Что вызывает грусть в рассказе кавказский пленник

Содержание

Какие эпизоды из рассказа Кавказский пленник вызвали страх сочувствие?

Задания по литературе для 5 класса Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Рассказ Толстого «Кавказский пленник» основан на реальных событиях и носит подзаголовок Быль.

В этом рассказе много действия, главный герой Жилин попадает в плен и пытается бежать. Его ловят и сажают в яму, но благодаря помощи татарской девочки Дины Жилин все-таки бежит и выходит к своим.

Какие эпизоды рассказа вызывают страх, сочувствие, грусть?

Страх у меня вызвал финал рассказа, когда Жилин бежит к казакам, а наперерез мчатся татары, кто окажется быстрее. В этот момент боишься, что Жилин не успеет и все закончится.

Грусть вызвала сцена прощания Жилина с Диной, это самое трогательное место рассказа.

Ну а грусть меня посетила, когда Жилин прощался с Диной, очень хорошей и доброй девочкой, которая оценивает людей по их поступкам, а не по национальной принадлежности.

Далеко-далече, так что и не представить жил царь и было у него три сына. Решил царь женить сыновей и дал каждому по стреле. Первому сыну досталась боярыня, второму купчиха, а вот младший Иванушка получил в жены лягушку и очень расстроился.

Но не проста оказалась лягушка-квакушка. Сперва каравай испекла всем на загляденье, потом ковер самый лучший а под конец на пир собралась в железной коробчонке.

Да только приехала уже не лягушка а Василиса Премудрая и всех на пиру поразила красотой своей и умением.

Иван Царевич как увидел свою супругу домой бросился и сжег лягушачью шкурку, да только беда от того вышла. Пришлось Василисе превратиться в лебедя и улететь к Кощею.

Дошел до Бабы яги и говорит ему Баба Яга: «Смерть Кощея в сундуке, а сундук на дубе качается».

Медведь дуб тот сломал, заяц другого зайца поймал, а утку селезень догнал. Вот и погиб Кощей. А Иван и Василиса вернулись и были счастливы до самой старости.

Сказка «Журавль и цапля» относится к разряду сказок о животных, хотя в поведении и журавля и цапли легко признать поведение иных людей.

План сказки «Журавль и цапля»:

В рассказе «Муму» Тургенев показывает обыкновенного крепостного мужика, который ставит слово барыни выше своих интересов. То есть изначально это человек во всем покорный существующим законам. Он вырос в крепостной среде, он сроднился с ней и он не чувствует ущербности этого строя, основой которого является безжалостное угнетение крестьян.

Герасим сохранил многие человеческие качества, он остался честным и принципиальным, он любил работать, он не представлял своей жизни без каждодневного труда и относился к своим обязанностям очень ответственно.

При нем и двор стал содержаться в постоянной чистоте, и беспорядки прекратились. Дворня смотрела на Герасима с опаской, но уважительно, его побаивались.

Сила Герасима была огромной, автор сравнивает его с богатырем, молодым быком, с пойманным зверем.

Нравственные качества Герасима также были очень высокими, он не терпел воров, он не выносил пьяниц. Во всем любил порядок.

Возьмем в качестве основы стихотворение Фета «Весенний дождь», которое проходят в 5 классе.

В этом стихотворении автор не просто рисует картины весенней природы, он делится с читателем своим настроением. Описание купающегося в пыли воробья, надвигающейся золотой завесы, барабанящих капель и запахов создает удивительно живую картину происходящего.

Мы словно видим как поэт наблюдает за игрой воробьев, мы ощущаем его предвкушение какого-то чуда, когда он замечает приближающийся дождь, и мы чувствуем какой восторг охватывает поэта, когда он слышит удары капель и вдыхает упоительный весенний воздух, в котором дождь растворил запах многочисленных цветов.

Это стихотворение создает настроение восторга и радости.

Можно просто заучить сказку «Иван Крестьянский сын и чудо-юдо» наизусть, ведь в ней есть все эти элементы, но тогда это будет не сказывание.

Поскольку сказка достаточно большая, попробую сделать небольшое сказывание с использованием нужных элементов народного фольклора:

Отправились братья в путь-дорожку, да добрались до речки смородины. Там начали братья в дозор ходить, сперва старший пошел, да уснул, а младший Иван вышел вместо него и сразил чудо-юдо шестиголовое, на следующую ночью все повторилось, только девять голов было у чудо-юдо. Наконец в третью ночь Иван бился с 12 головами и только конь его верный помог Ивану одолеть чудо юдо поганое.

Замыслили жены чудо-юдо извести братьев, но и тут выкрутился Иван и спас и себя и братьев.

И вернулись братья домой, да стали жить-поживать, да добро проживать.

Источник

Краткий и полный анализ рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

С 1859 года Толстой организовал более 20 школ для крестьянских детей, а позднее сам разработал для них учебники. «Кавказский пленник» был написан для школьного пособия «Азбука».

Краткий и полный варианты анализа рассказа помогут составить целостную картину о произведении.

Рассказ написан в 1872 году по реальным событиям: автор чуть не попал в плен во время службы на Кавказе в 1853 г.

Жанр – рассказ;
Направление – реализм;
Основная идея – нельзя сдаваться в трудных ситуациях;
Тема – выбор человека определяет его судьбу в целом;
Проблема – бессмысленность войны между народами.

п.1. Тематика и проблематика

Тема – то, о чем говорится в произведении; она не имеет выраженной оценки.

Проблема – вопрос, который появляется у автора и читателя при описании темы.

Тема: Нужно стремиться быть автором своей жизни, не позволяя себе просто плыть по течению обстоятельств.

Жилин выбирает сценарий, в котором он решает, как ему жить, Костылин пассивно ждет, что решат за него другие люди.

Проблема: Каждодневный выбор человека влияет на его жизнь в целом, даже мелочи важны.

Тема: И в русском, и в кавказском народе есть хорошие люди, готовые по-человечески помочь.

Жилин, живя в ауле, делает много полезных добрых дел, с интересом и уважением наблюдает за чужой культурой. В ответ на доброту Ивана Дина помогает солдату устроить побег и избежать гибели.

Проблема: Бессмысленность войны, которая подчеркивает, что люди разных народов очень похожи. При близком контакте люди перестают видеть друг в друге врагов.

п.2. Идея и пафос рассказа

Идея – это вывод, который сделал автор, анализируя проблему.

Любая война уродует нормальные отношения между людьми. А Кавказская война стала одним из самых затяжных конфликтов длиной в 47 лет (1817-1864 гг.), это имело негативные последствия для обоих народов.

Поскольку писатель сам служил на Кавказе, он видел это воочию.

Милосердие и человечность – то, что помогает людям в сложных ситуациях.

Жилин при всей силе и твердости характера показывает себя как добрый сострадательный человек.

В момент побега ему было бы проще бросить Костылина, но он не мог так поступить. Жилин нес ответственность за товарища, ведь он сам уговорил его бежать.

Доброта Ивана видна и в желании разобраться, почему его так возненавидел старик-горец. Узнав, что тот потерял семью от рук русских солдат, Жилин проявляет понимание.

Дина – это чистая душа, ребенок, который способен видеть истинную натуру людей. В Жилине она видит просто человека, а не врага, потому что оценивает его по поступкам и словам. Именно поэтому возникает такая трогательная привязанность между Иваном и Диной – в этом они похожи.

п.3. Место героев в образной системе

Взаимодействие между героями строится так, что читателям становится понятно: не каждый свой окажется помощником, не каждый враг окажется негодяем.

Жилин и Костылин являются боевыми товарищами, но противопоставляются (прием антитезы). Костылин в критической ситуации бросает Жилина, спасая лишь себя. Позднее, в момент побега, он выдает их местоположение. Это можно было бы назвать предательством, но это, скорее, обычные слабость и трусость. Жилин же до последнего переживает за судьбу соратника, несет на себе ослабшего Костылина, помогает ему.

Антитезу подчеркивают и говорящие фамилии героев: «Костылин» показывает, что не обойдется без «костыля» в виде помощи со стороны. «Жилин» перекликается со словом «двужильный», что раньше означало «сильный, выносливый».

Финальная сцена спасения Ивана казаками дает надежду, что не все такие, как Костылин, есть и настоящие товарищи.

Изначально татары хотят получить только выгоду (выкуп), им вовсе не хочется убивать пленников. Это сразу перечеркивает их однозначную кровожадность.

Дина идет наперекор устоям своего общества – она помогает Ивану сбежать, и читатель даже не знает, как потом эта ситуация закончилась для нее. Девочка рискует быть жестко наказанной, если узнают о ее участии.

Также автор показывает, что Иван успел завоевать доверие многих сельчан, которые приносили ему в починку свои вещи и даже звали лечить больного.

Автор подчеркивает, как важно оставаться человеком, особенно там, где невольно включается звериный страх за свою жизнь – на войне и в плену.

Образ Жилина воплощает в себе лучшие черты и может быть примером стойкости, мужества, веры в себя и стремления к цели.

п.4. Цитаты из рассказа

«Эх, — думает Жилин, — с ними, что робеть, то хуже».
Вскочил на ноги и говорит:
— А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак!»

Костылин говорит:
— Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.
— Нет, не пойду, не годится товарища бросать.

— Прощай, — говорит, — Динушка. Век тебя помнить буду.
Ухватилась за него Дина: шарит по нем руками, ищет — куда бы лепешки ему засунуть. Взял он лепешки.
— Спасибо, — говорит, — умница. Кто тебе без меня кукол делать будет? — И погладил ее по голове.
Как заплачет Дина, закрылась руками, побежала на гору…

Окружили его казаки, спрашивают: «кто он, что за человек, откуда?»
А Жилин сам себя не помнит, плачет и приговаривает:
— Братцы! Братцы!
Выбежали солдаты, обступили Жилина; кто ему хлеба, кто каши, кто водки, кто шинелью прикрывает, кто колодку разбивает.

Источник

Анализ рассказа Кавказский пленник Толстого 5 класс

История написания

Наше государство за свою историю прошло немалое количество войн с различным исходом. Одно из таких боевых действий нашло отражение в произведениях многих писателей и поэтов. Это события Кавказской войны, охватившей период 1817-1864 гг. Не обошел стороной эту тематику и Л.Н. Толстой в своем известном произведении «Кавказский пленник».

Кроме того, за основу произведения автор взял так же материал из «Воспоминаний кавказского офицера», написанных полковником Ф.Ф. Торнау.

Сюжетная линия

Произведение повествует об офицере Иване Жилине, который принимал участие в боевых действиях на Кавказе. Однажды главный герой получает письмо от мамы, в котором она ведает ему о своем плохом здоровье и просит его приехать домой. Офицер берет отпуск и отправляется к матери.

Жилин и его сослуживец Костылин решаются идти в пешую, опережая медленно движущийся обоз. Увы, их настигают горцы и берут в плен. Пленные будут отданы как долг новому хозяину по имени Абдул-Мурат. Освобождение из плена возможно только лишь в случае выкупа их родными. Иван, который понимал, что больной матери не откуда взять такие средства, отсылает письмо с неверно указанным адресом.

Товарищи пребывают в плену уже на протяжении месяца. Жилин, который осознает, что ему помощи неоткуда ждать, заручается симпатией некоторых жителей аула, в том числе хозяина и его дочери Дины, ремонтируя вещи и создавая игрушки из глины для ребятишек. А в ночное время занимается рытьем подкопа.

Однажды пленники решаются на побег. Они сильно ранят ноги тесной обувью, и Жилину приходится тащить Костылина на себе. Им не удается далеко сбежать, их настигают татары и возвращают в селение, поместив в глубокой яме. Им было поставлено условие, что по истечению двух недель, в случае отсутствия выкупа, они будут убиты.

Читайте также:  Краткое описание рассказа детство горький

В яме самочувствие сослуживца Жилина ухудшается, и Иван решается совершить новый побег в одиночку. Для этого он просит о помощи Дину. После длинной дороги, прямо перед крепостью, главный герой снова нарывается на противников. Однако, ему удается докричаться о помощи до казаков, которые вовремя поспешили на подмогу. За Костылина все-таки был предоставлен выкуп по истечении месяца, он возвратился в крепость, но был очень ослаблен.

Описание главных персонажей

В своем рассказе автор изображает двух абсолютно противоположных героев, за счет чего и достигается большая контрастность произведения. Именно посредством данной антитезы Л. Толстой раскрывает явные проблемы и вопросы, которым посвящен рассказ.

Костылин – представитель качеств, присущих большей части людей верхушки. Ему присуща лень, слабость, трусливость, беспомощность в случае отсутствия денег.

Иван Жилин – русский небогатый дворянин, которому характерна изобретательность, отвага и сила. Он способен найти решение любой сложной ситуации.

Основная идея

В своем произведении автор стремится показать, что только личность, обладающая такими человеческими качествами как доброта, стойкость и храбрость способна противостоять любому жизненному испытанию.

Главные вопросы, затронутые в рассказе

Произведение посвящено раскрытию таких тем как:

— Противопоставление искренней, настоящей дружбы, дружбе «по удобному случаю».

— Вопрос отважного подвига как естественного состояния главного героя.

— Милосердие и сочувствие. Для этого автор вводит в рассказ образ Дины, руководствовавшейся чувством уважения и дружеской симпатии к главному герою.

Проблемы

События Кавказской войны охватили немалый промежуток времени и забрали большое количество жизней. Автор обращает внимание читателя на бессмысленность и жестокость военных действий, который выгодны лишь отдельным представителям социальной прослойки. Для обычного человека, такого ка Жилин, эта война вовсе не нужна, он прекрасно ладит с представителями лагеря противников.

Помимо этого, поднимается в рассказе и вопрос предательства в образе сослуживца Жилина – Костылина.

Мораль произведения

Рассказ Л.Н. Толстого, написанный простым и понятным языком, не теряет совей актуальности и сегодня. Он учит стойкости перед любыми жизненными обстоятельствами, показывает бессмысленность войн и национальной розни.

2 вариант

Произведение Толстого рассказывает о событиях, произошедших во время Кавказской войны, длившейся с 1817 по 1864 год, в которой сам автор принимал участие. Оно основано на реальных воспоминаниях барона Ф. Ф. Торнау о пребывании в плену у горцев.

В сюжете рассказа история русского офицера Ивана Жилина, участника боевых действий на Кавказе. По дороге домой в отпуск он с другим офицером Костылиным попадает в плен к горцам. Хозяева требуют от пленников выкуп. У Жилина нет таких денег, поэтому он пытается сбежать из плена. Со второй попытки ему это удаётся. У Костылина родственники в состоянии заплатить за него, он дождётся от них выкупа.

На примере двух основных героев автор показывает, как по–разному проявляют себя люди на войне.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Кавказский пленник

Популярные сегодня темы

Василий Дмитриевич Поленов очень талантливый русский художник. Его работы всегда вызывают у зрителя бурю эмоций и обсуждения. Одно из таких произведений знаменитого художника это картина «Московский дворик».

Мелеховы – семья большая. Глава семьи Пантелей Прокофьевич, наполовину турок; его жена, потомственная казачка, Василиса Ильинична; их дети – Петр, Григорий и Дуняшка; жена Петра – Дарья.

Незабываемые летние ночи в Петербурге. По опустевшим улицам бродит молодой человек. Его можно увидеть в разных местах города, и он всегда в одиночестве. Поведение неспешное и задумчивое

В произведении Тургенева «Певцы» автору хочется раскрыть всю правду про русского человека, а также рассказать как он живет и чем дышит. Больше всего на свете к этим людям он чувствовал сострадание и горечь, но ничем помочь не мог.

Источник

«Кавказский пленник»: краткое содержание и анализ

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

Кто написал рассказ «Кавказский пленник»? В русской литературе имеется как минимум три знаменитых произведения с таким названием: поэмы Пушкина и Лермонтова, а также рассказ Толстого. В отличие от романтического повествования коллег, Лев Толстой изложил реальную историю, но сделал это в своем стиле — живо и захватывающе. О чем повествует его «Кавказский пленник»? Краткое содержание введет в курс сюжета.

«Кавказский пленник»: краткое содержание

Многие русские писатели изображали в своих произведениях Кавказ — землю с неповторимым колоритом и нравом, красивую и экзотическую. Великолепием этого края вдохновился и Лев Толстой. «Кавказский пленник» — одно из самых популярных его произведений. В нем отражена не только любовь к кавказской земле, но и глубокие размышления на вечные темы.

Карасай батыр: биография народного героя

Прежде чем перейти к их рассмотрению, предлагаем ознакомиться с кратким содержанием рассказа «Кавказский пленник»:

«Кавказский пленник» кратко: как Жилин попал в плен

Иван Жилин служил на Кавказе. Однажды в письме мать попросила его приехать, и офицер решил ее навестить. На Кавказе шла война, на одиноких путешественников могли напасть татары. Поэтому Жилин поехал в сопровождении солдат. Он хотел добраться домой как можно быстрее, поэтому вырвался вперед. С ним поскакал офицер Костылин.

По пути они встретили татар. Костылин испугался и попытался сбежать, однако обоих офицеров взяли в плен, а затем продали татарину Абдул-Мурату. Хозяин велел пленникам попросить родных о выкупе. Костылин тотчас подчинился, а Жилин понимал: его мать живет бедно и не владеет такими деньгами. В письме он указал несуществующий адрес.

Мукагали Макатаев: биография и наследие поэта

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

«Кавказский пленник»: Жилин пытается сбежать

Целый месяц офицеры просидели в сарае. Жилин старался не унывать и заниматься привычными делами. Для тринадцатилетней дочери татарина Дины он лепил из глины кукол, за это девочка тайком кормила его молоком с лепешками. Тем временем Жилин планировал побег и день за днем делал в сарае подкоп.

Однажды ночью татары уехали из аула, а Жилин и Костылин сбежали:

Абдул-Мурат не стал убивать беглецов, ведь хотел выручить с выкупа немалые деньги. В этот раз он посадил пленников не в сарай, а в глубокую яму, кормил, как псов, сырой едой. На помощь снова пришла Дина: девочка спустила в яму длинную палку, по которой Жилину удалось выбраться. Костылин убегать отказался: страшно, да и сил совсем нет.

Куприн: биография писателя, творчество

Краткий пересказ: кавказский пленник обретает свободу

Жилин вышел из деревни. Очень мешала колодка, но ее было не снять. Дина дала ему в дорогу лепешек, провожала офицера и плакала — за это время она сильно привязалась к молодому человеку.

Жилин шел без остановки, а когда силы закончились, пополз. Так он добрался до поля, а за ним — свои, русские. Неподалеку, у костров, он увидел казаков. Жилин побежал к ним, но опасался, что татары его заметят. Так и произошло: он почти добрался до костров, но его увидели трое татар и кинулись за беглецом. Жилин закричал, чтобы казаки выручили его, и был спасен.

Кабанбай батыр: биография полководца

После этого офицер продолжил службу на Кавказе. Он смирился с тем, что вернуться домой ему не суждено. А Костылина вернули только через месяц, выкупив за большие деньги. Еле живым был.

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

«Кавказский пленник»: анализ произведения

Почему читатели и сам Толстой высоко оценили рассказ «Кавказский пленник»? Дело в том, что в небольшом произведении автору удалось затронуть ряд глубоких нравственных вопросов. Разобраться в них поможет анализ рассказа:

История написания

В основу сюжета «Кавказского пленника» легли сразу несколько реальных историй:

Вместе с товарищем и сослуживцем Садо он оторвался от своего отряда, и офицеров настигли чеченцы. Их едва не взяли в плен, но Садо придумал припугнуть противников незаряженным ружьем. Благодаря его отваге и изобретательности офицерам удалось добраться до русской крепости, где им на помощь пришли казаки.

«Муму»: краткое содержание и анализ произведения

Полковник рассказал, как побывал в плену у горцев и сблизился там с девушкой-абхазкой Аслан-Коз, которая помогла ему сбежать. Более того, перед написанием рассказа Толстой лично общался с военными, которые попадали в плен, чтобы узнать как можно больше деталей.

«Кавказский пленник» впервые опубликовали в журнале «Заря» в 1872 году. Автор очень гордился своим творением. Как говорил сам Толстой, «Кавказский пленник» — одно из немногих его произведений, не относящихся к «области дурного искусства».

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

«Кавказский пленник»: жанр и композиция

«Кавказского пленника» иногда называют повестью. Однако правильнее считать произведение рассказом. Об этом свидетельствуют основные жанровые черты:

Абылай хан: биография государственного деятеля

Лев Толстой всегда следовал традициям реализма, и «Кавказский пленник» не исключение. Автор описывал жизнь как она есть, не романтизировал человеческую натуру и не украшал действительность. К тому же произведение основано на реальных событиях.

К слову, в этом рассказ существенно отличается от одноименной поэмы Александра Пушкина. Если поэт создал идеализированного, романтичного персонажа, то герой Толстого — обычный русский офицер.

Композиционно «Кавказский пленник» состоит из шести глав:

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание и анализ

«Кавказский пленник» Жилин: YouTube / Разумники

Герои и посыл рассказа

Рассказ «Кавказский пленник» построен на художественном приеме антитезы. Толстой изобразил двух противоположных героев:

«Мцыри»: краткое содержание и анализ произведения

С помощью таких контрастных героев Лев Толстой раскрывает важные темы:

Анекдоты про электриков: 50+ смешных шуток

Таким образом, читателю открывается основная мысль рассказа. Каждый человек — хозяин своей жизни. Не стоит полагаться на судьбу, нужно делать выбор и находить выход даже из патовых ситуаций.

Идеи Толстого не имеют временных или географических рамок. Поэтому каждому стоит непременно познакомиться с его «Кавказским пленником».

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Сочинение по произведению «Кавказский пленник»

Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» основан на реальных событиях, произошедших на Кавказе во время войны русских с горцами. Информацией для этой повести стали события из жизни самого Л.Н. Толстого на Кавказе и воспоминания солдат и офицеров, воевавших во время той войны и побывших в плену.

Сочинение по произведению «Кавказский пленник»

Вариант 1

Жилин и Костылин служили офицерами на Кавказе. Первый был из обнищавшей помещичьей семьи, а второй из богатой. Жилин не обладал большими физическими данными: ростом был не высок, зато силен, умен, да удал. Костылин — мужчина грузный, пухлый и слабохарактерный.

В рассказе показаны взаимоотношения людей разных народов, полов и возрастов. Здесь вскрываются человеческие пороки: трусость, жадность, предательство, высокомерие, жестокость, мстительность. Но любовь, дружба, доверие, храбрость, доброта, упорство и находчивость побеждают и приводят к счастливому концу.

В плену Жилин старался присматриваться к людям, старался познакомиться с ними поближе, все время занимал себя работой, даже «лечил» больных врагов. Все это дало свои плоды — он познакомился с девочкой Диной. Характеры Жилина и татарочки Дины схожи: добрые, заботливые, искрение и смелые. Маленькая девочка и взрослый мужчина быстро нашли общий язык, и в ответ на подаренные Жилиным незатейливые игрушки Дина приносила ему то кусок жаренной баранины, то лепешек или молока, а самое главное — спасла ему жизнь.

После неудавшегося побега жизнь пленников еще ухудшилась. Но даже в этих условиях смелый Жилин не сложил рук и продолжал мечтать о побеге. И в этот момент в Костылине как будто что-то проснулось, и он совершил первый и единственный благородный поступок на протяжении всего произведения — отказался идти во второй побег, дабы не стать обузой Жилину.

После всех трудностей Жилин успешно сбежал из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли». Главная мысль рассказа — бессмысленность войны. Итог войны между народами, государствами всегда печален: огромные жертвы и потери. А дружба вечна!

Вариант 2

В конце 19-го века великий русский писатель Л. Н. Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», в котором он частично пересказал историю о том, как сам попал в плен к татарам во времена своей службы на Кавказе.

Один из главных героев рассказа – офицер Жилин, происходящий из бедных дворян. Его пожилая мать попросила навестить ее, и для этого он покинул гарнизон, отправившись вместе с обозом.

По дороге героя захватили в плен татары. Это произошло из-за того, что его товарищ по фамилии Костылин бросил его, ускакав вместе с ружьем. Жилина отвезли в аул, заковали в колодки и закрыли в сарае. Утром он был продан Абдулу. Хозяин наказал дочери Дине дать пленнику хлеба и воды, так они с девочкой и познакомились. Несмотря на то, что инородец настораживал Дину, он одновременно вызывал у нее интерес. Спустя какое-то время они подружились. Жилин развлекал девочку, вылепливая из глины для нее кукол, а она тайком приносила ему вкусную еду (лепешки и мясо). В плену он все же встретился с Костылиным, его тоже поймали и продали тому же хозяину.

Читайте также:  Как правильно пишется иллюминатор или иллюминатор

С течением времени герой ужился с татарами, всячески помогал им, а Абдул запирал его в сарае только на ночь. Но он все равно оставался пленником и мечтал сбежать. Для этого он долго копал подкоп. И в одну из ночей Жилин вместе с Костылиным соверши попытку побега, но, к сожалению, неудачную. Их поймали и привезли обратно в аул. Там беглецов вновь заковали и бросили в яму. Но на помощь Жилину снова пришла дочь хозяина. Она помогла ему бежать, не заботясь при этом о собственной судьбе. Герою приходится преодолеть большое расстояние с колодками на ногах, но он выбирается.

Рассказ оказался очень интересным и поучительным. Он написан просто, без прикрас. Думаю, автор хотел сказать, что никогда нельзя опускать рук. Из любой ситуации можно найти выход, если достаточно сильно этого захотеть и приложить усилия.

Вариант 3

Рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» я прочитал с большим удовольствием. Я вообще люблю книжки о войне и о приключениях настоящих героев, а эта понравилась мне особенно. Автор описал события очень реалистично. Наверное, это удалось ему потому что он сам участвовал в войне, о которой рассказывает читателям.

Главных героев в произведении Толстого три. Это офицеры русской армии Жилин и Костылин, а еще девочка Дина – дочка татарина. События происходят в конце 19 века, когда Россия воевала с горцами на Кавказе. Жилин – положительный герой. Он храбрый, сильный, честный, трудолюбивый, решительный и очень целеустремленный. Именно таким, я считаю, должен быть мужчина и настоящий солдат. «Но как же тогда этот воин оказался в плену?» — спросите вы. А во всем был виноват Костылин, из-за трусости которого товарищи попались татарам. Этот Костылин совсем не похож на Жилина. С него вряд ли можно брать пример. Он ленивый, трусливый и безответственный – хочет, чтобы все за него делали другие люди. А еще Костылин вечно ноет и жалуется вместо того чтобы действовать.

Когда офицеры попали в плен, татары потребовали за них выкуп. Они хотели получить по пять тысяч за каждого. Костылин ждал, что за него дадут эти деньги и написал письмо родным. А вот Жилин – совсем другое дело. Он не собирался расстраивать больную маму и решил, что выберется из ловушки сам. А пока присматривался к татарам и даже сумел с ними подружиться. Особенно понравился Жилин дочке его хозяина Дине. Она жалела офицера и носила ему покушать. Ее тоже можно отнести к положительным героям, ведь девочка очень рисковала, помогая пленнику. И вот, свершилась первая попытка побега. Жилин не хотел бросать товарища одного и уговорил его тоже пойти. И опять из-за Костылина все провалилось! Ему натерла обувь и он отказывался идти дальше. Ныл и жаловался всю дорогу, пока Жилин не понес его на своей спине. И это притом, что был намного худее толстого друга!

Рассказ «Кавказский пленник» закончился хорошо. Жилину удалось пробраться к своим, и он снова отправился воевать. И даже Костылина освободили. Деньги за него прислали товарищи. Я считаю, что в своем произведении автор хотел показать, каким должен быть настоящий мужчина. Его даже враги уважают! А вот таким как Костылин быть нельзя. Лень, трусость и слабость вредят не только ему, но и окружающим. Можно сказать, что он настоящий паразит!

Прочитав рассказ, я понял: если ты смелый, решительный и целеустремленный, у тебя все получится. Мечта обязательно сбудется у того, кто упрямо идет к ней и не прячется от опасности в кусты!

«Кавказский пленник» − сочинение по плану (5 класс)

Вариант 1

Л.Н. Толстой великий русский писатель. Герои его рассказа «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

Жилин в рассказе является положительным героем. Он сильный, честный, с доброй душой и готов идти вперед, несмотря ни на что. Он очень хороший солдат. Однако попадает в плен к татарам. И все почему? Ответ прост: из-за трусости своего товарища. Костылин же наделен совсем противоположными чертами характера — труслив, ленив и не ответственный. Он жалок, постоянно ноет и желает, чтобы все за него делали другие люди. С него вряд ли можно брать пример.

Татары схватили их в плен с целью выкупа. Костылин написал домой письмо, сидел и ждал, что за него дадут выкуп. А вот Жилин совсем наоборот – он не хотел расстраивать больную маму и решает выбраться сам. У него это получилось бы, если бы не товарищ, который во второй раз его подвел.

Рассказ заканчивается тем, что Жилин все-таки своими силами выбирается. А Костылин еще долго ждал своей свободы. Это поучительное произведение не зря включено в школьную программу. Оно учит детей быть честными и добиваться всего своими силами, как это сделал Костылин. Когда случается беда нужно думать не только о себе, но и о близких.

Вариант 2

Произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» повествует о повседневном быту людей, о их качествах, о доброте и чести. Описываемая история, основана на реальных событиях, которые происходили на Кавказе. Но речь пойдет о девочке Дине. Дина – дочь татарина, которому продали Жилина и Костылина. Отец наказал дочери дать хлеба с водой Жилину, так они и познакомились. Этот человек интересовал, так как был чужим, и в то же время пугал, Дину.

Через некоторое время они подружились. Жилин делал ей и другим ребятишкам игрушки из глины. А она, в благодарность за это, тайком носила ему вкусную еду, мясо и лепешки. Девочка прониклась добром и сочувствием к пленнику, ведь он по мере своих возможностей пытался творить добро. После неудачного побега, солдат кидают в яму. Из еды приносили только сырое тесто, но и тут девочка приходит на помощь, и так же украдкой приносит им еду. Когда Иван собрался бежать во второй раз, Дина ему и в этом помогла. Тринадцатилетняя девочка осмелилась и опустила в яму длинную палку, по которой Жилин выбрался.

В рассказе доброта выражена через главного героя, Дину. Эта девушка очень добра ко всем, кто к ней относится хорошо. При этом очень смелая. Она спасла жизнь офицера, и достойна восхищения. Девочка не побоялась отца, она боролась за жизнь человека, который дарил ей добро и частичку счастья.

Вариант 3

Рассказ «Кавказский пленник» написал великий писатель Лев Николаевич Толстой. Повествование идет о войне, о человеческой доброте, об упорном стремлении найти выход в трудной жизненной ситуации. Главные герои — Жилин, Костылин и Дина. Жилин отправляется проведать свою больную мать. По пути домой встречает своего товарища. Однако они попадают в плен, по вине Костылина.

Находясь в плену, офицеры ведут себя по-разному: Костылин ждет, что за него дадут выкуп и постоянно боится. Ничего не хочет предпринимать. А вот Жилин наоборот, он остается сильным и не теряет самообладание. Иван стремится сбежать всеми возможными способами. В плену он знакомится с Диной, дочкой татарина. Для девочки делает кукол из глины, а она за это его тайком подкармливает. Они подружились. После первого неудачного побега узников бросили в яму. Когда Жилин пытается сбежать второй раз, она ему помогает выбраться из ямы.

Так чему же учит рассказ? Во- первых, никогда не стоит опускать руки. Жилин стремился сбежать, у него это получилось. Он не падал духом. А во-вторых, это любовь к людям. Дина помогала совершенно незнакомому человеку, можно сказать врагу. Он творил добро и в ауле его любили. Так вот, каждый герой получил свое.

Сочинение «Жилин и Костылин: сравнительная характеристика героев»

Вариант 1

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Когда Жилин повстречал татар, он крикнул Костылину: «Неси ружьё!». Но Костылина не оказалось, он сбежал, как последний трус. Тогда Жилин подумал: «Хоть я и один, буду биться до последнего! Не дамся же живой!»

В плену они ведут себя по-разному. Жилин делал кукол, чинил вещи и думал, как сбежать. Костылин спал и ничего не делал. Жилин сразу письмо писать не стал, чтобы не расстраивать родных, ну а Костылин быстро написал письмо и ждал выкуп.

Жилин пытался найти способ сбежать, а Костылин опустил руки и ждал, когда их спасут. К Жилину жители аула относятся с уважением. Отношение к Жилину гораздо лучше, чем к Костылину, потому что Жилин всем помогал, чинил вещи, мастерил кукол, лечил народ, а не лежал и спал.

Характеры у этих героев совершенно разные. Жилин упорный, всегда добивается своего и побеждает, он хотел сбежать – он и сбежал первый, а Костылина выкупили еле живым. Я бы подражала Жилину, так как он смелый, достойный уважения, упорный.

Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному потому, что у них разные характеры. Одни вызывают уважение, потому что даже в трудной ситуации не теряют гордость и достоинство.

Нужно с детства приучать себя к достоинству, чтобы в трудной ситуации поступить так же, как Жилин.

Вариант 2

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

«Служили на Кавказе два офицера: Жилин и Костылин», — так начинается рассказ.

Однажды они выехали из крепости в сопровождении солдат. Тогда было жаркое лето, а обоз шёл очень медленно. Костылин предложил Жилину поехать одним, ведь у него было ружьё.

Заехав в ущелье, они увидели татар. Костылин забыл в ту же секунду и про друга, и про ружьё и бросился опрометью в крепость. Он не подумал, что Жилин в большой опасности. Костылин даже не захотел попытаться помочь товарищу. Когда Жилин понял, что не сможет уйти от погони, решил, что так просто не сдастся и хоть одного татарина зарубит шашкой.

Жилина все же пленили. Он уже несколько дней находился в ауле. Татары сразу стали требовать выкуп. Скоро и Костылина привезли в аул. Оказывается, что он уже написал письмо домой, чтобы выслали выкуп – пять тысяч рублей. Жилин же торгуется, потому что он думает о матери, которая не сможет найти таких денег. И адрес на письме он пишет неправильно, так как решил самостоятельно бежать из плена.

В плену Жилин не раскисал. Он делал кукол для Дины и других детей, чинил часы, «лечил» или ходил по аулу. Жилин высматривал путь к побегу. В сарае делал подкоп. А Костылин “только спал или по целым дням сидел в сарае и считал дни, когда письмо придёт”. Для своего спасения он ничего не предпринимал.

И вот они сбежали. Костлин постоянно жаловался на боль в ногах, одышку, он не думал об осторожности, закричал, хотя знал, что недавно мимо них проехал татарин. Жилин вел себя по-мужски. Он не бежал из плена один, а звал Костылина. Он взвалил себе на плечи ноющего от боли в ногах и усталости Костылина, хотя сам был не в лучшей форме. Эта попытка бегства все же не удалась из-за поведения Костылина.

В конце концов Жилин спасся из плена. Ему помогла в этом Дина. Костылина же через месяц выкупили чуть живого.

Вот так разные характеры влияют на судьбу человека. Жилин вызывает у меня уважение за свой сильный характер, смелость, выносливость, умение постоять за себя и за товарища, целеустремленность. Костылин же только презрение из-за своей трусости, лени.

Мне кажется, качества, достойные уважения, нужно начинать воспитывать с малого, ведь так мы начинаем воспитывать в себе те качества, которыми обладал Жилин!

Вариант 3

Как воспитать в себе качества, достойные уважения? Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Читайте также:  Как пишется по английскому имя варвара

Жилин и Костылин – два офицера, которые служили на Кавказе.

Костылин, когда увидал татар, показал свою трусость и бросил товарища в беде: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». Жилин, в отличие от Костылина, проявил себя героически и до конца боролся за свою свободу: «… не дамся же живой».

Когда их обоих взяли в плен и начали требовать с них выкуп, Костылин испугался за свою жизнь и сделал все так, как ему сказал хозяин. Жилин не побоялся угроз татар и не хотел платить выкуп, так как планировал сбежать.

Костылин целыми днями сидел в сарае, ждал денег. Жилин проявил себя как человек умелый и заслуживающий доверие хозяина. Но когда Жилин ходил по аулу, он пытался придумать план побега.

Когда Жилин предложил Костылину бежать, тот пытался его отговорить, боялся, что их заметят. Жилин по звездам узнает, в какую сторону им идти. Но Костылин долго не протянул, он сдается и говорит товарищу, чтобы тот оставил его. Жилин был не таким человеком, как Костылин, и поэтому не мог бросить товарища в беде. Их заметили татары, «…схватили, посвязали, посадили на лошадей, повезли».

Стала жизнь героев еще хуже. Но Жилин даже в такой ситуации продолжал думать о побеге. Когда он предложил это товарищу, Костылин, как мне кажется, совершил единственный человеческий поступок. Он не захотел быть обузой для товарища. Жилин успешно выбрался из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли».

Каждый человек в одинаковых ситуациях проявляет себя по-разному. Мне кажется, из-за человеческих качеств. Одни люди думают только о себе, как Костылин. Другие, такие как Жилин, думают и о других: «… не годится товарища бросать».

Некоторые люди вызывают уважение, потому что они думают не только о себе, но и о других. Они не отчаиваются, а продолжают бороться, как Жилин: «… не дамся же живой». Другие делают все, что им говорят. И бросают своих товарищей, как Костылин: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».

Мне кажется, эти качества воспитываются в семье. Надо преодолевать свои страхи.

Вариант 4

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Жилин и Костылин — герои рассказа Л.Н. Толстого, офицеры.

Жилин при встрече с татарами проявил смелость, бесстрашие и не хотел сдаваться до конца, а Костылин поступил как трус и предатель. Он бросил своего товарища в беде, а сам сбежал.

Когда с Жилина и Костылина требовали выкуп, наши герои вели себя по-разному. Жилин торговался и не уступал, да к тому же написал неправильный адрес. Он, как настоящий мужчина, рассчитывал только на собственные силы. Костылин же, напротив, не сопротивлялся и написал письмо с просьбой выкупить его за пять тысяч монет.

В плену Жилин и Костылин проявляют себя по-разному. Жилин старался расположить к себе жителей аула. Он был мастер на все руки: он чинил вещи, мастерил игрушки для детей и многое другое. А Костылин тем временем ничего не делал, спал и ждал выкупа. Жилин верил в себя и надеялся на лучшее, а Костылин показал свою лень, трусость и слабость.

Во время побега Жилин проявил смелость и преданность по отношению к своему товарищу. Жилин был выносливей, чем Костылин, хоть он и устал, но продолжал идти. Костылин был слабым и нестойким. Поэтому их и поймали.

Судьба у наших героев сложилась по-разному. Жилин не потерял надежды и совершил второй побег. Этот побег оказался удачным. Костылина выкупили через месяц. Он был еле живой.

Таким образом, на протяжении всего рассказа Жилин демонстрирует своё мужество и храбрость, а Костылин – лень и трусость.

Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному, потому что не у всех хватает самообладания и силы духа… Кто-то сильнее, кто-то слабее. Мне кажется, все зависит от характера человека. Одни люди вызывают у нас уважение, потому что они совершают хорошие и мужественные поступки, а другие – презрение, потому что они трусливы и проявляют плохие стороны своего характера. Чтобы воспитать в себе качества, достойные уважения, надо стараться преодолевать свои страхи и не боятся иногда рисковать.

Характеристика Жилина из рассказа “Кавказский пленник”

Вариант 1

Жилин-главный герой рассказа “Кавказский пленник”.

Он привык всего добиваться сам. Является достаточно обаятельным персонажем и сразу же вызывает симпатию. Он храбрый, в плену вел себя смело и уверенно. Жилина любила даже дворовая собака за то, что он ее подкармливал, это еще раз доказывает, что Жилин положительный персонаж. На протяжении всей повести ему противопоставляется Костылин ‑полная противоположность Жилина. Тем самым, автор подчеркивает положительные качества Жилина. Со временем даже суровые татары прониклись к нему симпатией. Жилин не бросил Костылина даже во время погони, после чего их и поймали. До этого он заручился доверием Дины, которая и помогла ему сбежать. Я считаю, что Жилин яркий пример человека с настоящей широкой русской душой.

Вариант 2

Весь рассказ описывает нам те события, когда Толстому чудом удалось избежать погони, но двое его товарищей попали в плен. Нужно было что-то делать. Это были два русских офицера – Жилин и Костылин. Сразу в глаза бросается то, то их имена очень созвучны, но по значению совершенно разные.

Характер обоих героев тоже очень разный. Когда Жилин ехал к своей матери, то по пути подобрал Костылина. Во время поездки на них напали татары. Жилин повел себя очень храбро и стал защищаться, в то время как Костылин сразу побежал в крепость. Но даже такая трусость не смогла его спасти.

В плену герои тоже по-разному себя ведут. Когда татары сказали им о сумме в 5000 рублей, которую они должны выплатить, то Костылин сразу же написал письмо домой и ждал денег. Жилин, напротив, дал согласие только на 500 рублей, а письмо отправил на другой адрес, ведь больше всего он не хотел, чтобы его мама переживала. Костылин постоянно скучал, пока ожидал денег, в Жилин планировал побег, ночами копая яму. Живя в плену Жилин часто проявлял себя, как очень порядочный и добрый человек. Он сделал из глины куклу дочке хозяина, а потом починил самому хозяину часы. С тех пор к нему постоянно ходили люди и обращались за помощью.

Так и жили они, пока Жилин не выкопал дыру. Одной ночью они оба выбрались на волю и побежали в горы. Весь путь Костылин был обузой своему товарищу. ОН не хотел снимать стоптанные ботинки, отчего ему было больно идти, он был толстым и не мог самостоятельно подниматься в гору и постоянно охал и кричал, чем один раз привлек внимание татарина, проезжавшего неподалеку. Жилин не бросил товарища, а взял на руки и понес. Конечно, он не смог с таким грузом убежать. Их снова схватили и бросили в яму.

Будучи в яме, им было очень плохо. Костылин постоянно стонал, но Жилин все думал о побеге. Однажды он смог уговорить дочку хозяина помочь им выбраться. Девочка сжалилась и принесла большой шест, но Костылин не захотел бежать. Так что Жилину пришлось идти одному. Он смог добраться до своих людей и стал служить дальше. Что же качается Костылина, то тот лежал в яме пока его не выкупили за 5000 рублей. Привезли его еле живого.

У каждого читателя появляется вопрос, почему назвал Толстой свой рассказ «Кавказский пленник», ведь пленников то было два. Но на самом деле здесь есть очень глубокая мысль. Жилин был храбрым, сильным, работящим. Он смог убежать с плена и стал продолжать служить и помогать людям. Но Костылин был ленив. Да, его выкупили из плена, но он так и остался в плену своих слабостей.

На первый взгляд с двумя людьми произошло одно и тоже событие, но если смотреть на сердца и дух героев, то каждый пережил свое приключение.

Смысл названия рассказа “Кавказский пленник” (сочинение)

Повесть «Кавказский пленник». Это реалистическое произведение, в котором ярко и жизненно описан быт горцев, изображена природа Кавказа. Оно написано доступным для детей языком, близким к сказочному. Повествование ведется от лица рассказчика. Основные события группируются вокруг приключений русского офицера Жилина, который попал в плен к горцам. Сюжет повести развивается динамично, поступки героя представлены как серия красочных, выразительных картин. Напряженно и драматично изображается побег Жилина, торопившегося скрыться затемно: «Он спешит, а месяц все скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор — бело, светло совсем, как днем».

Основной прием повести — противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был», «Хоть невелик ростом, а удал был», — подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л. Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел». Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин. В облике старика татарина подчеркиваются жестокость, ненависть, злоба: «нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка».

Вызывает самую теплую симпатию образ девочки-татарки Дины. В Дине подмечены черты искренности, непосредственности. Она села на корточки, начала камень выворачивать: «Да ручонки тонкие, как прутики, — ничего силы нет. Бросила камень, заплакала». Эта маленькая девочка, очевидно обделенная лаской, постоянно оставляемая без присмотра, потянулась к доброму, по-отечески относившемуся к ней Жилину.

«Кавказский пленник» — самое поэтическое и совершенное произведение в «Русских книгах для чтения». В нем воплотилось единство эстетического и педагогического начал. Л. Н. Толстой внес значительный вклад в развитие детской литературы. Произведения для детей тесно связаны со всем творческим наследием великого писателя. В советское время с каждым годом растет число изданий детских рассказов Толстого. Они выходят почти на всех языках нашей многонациональной страны. Произведения Л. Толстого введены в учебные книги для начальной и средней школы. Они входят в программу дошкольного воспитания. Рассказы Толстого для детей выходят в сериях «Мои первые книжки», «Книга за книгой

Чему меня научил рассказ «Кавказский пленник» (сочинение)

На мой взгляд, главная идея рассказа – научить людей не сдаваться даже в трудных обстоятельствах и ситуациях, упорно добиваться цели, быть добрыми, смелыми, храбрыми и преданными.

В этом рассказе слабодушие и пассивность Костылина противопоставлены активности, стойкости и человечности Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все препятствия и преграды.

Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте.

Всё творчество Л. Н. Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами.

Читая рассказ «Кавказский пленник», чувствуется, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови. Л. Н. Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.

В рассказе «Кавказский пленник» Л. Толстой решает проблему: могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? Отсюда вытекает вторая проблема: есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? В каких людях есть эти качества, а в каких — нет и почему? Обе эти проблемы не только вполне доступны читателям, но и актуальны для них, потому что в их жизни все большее место начинают занимать отношения дружбы, товарищества.

На смену случайным и внешним причинам, соединявшим их в младших классах (живут в одном доме, сидят за одной партой), теперь приходят новые отношения, все большую роль играют внутренние притягивания, возникает определенный кодекс нравственных ценностей, важнейшими среди которых являются товарищество, равенство, честность, смелость. Стремление к единению со сверстниками становится важнейшей жизненной задачей подростка, которая заставляет его размышлять, почему одних нас все любят и к ним тянутся, а другие не находят себе друзей, какими качествами надо обладать, чтобы быть хорошим товарищем.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал