Что высмеивается в басне крылова стрекоза и муравей

Содержание

Басня И. А. Крылова Стрекоза и Муравей: мораль и глубина

Все мы отлично с детства помним басню Крылова «Стрекоза и Муравей». Мораль басни известна каждому школьнику: труд будет вознаграждён, а праздность — наказана. Но ограничивается ли суть содержания басни этой краткой формулировкой? Попробуем ответить на этот вопрос.

В чём заслуга Крылова

Басня — специфический жанр краткой стихотворной притчи, в русской литературе почти полностью исчерпанный Иваном Андреевичем Крыловым. Он был единоличным автором большинства написанных им басен, а некоторые их них являются переложениями на русский язык произведений Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал их у Эзопа — как это случилось и с басней «Стрекоза и Муравей». Несмотря на то, что это перевод, у Крылова басня заговорила совсем по-другому, по-новому. В этом отношении русскоязычному читателю очень повезло, ведь только носитель русского языка может во всей полноте оценить истинную глубину крыловского видения нестареющих сюжетов.

Это интересно: аллегория в литературе что это, примеры.

Языковые средства передачи авторского послания

Иван Андреевич работал над каждой своей басней с кропотливостью ювелира, беспощадно избавляясь от всех лишних слов, оттачивая текст до совершенства. Поэтому их так легко учить наизусть. При этом Крылов никогда не поступался содержанием, он мог в очень редких случаях позволить себе некоторую грамматическую неуклюжесть или перенос ударения, но нужных слов, точно выражающих его мысль, он не опускал в угоду красоте стиха.

Анализ басни будет неполным без анализа языковых приёмов. Здесь можно выделить несколько ярких средств, помогающих автору передать главную идею.

Это интересно: обобщенно личные предложения, их примеры в литературе.

Особенности возрастного восприятия

Многие считают, что школьникам рановато читать, например, «Войну и мир» или «Преступление и наказание». А что насчёт наших любимых басен? Их полезно читать как в детстве, так и в зрелом возрасте. Ведь с возрастом на многие классические литературные произведения люди начинают смотреть по-другому, и басня, в которой, казалось бы, всё предельно ясно, не исключение. Анализируя произведения классиков, легко углубиться в такие дебри, что сами классики диву дались бы. Но тем и хороши их книги, что каждый читатель — юный или пожилой, обыватель или эрудит — найдёт в них что-то своё, увидит сквозь призму своего восприятия жизни.

Мораль басни в школе

Знакомство с басней «Стрекоза и Муравей» происходит в начальной школе и преследует две основные цели:

Таким образом, воспитательная цель на данном этапе совпадает с собственно миссией жанра — проиллюстрировать на кратком, но ёмком и красочном примере простую истину. Именно это и должно быть отражено в читательском дневнике школьника.

Восприятие глубины басни в зрелом возрасте

Взрослый человек, перечитав басню, заметит, что в ней говорится о справедливости, тогда как между строк можно разглядеть и несправедливость. Ведь Крылов творил в начале XIX века, когда в стране было чёткое социальное расслоение, обусловленное крепостным правом. Крестьяне тяжело работали всю жизнь, а у их хозяев «лето красное» никогда не кончалось. В роли стрекозы могли оказаться обедневшие дворяне, которые, будучи не приспособленными ни к какому труду, внезапно оказались без средств к существованию.

Неоднозначность героев

Имена героев басни стали нарицательными. Трудится, как муравей, говорим мы — это положительный отзыв. А называя, к примеру, девочку стрекозой, мы имеем в виду такие её черты, как подвижность, жизнерадостность, весёлость, беспечность.

Исходя из этого, нельзя сказать, что Стрекоза — герой однозначно порочный. Возможно, свою роль в такой оценке сыграло то, что современное представление о стрекозах изменилось со времён Крылова, когда стрекозой назывался «тот, кто стрекочет» — кузнечик, или цикада, как у Лафонтена. Ни о какой красоте речи не шло, и, если школьники жалеют стрекозу, оправдывая её тем, что она украшает мир своим существованием, получается, что они прочли басню не совсем так, как она была написана.

Я всегда жалела стрекозу. Муравей, по сути дела, её умирать послал.

Мы проходили в школе эту басню. Муравей молодец, уважуха ему. Всё лето пахал, вот пусть теперь отдыхает, а не кормит тунеядцев.

Это у насекомых так: кто еды не запасал, тот и пропадай. Если бы стрекоза была человеком, и при этом хорошо пела и танцевала — ей бы за это деньги платили, и побольше, чем муравью, который всё лето таскал с колхозных полей зёрна.

Источник

Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль и глубина

Все мы отлично с детства помним басню Крылова «Стрекоза и Муравей». Мораль басни известна каждому школьнику: труд будет вознаграждён, а праздность — наказана. Но ограничивается ли суть содержания басни этой краткой формулировкой? Попробуем ответить на этот вопрос.

В чём заслуга Крылова

Басня — специфический жанр краткой стихотворной притчи, в русской литературе почти полностью исчерпанный Иваном Андреевичем Крыловым. Он был единоличным автором большинства написанных им басен, а некоторые их них являются переложениями на русский язык произведений Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал их у Эзопа — как это случилось и с басней «Стрекоза и Муравей». Несмотря на то, что это перевод, у Крылова басня заговорила совсем по-другому, по-новому. В этом отношении русскоязычному читателю очень повезло, ведь только носитель русского языка может во всей полноте оценить истинную глубину крыловского видения нестареющих сюжетов.

Языковые средства передачи авторского послания

Иван Андреевич работал над каждой своей басней с кропотливостью ювелира, беспощадно избавляясь от всех лишних слов, оттачивая текст до совершенства. Поэтому их так легко учить наизусть. При этом Крылов никогда не поступался содержанием, он мог в очень редких случаях позволить себе некоторую грамматическую неуклюжесть или перенос ударения, но нужных слов, точно выражающих его мысль, он не опускал в угоду красоте стиха.

Анализ басни будет неполным без анализа языковых приёмов. Здесь можно выделить несколько ярких средств, помогающих автору передать главную идею.

Особенности возрастного восприятия

Многие считают, что школьникам рановато читать, например, «Войну и мир» или «Преступление и наказание». А что насчёт наших любимых басен? Их полезно читать как в детстве, так и в зрелом возрасте. Ведь с возрастом на многие классические литературные произведения люди начинают смотреть по-другому, и басня, в которой, казалось бы, всё предельно ясно, не исключение. Анализируя произведения классиков, легко углубиться в такие дебри, что сами классики диву дались бы. Но тем и хороши их книги, что каждый читатель — юный или пожилой, обыватель или эрудит — найдёт в них что-то своё, увидит сквозь призму своего восприятия жизни.

Мораль басни в школе

Знакомство с басней «Стрекоза и Муравей» происходит в начальной школе и преследует две основные цели:

Таким образом, воспитательная цель на данном этапе совпадает с собственно миссией жанра — проиллюстрировать на кратком, но ёмком и красочном примере простую истину. Именно это и должно быть отражено в читательском дневнике школьника.

Восприятие глубины басни в зрелом возрасте

Взрослый человек, перечитав басню, заметит, что в ней говорится о справедливости, тогда как между строк можно разглядеть и несправедливость. Ведь Крылов творил в начале XIX века, когда в стране было чёткое социальное расслоение, обусловленное крепостным правом. Крестьяне тяжело работали всю жизнь, а у их хозяев «лето красное» никогда не кончалось. В роли стрекозы могли оказаться обедневшие дворяне, которые, будучи не приспособленными ни к какому труду, внезапно оказались без средств к существованию.

Читайте также:  Тест по рассказу после бала толстой 8 класс

Неоднозначность героев

Имена героев басни стали нарицательными. Трудится, как муравей, говорим мы — это положительный отзыв. А называя, к примеру, девочку стрекозой, мы имеем в виду такие её черты, как подвижность, жизнерадостность, весёлость, беспечность.

Исходя из этого, нельзя сказать, что Стрекоза — герой однозначно порочный. Возможно, свою роль в такой оценке сыграло то, что современное представление о стрекозах изменилось со времён Крылова, когда стрекозой назывался «тот, кто стрекочет» — кузнечик, или цикада, как у Лафонтена. Ни о какой красоте речи не шло, и, если школьники жалеют стрекозу, оправдывая её тем, что она украшает мир своим существованием, получается, что они прочли басню не совсем так, как она была написана.

Я всегда жалела стрекозу. Муравей, по сути дела, её умирать послал.

Мы проходили в школе эту басню. Муравей молодец, уважуха ему. Всё лето пахал, вот пусть теперь отдыхает, а не кормит тунеядцев.

Это у насекомых так: кто еды не запасал, тот и пропадай. Если бы стрекоза была человеком, и при этом хорошо пела и танцевала — ей бы за это деньги платили, и побольше, чем муравью, который всё лето таскал с колхозных полей зёрна.

Источник

Мораль басни “стрекоза и муравей” крылова (анализ, суть, смысл)

Какова мораль басни “Стрекоза и муравей”?

Это произведение, знакомое нам с детства, имеет целый ряд авторов. Сама идея короткого повествования принадлежит Эзопу. Русский читатель прошлых веков мог познакомиться с ней в оригинальной записи кого-то из современников античного гения, или в пересказе Жана де Лафонтена. Называлась басня “Цикада и муравей”.

Именно в таком варианте и прочел ее Иван Андреевич Крылов. Он с детства искал себя в творчестве, предпочитая комедийный жанр. Познакомившись с баснями, Крылов решил поэкспериментировать и сделать художественный перевод нравоучительных сказок на русский язык.

Согласно сюжету, события развиваются так: на дворе стоит лето и каждое насекомое выбирает себе занятие по душе. Муравей решает приложить все усилия для обустройства убежища, которое позволит ему пережить суровую зиму. Стрекоза же предпочитает наслаждаться теплыми денечками. Когда приходят холода она в растерянности, муравей же во всеоружии.

Когда легкомысленная героиня обращается за советом к соседу, тот рекомендует ей пользоваться теми навыками и запасами, которые она успела сделать за лето.

В 60-е гг. в СССР был снят мультфильм по сюжету басни. Аниматоры предпочли сократить количество текста и сделать ставку на оригинальную картинку. В результате получилась сатирическая история на производственно-бытовую тематику. Финал немного изменился – вместо суровой назидательной фразы – морали, венчающей басню, зрителя ждет самая житейская развязка.

Басня “Стрекоза и муравей” в изложении Крылова завоевала популярность, благодаря заложенной в ней морали, а также легкому слогу и простой рифме. Ее часто разучивают в школах и для актерских импровизаций. В первом случае это развивает память и знакомит ребенка с культурой и народной мудростью, во втором дает возможность продемонстрировать артистический талант.

Мораль басни

Во все века залогом выживания человечества было умение подготовиться к трудностям. Тем проще это было сделать, если экстремальные условия были предсказуемы. Подготовка занимала время и давалась не просто, но от нее зависела жизнь. Эта древняя истина и изображена в басне. Персонажи изображают два варианта поведения человека: правильный и неправильный.

Как только наши предки переселились из пещер в более комфортабельное жилье, идея получила новое звучание. Подозреваю, что сам Эзоп имел ввиду не потребности своих современников в сооружении надежных жилищ на зиму и заготовку продовольствия, а их отношение к трате времени и сил на полезные и абсолютно бесполезные дела.

Понимать басню “Стрекоза и муравей” следует как назидание лентяям. Есть категория граждан, предпочитающих абсолютно бессмысленные забавы и принципиально отрицающих необходимость всех дел, которые требуют затрат сил.

Вместо обучения новым навыкам такая персона будет бездельничать.

Когда же она попадет в ситуацию, требующую поведения взрослого человека, окажется, что никакими знаниями и умениями, характерными для такового, она не обладает.

Ряд определений, которые Иван Крылов дал героями своей басни стали именами нарицательными. Так, легкомысленных людей часто называют “попрыгунья стрекоза”.

Упущенные шансы и даром растраченное время можно охарактеризовать словами “лето красное пропела”.

А если человек абсолютно беспомощен перед проблемой, с которой легко справится его более разумный собрат, ему рекомендуют “пойти и поплясать”.

Удивительное школьное сочинение о басне Крылова «Стрекоза и муравей»

На днях редакции попалось на глаза удивительное сочинение о всем известной басне И. А. Крылова “Стрекоза и муравей”. Крылов более всего известен, как русский публицист, поэт, баснописец и издатель сатирико-просветительских журналов.

Басня «Стрекоза и муравей» имеет следующую мораль: всегда наступает тот самый момент, когда за свое безделье придется расплачиваться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться.

Обычно человек, который прочитал это произведение всегда был согласен с этим мнением. В школе, наши учителя учили нас именно этому — учитесь, трудитесь, а развлекаться будете после.

Однако, ребенок, написавший это сочинение, увидел в басне совершенно другую мораль и выразил ее в своей школьной работе.

А вот и сама басня, если вдруг уже забыли текст:

Басня «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?

Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило.

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

То самое сочинение школьника:

Родители этого молодого человека выложили фотографию сочинения в интернете. Они даже не подозревали какой интерес будет вокруг этого школьного творения.

Не привычное для всех, мнение этого ребенка нельзя назвать не правильным. И оно имеет право на существование.

Людям просто необходимо видеть то прекрасное, что нас окружает, а не только трудиться не покладая сил.

А стрекозы наверное для этого и существуют, чтобы добавлять яркие краски в будни нашей жизни.

Не возможно остаться равнодушным к выводу этого вольнодумающего ученика!

Он отобразил совсем другую сторону морали этой знаменитой басни.

Если Вам понравилось сочинение — поделитесь им со своими друзьями!

Какая Мораль В Басне Крылова Стрекоза И Муравей?

Басня Крылова “Стрекоза и муравей” нам явно дает понять, что трудится стоит постоянно. Не стоит забывать, что кроме отдыха и развлечения есть труд.

Когда есть в жизни цель, то чтобы воплотить ее в жизнь, надо много трудиться, как муравей. А все по одному щклчку пальцем не придет.

Кто трудится и не ленится работать, тот всегда будет и обеспечен, и не останется возле разбитого корыта как некоторые герои из сказок и басен наших писателей.

В произведении автора басни Крылоа “Стрекоза и муравей”, писатель осмеивает человеческие недостатки людей, в образе героев басни. Также в этой басни мы узнаём основную мысль и мораль. Всё начиналось с того, как только начались холода, стрекоза захотела согреться и поесть, да негде и нечего.

Так как муравей всё лето трудился, готовился к холодной зиме, чтобы не погибнуть. А стрекоза всё лето пропела и ничего не делала. А муравей ей отвечает с усмешкой, что раз она пела, то пусть идет попляшет. Автор басни “Стрекоза и муравей” подразумевает такое понятие, что надо не только уметь гулять и резвиться.

но и уметь трудиться.

Читайте также:  My best friend составить рассказ

Мораль такова, надо трудиться, что легкомысленные бездельники остаются у “разбитого корыта”. Но жизнь показывает обратное. Трудится человек, трудится как муравей и не чего не имеет, а легкомысленная “стрекоза” прыг, прыг глядишь и допрыгалась до до богатого мужа.

Ради саморазвития стоит прочитать басню “Стрекоза и муравей”. Стихотворение Крылова очень веселое о красотах и трудностях жизни. В этой басне показаны две противоположности: муравей, который усердно трудится постоянно, и стрекоза, которая показана легкомысленной. Ну а мораль – готовь сани летом, а телегу зимой, о своем будущем стоит позаботиться заранее.

Начну с небольшого отступления. В детстве меня всегда интересовала в этой басне прыгающая, да еще и поющая стрекоза, т.к. я в природе всегда только молчаливых летающих стрекоз наблюдал.

Позже я узнал, что во времена написания этой басни стрекозой называли кузнечика, который, в общем то, реально прыгает и поет, точнее издает звуки. Забавно то, что ни никто не мог объяснить это ребенку, читая эту странную басню.

На первый взгляд мораль в басне, примерно та же, что и в пословице “готовь сани летом, а телегу зимой”. Что бы выжить в этом мире, необходимо работать. При этом стрекоза (кузнечик) выглядит туповатым легкомысленным самоубийцей, а муравей трудолюбивым, хозяйственным и предусмотрительным работником. Но есть одно “НО”.

В этом случае Иван Андреевич не учитывал биологические аспекты жизни насекомых. А с их учетом возникает вопрос: На фига стрекозе (кузнечику) к зиме готовиться, если ей жить то отведено только одно лето? От прыгал, от стрекотал свое и к праотцам.

Если же учитывал, то мораль несколько изменится в сторону высокого предназначения для одних и низменности для других, и соответственно не понимания одних другими. И здесь муравьишка уже выглядит не далеким чернорабочим. А стрекоза (кузнечик) наделенным талантом дарить искусство не долго, но красиво. В общем, та еще басенка получилась.

Мораль этой басни не выделена композиционно (как обычно в баснях), она заключена в словах Муравья: “Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!” Подразумевается мысль, что за любую лень, развлечение приходит расплата в виде голода, холода, бездомства.

Странно, конечно, что воспевается зануда, труженик, насмешник, ехида Муравей, у которого ни капельки сочувствия и милосердия. Вроде как Стрекоза легкомысленна, а поэтому должна получить по заслугам. За басенным сюжетом угадывается противостояние витающей в облаках женщины и реалистичного мужика-хозяина. Мне искренне жаль Стрекозу.

А Муравей пусть сидит всю зиму один-одинешенек, ест свои припасы и не услышит веселой песни Стрекозы, не совершит романтических выходок. Жадина он.

Басни Крылова, безусловно, заслуживают уважения тем, что они очень жизненные. Мораль басни стрекоза и муравей, я бы хотела выразить известной поговоркой: делу время-потехе час! Так и есть. Никто не позаботится о тебе кроме себя самого. Стоит думать не только о развлечениях, но и о хлебе насущном.

Смысл этой басни, или лучше сказать морали, каждый человек воспринимает по разному, то есть судя по себе, лично я эту басню узнала ещё в садике и с того момента по сей день, мораль к этой басне в моём мнении такова: не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня и у тебя всё будет хорошо.

Этой басне много лет но она до сих пор актуальна именно по этому её заставляют учить в школе наизусть. Мораль сей басни такова – надо готовить сани с лета. А раз стрекоза пела так пришло время и лапу сосать)

Мораль в том что Стрекоза жила одним днём и совсем не думала о том что будет завтра. Когда закончилось лето настали холодные и голодные времена. Муравей летом работал и заготовил хорошие припасы на зиму но делиться со Стрекозой он не захотел.

мораль в басне Крылова Стрекоза и муравей Мораль этой басни такова: если тебе повезло по жизни, но у тебя вдруг произошел временный сбой, то на поклон тебе придется идти к нудным и ограниченным неудачниками, которые не способны в своих мыслях подняться высоко и поэтому живут на одни копейки.

Удивительное школьное сочинение о басне Крылова “Стрекоза и муравей”

Здравствуйте! На днях редакции «Я и Мир» попалось на глаза удивительное сочинение о всем известной басне И. А. Крылова “Стрекоза и муравей”. Крылов более всего известен, как русский публицист, поэт, баснописец и издатель сатирико-просветительских журналов.

Басня «Стрекоза и муравей» имеет следующую мораль: всегда наступает тот самый момент, когда за свое безделье придется расплачиваться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться.

Обычно человек, который прочитал это произведение всегда был согласен с этим мнением. В школе, наши учителя учили нас именно этому — учитесь, трудитесь, а развлекаться будете после.

Однако, ребенок, написавший это сочинение, увидел в басне совершенно другую мораль и выразил ее в своей школьной работе.

А вот и сама басня, если вдруг уже забыли текст:

Басня «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле, Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает, Стрекоза уж не поет, И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?

Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас — Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило.

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

То самое сочинение школьника:

Родители этого молодого человека выложили фотографию сочинения в интернете. Они даже не подозревали какой интерес будет вокруг этого школьного творения.

Не привычное для всех, мнение этого ребенка нельзя назвать не правильным. И оно имеет право на существование.

Людям просто необходимо видеть то прекрасное, что нас окружает, а не только трудиться не покладая сил.

А стрекозы наверное для этого и существуют, чтобы добавлять яркие краски в будни нашей жизни.

Не возможно остаться равнодушным к выводу этого вольнодумающего ученика!

Он отобразил совсем другую сторону морали этой знаменитой басни.

Если Вам понравилось сочинение — поделитесь им со своими друзьями!

Удивляйтесь вместе с Я и Мир!

Конспект открытого урока литературного чтения на тему “Нравственный смысл басни И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей” (2 класс)

Конспект урока литературного чтения

на тему: «Нравственный смысл басни

И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Учитель начальных классов Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: отличать басню от стихотворения или рассказа, определять особенности басенного текста, воспринимать на слух художественное произведение, сравнивать авторские и народные произведения; получат возможность научиться: находить авторские сравнения и подбирать свои, соотносить пословицы и смысл басенного текста, характеризовать героев басни с опорой на текст.

Метапредметные: познавательные: используют разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое); осознанно воспринимают и оценивают содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Литературное чтение. Климанова Учебник 2класс Москва «Просвещение» 2013г Л.Ф. Электронное приложение к учебнику Литературное чтение 2 класс Л.Ф. Климанова Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс С.В.Кутявина. Москва «ВАКО» 2012г

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

организационная структура (сценарий) урока

I. Мотивация самоопределение к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность.

Кому-то сказки надоели,

А кто-то сказками пленен.

И самый лучший наш урок

Начнем с знакомых нам имен

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Читайте также:  Написать небольшой рассказ о москве

Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюдения учителя

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

-На прошлом уроке мы познакомились с творчеством И.А.Крылова.

– Как называется жанр, в котором работал И.А.Крылов?

-Что высмеивается в баснях?

-Кто главные герои басен?

-Прочитаем выразительно басню «Лебедь, Щука и Рак»

-А сейчас звуковая разминка

Изобразите звуками как:

– стрекочут кузнечики (ч-ч-ч);

– шипит разогретое на сковороде масло (щ-щ-щ).

– Что можете сказать об этих звуках?

– Прочитаем чистоговорки с этими звуками. Слайд№3

– Что мы сейчас с вами сделали?

– С какой целью мы сейчас произносили эти звуки?

Отвечают на вопросы

Читают выразительно басню «Лебедь, Щука и Рак»

Дети произносят звуки

Отвечают на вопросы. (Эти звуки шипящие)

Дети читают чистоговорки, отрабатывая умение правильно произносить шипящие звуки.

Отвечают на вопрос.

Познавательные:осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация); извлечение необходимой информации из текстов; выявление сущности, особенности объектов.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы познакомимся еще с одной басней И.А. Крылова. Сначала послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем читать.

На ромашку у воротОпустился вертолет –Золотистые глаза.

Кто же это? …(Стрекоза.) Слайд№4

-Стрекоза – это удивительное хищное насекомое. Она довольно большого размера с огромными глазами. Стрекозы могут очень быстро летать и хватать добычу на лету.

Некоторые их виды очень красивы, особенно привлекают их тонкие большие крылья и выразительные глазки.

Кто они? Откуда! Чьи?Льются чёрные ручьи:Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.(Муравьи.) Слайд №5

-Муравей – символ трудолюбия, взаимопомощи, про него написано много басен и сказок. В Библии говорится, что нет у муравья начальника, но он всё равно непрерывно работает и что ленивцам есть чему у него поучиться.

– Догадайтесь, о ком будем читать басню?

-Прочитайте в учебнике, как она называется.

– Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с заглавной буквы?

– Тема нашего урока….Слайд №6

Рассматривают картинки с изображением насекомых

Отвечают на вопросы

Учащиеся определяют тему урока

IV. Работа по теме урока

И. Крылова «Стрекоза
и Муравей» (аудиозапись).

2. Словарная работа

-Что необходимо выяснит для успешного усвоения басни? Попробуем вместе объяснить значения непонятных слов и выражений Слайд №8-№9

Оглянуться не успела – прошло всё очень быстро.

Помертвело чисто поле – урожай собран.

Как под каждым ей листком был готов
и стол и дом
– везде могла найти себе приют.

И кому же в ум пойдёт – никто не подумает

Дают толкование непонятных слов.

Представили, что мы стрекозы. Покажите, как они прыгают с цветка на цветок и машут крыльями.

Дети прыгают и машут ручками

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

V. Закрепление знаний и способов действий

1. Повторное чтение басни

2. Анализ художественного произведения (беседа по содержанию произведения).

2. Работа
с пословицами (с. 107).

3. Работа по вопросам и заданиям учебника

4. Чтение басни по ролям

– Прочитайте басню вполголоса.

– Кто из героев басни вам понравился и почему?

– Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.

– Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?

– К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью?

– Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ. Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему? Что нам хотел сказать

Крылов своей басней?

– На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне?

-Герои басни обладают разными чертами характера, как и все люди.

Подберите характеристики для наших героев

(Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый.) Слайд№10

-Я буду читать начало пословицы, а вы- конец.

-Сделал дело-…….гуляй смело.

-Семь раз отмерь-…….один отрежь.

-Делу время-….потехе час.

-Люди пахать-……а он руками махать.

Кто веселится весной,-….. проплачет зимой. Слайд №11

-Какая пословица подходит к морали басни?– Соотнесите пословицу и мораль басни.

– Какие еще пословицы подходят к этой басне?

Обобщает, корректирует ответы учащихся

Дети читают басню самостоятельно

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся дают характеристику героям басни.

Выполняют задание на карточках и зачитывают свои ответы

Определяют мораль басни, подбирают пословицы.

Познавательные:осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций; выявление сущности, особенности объектов.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание

Устные ответы, выполненные задания

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.

– Как называется басня?

– Как жила Стрекоза летом?

– Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?

– К кому пошла Стрекоза за помощью?

– С какой просьбой она обратилась к Муравью?

– Что ей сказал Муравей?

– Как следует понимать слова Муравья: «Ты всё пела…»

Отвечают на вопросы

Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Чтение по ролям басни (задание 6, с. 107)

Задают уточняющие вопросы

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Литературно-методический анализ басни И.А. Крылова “Стрекоза и Муравей”

Литературно-методический анализ басни И. А. Крылова

Данное произведение – басня т. к небольшое по размеру, есть мораль, есть перенос пороков людей.

Например: стрекоза ленилась, не хотела ничего делать, а муравей работал, не ленился.

Тема басни: как стрекоза пела, веселилась, а муравей трудился.

Идея:Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)

В этой басни 2 героя – стрекоза и муравей. Стрекоза отображает лень, беззаботность, безответственность любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём и прочие пороки людей.

Басня легко запоминается, нет сложных слов, иноязычных, которые затрудняют восприятие. Есть устаревшие слова «вешних», «удручена».

Автор выбрал именно стрекозу и муравья потому что муравьи трудолюбивые, строят муравейник-домик, постоянно в делах, а стрекоза порхает, везде летает.

в басни несколько антитез:

1. Лень и труд(трудолюбивый муравей, ленивая стрекоза)

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.

2. Летом резвая, зимой вялая(летом прыгала, веселилась, к зиме еле ползла к муравью)

Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило».

В басне нет сравнения.диалог есть между муравьем и стрекозой

Для выделения морали взят диалог муравья и стрекозы

Лето целое всё пела». —
«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»

Интонация протяжная, медленная, спокойная до диалога стрекозы и муравья. С помощью интонации передается настроение автора, его отношения к описываемому диалогу между муравьем и стрекозой. Муравью не приятно, что стрекоза ни о чем не думала, для нее созданы были все условия (Как под каждым ей листкомбыл готов и стол и дом), а муравей работал, для него не было таких условий, как для стрекозы.

В тексте басни можно увидеть сарказм автора над стрекозой в последней строке «Ты всё пела? Это дело:Так поди же, попляши!» В басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие своё время.

К этой басни можно подобрать такие пословицы:

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал