Что высмеивается в рассказе чехова пересолил

«Осколки» – это журнал, в котором опубликовал свой рассказ Чехов. «Пересолил», таким образом, относится к раннему периоду творчества писателя, полностью соотносясь по проблематике и поэтике с другими произведениями, написанными на этом этапе («Толстый и тонкий», «Хамелеон»).

Содержание

Начало

Рассказ Чехова «Пересолил» имеет чрезвычайно простой сюжет. Однажды Глебу Смирнову, землемеру, для межевания необходимо было приехать к генералу Хохотову. На станции с очень говорящим названием «Гнилушки» он пытается отыскать возницу. Помочь ему доехать до генерала соглашается мужик Клим. Глебу не нравится ехать в телеге («Не разберешь, где зад, где перед. », – недовольно отмечает он). Но делать нечего, худо-бедно тронулись. И тут в душе героя, который наблюдал за бесконечной равниной – по ней, кажется, можно к черту на кулички добраться – начала зарождаться тревога.

Смешное недоразумение

Незамысловатости сюжета полностью отвечает такая же простая композиция рассказа. Так, повествование ведется в хронологическом порядке. Кульминация рассказа – бегство Клима – снимает напряжение в душе персонажей, заставляя доверять друг другу.

Тема рассказа «Пересолил» Чехова

Пусть читателя не вводит в заблуждение очень простой сюжет этого произведения, даже таким несколько нелепым приключением Глеба Смирнова мастер малой прозы мог сказать многое. Итак, какова тема рассказа «Пересолил» Чехова? Прежде всего, это изображение (и осуждение в комической форме) того, как социальная принадлежность, внешний облик человека может затемнять его внутреннее, подлинное содержание.

Обратимся к тексту.

С другой стороны, почему Клим так легко верит фантазиям Смирнова о револьвере и вооруженных товарищах? Для возницы главный герой – это, прежде всего, житель города, существо неведомое, а значит таящее опасность. Эти страхи оказываются настолько сильными, что возница даже бросает на произвол судьбы свое нехитрое имущество – лошадь. И только пережитое происшествие заставило героев увидеть друг в друге людей, способных к сочувствию.

Страх Клима имеет под собой социально обусловленное основание. У него рабское мышление, которое формировалось веками крепостным правом. Это обрекло людей, подобных вознице, на ощущение собственного полного бесправия, которое даже заставляет поверить, что у попутчика есть револьвер, и он им не преминет воспользоваться. А надежд на справедливость высших инстанций и вовсе нет. По сути, образ Клима – сборный, типичен для России тех времен. Лень и нерасторопность – вот, пожалуй, отрицательные черты Клима, который делает все «на авось». «Доедем!» – с полной беспечностью говорит он, когда Глеба начинает трясти на ужасной дороге.

Оценка окружающей жизни

Рассказ Чехова «Пересолил» касается осмеяния не только конкретных человеческих недостатков. Его проблематика захватывает и осуждение окружающей мещанской, бездуховной жизни, причем всего лишь несколькими короткими фразами. Так, в упомянутой Гнилушке за сто верст не сыщешь путевую собаку. Зевающий лениво жандарм, угрюмый Клим, одетый в рваную сермягу и лапти (похоже, тоже не лучшего состояния), неудобная телега, тощая кобылка. Все это удивительно точно передает беспросветность и мрачность здешней жизни, которая сопоставима с остальными «городами N». Неудивительно, что на такой «благоприятной» почве растут трусость и ужасающее недоверие к другому человеку.

Стилевые особенности

Первая стилевая особенность произведения Антона Павловича – крайняя простота изложения материала. Рассказ «Пересолил» Чехов начинает без длительных вступлений, размышлений автора или пейзажных зарисовок. Напротив, сразу приступает к поискам землемера возницы. Проза Антона Павловича также подчеркнуто беспристрастна, автор только фиксирует происходящее, а вывод должны сделать сами читатели.

Исследователи также отмечают, что свой рассказ Чехов «пересолил» разнообразными деталями, которые гораздо красноречивей прямых авторских оценок. К таким деталям относятся упомянутая уже телега, одежда Клима, «говорящее» название. Последняя особенность в качестве средства комического часто встречается в ранних юмористических новеллах Антона Павловича. Вспомним хотя бы чиновника Червякова из «Смерти чиновника» или Очумелова из «Хамелеона». Смешные фамилии позволяют писателю дать непрямую характеристику своим героям, обратить внимание читателя на их недостатки.

Средства комического

Другое средство комического – новеллистически неожиданный финал: после бегства возницы и двухчасового бесплодного ожидания Смирнов почти ласково («голубчик» и т. д.) уговаривает Клима вернуться. Это также заставляет читателя волей-неволей рассмеяться.

Особенности жанра

Жанровую природу рассказа «Пересолил» определить достаточно непросто – равно как и всей малой прозы Чехова, созданной в 80-х годах. Ю. Тюпа предлагает говорить об анекдоте как о доминирующем жанре в творчестве Антона Павловича. Напротив, А. П. Чудаков обозначает ранние произведения писателя как комические новеллы. В подтверждение своих слов исследователь называет ряд особенностей поэтики малой прозы писателя, включая двойную композицию, несоответствующий ожиданиям финал (согласитесь, что сцена примирения Клима и Смирнова никак не вяжется с мрачными предчувствиями землемера вначале). Кроме того, литературоведы склонны определять малую прозу Чехова как юморески, сцены и рассказы. Последнее жанровое обозначение употребляется и в данной статье.

Рассказ «Пересолил» Чехов создавал как юмористическую прозу, а значит смех в ней мягкий, доброжелательный. Ему далеко до едкого сарказма и тем более гротеска. В то же время в произведении заметны сатирические краски, когда дело касается конкретных недостатков в личности или несовершенном обществе. Но, как утверждал сам писатель, человек станет лучше только тогда, когда вы укажете, каков он есть сейчас.

Источник

Анализ рассказа Чехова Пересолил

Антон Павлович Чехов стал автором большого количества произведений, которые посвящены юмористической тематике, причём на серьёзные вещи и реальные события. Далеко не каждый осмелится писать своё мнение, а уж тем более высмеивать нынешнюю реальность. Это человек сильный и смелый, очень умный.

Сюжет

В центре истории Глеб Смирнов, который направляется в провинциальное село. На пути он встречает здорового, угрюмого и грубоватого крестьянина Клима, который довезёт до нужного места. Путь оказывается не близким. Наступают сумерки, что пугает Смирного: эта пустынная, глухая земля и незнакомый человек рядом. А может Клим разбойник или убийца? Тут они сворачивают в тёмный лес. Смирнов достаёт револьвер чтобы хоть как-то себя обезопасить на всякий случай. Далее главный герой просит ехать по медленнее, ибо вот вот к ним должны присоединиться друзья Глеба. Когда Клим видит, что у попутчика есть целых револьвера, он пугается и убегает в дремучий лес. Смирнов тоже пугается того, что остался один, а ещё понимает что немного переборщил с самообороной. Тогда приходится идти и искать Клима. Через два часа знакомые встречаются и далее следуют по намеченному пути.

Жанр

Данное произведение написано в жанре юмористический рассказ. Чехов был большим юмористом и любил этот жанр.

Главные герои

Глеб Гаврилович Смирнов- крайне пугливый, мнительный, скупой. Он боялся только за свои материальные ценности, по этой причине он пугает крестьянина. Это похоже на комедию в нескольких действий.

Главная мысль

Смысл заключается в том, что люди думаю друг о друге одинаково и даже скучно.Это звучит иронично, но Ким и Смирнов боятся друг друга. Они судят по внешности. Автор это и хотел донести до читателя. Донести то, что по внешности нельзя судить человека, так же как и по происхождению. Это социальное разделение совершенно бессмысленно. Люди могут быть как отрицательными так и положительными героями, но от этого не зависит каким родился человек. Люди, чьё сословие выше крестьянского с большим презрением, а также опаской,смотрят на народ как будто они все родились мошенниками, да убийцами. Эти стереотипы пора менять. Главный герой должен был узнать лучше Кима, а уже потом руководствоваться ложными доводами.

Читайте также:  Сообщение о моей любимой сказке 5 класс

Вывод

Иногда хвастовство не доводит до хорошего. Человек должен осознавать грань дозволенного. Всё равно вся правда откроется со временем. Ничего не утаишь и тогда придётся отвечать за свои поступки.

Здесь Чехов, как всегда высмеивает человеческие пороки: всё начинается с трусости, а заканчивается глупостью. Люди слишком сильно придают значения некоторым бездарным вещам. Смирнов повёл себя глупо, некрасиво, необразованно, да и Ким не лучше, тоже испугался и убежал. Надо менять мир к лучшему.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Пересолил

Популярные сегодня темы

Листницкий – один из персонажей романа Шолохова « Тихий Дон». Он дворянского происхождения, помещик. Имение, которым он обладал, называлось Ягодное, и было расположено не очень далеко от татарской столицы.

Здоровье – это то, что необходимо ценить и к чему следует относиться бережно. Так как оно одно, многое можно купить за деньги, но не здоровье.

В романе Ивана Гончарова «Обломов» особое место отведено теме любви, которая раскрывается в женских образах – образах Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» описывается жизнь молодого офицера Печорина. Образ Печорина олицетворяет собой особенности молодого поколения, жившего в 30-х годах 19 века.

Источник

Конспект урока литературы на тему «Высмеивание страха и трусости в рассказе А.П.Чехова «Пересолил» (5 класс)

специалист в области арт-терапии

Высмеивание страха и трусости в рассказе А.П.Чехова «Пересолил»

1) выявление абсурдности ситуации, в которой герои рассказа оказались по своей собственной вине, приемов создания комического эффекта в произведении, особенностей ранних юмористических рассказов;
2) формирование навыков исследовательской работы с текстом, самостоятельной работы;

3) воспитание неприятия трусости.

ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал

Что высмеивает писатель в своих рассказах? Как он это делает?

У страха глаза велики (пословица)

I . Организационный момент

Приветствие, запись числа и темы урока в тетрадь

-А чему вы бы хотели научиться у писателя?

(рассказывать весело и интересно)

— Что нам надо сделать, что научиться рассказывать весело?

(поработать с текстом, посмотреть, благодаря чему рассказы Чехова такие смешные)

— О чём может идти речь в рассказе под названием «Пересолил»?

-Ребята, внимательно послушайте рассказ и скажите, подтвердилось ли ваше предположение о теме.

-Совпало ли содержание произведения с возникшими в связи с его названием читательскими ожиданиями?

-Было ли вам смешно? Это состояние сохранилось у вас до конца или сменилось другим?

IV . Беседа с классом

Цель познания: Что высмеивает писатель в своих рассказах? Как он это делает?

Чтобы нам лучше понять содержание произведения, давайте объясним некоторые слова.

землемер, межевание, возница, жандарм, верста.

Землемер (также землеустроитель) — техник или инженер, снимающий планы земельных угодий.

Межева́ние (землемерие) — способ определения границ земельного участка в горизонтальной плоскости.

Итак, теперь мы готовы к тому, чтобы проникнуть в мастерскую великого писателя и попытаться приоткрыть тайну его творчества.

-Какие события соответствуют вступлению, завязке, развитию действия, кульминации, развязке? Давайте заполним таблицу.

Описание «лошаденки», отъезд со станции, описание дороги. Страх перед возницей, вранье землемера

Бегство Клима. Переживания оставленного в одиночестве землемера

Особенностью ранних юмористических рассказов А.П. Чехова является начало, дающее быструю исходную ситуацию в сочетании с минимальной внешней характеристикой лица.

— Какая из частей рассказа является самой большой по объему? Почему?

(Более всех та часть, где землемер Смирнов едет в усадьбу. Вранье приобретает невероятные размеры. В данной части в большей степени проявляются характеры героев).

— Найдите в рассказе описания процесса троганья телеги с места. Чем они различаются?

(Если первый раз тряска и черепашья езда вызвали у героя чувство тревоги и недоверия, то теперь «дорога и Клим ему уже не казались опасными»)

Особенностью композиции ранних рассказов Чехова является ступенчатое движение, то есть постепенный и последовательный переход от исходной ситуации к финальной, противоположной ей по содержанию.

-На каком эпизоде мог бы закончиться рассказ «Пересолил»?

(На эпизоде бегства возницы)

Для ранних рассказов Чехова характерна двойная развязка: действие рассказа продолжается после бегства возницы, и землемер, только что отчаянно трусивший рядом со здоровенным мужиком, ведет себя уже по-другому, и мы слышим его слова: «Климушка! Голубчик!», «Сделай милость, поедем!»

-Так в каком же значении употреблено слово «пересолил»? каков смысл названия рассказа?

( Землемер перестарался: возница чуть не умер от страха)

Обращение к учебнику с. 320

Исключительную роль в рассказах Чехова играют отдельные детали, несущие сюжетную, композиционную, психологическую функцию.

Обращение к учебнику. Знакомство со словарной статьей «деталь» с 320

Исследовательская работа с текстом

-Выпишите имена героев рассказа, детали, характеризующие внешность героя и особенности их поведения.

В ранних рассказах Чехова звучит типичный для комической новеллы мотив несоответствия, «неоправдавшегося ожидания».

-Каков характер несоответствия? Приведите примеры, используя материалы таблицы и всего текста.

(Несоответствие внешности и сущности. Прежде всего фамилии, использованные Чеховым (землемер Смирнов, генерал Хохотов), названия станции Гнилушки и деревни Девкино.

Несоответствия, связанные с возницей. Во-первых, у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами. Во-вторых, казалось бы, богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал к чаще и заголосил: “Караул! Караул!”

На смешном несоответствии строится и сюжет рассказа: обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.)

Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Однако в рассказе «Пересолил» пейзаж есть.

» Когда телега выехала со станции, были сумерки. Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю. Поедешь по ней, так, наверно, заедешь к черту на кулички. На горизонте, где она исчезала и сливалась с небом, лениво догорала холодная, осенняя заря. Налево от дороги в темнеющем воздухе высились какие-то бугры, не то прошлогодние стоги, не то деревня. Что было впереди, землемер не видел, ибо с этой стороны все поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы. Было тихо, но холодно, морозно. «Какая, однако, здесь глушь! — думал землемер, стараясь прикрыть свои уши воротником от шинели.— Ни кола, ни двора. Не ровен час — нападут и ограбят, так никто и не узнает, хоть из пушек пали. Да и возница ненадежный. Ишь, какая спинища! Этакое дитя природы пальцем тронет, так душа вон! И морда у него зверская, подозрительная». «

(Мрачные картины природы вначале рождают у землемера чувство недоверия и страха, а в финале кажутся совсем неопасными).

Давайте проведем языковой эксперимент: заменим пейзаж на противоположный. Что получится?

“ Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать… Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте… уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря… Кругом пели птицы, было тепло, солнечно”.

Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа?

(Не только изменилось бы настроение землемера, но и самого рассказа не было бы: герой бы не испугался, что его ограбят, не стал бы врать, возница бы не убежал — исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно сориентироваться в сложившихся обстоятельствах)

На первый взгляд основной формой речи в рассказе является диалог. Так ли это на самом деле? Как вы можете это объяснить? Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью?

(Впечатление, что основной формой речи в рассказе является диалог, обманчиво. Большую часть объёма текста занимают монологи землемера, который, испугавшись сам, старается запугать и возницу, поэтому всё время говорит и говорит. Речь героя условно можно разделить на две части: это собственно враньё и прямое обращение к вознице. Чаще других знаков препинания конца предложения в этих монологах Чеховым используется многоточие. Роль этого знака в обеих частях речи землемера неодинакова)

Читайте также:  Составить описательный рассказ о матрешке по плану

Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера : “Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!” или “Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат… На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…” И повторы здесь играют другую роль, показывая, как землемер от страха даже заикается.

Что высмеивает писатель в своем рассказе? Как он это делает?

(Чехов высмеивает пороки человека. В рассказе «Пересолил» это трусость и страх. Чехов использует прием несоответствия и «неоправдавшегося ожидания». Особую роль играют отдельные детали, несущие сюжетную, композиционную и психологическую функцию)

V . Объяснение домашнего задания

1) Выписать из учебника словарные статьи «Юмор», «Деталь» с 320

2) Прочитать рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник»

3) Объясните, как вы понимаете смысл эпиграфа «У страха глаза велики»? Как он соотносится с нашим уроком? ( 5 предложений)

VI . Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок

Источник

Чехов, Анализ произведения Пересолил, План

Начало

Рассказ Чехова «Пересолил» имеет чрезвычайно простой сюжет. Однажды Глебу Смирнову, землемеру, для межевания необходимо было приехать к генералу Хохотову. На станции с очень говорящим названием «Гнилушки» он пытается отыскать возницу. Помочь ему доехать до генерала соглашается мужик Клим. Глебу не нравится ехать в телеге («Не разберешь, где зад, где перед…», – недовольно отмечает он). Но делать нечего, худо-бедно тронулись. И тут в душе героя, который наблюдал за бесконечной равниной – по ней, кажется, можно к черту на кулички добраться – начала зарождаться тревога…

“Пересолил” – рассказ (Чехов). “Пересолил”: краткое содержание, анализ

«Осколки» – это журнал, в котором опубликовал свой рассказ Чехов. «Пересолил», таким образом, относится к раннему периоду творчества писателя, полностью соотносясь по проблематике и поэтике с другими произведениями, написанными на этом этапе («Толстый и тонкий», «Хамелеон»).

Начало

Рассказ Чехова «Пересолил» имеет чрезвычайно простой сюжет. Однажды Глебу Смирнову, землемеру, для межевания необходимо было приехать к генералу Хохотову. На станции с очень говорящим названием «Гнилушки» он пытается отыскать возницу. Помочь ему доехать до генерала соглашается мужик Клим. Глебу не нравится ехать в телеге («Не разберешь, где зад, где перед. », – недовольно отмечает он). Но делать нечего, худо-бедно тронулись. И тут в душе героя, который наблюдал за бесконечной равниной – по ней, кажется, можно к черту на кулички добраться – начала зарождаться тревога.

Смешное недоразумение

Незамысловатости сюжета полностью отвечает такая же простая композиция рассказа. Так, повествование ведется в хронологическом порядке. Кульминация рассказа – бегство Клима – снимает напряжение в душе персонажей, заставляя доверять друг другу.

Тема рассказа «Пересолил» Чехова

Пусть читателя не вводит в заблуждение очень простой сюжет этого произведения, даже таким несколько нелепым приключением Глеба Смирнова мастер малой прозы мог сказать многое. Итак, какова тема рассказа «Пересолил» Чехова? Прежде всего, это изображение (и осуждение в комической форме) того, как социальная принадлежность, внешний облик человека может затемнять его внутреннее, подлинное содержание.

Обратимся к тексту.

Рассмотрим еще раз то, что написал Чехов, – «Пересолил». Анализ рассказа показывает, что страх у Глеба возникает, по сути, из-за штампов – конечно, необразованный человек, занимающий должность возницы, обязан быть хладнокровным убийцей или, по крайней мере, воришкой.

С другой стороны, почему Клим так легко верит фантазиям Смирнова о револьвере и вооруженных товарищах? Для возницы главный герой – это, прежде всего, житель города, существо неведомое, а значит таящее опасность. Эти страхи оказываются настолько сильными, что возница даже бросает на произвол судьбы свое нехитрое имущество – лошадь. И только пережитое происшествие заставило героев увидеть друг в друге людей, способных к сочувствию.

Страх Клима имеет под собой социально обусловленное основание. У него рабское мышление, которое формировалось веками крепостным правом. Это обрекло людей, подобных вознице, на ощущение собственного полного бесправия, которое даже заставляет поверить, что у попутчика есть револьвер, и он им не преминет воспользоваться. А надежд на справедливость высших инстанций и вовсе нет. По сути, образ Клима – сборный, типичен для России тех времен. Лень и нерасторопность – вот, пожалуй, отрицательные черты Клима, который делает все «на авось». «Доедем!» – с полной беспечностью говорит он, когда Глеба начинает трясти на ужасной дороге.

Смешное недоразумение

Незамысловатости сюжета полностью отвечает такая же простая композиция рассказа. Так, повествование ведется в хронологическом порядке. Кульминация рассказа – бегство Клима – снимает напряжение в душе персонажей, заставляя доверять друг другу.

Очень краткий пересказ

Глеб Гаврилович должен добраться с железнодорожной станции до некой усадьбы. Однако расстояние слишком велико, пешим ходом не дойти. Смирнов нанимает крестьянина Клима отвезти его в усадьбу. Дорога проходит по пустынным местам, а день клонится к вечеру. В сердце Смирнова вкрадываются подозрения насчет намерений возницы.

Чтобы тот и не думал его грабить, Глеб Гаврилович пускается во все тяжкие, рассказывая, что у него якобы есть револьверы, а еще он недавно уложил трех бандитов и тому подобное. Когда же пассажир намекнул, что к нему должны присоединиться четыре товарища – тоже вооруженные, перепуганный крестьянин бросил вожжи и удрал в лес. Пришлось Смирнову два часа кликать своего возницу, уверять, что он «пересолил» и просить вернуться. В конце концов, крестьянин вернулся, и оба они продолжили путь.

Обратимся к тексту…

Рассмотрим еще раз то, что написал Чехов, — «Пересолил». Анализ рассказа показывает, что страх у Глеба возникает, по сути, из-за штампов – конечно, необразованный человек, занимающий должность возницы, обязан быть хладнокровным убийцей или, по крайней мере, воришкой.

С другой стороны, почему Клим так легко верит фантазиям Смирнова о револьвере и вооруженных товарищах? Для возницы главный герой – это, прежде всего, житель города, существо неведомое, а значит таящее опасность. Эти страхи оказываются настолько сильными, что возница даже бросает на произвол судьбы свое нехитрое имущество – лошадь. И только пережитое происшествие заставило героев увидеть друг в друге людей, способных к сочувствию.

Страх Клима имеет под собой социально обусловленное основание. У него рабское мышление, которое формировалось веками крепостным правом. Это обрекло людей, подобных вознице, на ощущение собственного полного бесправия, которое даже заставляет поверить, что у попутчика есть револьвер, и он им не преминет воспользоваться. А надежд на справедливость высших инстанций и вовсе нет. По сути, образ Клима – сборный, типичен для России тех времен. Лень и нерасторопность – вот, пожалуй, отрицательные черты Клима, который делает все «на авось». «Доедем!» – с полной беспечностью говорит он, когда Глеба начинает трясти на ужасной дороге.

Основная идея

В юмористическом рассказе скрывается вековая проблема: наши предрассудки и мысли управляют нами быстрее, чем мы успеваем думать в другом направлении. Мозг воспринимает только внешнюю картинку. Принято считать, что деревенские мужики – воры, которые постоянно хотят ограбить городских жителей. Вот и Глеб не стал вникать, а просто пошел за толпой. А Клим испугался горожанина, потому что подумал, что его за что-то накажут. Это привычка заложена поколениями. Таков смысл рассказа «Пересолил».

Оценка окружающей жизни

Рассказ Чехова «Пересолил» касается осмеяния не только конкретных человеческих недостатков. Его проблематика захватывает и осуждение окружающей мещанской, бездуховной жизни, причем всего лишь несколькими короткими фразами. Так, в упомянутой Гнилушке за сто верст не сыщешь путевую собаку. Зевающий лениво жандарм, угрюмый Клим, одетый в рваную сермягу и лапти (похоже, тоже не лучшего состояния), неудобная телега, тощая кобылка… Все это удивительно точно передает беспросветность и мрачность здешней жизни, которая сопоставима с остальными «городами N». Неудивительно, что на такой «благоприятной» почве растут трусость и ужасающее недоверие к другому человеку.

Читайте также:  Кто автор рассказа станционный смотритель

Чехов «Пересолил» очень краткое содержание

Вариант для читательского дневника.

Трусливый землемер подозревает, что нанятый им возница — разбойник, начинает врать, чтобы уберечься от нападения, сильно пугает мужика, тот убегает в лес и возвращается нескоро.

Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приезжает на станцию. До усадьбы, куда он направляется, ему остаётся 30–40 вёрст. После продолжительных поисков землемер находит Клима, «здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу и лапти». Он соглашается доставить землемера, куда тому требуется.

Спутники долго трясутся на ветхой телеге, которую тащит жалкая лошадёнка. Темнеет. Трусливого землемера начинают одолевать сомнения: уж не разбойник ли его возница. Телега сворачивает в лес. Землемер пугается ещё сильней и начинает хвастаться невероятной силой, револьверами, и рассказывать истории о своих сражениях с бандитами.

Заехав в лес, Глеб Гаврилович просит не гнать так лошадей — его догоняют товарищи с револьверами, а вместе ехать веселее. Он делает вид, что хочет показать вознице несуществующие револьверы, и начинает рыться по карманам. Клим пугается и бросается в лес. Около двух часов Смирнов зовёт испуганного мужика, сильно замерзает и понимает, что от страха сильно «пересолил» с хвастовством.

Наконец перепуганный крестьянин возвращается. Смирнов признаётся ему в своей трусости, раскрывает обман, после чего они продолжают путь. Больше землемеру Клим опасным не кажется.

Это интересно: Рассказ Антона Павловича Чехова «Налим» повествует смешную историю о том, как мужики рыбу налима ловили. Все герои суетятся вокруг укрывшегося под корягой налима. Но рыба просто не достанется. Интересно и увлекательно описана внешность и диалоги героев. Чехов настолько точно передаёт характер каждого, что кажется, что стоишь на берегу и наблюдаешь.

Стилевые особенности

Первая стилевая особенность произведения Антона Павловича – крайняя простота изложения материала. Рассказ «Пересолил» Чехов начинает без длительных вступлений, размышлений автора или пейзажных зарисовок. Напротив, сразу приступает к поискам землемера возницы. Проза Антона Павловича также подчеркнуто беспристрастна, автор только фиксирует происходящее, а вывод должны сделать сами читатели.

Исследователи также отмечают, что свой рассказ Чехов «пересолил» разнообразными деталями, которые гораздо красноречивей прямых авторских оценок. К таким деталям относятся упомянутая уже телега, одежда Клима, «говорящее» название. Последняя особенность в качестве средства комического часто встречается в ранних юмористических новеллах Антона Павловича. Вспомним хотя бы чиновника Червякова из «Смерти чиновника» или Очумелова из «Хамелеона». Смешные фамилии позволяют писателю дать непрямую характеристику своим героям, обратить внимание читателя на их недостатки.

«Пересолил», анализ рассказа Чехова

Написанный в 1885 году (и тогда же опубликованный в журнале «Осколки») рассказ «Пересолил» относится к ранним юмористическим рассказам А. Чехова и содержит характерные для них черты: анекдотическую краткость и неожиданные повороты сюжета, точность характеристик героев, яркость «фоновых» деталей. Единственная сюжетная линия проста: землемер Смирнов нанимает местного мужика Клима, чтобы доехать от станции до нужной ему усадьбы. Смеркается, и 30 верст по пустынной местности в компании здоровенного детины пугают Смирнова — в ответ на собственный страх он заводит разговор о якобы взятых им с собой пистолетах и урядниках «везде по дороге за кустиками». Последовал совершенно неожиданный результат: до смерти напуганный возница убегает в лес, бросив телегу и лошаденку. Простоте сюжета отвечает незамысловатая композиция: повествование ведется в хронологическом порядке, без каких-либо отступлений. Неожиданная кульминация решительно изменяет расстановку сил: снимается острота переживаний, герои находят общий язык. Такое построение максимально способствует обнажению юмористической коллизии: смешное содержится в самой ситуации, а не в том, как она преподносится. Защищая себя от грозящей ему опасности, Смирнов сначала выдумывает три пистолета, потом историю о своей недюжинной силе, о представителях власти за каждым кустом и, наконец, четырех товарищах, которые вот-вот должны их догнать. Сначала читателю смешон только масштаб вымысла: контраст между тщедушностью землемера и нагнетанием впечатления силы и грозности. Еще более сильный комический эффект вызывает бегство Клима: оказывается, страх Смирнова был совершенно беспочвенным, он внушил его себе сам, защищался от несуществующей опасности и этим создал опасность настоящую. Реалистическая картина российской жизни, созданная несколькими точными штрихами, дает отличный фон для высмеивания человеческого несовершенства. Говорящее название станции Гнилушки (где «за сто верст собаки путевой не сыщешь»), угрюмый рябой мужик, тощая кобылка и «душу выворачивающая тряска» обрисовывают беспросветно мрачную среду: неудивительно, что на этой почве вырастает тотальное недоверие к миру и трусость. Однако проблематика рассказа глубже. В атмосфере взаимного недоверия формируется то искаженное восприятие другого, когда социальная роль и внешность закрывают человеческую личность. Почему пугается Смирнов? Потому что за штампом «дитя природы» с «мордой зверской, подозрительной» (именно так ему увиделся Клим) не может разглядеть равного себе человека: с простыми человеческими проблемами, желаниями и чувствами. Почему пугается Клим? Потому что видит перед собой городского человека при должности — существо малознакомое, непонятное, к тому же вооруженное и, следовательно, опасное. Не только землемер, но и Клим переживает свой ужас: его страх перед чужаком так силен, что он бросает все свое имущество и скрывается в лесу, чтобы спасти хотя бы жизнь. Лишь сполна натерпевшись, герои оказываются способными увидеть друг в друге людей, преодолеть собственную трусость и продолжать путь уже без взаимного страха. В рассказе прослеживается мысль, которая станет одной из любимых для позднего Чехова: внутреннее содержание человеческой личности слишком часто не соответствует ее внешним проявлениям, а люди ленивы и невнимательны друг к другу, потому мыслят штампами, заслоняющими настоящую жизнь. Здесь можно обнаружить все основные черты стиля А. Чехова: простоту изложения, видимое отсутствие оценки повествователя (дает героям возможность самостоятельно раскрыть свои характеры), точность деталей, меткое и емкое название, которое ярко описывает то, что произошло в произведении.

Похожие статьи:

Анализ стихотворений Бодлера → «Соответствия», анализ произведения Бодлера

Анализ произведений Бунина → «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина

Анализ произведений Бунина → «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина

Анализ произведений Бунина → «Ворон», анализ рассказа Бунина

Анализ произведений Брехта → Мамаша Кураж и ее дети, анализ

Средства комического

Любой юмористический рассказ Чехов («Пересолил» — произведение из того же ряда) насыщает различными средствами комического. К ним относится, например, несовпадение внешнего вида главного героя и его состояния. Так, Смирнов во время поездки пытается храбриться, даже пугать Клима. Хотя время от времени трусость землемера иногда давала о себе знать: когда возница повернул в лес, землемер закричал не своим голосом. А ведь, по словам землемера, для обеспечения безопасности на каждом шагу урядники и сотские «понатыканы»!

Другое средство комического – новеллистически неожиданный финал: после бегства возницы и двухчасового бесплодного ожидания Смирнов почти ласково («голубчик» и т. д.) уговаривает Клима вернуться. Это также заставляет читателя волей-неволей рассмеяться.

Очень краткое содержание (в двух словах)

Особенности жанра

Жанровую природу рассказа «Пересолил» определить достаточно непросто – равно как и всей малой прозы Чехова, созданной в 80-х годах. Ю. Тюпа предлагает говорить об анекдоте как о доминирующем жанре в творчестве Антона Павловича. Напротив, А. П. Чудаков обозначает ранние произведения писателя как комические новеллы. В подтверждение своих слов исследователь называет ряд особенностей поэтики малой прозы писателя, включая двойную композицию, несоответствующий ожиданиям финал (согласитесь, что сцена примирения Клима и Смирнова никак не вяжется с мрачными предчувствиями землемера вначале). Кроме того, литературоведы склонны определять малую прозу Чехова как юморески, сцены и рассказы. Последнее жанровое обозначение употребляется и в данной статье.

Рассказ «Пересолил» Чехов создавал как юмористическую прозу, а значит смех в ней мягкий, доброжелательный. Ему далеко до едкого сарказма и тем более гротеска. В то же время в произведении заметны сатирические краски, когда дело касается конкретных недостатков в личности или несовершенном обществе. Но, как утверждал сам писатель, человек станет лучше только тогда, когда вы укажете, каков он есть сейчас.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал