Что вызывает грусть в рассказе злоумышленник

Злоумышленник. Рассказ Чехова, что смешное, а что грустное в рассказе?

Злоумышленник. Очень известный рассказ Антона Павловича Чехова.Как всегда, в произведениях этого прекрасного писателя и драматурга, рядом уживаются и смех и грусть. Возможно, что не всегда, но очень часто, это точно.

В рассказе «Человек в футляре» Беликова, учителя античной истории, хотят сосватать сестре нового учителя Вареньке Коваленко. Она хохотушка, веселушка. Рассказчик замечает, что у хохлушек нет среднего настроения, они либо печальны, либо без умолку хохочут. Но Беликову смех Вареньки казался подозрительным, он не признавал полноту жизни, потому сватовство не состоялось.

Думаю, что жизнь врача Старцева-главного героя рассказа- это и есть настоящая жизнь не только современников Чехова, но и многих наших современников. Ведь не секрет, что и сегодня многие люди своё материальное положение ставят не только выше духовных интересов, но даже выше чувств любви и дружбы. Всего лишь четыре года прошло после встречи Дмитрия Ионыча с семьёй Туркиных, а как за это время изменилось у него отношение к этим добродушным людям, к Екатерине Ивановне- недавней возлюбленной!? От влюбленности не только не осталось следа,но теперь врач в душе даже рад, что не женился на ней. Похоже, что и профессия врача его тоже не занимает как раньше, поскольку он частенько раздражается на своих пациентов и позволяет себе на них кричать. Все происшедшие со Старцевым изменения очень показательны, когда тяга к материальному в человеке «перевешивает» все другие интересы и стремления.

Ванька.Трогательный до слёз рассказ Антона Павловича Чехова о судьбе мальчишки, ребёнка, сироты, отданного в услужение и обучение в город из деревни.Добро и зло, это вечная тема как для жизни, так и для литературы.

Ванька терпит унижения издевательства, а также много и тяжело работает.

В принципе, всё это он описывает в своём письме деду.

на мой личный субъективный взгляд, Ваньку практически всегда окружает зло. Вся среда, в которой он живёт, крайне агрессивна и жестока по отношению к ребёнку.

Касаемо же добра. то. наверное, это воспоминания Ваньки о жизни в деревне, о деде.

Высказываю своё личное мнение и своё собственное видение ответа на данный вопрос.

Пьеса «Вишневый сад» рассказывает о том, что время неумолимо и каждое новое поколение строит свою особенную новую жизнь, зачастую выкорчевывая или вырубая под корень жизнь старую. Это закономерно и это происходило на протяжении человеческой истории многократно. Отжившие свое, в данном случае мелкое дворянство, которое уже не в состоянии идти в ногу с новыми веяниями, не понимают и не хотят понимать этого, цепляясь за воспоминания о хороших прошлых временах. Молодое поколение сердится на старое, что то настолько зашорено, и ищет свой особенный путь в жизни, взращивая свои собственные идеалы. Предприимчивые люди в это время просто строят свой мир, не обращая внимания ни на первых ни на вторых. Жизнь идет и она идет не так как нам часто хочется, а так как должно быть.

Источник

Анализ рассказа «Злоумышленник» (А.П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.11.2019 · Обновлено 20.11.2019

Антон Павлович Чехов славится своими короткими сатирическими рассказами. Он раскрывает множество бытовых проблем человека, а также его пороки. До сих пор рассказы автора имеют актуальность. Она выражена в бытовом описании и диалогах, которые мы встречаем по сей день. В основу многих сюжетных линий входит комическое непонимание участников беседы — «разговор глухих». На этом и строится рассказ «Злоумышленник».

История создания

История написания рассказа «Злоумышленник» представляет собой довольно интересные факты:

Жанр, направление

Антон Павлович Чехов относится к писателям-реалистам, поэтому направление – реализм. Произведение «Злоумышленник» написано в жанре юмористического рассказа. Автор высмеивает поведение и характер героев. А также этому жанру присущи следующие черты:

Суть: о чем рассказ?

Григорьев признает свою вину, но считает, что для обычных мужиков – это нормальное дело. Они на эти гайки ловят рыбу, чтобы хоть как-то прокормиться, так как из гаек делают грузило. Но обвиняемый не признает, что по его вине могли погибнуть люди, так как они тщательно выбирают места, откуда можно открутить гайку. В конце рассказа Григорьева заключают под стражу и отправляют в тюрьму.

Краткое содержание рассказа и отзыв для читательского дневника Вы найдете здесь.

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев рассказа «Злоумышленник» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

Денис Григорьев В начале автор дает ему небольшую характеристику: тощий мужик, в пестрой рубашке и портах, обросшие нечёсаные волосы, густые нависшие брови, из-за которых не видно глаз. Денис — обычный крестьянин, который пытается хоть как-то выжить. Он хорошо разбирается в ловле рыбы, а также в ее видах. Человек опытный, так как может аргументированно объяснить, почему вместо гайки нельзя использовать гвоздик или пулю. Но он искренне не понимает, в чем он так сильно провинился. Он никому не хотел зла и уж тем более не хотел никого убивать. В его действиях — только безысходность, так как нужно чем-то питаться. Честность – главная черта характера. Денис очень удивился, когда следователь начал обвинять его во лжи. Он также рассказывает, что не только у него дома хранятся гайки. Фактически, сдает всех своих мужиков следователю, сам того не понимая.
Следователь автор не дает ему конкретной характеристики. Судя по диалогу, человек нетерпеливый и очень торопливый. Он очень чтит формальности и оценивает только фактическую сторону дела, не вникая в обстоятельства и психологические особенности обвиняемого. Поэтому выносит приговор без сочувствия. Хочет побыстрее закончить с разбирательствами. Образ следователя – собирательный образ из социального слоя чиновничества.
Читайте также:  Признание как пишется и почему

Тематика рассказа «Злоумышленник» может быть дополнена. Если у Вас есть в этом необходимость, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях.

Проблемы

В рассказе «Злоумышленник» поднимается проблематика, которая непосредственно связана с обычными людьми во все времена:

Основная идея

Главная мысль произведения «Злоумышленник» – протест против повсеместной халатности, равнодушия и круговой поруки. Автор отчетливо описал картину обычных деревенских будней, которые отражают российскую действительность. Господа, которые покупают снасти у крестьян, прекрасно понимают и знают, откуда у них они берутся. Все-таки они — образованные люди. Но они молчат, прекрасно зная, к чему это может привести. Они спокойно удовлетворяют свои потребности. Господа не осознают, что в любой момент они могут оказаться в поезде, который сойдет с плохо закрепленных рельсов. Они продолжают покупать неводы и снасти. Крестьян же нельзя обвинять в том, что они не знают законов. У них в мыслях не было кого-то убивать, они просто зарабатывают себе на еду. Мужик вызывает у читателя жалость и сочувствие, так как он не по своей воле попал в сложную ситуацию. Это видит и следователь, но ему важно отчитаться начальству и продемонстрировать свою работу, поэтому он сажает за решетку одного мальчика для битья, игнорируя проблему в целом, ведь гайки воруют все жители села.

Таким образом, автор показывает, что в сложившейся ситуации с воровством гаек виноваты все, но отвечает один — наиболее слабый и бедный член общества. Смысл рассказа «Злоумышленник» заключается в том, что для решения проблемы необходимы комплексные меры, а не один тюремный срок для козла отпущения.

Чему учит?

Истинный злоумышленник тот, который заботится только о себе — то есть господин, покупающий особые рыболовные снасти. В первую очередь, он удовлетворяет свои потребности, забывая, что он сам может оказаться на волоске от смерти. Таков вывод из рассказа «Злоумышленник».

Критика

Критики не обошли рассказ своим вниманием. Они особенно отличали естественность и правдоподобие прозы Чехова:

Л. Е. Оболенский: «Мелкие штрихи, иногда в одно слово, рисуют и быт и обстановку так ясно, что вы только удивляетесь этому уменью — свести в один крохотный фокус все необходимые детали, только самое необходимое, а в то же время взволновать и чувство ваше и разбудить мысль: в самом деле, вглядитесь глубже в этого следователя и в этого мужика, ведь это два мира, оторванные от одной и той же жизни; оба русские, оба в существе не злые люди, и оба не понимают друг друга. Подумайте только над этим, и вы поймете, какая глубина содержания в этом крохотном рассказике, изложенном на двух с половиной страницах.» (Л. Е. Оболенский, критическое обозрение «Обо всем», «Русское богатство», 1886 г., № 12)

Образ злоумышленника понравился многим рецензентам:

К. Арсеньев: «В „Злоумышленнике» чрезвычайно живо обрисован крестьянин, сделавшийся преступником сам того не зная и не понимая…» (К. Арсеньев, статья «Беллетристы последнего времени», «Вестник Европы», 1887 г., № 12)

Даже признанные акулы пера благосклонно отнеслись к ранним рассказам Чехова:

Л. Н. Толстой: «„Злоумышленник» — превосходный рассказ… Я его раз сто читал.» (отзыв Л. Н. Толстого в воспоминаниях Д. П. Маковицкого, «Из дневника Д. П. Маковицкого», запись от 1 марта 1906 г.)

Источник

Анализ рассказа «Злоумышленник» (А.П. Чехов)

Автор: Guru · 22.07.2018

Особое место в творчестве Чехова-юмориста занимают миниатюрный рассказ-шутка и бытовая сценка, целиком построенная на диалоге. Они популярны до сих пор потому, что за полными комизма диалогами раскрываются быт и нравы целой эпохи. В основу ряда юморесок положен принцип взаимного непонимания участников беседы, каждый из которых твердит своё. Именно так обстоит дело в рассказе «Злоумышленник».

История создания

7 августа 1885 года в «Петербургской газете» под псевдонимом «Антоша Чехонте» был опубликован «Злоумышленник», впоследствии включённый в первый сборник писателя «Пёстрые рассказы».

Владимир Гиляровский считал, что прототипом главного героя является крестьянин Никита Пантюхин из посёлка Красково Московской губернии. Хотя к вопросу о прототипах своих героев писатель относился отрицательно, так как в большинстве своём его персонажи – обобщённые образы.

Жанр, направление

Жизнь простых людей в России, их чувства и чаяния всегда интересовали Антона Павловича. Он является продолжателем лучших традиций реалистического направления в литературе. Стиль его прозы сатирический, где встречаются «забавные» ситуации и сценки, нелепые формы поведения и речи.

Произведение вышло с подзаголовком «Сценка». По жанру это юмористический рассказ, в котором деликатно, с иронией и состраданием автор смеётся над своими героями.

Юмор связан с яркой словарной неожиданностью, безграмотной, нелогичной речью персонажа, а также нелепой ситуацией, когда следователь считает, что перед ним злоумышленник, требующий наказания, а «подследственный» не понимает трагизма собственного положения.

«Смешное» и «грустное» в рассказе тесно переплетаются.

Сюжет

В центре внимания – диалог судебного следователя и туповатого «мужичонки», это и есть суть рассказа.

Тощий мужик утром отвинчивает гайку на железнодорожном пути. За этой «работой» его застаёт обходчик Иван Акинфов и препровождает к судебному следователю. Начинается допрос с целью выяснения обстоятельств кражи и доказательства виновности Григорьева.

Мужик признаётся, что произошедшее (похищение гайки) является делом обычным для Климовских мужиков, так как их основной промысел связан с ловлей рыбы. А из гаек делают грузила.

На обвинение в том, что отвинчивание гаек может привести к крушению поезда, Денис, усмехнувшись, возражает: «Если бы рельсу унёс … а то … гайка!».

Читайте также:  Никонова зимние гости рассказ

Результатом следственного диалога является заключение «злоумышленника» под стражу и отправка в тюрьму.

Главные герои и их характеристика

Темы и проблемы

Проблематика рассказа богата и сложна, тем удивительнее воспринимается тот факт, что автор уложил ее в столь лаконичную форму.

Главная мысль

Скупые детали воссоздают картину деревенских будней, за которой раскрываются черты российской действительности. И в этой мозаике, состоящей из множества «эпизодов», торжествует скрытое зло, и смысл рассказа в том, чтобы показать и доказать это. Всё содержание проникнуто глубоким драматизмом. Перед читателем предстаёт до боли несчастный, загнанный обстоятельствами человек. Он — дикарь, но жалость к нему, к простым мужикам, к тому, что может пострадать по существу невиновный в происходящем зле человек, «захлёстывает» читателя.

В обличительной сценке представлена линия протеста против лжи, царящей в России, где непросвещённый народ влачит жалкое существование, а не видящая человека власть прикрывается законами, которые противоречат гуманному отношению к людям. Это и есть основная идея произведения. Рассказ вызывает чувство горечи и сожаления.

Чему учит?

Чехов воспитывает в своём читателе самостоятельность, волю и ум. Больше всего его беспокоит внутренняя слабость человеческого духа. Он говорит: «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу». Главным мерилом поступков должна стать совесть. Всё надо делать по совести: «Хоть и высеки, но чтоб за дело». Вот мораль произведения.

Писатель хотел, чтобы стилем жизни каждого стала весёлость, потому что именно она является условием и верным знаком духовного здоровья нации.

Истинными злоумышленниками являются те «хозяева жизни», которые не заботятся об общественном порядке, а удовлетворяют только свои прихоти и желания.

Что высмеивает автор?

Чехов был убеждён, что рабскому поведению перед «власть предержащими» может противостоять только смех. Писатель высмеивает темноту, невежество народа, который не свободен даже в собственных чувствах.

Комизм создают невозмутимость и своеобразная рассудительность ответов «злоумышленника», не способного взять в толк, что хотят от него и зачем он здесь. Комично положение следователя, доведённого до исступления непроходимой тупостью мужика.

Чеховский юмор всегда «идёт в ногу» с грустью, которая рождается оттого, что человек не может постоять за себя, сохранить чувство собственного достоинства.

Смех – это повод для того, чтобы обратить внимание, прежде всего, на свои недостатки и «по капле выдавливать из себя раба».

Источник

Урок литературы. Анализ рассказа А.П.Чехова «Злоумышленник».

специалист в области арт-терапии

Тема урока: Анализ рассказа А.П.Чехова

Цели урока : Проанализировать рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник», учить читать вдумчиво, выразительно, читать по ролям; активизировать самостоятельную работу учащихся;

— развивать связную речь, мышление, расширять словарный запас, а также творческие способности учащихся;

— воспитывать гражданскую позицию, негативное отношение к воровству;

— уметь давать портретную характеристику литературному герою.

Оборудование : Портрет А.П.Чехова, рассказ «Злоумышленник», выставка книг, посвященная творчеству А.П.Чехова, выставка детских рисунков «В гостях у Антоши Чехонте», на доске – новые слова, вопросы, учебник «Литература 7 класс», Толковые словари, наглядные пособия: «Псевдонимы А.П.Чехова», «Характеристика литературного героя».

1.Настрой учащихся на урок.

-Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество замечательного русского человека, врача, писателя – А.П.Чехова.

Нам предстоит проанализировать новый рассказ А.Ч.Чехова «Злоумышленник».

Проверка домашнего задания.

— Расскажите о выдающемся русском писателе А.П.Чехове.

-А.П.Чехов- русский писатель, почётный академик Петербургской Академии Наук(1900-1902).Родился в Таганроге в многодетной семье… В большой семье Чехова было четверо братьев и сестра. Но главным в семье был отец…

— Беседа по вопросам:

— Каким человеком был отец А.П.Чехова? (Суровым, религиозным)

— Где учился А.П.Чехов? (В гимназии, одновременно помогал отцу в торговле).

— Когда семья разорилась и была вынуждена уехать в Москву, Антон остался в Таганроге. Чем юноша зарабатывал на жизнь? (Уроками для богатых детей).

— Чем ещё занимался Антон в этот период жизни? (Сочиняет свои первые рассказы, создаёт рукописный журнал).

— В 1879 году, окончив гимназию в Таганроге, куда поступает А.П.Чехов? (На Медицинский факультет Московского университета).

— Он аккуратно посещал лекции, слушал профессоров, сдавал экзамены, между тем « Пока я учился,- вспоминал Чехов, я успел написать сотни рассказов под псевдонимом А. Чехонте, который, как видите, очень похож на мою фамилию».

— Ребята, вспомните, что такое псевдоним? ( Это подпись, которой автор заменяет свою настоящую фамилию).

— У А.П.Чехова в начале творческого пути было много псевдонимов. Вспомните, как ещё он подписывал свои рассказы (А.Ч., Человек без селезенки, Брат моего брата).

— А теперь посмотрите, как ещё подписывал свои ранние рассказы А.П.Чехов. ( Внимание ребят обращается на наглядное пособие «Псевдонимы А.П.Чехова).

— Ребята, какими же должны быть рассказы, подписанные такими псевдонимами? (Смешными, весёлыми, поучительными).

— Какие рассказы Антоши Чехонте вы прочитали ранее? ( «Лошадиная фамилия », «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», « Хамелеон», «Тоска», « Размазня», «Каштанка» и др.)

— К каким рассказам А.П.Чехова вы подготовили рисунки? ( Доска. Выставка рисунков « В гостях у Антоши Чехонте».

— Действительно, первые рассказы Антоши Чехонте смешные, забавные, остроумные. А самым точным будет только одно слово. Это рассказы какие? (Юмористические).

— Что же такое юмор? ( Вид комического; доброжелательный и весёлый смех. Способ раскрытия характера героя в смешном виде ).

— Развитым чувством юмора обладает далеко не каждый. Важно заметить смешное, ещё более сложная задача – передать своё настроение слушателям, вызвать у них смех. Чехов не сочиняет смешные истории, он рисует эпизоды жизни, которые может попасть любой человек. А вот из-за чего становятся комическими эти истории, нам и предстоит выяснить.

3.Объяснение нового материала.

— Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник» одновременно весёлый и грустный.

Наша задача понять – почему?

Читайте также:  Картинки петушка из сказок

— Над чем с грустью смеётся писатель? Что его огорчает?

(Записать в рабочие тетради тему сегодняшнего урок)

— Ребята, дома вы прочитали рассказ «Злоумышленник». Назовите слова из текста, лексическое значение которых вы не поняли.

— пестрядинная рубаха – рубаха из пестряди, грубой льняной или хлопчатобумажной ткани из разноцветных ниток, обычно домотканая);

— знамо – конечно, естественно;

— выполозок – наружный покров насекомого, гусеницы, используется также для рыбной ловли;

— учинить – сделать, совершить;

— недоимка – невыплаченный долг, неоплаченный долг;

— умысел – заранее обдуманное намерение;

— «чаво» – простонародное – что;

— верста – 1,06км. старая русская мера длины.

— Обратите внимание на следующие формы выражений и обороты слов и найдите им современные соответствия:

— седьмого числа сего года (седьмого числа этого года)

— Иван Семёнов Акинфов (Иван Семёнович Акинфов)

— Уложение о наказаниях (Закон о наказаниях)

— Над чем вы смеялись в рассказе?

— Что смешно, а что грустно в рассказе?

— Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга.

— Чувство грусти вызывает дремучая необразованность Дениса Григорьева, непонимание им очевидных вещей, а также факт вынесения наказания человеку, не понимающему, за что его наказывают.

— Какое чувство у вас осталось по прочтении рассказа?

— Вспомните содержание произведения. ( Краткий рассказ сюжета)

— Виноват ли Денис в своём проступке?

— Дайте характеристику Дениса по плану. (Доска.)

Характеристика литературного героя.

а) Место, занимаемое героем в произведении.

б) Положение героя в обществе.

в) Портретная характеристика.

г) Речевая характеристика.

— А.П.Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства!

— Ребята, а как вы понимаете значение слова «достоинство»?

— Найдите в толковых словарях значение этого слова. ( Достоинство – это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе; положительные качества).

— Таким образом, слово « достоинство» синонимично слову какому слову? (самоуважение).

— Уважает ли себя Денис Григорьев? ( Нет).

— Обратим внимание на речь Дениса Григорьева. Речь Дениса отличается тем, что слов он фактически не произносит, а когда начинает говорить, сам подчас не понимает смысла сказанного.

— Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

— Как ответил Денис Григорьев на вопрос следователя об отвинчивании им гайки? («Знамо, было»).

— Если Денис так ответил, то о каких чертах характера это говорит?

— Для чего ему нужна была гайка? (Для грузила).

— Как Денис объясняет, что гайка годится для грузила? (« …свинец не найдёшь, купить надо, а гвоздик не годится»).

— Что пытается объяснить следователь Денису о его действиях и последствиях этих действий? ( Отвинчивание гаек ведёт к аварии).

— Как вы думаете, почему Денис не понимает, что его действия преступны? («тёмный», необразованный).

— Скажите, ребята, а вы понимаете, к чему ведут такие действия?

Люди гибнут из-за настоящих злоумышленников и злоумышленников по глупости!

— Другой герой рассказа относится к «власть имущим», он представляет государство и закон.

— Даёт ли автор портрет следователя? ( Нет).

— Называет ли его имя? (Нет).

-Почему? (Он лишён в рассказе человеческих черт, является лишь олицетворением судебно- правовой системы).

— Как речь характеризует Дениса?

— А как следователя? (Говорит правильно, он образованный человек).

— Подтвердите свои слова текстом.

Физкультминутка. Упражнения для глаз.

— Таким образом, перед нами в рассказе два русских человека, говорящих на разных языках и не понимающих друг друга.

(За автора читает Желтова Кристина; следователь – Бойнов Сергей; Денис Григорьев – Яремко Ярослав).

-Можно ли Дениса Григорьева назвать злоумышленником?

— Считает ли его злоумышленником следователь? (Да).

Почему рассказ так называется?

Учебник. Работа со статьёй (стр.309).

— Прочитаем отрывок « А.П.Чехов» из очерка М. Горького «Литература и жизнь».

— Что мы можем сказать об отношении Чехова к проблеме рассказа Злоумышленник» и его герою Денису Григорьеву?

— На чьей стороне автор (Текст).

— Почему А.П.Чехов говорит, что отпустил бы Дениса на месте судьи? (Наказание без осознания не имеет смысла!)

— Как вы думаете, чем опасно наказание человека, не понимающего, за что его наказывают?

— Какие чувства вызывает у Горького собеседник Чехова, молодой юрист? Как мы узнаем об этом?

— Что бы вы сделали на месте судьи?

— Как вы думаете, что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса был невозможным?

— А вы всегда осознаёте последствия своих поступков?

— Таким образом, « ПРЕЖДЕ ЧЕМ СДЕЛАТЬ – ПОДУМАЙ, К ЧЕМУ ПРИВЕДЁТ ТВОЙ ПОСТУПОК!» (записать в тетрадь).

Учитель. Выставление оценок за урок.

Стр.311,№6.Письменно объясните запись «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу».

Викторина «Самый внимательный читатель рассказов А.П.Чехова».

Определите, кому принадлежит эта фраза? Из какого она рассказа?

1.«Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему это чинопочитание!»

2 «Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил Господь, а тут крушение…людей убил… Ежели б я рельсу унёс или, положим, бревно поперёк ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то… тьфу! Гайка!»

3. «По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец? …Кто кричал?»

4. «Надумал, ваше превосходительство! – закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. – Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство!»

5. «Оба глаза наполнились слезами…На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

1.Кому принадлежит фраза______________________

2.Кому принадлежит фраза______________________

3.Кому принадлежит фраза_______________________

4.Кому принадлежит фраза_______________________

5.Кому принадлежит фраза_______________________

6.Кому принадлежит фраза________________________

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал