ минор

Звуки, из которых состоит МИ минор:

Ключевой знак в тональности МИ минор:

Гамма МИ минор и ее ступени вверх:

Гамма МИ минор и ее ступени вниз:

Тоническое трезвучие в МИ миноре:

25. Тональность РЕ минор

Звуки, из которых состоит РЕ минор:

Ключевой знак в тональности РЕ минор:

Гамма РЕ минор и ее ступени вверх:

Гамма РЕ минор и ее ступени вниз:

Читайте также:  Билет в сказку картинки

Тоническое трезвучие в РЕ миноре:

26. Размер 3/4

27. Размер 3/8

28. Затакт

29. Тональность РЕ мажор

Звуки, из которых состоит РЕ мажор: РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ.

Ключевые знаки в тональности РЕ мажор:

Гамма РЕ мажор и ее ступени:

Тоническое трезвучие в РЕ мажоре:

Вводные звуки в РЕ мажоре:

30. Лига

Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность.

Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато.

31. Четверть с точкой в двухдольном размере

Точка около ноты увеличивает ее длительность наполовину.

32. Фермата

33. Интервалы

Интервалом называется сочетание двух звуков.

Прима — первая, обозначается цифрой 1
Секунда — вторая, обозначается цифрой 2
Терция — третья, обозначается цифрой 3
Кварта — четвертая, обозначается цифрой 4
Квинта — пятая, обозначается цифрой 5
Секста — шестая, обозначается цифрой 6
Септима — седьмая, обозначается цифрой 7
Восьмая — восьмая, обозначается цифрой 8

Мелодические интервалы от звука ДО вверх:

Мелодические интервалы от звука до вниз:

Гармонические интервалы от звука ДО те же, только их ноты звучат одновременно.

34. Главные ступени лада и их названия

Главные ступени в тональности ДО мажор:

Главные ступени в тональности ЛЯ минор:

35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада

Устойчивые звуки в ДО мажоре:

Наиболее устойчивый звук в ДО мажоре:

Неустойчивые звуки в ДО мажоре:

Окружение устойчивых звуков неустойчивыми звуками в ДО мажоре:

Восходящее тяготение VII ступени на полтона вверх:

Нисходящее тяготение IV и VI ступеней:

Двойное тяготение II ступени:

36. Размер 4/4

Обозначение размера 4/4:

Сильные и слабые доли в такте на 4/4:

Схема дирижирования на 4/4:

37. Три вида минорного лада

Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический, мелодический.

Гамма ЛЯ минор натуральная:

Гамма ЛЯ минор гармоническая:

Гамма ЛЯ минор мелодическая:

38. Тональность СИ минор

Звуки, из которых состоит СИ минор: СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Ключевые знаки в тональности СИ минор:

Гамма СИ минор натуральная:

Гамма СИ минор гармоническая:

Гамма СИ минор мелодическая:

Тоническое трезвучие в СИ миноре:

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом СИ миноре:

39. Большая и малая секунды

Источник

Три вида минора в музыке

Минорный лад имеет три основные разновидности, это: натуральный минор, гармонический минор и мелодический минор.

Об особенностях каждого из названных ладов и о том, как их получить, мы сегодня и будем говорить.

Натуральный минор – простой и строгий

Натуральный минор представляет собой гамму, выстроенную по формуле «тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона». Это обычная схема строения минорной гаммы, и для того чтобы её быстро получить, достаточно лишь знать ключевые знаки в нужной тональности. Каких-либо измененных ступеней в этом виде минора нет, соответственно в нём не может быть и никаких случайных знаков альтерации.

Например, ля минор – это гамма без знаков. Соответственно, ля минор натуральный – это звукоряд из нот ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля. Или ещё пример, гамма ре минор содержит один знак – си-бемоль, значит, звукоряд натурального ре минора – это движение ступеней подряд от ре до ре через си-бемоль. Если знаки в нужных тональностях не вспоминаются сразу, то можно узнать их с помощью квинтового круга, или ориентируясь на параллельный мажор.

Гамма натурального минора звучит просто, печально и немного строго. Именно поэтому натуральный минор так часто встречается в народной и средневековой церковной музыке.

Пример мелодии в таком ладу: «Я на камушке сижу» – известная народная русская песня, в приведенной ниже записи её тональность – натуральный ми минор.

Гармонический минор – сердце Востока

В гармоническом миноре по сравнению с натуральным видом лада повышена седьмая ступень. Если в натуральном миноре седьмая ступень была «чистой», «белой» нотой, то она повышается с помощью диеза, если она была бемолем, то с помощью бекара, ну а если же, это был диез, то дальнейшее повышение ступени возможно с помощью дубль-диеза. Таким образом, эту разновидность лада всегда можно распознать по появлению одного случайного знака альтерации.

Например, в том же ля миноре седьмая ступень – звук соль, в гармоническом виде будет не просто соль, а соль-диез. Ещё пример: до минор – тональность с тремя бемолями при ключе (си, ми и ля бемоли), на седьмую ступень приходится нота си-бемоль, её мы повышаем бекаром (си-бекар).

По причине повышения седьмой ступени (VII#) в гармоническом миноре меняется структура звукоряда. Расстояние между шестой и седьмой ступенями становится целых полтора тона. Такое соотношение вызывает появление новых увеличенных интервалов, которых не было ранее. К таким интервалам можно отнести, например, увеличенную секунду (между VI и VII#) или увеличенную квинту (между III и VII#).

Гамма гармонического минора звучит напряжённо, имеет характерный арабско-восточный колорит. Однако, не смотря на это, именно гармонический минор является самым употребительным из трех видов минора в европейской музыке – классической, народной или эстрадно-популярной. Свое название «гармонический» он получил за то, что очень хорошо проявляет себя в аккордах, то есть в гармонии.

Пример мелодии в таком ладу – русская народная «Песня бобыля» (тональность ля минор, вид – гармонический, о чём нам говорит случайный соль-диез).

Композитор может использовать в одном и том же произведении разные виды минора, например, чередовать натуральный минор с гармоническим, как это делает Моцарт в главной теме своей знаменитой Симфонии № 40 :

Мелодический минор – эмоциональный и чувственный

Гамма мелодического минора разная, когда по ней движутся вверх или вниз. Если идут вверх, то в ней повышают сразу две ступени – шестую (VI#) и седьмую (VII#). Если играют или поют вниз, то эти изменения отменяют, и звучит обыкновенный натуральный минор.

Читайте также:  Распространены как пишется и почему

Например, гамма ля минора в мелодическом восходящем движении будет представлять собой звукоряд следующих нот: ля, си, до, ре, ми, фа-диез (VI#), соль-диез (VII#), ля. При движении вниз эти диезы исчезнут, обратившись в соль-бекар и фа-бекар.

Или гамма до минор в мелодическом восходящем движении – это: до, ре, ми-бемоль (при ключе), фа, соль, ля-бекар (VI#), си-бекар (VII#), до. Повышенные бекарами ноты снова превратятся в си-бемоль и ля-бемоль при движении вниз.

По названию этого вида минора ясно, что он предназначен для использования его в красивых мелодиях. Так как мелодический минор звучит разнообразно (неодинаково вверх и вниз), он способен отражать при своём появлении самые тончайшие настроения и переживания.

При восхождении гаммы последние её четыре звука (например, в ля миноре – ми, фа-диез, соль-диез, ля) совпадают со звукорядом одноимённого мажора (Ля мажора в нашем случае). Следовательно, они могут передавать светлые оттенки, мотивы надежды, тёплые чувства. Движение в обратную сторону по звукам натуральной гаммы впитывает в себя и строгость натурального минора, и, может быть, какую-то обречённость, а может и крепость, уверенность звучания.

Своей красотой и гибкостью, своими широкими возможностями в передаче чувств мелодический минор очень полюбился композиторам, наверное, поэтому его так часто можно встретить в знаменитых романсах и песнях. В качестве примера напомним вам песню «Подмосковные вечера» (музыка В. Соловьева-Седого, стихи М. Матусовского), где мелодический минор с повышенными ступенями звучит в тот момент, когда певец рассказывает о своих лирических чувствах (Если б знали вы, как мне дороги…):

Повторим ещё раз

Итак, есть 3 вида минора: первый – натуральный, второй – гармонический и третий – мелодический:

Чтобы отработать эту тему и запомнить, как минорная гамма звучит в разных видах, очень рекомендуем просмотреть данное видео Анны Наумовой (пойте вместе с ней):

Упражнения для тренировки

Для закрепления темы давайте выполним парочку упражнений. Задание такое: написать, проговорить или проиграть на фортепиано звукоряды 3 видов минорных гамм ми минор и соль минор.

Гамма ми минор – диезная, в ней один фа-диез (параллельная тональность Соль мажор). В натуральном миноре нет никаких знаков, кроме ключевых. В гармоническом ми миноре повышается седьмая ступень – это будет звук ре-диез. В мелодическом ми миноре в восходящем движении повышаются шестая и седьмая ступени – звуки до-диез и ре-диез, в нисходящем движении эти повышения отменяются.

Гамма соль минор – бемольная, в натуральном виде – только два ключевых знака: си-бемоль и ми-бемоль (параллельный строй – Си-бемоль мажор). В гармоническом соль миноре повышение седьмой ступени приведёт к появлению случайного знака – фа-диеза. В мелодическом миноре при движении вверх повышенные ступени дают знаки ми-бекар и фа-диез, при движении вниз – все как в натуральном виде.

Таблица минорных гамм

Для тех, кому пока сложно с ходу представлять себе минорные гаммы в трёх разновидностях, мы приготовили таблицу-подсказку. В ней есть название тональности и её буквенное обозначение, изображение ключевых знаков – диезов и бемолей в нужном количестве, а также называются случайные знаки, которые появляются в гармоническом или мелодическом виде гаммы. Всего минорных тональностей в музыке используется пятнадцать:

Как пользоваться такой таблицей? Рассмотрим на примере гамм си минор и фа минор. В си миноре ключевых знаков два: фа-диез и до-диез, значит, натуральная гамма этой тональности будет выглядеть так: си, до-диез, ре, ми, фа-диез, соль, ля, си. Гармонический си минор будет включать в себя ля-диез. В мелодическом си миноре уже две ступени будут изменены – соль-диез и ля-диез.

В гамме фа минор, как понятно из таблицы, ключевых знака четыре: си, ми, ля и ре-бемоли. Значит, натуральный фа минорный звукоряд – это: фа, соль, ля-бемоль, си-бемоль, до, ре-бемоль, ми-бемоль, фа. В гармоническом фа миноре – ми-бекар, как повышение седьмой ступени. В мелодическом фа миноре – ре-бекар и ми-бекар.

На этом пока всё! В будущих выпусках вы узнаете о том, что существуют и другие виды минорных гамм, а также о том, какие есть три вида мажора. Следите за обновлениями, вступайте в нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе!

Источник

Обозначения в сольфеджио

Обозначение нот буквами в сольфеджио исторически возникло в музыкальной среде довольно-таки давно. За счет того, что такой язык довольно удобен, музыканты не перестают записывать ноты, используя буквенные аббревиатуры. Руководствуясь ими, можно перенести на бумагу за исключением звуков, еще и гораздо более сложные вещи, такие, как аккорды, тональности, лады.

Это универсальный язык, понятный ученикам музыкальных школ по всему миру, и тем, кто планирует сделать музицирование своей профессией, изучать его обязательно для того, чтобы уметь читать по нотам любое произведение.

Ниже в статье вы получите основные сведения о данной дисциплине, чтобы вы имели хотя бы начальное представление об обучении музыкальной грамоте и знали, зачем она необходима.

Буквенные обозначения в сольфеджио

А это интересно…

Но буквенные обозначения в сольфеджио имеют три исключения. Таковыми являются ля, ми и си бемоль.

Почему именно Си бемоль имеет собственное обозначение? Есть версия, что это произошло в средневековые времена, когда люди еще играли на клавесинах: тогда строение клавиатуры было другим, поэтому и си бемоль называется буквой b. А теперь такой символ остался в обиходе у музыкантов.

А вот объяснение исключения ля и ми бемоль проще, чем си бемоль. Чтобы при написании не писать два раза литеры «E» и «А», записывают одной.

Тональности

Для названия тональности используются тоника и лад. Тоникой может стать любой звук – главная ступень или побочная. Также тоникой тональности может стать нота со случайным знаком альтерации (диез, бемоль). Буквенные обозначения тональностей по сольфеджио схожи с нотными знаками. Но в написании тональности еще используется вид лада: Мажорный обозначается словом dur, а минорный –moll.

Читайте также:  Составление рассказа с помощью мнемотаблицы в старшей группе

Интервалы

Трезвучия

На 1 ступени лада строится тоническое трезвучие – Т35. Оно обозначается именно так, потому что образовано устойчивыми ступенями – 1, 3, 5. Тоническое трезвучие имеет два обращения:

Есть еще и другое обозначение аккордов. Они пишутся как обычные ноты, только могут содержать дополнительные знаки, дополнительный вид, или специальную цифру, означающую, на какой ступени играются различные аккорды. Например, аккорд Аm7- это трезвучие ля минор, который нужно играть на 7 ступени. Обычно такие обозначения используются в пьесе для аккомпанирования главной мелодии, и музыкант играет левой рукой.

Дополнительно

Кроме основных обозначений нот, интервалов, аккордов и тональностей существуют множество дополнительных, такие, как, например, темп. Пишется латинскими буквами. Пример: Adagio — медленно. Обычно он пишется в начале произведения или его части. Самое интересное – чаще всего, традиционно используется итальянская терминология. Всего существует 3 вида темпа: медленный, умеренный и быстрый. И удивительно то, что это еще не все: в каждом темпе существуют еще 5-6 видов той или иной скорости движения.

Заключение

Хотелось бы отметить, что все эти знаки используются при игре на любом музыкальном инструменте, ведь существует мнение, что они пригождаются только при игре на фортепиано. Каждый выполняет определенную функцию в мелодии, и музыкант обязан знать все эти знаки, чтобы правильно исполнять произведение.

В Школе Музыки Fmusic вы всегда сможете узнать больше про обучение музыкальной грамоте. Опытные преподаватели помогут вам разобраться в вопросе, как правильно понимать ноты и самому записывать понравившиеся произведения языком музыки.

Материалы по теме

Обращение интервалов

Музыкальный язык совершенно так же, как любой разговорный, и имеет свои правила грамотности.

Музыкальная грамота и сольфеджио

Музыка — это целая страна, в которой есть свои законы и правила. Если знать верный подход, то освоение музыкальных дисциплин даст быстрый результат и доставит много положительных эмоций.

Источник

1. Названия звуков

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ

Названия белых клавиш фортепиано:

2. Названия октав

Октавой называется группа звуков от ДО до каждого следующего ДО.

Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называется первой.

Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвертая октава.

Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава.

3. Размещение нот на нотоносце

Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.

4. Скрипичный ключ

Ноты первой октавы в скрипичном ключе записываются так:

5. Нотное обозначение длительности звуков

Продолжительность звука обозначается различными видами нот.

Основное деление длительности звуков:

6. Размер 2/4

Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.

7. Восьмые в двухдольном такте

Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые.

Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые

Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.

8. Запись песни со словами и без слов

Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром.

Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно.

9. Мажор и минор. Тоника

10. Гамма ДО мажор

11. Тоническое трезвучие

Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени. Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие.

12. Вводные звуки

Переход восходящего вводного звука в тонику: СИ переходит в ДО.

Переход нисходящего вводного звука в тонику: РЕ переходит в ДО.

13. Полутон и тон

Тоны и полутоны в гамме ДО мажор:

14. Диез, бемоль, бекар

Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими знаками.

Названия черных клавиш фортепиано:

15. Ключевые и неключевые знаки альтерации

Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации. Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии.

Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются неключевыми, или случайными, знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте.

16. Тональность СОЛЬ мажор

Звуки, из которых состоит СОЛЬ мажор:

Ключевой знак в тональности СОЛЬ мажор:

Гамма Соль мажор и ее ступени:

Тоническое трезвучие в СОЛЬ мажоре:

Вводные звуки в СОЛЬ мажоре:

17. Тональность ФА мажор

Звуки, из которых состоит ФА мажор:

Ключевой знак в тональности ФА мажор:

Гамма ФА мажор и ее ступени:

Тоническое трезвучие в ФА мажоре:

Вводные звуки в ФА мажоре:

18. Транспозиция

Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую.

При этом в мелодии с первоначальной тональностью проставляются номера ступеней, номера ступеней подписываются под новый нотный стан, затем приписываются над номерами ступеней ноты мелодии уже в новой тональности.

19. Пауза

Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания).

Целая пауза, равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой.

Половинная пауза, равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке.

Четвертная пауза, равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг.

Восьмая пауза, равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре.

20. Музыкальная фраза

21. Реприза

22. Басовый ключ

23. Тональность ЛЯ минор

Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности.

Гамма ЛЯ минор и ее ступени:

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Детский развивающий портал