Что высмеивается в сказке бедный волк

«Бедный волк» (анализ сказки) (Салтыков-Щедрин М. Е.)

Волков никто не любит, называют и душегубом, и убийцей, всячески проклинают. С одной стороны, это действительно так, ведь волки на самом деле убивают и диких зверей, и домашних животных, даже нападают на людей. Но в данном произведении автор показывает жизнь лесного хищника и действительно сочувствует этому зверю, без всякой иронии называя его бедным.

А вся его беда и вина лишь в том, что волк — хищник, и питаться он может только мясом.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Он вынужден убивать, потому что по-другому существовать не сможет, но в глазах своих жертв он выглядит как разбойник и злодей.

А волк просто живёт, он не злодей, чтобы специально убивать ради убийства или ради наживы. Он не хочет приносить вред. И приходится ему очень нелегко. Зверь часто голодает, поэтому и пронзительно воет, кругом еда, а волку боязно бывает на охоту идти, и жизнью он часто рискует: на него устраивают облавы, ставят капканы, да и более крупный зверь может погубить. А ведь ещё волчат прокормить надо.

Однажды один такой матёрый хищник попался медведю в лапы, который тоже симпатии к волкам не питал. И решил медведь отпустить зверя, если тот покается и пообещает больше не разбойничать и никого не убивать.

А волк возразил, что тогда ему нечем будет кормить семью. Ведь кроме мясного волки ничего не едят. Волк и рад не убивать, но как иначе мяса добыть? А в чем хищнику каяться? Чем он виноват, что так устроен? А что он может пообещать? Перестать питаться? Медведь, например, может и малину есть, и мед, а зимой вообще ему пища не требуется, так как он в спячку впадает. И медведь понял, что перед ним очень несчастный зверь. И сказал он волку, что лучше уж умереть, чем так жить.

В этой сказе волк противопоставлен обществу как «не такой, как все». В каждом обществе, наверняка, есть человек, над которым смеются, обижают. А почему? Потому что он «очкарик», «жирный», «дылда», не ту музыку слушает, одевается не так и т. п.

Мы не всегда знаем (да и не хотим знать), почему кто-либо живет или поступает неправильно, по нашему мнению. Проще сразу слепо навесить ярлык, даже не пытаясь понять другого, тем более ему помочь или посочувствовать. Ощущать себя не таким, как все, очень тяжело. Легко осудить человека и сделать из него изгоя. А всеобщее осуждение и неприятие может даже довести человека до самоубийства.

Автор не защищает убийц и разбойников (тем более он объяснил, что волк таковым не является), он призывает понимать и сострадать друг другу. А на месте этого волка, «не такого, как все» может оказаться любой, поэтому общество не должно быть жестоким. А общество — это каждый из нас.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id23917

Источник

Краткое содержание Бедный волк Салтыкова-Щедрина для читательского дневника

Краткий сюжет

Читатель привык, что персонаж волка всегда злой, жестокий и именно поэтому его не любят. В произведении «Бедный волк» Салтыков-Щедрин показал этот образ немного по-другому. Он заставил свою аудиторию понять, что это животное — хищник и без мяса он выжить не сможет, единственный выход — убивать других. После такого можно сделать вывод, что ненависть к животному неоправданна.

Если провести подробный анализ сказки «Бедный волк» Салтыкова-Щедрина, можно понять, что не один серый хищник проявляет жестокость, но и люди, которые охотятся на него.

Произведение относится к позднему периоду творчества автора. Он часто придумывал рассказы аллегорического характера, где животные являлись главными героями. Но эта сказка имеет тяжелое содержание и особенную тему. Автор описывает понятие жестокости, и по каким причинам она возникает. А также он пишет о хороших и плохих людях.

Начинается рассказ с того, что все лесные жители считают волка самым жестоким зверем, который мешает их спокойствию. Все ненавидят зверя за его происки: он то овцу съест, то зайца выловит.

Вот однажды медведь решил поймать волка и судить его. Он объяснял, что в лесу его все боятся и ненавидят. Хищник в свое оправдание признался, что если не будет охотиться, не сможет выжить и прокормить свою семью. Поговорив с ним, косолапый понял, что нельзя судить того, кто просто живет по своим правилам и законам. После этого медведь отпустил его. Пока у волка была сила и прыть он охотился и питался.

Основная мораль произведения в том, что нельзя никого осуждать. Каждый человек, как и животное индивидуален. И жизнь сама направляет и указывает, как нужно выживать.

В сказке всего 2 основных персонажа:

Если рассматривать план произведения, читателям отчетливо видно, что образы из сказки имеют много общего с людьми. Если человек не такой, как все, его начинают дразнить и изгонять из общества. Они не задумываются, что он не виноват в своей индивидуальности, таким его сотворила природа.

Бедный волк

Очень кратко: Всю жизнь волк убивает и разбойничает, чтобы добыть еду себе и своей семье. К старости он понимает, что убивать — плохо, но иначе жить не может, поэтому решает покончить с жизнью, сдавшись охотникам.

Волк — самый жестокий хищник, живущий в умеренном и северном климатах.

Однако ж не по своей воле он так жесток, а потому, что комплекция у него каверзная: ничего он, кроме мясного, есть не может.

Волк может достать мясо только одним способом — убив живое существо. Но умирать никому не хочется, поэтому тот, кто посильнее, от него сам отобьётся, а того, кто послабее, другие защитят. Частенько приходится волку голодать, ходить с помятыми боками, и тогда он воет так, что «у всякой живой твари, от страху да от тоски, душа в пятки уходит». А волчица ему ещё тоскливее подвывает, ведь у неё волчата, которых нечем накормить.

Продолжение после рекламы:

Все звери ненавидят волка, называют разбойником и душегубом. Мужики на него охотятся, волчьи ямы роют, капканы ставят, а виноват волк только тем, что по-другому жить не может.

И всё-таки нашёлся один волк, который к старости начал понимать, что «есть в его жизни что-то неладное». В молодости он день и ночь разбойничал и никогда не голодал: то стадо овец вырежет, то лесника убьёт, то ребёнка украдёт — и всё ему с рук сходило. Весь лес его проклинал, а он от этого «лютей и лютей становился». Вот так, разбойничая, дожил он до тех лет, когда волков начинают называть «матёрыми», отяжелел немного, но разбойничать не перестал.

Однажды он нечаянно попался в лапы к медведю Михайло Иванычу Топтыгину. Тот волков не любил, потому что они частенько нападали на него всей стаей, шкуру портили. Стал медведь выяснять, есть ли у волка совесть. Тот клялся, что без совести ни дня прожить нельзя, да только есть ему что-то надо и волчат с волчицей кормить, а питаться он может только мясом. Хорошо медведю — он и медка полижет, и ягод поест, и овса пожуёт, а зимой ему и лапы хватает. Волку же круглый год пищу добывать надо, и без душегубства тут не обойтись. Подумал медведь и отпустил волка на все четыре стороны.

Наконец, пришла к волку старость, стал он не так силён и проворен, да ещё и мужик ему спину поленом ушиб. Не мог теперь волк ни зайца догнать, ни овечку из стада унести, сидел в логове и выл от голода.

Читайте также:  Пусть учиться как пишется

Брифли существует благодаря рекламе:

Однажды волку повезло — сумел он ягнёнка из стада уволочь. Обычно овцы молча смерти ждут, а этот ягнёнок вдруг начал жалобно просить волка отпустить его к маме. Вспомнились тут волку слова медведя, отпустил он ягнёнка и побрёл в логово, чтобы как следует поразмыслить.

Умом волк понимал, что без убийств и разбоев умрёт он голодной смертью, но в ушах у него так и гремело: «Проклятый! душегуб! живорез!»

Положим, несправедливо его проклинают, нерезонно: не своей волей он разбойничает, — но как не проклинать! Сколько он зверья на своем веку погубил! сколько баб, мужиков обездолил, на всю жизнь несчастными сделал!

Видно, прав оказался медведь, и осталось волку только руки на себя наложить, вот только сделать этого зверь не может. Много лет мучили волка эти мысли, но голод всё равно заставлял его убивать.

Наконец, сжалилась над ним судьба — появились в том лесу охотники, устроили на волка облаву, а он уже и не пытался вырваться и вышел, опустив голову, навстречу «смерти-избавительницы».

Стиль написания

Проанализировав все творчество Салтыкова-Щедрина, можно сделать вывод, что он использует только один литературный прием — гротеск. Его главная суть заключается в доведение ситуации до абсурда, в преувеличении и даже в проявлении жестокости. Именно по этой причине некоторые сказки могут казаться странными даже взрослому человеку. В произведении «Бедный волк» заложен глубокий смысл, который прослеживается в каждой строчке. Автор пытается объяснить, что проявление жестокости порой бывает оправданным действием. Он простым языком описывал происходящую действительность своего времени.

Чтобы полностью понять творчество писателя, нужно задуматься, что он никогда не писал впустую. В каждом очерке повествователя присутствует мораль. Именно этим и интересны его произведения.

Михаил Салтыков-Щедрин — Лучшие сказки краткое содержание

Лучшие сказки — описание и краткое содержание, исполнитель: Олег Исаев, слушайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки knigiaudio.org
Cлушателю представлены лучшие сказки Салтыкова-Щедрина. Мастера гротескного живописания. Бедный волк Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил (21:21) Дикий помещик (22:06) Премудрый пескарь (18:21) Самоотверженный заяц (17:24) Бедный волк (19:22) Медведь на воеводстве (34:40) Вяленая вобла (37:25) Орел-меценат (18:56) Карась-идеалист (31:50) Чижиково горе (49:19) Соседи (20:07)

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

суббота, 7 декабря 2020 г.

Салтыков-Щедрин М. “Бедный волк”

Жанр: сатирическая сказка

Главные герои сказки “Бедный волк” и их характеристика

План пересказа сказки “Бедный волк”

Кратчайшее содержание сказки “Бедный волк” для читательского дневника в 6 предложений

Главная мысль сказки “Бедный волк”

Всяк живет так, как ему от природы положено.

Чему учит сказка “Бедный волк”

Сказка учит тому, что нет единой правды, правды для всех. У каждого своя правда и каждый живет так, как считает правильным. Учит не навязывать другим свое мнение, свою волю. Учит не подходить к другим со своей меркой, оценивать чужие поступки со своей колокольни.

Отзыв на сказку “Бедный волк”

Пословицы к сказке “Бедный волк”

В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Волк по утробе вор, а человек по зависти. Волка кормят зубы, а зайца спасают ноги. С волками жить – по-волчьи выть. Чему быть, того не миновать.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Бедный волк”

Краткое содержание Бедный волк Салтыков-Щедрин

Волк – самый лютый зверь в лесу. Он не помилует ни зайца, ни овцы. Он может вырезать у мужика скот и оставить всю семью обездоленной. Но, и мужик, когда разозлится, волка не помилует. Так и живут, враждуя, волк и люди. Но, не только человек ненавидит злого зверя, но и животные его не жалуют.

Дальше продолжил убийства волк, да ещё больше прежнего. Повадился в деревню одну ходить каждую ночь, и животных резать. Наестся до отвала, и спит весь день, а ночью снова за разбой принимается. Долго ещё он так промышлял, но и к нему старость пришла. Тяжело стало бегать волку. Да, к тому же, мужик немного палкой хребет покалечил зверюге. Тяжело стало добывать пропитание волку. Он начал бояться собак. Овцу из стада стянуть не может. Воет от голода все ночи.

Источник

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Бедный волк

Волк — самый лютый зверь в лесу. Он не помилует ни зайца, ни овцы. Он может вырезать у мужика скот и оставить всю семью обездоленной. Но, и мужик, когда разозлится, волка не помилует. Так и живут, враждуя, волк и люди. Но, не только человек ненавидит злого зверя, но и животные его не жалуют.

Дальше продолжил убийства волк, да ещё больше прежнего. Повадился в деревню одну ходить каждую ночь, и животных резать. Наестся до отвала, и спит весь день, а ночью снова за разбой принимается. Долго ещё он так промышлял, но и к нему старость пришла. Тяжело стало бегать волку. Да, к тому же, мужик немного палкой хребет покалечил зверюге. Тяжело стало добывать пропитание волку. Он начал бояться собак. Овцу из стада стянуть не может. Воет от голода все ночи.

К сожалению, волк не может жить без убийств, но и такое животное имеет право на существование.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Салтыков-Щедрин. Все произведения

Бедный волк

Другой зверь, наверное, тронулся бы самоотверженностью зайца, не ограничился бы обещанием, а сейчас бы помиловал. Но из всех хищников, водящихся в умеренном и северном климатах, волк всего менее доступен великодушию.

Однако ж не по своей воле он так жесток, а потому, что комплекция у него каверзная: ничего он, кроме мясного, есть не может. А чтобы достать мясную пищу, он не может иначе поступать, как живое существо жизни лишить. Одним словом, обязывается учинить злодейство, разбой.

Нет того зверя на свете, который не ненавидел бы волка, не проклинал бы его. Стоном стонет весь лес при его появлении: «Проклятый волк! убийца! душегуб!» И бежит он вперед да вперед, голову повернуть не смеет, а вдогонку ему: «Разбойник! живорез!» Уволок волк, с месяц тому назад, у бабы овцу — баба-то и о сю пору слез не осушила: «Проклятый волк! душегуб!» А у него с тех пор маковой росинки в пасти не было: овцу-то сожрал, а другую зарезать не пришлось… И баба воет, и он воет… как тут разберешь!

Говорят, что волк мужика обездоливает; да ведь и мужик тоже, как обозлится, куда лют бывает! И дубьем-то он его бьет, и из ружья в него палит, и волчьи ямы роет, и капканы ставит, и облавы на него устраивает. «Душегуб! разбойник! — только и раздается про волка в деревнях, — последнюю корову зарезал! остатнюю овцу уволок!» А чем он виноват, коли иначе ему прожить на свете нельзя?

И убьешь-то его, так проку от него нет. Мясо — негодное, шкура жесткая — не греет. Только и корысти-то, что вдоволь над ним, проклятым, натешишься, да на вилы живьем поднимешь: пускай, гадина, капля по капле кровью исходит!

Не может волк, не лишая живота, на свете прожить — вот в чем его беда! Но ведь он этого не понимает. Если его злодеем зовут, так ведь и он зовет злодеями тех, которые его преследуют, увечат, убивают. Разве он понимает, что своею жизнью другим жизням вред наносит? Он думает, что живет — только и всего. Лошадь — тяжести возит, корова — дает молоко, овца — волну, а он — разбойничает, убивает. И лошадь, и корова, и овца, и волк — все «живут», каждый по-своему.

И вот нашелся, однако ж, между волками один, который долгие веки все убивал да разбойничал, и вдруг, под старость, догадываться начал, что есть в его жизни что-то неладное.

Читайте также:  Вопросы к рассказу рукавичка костюнин

Жил этот волк смолоду очень шибко и был одним из немногих хищников, который почти никогда не голодал. И день, и ночь он разбойничал, и все ему с рук сходило. У пастухов из-под носу баранов утаскивал; во дворы по деревням забирался; коров резал; лесника однажды до смерти загрыз; мальчика маленького, у всех на глазах, с улицы в лес унес. Слыхал он, что его за эти дела все ненавидят и клянут, да только лютей и лютей от этих покоров становился.

— Послушали бы, что в лесу-то делается, — говорил он, — нет той минуты, чтоб там убийства не было, чтоб какая-нибудь зверюга не верещала, с жизнью расставаясь, — так неужто ж на это смотреть?

И дожил он таким родом, промежду разбоев, до тех лет, когда волк уж «матерым» называется. Отяжелел маленько, но разбои все-таки не оставил; напротив, словно бы даже полютел. Только и попадись он нечаянно в лапы к медведю. А медведи волков не любят, потому что и на них волки шайками нападают, и частенько-таки слухи по лесу ходят, что там-то и там-то Михайло Иваныч оплошал: в клочки серые вороги шубу ему разорвали.

Держит медведь волка в лапах и думает: «Что мне с ним, с подлецом делать? ежели съесть — с души сопрёт, ежели так задавить да бросить — только лес запахом его падали заразишь. Дай, посмотрю: может быть, у него совесть есть. Коли есть совесть, да поклянется он вперед не разбойничать — я его отпущу».

— Волк, а волк! — молвил Топтыгин, — неужто у тебя совести нет?

— Ах, что вы, ваше степенство! — ответил волк, — разве можно хоть один день на свете без совести прожить!

— Стало быть, можно, коли ты живешь. Подумай: каждый божий день только и вестей про тебя, что ты или шкуру содрал, или зарезал — разве это на совесть похоже?

— Ваше степенство! позвольте вам доложить! должен ли я пить-есть, волчиху свою накормить, волчат воспитать? какую вы на этот счет резолюцию изволите положить?

Подумал-подумал Михайло Иваныч, — видит: коли положено волку на свете быть, стало быть, и прокормить он себя право имеет.

— А ведь я, кроме мясного, — ни-ни! Вот хоть бы ваше степенство, к примеру, взять: вы и малинкой полакомитесь, и медком от пчел позаимствуетесь, и овсеца пососете, а для меня ничего этого хоть бы не было! Да опять же и другая вольгота у вашего степенства есть: зимой, как заляжете вы в берлогу, ничего вам, кроме собственной лапы, не требуется. А я и зиму, и лето — нет той минуты, чтобы я о пище не думал! И все об мясце. Так каким же родом я эту пищу добуду, коли прежде не зарежу или не задушу?

Задумался медведь над этими волчьими словами, однако все еще попытать хочет.

— Да ты бы, — говорит, — хоть полегче, что ли…

— Я и то, ваше степенство, сколько могу, облегчаю. Лисица — та зудит: рванет раз — и отскочит, потом опять рванет — и опять отскочит… А я прямо за горло хватаю — шабаш!

Еще пуще задумался медведь. Видит, что волк ему правду-матку режет, а отпустить его все еще опасается: сейчас он опять за разбойные дела примется.

— Раскайся, волк! — говорит.

— Не в чем мне, ваше степенство, каяться. Никто своей жизни не ворог, и я в том числе; так в чем же тут моя вина?

— Да ты хоть пообещай!

— И обещать, ваше степенство, не могу. Вот лиса — та вам что хотите обещает, а я — не могу.

Что делать? Подумал, подумал медведь, да наконец и решил.

И отпустил волка на все четыре стороны.

Освободился волк из медвежьих лап и сейчас опять за старое ремесло принялся. Стонет от него лес, да и шабаш. Повадился в одну и ту же деревню; в две, в три ночи целое стадо зря перерезал — и ништо ему. Заляжет с сытым брюхом в болоте, потягивается да глаза жмурит. Даже на медведя, своего благодетеля, войной пошел, да тот, по счастию, вовремя спохватился да только лапой ему издали погрозил.

Долго ли, коротко ли он так буйствовал, однако и к нему наконец старость пришла. Силы убавились, проворство пропало, да вдобавок мужичок ему спинной хребет поленом перешиб; хоть и отлежался он, а все-таки уж на прежнего удальца-живореза не похож стал. Кинется вдогонку за зайцем — а ног-то уж нет. Подойдет к лесной опушке, овечку из стада попробует унести — а собаки так и скачут-заливаются. Подожмет он хвост, да и бежит с пустом.

— Никак, я уж и собак бояться стал? — спрашивает он себя.

Воротится в логово и начнет выть. Сова в лесу рыдает, да он в болоте воет — страсти господни, какой поднимется в деревне переполох!

Только промыслил он однажды ягненочка и волочет его за шиворот в лес. А ягненочек-то самый еще несмысленочек был: волочет его волк, а он не понимает. Только одно твердит: «Что такое? что такое. »

— А я вот покажу тебе, что такое… мммерррза-вец! — остервенился волк.

— Дяденька! я в лес гулять не хочу! я к маме хочу! не буду я, дяденька, не буду! — вдруг догадался ягненочек и не то заблеял, не то зарыдал, — ах, пастушок, пастушок! ах, собачки! собачки!

Остановился волк и прислушивается. Много он на своем веку овец перерезал, и все они какие-то равнодушные были. Не успеет ее волк ухватить, а она уж и глаза зажмурила, лежит, не шелохнется, словно натуральную повинность исправляет. А вот и малыш — а поди как плачет: хочется ему жить! Ах, видно, и всем эта распостылая жизнь сладка! Вот и он, волк, — стар-стар, а все бы годков еще с сотенку пожил!

И, не дождавшись ответа, выпустил из пасти ягненка, а сам побрел, опустив хвост, в логово, чтобы там на досуге умом раскинуть.

Но ничего ему этот ум не выяснил, кроме того, что он уж давно знал, а именно: что никак ему, волку, иначе прожить нельзя, как убийством и разбоем.

Лег он плашмя на землю и никак улежать не может. Ум — одно говорит, а нутро — чем-то другим загорается. Недуги, что ли, его ослабили, старость ли в разор разорила, голод ли измучил, только не может он прежней власти над собой взять. Так и гремит у него в ушах: «Проклятый! душегуб! живорез!» Что ж в том, что он за собой вольной вины не знает? ведь проклятий-то все-таки не заглушишь! Ох, видно, правду сказал медведь: только и остается, что руки на себя наложить!

Вот разве голодом он себя изведет… Нынче он уж и за зайцами гоняться перестал, только около птиц ходит. Поймает молодую ворону или витютня — только этим и сыт. Так даже и тут прочие витютни хором кричат: «Проклятый! проклятый! проклятый!»

Именно проклятый. Ну, как-таки только затем жить, чтобы убивать и разбойничать? Положим, несправедливо его проклинают, нерезонно: не своей волей он разбойничает, — но как не проклинать! Сколько он зверья на своем веку погубил! сколько баб, мужиков обездолил, на всю жизнь несчастными сделал!

Много лет он в этих мыслях промучился; только одно слово в ушах его и гремело: «Проклятый! проклятый! проклятый!» Да и сам себе он все чаще и чаще повторял: «Именно проклятый! проклятый и есть; душегуб, живорез!» И все-таки, мучимый голодом, шел на добычу, душил, рвал и терзал…

И вдруг его ударило прямо между глаз.

Читайте также:  Открытое занятие сундучок сказок

Бедный волк — Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Другой зверь, наверное, тронулся бы самоотверженностью зайца, не ограничился бы обещанием, а сейчас бы помиловал. Но из всех хищников, водящихся в умеренном и северном климатах, волк всего менее доступен великодушию.

Однако ж не по своей воле он так жесток, а потому, что комплекция у него каверзная: ничего он, кроме мясного, есть не может. А чтобы достать мясную пищу, он не может иначе поступать, как живое существо жизни лишить. Одним словом, обязывается учинить злодейство, разбой.

Нет того зверя на свете, который не ненавидел бы волка, не проклинал бы его. Стоном стонет весь лес при его появлении: «Проклятый волк! убийца! душегуб!» И бежит он вперед да вперед, голову повернуть не смеет, а вдогонку ему: «Разбойник! живорез!» Уволок волк, с месяц тому назад, у бабы овцу – баба?то и о сю пору слез не осушила: «Проклятый волк! душегуб!» А у него с тех пор маковой росинки в пасти не было: овцу?то сожрал, а другую зарезать не пришлось… И баба воет, и он воет… как тут разберешь!

Говорят, что волк мужика обездоливает; да ведь и мужик тоже, как обозлится, куда лют бывает! И дубьем?то он его бьет, и из ружья в него палит, и волчьи ямы роет, и капканы ставит, и облавы на него устраивает. «Душегуб! разбойник! – только и раздается про волка в деревнях. – последнюю корову зарезал! остатнюю овцу уволок!» А чем он виноват, коли иначе ему прожить на свете нельзя?

И убьешь?то его, так проку от него нет. Мясо – негодное, шкура жесткая – не греет. Только и корысти?то, что вдоволь над ним, проклятым, натешишься да на вилы живьем поднимешь: пускай, гадина, капля по капле кровью исходит!

Не может волк, не лишая живота, на свете прожить – вот в чем его беда! Но ведь он этого не понимает. Если его злодеем зовут, так ведь и он зовет злодеями тех, которые его преследуют, увечат, убивают. Разве он понимает, что своею жизнью другим жизням вред наносит? Он думает, что живет – только и всего. Лошадь – тяжести возит, корова – дает молоко, овца – волну, а он – разбойничает, убивает. И лошадь, и корова, и овца, и волк – все «живут», каждый по?своему.

И вот нашелся, однако ж, между волками один, который долгие веки все убивал да разбойничал и вдруг, под старость, догадываться начал, что есть в его жизни что?то неладное.

Жил этот волк смолоду очень шибко и был одним из немногих хищников, который почти никогда не голодал. И день, и ночь он разбойничал, и все ему с рук сходило. У пастухов из?под носу баранов утаскивал; во дворы по деревням забирался; коров резал; лесника однажды до смерти загрыз; мальчика маленького, у всех на глазах, с улицы в лес унес. Слыхал он, что его за эти дела все ненавидят и клянут, да только лютей и лютей от этих покоров становился.

– Послушали бы, что в лесу?то делается, – говорил он, – нет той минуты, чтоб там убийства не было, чтоб какая?нибудь зверюга не верещала, с жизнью расставаясь, – так неужто ж на это смотреть?

И дожил он таким родом, промежду разбоев, до тех лет, когда волк уж «матерым» называется. Отяжелел маленько, но разбои все?таки не оставил; напротив, словно бы даже полютел. Только и попадись он нечаянно в лапы к медведю. А медведи волков не любят, потому что и на них волки шайками нападают, и частенько?таки слухи по лесу ходят, что там?то и там?то Михайле Иваныч оплошал: в клочки серые вороги шубу ему разорвали.

Держит медведь волка в лапах и думает: «Что мне с ним, с подлецом, делать? ежели съесть – с души сопрёт, ежели так задавить да бросить – только лес запахом его падали заразишь. Дай, посмотрю: может быть, у него совесть есть. Коли есть совесть, да поклянется он вперед не разбойничать – я его отпущу».

– Волк, а волк! – молвил Топтыгин, – неужто у тебя совести нет?

– Ах, что вы, ваше степенство! – ответил волк, – разве можно хоть один день на свете без совести прожить!

– Стало быть, можно, коли ты живешь. Подумай: каждый божий день только и вестей про тебя, что ты или шкуру содрал, или зарезал – разве это на совесть похоже?

– Ваше степенство! позвольте вам доложить! должен ли я пить?есть, волчиху свою накормить, волчат воспитать? какую вы на этот счет резолюцию изволите положить?

Подумал?подумал Михаиле Иваныч, – видит: коли положено волку на свете быть, стало быть, и прокормить он себя право имеет.

– А ведь я, кроме мясного, – ни?ни! Вот хоть бы ваше степенство, к примеру, взять: вы и малинкой полакомитесь, и медком от пчел позаимствуетесь, и овсеца пососете, а для меня ничего этого хоть бы не было! Да опять же и другая вольгота у вашего степенства есть: зимой, как заляжете вы в берлогу, ничего вам, кроме собственной лапы, не требуется. А я и зиму, и лето – нет той минуты, чтобы я о пище не думал! И все об мясце. Так каким же родом я эту пищу добуду, коли прежде не зарежу или не задушу?

Задумался медведь над этими волчьими словами, однако все еще попытать хочет.

– Да ты бы, – говорит, – хоть полегче, что ли…

– Я и то, ваше степенство, сколько могу, облегчаю. Лисица – та зудит: рванет раз – и отскочит, потом опять рванет – и опять отскочит… А я прямо за горло хватаю – шабаш!

Еще пуще задумался медведь. Видит, что волк ему правду?матку режет, а отпустить его все еще опасается: сейчас он опять за разбойные дела примется.

– Раскайся, волк! – говорит.

– Не в чем мне, ваше степенство, каяться. Никто своей жизни не ворог, и я в том числе; так в чем же тут моя вина?

– Да ты хоть пообещай!

– И обещать, ваше степенство, не могу. Вот лиса – та вам что хотите обещает, а я – не могу.

Что делать? Подумал, подумал медведь, да наконец и решил.

И отпустил волка на все четыре стороны.

Освободился волк из медвежьих лап и сейчас опять за старое ремесло принялся. Стонет от него лес, да и шабаш. Повадился в одну и ту же деревню; в две, в три ночи целое стадо зря перерезал – и ништо ему. Заляжет с сытым брюхом в болоте, потягивается да глаза жмурит. Даже на медведя, своего благодетеля, войной пошел, да тот, по счастию, вовремя спохватился да только лапой ему издали погрозил.

Долго ли, коротко ли он так буйствовал, однако и к нему наконец старость пришла. Силы убавились, проворство пропало, да вдобавок мужичок ему спинной хребет поленом перешиб; хоть и отлежался он, а все?таки уж на прежнего удальца?живореза не похож стал. Кинется вдогонку за зайцем – а ног?то уж нет. Подойдет к лесной опушке, овечку из стада попробует унести – а собаки так и скачут?заливаются. Подожмет он хвост да и бежит с пустом.

– Никак, я уж и собак бояться стал? – спрашивает он себя.

Воротится в логово и начнет выть. Сова в лесу рыдает, да он в болоте воет – страсти господни, какой поднимется в деревне переполох!

Только промыслил он однажды ягненочка и волочет его за шиворот в лес. А ягненочек?то самый еще несмысленочек был: волочет его волк, а он не понимает. Только одно твердит: «Что такое? что такое. »

– А я вот покажу тебе, что такое… мммерррзавец! – остервенился волк.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал