Иллюстрации к сказкам щедрина презентация

Презентация на тему Иллюстрации к сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина

Слайды и текст этой презентации

Иллюстрации к сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина

Работу выполнили ученики 10 класса
МОУ «Макуловская СОШ»
Верхнеуслонского района
Республики Татарстан
Бикбулатова Ксения, Галеев Фаниль

Учитель: Белкина Татьяна Алексеевна

Какое бы издание «Сказок» М.Е.Салтыкова-Щедрина мы не взяли, всюду мы встретим иллюстрации различных художников, которые помогают нам понять смысл сказки через графику.

Кто же из художников работал над иллюстрациями к сказкам сатирика? Их много: Кукрыниксы (коллектив художников-графиков, в который входили М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), Н. Муратов, Е. Рачев, Б. Ефимов, С. Алимов, С. Лемехов, Н. Лемкин, Каневский и другие. У каждого из них был свой подход к изображению героев сказок, но одно их объединяет: все они сумели запечатлеть в иронической форме те пороки, которыми было больно общество.

Иллюстрация к сказке о тяжкой доле лошади

Иллюстрация к сказке «Медведь на воеводстве тиражом»

Иллюстрация к сказке «Премудрый пескарь»

Иллюстрация к сказке «Дикий помещик».

Иллюстрация к сказке «Как один мужик двух генералов прокормил».

Иллюстрация к сказке «Коняга»

Иллюстрация к сказке «Коняга».

«Как один мужик двух генералов прокормил»

Источник

Презентация : «Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «

Описание презентации по отдельным слайдам:

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Сатирические сказки. (10 класс)

Обращение писателя к сказочному жанру Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии, сказки. Форму литературной сказки использовали А.С.Пушкин: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане» и др. Сказки Салтыкова-Щедрина современные литературоведы называют «малой энциклопедией его сатиры».

Обращение писателя к сказочному жанру Сказки вышли в 1866г под названием «23 сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина». Сейчас в сборнике 32 произведения – в него включены сказки, не пропущенные в своё время цензурой. Создавая «Сказки для детей изрядного возраста», Салтыков-Щедрин надеялся открыть народу глаза на окружающую действительность и сделал этот в привычной и доступной людям форме. К тому же эзопов язык (иносказание) помог писателю избежать многих запретов цензуры.

Традиции и новаторство Автор вводит традиционных сказочных персонажей (говорящих животных, рыб, Иванушку-дурачка), использует характерные сказочные зачины, присказки, троекратные повторы, просторечную лексику, постоянные сказочные эпитеты. Сказки обильно пересыпаны пословицами и поговорками. Автор умело пользуется гротеском, гиперболой, антитезой. Темы, герои, художественные приёмы, которые он накапливал на протяжении 40-летнего творческого пути, сконцентрировались на 3 – 5 страницах текста.

Традиции и новаторство Однако все сказочные сюжеты связаны с проблемами современности, введены канцелярские обороты, французские слова, общественно-политическая лексика. Смешение стилей создаёт комический эффект. Так автор обогатил сказку новыми сатирическими приёмами и превратил её в орудие социально-политической сатиры.

«Дикий помещик» (1869) План анализа: 1. Краткий пересказ. 2. Элементы народной сказки. 3. В чём отличие от сказок народных. 4. Какие пороки обличает писатель? Над чем смеётся? 5. Какие эпизоды при чтении вызвали улыбку? Работа 1 группы

«Дикий помещик» Он князь Урсус Кучум-Кильдибаев. Потомок татарских ханов, он и теперь выступает как враг народа, чужеземный захватчик, ненавидящий и презирающий порабощённый народ. Подобно сказочной Бабе-Яге, князь не переносит русского духа, холопьего запаха и радуется, когда мужика не стало в его владениях. С исчезновением мужика наступают не только голод и всяческие лишения, но и полное одичание. Российский дворянин превращается в дикого зверя, который ногтями разрывает добычу и ест со всеми внутренностями.

«Дикий помещик» Одичание помещика свидетельствует о том, что народ – созидатель материальных и духовных ценностей. Без народа не только мясо и масло исчезают с рынка, но и наступает упадок культуры. Русский мужик – поилец и кормилец. Горечью проникнуты слова, посвящённые народу. Терпит он притеснения помещика и только к Богу обращается за помощью. В конце сказки летит отроившийся рой мужиков. Конечно, это гротескный образ, но в фантастической форме выражена горькая правда. Мужики уподобляются бессловесным существам, живущим стадной жизнью.

«Премудрый пискарь» (1883) План анализа: 1. Краткий пересказ. 2. Как вы понимаете смысл заглавия? 3. Каково значение эпитета «премудрый»? Работа 2 группы

Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную пору писатель и берётся своей сказкой напомнить о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой. «Премудрый пискарь» Историческая справка После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (01.03.1881) наступает пора реакции. Русский либерализм открыто провозглашается «изменой» отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчики нарекаются борцами «с изменой».

Вывод: «премудрый» в устах автора звучит насмешливо, язвительно. «Премудрый пискарь» Умный, мудрый, толковый, разумный, рассудительный Подберите синонимы к слову «премудрый». Подберите антонимы к слову «премудрый». Глупый, неумный, несообразительный, бестолковый.

«Премудрый пискарь» С седьмого абзаца в сказку входит новый мотив, уточняющий наше представление о премудром пескаре: «Был он пескарь просвещённый, умеренно-либеральный, и очень твёрдо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать». Этот эпизод даёт прямой намёк на интеллигентных людей, исповедующих принцип полного невмешательства в течение жизни. Пескариная премудрость близка к некоторым ненавистным Салтыкову-Щедрину житейским пословичным изречениям, маскирующим рыбью обывательскую мораль: «с сильным не борись», «всякий сверчок должен знать свой шесток», «моя изба (хата) с краю», «уши выше лба не вырастут».

Читайте также:  Левша суть рассказа главная мысль

«Премудрый пискарь» Автор в сказке мастерски связал разные повествовательные планы: реально-исторический, конкретно-бытовой и сказочно-фантастический. Бытовая деталь – пескарь даже жениться не рискнул, и «детей не имел, хотя у отца его была большая семья…» Тут же следует сугубо сказочное продолжение: «Он рассуждал так: «Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас мелюзгу, не зарились… Так уж не до семьи, а как бы только самому прожить!» Сразу вслед за этим сугубо иронический переход: «Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вино не пьёт, табаку не курит…»

«Премудрый пискарь» В сказке «Премудрый пискарь» содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь и совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о её смысле.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»» В сказке писатель восхищается силой и выносливостью русского мужика. Вот его портрет: «громаднейший мужчина», на все руки мастер. Оказавшись на необитаемом острове, он и яблок с дерева достал, и картофель из земли добыл, и силок для рябчиков из собственных волос смастерил, и огонь извлёк, и еды наготовил, и пуха лебяжьего набрал. Всё умеет мужик – даже суп в пригоршне сварить.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»» Беспомощным генералам мужик готов покорно служить. Им мужик по десятку яблок дал, а себе – одно кислое оставил… Да ещё готов «генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися».

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»» Генералы же ничего не умеют и, привыкнув жить за чужой счёт, даже полагали, что булки на деревьях растут. Много едкой иронии в этой сказке и не только в изображении генералов. Не щадит автор и здоровенного мужика, которого генералы заставляют вить для себя верёвку, чтобы ночью не убежал. Писатель наводит читателей на мысль, что пора уже мужику обдумать своё положение и перестать безропотно подчиняться.

Номер материала: ДБ-1327094

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Уральскому студенту снизили дипломную оценку за цветные волосы

Время чтения: 1 минута

Власти Москвы объявили об обязательной вакцинации работников сферы образования

Время чтения: 2 минуты

Ростовская школа набрала 19 первых классов

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021

Время чтения: 3 минуты

Правительство выделило дополнительные средства на кешбэк за детский отдых

Время чтения: 1 минута

Утверждены правила компенсации за путёвки в детские лагеря

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

тема урока: проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина

эпиграф к уроку: Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством. А.В. Луначарский.

вопросы домашнего задания Чем поражает внешний облик писателя? Какие факты биографии Салтыкова- Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения? Каким человеком представляется вам М.Е. Салтыков-Щедрин? Как вы понимаете слово «Сатира»?

М.Е.Салтыков-Щедрин Художник И.Н.Крамской «Я писатель, в этом моё призвание».

О.М.Салтыкова (мать писателя)

Е.В.Салтыков (отец писателя)

Дом, где родился М.Е.Салтыков

Московский дворянский институт

Дом в Вятке, где жил М.Е.Салтыков

Дом в Петербурге, где жил М.Е.Салтыков

Сказки для детей изрядного возраста

То, что г. салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства. Ю.В. Лебедев

Сказки построены на резких социальных контрастах, почти в каждой из них лицом к лицу сталкиваются представители антагонистических классов ( генералы и мужик, помещик и мужики…). Весь сказочный цикл пронизывает стихия смеха, в некоторых сказках преобладает комическое, в других комическое переплетается с трагическим. Язык сказок в основном народный, с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов. Сказки Салтыкова-Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок тех лет, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX в.

Читайте также:  Чем герасим отличается от остальных дворовых из рассказа муму коротко

Основные темы сказок 1. Народ и самодержавие. («Медведь на воеводстве», «Орёл-меценат», «Сказка о ретивом начальнике») 2. Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга») 3. Народ и буржуазная обывательская интеллигенция. («Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла»)

Работа над литературными терминами Фантастика Пародия Ирония Сарказм Литота Эзопов язык Аллегория Гротеск Гипербола

фантастика Фантастика – несуществующее в действительности, выдуманное. Преувеличивая или приуменьшая, выдумывая неожиданное сочетание деталей, сатирик выявляет скрытые в обыденной жизни пороки и делает их в то же время смешными.

пародия Пародия (от греч. parodia – перепев, противопеснь) – произведение, подражающее другому произведению, автору или течению их осмеяния. Пародия состоит в «передразнивании», «переворачивании» оригинала, сведении его «высокого», серьёзного образного языка в низкий смешной план.

ирония Ирония (от греч. eironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован. При иронии высказывается прямо противоположное тому, что подразумевается.

сарказм Сарказм (от греч. sarkasmas – издевательство) – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии. В сарказме – крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование.

литота Литота (от греч. litotes – простота) – это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.

Эзопов язык Эзопов язык – иносказание и метафоричность, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками.

аллегория Аллегория (греч.allegoria) – Иносказание наглядное, картинное выражение отвлеченных понятий посредством конкретного образа

гротеск Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.

гипербола Гипербола (греч. Υπερβολη – преувеличение) – стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности.

Анализ сказок салтыкова-щедрина «Премудрый пискарь.» (1882-1883). «Вяленая вобла.» (1884). «Медведь на воеводстве.» (1884).

Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать.

Чисто, аккуратно – именно только одному поместиться впору.

«обыватель» Постоянный житель какой-то местности (устаревшее) Человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами. «…всякому понятно, что Щедрин говорит не о рыбе. Пискарь – трусливый обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он человек, но и пискарь, в эту форму облек его писатель… образ запуганного обывателя и пискаря совмещает рыбьи и человеческие свойства…» (художник А. Каневский )

Медведь на воеводстве

Справка из словаря С. И. Ожегова: Трущоба — а) труднопроходимое место (лес, бурелом); б) глушь, захолустье, а также грязная, тесно застроенная часть города, обычно на окраинах, где живет беднота. Особенности субъективно-авторского значения слова «трущоба» у Салтыкова-Щедрина: Трущоба — это слово-образ, многозначность которого имеет большой смысл, а лексическое значение шире за счет подтекста, так как это эзопов язык. В центре сказки жизнь в лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки. Сказочные образы традиционны: Медведь, Орел, Лев, — но они приобретают дополнительные нюансы. Лев — враг просвещения и искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен, неграмотен. Резолюцию «нацарапал». Таким образом, Салтыков-Щедрин смешивает в героях различные черты: они и звери, и люди.

Все высушено, и мозги тоже, все выветрилось

Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести – ничего такого не будет

Художественное своеобразие сказок Сказки — итог многолетних наблюдений писателя. Направлены против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету, бесправие других.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Узнала лесная ля-ля, что ля-ля к ним в ля-ля едет, и задумалась. Такая в ту пору ля-ля между лесными ля-ля шло, что всякий по-своему норовил. Ля-ля рыскали, ля-ля летали, ля-ля ползали, а в ля-ля никто маршировать не хотел.

«Медведь на воеводстве»

Однажды ля-ля перед ля-ля провинился. Бежал он, видите ли, неподалёку от волчьего ля-ля, а ля-ля – увидел его и кричит: «Ля-ля! Остановись, миленький!» А ля-ля не только остановился, а ещё пуще ля-ля прибавил.

Уточни-ка Медведь … Премудрый … Бедный … Дикий … Верный … Орел … Недреманное … Соседи … Самоотверженный … Баран …

с е в е р Ответы: 1 2н а л и м 3д о к т о р 4м у н д и р 5п е т е р б у р г 6п е р ч а т к и

Домашнее задание Прочитать сказки «Верный Трезор», «Коняга», «Карась-идеалист». Написать сочинение-эссе «О существовании героев Салтыкова-Щедрина в наше время».

Номер материала: ДВ-223117

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Валерий Фальков ответит на вопросы о приемной кампании в российских вузах

Время чтения: 0 минут

Уральскому студенту снизили дипломную оценку за цветные волосы

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021

Читайте также:  Аудиокнига слушать рассказы про тайгу

Время чтения: 3 минуты

ВШЭ предложила субсидировать стажировки в крупных компаниях для выпускников

Время чтения: 2 минуты

Власти Москвы объявили об обязательной вакцинации работников сферы образования

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки подготовило проект постановления об изменениях в обучении по направлениям подготовки в области искусства

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация к уроку по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.

Презентация учащихся отражает жанровое своеобразие сказок писателя-сатирика, тематику и проблематику его сказок, отражение сказочных мотивов сатирических сказок в иллюстрациях русских художников. Данная презентация явилась результатом прохождения группой литературоведов одного из уровней веб-квеста по творчеству сатирика.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.»

Авторы презентации: ученики 8 класса МКОУСОШ с.Филиппово

Козьминых Олег, Терюхов Руслан

История создания сказок

Вершиной мастерства и воплощением идейных исканий писателя-гражданина стали знаменитые «Сказки для детей изрядного возраста», которые современные литературоведы назвали “малой энциклопедией его сатиры”. А в заключении цензора Лебедева мы читаем: «…то, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки — та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, направленная против общественного и политического нашего устройства…».

Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году.

К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

Тематика сказок Щедрина

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы:

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)

Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)

Гротеск — комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)

Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

Источник

Презентация «Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина Презентация к уроку литературы в 7 классе Хвостикова Н.П., учитель русского языка и литературы МКОУ «Паликская СОШ № 1»

Цели урока: кратко познакомить с биографией и творчеством М.Е. Салтыкова-Щедрина, особенностями его сказок; развивать навыки анализа текста; творческие способности учащихся; воспитывать умение работать в коллективе; интерес к отечественной литературе. * *

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889)

Особенности сказок писателя: сказочно-иносказательные формы; общественно-политическая сатира; эзопов язык; наличие юмора, иронии, сарказма; сказочные формулы (поговорки); персонажи – животные с человеческими качествами; любовь и сострадание к простому народу

Презентация к конспекту открытого урока литературы в 7 классе общеобразовательной школы на тему «Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина». Презентация включает следующие слайды:

портрет Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина;

художественные особенности сатирических сказок;

иллюстрации к сказкам «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц».

Может быть использована как для урока по конспекту, так и для других индивидуальных работ учителей русского языка и литературы; студентов педагогических вузов; учащихся средних общеобразовательных учреждений.

Номер материала: 364977

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Власти Москвы объявили об обязательной вакцинации работников сферы образования

Время чтения: 2 минуты

В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021

Время чтения: 3 минуты

Всероссийская конференция по контролю за школьным питанием пройдет в Саранске в августе

Время чтения: 1 минута

Уральскому студенту снизили дипломную оценку за цветные волосы

Время чтения: 1 минута

Совфед предложил ввести в медвузах военно-медицинскую подготовку

Время чтения: 2 минуты

Валерий Фальков ответит на вопросы о приемной кампании в российских вузах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Поделиться с друзьями
Наши дети