Что высмеивается в басне свинья под дубом

Содержание

Анализ и мораль басни Свинья под дубом Крылова

Ограниченность взглядов является довольно распространенным пороком общества и отдельных людей. Как правило, даже современные люди, которые обладают образованием и, казалось бы, более-менее развитой культурой мысли, не могут увязать причины и следствия, понять зависимость одного от другого.

В басне Свинья под дубом рассказывается о свинье, которая кушает желуди под дубом. Ненасытное животное в поисках желудей начинает не просто рыскать, но и рыть корни у дуба в надежде отыскать там немного пищи. Дуб, наблюдая за этим действом, обращает внимание свиньи на элементарный факт: именно он является источником желудей и если свинья подроет корни, то и желудей не останется.

Такое поведение является распространенным, хотя не всегда люди могут признать этот факт. Например, отношение к природе у людей порой довольно странное. Люди используют природные ресурсы, пользуются разнообразными благами, но при этом безмерно вредят планете.

Суть заключается в простом факте: на самом деле природа дает все эти блага и если пользоваться природой безраздумно, то ничего не останется. Тем не менее, человечество в каком-то смысле подобно ненасытной свинье, которая подрывает корни у дуба, с которого кормится. Поэтому басня, хотя и не нова, по-прежнему остается актуальной.

Крылов рассматривает различные негативные качества, такие как: ограниченность взглядов, то есть невежество; забота только о собственном благе и удовольствии, пренебрежение другими; отсутствие понимания взаимосвязи между причинами и следствиями. Довольно интересным тут является факт анатомии свиней, который следует здесь отметить. На самом деле свиньи физиологически не могут поднять голову, они на протяжении всего своего существования могут вообще не видеть небо, в связи с собственной физиологией.

Этот факт вполне может быть метафорой существования невежественного человека. Такой человек подобно свинье смотрит только перед собой, только вниз, он увлечен своими элементарными интересами и более ничем. Такой человек не видит «неба» и даже не может понять откуда появляются «желуди», которые его питают.

Мораль

Басня учит читателей разумнее относиться к собственным действия и поведению. Иногда мы не представляем откуда исходят получаемые блага и действуем безрассудно. При этом безрассудное поведение может повредить вообще всем, не только нашей персоне, но и окружающим.

Анализ 2

Произведение представляет собой форму небольшого иронического рассказа, называемую басней, которая раскрывает насущные общественные проблемы посредством изображения образов животных и птиц, а также завершается авторским высказыванием в форме морали басни.

Действующими персонажами басни являются Свинья и Ворон, представленные поэтом в образе двух противоположных характеров, выступающих в роли порока и добродетели.

Интересная сюжетная линия произведения повествует об одном из эпизодов жизни Свиньи, которая, обнаружив растущий ветвистый дуб с большим количеством созревших желудей, вдоль утоляет ими свой неуемный аппетит, а после короткого отдыха в виде сна принимается за рытье подкорневой системы дуба в поисках новых желудей.

Сидевший на ветке дуба умный и здравомыслящий Ворон делает Свинье замечание о ее недальновидных действиях, которые впоследствии приведут к гибели дерева, поскольку вырытые корни окажутся засушенными.

Однако Свинья, отличающаяся наглостью, упрямством, бескультурьем, невежеством и необразованностью, не желает слушать птичьих наставлений, поскольку ее не интересует дальнейшая судьба дуба, а нужны только желуди, не понимая, что под засохшим дубом пищи уже не будет.

Посредством применения в басне «Свинья под дубом» художественного приема в виде иносказательной аллегории писатель демонстрирует в виде морали басни безразличных невежд, не принимающих научные и просветительские труды, при этом пользующихся их результатами в повседневной жизни, не испытывая чувства благодарности.

Шутливая манера повествования и изображения образов персонажей, выполненная эзоповым языком, отражает авторский замысел, заключающийся в изобличении общественных пороков в виде эгоизма, примитивного мышления, невежества, скудоумия, отсутствия надлежащего воспитания, способных причинить непоправимый вред своими недальновидными действиями.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ и мораль басни Свинья под дубом

Популярные сегодня темы

В свое время Максим Горький (он же Алексей Максимович Пешков) создал прекрасное произведение «Макар Чудра», которое стало его первым творением вышедшим печатью. Рассказ о молодом парнишке

Огромной частью жизни каждого человека является школа. Здесь мы проводим 9-11 лет своей жизни. Здесь находим первых друзей, верных помощников в лице учителей, познаём первые влюбленности и испытываем первые трудности с учёбой

В силу определенных денежных обстоятельств, Достоевский принял решение заключить соглашение с издательством, согласно которому, роман «Игрок» должен был быть написанным за рекордно короткие сроки.

Рассказ «Калиныч и Хорь» из цикла «Записки Охотника», в нем повествуется от лица охотника-автора который рассказывает свои наблюдения о быте и нраве жителей глубинки.

История ведется от первого лица. Этим лицом является главный герой – петербургский мечтатель и романтик. Он рассказывает читателям о событиях, которые произошли с ним пятнадцать лет тому назад.

Источник

Содержание, анализ и мораль басни Крылова «Свинья под Дубом»

Дети учат в школе басни, которые позволяют им отличать правду ото лжи, добро от зла. На уроках литературы учителя задают эти произведения учить наизусть, затем с учениками разбирают их план и содержание в классе. Анализ и мораль басни Крылова «Свинья под Дубом» даст возможность ребенку подготовиться к уроку, чтобы написать сочинение и получить отличную оценку.

Мораль произведения

Басня была написана выдающимся баснописцем, писателем, автором, издателем и публицистом И. А. Крыловым. Всего поэт создал 235 поучительных рассказов, которые публиковались в сатирических литературных журналах.

В своих произведениях поэт пытался научить людей не относиться к вещам грубо и ценить все полученные блага. Мораль басни «Свинья под Дубом» своими словами можно сформулировать так:

История создания

Басня была создана в 1823 г. и впервые опубликована в издании «Северная пчела» в 1825 г. В названии можно заметить основное противопоставление произведения. Свинья является символом невежества и жадности, Дуб символизирует мудрость и вечность.

Устами дерева произносится мораль «Свиньи и Дуба»: перед тем как погубить что-то, нужно подумать, не закончатся ли после этого получаемые ресурсы.

Поэт говорит, что люди недальновидны и глупы, не осознают, что необходимо относиться к источникам благ внимательно. Человек иногда не видит, что они скоро закончатся из-за гибели «кормильца».

Тема высмеивания

Басня высмеивает невежество человека. В произведении рассматривается слепая глупость без каких-то возможных проблесков.

Глупец слеп. Это относится и к обезьяне, которую Медведь из басни «Зеркало и Обезьяна» хотел научить смотреть на собственные недостатки, прежде чем унижать остальных, и к Свинье, пытавшейся разрушить Дуб, дающий ей плоды. В этом случае рассматривается только одно качество, но в различных его проявлениях.

Во времена писателя людей, отрицавших науку и знания, было немало. Но это еще не самая большая беда. Важней то, чтобы человек не сделал поспешных действий и выводов — таких, что отрицательно скажутся на обществе. Если что-то осуждать, нужно в первую очередь подумать, компетентен ли критик в этой проблеме, на самом ли деле то, что он пытается осудить, является бесполезным.

Читайте также:  Чтение венгерской сказки два жадных медвежонка в средней группе

Чаще всего это не так. Не каждый может думать шире и смотреть на вещи под различными углами. Негативное отношение к познаниям появляется не из-за того, что от науки нет толка, а из-за обычной лени.

Естественно, невежды это не могут признать, а утверждают, что только ученье виновато в их несчастьях. Конечно, вина не в знаниях, а в их отсутствии. Помимо того, если человеку не требуются какие-то блага, не нужно считать, что они не нужны другим людям. Разрушая что-то из-за собственной неприязни, необходимо подумать: «Может быть, не трогать это и оставить в покое? Для меня это бесполезно. Но что, если это смогут использовать остальные люди?».

Описание персонажей

В баснях главных героев, как правило, немного. Несколько персонажей великолепно могут раскрыть смысл и основную идею произведения, которую пытается донести до человека писатель. Характеристика главных персонажей:

Всего три персонажа, но как ярко и с глубоким смыслом у писателя получилось передать свои мысли читателю.

На обычном наглядном примере поэт демонстрирует, что «плоды» науки в определенной степени используют все люди. Только ограниченные невежды не осознают такого очевидного факта. Существует много примеров, когда имеющие власть глупцы были препятствием для развития научного прогресса. Лишь с условием абсолютного искоренения невежества люди смогут успешно продолжить развиваться.

Источник

Тема урока: «Мораль басни «Свинья под дубом», своими словами»

Великий мастер русских басен Иван Андреевич Крылов действительно нашел себя именно на этом поприще. В какой-то момент они его так увлекли, что он уже до конца своих дней не мог от них отказаться. Он стал автором 236 басен, которые собраны в девять сборников. Многие выражения его произведений стали крылатыми. Некоторые свои сюжеты он заимствовал у французского баснописца Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал немало увлекательных сюжетов у древнегреческих баснописцев и поэтов: Эзопа, Федра и Бабрия.

Анализ 2

Произведение представляет собой форму небольшого иронического рассказа, называемую басней, которая раскрывает насущные общественные проблемы посредством изображения образов животных и птиц, а также завершается авторским высказыванием в форме морали басни.

Действующими персонажами басни являются Свинья и Ворон, представленные поэтом в образе двух противоположных характеров, выступающих в роли порока и добродетели.

Интересная сюжетная линия произведения повествует об одном из эпизодов жизни Свиньи, которая, обнаружив растущий ветвистый дуб с большим количеством созревших желудей, вдоль утоляет ими свой неуемный аппетит, а после короткого отдыха в виде сна принимается за рытье подкорневой системы дуба в поисках новых желудей.

Сидевший на ветке дуба умный и здравомыслящий Ворон делает Свинье замечание о ее недальновидных действиях, которые впоследствии приведут к гибели дерева, поскольку вырытые корни окажутся засушенными.

Однако Свинья, отличающаяся наглостью, упрямством, бескультурьем, невежеством и необразованностью, не желает слушать птичьих наставлений, поскольку ее не интересует дальнейшая судьба дуба, а нужны только желуди, не понимая, что под засохшим дубом пищи уже не будет.

Посредством применения в басне «Свинья под дубом» художественного приема в виде иносказательной аллегории писатель демонстрирует в виде морали басни безразличных невежд, не принимающих научные и просветительские труды, при этом пользующихся их результатами в повседневной жизни, не испытывая чувства благодарности.

Шутливая манера повествования и изображения образов персонажей, выполненная эзоповым языком, отражает авторский замысел, заключающийся в изобличении общественных пороков в виде эгоизма, примитивного мышления, невежества, скудоумия, отсутствия надлежащего воспитания, способных причинить непоправимый вред своими недальновидными действиями.

Свинья под Дубом. Басня Ивана Андреевича Крылова.

В этой басне Крылов, с помощью удачно подобранной аллегории описывает такие человеческие пороки, как не умение и нежелание находить причинно-следственную связь. Свинья не хочет понять, что ее пища – желуди, напрямую зависят от Дуба. Опираясь на свое невежество, она подрывает корни Дуба, разрушая свой источник питания. В жизни люди часто ведут себя подобным образом. Именно о них гласит русская поговорка «Не руби сук, на котором сидишь». Сам же Иван Крылов

несколько сужает в концовке мораль басни
“Свинья под дубом”
, призывая нас уважительно относиться к науке и учебе, напоминая, что именно их плодами мы пользуемся.

Интересные факты о свиньях

Пожалуй, у свиней самая плохая репутация среди животных – мы уже привыкли ассоциировать с ними неряшливых, нечистоплотных и прожорливых человеческих существ. Однако на самом деле удивительные особенности этих животных никак не ограничиваются вышеперечисленными вещами.

✰ Ближайший родственник одомашненной хрюшки – дикий кабан. Сегодня его можно встретить в лесах Европы и Азии, но эта встреча вряд ли будет приятной для человека: кабан очень агрессивное животное и может нанести смертельные травмы не только охотнику, но и просто случайному прохожему. В Африке кабаны исчезли, так как были полностью истреблены. Зато они успешно прижились на американских материках, куда были завезены европейцами.

✰ Дикие свиньи играют важную роль в управлении экосистемой и сохранении биоразнообразия. Помимо того, что они взрыхляют почву в поисках корений, они распространяют семена плодовых деревьев и кустарников.

✰ Один из подвигов мифического Геракла был посвящен ловле Псофиды – огромной и злобной дикой свиньи.

✰ С человеком свинья «подружилась» довольно рано – практически сразу же после собаки. Произошло это естественным образом. Дикие кабаны, дабы не утруждать себя поисками пищи, подходили близко к людским селениям и лакомились посевами. Наши предки начали ловить непрошеных гостей, преимущественно молодь, и выращивать их в домашних условиях.

✰ Древние египтяне и китайцы почитали свиней как священных животных. Считалось, что свиньи приносят в дом счастье и достаток. Поэтому и свинину в Древнем Египте и Китае редко: только по большим религиозным праздникам, когда этих животных приносили в жертву. А профессия свиновода – специалиста, работавшего при дворе правителя, – считалась одной из самых уважаемых.

✰ Оказывается, в мире существует целый свиной остров под названием «Сау», который был обнаружен не так давно – в 2009 году. Расположен он в районе Багамских островов. На острове имеется множество источников пресной воды, а удачное его расположение не даёт ему страдать от тропических штормов. Все эти условия являются идеальными для бездельничанья свиней, которые, подобно путникам, скитаются целый день по берегам пляжа.

✰ Свиньи – животные далеко не глупые, а специальное тестирование показало, что по интеллекту они занимают 4-е место после человека, дельфина и обезьяны. Они даже играют в видеоигры лучше многих приматов, управляя джойстиком с помощью своего пятачка.

✰ Удивительно, но кожа свиньи является идеальным материалом для практики нанесения татуировок. Бельгийский художник Вим Дельвуа занимается рисованием тату на свиной коже. Только его действия можно расценить по-разному – и как искусство, и как жестокое обращение с животными…

✰ В Древней Индии слонов использовали в армии, в основном, против конницы. И однажды было замечено, что великаны до ужаса боятся визга свиней. Позже было принято решение выращивать слонят вместе с поросятами, чтобы первые привыкали к визгу последних с рождения.

✰ Вопреки нам и многим представителям животного мира свиньи совсем не боятся змей. Скорее, наоборот: змеи боятся свиней. Домашние животные борются с гадами ползучими очень просто: затаптывают их, а потом с удовольствием поедают. Когда в США в изобилии плодились гремучие змеи, фермеры использовали хрюшек для защиты владений.

✰ Для охоты на диких свиней ранее использовалась порода собак «катахула». Эти собаки и сейчас охраняют фермы и охотятся на кабанов, а в Америке даже проходят соревнования по загону ими свиней.

✰ В том, что традиционные копилки изготавливаются в форме свиньи, «виновато» созвучие двух английских слов. Глину, из которой когда-то делались первые подобные изделия, называли «pygg». Произношение этого слова полностью совпадало с «pig». И со временем изготовители копилок стали мастерить их в форме хрюшек.

Читайте также:  Капишон или капюшон как правильно пишется

✰ Существуют многочисленные рассказы о свиньях, которые спасли жизни людей. Например, свинья по имнеи Pru вытащила своего хозяина из болота, а другая свинья, по кличке Присцилла, спасла тонущего ребенка.

✰ Свинья является последним из 12-ти животных китайского зодиака. Она олицетворяет, удачу, честность, счастье и мужественность.

✰ Новорожденные поросята умеют понимать голоса своих матерей и откликаются на собственные имена, а во время кормления свинья поет своим поросятам.

✰ Свиньи постоянно общаются друг с другом, ученые выявили более 20 вокализаций, которые свиньи используют в разных ситуациях, от ухаживания до жалоб на голод.

✰ Клещи и блохи, как правило, никогда не бывают спутниками свиней, потому что свиная кожа слишком толстая, что бы насекомое ее смогло прокусить.

✰ У взрослой свиньи насчитывается 44 зуба, которые растут постоянно.

Основная мысль

Басня написана в жанре аллегории, основную мысль можно выразить одной фразой или своими словами. Цель написания произведения заключается в следующем:

Не стоит жить только в собственное удовольствие, набивая желудок и не думая о последствиях совершенных действий. Многие из них могут быть по-настоящему губительны из-за обычного невежества.

Описание персонажей

В баснях главных героев, как правило, немного. Несколько персонажей великолепно могут раскрыть смысл и основную идею произведения, которую пытается донести до человека писатель. Характеристика главных персонажей:

Всего три персонажа, но как ярко и с глубоким смыслом у писателя получилось передать свои мысли читателю.

На обычном наглядном примере поэт демонстрирует, что «плоды» науки в определенной степени используют все люди. Только ограниченные невежды не осознают такого очевидного факта. Существует много примеров, когда имеющие власть глупцы были препятствием для развития научного прогресса. Лишь с условием абсолютного искоренения невежества люди смогут успешно продолжить развиваться.

История создания

Басня была создана в 1823 г. и впервые опубликована в издании «Северная пчела» в 1825 г. В названии можно заметить основное противопоставление произведения. Свинья является символом невежества и жадности, Дуб символизирует мудрость и вечность.

Устами дерева произносится мораль «Свиньи и Дуба»: перед тем как погубить что-то, нужно подумать, не закончатся ли после этого получаемые ресурсы.

Поэт говорит, что люди недальновидны и глупы, не осознают, что необходимо относиться к источникам благ внимательно. Человек иногда не видит, что они скоро закончатся из-за гибели «кормильца».

Суть басни

Аллегорические образы помогают выразить основную мысль и цель высказывания автора, которая означает то, что не все ценят дары природы. И убивая это, люди убивают себя. Свои мысли автор выражал посредством литературных приемов:

Мораль «Свинья под дубом» высмеивает тему эгоизма. Некоторые не замечают других вокруг себя и пользуются благами, которые предоставляет природа, самостоятельно, при этом ругая и упрекая других.

Кроме Крылова, такие приемы использовали многие авторы, они не могли высказать проблемы вслух, а описывали их в своих сочинениях и сказках. Баснописец Лессинг использовал подобные методы иносказания для того, чтобы озвучить свое недовольство происходящим вокруг с помощью другого языка.

Крылов умел правильно высказываться, он характеризовал своих героев и высмеивал их каждый раз по-разному, всегда неся при этом какой-то смысл и мораль. Свинья и ворон представлены как два разных уровня мышления. Вывод можно сделать только один: свинья — глупая, ворон — мудрый.

Тема высмеивания

Басня высмеивает невежество человека. В произведении рассматривается слепая глупость без каких-то возможных проблесков.

Глупец слеп. Это относится и к обезьяне, которую Медведь из басни «Зеркало и Обезьяна» хотел научить смотреть на собственные недостатки, прежде чем унижать остальных, и к Свинье, пытавшейся разрушить Дуб, дающий ей плоды. В этом случае рассматривается только одно качество, но в различных его проявлениях.

Во времена писателя людей, отрицавших науку и знания, было немало. Но это еще не самая большая беда. Важней то, чтобы человек не сделал поспешных действий и выводов — таких, что отрицательно скажутся на обществе. Если что-то осуждать, нужно в первую очередь подумать, компетентен ли критик в этой проблеме, на самом ли деле то, что он пытается осудить, является бесполезным.

Чаще всего это не так. Не каждый может думать шире и смотреть на вещи под различными углами. Негативное отношение к познаниям появляется не из-за того, что от науки нет толка, а из-за обычной лени.

Естественно, невежды это не могут признать, а утверждают, что только ученье виновато в их несчастьях. Конечно, вина не в знаниях, а в их отсутствии. Помимо того, если человеку не требуются какие-то блага, не нужно считать, что они не нужны другим людям. Разрушая что-то из-за собственной неприязни, необходимо подумать: «Может быть, не трогать это и оставить в покое? Для меня это бесполезно. Но что, если это смогут использовать остальные люди?».

Источник

Анализ басни Крылова. Свинья под дубом читательский дневник. Свинья под дубом текст, краткое содержание, главная мысль, главные герои, мораль. Рисунок свинья под дубом

Ограниченность взглядов является довольно распространенным пороком общества и отдельных людей. Как правило, даже современные люди, которые обладают образованием и, казалось бы, более-менее развитой культурой мысли, не могут увязать причины и следствия, понять зависимость одного от другого.

В басне Свинья под дубом рассказывается о свинье, которая кушает желуди под дубом. Ненасытное животное в поисках желудей начинает не просто рыскать, но и рыть корни у дуба в надежде отыскать там немного пищи. Дуб, наблюдая за этим действом, обращает внимание свиньи на элементарный факт: именно он является источником желудей и если свинья подроет корни, то и желудей не останется.

Такое поведение является распространенным, хотя не всегда люди могут признать этот факт. Например, отношение к природе у людей порой довольно странное. Люди используют природные ресурсы, пользуются разнообразными благами, но при этом безмерно вредят планете.

Суть заключается в простом факте: на самом деле природа дает все эти блага и если пользоваться природой безраздумно, то ничего не останется. Тем не менее, человечество в каком-то смысле подобно ненасытной свинье, которая подрывает корни у дуба, с которого кормится. Поэтому басня, хотя и не нова, по-прежнему остается актуальной.

Крылов рассматривает различные негативные качества, такие как: ограниченность взглядов, то есть невежество; забота только о собственном благе и удовольствии, пренебрежение другими; отсутствие понимания взаимосвязи между причинами и следствиями. Довольно интересным тут является факт анатомии свиней, который следует здесь отметить. На самом деле свиньи физиологически не могут поднять голову, они на протяжении всего своего существования могут вообще не видеть небо, в связи с собственной физиологией.

Этот факт вполне может быть метафорой существования невежественного человека. Такой человек подобно свинье смотрит только перед собой, только вниз, он увлечен своими элементарными интересами и более ничем. Такой человек не видит «неба» и даже не может понять откуда появляются «желуди», которые его питают.

Свинья под дубом герои

Идея басни

Аллегорическая сказка учит тому, что не нужно считать бесполезными плоды любых знаний или науки только из-за того, что человек этого просто не понимает. Такое же иносказание прослеживается в басне Крылова «Мартышка и очки», где высмеивается обезьяна. Все начинается с того, что она ругает очки и ломает их, так как не увидела в них пользы. Но в действительности мартышка просто не умеет их правильно использовать. Рассуждения о том, чему учит басня «Свинья под Дубом», мораль этого произведения:

Свинья под дубом читательский дневник, краткое содержание

Свинья объелась желудями, которые лежали под огромным старым дубом. После сытной трапезы она улеглась под деревом спать. Проснувшись, решила рылом подрыть могучему дубу корни. Это увидел Ворон, сидевший на дереве. Он предупредил хрюшку, что дерево может засохнуть и погибнуть, если обнажить корни. Свинья сказала, что это ее волновать не должно, потому что мало толку от дуба. Пусть засыхает, главное, чтобы были желуди, которые она ест. Тогда рассердился дуб и призвал свинью поднять рыло вверх и обратить внимание, откуда падают ее любимые желуди.

Читайте также:  Где живут единороги в сказках

Сочинение. Басня И.А. Крылова «Свинья под Дубом». Восприятие, толкование, оценка

Басня «Свинья под Дубом» была написана И.А. Крыловым в 1823 г., впервые опубликована в «Северной пчеле» в 1825 г. Данный сюжет разрабатывался в басне Эзопа «Путники и платан»: «Путники шли дорогою в летнюю пору, в полдень, изнемогая от жары. Увидели они платан, подошли и легли под ним отдохнуть. Глядя вверх на платан, стали они между собою говорить: «А ведь бесплодное это дерево и бесполезное для людей!» Ответил им платан: «Неблагодарные вы! сами пользуетесь моей сенью и тут же обзываете меня бесплодным и бесполезным!» — Так не везет и некоторым людям: они делают ближним добро, а благодарности за это не видят». Также этот сюжет присутствует в басне Г.Э. Лессинга «Дуб и свинья». К этой же теме обращались и русские баснописцы, в том числе анонимные. Существует версия, что «скрытый адресат» басни — профессор, историк и литературный критик М.Т. Каченовский.

В этой басне, используя прием олицетворения и гротеска, Крылов аллегорически противопоставляет невежество и истинное просвещение. Персонажами басни становятся свинья, ворон и дуб. Главной героиней выступает Свинья. В ее поступках и рассуждениях проявляются такие качества, как лень, обжорство, глупость, неблагодарность, невежество. Все ее поведение определяется чисто животными инстинктами: «наелась желудей досыта, до отвала», «выспалась», «глаза продравши, встала». Перечисляя внешние действия, автор подчеркивает отсутствие у Свиньи каких-либо интересов, стремлений. Она воплощает у Крылова самые низменные человеческие инстинкты. Наевшись и выспавшись, Свинья начинает подрывать корни у Дуба. Причем вряд ли она сама может объяснить, зачем это делает. Рыть землю — это еще один животный инстинкт.

Свинью пытается вразумить Ворон. И этот образ у Крылова не случаен. Ворон — вещая, мудрая, ученая птица, несущая пророчества. Пытаясь остановить свинью, он приводит логические доводы:

Ведь это дереву вредит, — Ей с Дубу Ворон говорит, — Коль корни обнажишь, оно засохнуть может.

Однако она остается безучастной к доводам Ворона:

Пусть сохнет, — говорит Свинья, — Ничуть меня то не тревожит, В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею; Лишь были б желуди: ведь я от них жирею.

Затем в разговор включается и сам Дуб. Автор называет его вековым. Дуб в русской литературе всегда являлся символом долголетия и крепости жизни. В данном случае это значение уточняется: Дуб здесь воплощает вековой человеческий опыт, все положительное, доброе, культурное, накопленное людьми за много лет. Он также приводит свинье логические доводы:

Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут.

Однако в этом-то все и дело — Свинья не может «поднять рыло», оторваться от земли. В этом контексте слова Дуба у Крылова становятся символическими. Этот персонаж хочет донести до Свиньи простую истину: если ты не хочешь развиваться, совершенствоваться, узнавать новое и накапливать жизненный опыт, то ты изживешь сам себя. Фактически в сюжете басни здесь разворачивается поговорка: «рубить сук, на котором сидишь».

Мораль басни заключается последних строках ее:

Невежда так же в ослепленье Бранит науку и ученье И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Воссоздавая манеру живого разговора, Крылов использует фразеологизмы: «глаза продравши», «вкушает их плоды». Мы находим разговорные слова и выражения («жирею», «до отвала», «проку мало», «примолвил», «рыло»), устаревшую форму деепричастия («продравши»).

Свинья под дубом главная мысль

Не стоит рубить сук, на котором сидишь. Ведь свинья питается плодами дуба, в то же время подрывая его корни, что вредит дереву. Автор в басне высмеивает глупых и неблагодарных людей, которые часто уничтожают то (или тех), за счет чего живут. Показывает, что банальное невежество может привести к уничтожению ценностей и разрушениям, которые эти невежды сами создать не в силах, зато с легкостью уничтожают блага тех, кто хоть что-то сделал сам.

Анализ 2

Произведение представляет собой форму небольшого иронического рассказа, называемую басней, которая раскрывает насущные общественные проблемы посредством изображения образов животных и птиц, а также завершается авторским высказыванием в форме морали басни.

Действующими персонажами басни являются Свинья и Ворон, представленные поэтом в образе двух противоположных характеров, выступающих в роли порока и добродетели.

Интересная сюжетная линия произведения повествует об одном из эпизодов жизни Свиньи, которая, обнаружив растущий ветвистый дуб с большим количеством созревших желудей, вдоль утоляет ими свой неуемный аппетит, а после короткого отдыха в виде сна принимается за рытье подкорневой системы дуба в поисках новых желудей.

Сидевший на ветке дуба умный и здравомыслящий Ворон делает Свинье замечание о ее недальновидных действиях, которые впоследствии приведут к гибели дерева, поскольку вырытые корни окажутся засушенными.

Однако Свинья, отличающаяся наглостью, упрямством, бескультурьем, невежеством и необразованностью, не желает слушать птичьих наставлений, поскольку ее не интересует дальнейшая судьба дуба, а нужны только желуди, не понимая, что под засохшим дубом пищи уже не будет.

Посредством применения в басне «Свинья под дубом» художественного приема в виде иносказательной аллегории писатель демонстрирует в виде морали басни безразличных невежд, не принимающих научные и просветительские труды, при этом пользующихся их результатами в повседневной жизни, не испытывая чувства благодарности.

Шутливая манера повествования и изображения образов персонажей, выполненная эзоповым языком, отражает авторский замысел, заключающийся в изобличении общественных пороков в виде эгоизма, примитивного мышления, невежества, скудоумия, отсутствия надлежащего воспитания, способных причинить непоправимый вред своими недальновидными действиями.

Рисунок свинья под дубом, поэтапно карандашом

В басне отлично подобраны герои: мудрый Ворон, Свинья, не видящая дальше носа ничего и старый Дуб. Читайте детям поучительные басни, обращая внимание на глубокую мораль.

Несколько интересных Басен

Анализ стихотворения Маяковского «Отношение к барышне»

Не секрет, что Владимир Маяковский, как и многие поэты первой половины 20 века, вел довольно неупорядоченный и хаотичный образ жизни. Это касалось не только творчества, работы и бытовой неустроенности, но и взаимоотношений с женщинами. Считается, что музой поэта была Лиля Брик, однако это не мешало Маяковскому заводить романы на стороне. К некоторым из своих избранниц, среди которых – русские эмигрантки Татьяна Яковлева и Мария Денисова – поэт питал действительно очень возвышенные и нежные чувства. Другие женщины, в числе которых Элли Джонс и Лилия Лавинская, рожали от Маяковского детей.

Анализ стихотворения Брюсова «Каменщик»

Рубеж 19 и 20 веков ознаменовался революционными брожениями в обществе, которые поддерживали многие русские литераторы. Среди них оказался и Валерий Брюсов, который в тот момент считал себя декадентом и видел мир исключительно в мрачных тонах. Как и Александр Блок. Валерий Брюсов был убежден, что России необходима революция, которая смогла бы коренным образом изменить ситуацию и уравнять людей в своих правах. Позже поэт переменит свое мнение, равно как и литературные пристрастия, став символистом.

Анализ стихотворения Рубцова “О московском кремле”

В 1968 году Рубцов написал стихотворение “О Московском Кремле”, которое по ряду признаков напоминает оду. В произведении поэт отдает дань уважения месту, сыгравшему важную роль в судьбе русского народа. Сейчас Кремль представляет собой древнейшую часть Первопрестольной и главный ее символ, а также носит почетное звание официальной резиденции президента Российской Федерации. При советской власти его значение было не меньшим. Большевики вернули столицу из Петербурга в Москву, вновь подарив Кремлю функцию политического центра.

Анализ стихотворения Тютчева “Как нас ни угнетай разлука”

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал