Что вызывает смех в рассказе специалист

Конспект урока А. Г. Аверченко. Рассказ «Специалист». Юмористическое в произведении

специалист в области арт-терапии

Тема: А. Г. Аверченко. Рассказ «Специалист». Юмористическое в произведении.

Урок: Родная литература

Цель: представить творчество А. Аверченко с точки зрения продолжения традиций русской литературы.

раскрыть особенности произведения «Специалист»;

объяснить название произведения;

— развивать навыки анализа текста, характеристики героев, монологической речи;

— подвести к размышлениям об истинных и мнимых ценностях, прививать интерес к литературе,

— воспитывать чувство внимательного отношения, уважения к окружающим

Тип урока: Комбинированный урок

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

1. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

– Проверим готовность к уроку

Проверка готовности к уроку.

2.Актуализация познавательной деятельности. Постановка целей урока.

I. Вступительное слово учителя

Сегодня мы будем говорить о человеке, которого сравнивали с заокеанскими юмористами Марком Твеном и О`Генри, а простая читающая публика жаловала Аркадия Тимофеевича титулом «короля смеха». Книги «Рассказы (Юмористические)», «Зайчики на стене», «Веселые устрицы», «Круги по воде», «Рассказы для выздоравливающих», сотрудничество с петербургскими театрами и журнал «Сатирикон» вознесли А. Аверченко на литературный Олимп еще в 1912 году.

— Что вы знаете о его творчестве? Назовите интересные факты?

3. Изучение нового материала.

1. Краткий рассказ о творчестве и биографии писателя-сатирика

В Харькове состоялся литературный дебют Аркадия Аверченко. Первый рассказ «Уменье жить» был опубликован в харьковском журнале «Одуванчик» в 1902 году. Для едва обученного грамоте 22-летнего служащего это было большим событием. 31 октября 1903 года местная газета «Южный край» поместила его «Как мне пришлось застраховать жизнь». Серьёзной заявкой литератора явился рассказ «Праведник», опубликованный в Санкт-Петербурге в «Журнале для всех» в 1904 году. В период революционных событий 1905-1907 Аверченко обнаруживает публицистический талант и предприимчивость, широко публикуя в недолговечных периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески и выпустив несколько номеров быстро запрещенных цензурой сатирических журналов «Штык» и «Меч».

Читайте также:  Рисунки на тему сказки пушкина в детский сад

Февральскую революцию 1917 года Аверченко со своим «Новым Сатириконом», разумеется, приветствовал; однако последовавшая за ней разнузданная «демократическая» свистопляска вызывала у него возраставшую настороженность, а октябрьский большевистский переворот был воспринят Аверченко, вместе с подавляющим большинством российской интеллигенции, как чудовищное недоразумение. При этом его веселый абсурд приобрел новый пафос; он стал соответствовать безумию новоучреждаемой действительности и выглядеть как «черный юмор». Впоследствии подобная «гротесковость» обнаруживается у М.А. Булгакова, М. Зощенко, В. Катаева, И. Ильфа, что свидетельствует не об их ученичестве у Аверченко, а о единонаправленной трансформации юмора в новую эпоху.

Последней работой писателя стал роман «Шутка Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году, а изданный в 1925, уже после его смерти.

2. Выступление ученика «Журнал «Сатирикон» в творчестве Аверченко»

Представление о литературной ситуации периода Серебряного века не может быть полным без юмора и сатиры. В начале 20 века «Стрекоза», в которой когда-то печатался Юный Чехов, была преобразована группой сотрудников этого журнала в новый журнал «Сатирикон», который с 1913 года стал именоваться «Новый Сатирикон» (в мае 1913 года в журнале произошел раскол на почве финансовых вопросов. В результате Аверченко и все лучшие литературные силы покинули редакцию и основали журнал «Новый Сатирикон»). 1 апреля 1908 года стало символичной датой. В этот день в Петербурге вышел в свет первый номер нового еженедельного журнала «Сатирикон», который затем целое десятилетие оказывал заметное влияние на общественное сознание. Первым главным редактором журнала стал художник Алексей Александрович Радаков (1877-1942), а с девятого номера этот пост перешел к Аркадию Тимофеевичу Аверченко. В нём сотрудничали художники Н. Ремизов, Л. Бакст, И. Билибин, А. Бенуа, М. Добужинский, писатели Саша Чёрный, Сергей Городецкий, Тэффи (Лохвицкая), А. Аверченко, печатались там и А. Куприн, А. Толстой, А. Грин. Редакция журнала располагалась на Невском проспекте, в доме № 9. «Сатирикон» был изданием веселым и едким, саркастическим и злым; в нем остроумный текст перемежался с язвительными карикатурами, забавные анекдоты сменялись политическим шаржем. В то же время журнал отличался от множества других юмористических изданий тех лет своим социальным содержанием: здесь, не выходя за рамки приличий, бескомпромиссно высмеивались, бичевались представители власти, мракобесы, черносотенцы.

Читайте также:  Оскар уайльд рисунок сказки

«Гвоздем» номера были всегда произведения Аркадия Аверченко, который под псевдонимами Медуза Горгона, Фальстаф, Фома Опискин выступал с фельетонами и передовицами, писал о театре, музыкальных вечерах, выставках. Только рассказы он подписывал своей фамилией. Популярности Аверченко в те годы трудно найти аналоги. Достаточно сказать, что сам Николай Второй с удовольствием читал этого автора и переплетал его книги в кожу и атлас. «Новый Сатирикон» продолжал успешно существовать до лета 1918 года, когда был запрещен большевиками за контрреволюционную направленность.

В «Сатириконе» выработался комплексный тип рассказа Аверченко, необходимым и характерным свойством которого является утрировка, расписывание анекдотической ситуации, доводящее её до полнейшего абсурда, который и служит неким катарсисом, отчасти риторическим.

4.Повторение теории литературы:

Напомните мне, в чем состоит разница между юмором и сатирой?

1. Комментированное чтение рассказа «Специалист».

Вопросы для обсуждения для всех обучающихся :

— Какие традиции русской литературы продолжает А. Аверченко?

— Какие ассоциации возникают при чтении его рассказов?

2. Беседа. Анализ произведения.

— Определите тему и идею рассказа. Идея рассказа в том, что, если собрался кому-то помочь, да и вообще сделать что либо, ты должен быть уверен, что выполнишь эту задачу на все сто, а не просто на абы как.

— Как звали главного героя рассказа?

— Каким показывает героя А. Аверченко (качества)?

-С каким чувством относится автор к своему герою?

— Что как специалист сделал главный герой?

— Чем заканчивалась его работа?

-Кого высмеивает А. Аверченко в лице своего героя?

— Какие эпизоды рассказа у вас вызывают смех?

Я считаю, что повествователь является специалистом, ведь Усатов предложил свою помощь, начал говорить все чтобы заманить человека и он бы согласился на его предложение.

Читайте также:  Что значат фамилии в рассказе чехова хирургия

— Характеризуя Усатова, повествователь произносит: «Кроме того, он был добр, и это было скверно». Почему?
Все из-за того, что Усатов когда предлагал свою помощь это было с доброй стороны, но то как он выполнял свою работу выглядело не скверно.

. Как автор относится к героям? Кого в лице своего героя Усатова высмеивает автор? А.Аверченко высмеивает в лице своего героя человека, который считает, что может сделать всё, а на деле оказывается неумелым.

5. Подведение итогов урока.

В рассказе А. Аверченко «Специалист» речь идет о добром бескорыстном человеке, который готов прийти на помощь другим людям, однако его помощь не всегда уместна. Более того, иногда она причиняет вред другим людям.

Очень хорошо, если человек стремится помочь, однако нужно разбираться в том или ином деле. Например, если какой-нибудь дилетант стнет проводить медицинскую операцию, это может стоить жизни человека.

Рассказ Аверченко учит читателя сначала хорошо подумать, прежде чем что-то делать.

Более того, если у вас возникла проблема, обращайтесь к профессионалам, которые точно вам помогут, а не к соседям или друзьям.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что такое бескорыстность?

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал